На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Выразительность речи и чтения. Пособие для учителей начальной и средней школы. Найдёнов Б. С. — 1969 г

Борис Степанович Найдёнов

Выразительность речи и чтения

Пособие для учителей начальной
и средней школы

*** 1969 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      СОДЕРЖАНИЕ
     
      ГЛАВА I. Устная речь
      ГЛАВА II. Рассказывание
      ГЛАВА III. Выразительное чтение
      ГЛАВА IV. Выразительное чтение на уроках русского языка
      ГЛАВА V. Выразительное чтение на уроках литературы
      «Слово о полку Игореве»
      Ода М. В. Ломоносова Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»
      Басни И. А. Крылова
      Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»
      Лирика А. С. Пушкина
      Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
      М. Ю. Лермонтов
      Литература

     

      Одна из важных задач нашей школы — вооружить учащихся культурной, выразительной речью. Умение говорить еще более важно, чем умение писать. Дидактическое правило гласит: «В школе не должно быть невыразительного чтения».
      Практика показала, что наиболее целесообразно идти от устной речи к рассказыванию и от него к выразительному чтению. Исправлять устную речь учеников обязан каждый учитель, какой бы предмет он ни преподавал. Только при таком единстве требований дети прочно и легко овладеют устной речью.
      Учитель влияет на учеников прежде всего своим примером. Его речь должна быть ясной, четкой и выразительной. Недаром А. С. Макаренко считал речь основным элементом «педагогической техники».
      Объясняет ли учитель, рассказывает ли, читает ли, беседует ли, или слушает ответы учеников, он следит не только за содержанием, но и за формой речи.
      Данная книга предназначена для всех учителей начальной и средней школы, но особенно много полезного найдет в ней учитель, обучающий русскому языку и литературе.
      При выборе текстов для начальных классов, к сожалению, пришлось брать тексты из книг для чтения, изданных в 1965 — 1968 годах, так как новые книги для чтения еще не стабилизировались.
     
      Светлой памяти моих учителей Марии Александровны Рыбниковой и Виктора Ивановича Стражева
      посвящаю.
      Автор.
     
      Глава 1. УСТНАЯ РЕЧЬ
     
      Речь может быть зримой и слышимой. Звучащая речь, или, как ее обычно называют, устная, появилась на много тысячелетий раньше письменной. В развитии школьника она играет преобладающую роль, поскольку он говорит несравненно больше и чаще, чем пишет. Устная речь всегда к кому-нибудь обращена. В этом процессе участвует, с одной стороны, говорящий, с другой — слушающий, да и сам говорящий слушает себя. Ребенок учится говорить, слушая взрослых. Произнесение и слушание — две стороны одного и того же явления.
      Эта книга посвящена устной речи. Но нам придется постоянно обращаться и к речи письменной. Эти явления в некотором отношении противоположны — «мешают» друг другу. Если ученик пишет вместо «учиться» — «учица», как слышит, он совершает ошибку. Чтобы этого не происходило, нужно ясно знать законы каждого вида речи и не смешивать их, уметь переводить написанное слово в звучащее и обратно.
      Знакомство с устной речью естественно начать с рассмотрения речевого аппарата и его работы.
     
      Обычно под речевым аппаратом разумеют органы дыхания, гортань с голосовыми связками, полость носоглотки, полость носа и рта с размещенными в последней артикуляционными органами. Но речь — явление несравненно более сложное, чем обычно представляется, и в речевой процесс вовлечен весь наш организм.
      Основатель современной физиологии И. П. Павлов назвал речь второй сигнальной системой (у животных она отсутствует), а слово — «сигналом сигналов». Но в этом качестве слово выступает только в том случае, если оно понятно слушающему. Слово на незнакомом языке сигналом не является. Процесс речи есть одновременно процесс мышления. Если перед вами стоит задача овладеть четкой, логичной и выразительной речью, следует иметь в виду не технику речи, как обыкновенно называют упражнения в дыхании, голосоведении, произнесении членораздельных звуков (дикции), а психотехнику — упражнения, связанные с мыслью, чувством и воображением. Они приводят в действие весь организм и подчиняют технику произнесения творческой воле говорящего.
      Начнем рассмотрение речевого процесса с дыхания (рис. 1). Наш речевой аппарат часто сравнивают с органом или .гармонью. Подобно этим инструментам, он имеет «меха» — легкие, которые, расширяясь, наполняются воздухом, а сжимаясь, этот воздух выталкивают. Это парный орган. Основание каждого конусообразного легкого опирается на купол грудо-брюшной преграды (диафрагмы). Легкое состоит из огромного количества крошечных легочных пузырьков — альвеол и сети трубообразных дыхательных путей — бронхиолей и бронхов. Легкие покрыты тонкой эластичной оболочкой — плеврой. Легочные пузырьки пронизаны капиллярными кровеносными сосудами. В альвеолах осуществляется жизненно важный процесс газообмена. Легкие заключены в закрытую грудную полость. Они имеют возможность расширяться и сокращаться. Межреберные мышцы, раздвигая при вдохе нижние ребра, увеличивают объем грудной клетки и тем самым способствуют расширению легких в горизонтальном направлении. Сокращение межребер-ных мышц сжимает ребра и легкие в процессе выдоха.
      Различают три типа дыхания: ключичное (плечевое), грудное (реберное), диафрагменное (брюшное) — в зависимости от той области, где происходит основное мышечное движение, расширяющее и сжимающее легкие. Движения всех мышц, кроме диафрагмы, заметны. При вдохе диафрагма опускается вниз. Между нею и легкими образуется свободное пространство, которое заполняют расширяющиеся под давлением входящего в них воздуха легкие. Чем глубже вдох, тем активней сокращается при вдохе диафрагма, тем больше освобождается места для легких. При выдохе диафрагма поднимается и давит на легкие, содействуя их сокращению (рис. 2). Наиболее полезным для речевого процесса является реберно-диафрагменный тип дыхания. При нем работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Движение диафрагмы незаметно, но она давит на внутренние органы, находящиеся в брюшной полости, вследствие чего выпячивается верхняя часть живота; это легко заметить, если положить на живот руку.
      Рис. 2. Положение диафрагмы при вдохе и выдохе.
      Грудная полость увеличивается в объеме — расширяется в вертикальном направлении за счет опустившейся диафрагмы. Нижняя часть легких заполняется воздухом. Межреберные мышцы раздвигают грудную клетку и увеличивают объем грудной полости в горизонтальном направлении. Легкие расширяются в своей средней части и тоже заполняются воздухом. Одновременно происходящее подтягивание косых мышц живота создает опору для диафрагмы и содействует перемещению воздуха из средней и нижней части легких в верхнюю.
      Выдох происходит в обратном порядке. Воздух выходит через рот. Диафрагма поднимается. Мы это замечаем потому, что опадает живот. Дыхание беззвучное и речевое сильно различаются. Ритм беззвучного дыхания: вдох — выдох — пауза, причем вдох по длительности равен выдоху. Для речи требуется иной ритм: вдох — задержка — выдох. Вдох быстрый, выдох медленный.
      Реберно-диафрагменный тип дыхания наблюдается у меньшинства людей. Большинство же, в том числе почти все женщины, имеют грудной тип дыхания. Установление реберно-диафрагменного дыхания требует систематических упражнений. Прежде всего, как говорят, нужно «найти» дыхание, т. е. почувствовать его механизм, а потом найденное закрепить.
      Упражнение 1
      Лягте на спину, положите руку на живот, спокойно дышите. Проследите, как при вдохе рука поднимается, а при выдохе опускается. Если движение диафрагмы едва заметно или совсем не ощущается, надо в момент выдоха выдуть воздух на звуке «ф», что активизирует движение диафрагмы. Это надо проделать 3 — 4 раза в качестве первого упражнения на закрепление найденного движения диафрагмы. При этом необходимо учитывать, что выдох всегда должен быть длиннее вдоха: если вдох на два счета, то выдох должен быть на четыре. Это упражнение повто ряйте в течение нескольких дней по 2 раза в день (утром и вечером).
      Найдя дыхание и проделав упражнение в положении лежа, перейдите к его выполнению стоя.
      Все упражнения стоя лучше делать в положении, которое в строевых занятиях именуется положением «смирно», т. е. пятки вместе, носки врозь, тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги, грудь слегка развернута, подбородок составляет прямой угол с шеей. Нн в коем случае не следует допускать мускульной напряженности.
      Для самоконтроля положите правую руку на живот, левую — на нижние ребра. Не следует приводить в движение диафрагму механически, мускульным усилием. Упражнение начинают с выдоха, делается секундная остановка, чтобы почувствовалась потребность во вдохе. При таком выполнении упражнения движение диафрагмы будет мягким, органичным.
      Упражнение 2
      Для укрепления дыхания рекомендуем следующие упражнения.
      1. Мысленно считая: «раз, два», сделайте быстрый вдох, «три, четыре» — задержку, «пять, шесть, семь, восемь, девять, десять» — выдох. Повторите 2 раза.
      2. Чтобы почувствовать, как работают косые мышцы, дающие опору звуку, положите руку на нижнюю часть живота и покашляйте; обратите внимание, как сокращаются мускулы, подтягиваются косые мышцы во время задержки перед выдохом.
      3. Проделайте упражнение со счетом, но теперь уже считая вслух. Упражнение повторите 2 — 3 раза.
      С течением времени у вас в конце упражнения будет оставаться воздух; продолжайте счет: «одиннадцать, двенадцать»
      и т. д., но не доводите до задыхания, когда не хватает воздуха, и не ускоряйте темпа.
      4. Проделайте дыхательное упражнение, соединяя его с движением рук. Вытягивая руки вперед, делайте выдох, разводя руки в стороны — вдох, сводя их снова вместе — выдох. Опуская руки по бокам вниз — выдох, поднимая вверх над головой — вдох, снова опуская по бокам вниз — выдох. Каждое из указанных движений проделайте 5 раз.
      5. Соедините движение рук со счетом вслух.
      Аналогичные упражнения по дыханию можно проводить и со школьниками на любых уроках, включая эти упражнения в физкультминутку, а также на уроках физкультуры.
      Усвоив элементы правильного реберно-диафрагмен-ного дыхания, необходимо закрепить такое дыхание путем постоянных упражнений. Проще всего это сделать, соединив эти упражнения с утренней гимнастикой; когда ведущий урок гимнастики делает указание о дыхании, нужно делать не любой «глубокий вдох» и «полный выдох», а следить, чтобы вдох и выдох были реберно-диафрагменгюго типа.
      Как же сочетается дыхание с речью? Ведь одного вдоха хватает на произнесение не больше 13 — 14 слогов. Если пристально наблюдать говорящего, в том числе и себя, то мы заметим, что во время речи говорящий продолжает пополнять воздух в легких. Такие вдохи делаются во время пауз, т. е. перерывов в произнесении. Этим умением владеют все, но не в равной мере. Есть люди, которые захлебываются, у них не хватает воздуха, и они вынуждены останавливаться специально, чтобы набрать его. Это мешает речи. Тренироваться в незаметном набирании воздуха будем при чтении стихов.
      Дыхание — обязательное условие правильного, сильного звучания речи, но образование звука происходит в органе, лежащем выше легких, — в гортани (рис. 3).
      Гортань состоит из четырех хрящей. Наружный выступ щитовидного (верхнего) хряща - кадык легко прощупывается.
      Главной частью гортани являются голосовые связки (рис. 4). Они представляют собой тонкие и нежные эластичные продолговатые мышцы, покрытые слизистой оболочкой, прикрепленные к хрящам. Черпаловидные хрящи, поворачиваясь изнутри наружу, раздвигают голосовые связки и открывают голосовую щель; производя обратное движение, они смыкают связки — закрывают голосовую щель. Связки и сами имеют способность сокращаться и сближаться друг с другом.
      При беззвучном дыхании связки разомкнуты, вдыхаемый и выдыхаемый воздух свободно проходит через открытую голосовую щель. Если выходящий из легких воздух встречает на своем пути сомкнутые связки, он давит на них, колеблет и проникает сквозь щель, образуемую вибрирующими связками. В этой сложной системе возникает звук. Звук еще слаб, но колебания, возникающие при его появлении, содействуют возникновению колебаний в смежных полостях нижних и верхних резонаторов. В резонаторах возникают дополнительные звуки (обертоны), которые усиливают основной звук и придают ему особую окраску — тембр. Верхние резонаторы — это так называемая надставная труба, состоящая из ряда полостей, расположенных над связками: полости носоглотки, рта и носа.
      Если нижними (лежат ниже гортани) резонаторами мы не управляем, то использование верхних зависит от нас, и именно умелым управлением этими резонаторами в значительной степени определяются сила и качество звука. Качествами голосового звука считают: звонкость, или металличность, собранность, свободу, полетность, устойчивость, подвижность, широту диапазона.
      Под звонкостью, или металличНОстью, не следует понимать какое-то особое звучание. Звонкость — это чистое звучание, в противоположность глухому, тусклому. Получается такой звук в силу резонанса (отражения) звука в передней части ротовой полости, у твердого нёба и зубов. Поэтому нельзя допустить, чтобы звук формировался у заднего мягкого нёба: он полу-
      чается глухим и тусклым. В период мутации, т. е. изменения голоса, юноши теряют управление своим голосом и начинают говорить глухо, «загоняют звуки вглубь». Часто, вместо того чтобы исправить этот недостаток, его укрепляют и делают глухой звук привычным. Интересно отметить, что у поющих юношей такого недостатка не бывает.
      Собранность звука — это концентрация звука у губ, не допускающая расползания звука, что вредит внятности и четкости звучания, это — направление звука, как говорят, «в маску».
      Когда мы слушаем певца или чтеца, нас радует свобода звучания, создается впечатление, что пение или произнесение не требует усилий. На самом деле такая легкость достигается упорным трудом и многочисленными упражнениями. Трудное делается привычным, а привычное легким.
      Свобода звукй требует устранения напряжения во всем теле. Нужно следить, чтобы не было мускульных зажимов. В ротовой области необходимо свободное размыкание, достаточный раствор рта. Для этого следят за свободным опусканием нижней челюсти и за тем, чтобы язык не горбился и не мешал.
      Предварительным условием всяческих речевых упражнений, в том числе и упражнений в звучности, собранности и свободе звучания, является правильное положение верхних резонаторов: нельзя держать голову опущенной или поднятой вверх. Подбородок должен составлять прямой угол с шеей.
      Все перечисленные свойства звука необходимо различать, вслушиваясь в звучание голоса диктора или артиста (по радио или в грамзаписи), а также в звучание голоса товарища. Мы так привыкли к звучанию собственного голоса, что не умеем его критически оценивать, не слышим неправильностей. После того как звонкость, собранность и свобода голоса стали для нас конкретно
      ощутимы, можно перейти к упражнениям. Эти упражнения следует выполнять при негромком звучании на самых привычных нотах нашего голоса.
      Упражнение 3
      1. Произнесите протяжно несколько раз: ммммм, мммиии,
      мммэээ, мммааа, мммооо, мммууу, мммыыы, мииим, мэээм, мааам, мооом, мууум, мыыым. Заметьте, как дрожат губы и зубы и как звук резонирует.
      2. Произнесите, сохраняя то же резонирование:
      Этот зверь зовется лама.
      Лама — дочь
      и лама — мама.
      3. Произнесите несколько раз протяжно ооо, заметьте, что губы образуют как бы овальный рупор. Такая овальность губ обеспечивает собранность звука.
      4. Несколько раз произнесите пословицу: «Один с сошкой, а семеро с ложкой», наблюдая за собранностью звука.
      5. Положите указательный и средний пальцы левой руки на кадык, сделайте начальное движение, как будто вы собираетесь зевнуть, заметьте, как опустится гортань. Держа по-прежнему пальцы на гортани, произнесите несколько раз протяжно «мммааа», потом обычный слог «ма», заметьте, как широко раскрывается рот.
      6. Произнесите следующие строчки, соблюдая звонкость, собранность и свободу звука:
      Русалка плыла по реке голубой,
      Озаряема полной луной.
      (М. Лермонтов.)
      Звонкость, собранность и свобода звука улучшают слышимость. Важным условием слышимости является и полетность звука, т. е. способность звука распространяться возможно дальше. Припомним, как люди перекликаются в лесу: помимо громкости и протяжности, заметен умышленный посыл звука вдаль. Что это свойство не обязательно связано с громкостью, можно убедиться на простом примере: опытный артист говорит тихо, но его слышно даже в самых дальних рядах.
      Полетность есть прежде всего результат собранности звука. Звук, сконцентрированный у губ, при посылке вдаль становится полетным. Но важен и волевой момент — стремление как можно дальше направить звук. Ведь именно такое намерение помогает человеку, перекликающемуся в лесу, делать звук своего голоса полетным, хотя он этому не учился и даже не слыхал термина «полетность звука».
      Упражнение 4
      Упражнение это следует выполнять вдвоем, чтобы взаимно контролировать друг друга.
      Разойдясь с товарищем на возможно большее расстояние, представьте, что вы разговариваете в присутствии третьего, спящего, которого вы не хотите разбудить. Естественно, что вы будете говорить тихо и одновременно постараетесь, чтобы тот, кому адресуете речь, слышал вас точно и отчетливо. Определите ваши взаимоотношения с собеседником и со спящим. Например, вы зовете товарища пойти в кино, где идет очень интересная картина, но не хотите, чтобы к вам присоединился товарищ, который спит (он вернулся с ночного дежурства, ему необходимо отдохнуть). Заранее не договаривайтесь с партнером о теме разговора, чтобы он не догадывался, о чем вы говорите, а действительно слышал и понимал ваши слова.
      Важным качеством голоса является устойчивость: голос не должен колебаться, «качаться». За этим следует строго следить. Специальные упражнения обычно проделываются на чтении стихов. Но голос должен быть не только устойчивым, но и подвижны м, — в этом случае он будет послушно и точно передавать мысли и чувства, быстро менять темп, силу звука, высоту и тембр.
      В пределах своего голоса говорящий то повышает, то понижает тон. Высотный объем голоса, или диапазон (от греческого dia — через и pason — все, подразумеваются все струны или все ноты), бывает различен (рис. 5). Обычно в нормальный диапазон входят полторы, в редких случаях — две октавы. Но в быту человек говорит на 3 — 4 нотах. Расширение диапазона весьма желательно, но этого расширения следует добиваться постепенно и осторожно. Упражнения на расширение диапазона лучше соединить с чтением стихов, и поэтому они будут даны ниже. Чрезвычайно важна в речевом аппарате роль ротовой полости. Здесь происходит формирование членораздельных звуков — рождается речь. Благодаря артикуляции (от латинского articulare — членораздельно выговаривать) находящихся в ротовой полости губ, языка, нижней челюсти образуются все гласные и согласные звуки. Подробнее на этом процессе остановимся в главе IV в связи с изучением фонетики.
      И дыхание, и звукообразование, и артикуляция происходят не сами по себе. Ими управляет сложная система. Речь связана с мышлением. Поэтому управлять речью значит управлять в первую очередь мышлением. У нас имеется контролер правильности и неправильности — слуховой аппарат. Управление речью осуществляют мозг и нервная система (рис. 6).
      Центральным органом в процессе речи, как и во всех наших сознательных действиях, является мозг. От него
      Рис. 6. Мозг и нервная система:
      I — спинной мозг, 2 — головной мозг, 3 — зрительный, 4 — обонятельный, 5 — лицевой, 6 — тройничный и 7 — блуждающий нервы; 8 — спинномозговые нервы нижней конечности, 9 — спинномозговые нервы верхней конечности, 10 — нервы правой стороны туловища,
      II — солнечное сплетение, 12 — периферические нервные узлы.
      исходит приказ произнести определенные звуки. Движущиеся органы в порядке обратной связи доносят об исполнении, одновременно от слуховых органов поступают сигналы о правильности или неправильности произнесения. Беда заключается в том, что, привыкнув к неправильному произнесению, обычно не замечают своих ошибок. Здесь необходимо бывает включить чужой, тренированный слух. Когда произносящему слушатель указывает на неправильность, на нее начинает обращать внимание и говорящий. В роли слушателя-критика в педагогическом процессе выступает учитель. Он обращает внимание говорящего на неправильности и помогает ему подсказом и прямым показом найти правильное звучание.
     
      С чего начинать работу над культурой речи? В специальных театральных учебных заведениях начинают с постановки голоса и дикции, отдавая этим занятиям очень много времени и сил. Для массовой школы этот путь неприемлем: он очень труден и рассчитан на профессиональную подготовку.
      В массовой школе наиболее естественно начинать работу над культурой речи с улучшения повседневной речи. Этот же путь целесообразен и для педагогов. В дальнейшем они смогут применить полученные навыки и приемы в работе со школьниками.
      Обычная бытовая речь выразительна и действенна, поскольку выступает в прямом своем назначении — как средство общения. Но порою говорящие не следят за своей речью. Одни неясно произносят звуки, бормочут, другие говорят излишне громко, крикливо, третьи — слишком быстро.
      «Огромное большинство людей плохо, вульгарно пользуются речью в самой жизни, но не замечают этого, так как привыкли к себе и к своим недостаткам»1.
      Чаще всего опытные учителя пользуются средним темпом, но нужно уметь по своему желанию ускорять его и замедлять. Темп речи образуется в результате более медленного или более быстрого произнесения 31вуков и длительности пауз. Следует иметь в виду, что мы воспринимаем паузы сравнительно. Поэтому равновеликие паузы не создают впечатления разорванности. Скороговорка — упорный недостаток речи. Тот, кто им страдает, не замечает этого, а когда ему предлагают говорить медленно, отвечает: «Я не могу».
      Предложенное ниже упражнение даст возможность овладеть медленным темпом речи. В тексте упражнения малые паузы обозначены одной вертикальной черточкой, большие — двумя.
      1 К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 3. М., «Искусство», 1955, стр. 81.
      Упражнение 5
      1. Следующие фразы произнесите очень медленно:
      Косматая туча | очень медленно | выползла из-за горизонта. II Она все ширилась | и заволакивала небо. II Облака в ней клубились, | образуя разнообразные и причудливые фигуры.
      Для того чтобы обеспечить медленный темп, отсчитывайте про себя на малой паузе «раз, два», на большой — «раз, два, три, четыре». Произнеся текст 3 раза, скажите эти же фразы без отсчета, но с соблюдением того же темпа и пауз.
      2. В том же медленном темпе произнесите следующий текст:
      Мне часто вспоминается теперь | и эта темная река, | затененная скалистыми горами, | и этот живой огонек. II Много огней | и раньше и после | манили не одного меня | своею близостью. II Но жизнь течет все в тех же угрюмых берегах, | а огни еще далеко. || И опять приходится | налегать на весла. (В. Г. Короленко, Огоньки.)
      3. Несколько раз произнесите пословицу: «Не красна изба
      углами, а красна пирогами». Постепенно ускоряйте произнесение, не забывая о паузах и при быстром произнесении.
      Упражнения, подобные указанным, полезно делать и со школьниками.
      Часто наблюдающимся недостатком речи бывает ее прерывистость. Говорящий останавливается, делает паузу. Во время этих пауз обдумывает дальнейшее, вспоминает. Необходимо помнить, что пауза как средство воздействия на слушателя — это мы увидим ниже — имеет определенную цель. Бесцельных пауз делать нельзя: они портят речь, нарушают впечатление и снижают воздействие речи на слушателя. Чтобы избежать неоправданных пауз, нужно приучить себя обдумывать фразу не по ходу ее произнесения, а перед ее произнесением.
      Сходное явление — повторы. Они так же нехороши, как и неоправданные паузы; в этом случае говорящий не просто умолкает, а заполняет паузу повторением только что сказанного, что очень портит речь. От этого недостатка необходимо избавляться.
      Не следует вносить исправления по ходу речи. В этом случае говорящий, произнеся фразу и заметив в ней ошибку, неточность, повторяет фразу уже в исправленном виде. Подобные исправления тоже портят речь. Их
      По Возможности следует избегать. Надо помнить, что Мелкая неточность менее вредит, чем исправление. Если же ошибка грубая: вырвалось совсем не то слово и смысл исказился, — исправить ее необходимо, но без извинений или объяснений причины ошибки, так как слушателям и без того понятно, что это оговорка, а всякие извинения и объяснения еще больше нарушают цельность речи и отвлекают слушателя от ее содержания. Мешает исправление и самому говорящему: отвлекает его от хода мысли, выводит из творческого настроения.
      Культура речи требует, чтобы говорящий сознательно управлял произнесением, быстро находя лучшие формы выражения мысли. Работа над речью есть одновременно работа над мышлением. Совершенствуя речь, мы стремимся к трем качествам речи: понятности, выразительности и приятности (красоте) речи. Все эти качества зависят от многих условий: от подбора слов, от их расположения и т. п.1. Рассмотрим только ту сторону этих качеств, которая зависит от произнесения.
     
      Язык — средство общения. Поэтому мы Понятность прежде всего вправе требовать, чтобы речь была понятной слушающим. Что же мешает понимать речь? Прежде всего нечеткое, неправильное произнесение звуков. Правильность произнесения звуков называется дикцией (от латинского dico — произношу). Дикция определяется работой органов, находящихся в ротовой полости: языка, нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком.
      Главным органом, участвующим в образовании звуков, является язык. Он очень подвижен и гибок. То приближаясь к нёбу, то удаляясь от него, он увеличивает полость рта или уменьшает ее; смыкаясь или сближаясь с разными частями артикуляционного аппарата (зубами, деснами, твердым и мягким нёбом), язык изменяет характер звука.
      Челюсти и зубы имеют также существенное значение для четкости произнесения. Нижняя челюсть то увеличивает полость рта, опускаясь вниз, то уменьшает ее, сближаясь с верхней челюстью. Отсутствие зубов или неправильное их строение, так же как и вялая работа
      1 Все эти вопросы раскрываются на уроках русского языка, при занятиях лексикой и фразеологией.
      Нижней челюстй йЛй неправильный прикус, искажают речь и являются причиной многих недостатков произнесения: шепелявости, сюсюканья.
      При правильном прикусе верхние зубы наполовину закрывают нижние, между сомкнутыми зубами нет щелей. Твердое нёбо имеет форму купола и служит усилителем звука. От формы купола зависит характер звука. Являясь мышечным продолжением твердого нёба, мягкое нёбо заканчивается маленьким язычком, вместе с которым, поднимаясь, оно закрывает и, опускаясь, открывает доступ в носовую полость. Губы, то плотно смыкаясь, то раздвигаясь и обнажая зубы, принимают активное участие ,в образовании звуков.
      Бытовая речь, во время которой мы не следим за четкостью и правильностью артикуляции, приучает к небрежности, к малой подвижности артикуляционных органов, особенно губ — есть выражение «вялые» или «ленивые» губы. Исправление этого недостатка требует специального упражнения, приучающего губы активно и четко работать.
      Упражнение 6
      Проделайте следующие беззвучные упражнения:
      1. Энергично, но плавно опустите нижнюю челюсть — откройте рот. Поднимите нижнюю челюсть и сомкните рот. Заметьте, что подвижной является нижняя челюсть.
      2. Выдвиньте нижнюю челюсть вперед, верните ее в первоначальное положение. Заметьте, что при обычном положении челюстей верхние зубы до половины закрывают нижние.
      3. Отодвиньте язык как можно глубже, а затем распрямите и коснитесь кончиком его корней нижних зубов; вновь отодвиньте язык вглубь и, распрямляя, коснитесь кончиком языка корней верхних зубов.
      4. Двигая язык внутри рта, коснитесь кончиком языка сперва левой щеки, потом правой.
      5. Сомкните губы, потом поднимите верхнюю губу и обнажите верхние зубы, после чего опустите вниз нижнюю губу, обнажая нижние зубы. В результате этих двух движений обнажены и верхние и нижние зубы (оскал). Верхней губой закройте верхние зубы, нижней — нижние. Губы возвратились в исходное положение — сомкнулись.
      6. Сомкнутые губы вытяните вперед в виде «хоботка», затем растяните в сомкнутом состоянии на улыбку.
      7. Образовав «хоботок», двигайте его последовательно вправо, вверх, влево, вниз, затем в обратном направлении. Плавно двигайте «хоботок» по кругу.
      Все упражнения Для гу& НаДо выполнять по Б — В раз. ЭтН беззвучные упражнения должны помочь в дальнейшем сознательно управлять своими артикуляционными органами.
      Беззвучные артикуляционные упражнения некоторые учителя с пользой проводят со школьниками; эти упражнения заставляют учеников сознательно отнестись к процессу артикуляции.
      Все звуки речи делятся, как известно, на две основные группы — гласные и согласные. Гласные звуки образуются в результате колебания голосовых связок и смежных с гортанью полостей.
      При произнесении гласных воздух, проходя через ротовую полость, не встречает на своем пути никаких препятствий. Изменение в положении языка, губ, а также в растворе рта определяет звучание гласных.
      При произнесении согласных выдыхаемый воздух встречает на своем пути те или иные препятствия. В отличие от гласных, согласные образуются не только с помощью голоса, но и с помощью шума, возникающего от трения выдыхаемой струи воздуха о препятствия, встречаемые на пути, или от взрыва, который происходит, когда струя прорывает встречающиеся ей препятствия.
      Классификация звуков и их характеристика даны в разделе «Фонетика» учебника русского языка. Здесь же, говоря о дикции, мы остановимся на практике произнесения звуков и на тех недостатках, которые наиболее часто встречаются. Недостатки произнесения — картавость, шепелявость и заикание. Картавость и шепелявость, порожденные органическими недостатками речевых органов, — явление крайне редкое. Обычно у страдающих речевыми недостатками органы речи ничем не отличаются от органов правильно говорящих. Поэтому почти всегда эти недостатки исправимы. Легче их исправить у ребенка, но и взрослому человеку заняться исправлением своей речи не поздно.
      Четкое произнесение отдельных звуков не всегда обеспечивает понятность речи. Человеческую речь называют членораздельной. Раздельность — обязательное условие понятности речи. Чтобы убедиться в этом, произнесем ряд звуков, не разделяя их: «видгор». Слушателям покажется, что произнесли какое-то непонятное слово, и они с удивлением посмотрят на нас. Как только мы произнесем те же звуки, отделяя одно слово от другого: «Вид гор», пас тотчас поймут. Технически это свб-дится к группировке звуков.
      В каждой группе есть центр, вокруг которого объединяются звуки. Наименьшая группа звуков — слог, в котором звучит слогообразующий гласный звук, а согласные и неслоговой гласный (й) становятся как бы призвуками.
      Слоги группируются в слова. Роль центра в слове играет ударный, наиболее полнозвучный слог. Что это именно так, убеждаемся в том случае, когда произнесение расходится с написанием. Мы пишем на гору двумя словами, а произносим нагору. Получив ударение, предлог на притягивает остальные звуки и становится центром звучащего слова.
      Слова тоже группируются. Из грамматики мы знаем, что слово или несколько слов, выражающих законченную мысль, называются предложением. В устной речи предложение именуется фразой. Наша речь состоит из фраз, которые отделяются друг от друга.
      Если мы вслушаемся в достаточно длинную фразу, то заметим, что фраза эта имеет части, между которыми есть пауза, хотя она меньше, чем между фразами. Например, в фразе: Чтобы хорошо говорить, нужно уметь слушать — две части, которые отделяются паузой. В данном примере пауза на месте запятой. Но часто паузы бывают и там, где никакого знака препинания дет. Ранним летним утром хорошо дышится и легко бывает на душе. Здесь фраза делится на три части, хотя внутри нее нет никаких знаков препинания. Части фразы, отделяемые небольшой паузой, называются речевыми звеньями.
      Каждое речевое звено (группа слов) имеет свой организующий центр. Вслушиваясь в приведенные фразы, замечаем, что таким организующим центром является одно из слов, входящих в звено. Чтобы хорошо говорить, |нужно уметь слушать. Ранним летним утром хо-рошо дышится| и легко бывает на душе. Центрами становятся наиболее важные по смыслу слова. Обычно говорят, что на эти слова падает логическое ударение.
      Послушаем, как будет перемещаться логическое ударение в зависимости от того, на какой вопрос мы отвеча-
      ем. Когда приехал ко мне товарищ? Сегодня приехал ко мне товарищ. К кому приехал товарищ? Сегодня приехал ко мне товарищ. Кто приехал ко мне? Сегодня приехал ко мне товарищ.
      Не нужно думать, что единственным средством ударения бывает усиление звука. Нет, логическое ударение — это выделение слова из ряда других слов. Оно достигается путем тонального повышения или понижения, усиления звука, замедленного произнесения. Выделение может достигаться либо одним из перечисленных средств, либо их комбинацией. Иногда выделение слова (или группы слов) из ряда других достигается с помощью паузы перед выделяемым словом или после него, иногда двумя паузами — до и после выделенного слова.
      Основным способом выделения слов, несущих логическое ударение, является повышение и понижение голоса, т. е. выделение тональное. Пользование главным образом силой голоса — даже при комбинации с замедлениями и паузами — ведет к монотону, которым часто страдает бытовая речь; монотон утомителен для говорящего, а тем более для слушающего.
      Упражнение 7
      Определите, на какие вопросы отвечают следующие фразы:
      Роняет лес багряный свой убор. Грачи улетели. Мальчики пошли купаться. Гроза приближалась. Мы слушаем радиопередачу. Перед нами открылась равнина.
      Подобные упражнения можно проводить и со школьниками. Термин «логическое ударение» можно употреблять тогда, когда учащиеся усвоят словное ударение. До этого лучше говорить о выделении наиболее важных по смыслу слов.
      Вслушиваясь в живую речь, мы убеждаемся, что выделение слов бывает большим или меньшим, иначе говоря, логическое ударение может быть большей или меньшей силы. Это различие ударений по их значительности в соединении с различной длительностью пауз дает возможность наиболее точно выразить мысль.
      Фраза передает законченную мысль. Речевые же звенья хотя и имеют некоторую самостоятельность, но
      отнюдь не являются завершенными, законченными по смыслу.
      Итак, условиями, от которых зависит понятность речи, являются четкое и правильное произнесение звуков, правильная их группировка, расстановка логических ударений, соблюдение пауз между фразами и речевыми звеньями. Эти паузы, поскольку они помогают понять смысл высказывания, называются логическими паузами.
      Что в данном случае мы имеем дело с логическими паузами, т. е. остановками, влияющими на смысл высказывания, легко убедиться, переставив паузу. Мы вывезли сегодня] собранный урожай. Здесь утверждается, что вывезен весь собранный урожай. Когда собирали, неизвестно. Мы вывезли | сегодня собранный урожай — в этой фразе говорится о том, что урожай, собранный сегодня, а не весь вообще, вывезен.
      В бытовой речи мы определяем паузы и логические ударения без затруднения, поскольку знаем, что именно хотим сказать и чего добиваемся речью.
     
      Когда мы сравниваем письменную речь с устной, звучащей речью, то убеждаемся, что речь устная богаче по содержанию, чем письменная. Например, написано: Приближается гроза. Из этих написанных слов мы узнаем только об ожидаемом явлении.
      Говорящий же сообщит, как он относится к грозе: боится грозы, радуется ей или спокойно ожидает. Если же при этом он сделает жест, мы узнаем, откуда приближается гроза. Речь, которая сообщает нам эти дополнительные сведения, называют выразительной речью. Именно это имеют в виду, когда говорят: «У него выразительная речь».
      Почему у одного человека речь выразительнее, чем у другого? Обратим внимание на то, что выразительность речи бывает то большей, то меньшей у одного и того же человека. Например, ученица отвечает урок, и речь ее совершенно невыразительна, монотонна. Но прозвенел звонок. Та же девочка рассказывает подруге о фильме, .который она видела накануне. На этот раз речь ее выразительна, ясно, что ей понравилось в картине, что насмешило. Лицо ее тоже оживленно, она ми-мирует, она подчеркивает некоторые моменты движением руки — жестикулирует. В чем причина такой разницы? Ее определить нетрудно. Отвечая урок, девочка была равнодушна к тому, о чем говорила; рассказывая о фильме, она увлечена, взволнована. Следовательно, первый источник выразительности речи — увлеченность говорящего.
      Говорящему не безразлично, как его слушают. Каждый из нас испытывал на себе влияние слушающих. Как легко и приятно говорить людям, которые вас внимательно и сочувственно слушают, и как трудно, когда вы чувствуете равнодушие, недоверие, враждебность. Вторым источником выразительности речи является тесное общение с аудиторией. Конечно, выразительность речи зависит от индивидуальности человека. Но в пределах индивидуальных особенностей говорящего выразительность речи зависит от его увлеченности и от степени его общения со слушателями.
      Общение происходит с определенной целью. Я хочу передать свои мысли и чувства, хочу, чтобы слушатели мне сочувствовали, или, как говорят, сопереживали. Естественно, что первым условием такого сочувствия является наличие у говорящего мыслей и чувств, иначе нечего передавать и нечему сопереживать.
      Хотя часто отдельно рассматриваются чувство и мысль, но практически они в человеческой психике изолированно не существуют, и мы всегда имеем либо мысль плюс чувство, либо чувство плюс мысль. Каждая мысль вызывает у нас определенную эмоцию. В выразительной речи каждая фраза содержит не только чувство и мысль, но и волю. Под волевыми действиями мы понимаем действия, направленные на достижение сознательных целей. Такой целью является воздействие на слушающего. Я хочу его взволновать, насмешить, напугать или заставить увидеть то, о чем я говорю. Поэтому для выразительности речи совершенно необходимо участие воли.
      Говорящий как бы совершает словесный поступок. Действенность заключена в самой природе речи. Когда ребенок произносит ма, он совершает уже словесный поступок. Он хочет в одном случае, чтобы мать подошла к нему, в другом — чтобы дала ему есть, и т. д.
      И взрослый человек хочет повлиять на слушающего. Это стремление воздействовать свойственно всякой речи. Выразительная речь воздействует сильнее.
      В звуке речи мы различаем силу звука, высоту звука, длительность, темп и тембр. Эти-то свойства и являются средствами выразительности. Изменяя их, мы передаем наши мысли и чувства, выражаем волю.
      Сила звука есть качество, зависящее от амплитуды колебания звучащего тела. Выразительным средством является не столько сила звука, сколько громкость, которая, как мы видели, не равнозначна силе, так как может достигаться не столько усилением голоса, сколько умелым использованием резонаторов. Громкость как выразительное средство речи имеет большое значение, поскольку изменяется в зависимости от настроения говорящего (громкая речь обычно вызывается возбужденностью говорящего), а также от его цели (чтобы услышали далеко находящиеся). Выразительность достигается усилением и ослаблением, тем, что называется в музыке «крещендо» (усиление) и «диминуэндо» (ослабление), так как наш слух воспринимает громкость не абсолютную, а относительную. Всем этим мы пользуемся в жизни бессознательно и часто неразумно. Нередки случаи, когда говорят громко без нужды, по привычке. Такая крикливость неприятна для слушателей и мешает говорящему использовать усиление громкости как средство выразительности. Обратное явление — тихое звучание. В большинстве случаев уверения: «Я не могу говорить громко» — оказываются результатом привычки и неумения пользоваться своим речевым аппаратом. После систематических упражнений у обучающегося оказывается вполне нормальный звук, иногда даже сильный.
      Следующее средство выразительности — высота звука. Смена высоты, как и в музыке, определяет мелодию речи, выделяет определенные слова. Поэтому говорящему весьма важен высотный слух и умение повышать и понижать тон. В речи голос то повышается, то понижается на определенные интервалы, но, в отличие от пения, эти интервалы не точны. Они не укладываются в музыкальный звукоряд. В пении звук — практически гласная — сохраняет высоту, а при произнесении высота меняется, то повышаясь, то понижаясь.
      Длительность звука в пении и произнесении также различна. Певец тянет звук, говорящий отнюдь его не затягивает. В пении длительность определенная, в речи — более произвольная, и лишь иногда в чтении стихов проявляется напевность, в некоторой степени приближающая произнесение к пению. Пение полезно для развития речи, но не следует допускать перехода речи в пение, что бывает у тех учителей, которые, применяя хоровые упражнения, не следят, чтобы дети не переходили на однообразную напевность.
      Самым тонким и сложным средством выразительности является тембр (от французского timbre — колокольчик, тембр). Тембр звука — иначе говоря его окраска, характер — зависит от обертонов, сопровождающих основной звук. На тембр влияют материал звучащего тела, способ звукоизвлечения, среда. По тембру мы легко отличаем звучание пианино от гармони, гитары от балалайки. Даже однородные инструменты различаются по тембру. Еще разнообразнее тембры человеческих голосов. По тембру мы узнаем голос знакомого нам человека. Тембр меняется в зависимости от настроения говорящего, от его отношения к тому, о чем он говорит. В силу этого тембр является главным средством для выражения чувств говорящего, его намерений.
      Путем устной речи мы сообщаем мысли, но наше мышление бывает двух родов: отвлеченное и образное. Примером первого может служить мышление в алгебре. Когда мы утверждаем, что ..., то мы имеем в виду не какую-то определенную величину или число: под буквенными обозначениями разумеем любую величину или количество каких угодно предметов. Отвлеченное мышление развивается у человека постепенно, с возрастом. Наука невозможна без отвлеченного мышления, его развитие — основная задача школьного обучения. Этот вид мышления оперирует в основном понятиями — формой человеческого мышления, с помощью которой познаются общие, существенные признаки вещей и явлений.
      В отличие от понятия представление — чувственнонаглядный образ явлений внешнего мира — связано с образным мышлением.
      В речи мы передаем не только отвлеченные понятия, но и представления. В школе меньше обращают внимания на образное мышление. Между тем оно очень важно для восприятия искусства.
      Для того чтобы речь была образной, необходимо самому говорящему мысленно видеть предметы и явле-
      ния, о которых идет речь. Эти видения передаются слушателю, и происходит процесс, который имел в виду К. С. Станиславский, рекомендуя говорить «не уху, а глазу».
      Образность мышления и речи может быть развита, как и всякая способность. Но прежде всего необходимо преодолеть равнодушие и невнимательность. Мы часто смотрим, но не видим, слушаем, но не слышим. Чтобы развить способность образной речи, прежде всего необходимо научиться видеть, слышать, ощущать.
      Упражнение 8
      Взгляните в окно, а затем, обращаясь к товарищам, расскажите об увиденном, выделив самое важное. При воспроизведении впечатления необходимо оценить увиденное. Например, вы видите, как падают листья с деревьев, вам жаль, что они падают, грустно или вы любуетесь падающими листьями, их яркой расцветкой. Чтобы заставить слушателей увидеть, услышать, почувствовать запах, вкус или другое приятное или неприятное ощущение, нужно самому говорящему иметь соответствующее видение. Таким образом, видением мы называем яркое представление, возникающее в области любого органа чувств, а не только зрения.
      Упражнение 9
      Произнося указанные фразы, постарайтесь вспомнить соответствующее явление и вызвать его видение.
      а) Какой вчера был закат!
      б) Моросит холодный дождь.
      в) Снег под шагами звенит.
      г) Летишь на лыжах — дух захватывает.
      д) Хорошо в жаркий день броситься в прохладную воду.
      Поскольку воспоминания говорящих различны, фразы прозвучат по-разному, с разными интонациями. Под интонацией понимается звучание, отражающее как логическую, так и образно-эмоциональную выразительность.
      Иногда можно слышать: «Он говорит с чувством», и даже требование: «Говори с чувством». Такое требование трудновыполнимо, так как область чувства, или, как говорят, эмоциональная сфера, не поддается нашему приказу. Поэтому, будучи учителем, никогда не предлагайте ученику читать или говорить «с чувством». Этим
      вы только затрудните его и толкнете на то, что на сцене называется «наигрышем». Такой «наигрыш» вызывает обычно у слушателей реакцию, обратную той, на которую рассчитывает говорящий. Говорящий хочет изобразить горе, а неестественность его поведения вызывает у слушателей смех.
      К. С. Станиславский рекомендует идти к чувству через сознание1. При выполнении девятого упражнения можно было уже заметить, что видение определенного явления вызывает и отношение к этому явлению. Это естественный путь зарождения чувства. Для того чтобы вызвать чувство, нужно представить себе соответствующие обстоятельства, нафантазировать картину. Если, произнеся фразу: Снег валит хлопьями, я представлю себе, что идет первый снег, который закрывает черную замерзшую землю, голые деревья, что кончилась надоевшая поздняя осень, представлю, как забавно и приятно, когда пушистые хлопья падают на лицо и руки, в моих словах звучит радость. Но можно представить другие обстоятельства и иную картину: я жду человека, который не очень хорошо знает дорогу. Ночь. А человек этот не идет: может быть, он заблудился, так как все дороги и тропинки занесены. В этом случае у меня в речи зазвучит тревога.
      Надо поверить в то, что нафантазированные обстоятельства реально существуют. Как же можно поверить в реальность несуществующего? Отвечая на этот вопрос, К. С. Станиславский указал на ту веру, которую проявляют дети в своих играх2. Стоя на ковре, дети изображают, что плывут на льдине. Они прекрасно понимают, что находятся в комнате, на ковре, но одновременно верят в то, что под ними льдина. Дети не любят играть с теми, кто не способен верить в придуманные обстоятельства. Вот такая вера требуется и говорящему, чтобы нафантазированная им обстановка вызвала соответствующее чувство. Недаром на многих языках к артисту и к ребенку применяется один и тот же глагол «играть». То, что у детей получается легко, артист приобретает путем длительной работы над собой.
      1 См: К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 2. М., «Искусство», 1954, стр. 541.
      2 Т а м же, стр. 170.
      Упражнение 10
      Вообразите следующие обстоятельства и картины, обратите внимание, как по-разному у вас прозвучат фразы.
      а) Гром гремит, сверкает молния.
      б) Ужасно медленно тянется время.
      в) Слышите: поют.
      г) Ужасно хочется есть.
      д) Какой сильный запах!
      е) Перестаньте подсказывать!
      ж) Приведи себя в порядок.
      Речь наша обычно обращена к слушателю, мы стараемся нечто сообщить, в чем-то убедить, передать свои мысли, видения и чувства. Эта передача мыслей и чувств называется общением.
      Общение — процесс двусторонний: один говорит, один или несколько человек воспринимают речь. Восприятие отнюдь не пассивно. Говорящий чувствует обратное воздействие слушающих, которых часто называют аудиторией — словом, происходящим от латинского auditorium (место для слушания).
      Передача мыслей и чувств происходит в основном при помощи звучащего слова, но в значительной степени этому помогают жесты (телодвижения), мимика (движение лицевых мышц соответственно переживаемым чувствам и настроениям). Особенно важную роль в общении играют глаза. В них, как правило, отражаются мысли, чувства и настроения. По глазам слушателя говорящий понимает, как воспринимается его речь.
      Наиболее явно возникает общение, если говорящий прямо смотрит в глаза -собеседнику. При__общении_с_де: сколькими людьми говорящий, переводит взгляд с одного на другого. Существует мнение,_не_лпшенное основания, что человек неискренний или скрытный не смотрит в глаза. Но гораздо чаше это происходит в результате дурной привычки. Чтобы преодолеть этот недостаток, нужно следить за собой и стараться смотреть прямо в глаза собеседнику или собеседникам. Такой открытый, прямой взгляд очень важен для учителя. Если учитель бродит взглядом поверх голов учеников или устремляет его куда-то в пространство, у детей с большим трудом проявляется внимательность. Взгляд учителя все время должен быть обращен на учеников. Перекрест-
      ные взгляды помогают учителю держать детей под своим влиянием.
      Вообще мимика, т. е. движение мускулов лица, и жесты помогают общению и выразительности речи, если они связаны с эмоцией говорящего. Различают жесты механические, иллюстративные и эмоциональные. Механические жесты — движения (чаще всего руки), сопровождающие речь без связи с ее содержанием. Например, у некоторых докладчиков и ораторов есть привычка сопровождать слова однообразным взмахом руки. Иллюстративным называется жест, изображающий то, о чем говорится. Например, произнося фразу: Летят
      самолеты, поднимают руки вверх. Ни механических, ни иллюстративных жестов допускать не следует: они не усиливают впечатления от речи, а отвлекают внимание слушателей, иногда же производят комическое впечатление. Эмоциональные жесты могут украшать речь и усиливать ее выразительность, если они естественны, непроизвольны, как бывает в обычной речи.
      Как должен говорить на уроке школьник? У многих из них вырабатывается привычка при ответах отворачиваться к окну или смотреть куда-то в сторону. В лучшем случае отвечающий смотрит на учителя. Получается диалог между учеником и учителем. Многие учителя чувствуют ненормальность такого поведения отвечающего и делают замечание: «Смотри на класс». Но смысл такого замечания остается неясным. Хорошо, если учитель объяснит, что классные занятия — это коллективная работа, в которой участвуют все ученики. Отвечающий говорит не только для того, чтобы показать свои знания и получить отметку, он рассказывает или объясняет своим товарищам. В этом случае он, естественно, будет смотреть на класс, но не формально, механически, а общаясь с классом. Речь приобретет свое прямое назначение: станет средством общения. Практика показывает, что в тех случаях, когда говорящий ученик общается с товарищами, повышается выразительность речи. В свою очередь остальные ученики слушают ответ с большим интересом и вниманием. Возрастает активность класса, и тем самым исчезает почва для рассеянности и шалостей.
      Итак, выразительность речи зависит от умения говорящего видеть то, о чем идет речь, от умения передать свои видения и связанные с ними чувства слушателям в порядке активного с ними общения.
      Есть такие качества речи, которые не
      Рречи?СТЬ связаны прямо с выразительностью и понятностью, но от которых также зависит впечатление, производимое речью. К этим качествам относится прежде всего самый звук голоса. Различают звук горловой и грудной. Последний мягче и поэтому приятнее горлового. Каждый пользуется тем и другим, но важно, чтобы грудные звуки преобладали, составляли основные звучания. Необходимо научиться убирать резкость звука и заставлять голос звучать мягко. Это следует делать не просто технически, а пользуясь психотехникой. Подобно тому как во фразе всегда есть один определенный логический центр, в ней может быть и центр эмоциональный — слово, в котором наиболее ярко передается отношение говорящего к лицу, предмету или факту. Очень важно помнить, что главным средством эмоциональной выразительности служит тембр. Эмоциональный центр может совпадать с центром логическим.
      Не смейся над моей пророческой тоскою.
      (М. Ю. Лермонтов.)
      И там на подушке из ярких песков,]
      Под тенью густых тростников |
      Спит витязь, добыча ревнивой волны, |
      Спит витязь чужой стороны...
      (М. Ю. Лермонтов.)
      Но довольно часто эмоциональным центром бывает одно слово, а'логическим — другое.
      Отколе, умная, бредешь ты, голова?
      (И. А. Крыло в.)
      Но безутешная Людмила |
      Идет, идет и не глядит.
      (А. С. Пушки н.)
      В последних примерах логическое ударение остается на главном, по значению слове, эмоциональный же центр выделяется только тембром.
      Упражнение 11
      Нафантазируйте соответствующие обстоятельства и постарайтесь в них поверить, затем произнесите следующие фразы:
      1. Мой первый друг, мой друг бесценный. (А. С. Пуш-к и н.)
      Обращение к Пущину, другу поэта.
      2. Пора, мой друг, пора: покоя сердце просит. (А. С. Пушкин.)
      Обращение к жене, в нем звучит усталость. Написано незадолго до гибели.
      3. Спи, младенец мой прекрасный. (М. Ю. Лермон-т о в.)
      Мать любуется ребенком, мечтая о том времени, когда он станет смелым и сильным.
      4. Снова веет воли дикой на него простор. (А. К. Толсто й.)
      Илья Муромец радуется, что уехал из Киева.
      5. Дитя, подойди к нам поближе;
      Тебя мы научим летать! (А. К. Толстой.)
      Стрекозы завлекают ребенка в омут.
      6. Край ты мой, родимый край! (А. К. Толстой.)
      7. О, Волга, колыбель моя ! (Н. А. Н е к р а с о в.)
      Поэт обращается к Волге, на берегах которой он родился и вырос. Эмоциональный центр падает на слово колыбель.
      8. Здравствуй, племя младое, незнакомое. (А. С.
      Пушкин.)
      Пушкин через несколько лет после ссылки вновь посетил Михайловское. Он нашел много перемен, много нового, в том числе молодую рощицу, к которой он и обращается, думая одновременно о молодежи, идущей вслед за его поколением.
      9. Что, зеленый лес, призадумался? (А. В. Кольцов.)
      Стихотворение написано на смерть Пушкина, которого Кольцов горячо любил. Обращаясь к лесу, поэт одновременно думает о Пушкине, у которого «с богатырских плеч сняли голову не большой горой, а соломинкой».
      2 Б. С. Найденов 33
      Для того чтобы речь производила npimtHoe впёчаД-ление, необходимо соразмерять громкость с обстановкой, характером речи и аудиторией. Крайне утомительно слушать тихую речь на митинге, в большом помещении, в котором находится несколько сот слушателей. Последние ряды нервничают, раздаются реплики: «Громче!» С другой стороны, производит неприятное, а иногда смешное впечатление очень громкая речь в классе, где сидят 30 — 35 человек. Неуместны здесь и митинговые приемы общения с аудиторией. Опытный оратор или рассказчик быстро ориентируется и подстраивается к условиям и аудитории. Неопытному следует об этом заранее подумать и даже потренироваться, учитывая условия, в которых предстоит говорить.
      Упражнение 12
      1. Это был поразительный случай, который я помню до сих пор.
      2. Равнодушие к человеку, тем более человеку молодому и неопытному, ничем не может быть оправдано.
      Произнесите эти фразы так, как вы их произнесете:
      а) в дружеской беседе с двумя-тремя товарищами, которые вас хорошо понимают, б) в классе, где 30 учеников, среди которых есть внимательные и невнимательные, сочувствующие вам и равнодушные, а может быть, и скептически настроенные, в) на большом собрании, которое вы хотите убедить, но настроение которого неизвестно.
      Речь Речь — средство общения. В этом своем
      диалогическая значении она выступает яснее всего
      и монологиче-
      гкя„ в диалоге, т. е. в разговоре между двумя
      или несколькими людьми. Здесь действенный характер речи очень нагляден. У каждого говорящего есть цель. Эта цель иногда не совпадает со значением тех слов, которые произносятся. Есть такой афоризм: «Дипломату дан язык, чтобы скрывать свои мысли». Но не только дипломаты часто стараются словами прикрыть свою мысль. К такому приему прибегают нередко и в обычном разговоре. Кроме того, как мы видели, устная фраза богаче написанной: многое она выражает интонацией. Если мы называем слова, нами произносимые, текстом речи, то можно сказать, что всякий текст имеет свой подтекст.
      Каждый говорящий имеет определенную конечную цель, ради которой он говорит. Если это длительный диалог, то отдельные высказывания могут иметь частную цель, ради которой произносится данная фраза. Получается цепь, в которой каждое звено связано с предыдущим и последующим.
      Перечитаем диалог из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и проследим за намерениями беседующих. Ленского просила Ольга, а может быть и ее мать,, пригласить к ним Онегина. Между тем Онегин после объяснения с Татьяной перестал бывать у Лариных, чтобы не смущать Татьяну и кончить этот любовный эпизод, ненужный, как он думал, и осложняющий его жизнь. Конечная цель Ленского — уговорить приятеля побывать у соседок, цель Онегина — не посещать Лариных. Ленский начинает издалека:
      Заедем к ним; ты их обяжешь;
      А то, мой друг, суди ты сам:
      Два раза заглянул, а там Уж к ним и носа не покажешь.
      Цель этой фразы — указать Онегину на неловкость его
      поведения. Затем Ленский, делая вид, что только что
      вспомнил о приглашении Лариных, восклицает:
      Да вот ... какой же я болван!
      Ты к ним на той неделе зван.
      Онегин удивлен:
      Я?
      Ленский спешит объяснить причину приглашения, по его мнению, весьма основательную:
      Да, Татьяны именины В субботу.
      Он приводит прямое приглашение:
      ...Оленька и мать Велели звать...
      И наконец решительно заключает:
      ...Нет причины
      Тебе на зов не приезжать.
      Онегин чувствует, что, пожалуй, с точки зрения всех людей, не посвященных в их отношения с Татьяной, его
      отказ покажется беспричинным и, может быть, даже оскорбительным. Он решает объяснить свой отказ известной своей «нелюдимостью», нежеланием встречаться с провинциальным дворянским обществом:
      Но куча будет там народу
      И всякого такого сброду...
      Ленский прекрасно знает, что приятель прав, что «куча народу» там действительно будет, но, чтобы добиться своей цели, он идет на прямой обман:
      И, никого, уверен я!
      Кто будет там? своя семья.
      Чтобы окончательно сломить сопротивление Онегина, Ленский просит уже от своего имени, рассчитывая на дружеское расположение:
      Поедем, сделай одолженье!
      Онегин, очевидно, колеблется и молчит. Ленский настаивает:
      Ну, что ж? — Согласен. — Как ты
      мил!
      Что же такое подтекст? Это тот глубинный смысл, который чувствуется за словами текста, все время оправдывая и оживляя их. «Это то, что заставляет нас произносить слова»1.
      Упражнение 13
      Выберите любую спорную тему. Поспорьте с товарищем, который придерживается иного, чем ваше, мнения, старайтесь его убедить.
      Темы могут быть следующие:
      !. Погода. Один утверждает, что погода хорошая, и уговаривает собеседника пойти гулять; другой говорит обратное и не хочет идти.
      2. Танцы. Один из собеседников вспоминает танцы и старается доказать, что это очень приятное и веселое занятие; другой утверждает, что танцы — глупое занятие, напрасная трата времени.
      1 К. С. Станиславский. Собр. соч., т. 3. М., «Искусство», 1955, стр. 84.
      Для успеха этого упражнения необходимо, чтобы тема интересовала собеседников и чтобы они действительно были противоположных мнений. Иначе спор получится неискренний, а потому неинтересный. Указанные темы примерные.
      В отличие от диалогической, речь одного человека называется монологической (от греческого monos — один и logos — речь). В жизни монологическая речь тоже обращена к слушающему и имеет определенную направленность, известную цель, а поэтому и подтекст.
      Выясним особенности монологической речи на литературном примере. Главное в басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица» — монолог Лисицы.
      Цель ее речи — заставить Ворону раскрыть рот и выронить сыр. Но приступает она к своей задаче испод-волы
      Голубушка, как хороша!
      Ну что за шейка, что за глазки!
      Рассказывать, так, право, сказки!
      Какие перышки! Какой носок!
      Все эти неумеренные похвалы имеют своей задачей вскружить .голову доверчивой и глупой Вороне. Таков подтекст. Главный ход Лисицы — заронить в сознание вещуньи мысль о пении. Первая фраза звучит осторожно:
      И, верно, ангельский быть должен
      голосок.
      Затем прямое побуждение петь:
      Спой, светик, не стыдись!
      Чтобы вернее добиться конечной цели, Лисица возбуждает тщеславие Вороны, рисует заманчивую картину:
      Что, ежели, сестрица,
      При красоте такой и петь ты
      мастерица, —
      Ведь ты б у нас была царь-птица!
      Ворона каркнула и выронила сыр. Лисица достигла своей цели, ни разу не обмолвившись о том, что ей хочется сыру, она действовала обходными путями, ничем не выдав себя.
      Выдающийся артист К- А. Варламов, читая эту басню, все время напоминал слушателям об этой единст-
      венной цели Лисицы. Его Лисица жадно смотрела на воображаемый сыр, облизывалась, время от времени заглатывала слюну.
      Упражнение 14
      Произнесите монолог с определенной целью. Цель может быть такой:
      1. Убедить товарища, что прочитанная вами книга (нужно взять определенную, действительно вами прочитанную и понравившуюся вам книгу) интересна и ему следует ее прочесть.
      2. Доказать товарищу, что он не прав в своем поведении (нужно совершенно точно знать, в чем именно неправильность его поведения).
      Для того чтобы монологическая речь звучала живо и убедительно, полезно применять так называемый внутренний диалог, т. е. представлять возможную реакцию слушателя. В виде монологической речи с внутренним диалогом можно представить себе любую речь.
      Для примера возьмем начало повести Н. В. Гоголя «Заколдованное место». «Ей-богу, уже надоело рассказывать! (Воображаемая реплика слушателей: «А ты все-таки расскажи».) Да что вы думаете? Право, скучно: рассказывай, да и рассказывай, и отвязаться нельзя. (Слушатели: «Не ломайся — расскажи».) Ну, извольте, я расскажу, только, ей-ей, в последний раз. (Слушатели: «О чем же ты будешь рассказывать?») Да, вот вы говорили насчет того, что человек может совладать, как говорят, с нечистым духом. (Слушатели: «Говорили, ну и что?») Оно, конечно, то есть, если хорошенько подумать, бывают на свете всякие случаи...»
      Таким образом, речь монологическая по своей природе не отличается от речи диалогической. Так же как последняя, она является средством общения, носит действенный (волевой) характер, питается теми же источниками выразительности и пользуется теми же средствами.
     
      Одним из видов диалогической речи в школе является беседа с учениками. Беседа стимулирует активность учеников. Они не просто слушают, а говорят, ищут ответа, вспоминают.
      От других видов диалога такая беседа отличается тем, что в ней есть ведущий (учитель) и ведомый (ученик). Учитель ведет беседу с определенной целью: либо
      Проверить знания учащихся и повторить материал (воспроизводящая беседа), либо путем ряда вопросов подвести учеников к новым, еще неизвестным им положениям (эвристическая беседа, от греческого heurisko — нахожу). Эвристическая беседа может применяться как на уроке, так и во внеклассной работе. Чтобы интересно вести беседу, необходимо педагогическое мастерство, хорошее знание предмета и находчивость. Все эти качества сказываются в умении четко поставить вопрос и направить мысль учеников посредством так называемых наводящих вопросов. Обратимся к рассказу Н. Артюхо-вой «Большая береза». Предположим, мы поставили целью показать ученикам, что храбрость — это не отсутствие страха, а его преодоление и что смелый поступок только тогда геройство, когда совершается во имя серьезной, важной цели. Рассказ прочитан, разобран по вопросам, помещенным в хрестоматии.
      — А теперь, — говорит учитель, — давайте еще раз подумаем над рассказом. Почему Алеша полез на березу?
      Ответы даются разные. Учитель обращает внимание на то, как Володя дразнит Алешу, называя его трусом, «маменькиным сынком», приводит слова: «Алеша смотрел на него [Володю] с завистью», «Алеша надулся и отошел в дальний угол сада».
      Ставится наводящий вопрос:
      — Что сделал Алеша, когда добрался до вершины?
      — Закричал «ау!».
      — Значит, он хотел, чтобы его видели на дереве.
      Вывод: Алеша хотел доказать свою смелость.
      — А на самом деле он смелый?
      Мнения неизбежно расходятся. Возникает спор. Если дети не приходят к определенному выводу, учитель разъясняет, что хотя Алеша порой и боялся, но он преодолел страх, не поддался ему, в этом и состоит смелость.
      — Алеша совершил смелый поступок, но можно ли считать его поступок героическим? Вспомните известные вам героические поступки. Дети приводят примеры и приходят к выводу, что поступок Алеши считать героическим нельзя, так как он действовал не ради какой-нибудь важной цели, а просто хотел показать себя храбрым.
      Упражнение 15
      Прочтите быль «Заговор барабанщиков»' и подготовьте эвристическую беседу, цель которой — подвести к выводу, что даже храбрый поступок, если он совершается самовольно и нарушает дисциплину, вреден. Продумайте вопросы, которые вы поставите, а также возможные отклонения от желательной вам линии и наводящие вопросы, посредством которых можно будет направить беседу к нужному выводу.


      KOHEЦ ГЛАВЫ И ФPAГMEHTA КНИГИ

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.