На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Схематические модели самолёта и планёра (рабочие чертежи). — 1949 г
ВСЕСОЮЗНОЕ
ДОБРОВОЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
СОДЕЙСТВИЯ АВИАЦИИ

Библиотека юного конструктора

Схематические модели
самолёта и планёра

рабочие чертежи

*** 1949 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




      Схематическая модель — это первый шаг в «малую авиацию». Схематическими модели этого класса называются потому, что в основном воспроизводят только схему настоящего самолета или планера. Такая модель самолета, снабженная резиновым мотором, может пролететь расстояние не менее 75 метров. Удачно изготовленная модель планера держится в воздухе до часа.
      Конструкция описываемых моделей планера и самолета настолько проста, что ее можно построить в школьном авиамодельном кружке, в пионерском лагере или дома. Основные детали модели: крылья, стабилизаторы, кили и другие изготовляются из обыкновенных сосновых планочек. Сосна, идущая на эти детали, должна отвечать самым элементарным требованиям — быть прямослойной, без сучков, сухой и несмолистой.
      Для постройки моделей достаточно иметь: рубанок, перочинный нож, плоскогубцы, круглогубцы, напильник и ножницы.
     
      СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЛАНЕРА
      Рабочие чертежи модели планера приведены на листе № 1.
      Основные размеры модели: размах крыльев — 940 мм, длина модели — 1 000 мм, полетный вес — 150 г.
      Модель, как и настоящий планер, не имеет мотора. Она совершает полет, поддерживаемая встречными потоками воздуха.
     
      СХЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ САМОЛЕТА На листе № 2 приведены полные рабочие чертежи модели. Размеры всех частей и деталей даны в натуральную величину.
      Основные размеры модели: размах крыльев — 680 мм, длина модели — 900 мм, полетный вес — 75 г, размер винта 240 мм.
      В качестве двигателя применен резиномотор. Винтомоторная установка состоит из воздушного винта с осью, укрепленной в подшипнике, и пучка резины. Резиновый пучок изготовляется из шести ниток резины сечением 1 X 4 мм.
     
      СОВЕТЫ МОДЕЛИСТУ
      Прежде чем приступить к постройке, внимательно ознакомьтесь с рабочими чертежами модели и текстом. Заготовьте необходимый материал и инструмент.
     
      КАК ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЧЕРТЕЖАМИ. Наши чертежи являются рабочими, причем все детали на них вычерчены в натуральную величину. Следовательно, чтобы установить размер той или другой детали, ее можно наложить прямо на чертеж.
      (Окончание см. на 3 стр. обл.
     
      ПОРЯДОК ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЧАСТЕЙ МОДЕЛИ. При постройке моделей следует итти от более простых деталей к более сложным. Сначала выстругайте рейку, затем сделайте киль, за ним стабилизатор, а потом приступайте к изготовлению крыла.
      КАК ГНУТЬ СОСНОВЫЕ КРОМКИ. Для изготовления закруглений крыла, стабилизатора и киля из сосновых планочек сделайте болванку, а для изгибания нервюр (поперечных планок крыла) — шаблон. Способ будет заключаться в следующем: выструганные по чертежу планочки распариваются в кипятке в течение 5 — 10 минут, а затем изгибаются на болванке, концы их связывают и оставляют в таком положении до полного высыхания. Нервюры изгибаются на специальном шаблоне (см. чер-цеж) и закрепляются на нем жестяной скобкой до высыхания.
     
      СРАЩИВАНИЕ ЗАКРУГЛЕНИЙ С КРОМКАМИ. Для сращивания закруглений крыла, стабилизатора, киля с соответствующими кромками срежьте концы их косо так, чтобы они при накладывании друг на друга не превышали сечения кромки. Места сращивания закруглений с кромками смажьте клеем и туго свяжите ниткой.
     
      КАК ОБТЯНУТЬ БУМАГОЙ КРЫЛО И ХВОСТОВОЕ ОПЕРЕНИЕ. Перед обклейкой модель собирается и ее части выверяются. После того, как устранены перекосы крыла стабилизатора и киля, они обтягиваются папиросной бумагой. Крылья и стабилизатор — с верхней стороны, киль — с обеих сторон. Обтягивание крыла производите вдвоем. Удерживая бумагу за углы, наложите ее на намазанное клеем крыло и пригладьте на нервюрах и кромках. Бумага наклеивается сначала на одну половину крыла до центральной нервюры, а затем и на вторую часть. Следите, чтобы при обтяжке не образовалось морщин. После высыхания клея лишнюю бумагу срежьте ножом или мелкой стеклянной шкуркой. Обтянутые крыло и хвостовое оперение обрызгайте водяной пылью.
     
      РЕГУЛИРОВКА И ЗАПУСК МОДЕЛЕЙ. До запуска модели планера или самолета ее следует отрегулировать. Для этого возьмите модель сзади крыла за рейку — фюзеляж и, направляя немного вниз, выпустите ее из руки слегка толкнув при этом вперед. Модель должна пролететь 10 — 12 метров. Если модель задирает нос вверх, отодвиньте крыло немного назад; если модель слишком круто идет на посадку, подвиньте крыло вперед. При полете модели с креном на правое или на левое крыло выровняйте киль или выпрямите крыло, так как оно перекосилось. Если при полете модель заворачивает вправо или влево, регулируйте повороты килем.
      Отрегулировав модель планера, запустите ее с возвышенного места против ветра, и он будет плавно парить в воздухе. Ее запуск может быть произведен также с ровной площадки при помощи леера (нитки) длиной 50 — 100 метров, за которую модель буксируется на определенную высоту. После прекращения буксировки ослабленный леер падает вниз, а модель медленно планирует на посадку.
      Модель самолета регулируется вначале на планирование таким же способом, как и планер, а затем испытывается на малых оборотах рези-номотора (50 — 80 оборотов).
      Для запуска модели самолета закрутите резиномотор до 400 оборотов. Проверьте, хорошо ли закреплены все части, не погнулась ли ось винта, после чего возьмите винт в левую руку, а правой держите модель за фюзеляж. Отпустите винт, дайте ему провернуться несколько раз, придайте модели горизонтальное положение и легким толчком пустите ее вперед.
     
      ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВОЗДУШНОГО ВИНТА
      1. Из картона (или тонкой фанеры) сделайте шаблоны винта.
      Заготовленную из липы болванку расчертите с обеих сторон, как это показано на рис. 1. В центре проколите отверстие диаметром 0,8 — 1,0 мм. Наложите шаблон на болванку, вставьте в отверстие булавку. Сравняв осевые линии шаблона и болванки, обведите шаблон карандашом (сделать это надо с обеих сторон болванки).
      2. Ножом вырежьте форму винта. Зачистите срезы крупным напильником и осколками оконного стекла, затем отшлифуйте стеклянной шкуркой (рис. 2).
      3. Пользуясь боковым шаблоном, вычертите, а затем срежьте скосы на концах винта (рис. 3).
      4. Ножом сделайте срезы с обеих сторон каждой лопасти (рис. 4).
      5. Сначала ножом, затем крупным напильником и осколками оконного стекла, наконец шкуркой придайте лопастям винта нужный профиль. Проденьте через отверстие тонкую проволоку и, зачищая шкуркой более тяжелую лопасть, уравновесьте их.
      После уравновешивания и окончательной зачистки винт можно покрасить.

 

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.