НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Домашний труд младшего школьника. Петрова В. И. — 1959 г.

Вера Ивановна Петрова

Домашний труд
младшего школьника

*** 1959 ***


PDF

<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

Полный текст книги
      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Приучать детей к домашнему труду с первых лет их жизни 3
      Какую работу по дому могут выполнять младшие школьники 6
      Домашний труд и режим дня 11
      Мальчики и девочки в домашнем труде 13
      Постепенно приучать детей к домашнему труду 14
      Требовательность родителей 16
      Как заинтересовать ребенка 20
      Обязательно проверять выполнение поручения 25
      Похвала и наказание 27
      Учителя вместе с родителями воспитывают любовь и уважение к домашнему труду 29
      Гигиена домашнего труда детей 30

     

      Приучать детей к домашнему труду с первых лет их жизни
      Родители являются первыми воспитателями, которые должны заложить основы правильного отношения ребенка к физическому труду, Первые шаги в этом направлении начинаются с приучения детей к выполнению простейших домашних обязанностей. Вот трехлетний малыш сосредоточенно и старательно собирает разбросанные игрушки, в более старшем возрасте он приучается аккуратно и на определенное место класть свою одежду, а потом уже следит за порядком на своем письменном столе и даже наводит и поддерживает порядок в квартире.
      В результате привычка к аккуратности, воспитанная с самого раннего возраста, не может не сказаться и на работе: на производстве, в учреждении такой человек, как правило, не сможет равнодушно отнестись к беспорядку на своем рабочем месте, не сможет мириться с грязью вокруг себя. И, конечно, он не раз с благодарностью вспомнит своих родителей, которые с любовью и терпением воспитывали у него так пригодившиеся ему ценные и полезные навыки.
      Но аккуратность, любовь к чистоте и порядку не единственные качества, которые нужно и можно воспитать у ребенка, приучая его к выполнению работы по дому. Ответственность за порученное дело, добросовестное отношение к нему, умение доводить начатую работу до конца — все эти качества также нужно воспитать у детей при выполнении ими домашней работы.
      Привыкнув дома быть заботливым, внимательным и предупредительным с родителями, братьями и сестрами, ребенок й в коллективе сможет проявить эти же качества. Внимание к людям постепенно станет положительным качеством его личности.
      Домашний труд оказывает влияние не только на нравственное, но и на физическое развитие ребенка. Родители должны помнить, что для младших школьников домашняя работа является основным видом более или менее систематического физического труда. Уборка комнаты, мелкая стирка, работы на огороде, в саду и так далее-все это требует от детей затраты физической силы. Посильная для ребенка работа вырабатывает у него способность к трудовому (физическому) усилию. Часто отсутствие именно этой способности делает человека бездеятельным, ленивым.
      Если родители требуют от ребенка ежедневного участия в домашнем труде, у него постепенно может выработаться необходимая привычка к физическому трудовому усилию. Кроме того, человек, с детства приученный к домашнему труду, не будет бояться другой физической работы, не будет пренебрегать «черновыми делами».
      Привычка к повседневному домашнему труду, умение трудиться, удовлетворение, которое дает хорошо сделанная работа, — все это поможет воспитать у ребенка уважение и любовь к любому физическому труду.
      Всегда ли родители правильно понимают те большие возможности, которые дает приучение ребенка к домашнему труду для его нравственного и физического развития?
      Нередко можно слышать такие высказывания сердобольных матерей: «Зачем я буду заставлять своего ребенка заниматься хозяйством? Это уж мое дело, а сыночек (или дочка) пускай поиграет, побегает. Ведь скоро и детство кончится. Кто же пожалеет своего ребенка, как не мать».
      Такое отношение к участию детей в домашнем труде Связано с неправильным представлением некоторых родителей о его значении в жизни каждого человека. Ведь тот факт, что дочка не собирается быть домашней хозяйкой, еще не означает, что заботы о семье, о детях не будут ее волновать. Наоборот, сочетая семейные заботы с работой на производстве или в учреждении, каждая мать должна проявить максимум организованности, умения и трудолюбия. А отец в семье, наравне с которым работает жена, разве может он остаться в стороне от домашних забот?
      Безусловно, нет. Если мужчина по-настоящему заботится о благополучии и счастье семьи, он также должен взять на себя часть домашних дел.
      Все сказанное говорит о том, как важно приучать всех детей к домашнему труду и прививать им любовь к нему. Приятно и радостно быть в доме, где заботливые и умелые руки наводят и поддерживают чистоту, порядок, уют, где семья имеет умело и вкусно приготовленный обед, ужин, завтрак. А особенно радостно быть в семье, где все это делается сообща, всеми членами семьи, где каждый охотно вкладывает свой труд в общее дело.
      Многие матери полагают, что домашняя работа слишком проста, умения и навыки, с ней связанные, несложны, а часто и просто элементарны. В действительности все обстоит не так просто, как кажется на первый взгляд. Вот пример.
      Некогда на страницах журнала «Семья и школа» развернулась дискуссия читателей о причинах распада одной молодой семьи, у которой, казалось бы, было в основном все необходимое для счастливой совместной жизни.
      Но была ли эта семья счастливой?
      У молодоженов в комнате было неуютно: «...ворох изорванной бумаги в углу, горка немытой посуды, недоеденные и брошенные на столе куски хлеба...»
      Молодой муж Геннадий бросал свои вещи, где попало, а утром, когда надо было спешить на работу, он ворчал, отыскивая галстук, запонки или бритвенный прибор.
      Между мужем и женой нередко возникали такие разговоры:
      — Смотри, до чего ты довела комнату, — хмуро говорил Геннадий и показывал на потолок и стены, — цветы посохли, везде паутина.
      — Паутину ты и сам бы мог прекрасно обмести...
      — Надоело мне с тобой нянчиться, только и умеешь все портить, — говорил муж, намекая на испорченный обед, при приготовлении которого жена забыла выпотрошить птицу.
      Жена Люся парировала: «Забыл, как сам мясной фарш водой промывал?»
      Но вот в семье появился ребенок, и жизнь стала еще более беспорядочной, неуютной и сложной, все чаще и чаще стал возникать вопрос о разводе.
      Многие читатели единодушно пришли к выводу, что одной из существенных причин неудачно сложившейся семейной жизни Геннадия и Люси явилось их неумение paj зумно организовать свой быт, полное отсутствие прочной привычки к домашнему труду. И именно к домашнему труду, так как Люся и Геня неплохо работали на производстве, но совершенно не хотели да и не умели выполнять домашнюю работу.
      Описанный выше случай не является исключением. Можно привести много примеров, когда возникшая по каким-либо причинам трещина в семейных отношениях углублялась из-за неумения супругов правильно организовать хозяйственную сторону своей жизни.
      Приучая детей с ранних лет к домашнему труду, родители смогут понемногу, постепенно, без лишней загрузки приобщить ребенка к работе по дому. Эта работа станет для него естественной и необходимой частью быта.
      Разумная и хорошо продуманная организация домашнего труда детей поможет воспитать у них не только нужные умения и навыки, а также любовь и уважение к труду. При этом родители должны помнить, что домашние обязанности ребенка — первые его шаги в трудовой жизни, что отношение к домашнему труду часто во многом определяет и. его будущее отношение к труду вообще.
     
      Какую работу по дому могут выполнять младшие школьники
      Первое, к чему приучается ребенок еще до школы, это труд по самообслуживанию, т. е. труд, связанный только с личными потребностями ребенка. Обычно дошкольник уже умеет сам одеваться, закрывать свою постель, умываться, аккуратно складывать перед сном одежду и т. п.
      С поступлением в школу ребенка не следует освобождать от дел по самообслуживанию. Наоборот, если раньше
      ребенок не всегда убирал за собой постель, то теперь ему надо внушить, что он обязан это делать ежедневно и без напоминаний взрослых, так как он стал уже большим, школьником.
      Если до школы ребенок по утрам только умывал лицо, руки, чистил зубы, то теперь надо приучить его мыть шею, уши, обтираться до пояса.
      С поступлением в школу у детей появляются и новые обязанности. Школьник обязан, придя из школы, переодеться, снять форму, вычистить ее и аккуратно убрать. Постоянной обязанностью младшего школьника становится чистка обуви: ребенка надо приучать всегда выходить из дома в вычищенных ботинках. Дети сами моют галоши, учатся чистить запачканную одежду после гуляния, сами приучаются следить за порядком в своем портфеле, соблюдать чистоту на письменном столе, всегда убирать все на место после игры, а если надо, подмести или вытереть за собой пол.
      Школьники приучаются пришивать воротничок к форме, стирать и гладить носовые платки и другие мелкие вещи. Пришивать пуговицы, штопать небольшие дырки на чулках и носках и вообще ухаживать за одеждой, должны уметь не только девочки, но и мальчики.
      Постепенно дети приучаются убирать за собой стол после еды.
      Прививая детям навыки самообслуживания, родители во многом облегчат свой собственный труд и помогут детям преодолеть беспомощность, приобрести самостоятельность.
      Когда ребенок привыкнет выполнять наиболее простые работы по самообслуживанию, его можно привлекать к труду по уборке комнаты. Сначала детям поручается вытирать пыль с вещей, подметать пол, ухаживать за комнатными цветами и т. д. Первое время младшие школьники выполняют эту работу вместе со взрослыми.
      Более старшим детям можно давать постоянные и самостоятельные поручения по уборке комнаты.
      Приучая ребенка убирать комнату, родители тем самым воспитывают у него аккуратность. Очень важно, чтобы как девочки, так и мальчики не оставались безразличными к окружающему их беспорядку, не садились за уроки, за книгу в неприбранной, грязной комнате.
      Одним из неизменных видов домашнего труда является приготовление пищи. Участие детей в делах по кухне должно постепенно стать обычным в семье.
      Сначала детям нужно поручать подсобные задания: принести картошку, лук, подать крупу, сахар, соль. Обычно дети с интересом наблюдают, как мать готовит пищу, особенно, если это связано с приготовлением праздничного обеда.
      Постепенно они узнают, где что лежит, в очень общих чертах знакомятся с процессом приготовления пищи. Затем дети получают более серьезные задания: почистить картошку, помыть овощи, перебрать ягоды, помешать кашу, последить за кипячением молока и т. д.
      Надо специально обращать внимание детей на то, как готовится пища: «Ну-ка, расскажи, как надо сделать омлет, как ты будешь варить манную кашу или суп?» — спрашивает мать, приступая к приготовлению того или иного блюда. Если ребенок затрудняется ответить, мать тут же предлагает ему посмотреть, как она будет варить кашу, делать омлет и т. п.
      Постепенно под присмотром родителей дети сами начинают пробовать свои силы в кулинарном искусстве.
      Работой, тесно примыкающей к приготовлению пищи, является участие детей в хозяйственных покупках.
      Детей рано начинают посылать в магазин за хлебом, за сахаром и другими продуктами. Сначала такие поручения даются изредка, время от времени, а затем за старшими детьми закрепляются постоянные обязанности: ежедневно ходить за хлебом или молоком, следить, чтобы в доме всегда была соль, мыло и т. п.
      Поручая детям те или иные покупки, важно контролировать их, проверять, сколько денег было истрачено, сколько принесено сдачи. Причем, делать это надо с целью приучения детей к аккуратности в обращении с деньгами, а никак не из подозрения ребенка в нечестности. Доверие ему должно быть оказано полное, тогда и он будет стараться оправдать это доверие. В результате дети не только облегчают домашний труд взрослых, но и становятся более заботливыми и хозяйственными.
      Очень важно с ранних лет приучать детей к помощи по обслуживанию взрослых. Дети должны быть внимательны и предупредительны к взрослым членам семьи. Эти качества появляются у ребенка не сразу, их надо умело воспитывать. Сначала ребенок выполняет небольшие поручения: приносит старшим газету, книгу, домашние туфли или другие предметы, вовремя подает на стол тарелку, хлеб и т. д., когда мать или отец приходят с работы. Потом в их обязанности входит подогр-ева-ние пищи к приходу родителей, мытье посуды после обеда.
      Конечно, вначале все это делается по просьбе взрослых. Лучше, если отец обращает внимание ребенка на то, что надо сделать для матери, и учит быть внимательным и предупредительным с ней, а мать в свою очередь напоминает детям, как надо позаботиться об отце.
      ...Отец только вернулся с работы. Дети радостно прш ветствовали его появление и тут же вернулись к прерванной игре. Мать напомнила им: «Наш папочка сегодня очень устал, надо за ним поухаживать. Ты, Коля, налей воды в умывальник и принеси папе полотенце, а ты, Танюша, быстренько накрой на стол». В следующий раз отец заботливо говорит детям: «Мама сегодня немного нездорова, давайте уложим ее в постель, приготовим ужин и маму накормим». (Детей надо приучать быть особенно внимательными к больным.)
      В таких семьях забота о взрослых, естественно, станет для детей чем-то обязательным, само.собой разумеющимся делом. Если у детей не воспитать это качество, то, став взрослыми, они очень часто не будут догадываться в нужный момент проявить заботу о старших, а иногда просто постесняются быть внимательными и предупредительными.
      Приучение школьников к уходу за малышами помогает воспитывать правильные взаимоотношения в семье между младшими и старшими детьми. В некоторых семьях такая помощь старших (сестер и братьев) иногда бывает неизбежной. Старшие дети нянчат малышей, гуляют с ними, помогают кормить их, одевать, играть с ними, читать книжки, делать им игрушки и т. д. Если близко ясли или детсад, дети постарше могут отвести и привести малыша домой, погулять с ним, покормить его. Не следует, безусловно, перегружать ребенка этими делами. Поручать их ему надо время от времени, когда взрослые особенно заняты.
      Перечисленные выше виды домашнего труда младших школьников имеют место в любой семье как в городе, так и в деревне. Но для детей сельской местности домашние дела еще более разнообразны.
      Дети села принимают участие це только в уборке комнаты, но и двора, помогают взрослым ухаживать за огородом, садом, цветником, помогают сажать рассаду, полоть, убирать урожай, поливают цветы, собирают гусениц; они ухаживают за домашними животными (готовят корм, поят животных, иногда пасут, чистят помещение мелких животных) и т. д.
      Обычно в силу своеобразия жизни и бытовых условий сельские дети раньше приобщаются к домашнему труду и умеют выполнять значительно большую по объему и содержанию работу, чем дети этого же возраста в городе. Поэтому трудности приучения детей к домашнему труду с наибольшей остротой выступают для городских жителей.
      Родители, приобщая ребенка к домашнему труду, должны давать ему посильные поручения. При этом надо принимать во внимание возрастные особенности, умственное и физическое развитие ребенка, учитывать те умения, которые у него уже имеются, и, наконец, по возможности не забывать интересы ребенка. Надо иметь в виду, что особенности младшего школьника нередко ограничивают его возможности, делают для него непосильными выполнение тех или иных поручений.
      Характерным для труда учащихся I — II классов является то, что обычно дела поручаются им взрослыми в тот момент, когда за приказанием сейчас же должно следовать выполнение. Например, даются такие поручения: накрой на стол, вычисти ботинки, вытри тряпкой подоконник. Действительно в этом возрасте ребенок не может еще держать в памяти задание, которое отделено до момента его выполнения значительным промежутком времени. Если, например, одно из этих заданий дать ребенку утром и попросить выполнить его в середине дня, то ребенок без привычки может забыть о поручении. Умение держать в памяти задание и выполнять его своевременно возникает не сразу, а лишь после длительного упражнения ребенка.
      Ребенок легче запоминает и выполняет несколько последовательных поручений, например, вымыть свою тарелку, вытереть со стола и положить посуду на место. Но если ему сразу перечислить разнородные дела: помыть тарелку, почистить ботинки, подмести комнату, и прибрать письменный стол и так далее, то даже при умении выполнять все намеченные матерью поручения ребенок забудет
      и о последовательности и о количестве поручений и выполнит их неполностью.
      Лишь к III классу ребенок привыкает запоминать и последовательно выполнять несколько небольших разнородных заданий, а в IV классе он уже приучается к тому, чтобы выполнять постоянные дела, за которые он целиком отвечает, о которых он должен своевременно вспомнить и сделать. Сначала это небольшие отдельные дела (сходить за хлебом, дать корм животным, начистить картошку, встретить корову из стада и т. д.), а потом это уже цепь дел (и подмести пол, и сходить за молоком, и полить цветы). Не загружая ребенка сразу большим количеством поручений, постепенно приучая его к новым и новым видам работ, можно без особых затруднений включить его в повседневный домашний труд.
     
