НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)


Приключения Мурзилки

большая детективная сказка

Дело No 2
ЗА ЁЛКОЙ

Глава шестая
ЗАМАНИТЬ И СПРЯТАТЬ (2-06)


  mp3 — VBR до 160kbps — 44Hz — Stereo  



MP3

ДАЛЬШЕ

 

В НАЧАЛО

 

 

Глава шестая
ЗАМАНИТЬ И СПРЯТАТЬ


Помирившись, леший и кикимора стали разговаривать как ни в чём не бывало.

— А ты чего из своего дупла вылезла? — поинтересовался леший.

— Ой, старый, не поверишь, соскучилась! Отчего-то проснулась и маюсь всё, маюсь… А ты чего вылез из своей берлоги?

— Тоже, знаешь ли, тоска взяла… праздника вдруг захотелось, порычать, попугать кого-нибудь до смерти… А чего на сосну-то взбиралась? Увидела кого?

Кикимора пристально посмотрела на лешего.

— Ладно, вижу, от тебя не утаишь. Ходят тут двое по нашему болоту, заблудились. Я их ещё оттуда, из дупла, унюхала, оттого и вылезла.

— Видать, я тоже что-то почуял.

— Только вот что, леший. — Кикимора огляделась по сторонам и понизила голос: — Поспешать нам надо с этим делом. Тут, в нашем лесу, Серый бродит со своей стаей. Вконец озверел волчина, кожа да кости. Зубы — что клинки булатные. Его, говорят, там, на севере, охотники потрепали, вот он к нам и подался.

— Это верно, — сказал леший, — торопиться нам надо. Слушай, кикимора, а ты одна за ними, за детишками то есть, сбегать не можешь? Я ведь ходить совсем не могу, радикулит замучил. Пока на весеннем солнышке не отогреюсь, плохой из меня ходок, никакой, можно сказать… Ты меня знаешь, я в долгу не останусь.

— Ладно, не ворчи, разжалобил уже. Здесь будем стоять, они к нам сами придут.

— Это как понимать?

— Сейчас поймёшь. Только уговор: ты мне — шишек из берлоги, я тебе — рябины из дупла.

— Шишка-то небось покрупнее, — заметил леший. — Куда тебе с двумя зубами шишку слопать? Да и эти-то два: нижний слева торчит, а верхний справа!

— Всё, достал ты меня, урод волосатый, ничего не получишь!

— А за урода счас ответишь. — Леший потянулся к кикиморе. — Я тебе и эти два враз расшатаю.

В эту самую минуту по лесу жуткими раскатами пронёсся голодный вой; а ему ответил другой, затем ещё и ещё… Это вожаку вторила волчья стая. Забыв про обиды, леший с кикиморой переглянулись.

— Вот, — прошептала кикимора, — дождались. Ему поди расшатай…



Из-за деревьев вышли десять волков. Все они были как на подбор крупные, но здорово отощавшие.

— Где?! — рявкнул самый сильный волк, вожак стаи по кличке Серый. — Где… мальчишка?! Где… девчонка?!

— Да что ты, Серенький, мы и знать-то ничего не знаем! — ласково закудахтала кикимора, а лешему в сторону тихонько зашептала: — Надо их к южному оврагу отправить, пускай идут отсюда подальше, с ними одна морока…

— Врёшь! Загрызу! — лязгнул зубами Серый.

После этого кикимора вскинула голову и тон переменила:

— Не забывай, пёс, с кем говоришь. В лягуху превращу и вмиг слопаю.

— Глаза сучьями выколю, — добавил от себя леший. — Зубы переломаю.

Глаза у волков погасли, они опустили морды. Стая попятилась назад и задрожала. Даже звери в лесу боятся нечистой силы.

— Ладно, Серенький, беги дальше, — снова переменила тон кикимора. — Только не забывай, у кого в нашем лесу сила и власть.

Волки стояли, притихнув, но с места не двигались.

— Ветер… стих, — гавкнул Серый. — След… потеряли!

— А ты на сосёнку-то заберись, красавец, — посоветовала кикимора. — На са-амую верхотуру слазай. Оттедова хорошо всё видно. Ладно, не серчай, знаю, что не можешь. Бегите, друзья мои, к южному оврагу — авось там найдёте свою добычу.

Серый ей, конечно, не слишком поверил, но делать нечего. Волка ноги кормят, стоять ему нет резона. Стая развернулась и помчалась к южному оврагу.

— Ловко ты это, — проворчал одобрительно леший. — Теперь мешать не будут.

— Они туда и обратно за час обернутся, — сказала кикимора. — А нам за это время детишек подманить надо. Затащим к тебе в берлогу и начнём потеху. Пока их кто-нибудь искать не начал.



ФРАНЦУЗСКАЯ ЗАЩИТА (1. е4 еб) — принадлежит к числу наиболее популярных полуоткрытых дебютов. Ход 1 . . . еб встречается уже у Лусены, в Геттингенской рукописи, у итал. авторов XVI—XVIII вв. Однако в те времена ему не придавали серьезного значения. В 30-х годах XIX в. ход 1 . . . еб охотно применял Лабурдоне; он уделил ему внимание и в своем руководстве (1833). Название дебют получил после партии по переписке между Лондоном и Парижем (1834—36), в которой франц. шахматисты, применив ход 1 . . . еб, добились победы. Однако широкое признание Ф. з. завоевала лишь с конца XIX—нач. XX вв.
В последние десятилетия Ф. з. обогащается новыми идеями, авторами которых выступают главным образом советских гроссмейстеры и мастера.
Ход 1 ... еб позволяет белым получить некоторый пространственный перевес в центре. После
2. (34 с15 пешка е4 оказывается атакованной, и белым приходится определить свои намерения. Они могут продвинуть пешку е4 вперед (3. е5), разменять ее (3. ed) или защитить (3. КсЗ, 3. Kd2,
3. Cd3). Во многих разветвлениях белые получают пешечный центр d4, е5. Это позволяет им активно расположить свои силы, нацелив их на корол. фланг (Cd3, Ф§4). В др. вариантах белые стремятся использовать пешку е5 для полу-
чения позиционного выгод: после размена пешки d4 на пешку с5 они укрепляют на d4 коня. Характерным планом черных является подрыв центра посредством с7—с5 и \7—f6 и контрнаступление на ферз. фланге с использованием вертикали «с». Нередко защите черных способствует ход 17—f5. Основные недостатки Ф. з.— трудности черных с развитием ферз. слона, «упирающегося» в пешку еб, а также стесненная позиция на корол. фланге. Обычно белые добиваются инициативной позиции. Однако у черных, как правило, сохраняются достаточные контр шансы.
ХОД — 1) передвижение фигуры с одного поля на другое, свободное от фигуры; 2) взятие фигуры противника; 3) превращение пешки; 4) рокировка. X. считается сделанным, когда один из противников: 1) переставил свою фигуру с одного поля на другое и отнял от нее руку; 2) при взятии снял с доски фигуру противника и, поставив на ее место свою фигуру, отнял от нее руку; 3) при взятии на проходе снял с доски пешку
противника и, поставив свою пешку на новое место, отнял руку от нее; 4) при рокировке поставил короля на новое место и отнял от него руку; 5) при превращении пешки поставил вместо пешки, достигшей клетки последней горизонтали, какую-либо свою фигуру и от этой новой фигуры отнял руку.
«ХОРОШАЯ ФИГУРА» — см. Ценность фигур.
ц
ЦЕННОСТЬ ФИГУР — значение фигуры в шахмат. борьбе. Ц. ф. может быть абсолютная и относительная, напр. конь примерно равноценен слону или трем пешкам, две ладьи — ферзю, ферзь — трем легким фигурам, ладья — легкой фигуре и двум пешкам. Это абсолютная Ц. ф.
Однако в зависимости от конкретной позиции, возникающей в ходе борьбы, абсолютная Ц. ф. нарушается и уступает место относительной. Так, при замкнутой
пешечной позиции конь сильнее слона, а в открытой позиции, особенно при игре на двух флангах, слон намного оперативнее. Легкая фигура, как правило, сильнее трех пешек в миттельшпиле, в то время как в эндшпиле пешки могут оказаться предпочтительнее. Ферзь сильнее двух ладей в дебюте и середине игры при закрытом характере борьбы, когда ладьям трудно наладить взаимодействие; если же усилия ладей объединены, особенно в
эндшпиле, да еще при наличии проходных пешек,— две ладьи имеют преимущество перед ферзем. Бывает и очень редкое нарушение абсолютной Ц. ф., особенно во время тактических операций. В зависимости от расположения пешек относительная ценность фигур может настолько отличаться от абсолютной, что их называют «хорошая фигура» или «плохая фигура».
ЦЕНТР — центр, поля шахмат. доски: d4, е4, d5, е5. Существует и понятие расширенного Ц.— термина, введенного в теорию А. Нимцовичем в 1913. В расширенный Ц., помимо упомянутых полей, входят смежные с ними, составляющие квадрат сЗ—сб— f6-f3.
А. Нимцович, Р. Рети, А. Алехин и др. успешно показали значение расширенного Ц.на практике. Вместо прямолинейного занятия Ц. пешками нашло признание другое представление о Ц.— обладание Ц. или контроль над ним. В результате теория дебютов обогатилась такими началами, как защиты Нимцовича, Грюнфельда, Алехина, дебют Рети. В этих дебютах белые (черные) позволяют противнику занять Ц. пешками, а затем организуют фигурно-пешечное давление на него, добиваясь ослабления позиции на этом участке.
Значение борьбы за Ц. в шахмат. партии трудно переоценить. Действительно, пешки или фигуры, расположенные в Ц., более активны, они стесняют маневренность сил противника. Другими словами, завоевание полного контроля над Ц.— ключ к развитию успешных операций, или, как метко оценил значение обладания Ц. А. Алехин, «центр — душа шахмат».
Расположение пешек в Ц. оказывает большое влияние на ха-
рактер дальнейшей борьбы. Можно отметить такие пешечные формации в Ц.
Открытый Ц.— центр, поля свободны от пешек. Возникает фигурная игра.
Фиксированный Ц.— в Ц. по одной неподвижной пешке, напр., d4 у белых и d5 у черных. В этом случае борьба часто сводится к захвату фигурами полей, контролируемых этими пешками.
Подвижный Ц.— одна из сторон имеет две пешки (скажем, на d4 и е4 или соответственно на d5 и е5) против одной противника (соответственно на еб, d6 у черных или d3, еЗ у белых). Преимущество стороны, имеющей две пешки в Ц., заключается в возможности в удобный для себя момент продвинуть пешку в зависимости от намеченного плана. Защита другой стороны связана с тем, чтобы добиться продвижения одной из пешек, заблокировать затем пешечную цепь и захватить фигурой ослабленное поле.
Закрытый Ц.— пешечные цепи в Ц. лишены подвижности, борьба переносится на фланги.
Неопределившаяся пешечная структура в Ц.— пешечные цепи не пришли в соприкосновение. Эта пешечная формация в Ц. может перейти в любую из рассмотренных ранее, и в зависимости от этого сложится характер игры.
Помимо этих пешечных формаций, касающихся только «малого Ц.», есть и др., включающие в себя расположение пешек в пределах «расширенного Ц.», напр.: в защите Нимцовича сЗ, с4, d4, еЗ у белых против с5, d5, еб, Ї7 у черных; в сицил. защите с2, е4 и f4 у белых против d6, еб, П у черных; закрытый пешечный Ц., возникающий из некоторых вариантов голл. защиты; подвижный Ц. белых в защите Каро — Канн и т. д.
При составлении плана игры учитываются мотивы, разобранные при рассмотрении формаций «малого Ц.», но, конечно, в каждом отдельном случае вносятся определенные коррективы.
Часто в процессе борьбы возникает и фигурно-пешечный Ц., напр. при захвате пункта в Ц., подкрепленным пешкой конем, на которого противник не может напасть пешкой (белый конь на d5, пешка на е4 или с4, черная пешка на е5).

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru