На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Искусство каратэ. Хаберзецер Р. — 1991 г

Роланд Хаберзецер

Искусство каратэ

*** 1991 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



СОДЕРЖАНИЕ

ЧТО ТАКОЕ КАРАТЭ?
ИСТОРИЯ КАРАТЭ
КАК ЗАНИМАТЬСЯ КАРАТЭ?
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ И СТЕПЕНИ РАЗЛИЧИЯ
ПРИНЦИПЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КАРАТЭ
БАЗОВАЯ ТЕХНИКА (КИХОН)
А Стойки
Б Простые движения
Приемы атаки и контратаки
а) Верхние конечности
б) Нижние конечности
Техника защиты
а) Блокировки (укэ)
б) Уклоны
в) Останавливающие удары
СВЯЗАННЫЕ ДВИЖЕНИЯ
КАК ПОВОРАЧИВАТЬСЯ?
СПОСОБЫ ТРЕНИРОВКИ
Последовательное развитие
Макивара
Мешок для ударов
ВОЛЬНЫЕ БОИ (КУМИТЭ)
Различные формы вольного боя
СИАЙ: СПОРТИВНЫЕ СОСТЯЗАНИЯ
ДЖУ-КУМИТЭ: СВОБОДНЫЙ БОЙ
Джу-кумитэ и сиай
Специальная техника
Регламент при проведении
спортивных состязаний Судейство
ОФИЦИАЛЬНЫЕ КОМАНДЫ, ПОДАВАЕМЫЕ
АРБИТРОМ В ХОДЕ СОРЕВНОВАНИЯ
ПЯТЬ КАТА ПИН-АН
Ката пин-ан шодан
Ката пин-ан нидан
Ката пин-ан сандан
Ката пин-ан ёдан
Ката пин-ан годан
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
А КАК ЖЕ САМОЗАЩИТА?
Развитие каратэ в СССР и в Казахстане

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




      ЧТО ТАКОЕ КАРАТЭ
      Каратэ, как искусство борьбы, означает средство достижения победы над вооруженным противником и является одним из видов борьбы без оружия, что, впрочем, следует из самого названия, где «кара» может считаться «пустой», «тэ» — «рука». Значит, расшифровка слова «каратэ» будет означать борьбу невооруженным способом. Однако в действительности открываемые ею возможности гораздо шире, многообразнеё. Каратэ обладает эффективными и систематизированными способами превращения любого органа или части тела в средство противостояния вооруженному противнику. Поэтому каратист (тот, кто в самом деле серьезно занимается этим видом борьбы) располагает всем многообразием естественных средств противодействия, в числе которых не только кулаки, но и ноги, локти, колени. Эти «средства» должны быть соответственно натренированы, чтобы в необходимых случаях противостоять нападающему. С их помощью каратист может нанести один, но мощный и окончательный удар по «болевой точке» на корпусе или в любом другом участке тела врага.
      За все время своего существования и развития каратэ являлось искусством защиты. Каратист пользовался им только для отражений атак противников. «Никогда не атакуй первым», — такова первая заповедь каратэ, которую прививают каждому, кто впервые надел тренировочный костюм каратиста.
      После нескольких тренировок отбор происходит автоматически. Только самые упорные и настойчивые, кто смог преодолеть физический барьер, достигают успехов в духовном развитии, которое обеспечивает эта восточная борьба. Все дисциплины, содержащиеся в будо японцев (в переводе означает «путь воина»), сводятся к тому, чтобы указать следующим ему дорогу к совершенствованию человеческой личности через трудные физические занятия.
     
      ИСТОРИЯ КАРАТЭ
      Колыбелью каратэ считается остров на юге Японии — Окинава. Хотя как искусство владения руками и ногами для ведения борьбы оно теряется в глубине веков.
      В таком виде, в каком каратэ получило широкую популярность в Европе и Америке, оно, благодаря японцам, стало известно не более полувека назад. Как и любая борьба, каратэ развивалось и обогащалось за счет приемов, характерных для других видов борьбы. А многие движения вообще стали ее частью за последние двадцать пять лет. Причем каратэ только выиграло от этого, особенно благодаря исследовательской работе молодых обладателей «черных поясов».
      История или легенда утверждает, что в Индии более двух тысяч лет назад впервые получила развитие борьба, которую сегодня можно считать предтечей современного каратэ.
      Буддийский монах Бодхидхарма развил то, что вначале попросту называлось методом физического воспитания по системе эккин ке или шаолин-ду-^емпо. Он преследовал цель дать своим ученикам средство поддержания формы и здоровья с помощью упражнений, предназначенных для компенсации отсутствия движения за время многочасовых медитаций. А уж как эффективное средство противодействия этот метод получил распространение среди монахов, которым приходилось сталкиваться с многочисленными вооруженными нападениями во время своих дальних странствий с миссионерскими целями. Владеющие такой техникой монахи понимали все доводы в свою пользу в свете распространения во всем азиатском мире буддизма и, в частности, дзэн-буддизма*.
      Примечание.
      * Буддизм, особенно дзэн-буддизм (дзэн — от санскритского слова «дхъяна», означающего концентрацию, сосредоточение без интеллектуального предмета) внесли значительный вклад в развитие борьбы и искусства борьбы. Последний стал их настоящим посредником и духовной основой, объединяющим и управляющим фактором. Буддийский монах Бодхидхарма (известный также под японским именем Дарума) прибыл в Китай в 520 г. н. э. и развил в буддийском монастыре Шаолин-су (по-японски Шорин-дзи) метод борьбы без оруи^ия под названием шаолин-су-кемпо. Его метод служил, прежде всего, для поддержания и сохранения здоровья, а также — для достижения единства духа и тела. Именно последний аспект-учения Бодхидхармы стал решающим в направленности и высшего смысла развития искусства борьбы. Этот монах провозгласил: «...война и убийство несправедливы, но еще более неверно не быть готовым защитить себя».
      Ему же принадлежит мнение, что тело и дух неделимы, что высшая истина (то есть, внеземное озарение, несущее подлинное понимание и душевный мир) не будет достигнута без их союза. Очищение духа и дисциплина тела взаимообусловлены. Только когда тело способно сопротивляться испытаниям, дух может обрести мир и истину. Совершенствование человека, являющееся целью метафизических поисков, может достигаться только ценой трудных физических испытаний и упражнений. Поэтому искусство борьбы впервые получило определение как средство достижения особого состояния сознания. Признав ценность такого искусства, Бодхидхарма одновременно произвел переворот в самом понимании борьбы.
      После его смерти и гибели монастыря Шаолин-су от пожара, монахи разбежались по свету, разнося с собою и новый метод. Потом наступили тревожные времена войн и междоусобиц, поэтому техника шаолинсу-кемпо превратилась в обычную технику борьбы без оружия, а смысл учения Бодхидхармы, его духовные цели забылись. Но они получили свое второе рождение в Японии в XII веке, куда начал проникать дзэн-буддизм, привлекший внимание самураев. Они создали свой весьма жестокий кодекс чести воина, положивший начало Бусидо. Сам же дзэн пропитал все сферы японской культуры (обучение и воспитание юношей, как будущих воинов, чайная церемония, театр «Но», «Кабуки» и другие). В новое время «дух Бодхидхармы» возродился в учении Гичина Фунакоши.
      Другой учитель дзэна Тейтаро Судзуки пишет: «Дзэн по своей сущности — это искусство ясно видеть в своей собственной природе. Он показывает нам путь от рабства к свободе. Заставляя нас пить из самого источника жизни, он избавляет нас от желаний, доставляющих нам страдания. ...он освобождает нашу естественную энергию, которая в нормальных условиях не может реализоваться».
      «...дзэн разумеет открывать в нас «третий глаз», как называют его буддисты, то есть область, скрытую от нас собственным невежеством. ...облака рассеются и предстанет бесконечное небо, тогда мы впервые увидим истинную природу нашего бытия. Мы знаем, что жизнь — это данная нам великая милость, которую мы принимаем в любой форме, не задавая вопросов и не переживая сомнений».
      Цель практики дзэн — сохранить «сознание начинающего» (шо-шин), то есть, «пустое, чистое» сознание, пребывающее в постоянной готовности.
      Цель дзэна — достижение интуитивного внезапного озарения (сатори), благодаря конкретным практическим упражнениям по кон-
      центрированному сосредоточению сознания, следствием которого является исчезновение желаний. По мере совершенствования в дзэн человек больше не имеет необходимости в сосредоточении, поэтому он естественно живет в созерцании, где бы ни был и что бы ни делал. Сатори — это интуитивное проникновение в природу вещей в противовес аналитическому, логическому ее пониманию. Практически, это открытие нового мира неизвестного ранее. Сатори — это «распустившийся цветок ума», «устранение преград», «умственное озарение». Оно не сводится только к вызыванию определенного, заранее известного состояния благодаря усиленному размышлению, но это растущее сознание новой силы, позволяющее разуму судить по-новому, ибо сам дзэн не является системой медитации. Это общий переворот сознания и пробуждение нового чувства. Не достигнув сатори, не постигнешь дзэна, так как сатори это сущность дзэна, это постижение жизни и самое интимное и личное переживание, не передающееся словами. Поскольку путь дзэна связан с личным и мгновенным интуитивным опытом, то он не поддается словесным пояснениям, как не объяснишь слепцу разницу между цветами и так далее (прим. переводчика.)
      В Китае этот метод борьбы слился с местными обычаями. Результатом такого слияния стал китайский бокс, называемый т,уан фау, кунг-фу, кэмпо и, наконец, тай ти. Эти виды борьбы и в настоящее время широко распространены в Китае.
      В XV веке в эпоху царствования династии Минь китайцы захватили остров Окинаву, расположенный в Тихом океане. Ествественно, началась интенсивная преемственность различных искусств, в частности, «искусства кулачного боя», что вылилось в появлении каратэ из Окинавы или окинава-тэ. Следующий решительный этап в развитии каратэ связан с завоеванием архипелага Рюкю на юге Японии мощным феодальным кланом Шимадзу.
      Теперь Окинава переходит под протекторат Японии и обитатели острова подвергаются весьма жесткому запрету на держание любых видов оружия. Но запрещение вызвало совершенно иное действие, чем то, на которое рассчитывали японские захватчики: жители начали повсеместно практиковать окинава-тэ и достигли в сем искусстве высокой степени совершенства, поскольку каратэ (хотя в то время оно еще так не называлось) достигло своей наиболее сильной формы, цель которой — убийство голыми руками. С помощью специальных тренировок, направленных на максимальное затвердение природных органов человека (кистей и стоп), укреплялись конкретные точки, например, тренировки на маркивара. Не удивительно поэтому, что первое же сражение между самураями и каратистами привело первых к страшному поражению!
      Только в XX веке инструкторы окинава-тэ сбросили вуаль таинственности с этого искусства борьбы. Первым начал свою головокружительную карьеру с выступлений Гичин Фунакоши в Токио в 1917 году, а затем и в 1922. Одновременно с ним в Осака в 1923 году продемонстрировал свои знания Асамото Мотобу, а Норимити Ябэ обрел блистательную известность в Лос-Анжелесе (США). С тех пор и начинается новый ослепительный взлет в развитии каратэ в Японии, где на то время знали только джиу-джитцу (иной вид искусства защиты и атаки, построенный не только на основе нанесения ударов, приемы которого японец Джигаро Кано отобрал для создания собственного нового вида борьбы, получившей название дзюдо, впервые продемонстрированной в 1882 году).
      Если Гичин Фунакоши считается отцом современного каратэ, то уместно все же упомянуть и о двух других известных инструкторах с Окинавы: Кенва Мабуни и Мияги Четжун. Именно с этими тремя выдающимися людьми связано развитие и появление трех главных современных стилей в каратэ:
      — стиль шотокан (созданный Фунакоши). Низкий и легкий, он особенно стал популярен на востоке Японии;
      — стиль шиторю (созданный Мабуни), несколько более тяжеловесный и высокий. Приобрел популярность на западе Японии;
      — наконец, стиль годзюрю (созданный Мияги) с более мелкими, но намного более быстрыми перемещениями, наиболее близкий к древнему стилю окинава-тэ. Также распространен большей частью на западе Японии.
      Только после второй мировой войны к трем предыдущим прибавился четвертый стиль, называемый вадо-рю (создатель Хиронори Оцука). Оцука, как бывший ученик Фунакоши, вначале изучил стиль шотокан. Будучи специалистом по лечебной гимнастике и массажу, он прекрасно разбирался в анатомии человека и поэтому решил создать стиль, который наилучшим бы образом соответствовал естественным движениям человека. Именно благодаря ему каратэ смогло взять лучшее из джиу-джитсу (Оцука занимался и этой борьбой), в частности, искусство уклонов. Они получили место в некоторых моментах ката, но при этом древнейшие движения остались неизменными. И следуя указаниям, которые давал сам Фунакоши, он сумел основать собственную школу.
      Таковы основные стили. Кроме них имеются производные стили (около пятнадцати в настоящее время практикуют в Японии, как например, шотокай, шукокай, кеку-шинкай и другие). Следует добавить к ним и многочисленные китайские и корейские школы.
      Именно Фунакоши принадлежит впервые использованное название «Каратэ», к которому он добавил суффикс до (каратэ-до), поскольку вводя в него японский дух будо, он видел в этом путь, ведущий к совершенствованию человеческой личности. Родившись как военная дисциплина, каратэ получило свое дальнейшее развитие в спортивной форме. В 1957 году, в годовщину смерти Фунакоши, его ученик Оцука провел первые соревнования с участием арбитров, ставшие межуниверситетским чемпионатом. В 1964 году по случаю Олимпийских Игр в Токио была предпринята попытка объединения всех школ и направлений в каратэ по предложению тогдашнего министра просвещения, который видел в этом необходимое условие для разрешения демонстрации каратэ в будокан (большие залы для борьбы и других видов искусства побеждать, в которых проходят, в частности, соревнования по дзюдо). Так была организована федерация, называемая «Всеяпонской ассоциацией каратэ-до». Но это не более, чем номинально. Потому что соперничество школ и их мэтров сохранилось в той же степени ожесточенности, несмотря на общее убеждение, что будущее их искусства — в единстве.
      Наиболее распространенными стилями в Европе стали шотокан и вадо-рю. Многочисленные эксперты-японцы обучали своему искусству или как технические специалисты при национальных федерациях, или как преподаватели в частных клубах. Мэтры Касэ, Эноэда, Канадзава и Шираи преподавали шотокан. А мэтры Судзуки, Мочид-зуки, Коно, Тояма, Шиомитцу и Ямашита — вадо-рю.
      Созданная по предложению французов Европейская ассоциация каратэ в 1964 году провела свой первый чемпионат Европы, в котором в качестве технического советника участвовал мэтр Хироо Мочидзуки, имеющий 5-й дан по вадо-рю. Начав с тренировок в стиле шотокан, Хироо Мочидзуки затем переходит в школу вадо-рю, где изучает технику под руководством мэтра Мичихара. Однако исследователи утверждают, что и он сам внес значительный вклад, в частности, в технику соревнований.
     
      КАК ЗАНИМАТЬСЯ КАРАТЭ
      Необходимые данные для начинающих занятия
      Перед тем, как приступать к тренировочным занятиям по любому виду борьбы, убедительно советуем сначала пройти самый тщательный врачебный осмотр. Потому что каратэ является тем видом спорта, который состоит из коротких и мощных движений. Оно требует хорошей общей физической конституции и выносливности, которые впоследствии еще больше укрепляются с практикой (так, известные мастера древности и нашего времени, например, Джигоро Кано в дзюдо и Морихэй Уэшиба в айкидо начали заниматься этими видами спорта только потому, что они считались слишком хилыми).
      Первые уроки каратэ должны быть легкими. Затем по мере развития и укрепления тела, благодаря повторению движений, начинается отработка приемов с большей силой и мощью и тогда физическая выносливость возрастет. То же самое будет меняться состояние гибкости тела, столь необходимой в каратэ, в частности, при ударах ногами.
      Однако помимо физической выносливости и гибкости начинающему каратисту потребуется несгибаемая воля. Но наряду с волей, позволяющей преодолевать физические испытания, необходима еще и любовь к каратэ.
      Молодым нравится в каратэ его соревновательский дух, менее молодых и людей в возрасте привлекает основная техника, построенная на ката, и условные схватки. Женщины-каратисты видять здесь нечто вроде гимнастики и одновременно способ самозащиты, соответствующий их физическим данным.
      Спортивная форма
      Тех, кто занимается в одиночку, может удовлетворять любая одежда, которая не стесняет их движения (но кисти выше запястий и стопы выше щиколоток должны быть обнажены)- Однако на коллективные тренировки каратист обязан надевать каратэги — тренировочную одежду, которую на Западе ошибочно называют кимоно.
      Каратэги шьется из легкой ткани белого цвета (особая прочность не требуется, так как нет захватов, характерных для дзюдо). Легкая фактура ткани имеет
      особое значение еще и потому, что при достаточно высокой скорости выполнения движения она будет хлопать (это является одним из критериев правильно выполненного движения, что важно для начинающих, имеющих возможность осознать, что выполняют все как следует).
      Каратэги состоит из куртки, полы которой запахиваются на груди, и брюк с широким шагом, обеспечивающим легкость движений и возможность ударов ногами. Куртка завязывается поясом (достаточно длинным) спереди плоским узлом, чтобы обеспечить двойной охват вокруг талии. Причем цвет пояса является указателем степени совершенства его обладателя. Чтобы не спутать с поясом борца дзюдо, пояс" каратиста прошит по длине красной нитью.
      Каратист всегда следит за безупречным состоянием спортивной формы. Его каратэги должна быть чистой, зашитой и починенной. Узел завязанного пояса всегда должен находиться посредине живота, а его концы иметь одинаковую длину. Наконец, спортсмену необходимо постоянно следить за состоянием ногтей на руках и ногах; их необходимо стричь, чтобы не нанести царапины своему товарищу. На нем также не должно быть никаких лишних украшений.
      Доджо
      Доджо — это зал для тренировок. Это то место (джо), где находят путь (до). Имеется в виду путь к совершенству, что является основным в любом из видов японской борьбы.
      Если каратисты занимаются в зале, где тренируются дзюдоисты или борцы айкидо, то на полу должны находиться татами (маты из рисовой соломы), предохраняющие на случай падений. В залах же для занятий только каратэ никаких матов нет, а только чистый, гладкий, но не скользкий пол.
      В доджо имеется раздевалка для переодеваний перед тренировкой, а также душ.
      Зал для тренировок должен считаться у каратистов весьма уважаемым и даже «неприкасаемым» местом, потому что именно здесь вы развиваетесь, улучшаете свои душевные и физические качества. Входя в доджо, оставляйте за дверью свои заботы и тревоги, сосредоточьтесь только на тренировке. Войдя в зал, отвесьте ему
      легкий поклон, соблюдая полнейшую серьезность, делайте то же самое, когда его покидаете. Здесь нельзя ни курить, ни свистеть, ни кричать. В доджо должна поддерживаться атмосфера спокойствия, высокой сосредоточенности.
      Посторонним наблюдателям вход не запрещен даже во время тренировки, но они должны соблюдать правила поведения в доджо.
      Никогда не задерживайтесь в зале после окончания занятий, за исключением тех случаев, когда вы решили потренироваться в одиночку и то с предварительного разрешения тренера.
      Наконец, не забывайте, что доджо — это ваш зал, который вы должны содержать в чистоте. А также не уклоняйтесь от того, чтобы время от времени почистить коврик перед входом.
      Преподаватель
      Он не является, конечно, мэтром в духовном смысле этого слова, но все же заслуживает вашего полного уважения, потому что именно он обучает вас технике, терпеливо исправляет ваши ошибки, показывая путь к мастерству. И не думайте, что он работает только за то, чтобы получить от вас ежемесячный взнос. Это плата за его труд, а не за дружбу. Но и без эффективного контакта с ним значительный прогресс в подобного рода искусстве недостижим. Японцы прекрасно это понимают, поэтому оказывают бесчисленные знаки внимания своему преподавателю даже вне занятий, не боясь перешагнуть через край в создании, так называемого, «культа личности». Попросту они добиваются дружбы с человеком, которого уважают, потому что тот обогащает их.
      Хороший преподаватель одновременно и руководитель. Не обязательно все знать и все уметь делать, достаточно, чтобы он понимал и научил понимать вас, «как надо делать».
      Тщательно выбирайте своего учителя. Потому что от этого зависит успех ваших занятий каратэ, но и не рассчитывайте на доступность.
      Этикет
      Любое искусство протиборства предполагает строгую дисциплину, а восточные в этом смысле не являются исключением, поэтому они немыслимы без соблюдения
      этикета. Это значит, что каждая схватка начинается и оканчивается выражениями взаимной учтивости, столь необходимой для возвеличения человеческой личности.
      Во время урока каратист покинет доджо только с разрешения учителя. Если опоздал, то ученик скромно попросит прощения.
      Совершенно немыслимо, чтобы во время пояснений учителя кто-то из каратистов, независимо от уровня, высказался вслух без разрешения. Любая критика вообще запрещена.
      Во время тренировок каратисты работают молча, следуя лишь указаниям учителя. Без твердой дисциплины (с которой, впрочем, легко соглашаются все) невозможна серьезная работа.
      Урок начинается и заканчивается традиционным приветствием на коленях. Старший ученик, стоя на правом фланге передней шеренги учеников, развернутой лицом к учителю, дает команду, предварительно убедившись, что внешний вид присутствующих безукоризнен.
      Он командует:
      — сэйдзя (на колени): все опускаются на колени;
      — сэнсэй-ни рэй (поклон учителю): учитель и ученики кланяются;
      — отагай-ни рэй (поклон учеников друг другу): ученики кланяются вторично, в это время учитель неподвижен;
      — после второго поклона учитель поднимается с колен и замирает неподвижно (в случае присутствия ассистентов, они поднимаются в порядке старшинства), затем «руководитель церемонии» дает команду:
      — киритцу (встать): ученики поднимаются на ноги.
      Таков порядок приветствия (дзарэй). Перед и после
      схватки эта церемония заменяется поклоном стоя (ри-цурэй).
      Приветствие дзарэй:
      — сначала опускаетесь на левое, затем на правое колено;
      — стоя на коленях, сядьте на пятки, широко разведя колени, положив стопы одну на другую. Колени слегка напряжены, корпус прямо, руки на бедрах. Старайтесь придавать корпусу естественное положение, плечи не поднимать;
      — положите кисти на пол перед собой, плотно сжав
      пальцы, но отставив большой палец. Наклоняясь вперед, не отрывайте ягодиц от пяток. Лоб должен коснуться треугольника, образованного большим и указательным пальцами;
      — выпрямитесь;
      — поднимаясь, встаньте вначале на правую, а затем на левую ногу.
      Приветствие рицурэй:
      — стоя прямо, сведя пятки вместе, носки врозь, руки прижаты к бедрам и вытянуты вдоль тела. Взгляд устремлен прямо перед собой;
      — слегка наклоните корпус вперед, грудь прямо;
      — оставайтесь в таком положении около секунды, прежде чем выпрямиться;
      — если приветствие предшествует схватке или ката, то выпрямляясь, отодвиньте слегка в сторону вначале левую, а затем правую ногу, чтобы принять положение «йой» (готовность), сжав пальцы рук в кулаки. Направьте всю вашу силу в брюшную полость, сосредоточьте внимание.

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.