На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Техническое моделирование в 1-3 кл., 1974

Борис Васильевич Тарасов
Александр Евгеньевич Стахурский

Техническое моделирование
в начальных классах

для учителей
по внеклассной работе

*** 1974 ***


DjVu

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3
Техническое моделирование и его значение 5
Педагогические принципы процесса изготовления моделей 8
Методика внеклассных занятий по техническому моделированию 15
Инструменты и материалы, необходимые для занятий 24
Что можно построить на занятиях по техническому моделированию 26

Модели для занятий с учащимися I класса 28

Модель тачки 28
Модель весов 32
Модель качелей 35
Модель качелей из набора деталей «Маленький конструктор» 36
Модель карусели 37
Модель бумажного домика 40

Модели для занятий с учащимися II класса 43

Модель тачки из набора деталей «Маленький конструктор» 43
Модель тележки на двух колесах 45
Модель мельницы-вертушки 46
Модель флюгера 49
Модели воздушных винтов 54
Модель планера 58
Модель стрелы 61
Модель ракеты с катапультой 61
Модель неваляшки 64
Модель кувыркалки 67
Модель однорельсового подвесного автобуса 68
Модель парашюта с самопуском 71
Модель карусели с приводным механизмом 74
Модель грузовой автомашины 78
Модель ракетной установки 82
Модель электрического фонарика 84
Модель электрифицированного домика 88
Игра «Кто кого испугался?» 90
Модель простейшего электромагнита 92
Модель электромагнитного подъемного крана 94
Ветроколесо работает кузнецом 97

Модели для занятий с учащимися III класса 99

Модель багажной тележки 102
Модель перекидных качелей 102
Модель ветродвигателя с многолопастным ветроколесом 104
Модель легковой автомашины цц
Модель подвесной канатной дороги с двусторонним движением Ю8
Модель транспортера цд
Модель канатной подвесной дороги 113
Модель настенного электрического фонарика 113
Модель ракеты с катапультой не
Модель уличного светофора 116
Модель вентилятора с микроэлектродвигателем 120
Модель подъемного крана 120
Модель подъемного электромагнита 126
Модель электрического маятника 128
Модель электрического молота 130
Модель однорельсового подвесного автобуса 132

Несколько практических советов 134

Основные инструменты для занятий техническим моделированием 134
Использование канцелярских скрепок и пробойников 137
Шаблоны и их изготовление 138
Самодельные детали 141
Самодельный картон 142
Клейстеры и клеи 143
Техника безопасности на занятиях по моделированию 146

Игры и соревнования с техническими моделями 148

Бумажные модели планеров и самолетов 148
Модели парашютов с самопуском 151
Воздушные винты 151
Движущиеся модели 151

Игровые упражнения 152
Научитесь ценить время! 153
Ловкие пальцы 153
Секундам счет — игре зачет 154
Хоть на секунду быстрее 154
Научитесь замечать нужное! 154
Кто наблюдательнее? 155
Упражнение в действиях без предметов 156
Наблюдатели 156
Самые наблюдательные 157



Цель данного пособия — оказать помощь учителю в проведении занятий по техническому моделированию в часы внеурочной работы с детьми.
В книге даны методические рекомендации проведения занятий при выполнении учениками простейших моделей в области механики, электротехники. Материал книги содействует расширению технического кругозора детей и выработке элементарных навыков конструирования. Приводится графическая разработка каждой модели, технология ее выполнения.
Книгу могут использовать не только учителя начальных классов, но и пионервожатые.

Фрагмент, до стр. 28:

      ПРЕДИСЛОВИЕ

      Введение в программу трудового обучения для начальных классов технического моделирования — новый шаг по пути совершенствования подготовки учащихся к жизни, творческому труду, сознательному выбору профессии.
      Техническое моделирование способствует расширению политехнического кругозора детей, воспитанию активного интереса к технике и техническому творчеству.
      Опыт учебной и внеклассной работы по техническому моделированию с учащимися начальных классов весьма незначителен. Обычно школьники младшего возраста занимаются в кружках «Умелые руки», «Юные мастера». Однако далеко не всегда в рабочие планы этих кружков входят техническое моделирование, изготовление технических игрушек. Значительно большее внимание в них уделяется поделкам из бумаги и картона, лепке, выпиливанию и выжиганию.
      В отдельных школах Москвы, Ленинграда и других городов на протяжении нескольких лет, причем успешно, учитёля проводят занятия по техническому моделированию и на уроках и на внеклассных занятиях. Несомненно, среди учеников начальных классов всегда находится немало тех, кто никак не может удовлетвориться возможностями строить модели только на уроках. А для самостоятельной работы над моделями дома у них еще нет необходимых навыков и умений. Следовательно, основной путь удовлетворения этого разумного интереса к технике — организация внеклассных занятий по техническому моделированию.
      Но организация таких занятий неизбежно связана с необходимостью решения ряда практических вопросов: с выбором объектов моделирования, доступных и интересных для детей, с материально-техническим обеспечением занятий и организацией работы над моделями.
      Эта книга должна помочь учителям начальных классов, руководителям кружков «Умелые руки», пионервожатым и всем, кто интересуется техническим моделированием. Она содержит подробные чертежи и описания ряда простейших моделей и самоделок, методические рекомендации и справочные материалы. Авторы предлагают описания некоторых игр с использованием моделей и поделок.
      Модели, данные в книге, можно изготовить из самых простых подручных материалов и деталей, которые нетрудно достать в условиях как городских, так и сельских школ.
      Создание пособия по новому для начальной школы виду внеклассных занятий — сложная и нелегкая задача. Для решения ее нет не только проторенной дороги положительного опыта, но, пожалуй, и многократно пройденной тропы. Это обстоятельство в какой-то мере оправдывает возможные пробелы и недочеты.
      Дать более или менее исчерпывающий материал для занятий с детьми по техническому моделированию можно, только использовав практический опыт сотен кружков, групп продленного дня и т. п.
      Нередко в самых отдаленных школах нашей страны учителя-энтузиасты создают интересные модели, технические игрушки и другие конструкции, достойные широкого распространения для использования во внеклассной работе с детьми в других школах. Собрав и обобщив массовый опыт по техническому моделированию, можно успешно решить задачу создания наиболее совершенного пособия по данному вопросу.
      Большую помощь в подготовке книги оказали И. Г. Майорова, И. Г. Розанов, И. С. Сахаров, Н. Е. Цейтлин. Авторы глубоко благодарны им за помощь.
     
     
      ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
     
      Уроки и внеклассные (или внешкольные) занятия по техническому моделированию дают возможность шире познакомить учащихся с техникой, с общими принципами устройства и действия машин и механизмов, с азбукой конструирования, физическими и иными закономерностями, лежащими в основе работы технических устройств. Модель — это своего рода букварь, по которому школьники овладевают азами современной техники.
      Техническое моделирование всегда привлекало внимание детей. Еще в 1936 г. Н. К. Крупская писала: «...Техника сделала громадные успехи, ...техника все глубже проникает в быт, окружает наших ребят с малых лет, будит их интересы, толкает их мысль. В детских играх отражается этот громадный интерес ребят к технике. Но ребята хотят не только играть в шоферов, трактористов, летчиков, машинистов и пр., им хочется, чтобы игра была как можно ближе к правде, им хочется делать что-то в интересующей их области труда. Игра в своем развитии перерастает в труд, в практическое овладение техникой»
      Следует заметить, что, изготовляя транспортные модели (самолетов, планеров, кораблей, судов, автомобилей и т. п.), дети получают возможность участвовать с ними в соревнованиях по техническим видам спорта. Это в значительной степени стимулирует интерес к моделированию, делает занятия по техническому моделированию более целенаправленными.
      Моделирование неразрывно связано с техническим творчеством. На первых порах моделирование, да и любая иная работа детей в области техники, неизбежно носит характер исполнительской, воспроизводящей деятельности. Школьники учатся выполнять простейшие сборочные операции, знакомятся с различными материалами и инструментами, с деталями машин и механизмов. Мало-помалу они переходят к решению все усложняющихся технических и конструкторских задач, их техническое мышление развивается, труд приобретает все более и более творческий характер. Творческий подход к труду надо воспитывать, прививать с детских лет. Политехническое обучение открывает широкие возможности для такого воспитания.
      Задача политехнической школы состоит не только в том, чтобы дать своим питомцам определенный круг технических знаний, навыков и умений. В условиях ускоренного научно-технического прогресса то, что было новым вчера и сегодня, завтра, когда воспитанник общеобразовательной школы придет на производство, оказывается устарелым. Следовательно, задача состоит прежде всего в том, чтобы научить школьников добывать знания самостоятельно, технически мыслить, искать и находить пути рационального решения возникающих перед ними конструкторских и технологических задач и тем самым подготовить их к творческому труду на производстве. И моделирование, при правильной его организации, является одним из эффективных средств приобщения учащихся к техническому творчеству.
      Что такое моделирование? Это — один из основных методов познания физических объектов. Промежуточный объект, заменяющий оригинал при таком познании, называется моделью изучаемого объекта. Потребность в моделях возникает постоянно, причем не только в технике, но и во всех отраслях науки. Модели нужны всегда, когда исследование или изучение самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п. Основные виды моделирования — материальное и мысленное — распадаются на ряд групп и подгрупп, перечисление и характеристики которых выходят из рамок настоящей книги.
      В работе со школьниками основными являются так называемые учебные модели, т. е. наглядные пособия, представляющие собой условное трехмерное изображение изучаемого объекта или его частей. Учебные модели изготовляются в уменьшенном, а иногда в увеличенном виде или даже в действительном масштабе с соблюдением внешнего сходства и пропорции частей.
      В большинстве своем учебные модели воспроизводят рассматриваемые явления или объекты изучения, отражают их геометрическое подобие (например, модель самолета или автомобиля) или физическую сущность.
      Для более подробного ознакомления с изложенными здесь понятиями рекомендуем воспользоваться книгой «Трудовое воспитание и политехническое обучение. Краткий словарь для учителя». М., «Просвещение», 1968 (статьи: «Моделирование в школе», «Модель учебная»),
      В трудовом и политехническом обучении применяются: технические модели машин и механизмов, приборов, орудий труда, технических сооружений; строительные модели сельскохозяйственных, промышленных и жилых построек. По характеру конструкции учебные модели подразделяются на неразборные (макет здания, орудие труда и др.), разборные, вскрытые (или разрезные, например модель доменной печи или двигателя), статичные (различные сооружения), с подвижными деталями, действующие (подлинное и наливное водяное колесо, водяная турбина, электродвигатель и др.).
      Все перечисленные модели наглядны, так как они непосредственно воспринимаются органами чувств детей. Использование в обучении таких моделей служит важным средством обогащения багажа образов в сознании ученика и связи возникшего образа со словом. Так, демонстрационные материальные модели дают возможность выделить отдельные элементы изучаемого предмета или явления; увидеть те узлы, которые в настоящем техническом объекте обычно закрыты; наблюдать кинематику процессов в более замедленном темпе; повторять изучаемый процесс необходимое число раз; наглядно представлять те объекты, которые невозможно воспринять чувственно; изучать технические объекты и явления, неосуществимые в школьных условиях.
      Практически все дети знакомятся с моделями еще в дошкольном возрасте. Они пользуются техническими игрушками, т. е. теми же моделями. Они видят модели автомобилей, кораблей, самолетов и планеров, построенные школьниками. Вполне вероятно, что многие из них уже строили какие-то модели из кубиков и даже из наборов деревянных или металлических деталей различных конструкторов.
      Разумеется, наибольшее познавательное значение имеют модели действующие, раскрывающие принцип и процесс действия той или иной машины, механизма и пр. Точное внешнее подобие модели объекту, который она изображает, не так обязательно, к тому же его не всегда можно достигнуть. Например, схематическая модель самолета имеет лишь отдаленное сходство с настоящим самолетом, особенно с современным. Однако состоит она из тех же основных частей (фюзеляж, крыло, киль, стабилизатор, двигатель и движитель) и подчиняется в полете тем же физическим законам. Иными словами, она, при всей своей простоте, помогает детям понять, как устроен самолет и почему он летает.
      Набор моделей, объединенных общей темой, служит хорошим пособием для детских игр, например в аэропорт, строительство, колхоз, даже в завод. Особенно ценно то, что эти игры являются коллективными.
     
     
      ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
      ПРОЦЕССА ИЗГОТОВЛЕНИЯ МОДЕЛЕЙ
     
      Любая практическая работа школьника, а следовательно и моделирование, должна быть осмысленной. Строя модель, школьник должен ясно представлять себе, хотя бы в самых основных чертах, конструкцию и принцип действия соответствующей машины или механизма. На первых порах, т. е. в начальных классах, школьники в основном копируют модели, изготовляя их по готовым образцам, выкройкам и чертежам или просто собирая из деталей. Однако их мало-помалу следует подводить к творчеству, к созданию моделей. В этом случае они начинают выполнять свою работу вполне осмысленно, учатся применять на практике полученные знания, постепенно приобретают конструкторские, рационализаторские и даже изобретательские навыки и умения.
      Изготовление моделей процесс, о значении которого убедительно писал А. М. Горький: «...Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умные руки снова и уже сильнее способствуют развитию мозга»1.
      В развернутом виде процесс работы над моделями слагается из следующих последовательных этапов:
      1. Выбор темы (т. е. объекта моделирования). Ознакомление с машиной или ее изображением. Разбор или подготовка графического материала, по которому должна строиться модель.
      2. Копирование или изготовление рабочих чертежей, эскизов модели и ее деталей.
      3. Производство необходимых расчетов.
      4. Заготовка материалов; подбор готовых двигателей, деталей и т. п.
      5. Выбор способов обработки заготовленных материалов. Разметка деталей (по шаблонам или по чертежам).
      6. Изготовление технологических приспособлений (если они нужны).
      7. Изготовление оснований и корпусов моделей.
      8. Изготовление деталей, монтаж их в узлы. Установка деталей, узлов и двигателей на основании (т. е. монтаж).
      9. Предварительные испытания собранных моделей. Устранение обнаруженных дефектов.
      10. Предварительная отделка корпуса и деталей.
      11. Пробные запуски и регулировка моделей.
      12. Окончательная отделка моделей.
      13. Ходовые испытания моделей, подготовка их к выставке или к соревнованиям.
      14. Игры и соревнования с моделями.
      Разумеется, это — полная схема, предусматривающая все основные этапы работы над моделями. При занятиях с учащимися начальных классов она несколько сокращается и упрощается, хотя бы потому, что дети пользуются преимущественно готовыми шаблонами и рабочими приспособлениями (сами они сделать их еще не сумеют), готовыми наборами деталей из конструктора и заготовками — рейками, брусками, планками и т. п.
      Перед началом работы над моделями и в процессе ее детям нужно сообщать познавательные сведения, разумеется, в живой, популярной форме и в том минимальном объеме, который доступен их пониманию и, безусловно, необходим для осмысленной работы.
      Круг этих познавательных сведений может состоять из следующих элементов:
      1. Понятие о значении и применении объектов моделирования (машин, механизмов, технических устройств и сооружений) в народном хозяйстве, в окружающей жизни.
      2. Самые начальные сведения из истории возникновения и развития данной отрасли техники и производства, о выдающихся отечественных ученых и изобретателях.
      3. Краткие рассказы о передовиках и новаторах производства, в совершенстве овладевших техникой (на конкретных, местных примерах).
      4. Пояснения об устройстве и действии машин и их моделей (по выполняемым практическим работам) без ссылок на физические законы и формулировки.
      Обычно над несложной моделью каждый школьник работает в кружке самостоятельно, т. е. выполняет все операции, начиная от разметки и изготовления деталей и кончая сборкой и испытанием готовой модели. При этом не обязательно, чтобы дети делали одинаковые модели.
      Поясним примером. Допустим, решено делать модели автомобилей из картона. Один школьник может делать грузовой автомобиль, другой — такой же автомобиль, но^ с закрытым кузовом, третий — автоцистерну и т. д.
      Над более сложными моделями дети могут работатн вдвоем и даже втроем. Не следует забывать, что каждому школьнику хочется видеть законченный результат своей работы, поэтому надо дать возможность каждому или построить модель целиком, или выполнить какой-то узел более сложной модели.
      Перечень объектов моделирования, приведенный в любых программах и тематиках для технических кружков и даже в программах по трудовому обучению, всегда следует рассматривать как примерный. Руководитель, учитывая поставленные им учебно-воспитательные задачи, запросы и интересы детей, а в ряде случаев и потребности октябрятской звездочки или пионерского отряда, выбирает для изготовления на внеклассных занятиях такие модели, приборы или игрушки, которые отвечают этим условиям и детским возможностям.
      Следует стремиться к тому, чтобы все модели и другие самоделки, выполненные на внеклассных занятиях, находили практическое применение в играх детей, на уроках в качестве наглядных пособий. Особенно желательно изготовление комплексов моделей, объединенных общими темами: наличие таких комплексов открывает широкое поле для коллективных игр и делает более перспективными внеклассные занятия по моделированию.
      Допустим, дети сделали несколько различных моделей автомобилей (причем в каком-то едином для всех масштабе). Эти автомобили надо где-то хранить, значит, нужно построить для них миниатюрный гараж. Затем автомобили нужно заправлять горючим, возникает необходимость сделать бензоколонки. Тут же возникает необходимость в модели бензовоза: горючее надо доставлять. Так у детей появится игрушечный автопарк, сделанный собственными руками.
      Вполне возможно, что рядом с автопарком возникает поселок из самодельных картонных домиков (опять-таки несколько отличающихся один от другого). По улицам этого поселка будут двигаться автомобили, а чтобы упорядочить это движение, надо сделать и поставить светофоры.
      Дальнейшим развитием этой игры (или новой, самостоятельной темой для работы над комплексом моделей) может стать изготовление моделей подъемных кранов, транспортеров и других строительных машин, а затем постройка из картонных или деревянных кубиков и прямоугольников блоков многоэтажных домов. Автотранспорт, сделанный ребятами, обеспечит перевозку этих блоков и других строительных материалов.
      Опыт работы технических кружков позволяет сделать ряд выводов о том, какое влияние на развитие личности школьника оказывают правильно организованные занятия по моделированию.
      Во-первых, работа над моделями способствует развитию точности восприятия, наблюдательности. Для выполнения ее требуется не просто наличие в голове ребенка общего представления о том, что надо изготовить. Ему надо иметь представление о форме и размерах каждой части модели, о ее расположении и соединении с другими частями и т. д. Чтобы все это знать, он должен внимательно наблюдать объект моделирования в натуре или его изображение и нужное запомнить, чтобы успешно выполнить работу. Если нет возможности наблюдать объект в натуре, можно использовать картины, фотоснимки.
      Во-вторых, изготовление модели вызывает активное мышление школьника. При моделировании он обязательно встретится с необходимостью решить ряд практических и мыслительных задач, связанных с выбором наиболее подходящего материала, способов изготовления и соединения деталей, приданием модели возможно большего внешнего сходства с прототипом, упрочения конструкций и т. п. Это требует умения применять приобретенный ранее опыт в новых условиях, требует сообразительности, смекалки.
      В-третьих, успешное решение практических и мыслительных задач не может не вызвать у детей чувство радости и удовлетворения. Первые успехи в техническом труде, отмеченные руководителем и другими взрослыми людьми (понятно, без чрезмерного захваливания!), стимулируют детей, положительно сказываются на их отношении к занятиям и к техническому труду вообще. Следовательно, моделирование способствует воспитанию трудолюбия.
      В-четвертых, работа по чертежам, эскизам, техническим рисункам, самостоятельное решение практических задач, связанных с проектированием (в данном случае условным) и изготовлением модели, немыслимы без развитого воображения. В то же время напряженные поиски решения возникших в процессе работы или поставленных руководителем задач способствуют развитию технического мышления. А это составляет одну из важнейших задач всей внеклассной и внешкольной работы по технике.
      Наконец, в-пятых, самостоятельное решение мыслительных и практических задач при моделировании требует от школьника волевых усилий, упорства, настойчивости в достижении поставленной цели. Организуя добровольную и самодеятельную работу детей, направляя ее и помогая ребятам своими знаниями и опытом, руководитель следит за правильным владением инструментом, точностью и аккуратно-, стью в работе, тщательной отделкой деталей, экономным расходованием материалов, повседневно прививает навыки культуры труда.
      Таким образом, правильно организованные занятия по техническому моделированию имеют большое значение не только для трудового обучения, но и для нравственного воспитания школьников.
      Первые ростки технического мышления проявляются у детей даже в дошкольном возрасте. Допустим, ребенок мастерит игрушку кораблик. Он подбирает подходящую дощечку или коробку, водружает на ней мачту — палочку, укрепляет парус — клочок бумаги; ребенок проявляет при этом немало выдумки и старания. Он пускает игрушечный кораблик сначала в тазу или в ванне, затем пускает в лужу или ручеек. Повинуясь законам природы, кораблик плывет по воде, ветер надувает его паруса. Ребенок следит за движением кораблика и учится на игрушке управлять движениями самоделки, отмечать зависимость их от направления течения воды, направления и силы ветра. Это — первый, пусть самый робкий шаг к практическому овладению техникой.
      Поощрить интерес детей к технике, поддержать их усилия и найти им целесообразный выход — эту серьезную воспитательную задачу решают коллективные внеклассные занятия по техническому моделированию.
      Можно проделать несколько опытов. Опишем один из них.
      Руководитель предлагает детям вылепить из пластилина макеты самолетов, причем сделать это по памяти, без образцов. Самолеты видели все дети, поэтому задание для них нетрудно.
      Что покажут готовые самоделки? Можно с уверенностью сказать, что все макеты воспроизведут основные части настоящего самолета: фюзеляж, крыло, воздушный винт, место двигателей, хвостовое оперение. Как правило, отдельные части макетов окажутся пропорциональными, а каждая часть будет находиться на строго определенном месте, соответствующем настоящему самолету. Дети понимают, что ни одной части в макете нельзя переместить, иначе конструкция будет нарушена и макет получится искаженным.
      В одних макетах крыло прямое, в других — скошенное, и всем ясно, что последние макеты изображают не самолеты вообще, а самолеты современные, реактивные. Это лишний раз показывает, что у детей младшего школьного возраста уже сложились представления о том, как устроен самолет, из каких частей он состоит, как эти части взаимодействуют, какова относительная величина этих частей, каково расположение каждой части по отношению к главной.
      Игрушки — модели автомобилей, сделанные детьми семивосьми лет из бумаги, щепочек, пластилина, также будут иметь основные части, характерные для машины: колеса, кабину шофера, кузов, место двигателя. Следовательно, дети понимают назначение автомобиля в целом и соответственно с этим придают надлежащую форму частям игрушки: они правильно выделяют рабочее место водителя, отмечают, что в зависимости от назначения машина передвигается то на четырех, то на шести колесах одинакового диаметра.
      Эти и ряд других наблюдений и опытов свидетельствуют о том, что дети стремятся воспроизвести те устройства, которые произвели на них большее впечатление. Конечно, дети семивосьми лет удовлетворяются только внешним подобием образцу. Примерно с девятилетнего возраста они перестают ограничиваться имитациями и стремятся строить модели с действующими деталями. Неважно, что модели приводятся в движение руками. Важно, что дети делают, например, модели автомобилей с вращающимися на осях колесами: они действуют, перекатываются с места на место, и даже способны перевозить какие-то грузы.
      Руководитель должен поощрять стремление детей сделать модели более действующими, тщательнее обрабатывать детали и целое, вносить новые подробности, как-то совершенствовать конструкции (разумеется, в рамках технической грамотности). Уже на начальном этапе он может ставить перед школьниками посильные технические задачи, например: как сделать, чтобы колеса на оси вращались свободнее, как уменьшить трение. Несомненно, дети предложат несколько решений. Возможно, не все они будут осуществимы и приемлемы, но важно иное: дать «пищу» для размышлений, пробудить техническую мысль.
      Нельзя упускать возможность познакомить детей с правильной технической терминологией, постепенно расширяя круг понятий. Например, в связи с приведенной выше задачей можно познакомить их с понятиями «трение», «скольжение», «качение», популярно пояснить сущность того или иного термина.
      Современные дети получают обширнейшую техническую информацию, намного опережающую школьные программы. Источниками ее служат механические игрушки (заводные, электрические), собственные наблюдения в окружающей жизни, рассказы взрослых, кино, телевидение, газеты, журналы, книги. И независимо от воли руководителя внеклассных занятий перед ним возникает необходимость внести известную систему в тот комплекс сведений, подчас отрывочных и неполных, которыми располагают дети. Опережение школьной программы неизбежно и необходимо, однако отнюдь не следует стремиться к сообщению детям возможно большего числа технических сведений. Важно не количество, а возможная (т. е. доступная пониманию детей) полнота и точность технических сведений и понятий.
      Школьники, особенно младшего возраста, нередко переоценивают свои силы и возможности, охотно берутся за сложные приборы и модели. Неудачи, неизбежные в этих случаях, быстро расхолаживают их, они могут надолго утратить интерес к техническому труду. Педагогическая задача руководителя — направлять активность детей на решение посильных для них задач, но делать это тактично: «Давайте сначала сделаем модели попроще, а затем уж попробуем решить более сложную задачу». Первые самоделки помогут детям правильнее оценить свои силы и навыки, постепенность в переходе от простых моделей к все более усложняющимся станет им понятной.
      Занятия техническим моделированием призваны способствовать повышению успеваемости школьников. В старших и средних классах возможности в этом отношении особенно велики. Однако и в кружках младших школьников можно и нужно сделать ощутимой связь техники со всеми науками, вырабатывать у детей понимание того, что без глубоких и прочных знаний основ наук невозможно овладеть сложной современной техникой.
      Техническое моделирование, как и трудовое обучение в целом, должно прививать школьникам интерес и любовь к научно-популярной книге, умение пользоваться справочниками, энциклопедическими словарями.
      Дети нередко увлекаются коллекционированием марок, открыток и т. п. Это — не бесполезное увлечение, если только оно не сводится к простому собирательству, а ведется в определенной системе по темам, наиболее интересующим тех или иных юных коллекционеров. Тогда коллекционирование активно способствует расширению кругозора школьников, обогащению их новыми знаниями, побуждает их искать и находить эти знания. Следует рекомендовать детям, интересующимся техникой, собирать почтовые марки, открытки, спичечные этикетки с изображениями различных машин: самолетов, автомобилей и др.
      Подобные коллекции, надлежащим образом систематизированные и оформленные, служат хорошими наглядными пособиями, которые знакомят детей с историей техники, с новыми машинами (с их внешним видом), и могут подсказывать не только темы моделирования, но и то, как оформить внешне ту или иную модель.
      Руководителю следует даже провести консультацию о том, как правильно оформить коллекцию иллюстраций (т. е. марок, открыток и т. п.) по определенной тематике, как сделать для нее альбом. Если среди ребят, занимающихся моделированием, окажется много коллекционеров, можно посвятить одно или несколько занятий изготовлению альбомов. Эта работа будет для детей нетрудной, поскольку самоделками из бумаги и картона они занимаются с первых школьных уроков трудового обучения.
      Язык техники — чертеж, овладение им является, безусловно, обязательным элементом политехнического обучения. Дети знакомятся с этим на уроках труда, рисования, математики. Занятия техническим моделированием должны послужить для детей подтверждением практической необходимости овладения этим языком.
      Руководителю занятий по техническому моделированию надо знать, что уже умеют делать его питомцы. Например, первоклассники на уроках трудового обучения изготовляют самоделки по готовым чертежам, имея перед собой образец или яркое изображение объекта труда. Они применяют также раз-метку по шаблонам или по линейке и угольнику.
      Учащиеся второго класса переходят к работе по готовому чертежу и словесному описанию без натурального изображения и образца. Угольник и линейка дополняются циркулем. Дети вычерчивают окружности, делят их на равные части; соображают, как соединять детали прямоугольной и круглой формы, как разметить их по чертежу.
      Наконец, третьеклассники уже могут самостоятельно выполнять несложные чертежи по заданным размерам и техническим условиям или на основе обмера образцов, а в дальнейшем — и по собственному замыслу.
      Графические работы на внеклассных занятиях по техническому моделированию следует вести примерно в том же объеме, иногда несколько опережая уроки. Так, первоклассники могут столкнуться с необходимостью вычерчивать окружности, например колеса для автомобилей. Следовательно, руководителю придется научить их пользоваться циркулем, хотя на уроках труда они этого не делали.
      Таким путем внеклассные занятия моделированием в сочетании с уроками трудового обучения и математики обеспечат развитие у детей пространственных представлений, умение мысленно переходить от условных плоскостных изображений на чертеже к восстановлению объемных форм самоделок и, наоборот, изображать на чертеже или эскизе в условных формах объемные предметы, которые им предстоит изготовлять. При этом с первых же занятий кружка дети должны усвоить, что основной единицей линейного измерения в технике является миллиметр (указание размеров в сантиметрах применяется в строительном и швейном деле). Поэтому на чертежах машин и их моделей все размеры принято указывать только в миллиметрах (например, длина автомобиля ГАЗ-69 — 3850 лл, а не 3 м 85 см). Следовательно, на занятиях по техническому моделированию необходимо пользоваться линейками и угольниками с миллиметровыми делениями.
     
     
      МЕТОДИКА ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ
      ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ
     
      Техника — дело конкретное, практическое, ограничиться словесным изучением ее просто невозможно. Именно поэтому на практические работы в плане внеклассных занятий по техническому моделированию следует отвести до 80 — 90 процентов времени. Умелое сочетание практической работы с необходимыми познавательными сведениями — основная методическая задача, которую предстоит решать руководителю в своей практической деятельности.
      В то же время внеклассные занятия не могут служить простым продолжением или дополнением уроков трудового обучения, когда в процессе занятий детей заставляют доделывать то, что они не успели сделать на уроках по программе. Основу занятий составляют добровольность, инициатива и самодеятельность детей, умело направляемые руководителем по правильному руслу.
      Говоря о добровольности во внеклассной работе, мы имеем в виду не только самый факт участия в ней, но и определение тематики практических работ. Намечая план работ, руководитель непременно советуется с детьми, предлагает ряд тем на выбор, дети обсуждают их, вносят свои предложения. Приходя в кружок или на иные внеклассные занятия, учитель становится в несколько иные взаимоотношения с учащимися, чем в классе. Там он прежде всего учит, дает какую-то сумму знаний, которую ученики обязаны усвоить, целиком доверяя знаниям и авторитету учителя, независимо от степени своего интереса к предмету. А в кружке учитель организует добровольную и самодеятельную работу, направляя ее, но не сковывая инициативы и даже не вмешиваясь в мелочи.
      Необходимо еще раз подчеркнуть, что внеклассные занятия — это процесс не столько обучения, сколько воспитания. Навыки и умения, нужные при работе над моделями, дети уже имеют: ведь все они проходят трудовое обучение. Главное — научить детей видеть в технических устройствах их конструктивную сторону, уметь выбрать подходящий материал для самодельных деталей или подходящие готовые детали, правильно определить их место, понимать назначение и взаимодействие деталей, решать иные технические задачи. Значительное преимущество внеклассной работы, по сравнению с обучением по обязательной программе, выражается в том, что она нисколько не лимитируется временем (если не считать естественного стремления детей как можно скорее увидеть готовые изделия; нередко это приводит к снижению качества, поэтому руководителю приходится как-то сдерживать слишкрм нетерпеливых юных конструкторов).
      Предположим, что руководитель предполагал посвятить работе над моделями автомобилей 10 часов. Но эта работа заинтересовала детей, они хотят продолжить ее, сделать новые модели автомобилей. Препятствовать им не нужно: возникновение более или менее устойчивого интереса к каким-то определенным отраслям техники можно только приветствовать!
      Каждое занятие руководитель начинает беседой, предельно краткой, обычно занимающей 10 — 12 минут. Причем это должны быть беседы со взаимными вопросами и ответами, с мобилизацией и систематизацией знаний самих школьников, а не лекции. При этом предполагается, что руководитель хорошо знаком с учебными программами, учениками, с которыми он работает, и, следовательно, постоянно опирается на знания, навыки и умения, полученные детьми на уроках. Каждое занятие хорошо заканчивать также беседой — сжатым подведением итогов.
      Наконец, в процессе практической работы нередко возникает необходимость на что-то указать, что-то пояснить. В таких случаях руководитель приостанавливает работу и дает необходимые указания или задает вопросы, выяснение которых необходимо именно в данный момент.
      Беседа является основной формой сообщения познавательных сведений, поскольку дети, как правило, знакомы с теми объектами, которые они будут моделировать. Метод беседы позволяет руководителю уточнить, что именно знают школьники, насколько подробны и правильны эти знания, а затем с помощью вопросов подвести детей к определенным формулировкам, выводам и обобщениям.
      Затем руководитель переходит к показу и объяснению новых для детей приемов работы, одновременно выясняя, насколько прочно они владеют приемами, усвоенными на уроках трудового обучения. Для этого руководитель может предложить нескольким ученикам показать и объяснить, как они будут выполнять ту или иную работу, например разметку деталей по шаблонам, вырезывание их из картона, сгибание и т. д. После нескольких занятий, когда дети втянутся в работу и приобретут известный опыт, руководитель может предложить им подумать самим над тем, как упростить ту или иную операцию, как сделать какие-то рабочие приспособления. Например, картонное колесо для модели можно вырезать ножницами, но это долго и к тому же оно может получиться не очень красивым. А можно сделать пробойник из отрезка трубы соответствующего диаметра и с его помощью сразу вырубать из картона целую пачку — шесть — восемь колес.
      Переходя к разметке деталей по линейке и угольнику, руководителю следует обратить внимание на умение детей правильно отсчитывать деления. Многолетний опыт убеждает, что даже ученики среднего возраста неправильно пользуются линейкой, начиная отсчет не с нулевого деления, а с деления, отмеченного цифрой 1: в результате деталь оказывается короче на 10 мм. В этом нет ничего удивительного, поскольку ученики привыкли считать, что нуль ничего не означает, следовательно, на него незачем обращать внимание.
      Занимаясь моделированием с учениками начальных классов, руководитель неизбежно встречается с трудностями практического характера. Дети сравнительно легко понимают содержание работы, разбираются в чертежах и рисунках, но не у всех получается точное измерение и разметка. И дело тут не столько в отсутствии навыков, сколько в том, что дети еще не могут проявить усилие воли напряжение, которые требуются при точном измерении и разметке. Школьнику нужно построить на кусочке картона правильный прямоугольник. Он понял, что для проведения противоположной стороны прямоугольника можно воспользоваться двумя точками. Но ему не хочется долго возиться с измерением, и он эту сторону проводит через одну точку приблизительно, стараясь сделать ее параллельной первой, что, понятно, ему никогда не удается.
      У детей в этом возрасте нет еще умения длительное время удерживать внимание на каком-либо одном деле или предмете. Поэтому руководителю внеклассных занятий следует по возможности постоянно чередовать виды труда и, главное, выбирать, особенно на первых порах, нетрудоемкие самоделки. Причем тут же, как только они будут готовы, организовать игру или соревнования с этими самоделками.
      Руководитель должен помнить, что успешная самостоятельная работа возможна только в том случае, если дети помнят нужные приемы работы. В этом ему нужно убедиться в начале каждого занятия. Если окажется, что кто-то эти приемы забыл или выполняет не совсем правильно, можно предложить одному из школьников показать, как надо работать. Таким образом руководитель будет мало-помалу подготавливать актив, будущих пионеров-инструкторов.
      Даже первые занятия по моделированию можно использовать для развития технического мышления и творческого воображения детей.
      Предположим, дети изготовляют модели грузовых автомобилей. Они заготовили колеса и оси, приклеили кузова к основаниям. Возникает вопрос, где укрепить оси. Руководитель может точно указать места крепления осей, но может сделать и по-иному: предложить подумать самим ученикам, где следует укрепить оси.
      В первом случае нет задачи поиска: детям остается только отмерить указанное руководителем расстояние. А во втором случае им приходится подумать, мысленно представить модель при том или ином положении осей, обратиться к опыту (все видели настоящие автомобили и знают, где установлены на них колеса). Задачу можно усложнить, предложив самим придумать способ крепления осей к основанию (раме). Все это вызывает активную мыслительную деятельность детей во время работы.
      У учеников первых и вторых классов интерес вызывает и точное копирование самоделки, образец которой им показал руководитель. Сам факт изготовления какого-то предмета своими руками радует школьника.
      Однако если через некоторое время провести с детьми точно такую же работу, то отношение их к заданию будет иным. Повторение без изменений не вызовет такого интереса. Зато внесение в уже известную задачу чего-то нового опять вызовет интерес детей, потому что здесь есть над чем самостоятельно подумать. Предположим, все сделали модели грузовых автомобилей. Теперь руководитель предлагает видоизменить их, вместо обычных кузовов установить цистерны, фургоны, сделанные из бумаги или картона, как-то раскрасить их, нанести по своему соображению надписи («Хлеб», «Молоко» ит. п.).
      Наличие в задании таких вопросов, над которыми школьнику приходится думать, вызывает у него положительное отношение к заданию. То, до чего ребенок додумался сам, всегда вызывает у него чувство радости и стремление сделать еще что-то интересное.
      Каждое занятие заканчивается осмотром и оценкой сделанного, причем не обязательно, чтобы оценку давал только руководитель. Напротив, он может спросить у детей, какие из сделанных моделей, по их мнению, лучше других.
      Задача руководителя — поощрять малышей, отмечать проявленные ими старания, а если они делают ошибки — поправлять, делая это мягко, осторожно, не обижая детей. Предположим, кто-то из школьников сделал модель плохо. Категоричную оценку давать не следует. Лучше сказать, что сегодня он слишком спешил, поэтому работа получилась не такой аккуратной. «В следующий раз не торопись, постарайся сделать все как можно точнее, и у тебя получится отличная модель».
      Естественно, что сравнивать можно только то, что сделано детьми одного возраста. Именно из этих соображений выставки работ учащихся начальных классов всегда следует устраивать отдельно от работ учащихся средних и старших классов, в другом помещении и лучше вообще в другое время. Иначе сложные, подчас весьма эффектные модели и приборы, сделанные старшими школьниками, привлекут внимание посетителей выставки, отодвинув на второй план самоделки малышей.
      Планируя занятия по техническому моделированию, руководителю следует в большей йли меньшей степени увязывать их с уроками трудового обучения, опираться на навыки, полученные детьми на этих уроках. Более того, на многих уроках (например, по разделу «Работа с бумагой и картоном») дети могут делать заготовки деталей для моделей (прямоугольники для оснований и корпусов, кружочки для колес и т. п. ). Задача решается просто, если внеклассные занятия ведет сам учитель. В других случаях руководителю следует договориться с учителем о включении в план уроков труда изготовление деталей, нужных для намеченных в кружке моделей.
      Намечая план внеклассных занятий по моделированию, руководитель должен прежде всего решить основной вопрос, какие конкретно модели будут изготовлять дети и где их потом использовать.
      При выборе объектов моделирования следует считаться с интересами и запросами детей и, разумеется, умело направлять их в нужное с педагогической точки зрения русло. Основные же требования к объектам моделирования таковы:
      1. По технологии изготовления модели должны соответствовать возрасту и практической подготовке детей.
      2. Модели должны представлять интерес с точки зрения политехнического обучения.
      3. Модели по возможности должны отражать специфику промышленного или сельскохозяйственного производства, характерного для данного района, города, и, кроме того, носить общественно полезный характер.
      4. Модели должны соответствовать материальной базе школы.
      Разумеется, полностью эти требования осуществимы лишь в работе с учащимися средних и старших классов, но ориентиром они могут служить и для тех, кто работает с учащимися начальных классов. При этом следует учитывать известную относительность такого понятия, как общественно полезный характер. Совершенно очевидно, что модели, сделанные детьми, не будут отличаться высокой надежностью и отличным качеством, и это ограничивает возможность их практического применения. Однако их можно использовать и в коллективных играх октябрят, особенно в группах продленного дня, и на уроках в качестве наглядных пособий. Наконец, часть моделей-игрушек школьники могут подарить детскому саду.
      Точно так же посильно и требование отражения в моделях производственного окружения школы. Например, даже первоклассники сельской школы могут собрать из деталей конструктора с добавлением картонных или бумажных деталей самые упрощенные модели сельскохозяйственных машин и орудий. В городских школах, где рядом много строительных площадок, учащиеся после очередной экскурсии могут собрать из тех же деталей модели подъемных кранов, транспортеров и других строительных машин.
      Помимо тематики моделирования, руководителю кружка следует отразить в плане следующие вопросы: какие познавательные сведения сообщить детям перед началом работы над моделями и в ходе ее; какие технические и технологические задачи поставить на занятиях: что рекомендовать детям для домашнего чтения (имеются в виду популярные книги и журнальные статьи по вопросам техники); что показать детям на занятиях (готовые модели, рисунки, фотографии и др.) и на экскурсиях; какие наблюдения дети должны провести самостоятельно.
      Мы уже указывали, что моделирование не самоцель, а средство ознакомления детей с настоящей техникой, вооружения их политехническими навыками и умениями. А для более полного наглядного ознакомления с техникой нельзя ограничиться только изображениями (рисунками, фотографиями) настоящих машин или готовых моделей; нужны экскурсии на производственные объекты.
      Экскурсии учащихся начальных классов на промышленные и сельскохозяйственные объекты существенно отличаются от тех, которые проводятся в связи с изучением курса физики и химии, а также с целью профориентации учащихся средних и старших классов.
      Старшеклассники в ходе экскурсий знакомятся с научными принципами современного производства, с различными применениями изучаемых в школе физических и других закономерностей и явлений в технике, с устройством и действием различных машин и технических установок, со сложными технологическими процессами, с ведущими профессиями.
      Школьникам младшего возраста важно увидеть то, что доступно их пониманию, непосредственному наблюдению. «Современные ребята окружены техникой, — писала Н. К. Крупская, — на колхозных полях работают машины, их чинят, работает кузница, проходит мимо железная дорога, едут автомобили, летят аэропланы, звонят телефоны, говорит радио, приходят телеграммы. Все это будит у ребят интерес к технике, и надо этот интерес поддерживать, объясняя им устройство машин, осмысливая то, что ребята видят, что наблюдают» Ч
      Предпочтение следует отдавать наиболее простым объектам. Что получится, если повести детей на большой завод со сложной современной техникой? Дети увидят сотни непонятных машин и установок, т. е. получат зрительную информацию в таком объеме, который не смогут ни понять, ни запомнить, ни тем более усвоить. А в небольшой механической мастерской (например, в учебном цехе) они увидят, как обрабатывают древесину и металл вручную или на сравнительно несложных станках, возможно, познакомятся с точечной сваркой. Будет вполне достаточно, если дети поймут, что машины и механизмы облегчают труд людей, делают его более производительным. Не менее важно, чтобы экскурсия в какой-то степени раскрыла перед школьниками новое, социалистическое отношение советских людей с труду как к творчеству. Труд в Советской стране — это труд на общую пользу, стремление сделать лучше и больше. К такому выводу должны прийти дети.
      На подобных экскурсиях нет необходимости раскрывать младшим школьникам во всех подробностях технологические процессы или обстоятельно разбирать устройство отдельных машин. Будет вполне достаточно, если дети поймут разницу между ручным трудом и трудом, основанным на широком применении электрической энергии, автоматических устройств; трудом, требующим не столько физических усилий, сколько обширных знаний, прежде всего тех наук, которые они изучают и будут изучать в школе.
      Подобное сравнение осуществить нетрудно, если показать детям, например, сначала строительство небольшого жилого дома, а затем строительство нового поселка с многоэтажными домами, собираемыми из готовых блоков — гигантских «кубиков» с помощью подъемных кранов и других машин.
      Но какие бы умные машины ни посмотрели ребята, руководителю следует разъяснить, что никакая машина не может совершенно заменить людей. Самая сложная, разумная, вседе-лающая машина мертва без человека. Придумал ее человек, сделал ее человек, управляет ею человек. В руках умелого мастера машина даст не только то, на что она была рассчитана, но и значительно больше. От человека зависит увеличение срока ее службы без ремонта, сокращение расхода топлива, электроэнергии... В умелых и любящих руках машина может стать совершеннее, чем была раньше.
      Все увиденное на экскурсиях дополняет уроки трудового обучения и внеклассные занятия, оно должно способствовать выработке у детей отчетливого понимания того, что самым основным, самым главным в человеческой жизни является труд. Без труда не было бы ни простых ручек, которыми пишут дети на уроках, ни тетрадей и учебников, ни автомобилей, ни космических кораблей... Как маленькие ручейки, сливаясь, образуют широкую, полноводную реку, так и труд людей, соединяясь, составляет великую силу, способную преодолеть любые трудности и построить коммунистическое общество.
      Экскурсии могут подсказать и темы для моделирования. Например, после экскурсии на стройку можно предложить детям изготовить модели подъемных кранов и автомобилей (с использованием деталей металлического конструктора), а затем заняться строительством жилого поселка, используя для этого и картон, и строительный конструктор (один из таких конструкторов, состоящих из картонных деталей 34 типов, описан в журнале «Семья и школа» № 8 за 1969 год). Разумеется, самим детям сделать такой конструктор трудно; лучше попросить учителя труда в средних классах включить тему «Изготовление набора строительных деталей из картона» в практические занятия в своих классах.
      Одним из возможных и, главное, весьма распространенных объектов экскурсии служит деревообделочный комбинат.
      Перед экскурсией руководитель проводит беседу о том, какую пользу приносит лес человеку, как используется лес в жизни, в промышленности. Рассказ полезно дополнить учебной кинокартиной «Откуда лес пришел». В ней показаны большие массивы хвойного леса; лесорубы, которые валят деревья и очищают их от сучьев; деревообделочный завод, где из древесины делают строительные материалы: двери, оконные рамы, 22
      доски для пола и потолка, а также различные предметы обихода: столы, стулья, парты, шкафы и др.
      До выхода на экскурсию необходимо познакомить детей и с правилами поведения на предприятии.
      На комбинате детям сначала показывают, где и как выгружают лес из вагонов, потом — как доставляют его на лесной склад, со склада к пилораме, где распиливают бревна на доски и брусья.
      Затем дети направляются в столярный цех, знакомятся с тем, как расставлены станки и верстаки, куда складывают поступившие в цех пиломатериалы (доски, брусья, тес, фанеру и пр.), где хранятся рабочий инструмент и изготовляемые вещи. После этого детям показывают инструменты, станки и приспособления, применяемые при обработке древесины, и предлагают понаблюдать за работой столяров.
      Можно показать школьникам, как делают из брусков и фанеры мебель (предметы, наиболее им близкие), как работают станки (токарный и сверлильный), как шлифуют и окрашивают готовые изделия.
      В заключение детей следует познакомить с членами бригад коммунистического труда, обратить их внимание на высокое качество изделий, выполненных лучшими рабочими. Хорошо, если школьники понаблюдают, как быстро, точно, слаженно и аккуратно они работают, в каком порядке содержат свои инструменты. Желательно, чтобы ребята имели возможность побеседовать с передовиками производства (например, во время перерыва), задать интересующие их вопросы, рассказать, как они учатся, как занимаются моделированием.
      При выходе с предприятия руководитель обращает внимание детей на Доску почета, объясняет ее назначение. Ребята увидят на ней портреты тех рабочих, с которыми они только что познакомились в цехе.
      Итоги экскурсии руководитель вместе с ребятами подводит на ближайшем занятии в форме беседы по таким примерно вопросам: где мы были на экскурсии? Как разгружают лес из вагонов? Что делают рабочие в столярном цехе? Какие инструменты нужны для работы столяру? Какие материалы используют столяры? Что в комнате (где проходят занятия) сделано руками столяров? Что у вас дома сделано из древесины? Что можно сделать из древесины на наших занятиях?
      Сведения, полученные детьми на экскурсии,- вполне возможно использовать и на уроках. Например, на уроке грамматики дети могут написать названия столярных инструментов; на уроке арифметики подсчитать, сколько досок нужно для пола своего класса, на три стола, на двадцать парт и т. д.; на уроке рисования сделать зарисовки окон, дверей и шкафа своего класса. А на занятиях по моделированию дети могут сделать модели циркулярной пилы (используя детали конструктора, картонный диск с зубчиками и даже микроэлектродвигатель), подъемного крана, разгружающего вагоны с бревнами, и т. и.
      Непосредственные наблюдения приучают детей самим делать заключения и выводы; способствуют более прочному усвоению того, что они слышали на уроках и внеклассных занятиях или читали в учебниках и книгах; подводят школьников к пониманию того, что любая работа становится интересной, дает удовлетворение человеку, если только он выполняет ее умело, любовно, если он сознает необходимость и важность этой работы для блага народа.
     
     
      ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ,
      НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ
     
      На занятиях по техническому моделированию используются примерно те же инструменты и материалы, что и на уроках трудового обучения (по разделам «Работа с бумагой и картоном» и «Работа с разными материалами»). Обеспечение этих занятий решается просто,, если в школе имеется оборудованный кабинет труда для начальных классов, а занятия ведет учитель. Однако если специального кабинета нет, то занятия можно проводить в любой классной комнате, предпочтительнее с обычными столами (парты с наклонными крышками менее удобны). Для материалов поделок и вообще для имущества кружка (условно называем так группу детей, занимающихся моделированием) необходим отдельный шкаф.
      Для каждого занимающегося нужно иметь ножницы, нож, линейку с делениями, угольник и циркуль. Это — для начала. В дальнейшем понадобятся плоскогубцы, круглогубцы (для работы с проволокой), шилья, буравчики — по нескольку на весь коллектив.
      Необходимо иметь несколько баночек для клея и соответствующее количество кисточек, чтобы не возникали очереди за кисточками и местом у клеянки. Для картонажных работ пригоден любой клей или клейстер. Правда, силикатный конторский клей применим не всегда: во-первых, он обесцвечивает окрашенную бумагу в местах склейки; во-вторых, оставляет на белой бумаге грязные, желтоватые пятна; при неаккуратном использовании он очень плохо очищается от одежды и столов. При равных возможностях предпочтительнее использовать любой клей, кроме силикатного. В настоящей книге даны рецепты приготовления мучного клейстера и казеинового клея (см. стр. 143 — 145). Для склеивания картона хорош столярный клей, но его нужно подогревать, а это не всегда возможно.
      Клеить нужно на бумажных или фанерных подкладках, которые необходимо иметь в инвентаре кружка.
      Самый ходовой материал для начального моделирования — плотная бумага и картон. Иногда, особенно в сельских местностях, могут возникнуть затруднения с картоном. В этом случае полезно использовать сбор бумажной макулатуры, из которой можно изъять переплеты книг, папки, обложки «Дело» и др.
      В крайнем случае картон можно изготовить своими силами, из старых газет (см. стр. 142 — 143).
      Для моделей, изготовляемых учениками вторых и особенно третьих классов, потребуются деревянные заготовки: рейки, бруски, планки, дощечки, кружки, причем определенных (в зависимости от намеченных моделей) размеров и полностью обработанные. Заготовка их может быть организована в учебных мастерских. Руководителю кружка следует договориться с учителями труда об их изготовлении на занятиях в мастерских силами учащихся средних классов.
      Комплекты шаблонов деталей моделей не рекомендуется делать из картона: они быстро изнашиваются. Лучше затратить немного больше времени и труда, но обеспечить занятия по техническому моделированию долговечными шаблонами из фанеры, листового металла (дюралюминия), оргстекла и т. п. Шаблоны могут изготовить старшеклассники на занятиях в учебных мастерских, об этом опять-таки следует договориться с соответствующими преподавателями.
      Обеспечить занятия по моделированию такими материалами и заготовками, как проволока (для осей и крючков), кусочки жести, тонкой листовой меди, катушки от ниток, нетрудно. Они найдутся у многих детей дома. О получении катушек можно договориться и с ближайшей швейной мастерской.
      Для приведения в действие некоторых моделей (например, автомобилей, тракторов) потребуется резиновый шнур или лента без цветной оплетки (ее часто применяют авиамоделисты и судомоделисты). Такую резину можно приобрести с помощью спортивно-технических клубов ДОСААФ или купить готовые наборы для постройки летающих моделей, так называемые «Авиамодельные посылки», в которые входят резина, казеиновый клей, сосновые рейки, липовые бруски — все это пригодится для моделирования. Лучшие наборы № 14 и 15. Они продаются в магазинах «Юный техник» или таких же отделах универмагов «Детский мир», иногда в магазинах «Учебные пособия».
      С первых же занятий потребуются наборы металлических деталей типа «Маленького конструктора» и «Конструктора-механика» (№ 1, 2, 3, 4, которые различаются количеством деталей). Наборы «Конструктора-механика» хорошо иметь один на двух человек; остальные — по одному на каждые три-четыре человека.
      Существуют и наборы деталей другого характера, например «Конструктор-строитель», «Автоконструктор», «Электроконструктор» и т. д. Первый из названных наборов позволяет собирать макеты домов, второй — модели автомобилей, третий набор используется для электрификации построенных моделей. Преимущество конструкторов состоит в том, что входящие в них детали дети могут использовать многократно, собирая и через некоторое время разбирая модели для того, чтобы из этих же деталей собрать новые. Следовательно, при бережном и аккуратном обращении с наборами (главное — не растерять детали!) они будут служить достаточно долго. К каждому набору прилагается альбом рисунков моделей, которые можно построить из входящих в него деталей. Рисунки снабжены пояснениями, рассчитанными на самостоятельную работу детей. Наличие таких наборов намного облегчит работу кружка.
      При планировании работы кружка во всех случаях следует рассчитывать только на те материалы и детали, которые можно приобрести или получить (например, от шефов) у себя на месте или, в крайнем случае, с помощью областных, краевых, республиканских организаций: спортивно-технических клубов ДОСААФ, станций юных техников и т. д.
      Решая вопрос о том, какие именно модели будут строить дети на занятиях кружка, руководитель должен быть твердо уверен в обеспеченности предстоящей работы материалами и деталями. Нельзя начинать работу, не имея всего необходимого, в расчете на то, что недостающие материалы удастся достать позже. Вполне вероятно, что достать их вообще не удастся, модели придется оставить незаконченными, а это расхолодит детей, значительно ослабит их интерес к занятиям.
      Образцы моделей, которые дети будут делать на занятиях, руководитель заранее должен изготовить сам. В этом случае он увереннее будет показывать детям приемы изготовления и сборки деталей, совершенно ясно представит себе весь ход работы. Даже в тех случаях, когда дети будут изготовлять модели по словесному описанию, готовый образец понадобится для того, чтобы после выполнения работы школьники могли сравнить свои самоделки с эталонным изделием руководителя.
     
     
      ЧТО МОЖНО ПОСТРОИТЬ НА ЗАНЯТИЯХ
      ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ МОДЕЛИРОВАНИЮ
     
      Помещенные ниже рисунки и чертежи технических моделей составлены применительно к примерным программам кружков начального моделирования, технического творчества младших школьников и «Умелые руки». Такие программы, разработанные Центральной и рядом областных станций юных техников, имеются, как правило, во всех внешкольных учреждениях, ведущих работу по технике (во многих из них можно не только познакомиться с программой, но и получить ее копию).
      Отдельные модели описаны в нескольких вариантах. Это сделано для того, чтобы руководитель мог выбрать наиболее подходящие объекты для моделирования, учитывая конкретные условия и материальные возможности школы, собственную подготовленность и т. д.
      Напоминаем, что для успешного руководства кружком руководитель должен сам уметь делать модели, быть в известной степени конструктором и технологом, обладать качествами творческого работника.
      Приведенными в книге описаниями отнюдь не исчерпывается возможная тематика внеклассных занятий по техническому моделированию с учащимися начальных классов. Описания новых, несложных моделей систематически появляются на страницах журналов «Начальная школа», «Семья и школа», «Моделист-конструктор», «Для умелых рук» (ежемесячное приложение к журналу «Юный техник»), иногда — в газете «Пионерская правда». Описаний этих бывает не так много, поэтому для руководителя не составит труда брать их на заметку. Лучше всего завести картотеку моделей и других самоделок, занося на карточки (формата каталожной библиотечной карточки или почтовой открытки): название модели; фамилию и инициалы автора; название статьи; источник (наименование журнала, год, номер, страницы); краткую аннотацию, если название статьи недостаточно полно раскрывает ее содержание.
      В отдельной папке следует сохранять чертежи моделей, вырезанные из ненужных номеров журналов, скопированные каким-либо способом из книг, полученные от станции юных техников, а также выполненные самими детьми.
      Весь последующий материал посвящен пояснениям к систематическому плану занятий кружковой работы в начальных классах.
      Материал каждого занятия располагается по следующей схеме:
      1. Тема занятия.
      2. Необходимый материал и инструменты для занятия.
      3. Подготовка к занятию.
      4. Материал для вводной беседы.
      5. Указания к практической работе школьников при изготовлении данной модели.
      6. Вопросы для закрепления полученных знаний, навыков и расширения технического кругозора школьников.

      KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.