НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

В мире слов (для учителей). Шанский Н. М. — 1978 г.

Николай Максимович Шанский

В МИРЕ СЛОВ

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

«Просвещение», 1978.


DJVU

<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

СОДЕРЖАНИЕ
Несколько слов об этой книге............................. .....3
АНАТОМИЯ СЛОВ
Внутри слова
Внутри слова внутри........................................... 6
Почему -ел- не частица........................................ 9
Об окончаниях и суффиксах в словах вечером и дома ............12
Где корень в слове солнце?  ................................. 13
Может ли пом быть суффиксом?................................. 15
Чему родственно слово силком?................................ 10
Странность прилагательного молчаливый........................ 17
Как членится на морфемы н как образовано 
прилагательное сердитый?......................................18
Какой суффикс участвует в образовании глагола участвовать?....20
Какая приставка в слове встать?.............................. 21
Расчеты и подсчеты........................................... 22
Почему глагол отворить пишется с одним т?.................... 23
Где же, наконец, суффикс в прилагательном розоватый?
Три ли морфемы в слове томский?.............................. 26
Есть ли в слове вынуть корень?............................... 27
Анатомия слова принять....................................... 29
Делим слово любезный......................................... 30
Заинька и паинька............................................ 31
Глагольные близнецы — одеть и надеть..........................32
Что такое бесталанный? «Несчастный» или «бездарный»?..........33
О двух л в слове аллея....................................... 34
Можно ли трогать, не трогая?.................................. —
Поперечное сечение глагола рисовать и его этимология .........35
Можно ли считать существительные картина и карта 
однокореннымн словами?........................................36
Прилагательные моровая и смертельная как они есть............ —
Почему в слове гаплология нет гаплологии..................... 37
О пожарнике, чертежнике и других............................. 39
-И и -те в глаголах повелительного наклонения................ 40
Поверка и проверка........................................... 41
Три слова с приставкой тре*.................................  42
Почему в слове летчик-космонавт склоняются обе части, 
а в слове инжегьер-полковник — только вторая? ............... 43
Где кончается основа слова и начинается окончание ............44
Слово приобретать в морфемном и этимологическом отношениях....50
О прошлом и настоящем существительных сапожник и
портной....................................................... 51
О родственных связях слова предварительный.................... 53
О слове заветный, его составе и написании..................... 54
Про о в слове киномеханик и с в слове кинематография...........55
Вчерасъ и днесь............................................... 56
Слаще или с лаже?............................................. 57
Что такое ч в слове стричь.................................... 58
Нужные сведения о прилагательном сведущий..................... 59
Почему в слове лестница пишется буква т?...................... 60
Таганрожский или таганрогский?................................. —
Почему мы пишем городки, но городошник?....................... 61
Исключение ли прилагательное голевой?......................... 62
Правильно ли употребляется морфема -сп в форме
равняйсь?..................................................... 63
Баки, дупель, Каспий и другие................................. 64
Как разбирать слово по составуРОДОСЛОВНАЯ СЛОВ
Зри в корень
Что такое смотреть в корень................................... 81
Где корень в слове корень?.................................... 82
Как была названа рука......................................... 83
Два слова о слове один........................................ 84
Для ради предлогов для и ради.................................. —
Про дорогу и улицу............................................ 86
За что говядина называется говядиной.......................... 88
Где корень в слове где?....................................... 89
Этимологический разбор слова забор............................ 90
Почему дом называют домом?.................................... 91
Происходит ли существительное врач от слова врать? ............92
Можно ли доказать, что в слове топор надо писать о, а не а?....93
Почему прачку назвали прачкой?................................ 94
Откуда в слове ишь мягкий знак?............................... 96
Чудесные превращения слова каждый............................. 97
Что есть кто................................................   98
Что было раньше: фляга или фляжка?........................... 100
Родословная дворняжки........................................ 101
Все цвета радуги .  ......................................... 102
Два ключа.................................................... 105
Слесарь, ключ и замок........................................ 106
Откуда есть пошло слово отверстие п какой в нем корень........107
Что значит слово хлябь ...................................... 108
Два глагола обуять........................................... 109
Что моет судомойка?.......................................... 110
Опять и обратно.............................................. 112
О чем рассказывает слово окно................................. —
Чем существительные порт, гавань и пристань 
отличаются друг от друга.......................................113
Как родилось слово драндулет.................................. 114
Правильно ли мы пишем слово гуталин?.......................... 115
Голышом, нагишом и телешом.................................... 110
Одеколон и жавель............................................. 118
Партийность................................................... 120
Хвостизм...................................................... 121
ЦК............................................................ 123
Этимологические детективы
Слова, открытые «на кончике пера»............................. 124
Смазливый н нелепый........................................... 128
Похож ли кран на журавля?..................................... 130
Ерунда и чепуха............................................... 131
Кувалда и наковальня.......................................... 133
Почему назвался груздем?...................................... 135
Сладкий и соленый............................................. 139
О «сотворении» слова тварь.................................... 140
Жужу и жучка.................................................. 141
Когда и как появились грамматические термины 
склонение и наклонение.........................................143
О «вине» винительного падежа.................................. 146
О спряжении и падежах......................................... 148
Электрификация................................................ 150
Что такое писатель............................................ 152
Исконно русское слово пионер.................................. 154
От мимохода до лунохода....................................... 155
Луна и Селена................................................. 158
Почему луну назвали месяцем................................... 159
Мзда, возмездие и безвозмездный .............................. 161
Казначей, барабанщик и басмач................................. 165
Чужие близнецы.................................................167
Что общего между словами капитан и капуста? ...................168
Откуда получают имена реки.................................... 170
О Волге и влаге............................................... 172
Как называются города......................................... 175
О городке Городке .  ..........................................182
Болград и Гранвилъ — маленькие большие города .................184
Почему в слове Солиеорск пишется буква и...................... 185
Владимир и Познань............................................ 186
По следам междометий
Что такое междометие.......................................... 187
Адью, прощай и до свиданья.................................... 188
Айда и гайдамаки .  .......................................... 189
Алло, слушаю, у телефона...................................... 190
Амба и баста.................................................... —
Ась........................................................... 191
А ту и его антоним тубо....................................... 192
Баю-бай......................................................... —
Бис и браво................................................... 193
Брр! Мороз...................................................... —
Брысь и прочь................................................. 194
Вишь............................................................ —
Два ли вон?................................................... 195
О третьем есть и единственном нет............................. 195
Здравствуй.................................................... 196
Ишь........................................................... 197
Что такое кричать караул........................................ —
Французское марш и английское стоп............................ 198
Пли!............................................................ —
Спасибо и пожалуйста.......................................... 199
О словах ура и виват............................................ —
Два исчезнувших звука в слове усъ............................. 200
Галлицизм ли фюить?........................................... 201
Чуть-чуть о чу.................................................. —
От чш! до цыц!................................................ 202
Шабаш!........................................................ 203
В стране фразеологических оборотов
Лучше меньше, да лучше.......................................... —
Всерьез и надолго............................................  205
Порядок дня................................................... 206
Учиться, учиться и учиться...................................... —
Лишь только................................................... 208
Люблю молодца за обычай....................................... 209
Кануть в вечность............................................. 210
Филькина грамота.............................................. 211
Во весь опор.................................................. 212
Прокатить на вороных.......................................... 213
Прописать ижицу............................................... 214
Разные шалаши................................................... —
Как ни кинь — все клин........................................ 216
Заварить и расхлебывать кашу.................................... —
Не миновать глаголя........................................... 218
Гол, как сокол................................................. —
Очертя и сломя голову........................................... —
Семь пятниц на неделе......................................... 220
К черту на кулички............................................ 221
На кудыкину гору.............................................. 222
О слове костить и обороте перемывать косточки ... —
Это его конек................................................. 223
Намылить голову и задать головомойку.......................... 224
Пиррова победа................................................ 225
Крокодиловы слезы............................................. 226
Зарыть талант в землю........................................... —
Хранить молчание и играть в молчанку.......................... 227
Идти ва-банк.................................................. 228
Не в своей тарелке.............................................. —
Разводить тары-бары........................................... 229
Собаку съел..................................................... —
Чужими руками жар загребать................................... 231
Задеть за живое . . . .  ....................................... —
Как вкопанный и как заведенный................................ 232
Разделать под орех.............................................. —
Нечем крыть................................................... 233
Идти напропалую................................................. —
Притча во языцех.............................................. 234
С гулькин нос о с гулькин нос................................ 234
Бразды правления............................................. 235
Стоять у кормила............................................... —
Очная ставка................................................. 236
За душой нет ничего............................................ —
Нести околесицу и говорить невесть что....................... 237
Три фразеологических алогизма................................ 238
Быть немым как рыба и реветь белугой......................... 239
Глухая тетеря................................................ 240
Быльем поросло............................................... 241
Два сердца в одном сердце.................................... 242
С грехом пополам............................................. 243
Происхождение слов и этимологический анализ
ЧИТАТЕЛЬ, ПИСАТЕЛЬ И СЛОВО
Художественный текст под лингвистическим микроскопом
Трудные строки
А вдруг не то вдруг?..........................................273
Светоч, да не тот............................................ 275
Кем же стал Калинович?....................................... 278
Приходи вчера................................................ 279
Бутылка кислых щей........................................... 281
Об одном только зеее......................................... 282
Мечты и мечты................................................ 285
Грозный суд или грозный судия?............................... 288
Какой позор?................................................. 292
В каком месяце Пушкин изображает деревню 
в стихотворении «Деревня».....................................295
Чьи и какие сыны?............................................ 296
Про труса и трус............................................. 298
О глаголе течь............................................... 301
Хрипуны Грибоедова и Чехова.................................. 303
Небось и наверное.............................................304
Об одном многозначном слове у Пушкина, Лермонтова и Блока.....307
Поэт и гражданин..............................................311


      Слова, слова, слова. (В. Шекспир)
     
      НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ ЭТОЙ КНИГЕ
     
      Книга, которую вы начинаете читать, как пособие для учителя выглядит несколько необычно. Это объясняется и ее содержанием, и принятой в ней формой изложения. Именно поэтому здесь необходимо авторское предисловие.
      Итак, несколько слов об этой книге. С первой же страницы читатель попадает в удивительный и многоцветный мир слов, в разных ракурсах и аспектах знакомится с тем, что образует, так сказать, стройматериалы нашего языка. Толкуются и отдельные слова, и тесные словесные сообщества — фразеологические обороты. Один очерк следует за другим. И везде (помните эту знаменитую реплику Гамлета?) слова, слова, слова. Как известно, это выражение имеет сейчас или значение "обещания, не подкрепленные реальными делами", или значение "пустая болтовня". Но здесь оно употребляется в своем прямом, первородном, нефразеологическом значении, ничего отрицательного в себе не содержит и носит чисто деловой, информационный характер, раскрывая и главного героя книги, и ее анатомию.
      Книга строится как серия совершенно самостоятельных очерков, маленьких лингвистических новелл, в которых можно прочитать о происхождении, употреблении и структуре различных слов — как элементов творимых словосочетаний, так и компонентов готовых выражений, извлекаемых из памяти в виде целостных единиц.
      Какова биография того или иного слова и выражения, почему оно пишется или употребляется именно так, а не как-либо иначе, как оно "сделано" и как родилось в языке, каким образом мы называем словами предметы и явления объективного мира,— вот о чом прежде всего рассказывается в книге.
      Предметом повествования здесь является только то в русском слове, что очень интересно или по каким-то причинам трудно, что вызывает вопросы, с чем постоянно приходится сталкиваться учителю в его школьной практике, о чем он не может узнать из других источников, чем можно возбудить интерес и любознательность, развить языковое чутье ученика на уроке и вне его.
      Отбор материала во многом диктовался постоянными вопросами учителей на встречах и конференциях, письмами в журнал "Русский язык в школе". Именно читатели этого журнала подали мне идею издания книги занимательных очерков о словах.
      Книга "В мире слов" — не только сборник отдельных коротких рассказов о лексических и фразеологических единицах. Это также пособие, в котором поднимаются некоторые — очень важные — вопросы теории современного и исторического словообразования, разбора слова по составу, этимологии, фразеологии и семантики, правильного чтения и лингвистического анализа художественных произведений. Правда, они не освещаются здесь систематически (это задача специальных учебных пособий, следующих определенной программе). К теоретическим проблемам читатель подводится путем анализа отдельных языковых фактов.
      Распределение рассказов по главам было во многом условным. Говоря об орфографии слова, приходится, как правило, подробно разбирать его морфемный состав или происхождение. Выдавая свидетельство о рождении того или иного фразеологического оборота, обычно нельзя обойти вопрос о его значении и употреблении и т. д. Ведь различные стороны слова и выражения всего лишь отдельные стороны этих языковых единиц как целостных организмов.
      Было бы неправильным думать, что предлагаемые очерки во всем своем объеме являются лишь научно-популярным переложением уже известных лингвистических фактов.
      Вы можете найти здесь и такие сведения, которые добыты автором в процессе работы над этой книгой (см. хотя бы этимологию слов и оборотов смазливый, собаку съел, милости прошу к нашему шалашу, драчун, винительный падеж, груздь, кувалда, идти напропалую, голо-вомойка, конек, драндулет, гуталин, не миновать глаголя, голевой, пионер, за душой нет ничего и т. д.).
      Настоящее, 2-е издание книги во многом отличается от 1-го. Изменена отчасти структура книги, произведена — соответственно — серьезная перекомпоновка материала. Отдельные рассказы исключены; напротив, включены новые новеллы.
      Приношу глубокую признательность читателям и рецензентам за их помощь в работе. Их добрые слова о книге, многочисленные советы и пожелания, а также новые вопросы были очень нужными и своевременными при подготовке книги к переивданию.
      Мне хорошо видно, что далеко не все в моем детище одинаково удачно и сейчас. Буду искренне благодарен за все критические замечания, советы и пожелания, а также за новые вопросы об интересующих вас словах.
      А пока за мной — в мир слов. Нас ждут слова.

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru