На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Великомученик святой Георгий Победоносец

Великомученик святой Георгий Победоносец


MP3



Тропарь Георгию Победоносцу

Яко пленных свободитель и нищих защититель,
немощствующих врач,
Царей поборниче,
победоносче велико мучениче Георгие,
моли Христа Бога
спастися душам нашим.



Христианство, распространившееся к концу III — началу IV вв. не только среди простых людей, но и среди аристократии, рассеивало мрак язычества, проникая в умы и сердца людей. Но наряду с ростом числа последователей Христа, усиливалось и противодействие: жрецы и волхвы, видя в христианской Церкви опасность для себя, искусно сеяли в народе ложные слухи о том, что христиане стремятся к ниспровержению государственного строя, и под их влиянием правительство преследовало христианство как религию, враждебную государству.

Во время правления императора Диоклетиана (284-304 гг.) в городе Бейруте в одной богатой и знатной семье появился на свет младенец Георгий. После смерти отца, пострадавшего за Христа, мать поселилась в своём имении в Палестине, где и воспитала сына в строгом благочестии и дала ему прекрасное образование. Поступив на военную службу, юноша, благодаря своему уму, храбрости, высокодобродетельной жизни завоевал авторитет среди товарищей и быстро выдвинулся в военачальники. Вскоре он стал членом высшего Совета при императоре, который не предполагал в молодом полководце приверженца христианского вероучения. Первые 17 лет правления Диоклетиана прошли спокойно, но, встав на путь религиозных реформ, он начал поэтапно вести репрессии против последователей Христа: сначала вынудил всех христиан, служивших в войске или при дворе, отречься он своей веры или уйти в отставку, потом стал разрушать церкви, запрещать собрания и заключать в тюрьмы руководителей христианских общин, затем предавать их казни. Убедившись в том, что гонение на христиан всё усугубляются и, предвидя, что и его ожидает мученичество святой Георгий отпустил на свободу своих рабов и раздал имущество бедным. И этот час настал.

Однажды, когда Диоклетиан на совете ближайших сановников обсуждал дальнейшее ужесточение мер по борьбе с христианскими общинами, святой Георгий обратился к нему с обличительной речью: «Не обольщайтесь ложью и обманом! Идолы ваши — не боги. Иисус Христос — единый истинный Бог». От изумления и гнева царь не мог прийти в себя. Наконец знаком он указал проконсулу Магненцию ответить Георгию. «Кто побудил тебя на такой дерзкий поступок?» — спросил Магненций. «Истина», — спокойно и с достоинством ответил Георгий. «Какая истина?» — продолжал Магненций. «Истина — Христос, вами гонимый»,— ответил святой. «Так ты и сам христианин?!» — удивлённо спросил Магненций. «Да, я раб Христа, Бога моего и, на Него уповая, добровольно предстал пред вами, чтобы засвидетельствовать истину». Тогда Диоклетиан со словами увещевания обратился к св. Георгию: «Я и прежде дивился твоему мужеству, Георгий. Я почтил тебя высоким саном, и сегодня, когда ты говоришь дерзкие слова себе во вред, я как отец даю тебе совет и увещеваю тебя, чтобы ты не лишился воинской славы и чести и не обрёк своим непокорством себя на муки, принеси богам жертву и получишь от нас ещё больший почёт». «Если бы ты сам, царь, познал Истинного Бога, Он сподобил бы тебя царства бессмертного, так как твоё царство суетно и быстро погибнет вместе с его кратковременными радостями», — отвечал ему св. Георгий.

Видя, что никакие увещевания и угрозы не могут заставить Георгия отречься от веры в Бога, разгневавшись, Диоклетиан приказал оруженосцам изгнать святого из судилища и заключить в темницу. В темнице св. Георгия бросили на землю, ноги заковали в колодки, а на грудь положили большой и тяжёлый камень. Мученик терпеливо переносил страдания в течение целой ночи, непрестанно славословя Господа.

На другой день царь, призвав Георгия и ожидая от него раскаяния, просил, хотя бы для видимости, принести жертву идолам. Но святой снова отверг предложение царя: «Ужели ты думаешь, что эти ничтожные страдания заставят меня отречься от Христа. Скорее ты, царь, изнеможешь мучить меня, чем я устану терпеть муки!»

Тогда Диоклетиан приказал колесовать святого. Его привязали к колесу, при вращении которого торчащие из деревянного настила железные ножи и гвозди вонзались в обнажённое тело св. Георгия, кромсая его и выхватывая целые куски живой плоти. Святой Георгий не проронил ни единого стона, но молился и славил Бога. Когда мученик затих, Диоклетиан решил, что он уже умер, и, распорядившись снять истерзанное тело с колеса, отправился в капище вознести благодарственную жертву. В этот момент вокруг потемнело, грянул гром и послышался голос: «Не бойся, Георгий, Я с тобой». И в необычайном сиянии явился ангел в образе прекрасного юноши и, возложив руку на святого, произнёс: «Радуйся!» — стал невидим. Когда все пришли в себя от удивления и страха, увидели святого Георгия стоящим возле колеса живым и невредимым. Это чудо заставило присутствующих усомниться в истинности язычества, многих обратило к вере во Христа, а два важных сановника — Анатолий и Протолеон — громко воскликнули: «Един Бог великий и истинный — Бог христианский», за что Диоклетиан приказал их схватить и тотчас казнить. Один только царь оставался непреклонным в своих заблуждениях. Он приказал отвести святого мученика и закопать в ров с негашёной известью. Помолившись и осенив себя крестом, святой мученик лёг в ров, а царские слуги засыпали его известью. Через три дня Диоклетиан, вполне убеждённый в гибели Георгия, велел откопать его кости. Но каково было всеобщее удивление, когда, откопав св. Георгия, нашли его целым и невредимым. Извещённый об этом Диоклетиан немедленно потребовал к себе Георгия: «Откуда в тебе, Георгий, такая сила? Какими чарами и волшебством ты остаёшься невредимым?» — спросил царь. Святой Георгий, глубоко скорбя о духовном ослеплении императора, кротко ответил ему: «Я надеялся, царь, что ты не осмелишься произнести хулу на Всемогущего Бога, для которого всё возможно и который избавляет от бед уповающих на него. Но ты, прельщённый дьяволом, и чудеса Божий называешь чарами волшебства». Тогда палач придумал новую пытку для св. Георгия: мученика обули в железную обувь с раскалёнными гвоздями внутри и так гнали его до темницы. При этом нечестивый правитель осыпал страстотерпца насмешками, крича ему во след: «Как ты быстро бегаешь, Георгий!» Всю ночь молился святой в заключении, а утром вновь предстал перед мучителем исцелённым. Царь вновь стал убеждать св. Георгия принести жертву языческим богам и, увидев его непоколебимость, приказал бить воловьими жилами, пока плоть и кровь его не смешается с землёй.

Удивляясь мужеству и спокойствию святого, царь говорил окружающим: «Воистину это не от мужества и крепости Георгия, а от волшебной хитрости». Тогда Магненций предложил призвать волхва Афанасия, который силою своих чар смог бы привести Георгия в повиновение. На следующее утро Афанасий, подавая царю два сосуда, сказал: «Царь, если хочешь, чтобы этот чародей покорился тебе, дай ему выпить из этого сосуда, а если желаешь, чтобы он умер, то пусть выпьет из другого». Но не один из напитков не произвёл на святого никакого действия. Опять император требовал от Георгия открыть секреты его волшебства, которые исцеляют раны и сохраняют от смертельного яда. «Не силой чародейства спасаемся мы, христиане, от мук, но промыслом Божиим. Не ведаешь ты, царь, что Господь может исцелить слепых, глухих, немых, хромых, прокажённых, изгонять нечистых духов, воскрешать мёртвых. И верующий во Христа силой Духа Святого может совершать подобные чудеса», — отвечал святой Георгий. На что Афанасий, желая посрамить христиан, предложил принести тело недавно умершего человека, чтобы, воскресив его, Георгий показал силу своего Бога. Преклонив колени, долго молился святой Георгий: «Боже вечный, Боже милостивый, Боже всех сил, Всемогущий, не посрами уповающих на Тебя, Господи Иисусе Христе, услышь меня, смиренного раба Твоего, в час сей. Дай просимое знамение и воскреси мертвеца, лежащего во гробе, во славу Твою, Твоего Отца и Пресвятого Духа. О, Владыко, покажи предстоящим, что Ты Бог Един для всей земли, чтобы они познали Тебя, Бога Истинного и Всесильного. И слава Твоя во веки. Аминь». При последних словах послышался сильный гул, земля затряслась, и мёртвый встал из гроба живым. Ужас объял всех присутствующих. И разнеслась молва о чуде воскрешения, и многие прославили Христа как Всемогущего Бога. И даже чародей Афанасий был настолько поражён увиденным, что, припав к ногам св. Георгия, громко исповедовал Христа и умолял простить ему все оскорбления, содеянные им по неведению.

Новое чудо, обращение ко Христу Афанасия и смятение народа ещё больше ожесточили императора. Он приказал народу немедленно умолкнуть. Когда всё стихло, царь, обращаясь к народу, воскликнул: «Мужи! Видите ли обман и лукавство волхвов сих. Нечестивейший Афанасий, помогая подобному ему волхву, не яд дал испить ему, а питьё, способствующее обольщению нас. Они живого своими чарами усыпили, а теперь чарами же воскресили его». И повелел царь отсечь головы магу Афанасию и воскрешённому из мёртвых, а святого Георгия снова заключить в темницу. Царь и в этот раз не решился умертвить святого, он всё ещё надеялся сломить его упорство в назидание другим христианам и вернуть храброго воина в ряды своего воинства.

Когда великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, уверовавшие во Христа, припадали к ногам святого, чтобы он наставлял их в святой вере. Призванием имени Христова и Крёстным знамением св. Георгий исцелял больных и помогал всем, кто обращался к нему. Так, однажды к нему явился простой землепашец Гликерий. С плачем поведал он, что его вол, единственное средство прокормления семьи, упал с горы и разбился. Святой утешил бедняка: «Ступай с миром домой, Христос мой оживит твоего вола». Вернувшись домой и, увидев своего вола живым, Гликерий, уверившись в могуществе христианского Бога, тотчас же решил вернуться к святому Георгию и шёл, громко прославляя величие и славу Господа, за что был немедленно схвачен и казнён.

Слава о святом возрастала, а чудеса и исцеления, совершённые им, привлекали к нему всё больше почитателей.

Узнав, что святой мученик многих обратил в христианство, Диоклетиан ещё раз предпринял попытку обратить его в язычество, призвав на помощь своих идолов и устроив судилище при капище Аполлона.

В ночь перед этим святой Георгий долго и горячо молился и удостоился чудесного видения во сне: Господь, возложив венец на его главу, сказал: «Не бойся, но дерзай! Скоро Я призову тебя к Себе, и ты получишь уготованное тебе».

Ранним утром царь явился со своей свитой к капищу и стал обольщать святого, чтобы он пожалел свою молодость, красоту, знатность и принёс жертву кумирам, обещая простить ему прежнее упрямство, а перенесённые страдания его возместить и вознаградить самыми большими почестями. «Если тебе угодно, царь, войдём внутрь храма, чтобы увидеть богов, почитаемых вами», — ответил святой Георгий. Диоклетиан со всем синклитом и народом вошёл в храм Аполлона, ведя с собой мученика. В храме было всё приготовлено для жертвоприношения. Святой подошёл к идолу Аполлона, простёр к нему руку и спросил его: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как бог?» При этих словах святой сотворил крёстное знамение. Бес, обитавший в истукане, воскликнул: «Я не бог, не боги и из подобных мне. Един Бог тот, кого ты исповедуешь; мы же только ангелы Его, отступившие по своей гордости от Него и из зависти прельщающие людей». «Как же вы смеете пребывать здесь, когда я, служить Истинного Бога, пришёл сюда?» — воскликнул святой Георгий. И жалобный стон, исходивший из стоящих в храме статуй, послышался в ответ на обращение святого. И тотчас же все идолы, находившиеся в капище, упали и разбились. Видя поругание и полное сокрушение своих богов, своей мнимой святыни, жрецы, а за ними, по их наущению, и народ набросились на святого Георгия и стали избивать его.

Весть о сокрушении кумиров быстро распространилась по городу и достигла супруги Диоклетиана — царицы Александры, которая уверовала во Христа с того дня, когда она увидела чудесное исцеление святого после колесования. Царица сразу же хотела исповедать себя христианкой, но была удержана одним из царедворцев и уведена во дворец, прежде, нежели император узнал о её приверженности христианству. И теперь, когда царица услыхала о сокрушении им силою крёстного знамения языческих божков, она пришла в капище, припала к ногам мученика и, порицая жестокость мучителя и безумие поклоняющихся идолам, открыто исповедала Христа. Диоклетиан убедился, что ни жестокие пытки, ни посулы почестей и наград не смогли отвратить св. Георгия от его Бога. Более того, на глазах всего народа Георгий сокрушил изображения Аполлона и других богов и обратил в свою веру царицу. В бессильной злобе царь приказал немедленно вывести святого мученика и царицу Александру за город и усечь их мечом. Когда воины вели их за город, царица Александра почувствовала усталость и попросила позволение отдохнуть. Присев на одном из камней, она тихо скончалась. Господь принял душу царственной исповедницы прежде, нежели меч нечестивых воинов коснулся её тела.

Придя к месту казни, упал святой Георгий на колени и горячо молил Господа о прощении мучителей своих, согрешивших по неведению, и о том, чтобы Господь просветил их светом Истины, приведя их к познанию Истинного Бога. После молитвы святой Георгий спокойно и мужественно склонил свою голову под меч. Это было 6 мая 303 года (по новому стилю). Тело святого великомученика было отвезено в Палестину, в город Лидду, и там предано земле.

Св. Георгий свою непоколебимую веру во Христа засвидетельствовал своим мученическим подвигом и в историю Церкви вошёл как св. великомученик Георгий Победоносец. Сакральный смысл его имени в том, что он как бы разграничивает эры язычества и христианства, как бы символизирует победу света учения Христа над тьмой идолопоклонства. Прошло всего 10 лет — и святой равноапостольный Константин, один из преемников Диоклетиана на римском престоле, начертал на своих знамёнах Крест с надписью: «Сим победиши».

На Руси почитание св. великомученика Георгия Победоносца установилось с введением христианства. Св. Георгий был покровителем нескольких великих строителей русской государственности. Сын св. равноапостольного Владимира Ярослав Мудрый, во святом крещении Георгий, много сделал для прославления святого мученика на Руси. После победы над чудью великий князь построил Юрьев храм под Новгородом (позднее здесь возник Юрьев монастырь). В честь победы над печенегами князь воздвиг храм св. Георгия Победоносца в Киеве. День освящения Киевского Георгиевского храма (9 декабря) навсегда вошёл в историю как особый день — Юрьев, «осенний Георгий». Со времён кн. Ярослава на княжеских печатях и монетах встречается изображение св. вмч. Георгия в виде всадника на коне, поражающим дракона.

Имя св. Георгия носил основатель Москвы — Юрий Долгорукий, создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 г. борьбу русского народа с монголами возглавил великий князь Владимирский Юрий Всеволодович, сложивший голову в битве на Сити. Память о нём, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских стихах и былинах. Первым великим князем Московским в период, когда Москва становится центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович — сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. Со времён Дмитрия Донского св. Георгий Победоносец считается покровителем Москвы.

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.