      Домашний труд школьника и режим дня
      Некоторые родители считают, что после поступления в школу у ребенка не остается времени ддя выполнения домашних дел, что, занимаясь учебной и домашней работой, школьник будет очень уставать и утомляться. В результате ребенка полностью освобождают от всех видов домашней работы. При этом родители забывают, что учебная работа — это умственный труд, а домашняя — физический. Одним из хороших видов отдыха после умственной работы является переключение на физический труд, конечно, труд, который является посильным для ребенка данного возраста. Поэтому включение в режим дня ребенка трудовых дел по дому не тольно не вредно, а, наоборот, очень полезно как с воспитательной точки зрения, так и с оздоровительной.
      Для учеников I и II классов на такой труд не отводится специального времени, так как каждое дело не отнимает больше 5 — 10 минут, а в III — IV классах домашнему труду отводится регулярно не меньше часа: до школы (утром) убрать комнату — 30 мин., после школы сходить за хлебом и молоком, вымыть после обеда посуду — 30 — 40 мин.; или утром приготовить корм животным и накормить их, подмести двор — 30 мин., а после школы сходить за водой, в магазин — 30 — 40 мин. Планируя домашние дела и режим дня школьника, важно иметь в виду, что труду должно быть отведено какое-то определенное время. Конечно, иногда приходится просить дочь или сына помочь в чем-то, когда эта помощь необходима независимо от привычного распорядка дня. Но нельзя это делать постоянно, не считаясь с тем, чем в настоящее время занимается школьник.
      Нередко бывает так: только ребенок разложил книги, сел за уроки, как его посылают за керосином. Начал мальчик читать интересную книгу, — его просят полить огород, села дочка за вышивку, только начала работу, — ее посылают погулять с младшим братом и т. д.
      Естественно, что ребенок не умеет сразу и быстро переключиться с одного дела на другое. Чтобы бросить одно дело, на которое он настроился, и приступить к другому, ребенку приходится преодолеть естественное внутреннее желание не послушаться родителей. Но в результате появляется общее неудовольствие, чувство огорчения. Дело свое он выполняет нехотя, через силу.
      В зависимости от типа нервной системы ребенка такое переключение может происходить быстрее или медленнее. Дети с подвижным типом нервной системы легче справляются с задачей переключения с одного дела на другое, а медлительные испытывают при этом особые трудности. Иногда внутреннее нежелание, связанное с трудностью переключения, проявляется в грубости. На предложение матери или отца выполнить неожиданное поручение ребенок вдруг говорит: «Не пойду я никуда. Всегда, как только начну любимую работу, так обязательно что-нибудь другое заставят делать». Чтобы не допускать подобных случаев, родители должны стараться без особой нужды не дергать ребенка или же дать ему время на то, чтобы перестроиться, психологически подготовиться к новому делу. Например, дочка читает книгу, а ее необходимо послать в магазин. Мать говорит: «Галя, как только дочитаешь страницу, надо будет пойти в магазин. Вот я тебе положила здесь деньги». Или сыну: «Заканчивай стругать пропеллер, через 10 минут пойдем готовить корм свиньям». г
      Сами родители часто на себе испытывают трудность переключения с одного дела на другое. Дали взрослому человеку задание, он стал над ним думать, настроился на работу и вдруг ему сообщают, что срочно надо выполнить другое внеочередное задание. Желание не бросить начатую работу, трудность, связанная с неожиданным новым заданием, — все это при частом повторении делает труд неприятной и тяжелой обязанностью.
      Всякое необоснованное переключение ребенка с одного дела на другое (если это стало обычным в семье) вредно и тем, что ребенок вынужден бросать начатую работу, не закончив ее. Если это войдет в систему, то у мальчика или девочки будет воспитано очень нежелательное качество — не доводить дело до конца. И в этом будут виноваты сами родители.
      Все эти факты особенно важно учитывать родителям детей младшего возраста, в котором начинает формироваться отношение к труду.
     
      Мальчики и девочки в домашнем труде
      Немало еще таких родителей, которые считают, что домашний труд — это удел женщины, и поэтому приучают к нему только девочек. В результате мальчики начинают стыдиться «девчачьих» дел, отказываются от их выполнения. Надо ли приучать мальчиков чистить картошку, мыть посуду, подметать и мыть пол, шить, гладить и т. д.?
      Безусловно, что надо, и даже необходимо.
      Это пригодится мальчику не только в армии, но и во всей повседневной жизни. Он не будет беспомощным, если некому сварить обед, он не будет неряшлив, если умеет зашить и прогладить свою одежду. Это пригодится и в семейной жизни. Сейчас во многих семьях работают и муж и жена, поэтому женщине трудно одной справляться с домашними делами, а умелый муж может во многом помочь семье, взяв на себя часть домашней работы.
      Если в семье есть мальчик и девочка, то их наравне нужно приучать ко всем видам домашнего труда. При этом, конечно, следует учитывать и возраст. Различия следует делать только в некоторых случаях: за водой, за дровами ходит мальчик, так как это более тяжелая работа, а вышивает и шьет дочка и т. п.
      Очень большую роль играет в приучении мальчиков к домашнему труду пример отца. Если отец никогда не помогает матери, вслух высказывается, что то или иное дело женское и недостойно мужчины, то сыновья, естественно, начнут стыдиться «женской» домашней работы, отказываться от нее. Нередко бывают такие случаи: мальчик видит, что матери тяжело, и хочет помочь ей (моет пол, чистит картошку, моет посуду), но делает все это так, чтобы никто не видел.
      Там же, где отец считает своим долгом помочь жене по хозяйству, он говорит сыновьям: «Мама устала, пусть пойдет отдохнет, а мы тем временем наведем дома полный порядок». И, распределив между собой обязанности, отец и сыновья дружно начинают работать. Незаметно отец приучает мальчиков к домашнему труду да так, что они чувствуют, что делаютДТе только полезное, но и приятное дело. Они даже гордятся своим домашним трудом.
     
      Постепенно приучать детей к домашнему труду
      Молодая женщина жалуется, что, когда она заболела и не могла вставать с постели, ей пришлось очень тяжело еще и от того, что некому было прибрать в комнате,- сходить за хлебом, за молоком, некому разогреть и подать пищу. «Но ведь у вас уже большой сын?» — спрашивают у матери. «Во втором классе учится, да разве он что может, ведь маленький совсем», — отвечает мамаша.
      Эта мать не только недооценивает своего сына как помощника, но и воспитывает из него белоручку, беспомощного человека. Однажды, желая исправить ошибку, допущенную в воспитании сына, эта мамаша попыталась привлечь его к уборке комнаты. Уходя из дома, она распорядилась: «Прибери немного в комнате, вытри везде пыль, вытри мокрой тряпкой пол». Искренне желая все сделать как можно лучше, мальчик все же не смог выполнить поручения. Во-первых, он не знал, что значит «везде» вытереть пыль. Кроме того, он не умел пользоваться тряпкой и водой, и так налил в комнате, что матери пришлось потратить немало времени и усилий, чтобы восстановить в комнате настоящий порядок.
      «Но разве он сможет быть помощником, я же говорила, что рано ему еще», — волновалась мать.
      В чем же ошибка этой любящей матери? Она не учла, что ее сын никогда не принимал участия в уборке комнаты и не имел никакого опыта в этой работе. А ведь его надо было постепенно приучить к домашним делам и многие поручения не были бы для него непосильными. ф
      Постепенно приучить ребенка к выполнению того или иного вида работы можно с помощью организации совместного труда родителей и детей. Сначала в труде основную роль играют родители, а дети выполняют лишь отдельные операции, отдельные поручения.
      Первое время, например, работу по уборке комнаты можно организовать так: мама и дочка берут по мокрой тряпке и вместе начинают вытирать листья фикуса. Мать, протирая первый лист, делает словесные объяснения, обращает внимание девочки на то, что не надо с силой нажимать на растение, так как от неосторожности листья могут обломиться — после объяснения матери девочка приступает к работе. Терпеливо и без раздражения мать указывает ей на сделанные ошибки, и девочка старательно выполняет работу.
      Если протираются стулья, один стул берет девочка, другой — мать. «Смотри, как я протираю стул, — объясняет мать, — вот в этих местах скапливается больше всего пыли. Здесь надо более тщательно протирать». Девочка старательно подражает матери.
      Когда ребенок овладел тем или иным делом, можно предложить ему следующее: «Давай посмотрим, кто лучше протрет стулья. Два стула возьми ты, а четыре — я. Тебе я поручаю меньше стульев, так как ты маленькая».
      Дети обычно всерьез принимают предложение о соревновании за качество, и работа для них становится более интересной.
      Если ребенок освоит ту или иную работу и начнет свободно с ней справляться, ему можно давать самостоятельные задания. Например, идет уборка комнаты. Мать обметает потолок, стены, а дочка в это время протирает стулья так, как ее научила мама. Затем мама протирает стекла окон, а девочка моет теплой водой клеенку на столе. Мама стала мыть пол, а дочери поручила мокрой тряпкой вытереть листья фикуса.
      Как уже говорилось выше, заранее перечислять все обязанности не следует.
      Сначала ребенку надо давать небольшие задания в отдельности и переключать на другую работу лишь по мере выполнения предыдущего поручения. Если первое время ребенок с непривычки устанет, следует переключить его на другую более легкую или интересную для него работу или совсем освободить его, но только после того, когда он
      выполнил свое дело до конца. В этом случае мать, например, говорит: «Ну вот, мы с тобой и вытерли всю пыль. Можешь идти гулять».
      Если ребенок будет знать, что кончил свое дело и только после этого смог идти гулять, он не привыкнет бросать работу, не доведя ее до конца, и, кроме того, переживет чувство удовлетворения от выполненного задания..
      Позднее можно давать детям сразу несколько последовательных заданий: «Ты уберешь письменный стол, вымоешь подоконники, протрешь стулья». Когда работа выполнена и проверена родителями, ребенок может идти; играть. Когда такие задания станут привычными для ребенка, ему дается постоянное поручение. Так, постепенно, он приучается к тому, чтобы без особых напоминаний выполнять свои обязанности.
      Постепенное привлечение детей к домашним работам помогает выработать у них нужные умения и навыки. Ребенок выполняет поручения, не перегружая и не переутомляя себя. В этом случае домашний труд становится для него делом необременительным и приятным.
      Казалось бы, что такой простой работе, как прополка, грядок, поливка огорода, вытирание пыли и тому подобное, можно научить ребенка сразу. Это не всегда так. Правда, дети обычно быстро усваивают различные навыки, например отличают культурные растения на огороде от сорняков, без затруднений вытирают пыль со стульев и других; предметов и пр. Но главное ведь не в том, что ребенок научился выдернуть сорняк или провести тряпкой по поверхности мебели, главное заключается в том, чтобы работа выполнялась тщательно, добросовестно, доводилась до конца. А такая привычка может быть выработана лишь постепенно, под постоянным наблюдением и контролем родителей.
     
