НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Вопросы экономики в школьном курсе истории в VIII — X классах. — 1955 г.

Алексей Алексеевич Вагин

Вопросы экономики
в школьном курсе истории
в VIII — X классах

*** 1955 ***


DjVu


<< ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ

 

      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Введение 3
      Глава I. Историко-экономический материал школьного курса и основные вопросы методики его изучения в старших классах 7
      Глава II. Приёмы и средства конкретизации историкоэкономического материала 33
      Глава III. Формирование историко-экономических понятий 67
      Глава IV. Изучение вопросов экономики в разделе «Разложение крепостничества и зарождение капитализма в России» 97
      Глава V. Изучение темы «Развитие капитализма в России во второй половине XIX в.» 131

     

      Введение
      Каждый учитель истории знает, как легко и увлекательно проходят обычно уроки, посвящённые героическому военному прошлому, истории революционного движения, вопросам культуры, какой интерес вызывают они у школьников.
      При изучении этой тематики учитель, исходя из идейно-воспитательных задач темы, уверенно отбирает наиболее ценный материал, применяет разнообразные наглядные пособия, использует исторический документ, художественную литературу, чтобы сделать уроки более яркими и полноценными.
      Иное дело — изучение вопросов экономики.
      Этот материал более труден, да и в учебнике он изложен значительно суше: здесь много цифр, отвлечённых формулировок, скучных диаграмм. Изложенный в такой форме, он не вызывает интереса у школьников.
      Нередко и сам учитель считает этот материал неинтересным. Его рассказ о хозяйственной жизни прошлого обычно не блещет ни художественными образами, ни яркими характеристиками. Ограничившись пересказом учебника, учитель спешит перейти к более увлекательным темам.
      Немало учителей с сомнением отнеслись бы к утверждению, что уроки на тему «Экономическое развитие России в конце XVIII в.» или «Развитие капитализма после реформы 1861 г.» могут быть проведены столь же увлекательно, живо, доходчиво и с неменьшим идейновоспитательным результатом, чем уроки о восстании декабристов или о разгроме Деникина.
      Безусловно, историко-экономический материал школьного курса представляет для учителя ряд трудностей. Методика преподавания этого материала разработана слабо; учитель часто не располагает красочными фактами, чтобы изложить его доступно и интересно.
      Не удивительно, что вопросы экономики значительно слабее усваиваются учащимися даже в старших классах. Многие школьники слабо представляют себе закономерный процесс развития первобытно-общинного, рабовладельческого, феодального, капиталистического строя, недостаточно чётко различают существенные черты, присущие каждой из этих исторических систем общественного хозяйства.
      А между тем глубокое усвоение историко-экономического материала в рамках школьной программы является необходимым условием подведения учащихся к марксистско-ленинскому пониманию истории.
      При изучении этого материала учащиеся убеждаются в том, что история общества есть прежде всего история развития производства, история способов производства, сменяющих друг друга, история развития производительных сил и производственных отношений.
      На историко-экономическом материале прежде всего учитель раскрывает перед учащимися основные объективные законы исторического развития.
      Изучение вопросов экономики даёт возможность с наибольшей убедительностью показать роль трудящихся масс как подлинных творцов истории и создателей материальной культуры, показать, что «.. .история общественного развития есть вместе с тем история самих производителей материальных благ, история трудящихся масс.. .».
      На этих уроках перед учащимися раскрываются картины труда в различные исторические эпохи. Знакомя школьников с конкретными формами эксплуатации человека человеком в рабовладельческом, феодальном и капиталистическом обществе, мы воспитываем в них чувство ненависти к эксплуататорскому строю, ко всем эксплуататорам. Изучение этого материала помогает нам с убедительностью раскрыть перед учащимися всемирно-историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции, навсегда уничтожившей в нашей стране эксплуатацию человека человеком, и показать преимущества нашего общественного строя.
      Руководствуясь марксистским учением об основных законах капитализма и социализма, мы освещаем историко-экономический материал курса в духе противопоставления социалистического общественного строя капиталистическому, в духе идейного наступления на капитализм и разоблачения его эксплуататорской сущности, показываем учащимся превосходство социалистического строя над капиталистическим.
      Объясняя на конкретном материале основные законы и тенденции развития капитализма (концентрацию производства, накопление капиталов, обнищание пролетариата, разорение мелких собственников, обострение классовых противоречий, периодические кризисы), показывая загнивание капитализма в стадии империализма и углубление кризиса мировой капиталистической системы в результате второй мировой войны, мы подводим учащихся к пониманию неизбежности краха капитализма, воспитываем уверенность в победе коммунизма.
      На материале заключительных разделов курса истории СССР мы знакомим учащихся с историей социалистического строительства в СССР и раскрываем всемирно-историческое значение победы социализма в нашей стране.
      Изучение этого материала имеет особо важное значение в воспитании у учащихся чувства советского патриотизма, чувства гордости за наш народ и наше отечество, любви и преданности КПСС и её Центральному Комитету, в воспитании коммунистического отношения к труду и других качеств будущих строителей коммунизма.
      Успешное решение этих задач на историко-экономическом материале школьного курса в значительной мере зависит, во-первых, от того, насколько правильно мы отберём конкретный, доступный и убедительный материал, с помощью которого мы разъясним и конкретизируем сжатые формулировки учебника, и, во-вторых, от того, в какой форме, т. е. с помощью каких методов и приёмов, мы доведём этот материал до учащихся.
      Настоящая брошюра представляет собой очерк лишь некоторых вопросов методики преподавания историко-экономического материала в школьном курсе истории. Ее цель — оказать посильную практическую помощь учителю.
      В первых трёх главах сделана попытка теоретически обобщить опыт работы самого автора и изученный им опыт ряда ленинградских учителей. При этом основное внимание уделено методам и приёмам конкретизации историко-экономического материала и формирования историко-экономичеЬких понятий.
      В двух последних главах на материале курса истории СССР в IX классе эти методы и приёмы показаны в их практическом применении, в системе работы учителя над конкретными историко-экономическими вопросами курса.
     
      Глава I
      ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ШКОЛЬНОГО КУРСА И ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ МЕТОДИКИ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ
      1
      Историко-экономический материал, с которым знакомятся в курсе истории учащиеся VIII—IX классов, весьма обширен.
      Так, при изучении истории СССР с древнейших времён до конца XVII в. учащиеся знакомятся с техникой палеолита и неолита, с мотыжным и плужным земледелием, с кочевым скотоводством, с первобытно-общинным строем и его разложением, с хозяйством скифов и с экономической жизнью греческих колоний в Причерноморье, с разложением первобытно-общинного строя у восточных славян, с их поземельной общиной, с подсечным земледелием и трёхпольем, с возникновением феодальных отношений в Закавказье, с развитием на Руси феодального землевладения и его различными формами (поместье, вотчина), с различными группами земледельческого населения, начиная от смердов, закупов и холопов и кончая черносошными, владельческими и монастырскими крестьянами XVII в., с различными формами феодальной эксплуатации, с данями, полюдьем, натуральным и денежным оброком, барщиной, с ремеслом древней Руси и с посадским тяглом XVII в., с натуральным хозяйством, с развитием местных рынков и образованием всероссийского рынка, с основными чертами крепостного хозяйства, с крепостной мануфактурой и т. п.
      Ещё более обширен и разнообразен историко-экономический материал курса новой истории и курса истории СССР в IX и X классах, где учащиеся должны усвоить значительно более сложные историко-экономические понятия и разобраться в серьёзных теоретических вопросах (учение о возможности построения социализма в нашей стране, сущность нэпа, задачи индустриализации, значение коллективизации сельского хозяйства и т. п.).
      Было бы, однако, ошибкой, исходя из объёма историко-экономического материала в школьном курсе истории, ставить перед собой задачу добиться усвоения школьниками стройной системы основных понятий марксистско-ленинской политической экономии.
      На материале школьного курса истории мы не можем дать такой системы знаний по политической эконфмии. Это не предусмотрено школьной программой да и непосильно для учащихся VIII—IX классов ни по их возрасту, ни по знаниям: «. . .политическую экономию,—писал В. И. Ленин, — нельзя изучать так себе... без всяких предварительных познаний, без ознакомления с весьма многими и весьма важными вопросами истории, статистики и пр.
      Изучение историко-экономического материала в школьном курсе закладывает лишь конкретно-историческую основу, облегчающую учащимся дальнейшее изучение политической экономии в высшей школе или в порядке самообразования.
      Но было бы не меньшей ошибкой считать, что в изучении вопросов экономики в школьном курсе истории нет вообще никакой системы и что работа учителя сводится лишь к тому, чтобы от времени до времени на отдельных уроках сообщать отдельные факты из экономической жизни прошлого, не заботясь о внутренней связи и последовательности этого материала.
      Нельзя отрицать, что историко-экономический материал школьного курса имеет фрагментарный характер, что он включён в отдельные темы и даже в отдельные уроки в связи с той или иной тематикой курса. И тем не менее в содержании и расположении этого материала в курсе истории в старших классах имеется определённая система и последовательность.
      Опираясь на этот материал, учитель имеет возможность создать у учащихся цельное представление об экономической жизни на различных ступенях исторического развития.
      Убедиться в этом нам поможет сводная таблица с указанием основных историко-экономических проблем, которые входят в содержание курса истории в VIII—X классах (см. стр. 10).
      Таким образом, содержание и структура курса требуют изложения историко-экономического материала в исторической последовательности, в форме характеристики основных типов производственных отношений, а именно: первобытно-общинного строя, рабовладельческого строя, феодализма, капитализма и социализма.
      Конкретно-историческое содержание курса даёт вполне достаточный материал для формирования ц е-лостных представлений об этих системах общественного хозяйства и основных понятий о коренных чертах каждой системы. Но решение этих задач требует применения особых методических приёмов.
      Прежде всего необходимо учитывать, что при изучении историко-экономического материала учащиеся неоднократно встречаются с различными конкретными формами одного и того же экономического явления, с различным проявлением одной и той же закономерности, с теми же или аналогичными экономическими процессами, но в различных разделах курса — в сочетании с различным конкретно-историческим материалом, в связи с иными историческими событиями и нередко в иной исторической обстановке или на иной стадии развития данного явления.
      Так, об основных чертах феодального хозяйства школьник узнаёт и из курса истории средних веков (VI— VII классы) и из истории СССР (VIII и IX классы); с развитием капитализма, его закономерностями и противоречиями он знакомится и в курсе новой истории в VIII классе и на уроках истории СССР в IX классе; с фактами, характеризующими экономику империализма, он встречается неоднократно при изучении конкретной истории различных капиталистических стран в конце XIX и начале XX в.
      Это определяется, во-первых, самим характером историко-экономического материала, отражающего общие закономерные явления и процессы хозяйственного развития в различных странах, далеко не всегда совпадающие хронологически; во-вторых, связью между историей СССР и всеобщей историей, которая отражена в содержании и структуре школьной программы.
      И так как повторное ознакомление на новом материале с известным экономическим явлением или с коренными чертами хозяйственного строя нередко отделено значительным промежутком времени от первого знакомства с тем же явлением, мы вынуждены каждый раз вспоминать с учащимися ранее усвоенную характеристику явления или соответствующее определение, а уже затем формулировать то новое, те черты дальнейшего развития или те особенности, которые мы с учащимися открываем путём анализа или путём сравнения с аналогичным явлением, изученным ранее. Сталкиваясь, например, с крепостной мануфактурой XVII в. в России, мы вспоминаем определение мануфактуры, усвоенное из курса средних веков в VII классе. При изучении в IX классе эволюции крепостной экономики XVIII в. в России мы вспоминаем основные черты барщинного хозяйства, с которыми учащиеся знакомы из курса истории СССР в VIII классе, а затем уже выявляем черты начавшегося разложения крепостного хозяйства.
      Приступая в X классе к раскрытию понятия «военнофеодальный империализм в России», мы вспоминаем признаки империализма, усвоенные учащимися из курса новой истории, а затем уже выясняем своеобразие российского империализма.
      При этом имеет место и простое повторение уже изложенного, но это неизбежно и даже необходимо при изучении вопросов экономики. В. И. Ленин указывал, что при изложении экономических явлений в историческом развитии получаются повторения, «.. .полезные для начинающего, потому что он тверже усваивает себе особенно важные положения».
      Только при условии повторения ранее изученного историко-экономического материала мы можем добиться усвоения учащимися прочных- знаний.
      Однако повторение в данном случае служит не только задаче закрепления, но, что гораздо важнее, установлению связи между фактическими знаниями, полученными из различных разделов курса, систематизации и углублению усвоенных понятий, выработке умения применять имеющиеся знания к изучению нового материала.
      Система работы с учащимися над изучением вопросов экономики требует не только повторения, но и обобщения материала.
      Одним из приёмов обобщения историко-экономического материала является обзор ряда изученных ранее фактов с целью их анализа и выявления их закономерности.
      Так, при изучении начала промышленного переворота в России полезно вспомнить ранее известные факты о развитии кустарных промыслов, о возникновении капиталистической мануфактуры из крестьянских кустарных промыслов (село Иваново) и на этой основе подвести к пониманию общей закономерности, показав три стадии развития капитализма в русской промышленности К
      Чтобы показать учащимся периодичность промышленных кризисов при капитализме, мы можем при изучении развития промышленности в России 1861— 1900 гг. вспомнить известные учащимся из курса новой истории факты о кризисах XIX в. в капиталистических странах Запада, сопоставить их с данными о кризисах в России и сделать соответствующие выводы.
      Анализируя предпосылки промышленного подъёма в 1890-е годы в России, мы вспоминаем условия, необходимые для развития капиталистической промышленности (накопление капиталов, наличие свободной рабочей силы и рынка сбыта), которые усвоены учащимися ещё при изучении промышленного переворота в Англии. Но на новом материале мы значительно обогащаем понятие о развитии внутреннего рынка, о накоплении капитала и т. д.2.
      При изучении историко-экономического материала особенно необходимы, и важны повторительно-обобщаю-щие уроки. Больше того, если речь идёт не об отдельных элементах урока, а о целом уроке, посвящённом вопросам экономики, в его содержании всегда имеет место обобщение.
      Например, в уроке на тему «Развитие феодально-крепостнического хозяйства в XVII в.» мы раскрываем перед учащимися ленинскую характеристику фарщинного хозяйства, обобщая, таким образом, все ранее полученные знания о феодальном хозяйстве.
      На уроках по истории Англии конца XVIII в., выясняя предпосылки промышленного переворота, мы обобщаем знания учащихся о ремесле, мануфактуре, огораживаниях, ограбления колоний, разорении крестьян и ремесленников.
      На уроке «Экономическое развитие Англии в конце XIX в.» известные учащимся данные о колониях и колониальной политике Англии мы обобщаем в понятие «колониальный характер английского империализма».
      При этом главная, основная функция обобщения историко-экономического материала заключается не столько в том, чтобы выявить некоторые общие признаки, присущие самым различным явлениям экономической жизни, сколько в том, чтобы «.. .представить отдельные стороны и отдельные явления... хозяйственной жизни, как составные части определенной системы общественного хозяйства, как проявления коренных черт этой системы...».
      Только так и можно создать у учащихся цельное представление и отчётливое понятие об определённом экономическом строе, о процессах и закономерностях развития хозяйственной жизни.
      Так, отдельные факты и явления, показательные для процесса разложения крепостнического строя, мы обобщаем и раскрываем как признаки разложения крепостнической экономики.
      Хозяйственные явления, о которых учащиеся узнали из истории капиталистических стран конца XIX и начала XX в. в обобщающей теме «Империализм как высшая и последняя стадия капитализма», раскрываются перед ними как признаки империализма, как его ко-р е и н ы е черты.
     
      2
      Излагая, обобщая и закрепляя историко-экономический материал курса, раскрывая на этом материале общие закономерности и общую картину исторического развития человеческого общества, мы подводим учащихся к марксистско-ленинскому пониманию истории, к актуальным вопросам современности, к пониманию задач нашей борьбы за построение коммунизма. В этом заключается идейная целеустремлённость курса. Этой задаче служит вся система нашей работы с учащимися над изучением вопросов экономики в курсе истории. Поэтому очень важно при изложении отдельных фактов экономического развития, при освещении отдельных вопросов экономики рассматривать их изучение и усвоение как звено, этап, ступень в раскрытии больших идей курса, в разрешении его основных идейно-образовательных и воспитательных задач. Содержание работы над историко-экономическим материалом программы должно быть продумано в свете этих задач и подчинено их решению. Тогда изучение этого материала явится осуществлением последовательной системы нашего идейно-образовательного воздействия на учащихся.
      Попытаемся на экономическом материале курса истории в VIII—X классах наметить идейное единство и связь между ведущими проблемами его основных разделов.
      На первых уроках истории СССР в VIII классе мы углубляем и приводим в систему представления учащихся о первобытно-общинном строе, возникновении классов, основных чертах рабовладельческого строя и причинах его крушения на территории СССР.
      Материал о восточных славянах даёт возможность впервые в курсе истории вполне конкретно и с глубиной, соответствующей старшему возрасту, показать причины разложения родового строя, образование соседской общины, её дифференциацию и становление феодальных отношений, обусловленное развитием производительных сил
      и в первую очередь в области земледелия. Утверждение феодального строя связывается в сознании учащихся с образованием крупного землевладения и закабалением земледельца.
      На дальнейшем материале курса раскрывается конкретно-историческая картина феодального способа производства на последовательных ступенях его развития: феодальное хозяйство древней Руси, феодальное хозяйство в Новгородской земле XIII в., феодальная вотчина XIV в. (§ 26), помещики и крестьяне в XV—XVI вв. (§ 36, 39, 44). Изучение этого материала завершается темой «Феодально-крепостническое хозяйство в XVII в.» (§ 51), где даётся обобщающая характеристика барщинного хозяйства.
      Во втором полугодии, на материале новой истории, учащиеся знакомятся с основными чертами и закономерностями развития капитализма.
      Таким образом, на протяжении учебного года учащиеся изучают последовательно четыре общественно-экономических строя, сменяющих один другой. Обобщение этого материала осуществляется в теме «Возникновение научного коммунизма» на материале первой и второй глав «Манифеста Коммунистической партии», где идея революционного свержения капиталистического строя и установления диктатуры пролетариата выступает для учащихся как учение, обоснованное научным анализом всего предшествующего исторического развития. Понятие о закономерной смене исторических систем общественного производства (мы не даём термина формация) и об особенностях каждой из них прочно входит в сознание учащихся.
      Если в курсе VIII класса внимание школьников в основном сосредоточивалось на становлении и расцвете феодально-крепостнического хозяйства в России, победе и утверждении капитализма в Западной Европе и США, то в IX классе перед учащимися раскрываются более сложные проблемы: разложение крепостничества в России и загнивание капитализма (в курсе новой истории). Таким образом, дважды в течение учебного года перед учащимися встаёт картина загнивания старого общественно-экономического строя и раскрывается идея необходимости его революционного устранения. В последнем разделе курса истории СССР, на мате-
      риале пореформенной экономики, завершается изучение развития капитализма (в домонополистической стадии) и даётся обобщающая характеристика его коренных черт. На этом же материале раскрывается понятие о пережитках крепостничества и идея их революционного устранения, идея необходимости буржуазной революции в России.
      В курсе новой истории в теме «Империализм» мы даём характеристику последней стадии капитализма и показываем необходимость и закономерность социалистической революции. Здесь же учащиеся впервые знакомятся с учением о возможности победы социалистической революции в одной, при этом не самой развитой, капиталистической стране.
      На историко-экономическом материале, изучаемом в VIII—IX классах, учащиеся убеждаются в решающей роли масс и классовой борьбы в развитии общества и в смене одного общественно-экономического строя другим. На примере восстания Савмака мы показываем роль восстаний рабов в крушении рабовладельческого строя, на примере революционной борьбы масс в Англии XVII и во Франции XVIII в. демонстрируем процесс революционной смены феодализма капитализмом.
      В курсе IX класса мы показываем роль крестьянских движений в расшатывании крепостнического строя в России.
      Идея буржуазной революции, призванной ликвидировать пережитки крепостничества, и идея социалистической революции, ликвидирующей капитализм, — вот две важнейшие идеи, которые мы формируем у учащихся на материале курса в IX классе.
      А в первой же теме курса X класса эти две идеи, существовавшие до сих пор раздельно в сознании учащихся, теперь сближаются: характеристика российского военно-феодального империализма, характеристика русского царизма подводит учащихся к ленинской идее перерастания буржуазно-демократической революции в социалистическую: кто хотел бить по царизму, тот неизбежно замахивался на империализм.
      Весь историко-экономический материал первых двух разделов курса X класса: и катастрофическое экономическое отставание страны, и рост зависимости российской экономики от иностранного капитала, и результаты сто-
      лыпинской аграрной реформы, и рост монополистического капитализма в России, и экономическая катастрофа, которая осенью 1917 г. угрожала стране в результате империалистической войны, — всё это раскрывается как обоснование объективной, закономерной необходимости социалистической революции в России.
      История Великой Октябрьской социалистической революции — не только важнейший раздел программы X класса, но и центральная тема всего курса истории в средней школе. В этой теме сходятся ведущие линии идейно-образовательной работы, проводимой советским учителем на всех предшествующих этапах его занятий с классом. Начиная с этой темы, изучение историко-экономического материала приобретает совершенно новое идейное содержание и неизмеримо большее воспитательное значение.
      До сих пор история хозяйственного развития была историей смены одной формы эксплуатации другой формой. История социалистического строительства в нашей стране, начиная с Великой Октябрьской революции, есть история ликвидации всякой эксплуатации человека человеком.
      До сих пор активная роль в укреплении определённого экономического строя принадлежала государству, выражавшему классовые интересы эксплуататоров. Советское государство, созданное Октябрьской революцией, выступает как власть трудящихся масс, строящих под руководством КПСС бесклассовое социалистическое общество.
      До сих пор роль народных масс в революционной смене одного общественно-экономического строя другим сводилась в основном к расшатыванию, разрушению старых форм эксплуатации, старой системы хозяйственных отношений. Так, восстания рабов ликвидировали рабовладельческий строй, восстания крестьян нанесли могучий удар крепостническому строю.
      История социалистической революции в СССР есть история созидательного творчества трудящихся масс, история создания новых производственных отношений в результате активной деятельности самих трудящихся под руководством Коммунистической партии.
      На историко-экономи.ческомматериале-»этюй -важнейшей темы мы раскрываем учащимся основное экономическое содержание социалистической революции: передачу всех средств производства из рук эксплуататоров (фабрикантов, банкиров, помещиков, а затем и кулаков) в руки трудящихся и организацию социалистического производства.
      Мы показываем далее, как с крушением капиталистического строя в нашей стране прекращается действие основного экономического закона современного капитализма, согласно которому общественное производство ведётся ради обеспечения максимальной прибыли капиталистов путём эксплуатации, разорения и обнищания большинства населения, и вступает в действие основной экономический закон социализма, согласно которому целью общественного производства является максимальное удовлетворение постоянно растущих материальных и культурных потребностей общества, закон, определяющий непрерывный, бескризисный рост производства в нашей стране, повышение материального благосостояния и культурного уровня советского народа, непрерывное совершенствование социалистического производства на базе высшей техники. На историко-экономическом материале заключительных разделов курса мы показываем преимущества нашего общественного строя. Мы показываем, как создание и укрепление социалистических форм хозяйства происходило в процессе острой классовой борьбы трудящихся против эксплуататорских элементов, как этой борьбой трудящихся руководила КПСС.
      Мы показываем, какие трудности приходилось преодолевать трудящимся в создании нового социалистического производства, как налаживалась новая, сознательная дисциплина на социалистических предприятиях, как воспитывалось коммунистическое отношение к труду, на какие жертвы шёл советский народ для создания мощной индустрии.
      Мы показываем, что социалистическое строительство с самого начала осуществлялось благодаря союзу рабочего класса с крестьянством, как укреплялся этот союз и какие формы он имел на разных этапах строительства. Мы показываем, наконец, роль Советского государства как главного орудия строительства коммунизма в нашей стране и защиты социалистической республики от нападения извне.
      Одна из ведущих идей, пронизывающих весь программный материал этих разДеЛоб, это идея противопоставления мира побеждающего и победившего социализма миру загнивающего капитализма. Эта идея раскрывается на всём историко-экономическом материале: и на проблеме индустриализации (индустриализация капиталистическая и индустриализация социалистическая), и на проблеме социалистического накопления (источники социалистического накопления и источники накопления при капитализме), и на проблеме коллективизации (капиталистический и социалистический путь развития сельского хозяйства), и на проблеме ликвидации техникоэкономической отсталости страны (догнать и перегнать передовые капиталистические страны) и т. д.
      В заключительной теме курса истории в X классе «СССР на пути к коммунизму», обобщая знания учащихся по истории социалистического строительства в СССР и странах народной демократии (из курса гео-гоафии), с одной стороны, и по истории капиталистических стран в эпоху империализма (из’курса новой истории и из курса истории СССР послеоктябрьского периода) — с другой, мы даём учащимся характеристику общего кризиса капитализма как системы, характеристику двух лагерей, образовавшихся после войны — ла- геря мира, демократии и социализма во главе с СССР и лагеря империалистической реакции и агрессии во главе с США, двух параллельных мировых рынков, двух линий экономического развития, рисуем грандиозные перспективы строительства коммунизма в нашей стране.
      В X классе мы не только знакомим учащихся с историей строительства социализма в СССР, но работаем над обобщением и углублением историко-экономического материала, изученного в предшествующие годы обучения. При повторении этого материала мы стремимся подвести учащихся к широким обобщениям, к идеям и принципиальным установкам, которые имеют большое значение в формировании мировоззрения молодёжи.
      Одним из таких обобщений на основе историко-экономического материала предшествующих лет обучения является положение о решающем значении высокой производительности труда для окончательной победы коммунизма. «Коммунизм есть высшая, против капиталистической, производительность труда добровольных, сознательных, объединенных, использующих передовую технику рабочих»
      Эта мысль раскрывается в связи с изучением ленинского плана приступа к социалистическому строительству весной 1918 г., в связи с материалом о социалистическом соревновании и ударничестве в годы первой пятилетки, наконец, в связи с анализом исторического значения стахановского движения.
      В связи с этим материалом мы раскрываем одну из самых общих закономерностей исторического развития. Вместе с учащимися мы вспоминаем, что производительность труда в первобытном обществе была крайне низка, что тяжёлый труд членов первобытной общины еле спасал их, да и то не всегда, от мук голода. Эксплуатация человека человеком в этих условиях была невозможна. Общая нищета и зависимость от сил природы были признаками доклассового общества.
      Эксплуатация человека человеком стала возможной лишь на следующей ступени развития, когда труд человека стал давать некоторый избыток необходимых средств существования. Необходимым условием возникновения классового общества в его первоначальной, рабовладельческой форме был более высокий, чем в первобытном обществе, уровень производительности труда.
      Переход к рабовладельческому строю был в своё время огромным шагом вперёд в развитии человечества, так как эксплуатация масс рабов давала возможность рабовладельческому государству осуществить такие технические мероприятия (ирригационные сооружения в Египте и т. д.), которые были не под силу первобытным общинам. Эксплуатация рабов освободила от физического труда небольшую группу людей, получившую возможность отдаться умственной деятельности, науке и искусству.
      Но само существование эксплуатации, классового неравенства было результатом недостаточного развития производительных сил: при такой сравнительно низкой производительности труда сделать жизнь богатой и культурной для всех было ещё невозможно. Только эксплуатация подавляющего большинства обеспечивала материальное благосостояние для ничтожного меньшинства эксплуататоров.
      Капитализм принёс с собой мощное развитие техники, гигантский рост производительности труда. Это создало предпосылки для такого общественного строя, где нет эксплуатации человека человеком. Современный уровень производительных сил даёт возможность культурной и зажиточной жизни для всех. Эксплуататорская организация общества стала отжившей, исторически неоправданной: эксплуататорский строй стал тормозом для дальнейшего развития производительных сил, угрозой культуре и прогрессу человечества.
      Победа социализма в СССР доказала возможность развития и процветания страны без помещиков и капиталистов.
      Победа социализма над капитализмом, как учил В. И. Ленин, решается в конечном счёте вопросом: обеспечит ли социализм более высокий уровень производительности труда и более высокую ступень благосостояния народа? Поэтому международный империализм с первых дней существования советской власти стремился задержать, сорвать наше движение вперёд, отбросить нас назад, использовав гражданскую войну и интервенцию для возможно большего разорения страны.
      «Они не свергли нового строя, созданного революцией, но они и не дали ему возможности сделать сейчас же такой шаг вперед, который бы оправдал предсказания социалистов, который бы дал им возможность с громадной быстротой развить производительные силы, ... доказать всякому и каждому наглядно, воочию, что социализм таит в себе гигантские силы и что человечество перешло теперь к новой, несушей необыкновенно блестящие возможности стадии развития».
      Подчёркиваем: одна из задач «холодной войны», затеянной реакционными кругами США, заключается в том, чтобы отвлечь наши силы от мирного строительства, задержать наше движение к коммунизму.
     
      3
      Историко-экономический материал школьного курса имеет особую идейно-воспитательную ценность, так как на его основе учитель подводит учащихся к животрепещущим вопросам современной общественной жизни, к политическим проблемам и выводам морально-политического характера.
      Учитель руководствуется указанием В. И. Ленина, «. . .что с вопросами экономическими неразрывно связаны самые животрепещущие вопросы истории и современной действительности и что корни этих последних вопросов лежат в общественных отношениях производства» Так, рассказав о вывозе капитала в эпоху империализма, мы рисуем перед учащимися картину капиталистического мира в начале XX в. С одной стороны — горстка государств-рантье, живущих эксплуатацией колоний и полуколоний; с другой — весь остальной мир, подвергающийся эксплуатации. В колониях, полуколониях, отсталых странах построены фабрики, заводы, железные до: роги, принадлежащие европейским и американским капиталистам. Это на них работают миллионы рабочих индийских, китайских, иранских. Это они навязали кабальные займы правительствам отсталых стран, а ежегодные проценты по займам выплачиваются из налогов, которыми обременены миллионные массы крестьянства в этих странах.
      Таким образом, буржуазия «передовых» империалистических государств эксплуатирует не только «своих» рабочих, но главным обоазом рабочих и крестьян колоний и отсталых стран. И колониальный пролетариат, и неисчислимые массы крестьянства колоний и полуколоний страдают от гнёта не только «своих» помещиков и капиталистов. но не меньше от гнёта империалистической буржуазии Запада.
      Вот почему национально-освободительное движение в колониях и полуколониях приобретает антиимпериалистический характер, становится резервом пролетарской революции. Вот почему эксплуатируемое империалистической буржуазией крестьянство этих стран становится союзником революционного пролетариата в борьбе против империализма.
      Эта картина мира помогает учащимся осознать огромное значение освободительных движений в колониях и глубже понять всемирно-историческое значение Великой Октябрьской революции, положившей конец всемирному господству империализма, расколовшей мир на два мира и давшей могучий толчок освободительным движениям в странах Востока. Им яснее становится общая перспектива борьбы против империализма и значение таких фактов, как образование Китайской Народной Республики, Корейской Народно-Демократической Республики, Демократической Республики Вьетнам, рост борьбы народов Азии и Африки за национальную независимость.
      Так на историко-экономическом материале, относящемся к довоенному империализму, мы подводим учащихся к политическим вопросам современности.
      В этом же плане мы раскрываем перед учащимися идейное содержание обобщающего урока на тему «Империализм как последняя стадия капитализма». Одним из центральных вопросов этого урока является вопрос о капиталистическом строе как тормозе для развития производительных сил.
      Капитализм, который когда-то, придя на смену феодализму, открыл простор для гигантского развития производительных сил, теперь, в эпоху империализма, стал препятствием для их дальнейшего роста. Вместе с учащимися мы устанавливаем следующие факты.
      1. Капиталистические монополии, господствуя на рынке, не заинтересованы в технических усовершенствованиях. Они скупают патенты, кладут их «под сукно», тормозя технический прогресс.
      2. Вывозя капиталы в колонии и полуколонии и создавая там фабрики и заводы, империалисты, однако, сознательно не допускают в этих странах развития отраслей, производящих средства производства (чтобы держать колонии в экономической зависимости). Они уродуют экономику зависимых стран, добиваясь их специализации на производстве одного из товаров (кофе, сахар, фрукты, каучук и пр.), и тем ставят эти страны в полную зависимость от себя (пример — страны Латинской Америки).
      3. Капитализм принёс хищническое истребление лесов, истощение почв на огромных пространствах. Пример — выветривание плодородных почв и превращение их в бесплодные земли в США.
      4. Наличие частной собственности препятствует рациональному размещению электростанций и плановой электрификации в капиталистических странах.
      5. Империализм препятствует использованию атомной энергии в мирных целях. В то время как в СССР создаются промышленные электростанции на атомной энергии, американская атомная промышленность, контро лируемая монополистическими группами Моргана, Рокфеллера, Мелона и Дюпона, вырабатывает атомную энергию лишь с целью массового уничтожения. Больше того, в условиях капитализма невозможно широкое применение атомной энергии в мирных целях: это поставило бы под угрозу прибыли угольных и электрических компаний. Этот факт красноречиво говорит о том, каким серьёзным препятствием в развитии производительных сил является разлагающаяся система капитализма.
      6. О том, что капитализм стал препятствием для развития производительных сил, свидетельствуют и сравнительные данные о промышленном производстве в капиталистических странах и в СССР за 1929—1951 гг., приведённые в докладе Г. М. Маленкова на XIX съезде партии.
      Руководствуясь этими данными, построим меловой график на классной доске. Используем цветные мелки. Белая, жёлтая, зелёная линии промышленной продукции Англии, Франции, Италии за 22 года лягут почти горизонтально, на уровне 1929 г.; немного выше их пройдёт линия США. И только красная линия Советского Союза взовьётся круто вверх, в 13 раз превышая выработку 1929 г.
      О том, что именно капитализм мешает развитию промышленности, свидетельствуют и цифры ростр промышленности в странах народной демократии, вставших на путь социализма. Так, в 1951 г. довоенный уровень промышленного производства был превзойдён в Польше в 3 раза, в Венгрии в 27г раза, в Румынии в 2 раза, в Болгарии почти в 5 раз, в Албании более чем в 5 раз. А ведь эти страны пострадали от войны куда больше, чем Англия, Франция или Италия
      Но мало того, что капитализм мешает развитию производительных сил. Он истребляет, разрушает уже имеющиеся производительные силы. Предлагаем учащимся привести примеры массового уничтожения производительных сил.
      — Промышленные кризисы Войны — отвечают учащиеся.
      Сообщаем: в период империализма кризисы становятся всё более длительными; вместо нового подъёма наблюдается длительная депрессия, переходящая в новый кризис. В годы кризиса не только истребляется готовая продукция, простаивают и ржавеют машины, но растрачивается попусту драгоценная рабочая сила человека.
      ГРАФИК ИМПЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ВОЙН
      Ещё большее истребление производительных сил несут империалистические войны.
      Вспоминаем уже известные учащимся империалистические войны. Чертим на доске хронологический график этих войн: на прямой линии откладываем равные отрезки, обозначающие годы, отмечаем последовательно по годам все империалистические войны с 1894 по 1918 г. (см. рис. 1).
      Картина ясна: состояние войны всё более становится «нормальным» состоянием в эпоху империализма, а годы мирного развития — всё более редким исключением.
      Эпоха империализма — эпоха войн. Каждая новая империалистическая война приносит человечеству новые бедствия и новое разорение. Первая империалистическая война стоила человечеству почти 40 млн. человеческих жизней и отбросила промышленность Европы на 30 лет назад. Ещё большие бедствия принесла вторая мировая война, развязанная гитлеровской Германией и империалистической Японией при попустительстве «демократических» стран.
      Современный империализм напоминает сумасшедшего, который угрожает в новых и новых войнах уничтожить человеческую культуру. Передовое человечество заинтересовано в свержении империализма ради спасения культуры, ради дальнейшего развития общества.
      Так проблема загнивания капитализма раскрывается перед учащимися в плане острейших современных морально-политических проблем борьбы за мир, демократию и социализм.
      Как видим, основные историко-экономические понятия школьного курса обращены к учащимся не только своей образовательной, но и идейно-воспитательной стороной. При этом очень важно, чтобы историко-экономический материал воспринимался учащимися не формально — не только как материал, который надлежит выучить к следующему уроку, но и как обобщения, мысли, идеи — очень интересные, очень важные, имеющие прямое отношение к вопросам современности, к практической деятельности советской молодёжи, юных строителей коммунизма.
      В таком идейно-воспитательном плане мы стремимся раскрыть и понятие о производительных силах.
      Работу над этим понятием мы начинаем в VIII классе, в курсе истории СССР. На материале первобытно-общинного строя показываем роль материального производства в жизни человеческого, общества: чтобы жить, человек вынужден производить. Охота, рыбная ловля, изготовление гончарных изделий, плетение одежды, земледелие, постройка жилища — это всё материальное производство, необходимое для жизни людей. В производстве человек пользуется орудиями труда. С помощью орудий труда человек воздействует на предметы окружающей природы: сетями ловит рыбу, мотыг.ой взрыхляет землю, с помощью гончарного круга делает утварь.
      Создание орудий труда и пользование ими отличает человека от животных. Ни одно животное не создаёт орудий труда.
      С помощью орудий человек усиливает, удлиняет свои руки. Он не мог бы поймать руками зверя — он убивает его стрелой с каменным наконечником. Он не мог бы взрыхлить землю ногтями — он действует мотыгой. Каменным топором и долотом он выдалбливает ствол де-
      рева, превращая его в первобытный чёлн. Чем более развиты, разнообразны, совершенны орудия, тем большую власть приобретают люди над окружающей природой.
      Но ведь орудия производства создаёт человек. Чтобы орудия труда были пущены в производство, необходимо, чтобы человек создал их и умел ими пользоваться. Умение создавать орудия и ими пользоваться, трудовые навыки и трудовой опыт — это способность человека к труду, его рабочая сила.
      Способность к труду всё время развивается. Человек, умеющий изготовлять медно-бронзовые изделия, обладает более развитой способностью к труду, чем человек, умевший изготовлять только грубые каменные топоры.
      Все те силы, которые человек использует в производстве, называются производительными силами. Это орудия труда и рабочая сила человека. Главной производительной силой является сам человек, его способность к труду, его производственные знания, навыки, умения, опыт.
      С понятием «средства производства» мы знакомим учащихся несколько позже, при изучении рабовладельческого и феодального способов производства, когда говорим о распределении средств производства при феодальном строе (§ 13 учебника под редакцией А. М. Панкратовой) .
      Мысль о человеке, его трудовых знаниях и умениях как о главнейшей производительной силе общества конкретизируется в дальнейшем курсе. В теме «Культура древней Руси» мы показываем высокое трудовое искусство древнерусских ремесленников, при помощи сравнительно примитивных орудий создававших замечательные произведения оружейного, ювелирного, гончарного ремесла.
      В теме «Татарское иго» мы покажем роль трудовых кадров в материальной культуре страны: разрушение городов Батыем, массовый увод русских ремесленников в рабство надолго ослабили производительные силы Руси.
      Работу над раскрытием, понятия «производительные силы» и ведущей роли трудового человека в развитии производительных сил мы завершаем в X классе на материале социалистического строительства.
      Знакомя учащихся с содержанием речи И. В. Сталина на выпуске академиков Красной Армии 4 мая 1935 г., мы подчёркиваем значение кадров, т. е. умелых, знающих работников в любой отрасли: «Будут у нас хорошие и многочисленные кадры в промышленности, в сельском хозяйстве, на транспорте, в армии — наша страна будет непобедима»
      Учитель истории не может решать задачи непосредственной технической подготовки школьников к участию в социалистическом производстве, т. е. в плане политехнического обучения. Но в плане общего развития, воспитания морально-политических качеств социалистического труженика, формирования трудовых идеалов, в идейной подготовке учащихся к участию в производительном труде учителю истории принадлежит ответственная и почётная роль.
      Знакомя учащихся с развитием народного хозяйства в годы послевоенных пятилеток, учитель подчеркнёт, что сложная техника, которой оснащены теперь все отрасли хозяйства, требует больших знаний, солидной теоретической подготовки.
      Учитель покажет, какое значение имеет сочетание общеобразовательной подготовки со специальными знаниями для новатора производства, как важно овладение производственными умениями для всестороннего развития человека, каким почётом окружён в нашей стране каждый умелый и честный труженик, какая огромная роль принадлежит производству в жизни социалистического общества.
      На биографиях наших лучших производственников учитель покажет, что в нащей стране производственный труд открывает пути к вершинам знаний, к которым законно, стремится молодёжь; что перед нашей молодёжью, идущей после окончания средней школы на производство, открывается широкая перспектива стать квалифицированными рабочими, мастерами передовой техники и одновременно продолжать учёбу в высших учебных заведениях.
     
      4
      Не вводя в курс термина «производственные отношения» (это понятие не введено в текст учебников истории для средней школы), мы на конкретном материале подводим учащихся к пониманию закона обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил.
      Так, при изучении первобытного общества мы показываем, как с развитием скотоводства и переходом от мотыжного земледелия к первобытному деревянному плугу изменяется положение женщины в хозяйстве, меняется организация родовой общины, совершается переход к патриархату, начинается разложение первобытнообщинного строя.
      Этот же закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил мы раскрываем, например, на истории разложения родового строя у славян и постепенного перехода к феодализму в связи с усовершенствованием земледелия, появлением рала с металлическими сошниками, разработкой постоянных пашен, закреплением пахотных участков за семьями, появлением собственности на землю.
      На материале английской революции XVII в. и промышленного переворота мы показываем, что развитие новых способов ведения земледелия означало переход от феодального к капиталистическому сельскому хозяйству, что появление машинной индустрии привело к исчезновению мелкого ремесла и формированию новых классов — промышленной буржуазии и промышленного пролетариата.
      В теме «Империализм» мы показываем, что гигантское развитие общественного производства, создание крупнейших промышленных объединений, охватывающих сотни тысяч рабочих, пришло в противоречие с частной собственностью горстки капиталистов, что концентрация промышленности сделала возможным и необходимым передачу средств производства из рук капиталистов в руки общества, плановое ведение хозяйства без эксплуататоров.
      Но, показывая закон соответствия производственных отношений характеру производительных сил, учитель покажет роль старых производственных отношений как тормоза для развития производительных сил и роль новых производственных отношений как силы, способствующей дальнейшему развитию производительных сил. Это он сделает при подведении итогов Английской революции XVII в., на разборе итогов Французской революции XVIII в. и обобщит на материале первой главы «Манифеста Коммунистической партии».
      На материале экономического развития России во второй половине XIX в. учитель покажет и прогрессивное значение реформы 1861 г. для развития производительных сил страны, и тормозящую роль пережитков крепостничества в сельском хозяйстве и в промышленности дореволюционной России.
      Особенно ярко и убедительно роль новых производственных отношений как главной и решающей силы, которая определяет дальнейшее, мощное развитие производительных сил, может быть показана на примере колоссального развития производительных сил нашей советской промышленности и наинего сельского хозяйства в результате замены старых, капиталистических производственных отношений новыми, социалистическими отношениями, созданными Великой Октябрьской революцией и переходом крестьянства к коллективному хозяйству.
     
      5
      Вопросы экономики не представляют собой особого раздела школьной программы. Они изучаются в тесной связи с вопросами классовой борьбы, государственного строя, культуры. Это даёт возможность учителю на протяжении всего курса показать, с одной стороны, зависимость надстройки от экономического базиса, а с другой — активную роль надстройки (например, государства) в развитии и укреплении определённых производственных отношений.
      Знакомя учащихся с экономическим развитием Се веро-Восточной Руси в XIV—XV вв. (рост производительных сил, развитие городского ремесла, торжки, Москва как ремесленный и торговый центр), учитель покажет развитие рыночных связей между русскими княжествами— в результате развития производительных сил и роста разделения труда — как основную экономическую предпосылку образования централизованного государства.
      На конкретных фактах (характер управления, организация войска, статьи Судебника о крестьянах) он раскроет феодальный характер этого государства и роль его в укреплении и усилении крепостничества.
      На конкретном материале истории капиталистических стран в начале XX в. мы показываем учащимся, что переход oт домонополистического капитализма к империализму обусловил изменения и в политической надстройке. «Свободной конкуренции соответствует демократия. Монополии соответствует политическая реакция»,— писал В. И. Ленин. Мы показываем, как при господстве финансовой олигархии происходит подчинение государственного аппарата монополиям, как усиливаются тенденции к фашизации буржуазного государства, как знамя буржуазно-демократических свобод оказывается выброшенным за борт. В связи с этим мы подчёркиваем историческое значение борьбы рабочего класса за демократические свободы в условиях современного капитализма.
      На материале социалистического строительства в СССР мы показываем величайшую прогрессивную роль Советского государства в развитии производительных сил нашей страны, в создании и укреплении новых, социалистических, производственных отношений, обеспечивающих дальнейшее развитие общественного производства в таких масштабах и такими темпами, какие немыслимы при капитализме.
      Раскрывая объективные экономические закономерности, обусловившие и определившие историческую деятельность КПСС и государственной власти СССР, мы одновременно показываем активное вмешательство Коммунистической партии и Советского государства в ход экономического развития. Мы показываем, как стихии мелкотоварного хозяйства было противопоставлено осуществление ленинского кооперативного плана; как в результате индустриализации преодолена была вековая отсталость страны и обеспечено невиданное развитие промышленности; как стихийному измельчанию крестьянских хозяйств был противопоставлен курс на коллективизацию, на ломку старых производственных отношений в деревне, уже не соответствовавших возросшему уровню производительных сил советского общества. Сплошную коллективизацию, ставшую возможной в результате индустриализации страны и успешного строительства совхозов и колхозов, мы показываем как революционный переворот, произведённый «...сверху, по инициативе государственной власти, при прямой поддержкб снизу со стороны миллионных масс крестьян...»
      В то же время мы показываем, что в своей активной экономической политике, в революционной перестройке производственных отношений партия и советская власть опирались на раскрытые марксистско-ленинской теорией объективные законы экономического развития, в частности на закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил. На этом материале мы раскрываем активную роль человека социалистического общества, познавшего законы экономического развития и сознательно применяющего их в интересах общества. Мы показываем учащимся, что люди могут открыть законы общественно-экономического развития, познать их и научиться использовать их в интересах общества. Подчёркивая активную роль трудящихся масс в создании новых производительных сил и производственных отношений, мы воспитываем в школьнике черты активного и сознательного строителя коммунизма.
      KOHEЦ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru