НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

К. Паустовский

УТРЕННИК

радиоспектакль

2

  mp3 — VBR до 128kbps — 44Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ЧАСТИ ≫≫

≪≪ ВЕРНУТЬСЯ К СПИСКУ


 

 

 

Критика высокомерной позиции Даниила Галицкого по отношению к монголам показывает, что Вернадский и Клепинин выступали за пересмотр традиционного взгляда на татар и их правление: «Поскольку этот момент соприкосновения Руси и татарского всемирного царства недооценивался в русской истории, недооценивалась и вся глубина исторической заслуги св. Александра Невского». По мнению Клепинина, «обычное представление о татарах как бессмысленных разрушителях только ради разрушения глубоко неправильно». При этом он не скрывает, что монголы, захватывая русские княжества, жестоко обходились с населением, городами и церквями. Однако Клепинин пытается релятивизиро-вать степень насилия, совершенного восточными завоевателями, сравнивая его с пытками и инквизицией в «Европе».
      Еще важнее для евразийских авторов выделить позитивные стороны монгольского господства. Большие последствия имела для православной Руси религиозная толерантность монголов: «Основным принципом Великой Монгольской Державы была именно широкая веротерпимость». В отличие от «латинства», «монгольство» было не религиозной, а «культурно-политической» системой. Оно «не проникало в быт покоренной страны». Православная церковь при монголах не только имела полную свободу, но и пользовалась их защитой и многочисленными привилегиями, например освобождением от уплаты дани148. Монголы в текстах Клепинина и Вернадского, таким образом, не становятся классической группой врагов мы-сообщества православной церкви. Александр даже «видел в монголах дружественную в культурном отношении силу, которая могла помочь ему сохранить и утвердить русскую культурную самобытность от латинского Запада».
      По мнению Вернадского и Клепинина, двухсотлетнее монгольское владычество над Русью не следует интерпретировать как национальную катастрофу. Согласно Вернадскому, уже Александр Невский стремился к «объединению всей Руси под одним великим князем». Этой политической цели он мог достичь лишь с помощью монголов. После смерти отца Александр выдвинул претензии на великое княжение против своих братьев и добился своего силой при помощи монголов. Подчинение Новгорода монгольскому данничеству также послужило этой цели. Таким образом, Александр Невский «заложил первый камень; сам стал живым основоположным камнем новой возродившейся из развалин России». Двести лет спустя московские великие князья, основателем династии которых стал младший сын Александра Даниил, продолжили политику святого князя. По мнению евразийцев, «возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной Александром». Московское царство было для них «плодом мудрой Александровой политики». Клепинин проводит линию традиционной русской государственности, без которой невозможно понять русскую историю, от Суздаля через Москву к будущей евразийской империи и называет ее «наследием Чингис Хана».
      Евразийцы мечтали, что однажды они примут «наследие» Чингисхана, уничтожат власть большевиков и вновь смогут построить у себя на родине евразийскую империю. Они чаяли сильного, авторитарного, идеократического и централистского государства. Они решительно отвергали «западные» политические институты, например демократию и парламентаризм. Эти недемократические или додемократические политические воззрения отражаются и в текстах Клепинина и Вернадского об Александре Невском. Демократические традиции в русской истории, например новгородское вече, не находили у них понимания. «Народная масса» не была ни в состоянии сформулировать свою собственную волю, ни понять решения «великих людей», полагает Клепинин Критика высокомерной позиции. Руководители государства «исполняют ее скрытую и для нее самой не осознанную волю».

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика
Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru