НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

Михаил Задорнов

ПОСЛЕ НАС ХОТЬ ПОТОП

телевизионный концерт

5

  mp3 — VBR — 22Hz — Mono  



MP3

ПЕРЕЙТИ К СЛЕДУЮЩЕЙ ≫≫

≪≪ НА СТРАНИЦУ СПЕКТАКЛЯ

 

 

 

Советский народ борется, согласно пропагандистским текстам, против «фашизма», «фашистских стервятников», «гитлеровской армии», «фашистской Германии», «фашистской гадины» и т.п. Мавродин подчеркивал: «Наша Отечественная война идет не против немецкого народа, а против гитлеровской клики»108. Здесь он следовал предписанию, данному Сталиным 23 февраля 1942 г.: «Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ, немецкое государство остается».
      То, что советский патриотический дискурс об Александре Невском опирался на объяснительные модели русского национального дискурса XIX в., позволяет остановиться на еще двух дополнительных проблемах. Во-первых, Александр в начале сороковых годов — как и в национальном дискурсе — описывается как военный герой, а мы-группа — как сражающееся сообщество. Во-вторых, в военные годы имела место тенденция ресакрализации дискурса Александра Невского, напоминающая о традициях XIX в.
      Стилизация Александра Невского под фигуру военного героя, берущая свое начало в трудах Карамзина и подхваченная в советских патриотических текстах о князе второй половины тридцатых годов, во время Великой Отечественной войны получила свое временное завершение. В «окопной литературе» Александр прославлялся как «гениальный полководец» (по словам В.В. Данилевского), его биография выходила в книжных сериях. «Библиотека красноармейца», «Великие борцы за русскую землю» и «Великие русские полководцы». Военный орден, которым награждались командиры Красной армии, носил его имя, им же назывались воинские части, а плакаты военной пропаганды представляли его как воинственного, грозного богатыря с огромным мечом в руке. Подобным же образом, как сражающееся сообщество, представлялся в военные годы во всех текстах дискурса о Невском предводительствуемый им русский народ. Русские были тогда, согласно авторам, не только «народом-тружеником», но и «народом-воином», который, как никакой другой народ, умел защищать свою отчизну, «родину-мать». Милитаризация Александра Невского и представление мы-группы русского народа как национального сражающегося сообщества являются двумя важнейшими характеристиками советского патриотического дискурса. В то время как милитаризацию исторического нарратива в годы до нападения Германии следует рассматривать как следствие национализации советской идеологии, нацеленной на упрочение легитимационного базиса режима, новый способ прочтения образа Александра Невского в годы войны был призван укрепить волю солдат и населения в тылу для борьбы с немецкими захватчиками.
      В отличие от довоенного времени, в советском патриотическом дискурсе об Александре Невском в 1941—1945 гг. можно обнаружить тенденцию к его ресакрализации. Хотя во время Великой Отечественной войны память о статусе Александра Невского как святого и о его почитании православной церковью была подавлена государственной пропагандой, описание мы-группы и страны ее обитания выделяется в текстах советского патриотического дискурса новой, торжественной терминологией. В то время как в историческом фильме Эйзенштейна все указания на христианскую веру служат исключительно характеристике внутреннего и внешнего врага, а мы-группа русского народа репрезентируется как нерелигиозное сообщество, в текстах начала сороковых годов русские снова появляются как православные христиане. Авторы дискурса об Александре Невском вновь стали придавать значение утверждению о том, что рыцари Тевтонского ордена в XIII в. посягали также и на «русскую веру». «Русский народ» в 1242 г. защищал не только свою свободу, культуру и традицию, но также и «свою религию». Разграбление и уничтожение православных церквей — то насилие, к которому еще за десять лет до того подстрекали большевики и которое они сами совершали и оправдывали, — теперь клеймилось как варварство «немецких» средневековых оккупантов. Так, например, Наумов сетует, что рыцари Тевтонского ордена во время оккупации Псковской земли разрушали церкви, разграбляли иконы и церковную утварь. Мавродин и Данилевский осуждают в своих работах нападение Гитлера на Советский Союз как покушение на «нашу священную землю». О ресакрали-зации дискурса об Александре Невском во время Великой Отечественной войны свидетельствует также тот факт, что в начале 1943 г. вновь был открыт Троицкий собор Александро-Невской лавры в Ленинграде. На месте этой церкви, где до 1922 г. находилась могила святого, было устроено украшенное красными знаменами помещение для богослужений в память Александра Невского. Место памяти, которое председатель Совета по делам Русской православной церкви при Совете народных комиссаров СССР 21 июня 1944 г. назвал «мавзолеем Александра Невского», со всей определенностью должно было внести свой вклад в повышение патриотического сознания у жителей города, а также солдат Ленинградского фронта.

 

 

НА ГЛАВНУЮ (кнопка меню sheba.spb.ru)ТЕКСТЫ КНИГ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)АУДИОКНИГИ БК (кнопка меню sheba.spb.ru)ПОЛИТ-ИНФО (кнопка меню sheba.spb.ru)СОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИ (кнопка меню sheba.spb.ru)ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ФОТО-ПИТЕР (кнопка меню sheba.spb.ru)НАСТРОИ СЫТИНА (кнопка меню sheba.spb.ru)РАДИОСПЕКТАКЛИ СССР (кнопка меню sheba.spb.ru)ВЫСЛАТЬ ПОЧТОЙ (кнопка меню sheba.spb.ru)

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru