На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

 

Геометрия для малышей. Иллюстрации - А. Головченко. - 1975 г

Владимир Габриэлевич Житомирский
Лев Наумович Шеврин

Геометрия для малышей

*** 1975 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




      Нашим детям
      Игорю и Ане Шевриным,
      Володе и Саше Житомирским — Посвящается

     

      Как известно, авторы всегда пишут предисловие после того, как основной текст книги готов.
      Мы в этом отношении не являемся исключением и принялись за предисловие, лишь дописав последнюю страницу текста. Но еще до того, как была написана первая страница, мы знали, что нам придется четко сформулировать основные положения, которые потом войдут в предисловие. Ведь где же, как не в предисловии, изложить некоторые методические принципы, которыми, на наш взгляд, следует руководствоваться каждому, кто будет использовать эту книгу для занятий с детьми. В процессе работы над книгой мы старательно записывали предполагаемые формулировки. Даже отдельную тетрадку завели. Под названием «Мысли для предисловия». Когда же, закончив работу, мы прочли написанное в тетрадке не по частям, а сразу, то вдруг обнаружили, что нет необходимости расширять список этих «мыслей» до связного предисловия. Достаточно просто воспроизвести его в первоначальном виде. Вот этот список:
      1. Книга адресована детям 6—8 лет. Но она может оказаться интересной и пятилетним малышам, и школьникам постарше.
      2. Возможны следующие способы работы с книгой: чтение в семье, использование книги в качестве пособия для занятий в старших и подготовительных группах детских садов и для внеклассного чтения в начальной школе.
      3. Наша книга не учебник. В ней нет систематического и полного изложения начальных разделов геометрии. Цель книги — в доступной и занимательной форме познакомить детей с рядом основных геометрических понятий, научить их ориентироваться в простейших геометрических ситуациях и обнаруживать геометрические образы в окружающей обстановке.
      4. Но, несмотря на «облегченность» изложения, книга содержит некоторые серьезные научные сведения. Поэтому использование ее требует от взрослых продуманного и активного отношения: в необходимых случаях следует разъяснять (своими словами, более подробно, чем в тексте) те места, которые вызвали затруднение, комментировать чертежи и картинки, обращая внимание детей на те или иные важные детали.
      5. Поскольку в книге приводится много новых для детей сведений, дается много новых понятий, читать ее нужно постепенно, соблюдая разумную дозировку. Конечно, дозы чтения существенно зависят от индивидуальных особенностей ребенка, но нам кажется, что ежедневная «порция» не должна превышать 30—40 минут (особенно это относится к тем случаям, когда книгу одновременно будут слушать несколько детей.
      6. Каждый термин, соответствующий новому понятию, когда он впервые появляется в тексте, выделяется жирным шрифтом. В таких случаях целесообразно останавливаться, обращая внимание слушателей на новый термин, повторять его несколько раз, проверять, усвоено ли соответствующее понятие. Не беда, если ребенок не сразу запомнит все новые слова и определения. Важнее, чтобы он внимательно слушал и понимал услышанное.
      7. Всякий раз занятия с книгой полезно начинать с повторения: вспомнить несколько предыдущих эпизодов, повторить определения некоторых введенных ранее понятий.
      8. Важную роль в книге играют вставленные в текст обращения к слушателю-малышу и упражнения. Они будут способствовать более глубокому и сознательному усвоению математического содержания книги и приобретению некоторых практических навыков. Дети обязательно должны отвечать на вопросы и выполнять задания, содержащиеся в упомянутых вставках-обращениях.
      9. Что касается упражнений, то среди них есть такие, которые значительно труднее заданий, вставленных в основной текст. В несколько из этих упражнений вводятся новые понятия. Взрослые должны сами решить, могут ли слушатели справиться с этими упражнениями, и не настаивать на выполнении всех упражнений подряд, особенно если это будет вызывать у детей «отрицательные эмоции».
      10. Для занятий с книгой будут нужны цветные карандаши, бумага, линейка, ножницы, циркуль, угольник, палочки, пластилин. Все это необходимо приготовить заранее и использовать по мере надобности.
      11. Если книгу одновременно слушают несколько малышей, то можно устраивать соревнование (кто скорее ответит на вопрос или справится с заданием), совместные обсуждения и т. п. Не следует пренебрегать такой возможностью.
      Заканчивая предисловие, мы можем добавить к нашему списку лишь следующее.
      Мы будем благодарны всем, кто сообщит нам, как использовалась эта книга: детям какого возраста и за какой срок она была прочитана, насколько успешно усваивались те или иные понятия или ее разделы. Мы с благодарностью воспримем также замечания, пожелания и предложения, направленные на улучшение книги.

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.