      Требовательность родителей
      Восьмилетний Игорь приехал в гости к бабушке. В пер-, вое же утро, встав с дивана, он оделся, аккуратно сложил простыни и одеяло, быстро убрал свою постель. К этому он привык дома и свободно справлялся с работой. Спустя некоторое время после приезда Игоря бабушка сама убрала за ним постель. Два дня спустя Игорь утром опаздывал на речку, куда он договорился отправиться с товарищами, а постель опять убирала бабушка. Вскоре стало привычным: Игорь встает, одевается, завтракает и идет гулять, а постель за него убирает бабушка. Когда мать, приехав навестить сына, заметила, что Игорь не убирает постель, и напомнила ему об этом, тот ласково попросил: «Мамочка, убери ты, а то мне трудно. Мне теперь бабушка убирает постель».
      Таким образом закрепившаяся привычка быстро исчезла, как только к ребенку перестали предъявлять соответствующие требования.
      Особенно важно постоянно требовать от детей выполнения тех или иных обязанностей, когда полезные привычки и навыки, связанные с домашним трудом, еще только начинают складываться.
      Каждый первоклассник хорошо знает, что надо приходить в школу в вычищенных ботинках, но далеко не все дети привыкли сами ежедневно чистить свою обувь. В одной семье мать задалась целью приучить своего сына регулярно чистить ботинки. Мальчик был очень медлительный, он долго умывался, не торопился завтракать. Когда мать напоминала ему, что необходимо привести в порядок свою обувь, сын расстроенным голосом убеждал ее, что у него уже нет времени и он может опоздать. Требование матери не было выполнено один раз, два, три. Воспитать у мальчика привычку всегда выходить из дому в чистой обуви не удалось. Случилось так, что по утрам отец стал отправлять сына в школу. Он оказался твердым и непреклонным в требованиях к сыну. «Ты не уйдешь из дому, пока не почистишь ботинки!» — говорит отец. На все возражения сына, что он опоздает, что его будет ругать учительница, отец спокойно отвечает: «Если будешь долго разговаривать, опоздаешь. Быстро принимайся за дело, и ты все успеешь сделать». И мальчику приходится подчиниться. Он перестает долго засиживаться за завтраком, он помнит, что его ждет еще одно обязательное дело.
      Необходимо давать детям такие задания, которые они должны выполнять не от случая к случаю, а постоянно.
      При этом ребенок должен сам помнить, какая работа за ним закреплена, и чувствовать ответственность за ее выполнение.
      Поэтому неправильно поступают те родители, которые каждый денН просят: приготовь чурок для самовара, налей в самовар воды, сходи за хлебом, дай корм курам, почисти клетки кроликам и т. д. Выполняя эти обязанности, ребенок не чувствует, что он обязан их всегда выполнять: сказали ему — он сделал, не сказали — не сделал.
      Часто родители сердятся на детей, бранят их: «Знаешь, что надо приготовить корм, почему не приготовил, почему тебе надо каждый раз говорить». А ребенок не виноват, он просто не воспринимал эту обязанность, как свою, не считал себя за нее ответственным. Об этом ему никогда серьезно не говорили.
      Когда ребенок отвечает не только за качество, но и за своевременность выполнения поручения, он быстрее привыкает к новым для него задачам: вовремя и самостоятельно будет вспоминать, что он должен сегодня сделать для семьи.
      Конечно, первое время приходится напоминать ребенку о его делах, но делать это желательно незаметно. В случаях невыполнения поручения надо обратить на это внимание ребенка и высказать ему свое недовольство. Ребенок должен чувствовать, что из-за своей безответственности он подвел всю семью.
      В одной семье сыну Славе была поручена подготовка овощей к ужину (он должен был нарыть картошки, надергать моркови на огороде, принести укроп, почистить и помыть все это). Мальчик заигрался с ребятами и не успел все сделать к сроку. Пришли с работы мать, отец, старшие братья, а к ужину ничего не готово. Отец спешил на собрание и ему пришлось уйти без еды.
      В разговоре между собой взрослые пожалели отца, которому до позднего вечера придется быть без горячего ужина. Слава молчал, так как понимал, что во всем виноват он, хотя его никто не ругал. В дальнейшем Слава старался выполнять все поручения задолго до прихода родителей.
      Когда постоянная обязанность, закрепленная за ребенком, уже не является новой для него, иногда полезно бывает специально не напоминать о ней. Часто, надеясь на напоминание, дети безответственно относятся к поручениям. Вот семья села за стол, а хлеба не оказалось. Забота о покупке хлеба была возложена на четвероклассника Васю, а он забыл сходить в магазин. Мать по возвращении с работы заметила, что хлеба нет, но не хотела напоминать сыну о магазине. Несколько раз уже случалось, что мальчик выполнял поручение после напоминания взрослых. В этот день напоминания не последовало и всей семье пришлось на полчаса отложить обед, пока Вася не принес хлеб. Этот случай научил Васю помнить о своих обязанностях.
      Приучение детей к выполнению домашних обязанностей — большая повседневная воспитательная работа родителей, требующая от них выдержки и терпения не только по отношению к ребенку, но и друг к другу. Родители должны быть едины в своих требованиях к детям. Если один из них требует от ребенка аккуратности, другой не может не поддержать этого требования. А иногда бывает и так: мать заставляет дочку убрать на место свои вещи, а отец отменяет это распоряжение. «Убери, пожалуйста, все сама, а Леночка пускай лучше решит одну лишнюю задачку». Нередко сама мать берет на себя всю работу, которую требует от ребенка отец. Причем с сыном или дочкой составляется «заговор»: «Папе мы скажем, что ты сам все сделал». Такое воспитание в семье не может дать хороших результатов. Ребенок быстро усваивает, что ему необязательно заниматься домашним трудом, что взрослые смогут все сделать за него сами, что распоряжения родителей можно выполнять, а можно и не выполнять, что иногда даже разрешается обмануть мать или отца.
      Возможно, что иногда кто-то из родителей не согласен с распоряжением другого, но, если распоряжение уже отдано ребенку, при нем следует промолчать, а позже высказать свои соображения против отданного распоряжения, и совместно обсудить этот вопрос, но в отсутствие ребенка.
      Воспитывая детей, родителям часто приходится проводить большую работу по самовоспитанию. Желая приучить сына к утренней гимнастике, отцу Вани прежде всего пришлось выработать эту привычку у себя. Встать в 7 час. 15 мин., включить радио и подготовиться к зарядке должен был не только сын, но и отец, так как требовать этого от Вани, лежа в кровати, папа не мог.
      Приучая ребенка к аккуратности, мать и отец сами должны быть аккуратными.
      Желая выработать у своих детей полезные умения и навыки, родители часто проявляют нетерпение. Они забывают о том, что даже самые элементарные привычки появляются не сразу, а после многократного повторения одних и тех же действий. Например, ребенку сказали, что теперь он за собой всегда должен мыть посуду. Но вскоре-после того, как ребенку было об этом заявлено, он оставил: грязный стакан. Мать напомнила ему об этом. Несколько раз мальчик помыл за собой посуду, и обрадовавшиеся родители решили,- что он уже приобрел нужную привычку. Однако вскоре сын опять стал забывать о своей обязанности. Раздраженные родители вместо того, чтобы спокойно каждый раз напоминать об этом мальчику, стали: на него кричать, обвинять его в намеренном нарушении их требований. Соседка советовала: «Выпороть разок — сразу научится». И нередко родители прибегают к такому приему в воспитании, не желая утруждать себя терпеливым и настойчивым приучением ребенка к выполнению тех или иных поручений. Иногда приходится много раз напомнить ребенку, показать, каю надо делать, пока это действие станет привычкой.
      Родители поступают неправильно, когда не выдерживают медленной выучки детей и выполняют ту или иную работу сами. Вот дочка впервые гладит свою форму. Мать стоит рядом и напоминает, как и что надо сделать, затем берет из рук девочки утюг и начинает гладить сама. В следующий раз дочка вновь просит: «Мама, покажи». Показывая, мать опять всю работу выполняет сама. Пытаясь заставить дочь выгладить платье самостоятельно, мать снова не выдерживает, глядя на неловкость действий девочки и на далеко не удовлетворительные результаты ее работы, — отказавшись от попыток научить дочку этому, нужному делу, гладит сама.
      Но так или иначе повседневная согласованная требовательность родителей, их терпение и настойчивость, личный пример, дадут хороший результат. Усвоив сначала немногие полезные трудовые привычки, дети с большей легкостью будут приобретать новые.
     
      Как заинтересовать ребенка
      Нередко дети сами с интересом и увлечением занимаются домашней работой. Но бывает и так, что ребенок с неохотой принимается за порученное ему дело, при первой же возможности готов бросить работу, не закончив ее. В таких случаях необходимо употребить весь родительский такт и терпеливость, чтобы привлечь ребенка к труду, не прибегая к силе.
      Такая необходимость возникает в тех случаях, когда ребенок не овладел еще в достаточной степени нужными навыками и умениями. Собственное неумение раздражает ребенка, разочаровывает его, иногда ребенок быстро устает от однообразной работы.
      Приемы, с помощью которых можно вызвать у ребенка интерес к выполняемой им работе, могут быть самыми разнообразными в зависимости от характера ребенка, его возраста, интересов, от вида выполняемой им работы.
      В,от братья-близнецы, ученики первого класса, без всякого энтузиазма, довольно неумело, а также небрежно чистят свои ботинки. Отец, наблюдая такую работу, вдруг весело и задорно говорит мальчикам: «А ну, кто из вас быстрее и лучше вычистит свои ботинки?» Мальчики старательно намазывают ботинки гуталином, усердно чистят их щеткой, а затем до блеска натирают бархоткой. Все это делается быстро и очень успешно. Отец хвалит ребят, но тут же делает им замечание, что надо быть более осторожными, не брать слишком много гуталина и не пачкаться.
      Такие соревнования возможны и между детьми разного возраста. Каждому из детей даются посильные задания, которые они смогут выполнить приблизительно в одно время при равной затрате труда.
      Когда ребенок участвует в труде вместе со взрослыми, ему также можно предложить соревнование на более быстрое и лучшее выполнение работы.
      Вот отец с сыном пропалывают грядки. Сыну надоела однообразная работа: «А ну-ка, сынок, — говорит отец, — давай, кто скорее: ты продолжай эту маленькую грядку, а я свою большую. Ты будешь проверять, хорошо ли я сделал свою работу, а я проверю, как ты справился со своей». Такое состязание сразу оживляет работу, делает ее для ребенка более интересной и привлекательной, а также более серьезной и содержательной: ведь он соревнуется со взрослым. Конечно, родителям приходится соразмерять свой объем и темп работы с работой ребенка, чтобы выполнить ее обоим приблизительно в одно и то же время. Иногда, если малыш очень старается, можно ему незаметно позволить обогнать себя. Это не только радует ребенка, но и поднимает в его глазах ценность собственного труда, укрепляет уверенность в своих силах.
      Устраивая такие состязания, надо иметь в виду, что не всегда следует давать ребенку возможность быть в них победителем, особенно если малыш начинает хвастаться и считать, что ему все легко и без труда дается. Вообще совместный труд с родителями кажется делом особенно значительным и может быть сам по себе интересен детям.
      Веселым и приятным становится труд, когда взрослые умеют пошутить, посмеяться, когда во время работы всеми вместе тихонько поется песня.
      Даже самую неинтересную работу (если она по каким-либо причинам стала неинтересной для ребенка) можно организовать так, что она станет для него привлекательной. С этой целью родители могут иногда использовать игру. К сожалению, многие родители не прибегают в своей воспитательной работе с ребенком к игре как средству пробудить его интерес к труду или же преодолеть уже возникшее у него отрицательное отношение к домашней работе.
      Нередко родители слишком часто и навязчиво внушают ребенку: «Тебе бы все играть да играть, а нет бы помочь матери по хозяйству». Или: «Хватит играть, лучше помоги вымыть посуду». Однако такое постоянное противопоставление игры и труда невольно наводит ребенка на мысль: «Как интересно играть, а увлекательную игру почему-то приходится бросать ради скучного и неинтересного домашнего дела, которое всегда придумывает мама». Тем самым у ребенка воспитывается убеждение, что домашний труд — дело неприятное, скучное, тяжкое.
      Родителям иногда полезно предложить ребенку труд так^утобы он выглядел, как занимательная игра. Например, можно просто приказать ребенку приостановить игру и пойти вымыть посуду, но девочке, занятой одеванием куклы, можно сказать так: «Оленька, поскорее одевай свою дочку, а то вы с ней опоздаете в ясли. А тебе ведь надо еще спешить на работу — надо помыть, посуду». Или... мальчик с увлечением мастерит какую-либо вещь, а его надо попросить подмести пол, вытереть пыль и т. п. Мать говорит: «Вова, твоя смена на работе кончается, надо собираться домой, здесь тебя ожидает задание — надо подмести пол».
      С этого может начаться занимательная для ребенка игра в «работу», в результате которой у него выработается полезная привычка систематически выполнять определенную обязанность по дому.
      Воспитывая у ребенка аккуратность: привычку убирать за собой свои вещи, складывать или вешать на определенное место одежду, ставить на место обувь и так далее, можно использовать следующий прием. Каждая вещь, брошенная где попало, убирается родителями и некоторое время ребенок не может ею пользоваться. Этот же прием можно преподнести детям как занимательную игру, припомнив вместе с ними книжку К. Чуковского «Мойдо- дыр». Там вещи убегали от грязнули, а здесь вещи будут убегать от неряхи. Такая «воспитательная игра» оказывается очень действенной, и дети сравнительно быстро приучаются к аккуратности.
      Первоклассница Женя и ее брат Костя, ученик второго класса, надоедали матери тем, что постоянно разбрасывали свои вещи по всей комнате. Они не привыкли убирать за собой игрушки, книги, одежду. Каждое утро начиналось с того, что они долго разыскивали чулки, резинки, туфли. После их ухода в школу игрушки оставались разбросанными на полу. Мать не всегда находила время заставить ребят убрать все за собой и проследить за ними. Но вот однажды она шутя объявила детям, что подслушала разговор их вещей: обиженные вещи решили бежать от ребят, если с ними будут по-прежнему неряшливо обращаться. И действительно, вскоре у Кости исчезли брюки, в которых он обычно ходил гулять. Утром он их небрежно оставил под стулом. А потом у Жени исчез ботинок, забытый в кухне. Так и в школу можно опоздать. А мама уже серьезно напоминает детям о том, что брюки и ботинок убежали от нерях. Правда, если хорошенько следить за остальными своими вещами, то, может, и пропавшие скоро возвратятся. Урок оказался очень полезным для детей. Вскоре матери достаточно было напомнить: «Мне кажется, что лото сегодня убежит. Да и курточка как будто тоже собирается спрятаться», как дети бросались наводить порядок и спасать не только те вещи, на которые было указано, но и укладывали на место все, что замечали.
      Эта игра значительно облегчила родителям задачу воспитать у детей привычку к порядку и аккуратности.
      Очень важно время от времени предоставлять ребенку, достаточную свободу действий, чтобы он смог почувствовать полную ответственность перед семьей за порученную ему работу. Это не может оставить ребенка равнодушным к труду. Вот пример. Ученик второго класса Илюша уже многое умеет делать: он может зажечь газ, поставить чайник, почистить картошку и т. д. По отдельности все эти операции он нередко выполняет по поручению взрослых, однако еще ни разу ему не приходилось пользоваться приобретенными навыками, выполняя какое-то «большое» дело. Однажды отец и мать решили предоставить сыну самостоятельность. В субботу они попросили Илюшу, чтобы он завтра утром вскипятил чай, начистил и сварил картошку (мальчик обычно рано ложился спать и рано вставал). Когда все будет готово, он должен разбудить родителей. Такое поручение было принято Илюшей не только с удовольствием, но даже с энтузиазмом. Проснувшись в обычное время утром, мальчик тихонечко встал, чтобы никого не разбудить, оделся, умылся, закрыл кровать и стал готовить все, что ему поручили родители. Картошка у Илюши немного переварилась, но сын и родители были очень довольны. Затем такие задания стали даваться все чаще и чаще. Со временем сын мог приготовить и несложный обед, если мать и отец задерживались на работе.
      Некоторые элементы сообразительности и творчества, внесенные в организацию домашнего труда детей, значительно повышают его воспитательную ценность и интерес к нему.
      Например, ребенку предлагается подумать, как поставить письменный стол, чтобы он занимал поменьше места и чтобы в комнате было уютно. Конечно, в решении этого задания ребенку могут оказать помощь взрослые, однако окончательное предложение делает он.
      Перед детьми в зависимости от характера работы можно ставить разнообразные задачи: как можно более красиво оформить блюдо с салатом, какое придумать меню для праздничного стола, как наиболее быстро и рационально убрать комнату (кто и что будет делать, с чего начинать и чем кончать и т. д.). Все ати задачи в определенной степени требуют от ребенка сообразительности, находчивости, и даже некоторого творчества.
      Задания, дающие ребенку возможность проявить свою самостоятельность, выдумку и даже творчество, особенно важны для воспитания любви и уважения к домашнему труду.
     
      Обязательно проверять выполнение поручения
      Младший школьник легко забывает о своих обязанностях по дому, если ему дают поручения и не проверяют, как он их выполняет, доводит ли своевременно до конца.
      Из-за бесконтрольности со стороны взрослых дети начинают думать, что полученное задание они могут выполнить, а могут и не выполнить, так как все равно никто не проверяет, как они закончили поручения.
      Первокласснику Пете мама строго наказала убрать бумажки под письменным столом. Мальчик пошел выполнить поручение, но только он принялся за дело, как услышал: «Ты опять бросил ботинки грязными. Возьми их, вытри грязь и убери на место». Петя, забыв о первом задании, начинает выполнять второе. Затем он идет гулять, бумажки под столом спокойно лежат на своем месте.
      В данном примере мать допустила две ошибки. Во-первых, сама прервала выполнение первого задания, отвлекла мальчика на новую работу. Во-вторых, не проверила, убрал ли мальчик до ухода на прогулку бумажки под столом.
      Контроль за выполнением задания, данного родителем, приучает ребенка всегда осуществлять его требования. С другой стороны, это приучает и родителей более тщательно продумывать свои распоряжения, считаясь со временем и возможностями ребенка.
      Следует постоянно контролировать и качество выполняемой работы Ребенок должен с первых поручений осознать, что он не может плохо выполнить задание.
      Следя за качеством выполнения ребенком того или иного задания, взрослый должен иметь в виду, что хорошее выполнение работы достигается не сразу. Поэтому вначале, например при приучении ребенка красиво покрывать свою постель, основное внимание можно уделить тому, как он складывает одеяло. Возможно несколько раз заставить переделать работу, показать еще и еще раз, как правильнее и лучше это сделать. Когда ребенок научится этой операции, можно потребовать, чтобы он красиво накрывал кровать покрывалом.
      Так, под постоянным контролем взрослого ребенок быстрее научится тому или иному делу и привыкнет всегда выполнять его хорошо. Лучше приучить ребенка хорошо и добросовестно делать одну работу, чем заставлять его выполнять несколько поручений, которые он сможет сделать лишь кое-как.
      Очень важен контроль родителей за тем, чтобы любое нужное начатое дело было доведено до конца. Для этого первые самостоятельные задания детям могут быть небольшими по объему. Например, можно не поручать ребенку сразу делать все операции, связанные с чисткой ботинок: отец или мать мажут ботинок гуталином, а ребенок до блеска растирает его щеткой, а потом бархоткой. И лишь потом ребенок все с начала до конца выполняет сам.
      Если начатое ребенком дело было прервано по необходимости, родители должны проследить, чтобы затем оно было обязательно закончено.
      Вася решил навести порядок в своем портфеле и обернуть все книги чистой бумагой. В самом разгаре работы его позвали кушать. После еды Вася собрался было идти гулять, забыв о начатом деле, но мать напомнила ему, что надо кончить обертку книг и только потом идти гулять. Приученный к такому порядку, мальчик без возражений повиновался.
      Таким образом, внимательный контроль за трудом ребенка облегчает приучение его к обязательному и добросовестному выполнению заданий, связанных с работой по дому, позволяет воспитать у него привычку начатое дело всегда доводить до конца.
      Очень важно следить за временем, которое ребенок затрачивает на ту или иную работу.
      Особенностью младших школьников является неустойчивость их произвольного внимания (т. е. внимания, сознательно с определенной целью направленного на что-нибудь). Дети этого возраста, искренне желая сделать начатое дело быстро и хорошо, легко отвлекаются и забывают о работе. Кроме того, младшие дети не имеют еще чувства времени, т. е. они не всегда могут сказать, сколько времени прошло с начала работы, не всегда могут определить, много или мало времени они затратили на свой труд, особенно если продолжительность работы значительна. Выработать у детей чувство времени и умение не отвлекаться и доводить дело до конца можно самыми разнообразными приемами.
      Например, хорошо перед началом работы указать, за какое время следует ее закончить. Вот первокласснику дано задание привести в порядок свой письменный стол. Переставляя на столе вещи, стирая с них пыль, он легко отвлекается разглядыванием предметов, иногда начинает иг* рать с ними, забыв о своей задаче. Мобилизовать внимание ребенка можно таким предупреждением: «Сейчас
      большая стрелка стоит на цифре 3, когда она будет на цифре б, ты должен будешь закончить свою работу». Время от ^времени взрослый напоминает: «Уже прошло пять минут, стрелка передвинулась на цифру 4. Поспеши».
      Этот прием нужен в основном для детей медлительных, легко отвлекающихся. Со временем, когда ребенок научится более внимательно и целеустремленно выполнять свою работу, когда у него выработается чувство времени, надобность в таких приемах, конечно, отпадет.
     
      Похвала и наказание
      При оценке выполненной ребенком работы следует правильно, в меру пользоваться как похвалой, так и наказанием. Если мать или отец слишком снисходительны, они за любую работу, даже ту, которая плохо выполнена, не доведена до конца, хвалят ребенка: «Ай да молодец наш сын, вот как он у нас умеет работать!» Конечно, если ре-бенок впервые выполнил какую-то работу, такая похвала допустима, но во второй и в третий раз от такой похвалы пользы уже не будет Ребенок, не умея правильно оценить свой труд, сможет подумать, что он совершил какой-то необыкновенный поступок, а не обычное обязательное дело.
      Конечно, родителям, которые видят, как старается их ребенок, хочется похвалить его, даже если у него плохо получается. Но, похвалив ребенка, надо одновременно показать, что сделано хорошо, а что не совсем удачно и как надо исправить работу. Когда ребенок успешно переделает задание, родителям следует отметить это: «Вот, теперь совсем хорошо, так всегда и надо делать».
      Если чрезмерное захваливание ребенка может приучить его к небрежному выполнению поручений, а иногда и некоторому зазнайству, то злоупотребление наказанием вызывает нередко резко отрицательное отношение ребенка к домашней работе. Особенно это возможно в том случае, когда ребенка наказывают трудом: «Не слушаешься меня, будешь сегодня чистить картошку!» Или: «За то, что ты опоздал к обеду, будешь мыть посуду». Все это вырабатывает у ребенка отношение к труду как к чему-то неприятному и даже позорному.
      Правильнее поступать так: мальчик испачкал чистую рубашку — ему приказано ее постирать; ребенок запачкал пол — его заставили пол вымыть и т. д. В данном случае труд даже не выступает для ребенка как наказание, а является естественным следствием его предыдущего поступка. В результате ребенок приучается сам убирать за собой и быть более аккуратным и предусмотрительным.
      Нужно ли использовать другие формы поощрения домашнего труда детей, кроме похвалы, например, дать что-то сладкое, пообещать кино и т. д. Лучше этого не делать. Ведь домашний труд — это повседневная обязанность ребенка, которая должна стать для него естественной, привычной и неотъемлемой от всей его деятельности лак же, как это происходит у взрослых. Надо, чтобы занятия домашней работой ’рассматривались ребенком не как исключительное явление, а как нечто должное, обязательное и обычное. Поэтому в качестве поощрения вполне достаточно ограничиваться похвалой труда ребенка.
      В качестве поощрений можно предлагать и новые поручения. «Ты сегодня хорошо убрал комнату, я думаю, что ты сможешь помочь мне сегодня покрасить полку», — говорит отец. И сын искренне радуется и гордится, что ему доверено такое почетное и интересное дело.
      В другом случае мать разрешает дочери: «Ты уже стала большая и я смогу тебе разрешить ходить в магазин за хлебом». Такое доверие радует девочку, она с удовольствием принимает поручение.
      Формы наказания могут быть различными: это осуждение, которое высказывается ребенку за невыполненную или плохо выполненную работу, приказание переделать работу, отстранение от работы.
      Причем последнее возможно применять лишь в том случае, если свой труд ребенок воспринимает как доверие взрослых и ценит такое доверие.
      В некоторых семьях, особенно там, где есть несколько детей, за труд выставляется оценка (пятерка, двойка и т. д.). Дежурство каждого по дому обсуждается всей семьей и оценивается. Такой контроль и оценка делает его для ребенка более значительным и содержательным. Во всех случаях, хваля или наказывая ребенка, надо прежде всего иметь в виду, что это даст ребенку, чему научит, чем поможет полюбить домашний труд, привыкнуть к нему.
      Учителя вместе с родителями воспитывают любовь и уважение к домашнему труду.
      Большую помощь могут оказать родителям в воспитании у детей любви и уважения к домашнему труду учителя школы.
      Родители не должны ждать, когда эта помощь будет оказана, они могут сами попросить ее у учителя.
      Что же может сделать учитель в помощь родителям? В первом классе учитель может проводить время от времени небольшие беседы с учащимися: «А кто из вас сам покрывает свою постель?», «А кто сам убирает свой письменный стол?», «Как вы помогаете по дому маме?» Подобные вопросы учителя поднимают в глазах детей поручаемые им дома трудовые обязанности. У детей создается общее мнение, что каждый из них обязан помогать по дому взрослым.
      Во втором и в третьем классах некоторые учителя проводят следующую работу. На сборе устраивается соревнование октябрятских звездочек «Умелые ли у тебя руки?» Дети показывают по очереди свое умение умываться, чистить зубы, делать гимнастику, чистить обувь, гладить брюки, стирать воротничок, застилать постель, чистить картошку (для школьного буфета).
      Провести такой сбор нетрудно. Для умывания, например, дети приносят из дома два-три таза, ведра, кружки, зубной порошок, щетку, полотенце. Вместо кровати в класс приносится топчан из медицинской комнаты. Одеяло, простыни, подушку приносят также дети. Родители в организации этого сбора могут оказать большую помощь.
      Состязание проводится так: к столу выходят по 2 — 3 представителя разных звездочек и вытаскивают билет, где указано задание. Если это чистка картошки, то каждому из детей дается все необходимое, и по команде они начинают работу. Все остальные (или специально выделенные судьи) оценивают работу. Звездочке, в которой находится больше победителей, дается одно очко.
      Это соревнование захватывает ребят, они начинают уважать наиболее умелых и ловких товарищей, да и сами стараются не отставать от них.
      Каждая подготовка к сбору «Умелые руки» должна быть использована родителями. Нельзя отказывать ребенку в помощи, если он просит показать, как выполняется та или иная работа, терпеливо и внимательно отнестись к его просьбе, показать и разъяснить, как и что нужно сделать. Не дожидаясь инициативы со стороны ребенка, следует давать ему задания и напоминать: «Старайся сделать работу получше, поаккуратней, а то на сборе тебе будет стыдно за свое неумение, да и ребят подведешь».
      В некоторых школах родители активно участвуют в работе по ознакомлению детей с основами домоводства: они ведут кружки по вышиванию, по кройке и шитью, кулинарии и т. д. В одной из школ родители помогли устроить сбор звена дома, где дети показывали приобретенное на кружке умение готовить пищу. Детям было радостно, когда присутствующие с одобрением и похвалой оценивали приготовленные блюда.
      В сельской местности школа и родители могут помочь детям организовать выставку цветов, овощей, фруктов, мелких животных, выращенных школьниками дома.
      Такая помощь родителей школе и школы родителям много может сделать для воспитания детей умелыми и трудолюбивыми.
     
      Гигиена домашнего труда детей
      Нагрузка, связанная с домашним трудом детей, не должна быть чрезмерной. Детям не следует сильно уставать и утомляться, выполняя работу по дому. Если это происходит, надо сократить нагрузку ребенка: значит он еще недостаточно физически окреп.
      Труд по дому должен занимать определенное место в режиме дня ребенка. Возможны, конечно, некоторые отклонения, но, как правило, свою работу ребенок обязан выполнять в одно и то же время. Это дисциплинирует детей, быстрее вырабатывает у них нужную привычку, облегчает переключение ребенка с предшествующего вида деятельности на труд.
      Не следует поручать ребенку очень грязную и очень пыльную работу, так как это может повредить его здоровью.
      Нельзя позволять детям делать уборку в форме или в любой другой хорошей одежде. Важно следить за тем, чтобы работа по уборке комнаты, по кухне, некоторые работы по самообслуживанию (чистка обуви, одежды и т. п.) всегда выполнялись ребенком в специальной одежде. Это приучает детей к опрятности, помогает уберечь одежду от пыли и грязи, сохранить ее аккуратной и чистой.
      Для работы можно использовать старое платье или рабочий халат; голову (особенно девочкам) надо повязывать косынкой, чтобы не пылились волосы (если имеешь дело с пылью), а также, чтобы они не мешали во время работы, не попали в пищу, если работа связана с ее приготовлением. Для более чистой работы ребенок должен иметь свой собственный фартук. Надо следить, чтобы после работы дети тщательно мылись: умывали лицо, со щеткой и мылом (после мытья полов, вытирания пыли) мыли руки. Чтобы во время работы под ног. тями не скапливалась грязь, которую не всегда легко удалить, можно посоветовать детям перед работой поскрести ногтями кусочек мыла. Мыло, попадая под ногти, предохраняет их от проникновения грязи.
      Соблюдение основных правил гигиены детского домашнего труда — необходимое условие воспитания у детей правильного к нему отношения.

|||||||||||||||||||||||||||||||||
Распознавание текста книги с изображений (OCR) — творческая студия БК-МТГК.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru