НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Василий Шукшин

ПОЗОВИ МЕНЯ В ДАЛЬ СВЕТЛУЮ

радиоспектакль

2

  mp3 — VBR до 128kbps — 44Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ



 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ

      3. САКРАЛИЗАЦИЯ АЛЕКСАНДРА (XIII—XV ВЕКА)
     
      3.1. Святой КНЯЗЬ И МЕСТНОЕ ПОЧИТАНИЕ ВО ВЛАДИМИРЕ
     
      Рождественский монастырь во Владимире, где 23 ноября 1263 г. был похоронен Александр Ярославич, стал центром ранней памяти о князе вскоре после его смерти. Из этой «первичной ячейки» культ святого переместился в XV в. с местного на региональный уровень, и в XVI в. утвердился на всей территории влияния Русской православной церкви. Уже в конце XIII в. Александр почитался святым в месте своего захоронения. По представлениям православной церкви, святые — это люди, в жизни и деяниях которых особенным образом проявилась Божья благодать. Так же как во Христе воплотился Божественный Логос, Святой Дух как третья божественная ипостась проявляется в «обожествленных личностях» («vergottlichte Personen»). Святые, таким образом, становятся живым доказательством присутствия Бога на земле. Согласно православному миропониманию, святые составляют связующее звено между церковью земной и небесной, двумя частями единого communio sanctorum (Тела Христова). Они присутствуют на иконах, в пространстве храма, а также в памяти верующих. Земная община просит у своих святых заступничества перед Богом и надеется, что они защитят ее интересы, охранят ее от опасности и бедствий. «Знать о святом защитнике и просителе на небесах — важнейшее желание средневекового благочестия»3. Монастырь или город, где захоронен святой, становится, таким образом, святым местом. Церковь или земля, причисляющие к своим какого-либо святого, становятся благодаря этому наполненными Божьей благодатью. Тем самым часть излучаемой им святости возвращается потомкам, канонизировавшим святого. Святость, получаемая общиной, и наличие заступника перед Богом — два важнейших аспекта, объясняющие христианское поклонение святым.
     
      Православная церковь знает различные группы святых. Она видела и видит присутствие Святого Духа не только в мучениках, аскетах, юродивых и страстотерпцах. Отдельный тип составляют «святые князья», к которым следует причислить св. Александра. Сам факт, что церковь признала святым светского властителя, в конце XIII в. не был нововведением. В Русской православной церкви к тому времени уже почитались святыми Ольга и Владимир («Новый Константин»), а также мученики князья Борис и Глеб. Католическая церковь также знает эту категорию святых, из наиболее известных можно назвать святых Вацлава, Людовика, Генриха II и Кунигунду6. Первообразы идеальных христианских властителей встречаются в ветхозаветных преданиях и античности — в личностях Давида, Соломона или Константина.
     
      Вопрос о том, за что был канонизирован князь Александр Ярославич, стал одной из важнейших тем истории памяти о нем. С чисто формальной точки зрения, для того чтобы Русская православная церковь смогла канонизировать кого-либо, должны быть выполнены три предварительных условия, которые можно считать признаками воплощения Святого Духа. Во-первых, подвиг, заслуги в земной жизни. Во-вторых, засвидетельствованные чудотворения, «чудеса, которые означают, что святой имеет свободный доступ к Богу», и, в-третьих, нетленность останков9. О подвигах, чудесах и иногда о сохранности тела, как правило, сообщается в житии святого. Житие как письменное свидетельство являлось последним условием для признания святости какой-либо личности. В житии рассказывается, как Бог действовал через святого, который, следовательно, заслуживает почитания. Полные версии таких легенд предназначены для чтения на вечерних службах и трапезах в монастырях или наставительного чтения для более широких слоев населения. Жития святых со временем собирались в Четьи Минеи и в сокращенном варианте прочитывались в дни памяти святых на утренней службе в конце евхаристического канона.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru