НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Юлиан Семёнов

ТАСС уполномочен заявить

радиоспектакль

2

  mp3 — VBR до 128kbps — 44Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ



 

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ХРОНИКИ Наряду с «редакциями» Жития в «Степенной книге» и Никоновской летописи сохранились еще три «светские переработки» Жития. Первая датируется третьей третью XVI в. и описывает подробно героические деяния шести богатырей в битве на Неве (ср.: Охотникова. Повесть... С. 361— 362) Вторая — переработка с историческими поправками «редакции» Ионы Думина, созданная в XVII в. (см.: Там же. С. 362). Третья и самая поздняя «редакция» создана в конце XVIII в. неизвестным автором, сократившим Никоновскую летопись до четырех эпизодов (битва на Неве, битва на Чудском озере, поездка в Золотую Орду, смерть князя) и попытавшимся в своем тексте выделить военные и мирские деяния Александра. Все агиографические элементы здесь исчезают (см.: Там же. С. 364). Житие Александра Невского. Текст и миниатюры Лицевого летописного свода XVI в. СПб., 1992 (факсимильное издание Лаптевского тома). Об этом издании см.: Бегунов Ю.К. Издание без текстолога и искусствоведа // Князь Александр Невский и его эпоха / Ред. Бегунов, Кирпичников и др. СПб., 1995. С. 187—189. В основе текста Лицевого свода лежит Никоновская летопись. См.: Бегунов, Клейненберг, Шасколъский. Письменные источники о Ледовом побоище. С. 176.
      127 Лицевой свод в определенной степени является комплементарным источником к житийной иконе в церковном дискурсе. Факсимильное издание 1990—1992 гг., к сожалению, содержит не все миниатюры Лицевого свода, на которых изображены сцены из Жития Александра. Некоторые иллюстрации, например, можно найти еще в Голицынском томе. На это подробно указывается в: Бегунов. Издание... С. 188 и далее. Бегунов напоминает, что до сих пор еще не имеется публикации собрания всех миниатюр, относящихся к Житию Александра Невского. Репродукция миниатюры, изображающей изгнание Василия Александровича из Новгорода в 1255 г., отсутствует в компендиуме 1990—1992 гг., она опубликована в: Па-шуто В. Т. Александр Невский. М., 1975. Дальнейший анализ ограничивается миниатюрами факсимильного издания 1990—1992 гг. Более подробное исследование текста, и особенно зависимости и соответствий между текстом и изображениями, кажется нам весьма важным и интересным, однако не может быть проведено в рамках настоящей работы. В частности, явление Бориса и Глеба перед битвой, подвиги шести богатырей, чудо на Ижоре. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. JL, 1979. С. 12. «Государем» Московский великий князь впервые назвал себя в 1494 г. (см.: Stokl. Russische Geschichte. S. 202). Митрополит Макарий после взятия Казани (1552) сравнивал Ивана IV с Александром Невским, Дмитрием Донским, Владимиром Святославичем и императором Константином. См.: Geschichte der russischen Kunst. Bd. 3. S. 404; Cherniavsky. Russia S. 125. Подобный образец повторяется в иллюстрациях посещения Александра представителем ордена (Андреасом фон Вел веном). В левом верхнем углу дана «префигурация» изображенных событий, визит царицы Сав-ской к царю Соломону (л. 903). См. об этом: Kampfer. RuBland an der Schwelle zur Neuzeit. S. 514ff.; Idem. Russisches Herrscherbild. S. 170ff. Сегодняшнее состояние, сохранившееся с XVII в., соответствует программе образов XVI в., поскольку Алексей Михайлович отдал указ новые росписи сделать аналогично старым. Особенно галерея Рюриковичей должна быть верной репродукцией старой росписи. См. также: Lilienfeld. Bild des heiligen Herrschers. S. 144. Подробнее о программе образов см.: Cherniavsky. Ivan the Terrible and the Iconography.
      133 Kampfer. RuBland an der Schwelle zur Neuzeit. S. 515. Чернявский, однако, видит в программатике росписи также и противоречия по отношению к общепринятой «политической теории» XVI в. Для него галерея князей является проявлением нового измерения политической теории, превознесением династического благородства по монгольскому образцу. См.: Cherniavsky. Ivan the Terrible and the Iconography. P. 12.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru