НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Лепка в начальных классах. Книга для учителя. Конышева Н. М. - 1985 г.

Конышева Н. М.
ЛЕПКА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Книга для учителя. - 1985 г.


DJVU

<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
      Введение 3
      Глава 1. Общие рекомендации к организации занятий 6
      Материалы и оборудование
      Сушка и роспись изделий 8
      Место уроков лепки в разделе «Работа с разными материалами»
      Виды уроков 9
      Организация выставок детского творчества 10
      Глава II. Методика проведения уроков лепки 13
      Общие требования к урокам —
      Вступительные беседы на уроках лепки 17
      Организация практической работы детей 24
      Подведение итогов урока 26
      Подготовка к проведению уроков-бесед 28
      Глава III. Тематика и краткое содержание занятий 30
      Исходные позиции в определении тематики занятий —
      Краткие пояснения к урокам 34
      Глава IV. Внеклассная работа по лепке 63
      Общие рекомендации к организации занятий —
      Примерные темы и содержание занятий 65
      Литература для учителей 79
     
     
      Данное пособие с рассчитано на учителей начальных классов, воспитателен групп продленного дня, руководителей кружков, пионервожатых. Выполняя решения XXVI съезда Коммунистической партии Советского Союза, июньского (1983 г.) и апрельского (1984 г.) Пленумов ЦК КПСС, органы народного образования продолжают работу по совершенствованию трудового обучения и воспитания подрастающего поколения. В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы отмечается, что в соответствии с требованиями жизни трудовая подготовка учащихся предполагает не только развитие определенных трудовых навыков, но и овладение глубокими научными знаниями, развитие познавательных интересов, воспитание любви к труду, уважения к людям труда, а также формирование готовности работать на благо общества. Все эти задачи в значительной мере осуществляются в начальных классах на уроках трудового обучения, в связи с чем требования к их организации в последнее время заметно возрастают. Совершенствуется содержание уроков труда, некоторые виды работ, включенных в программу, являются сравнительно новыми, другие нуждаются в перестройке как по содержанию, так и в методическом отношении. К ним относятся, в частности, уроки лепки, содержание и методика которых рассматриваются в данном пособии.
      В ныне действующей программе для начальных классов по трудовому обучению имеется раздел «Работа с разными материалами». На этих уроках предполагается использование всевозможных природных материалов (шишек, орехов, веток и пр.), ниток, мочала, коробок, фольги и т. п., а также глины. Этот раздел позволяет очень широко варьировать тематику уроков. В программе указан примерный перечень работ и изделий и отмечено, что каждый преподаватель, учитывая учебно-воспитательные задачи, местные условия и возможности, выбирает для изготовления на уроках труда изделия и работы, которые практически можно сделать в данной школе. В условиях одной местности можно шире использовать природный материал, который дает, например, лес (корни, ветки, шишки, желуди); в другой — соломку, мочало и т. д.
      Особо выделяются уроки работы с глиной — лепка. Материалы, необходимые для них, практически одинаково доступны для любой местности, поэтому проводиться они могут и должны в каждой школе.
      Образовательное и воспитательное значение уроков лепки огромно. Особенно заметна роль этих занятий в умственном и эстетическом развитии учащихся. В конечном счете уроки лепки способствуют формированию таких качеств личности, которые являются для человека не какими-то специфическими (необходимыми только для этой и подобной работы), а общезначимыми. Эти занятия при правильной их организации развивают умственные способности учащихся, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
      Развитие творческих способностей, самостоятельности учащихся является в настоящее время одной из первейших задач школы, и решать ее необходимо на каждом уроке теми средствами и способами, которые наиболее подходят для той или другой работы. Учителю начальных классов необходимо учитывать специфику занятий по лепке. На них решаются все те общие и основные задачи, которые характерны для любого урока труда: планирование трудовых действий, развитие исполнительских умений, культура труда, расширение политехнического кругозора. Однако эти задачи решаются здесь специфическими средствами, наиболее естественными для такого рода занятий. Хотя уроки лепки являются разделом программы трудового обучения (что главным образом связано с используемыми на них материалами), их особенность состоит в том, что они близки к урокам рисования. Лепка (скульптура) — это один из видов изобразительного искусства. Этим объясняется своеобразие содержания и методики данных уроков. Понятно, что по содержанию они должны быть более художественными и менее техническими, чем другие уроки трудового обучения. В методическом отношении на этих уроках учитель заботится не столько о приобретении учащимися каких-то строго определенных технических умений, сколько о развитии индивидуальности, творчества и интуиции каждого ребенка.
      Между уроками лепки и другими уроками труда (техническое моделирование, конструирование из бумаги и пр.) существует такая же разница, какая имеется между уроками рисования и черчения. На первый взгляд много общего: ведет их чаще всего один учитель, и на тех и на других основным средством изображения является линия. Однако, если в чертеже основным достоинством линии считается ее «одинаковость», неизменная ширина на всем изображении, бесстрастность, то в художественном рисунке все эти достоинства обращаются в недостатки. Чертеж можно воспроизвести по заданным условиям сколько угодно раз: он от этого не пострадает. Художественный рисунок неповторим и не может выполняться по одним и тем же жестким правилам. Там — все основано на строгом математическом расчете, здесь — на творчестве и интуиции. В этом разница, ее нужно постоянно иметь в виду, чтобы отдача от уроков лепки была наибольшей.
      На занятиях лепкой необходимо воспитывать художественный вкус учащихся. В настоящее время популярны различные народные промыслы, промышленные декоративно-прикладные изделия, керамика и т. п. В связи с возросшим экономическим уровнем советского общества художественное оформление быта все больше приобретает массовый характер. Поэтому перед школой встает задача воспитания в каждом человеке художественного вкуса. Причем это далеко не частнобытовой вопрос. Его решение хотя бы отчасти поможет справиться с другим вопросом, более сложным. В последние годы в связи с ростом материального благосостояния семей у многих людей развивается тенденция к неразумному потреблению материальных благ. Отсюда погоня за дорогими вещами, фетишизация их, страсть к богатой обстановке и даже к накоплению книг не как духовных, а как материальных ценностей и т. п. Художественный вкус, стремление к оригинальности, чувство меры составили бы значительный противовес (конечно, в сочетании с другими воспитательными мерами) обезличивающей человека погоне за тем, чтобы «быть не хуже других».
     
      Основные задачи, которые учитель решает на уроках лепки, следующие:
      1) развитие творческих способностей учащихся;
      2) эстетическое воспитание;
      3) воспитание трудолюбия;
      4) развитие умения наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное, наиболее характерное;
      5) художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству;
      6) развитие трудовых умений и навыков.
     
      Абсолютно точное разграничение этих задач на практике, конечно, невозможно. Более того, учитель постоянно должен помнить, что они связаны не только между собой, но и со всем(и задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе в целом. Ведь, как известно, и тонкий знаток искусства или человек, обладающий высокой степенью самостоятельности и активности, могут тем не менее использовать эти знания и качества далеко не бескорыстно. Ценители и знатоки живописи, например, бывают и коллекционерами, скрывающими свои коллекции от широкого круга людей, бывают и просто активными дельцами и спекулянтами, наживающимися на произведениях искусства Именно поэтому в советской школе важно воспитать не просто человека, понимающего искусство, важно через искусство воспитать творца. Ну а самое главное — то, что эстетическое воспитание нельзя отрывать от общего развития наших школьников, от их нравственного воспитания, от формирования их как советских граждан.
      КОНЕЦ ФРАГМЕНТА

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru