На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

А. Киселёв. Арифметика для старших классов, 1912 г

Андрей Петрович Киселёв

Систематический курс арифметики

Репринтное издание учебника 1912 года


DjVu


Учебник, переработанный в 1940 г.: sheba.spb.ru/shkola/arifmetika1940-2002.htm

      ОГЛАВЛЕНИЕ
      Цыфры означают нумера страниц.
      Перед статьями, вапечатанвыми мелким шрифтом, постановлена звездочка.
     
      ОТДЕЛ I.
      Отвлеченные целыя числа.
      I. Счисление. Поняпе о числе, 1. Естественный ряд чисел, 1. Счет, 2. Словесное счисление до тысячи, 2. Письменное счисление до тысячи, 3. Словесное счисление чисел, больше тысячи, 4. Письменное счисление чисел. больших тысячи, 4. Разряды и классы единиц, 6. Сколько в числе заключается всех единиц даннаго разряда, 7. *Различныя системы счисления, 7.
      II. Сложение. Определение, 10. Основное свойство суммы, 11. Сложение двух однозначных чисел, 11. Сложение двузначнато числа с одновпачным, 11. Сложение многогвачвых чисел, 11. Сложение большого числа слагаемых, 13. Увеличение числа на другое число, 14.
      III. Вычитание. Определение, 14. Вычитание одвозначнаго числа, 15. Вычитание многоаначнаго числа, 15. Поверка вычиташя, 17. Уменьшение числа на другое число, 17. Сравнение двух чисел, 18. Обратный действия. 18.
      IV. Славянсная и римская нумеращя, 18.
      V. Изменение суммы и остатка, 20
      VI. Знаки действМ, снобки, формулы, 22.
      VII. Умножение. Определения и разъяснения, 24. Увеличение числа в нисколько раз, 26. Неизменяемость произведения от перемены месть сомножителей, 26. Умножение однозначнаго числа на однозначное, 27. Умножение многозначнаго числа на однозначное, 26. Умножение на единицу с нулями, 29. Умножение на значащую цифру с нулями, 30. Умножение на многозначное число, 31. Умножение чисел, оканчивающихся нулями, 33. Умножение в порядке, обратном принятому, 34. Поверка умножены, 35 Произведете вескольких сомножителей, 35 Как умножить на произведение нескольких чисел, 37. Сомножителей произведены можно соединять в группы, 38 Степень, 39.
      VIII Деление. Предварительное замечание. 39. Определение, 40. Свойство частнаго, 41. Деление с остатком, 41. Когда употребляется делете, 43. Деление посредством сложения. вычиташя и умножения. 44 Как узнать, будет ли частное однозначное или многозначное. 45. Частное однозначное, 45. Частное многозначное, 48. Другое объяснение деления, 50. Правило деления, 51. Сокращенное деление. 51. Упрощения деления в том случае, когда делитель оканчивается нулями, 52. Поверка деления, 54. Как можно разделить на произведете, 54.
      IX. Изиенение произведения и частнаго, 55.
     
      ОТДЕЛ II.
      Именованный целых числа.
      I. Измерение величин. Поняие о величин, 60. Значение величины 61. Измерение значетя величины, 61. Меры, употребляемыя в России, 62. Именованное число, 72.
      II. Преобразоваме именованнаго числа. Раздробление, 72. Превраниение 73.
      III. Действия над именованными числами. *Смысл действий над именованными числами, 75. Сложение, 76. Вычитание, 77. Умножение, 78. Деление, 79.
      IV. Задачи на вычисление времени. 81. Точный счет времени, 86.
     
      ОТДЕЛ III.
      О делимости чисел.
      I. Признаки делимости. Основныя истины, 90. Признака делимости на 2, 91. Признака делимости на 4, 92. Признака делимости на 8, 92. Признаки делимости на 5 и на 10, 93. Признаки делимости на 3 и на 9, 93. Признаки делимости на 6, 94. "“Теоремы, 96. *Признаки делимости на 7, 11 и на 13, 98. Признака делимости на 37, 99.
      II. Числа простыя и составныя. Определения, 100. Теоремы, 101. Составлете ряда последовательныха простых чисела. 101.
      III. О делителяха составного числа. Разложение на простых множителей 102. Важное свойство разложеюя, 104. Нахождение делителей составного числа, 105. Теорема, 106.
      IV. Общий наиболышй делитель. Определете, 107. Способа 1-й: посредствома разложения на простых множителей, 107. Способа 2-й посредством последовательнаго деления, 108.
      V. Наименьшее кратное число. Определете, 111. Частные случаи, 113. Нахождение наименьшего кратнаго при помощи общаге наибольшего делителя, 114.
     
      ОТДЕЛ IV.
      Обыкновенный дроби.
      I. Основныя понятия. Доли едишйуь, 115. Дробное число, 115. Изображение дроби, 116. Происхождение дробиых чисел от измерения, 116 Происхождение дробных чисел от деления, 117. Равенство и неравенство дробных чисел, 117. Дробь правильная и неправильная, 118. Обращение целаго числа в дробь, 118. Обращение смешаннаго числа в неправильную дробь, 119. Обращение неправильной дроби в смешанное число, 119.
      II. Изменение величины дроби с изиенениемь ея члеаова, 120.
      III Сокращено дробей, 122.
      IV. Приведете дробей н общему знаменателю, 124.
      V. Нахождение дроби даннаго числа м обратный вопроса, 127.
      VI. Дейстния нада обыкн отвлечен, дробями. Сложение. 130. Вычитание, 132. Изменение суммы и разности 133 Умножение, 134. Дьле-ше, 139. Изменение произведения и частнаго, 145.
      VII. Дейстния нада именованными дробями, 147.
     
      ОТДЕЛ V.
      Десятичныя дроби.
      I. ГлавнейиЛя свойства десятичиых дробей. Десятичпыя доли, 151. Десятичная дробь, 151. Изображение десятичной дроби без знаменателя. 152. Чтение десятичной дроби,153. Сравнение десятичных дробей, 154. Перенесение запятой, 155.
      II. Дейстния над десятичными дробями. Сложение, 156. Вычитание, 157. Умножете, 157. Деление, 158.
      III. 0бращение обыкновенных дробей в десятичныя, 162.
      IV. 0бращение периодических дробей а обынновенныя, 167. Какие обыкновенный дроби обращаются в чистыя периодически и какие — в смешанный, 171.*Пределы перюдичоскихъдесятичных дробей, 172.
      V. Метрическая система мер, 175.
     
      ОТДЕЛ VI.
      Отношение и пропорции
      I. Отношение. Определение, 180. Зависимость между членами отношения, 181. Нахождение неизвестнаго члена, 181. Сокращете отношения, 182. Уничтожение дробных членов, 182. Обратный отвошения, 182.
      II. Пропорции. Определение, 183. *Измерение членов пропорции без нарушения, 183. *Сокращение пропорции, 184. *Уничтожение дробных членов, 184. Произведете крайннх равно произведешю средних и обратное предложете, 185. Нахождете неизвестнаго члена, 187. Перестановки членов пропорции, 187. Непрерывная пропорцш, 188. Сложныя пропорции, 189. Производныя пропорции, 190.
     
      ОТДЕЛ VII.
      Некоторыя задачи на пропорцюнальныя величины.
      I. Простое тройное правило, 192.
      II. Сложное тройное правило, 197.
      III. Задачи на проценты, 199.
      IV. Задачи на учеть векселей, 205. Правило сроков, 211.
      V. Цепное правило, 212.
      VI. Правило пропорциональнаго деления, 214.
      VII. Задачи на смешение и сплавы, 221.
     
      ПРИЛОЖЕНИЕ.
      Приближенный вычисления, 228. Таблица простых чисел, не превосходящих 6000, 248.
      Оглавление, 250.

 


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



      ПРЕДИСЛОВИЕ
     
      Орловщина — родина многих талантливых людей, ставших по праву нашим культурным достоянием, вечным капиталом России. Выдающийся русский педагог-математик Андрей Петрович Киселев — один из них.
      «Систематический курс арифметики» — первый из многих учебников, принесших всеобщее признание уроженцу города Мценска Орловской области. Только его «Геометрия» выдержала 42 (!) издания, более 30 раз издавалась «Алгебра», до 1938 года было 36 изданий учебника, который держит в руках читатель. С 1938 года, когда «Систематический курс арифметики» был утвержден в качестве стабильного, его общий тираж составил 3 миллиона экземпляров.
      Жизнь не стоит на месте. Современная математика, как и школьное образование в целом далеко ушли вперед. Однако и в наше время учебники А. П. Киселева остаются актуальными. По словам академика А. Н. Тихонова, они не потеряли своей значимости «благодаря высокому педагогическому мастерству, простоте, доходчивости и логичности изложения».
      Представляется, что это именно то, чего порой так недостает современным школьным учебникам. Педагогическая общественность России, представители науки, психологи, врачи, все, кому не безразличны проблемы школьного образования, не безразлично будущее страны, — давно бьют тревогу: чересчур академичные, не учитывающие возрастных и психологических особенностей детей учебники наносят непоправимый ущсрь здоровью юных россиян. Не случайно эта проблема вынесена на уровень Правительства и Президента России.
      Вот почему издание «Систематического курса арифметики» — это не только дань уважения и признательности выдающемуся педагогу-математику в год его 150-летия, но еще и назидание современным авторам школьных учебников. Школе нужны такие учебники, в которых не упущено главное, нет лишнего, где доступность, простота и ясность в изложении сочетаются с высокой точностью и научностью определений, где строго соблюдается мера между наукой, логикой учебного предмета и психологией школьника... Словом, такие учебники, как «Систематический курс арифметики» А. П. Киселева, хорошо знакомый не одному поколению наших сограждан.
      Талант, трудолюбие, богатый 25-летний педагогический опыт А. П. Киселева должны быть востребованы и сегодня, в век информационных технологий. Уверен в том, что каждый обратившийся к этой книге получит не только начальные математические знания, но и прочную основу, хороший задел для дальнейшего совершенствования, приобретения знаний, отвечающих основным требованиям времени, пополнения нашего главного богатства — интеллектуального потенциала нации.
      Ф. С. Авдеев,
      доктор педагогических наук, профессор.

 

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.