На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Абрамов М. В «свободном мире». Альбом карикатур. — 1980 г.

Рисунки Абрамова Марка Александровича
Стихи Михалкова Сергея Владимировича,
Васильева Сергея Александровича,
Владимова Михаила Владимировича

В «свободном мире»

Зарубежный калейдоскоп

*** 1980 ***



DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



 

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________


      В нашем сатирическом арсенале могучих средств борьбы за мир — новое пополнение. Сатирические рисунки народного художника РСФСР Марка Абрамова, объединенные в альбоме «В «свободном мире», безусловно, вносят значительный вклад в советское изобразительное искусство, весомо обогащают художественно-сатирические средства нашей пропаганды за мир и разоружение, за разрядку напряженности и социальный прогресс.
      Художник создал большую серию острых и выразительных рисунков-памфлетов, убедительно и метко раскрывающих подлинную сущность разрекламированного западными пропагандистами «свободного мира», беспощадно срывающих фальшивые маски и покровы, которыми они пытаются закамуфлировать вопиющие нарушения прав человека, коррупцию, эксплуатацию и расистское мракобесие.
      Тем самым М. Абрамов с успехом осуществляет почетную общественную функцию политического карикатуриста, призванного оружием своего искусства вскрывать характерное для капиталистического общества лицемерие, когда, по выражению А. М. Горького, «внутреннее безобразие весьма часто и очень искусно прикрывается внешним благообразием».
      В представленных в альбоме плакатах и рисунках раскрываются публицистичность автора, непримиримость к злу и большая теплота к людям труда, к людям доброй воли.
      Сатирические рисунки М. Абрамова в этом альбоме отличает разнообразие пластических приемов, колористическая яркость, изобретательность композиционных решений. Они сочетают в себе условность плакатного языка с реалистичностью жизненного наблюдения, основанного на личных впечатлениях художника. Увиденные собственными глазами красноречивые детали и черточки зарубежного быта, образа жизни в США, ФРГ, Франции, Англии, Италии, Японии и других капиталистических странах придают карикатурам альбома особую достоверность и доходчивость. Их размещение в альбоме как бы повторяет путь.
      проделанный художником по меридианам планеты. Таким образом, опубликованные здесь политические карикатуры несут в себе определенные жанровые качества.
      Богатые туристы и безработные, дельцы-толстосумы, зарабатывающие на панели проститутки и рисующие на мостовой художники, торговцы оружием и «живым товаром», расисты, боссы мафии и наркомании, злобствующие неонацисты и террористы, верно схваченные метким карандашом художника и острым пером поэтов непосредственно на месте события, так сказать, по горячим следам, образуют пеструю панораму капиталистического мира.
      Целенаправленность и действенность сатиры М. Абрамова, разоблачающей и высмеивающей «свободный мир», срывающей с него елейно-пропагандистские покровы, отлично «рифмуются» со стихами поэтов С. Михалкова, С. Васильева и М. Владимова.
      Очень важно и то, что в альбоме, помимо показа негативных явлений, нашли отражение и светлые, положительные образы. Таковы рисунки: «Нет!» — американским ракетам», «Стенгазета португальского народа», «Шире Темзы», «Здесь родился Карл Маркс», «Во Дворце «Финляндия» (Хельсинки)», «Весеннее наступление в Японии» и другие.
      Альбом «В «свободном мире» — плод многолетнего труда художника, его большой работы в области публицистической сатиры, наступательной, эффективной, подлинно партийной. На мой взгляд, он представит большой интерес для широкого зрителя и читателя и вместе с тем явится замечательным пособием для наших пропагандистов и агитаторов, несущих людям великое слово правды.
      Альбом «В «свободном мире» — это обвинительный акт против милитаризма, агрессии и реакции. Это сатира, борющаяся за мир, за разоружение, за единство всех людей доброй воли на земле.
      Б. ЕФИМОВ, народный художник СССР
     
      Сатира — давний друг поэзии. В течение многих лет неизменным моим соавтором целого ряда плакатов, сатирических рисунков и альбомов выступает поэт С. В. Михалков. Маршруты дальних поездок по странам и континентам делили со мной также поэты С. А. Васильев, с которым созданы многие работы, и М. В. Владимов, путешествовавший вместе со мной по Европе. Кисть, карандаш и перо работали совместно, создавая единый сатирический залп. Результатом нашего творческого содружества явилось и стихотворение С. А. Васильева, которым мне хотелось бы закрыть последнюю страницу этого альбома.
     
      Я понимаю, мои стихи не обтекаемы,
      не покаты.
      Они ощетинены, как штыки, развернуты, как плакаты.
      Не для концертных эстрад и зал,
      не в помощь сладкому блюду... То, что увидел,
      то и сказал, за то и в ответе буду.
      МАРК АБРАМОВ
     
      КАНДАЛЬНЫЕ БРАСЛЕТЫ «СВОБОДНОГО МИРА»
      Закрыта последняя страница этого содержатель ного, остропублицнстмческого. обличительного альбома художника м. Абрамова «В «свободном мире».
      Капиталистический мир узурпировал право именовать себя «свободным миром». Небезынтересна история возникновения этого термина. Его автором считают экс-президента США Гарри Трумэна. Слова «свободный мир» он впервые применил 12 марта 1947 года на объединенном заседании обеих палат конгресса, на котором была провозглашена пресловутая «доктрина Трумэна». Символическое совпадение: слова «свободный мир» были впервые произнесены в связи с принятием доктри ны установления мирового господства США! Конечно, мистер Трумэн выразился более изящно. Он призвал «помочь свободным народам определить свою собственную судьбу своим собственным путем».
      Что представляет собой этот так называемый «свободный мир»! Американский журналист Сайрус Сульцбергер удосужился подсчитать, что это понятие объемлет 72 страны. Он тут же признает, что «49 из них управляются либо диктаторами, либо олигархиями. В некоторых существует система экономического феодализма». Вот тебе и «свободный мир»!
      Если очистить этот термин от пропагандистской шелухи, то мы получим систему агрессивных военных блоков, на верхушке которой взгромоздилось НАТО, управляемое из Вашингтона. Агрес сивная, реакционная сущность этих блоков, созданных якобы для защиты свободы, проступает достаточно ярко.
      Справедливости ради надо сказать, что принципам Джефферсона мало соответствуют и сами США, которые все больше превращаются, по словам С. Опсопа, в «гарнизонное государство». Отсюда и их внешняя политика. Журнал «Нейшн» как-то заметил, что США стали Меттернихом XX века, стремящимся подавить любое революционное движение в любой части земного шара. Вот вам и оплот «свободного мира»! И каким цинизмом звучат после всего этого высокопарные слова бывшего президента США Эйзенхауэра: «В нашей шкале ценностей мы выше всего ставим свободу: все наше национальное развитие было связано с этим основным понятием, и именно благодаря ему мы добились положения лидера свободного мира».
      Характерная деталь — по словам того же Эйзенхауэра, лучшим видом социального обеспечения
      является... тюремное заключение! Ну что ж, в этом, видимо, есть своя логика. Недаром ведь агрессивные блоки под эгидой США называются тюрьмами для народов. Это, так сказать, «социальное обеспечение» в глобальном масштабе!
      В свое время Джефферсон провозгласил еще одну свободу — «право народа изменять или устранять правительство». Но, когда народ Кубы сверг диктатора Батисту, страна Джефферсона бросила против острова Свободы своих наемников, ибо это была подлинная свобода, а не скроенная в кабинетах Пентагона и госдепартамента США.
      Правящие круги США настолько заиграли свои пропагандистские пластинки, что к ним перестают прислушиваться даже люди по ту сторону реального, а не измышленного «железного занавеса». Вот что пишет, например, мексиканская буржуазная газета «Универсаль»: «На Западе говорят о «свободном мире», о «демократии», о «свободном предпринимательстве», о «свободе». Что же означают на деле все эти лозунги, которые ежедневно повторяются в газетах и журналах, в речах и заявлениях! Свободный мир! Свободный от чего! Каким образом свободный! Считают ли себя свободными негры в Соединенных Штатах! Считают ли себя свободными доминиканцы и многие другие народы, страдающие от диктатуры олигархии в Латинской Америке! Свобода, которой пользуются эти граждане «свободного мира», очевидно, имеет для них совсем иное значение, нежели «свобода» в понимании пропагандистов «свободного мира».
      «Мир лжи, коррупции и обмана» — так была озаглавлена эта статья. Да, ложь и обман — таковы альфа и омега вашингтонской пропаганды. Свои колониальные разведывательные отряды она именует «корпусом мира», а петлю на шее народов Латинской Америки — «союзом ради прогресса».
      Сейчас, когда в мире идет бескомпромиссная схватка двух идеологий — коммунистической и буржуазной, особое значение приобретает разоблачение еще одного мифа — мифа о «свободе творчества», которой якобы обладает художник в капиталистическом обществе. Еще в начале века в статье «Партийная организация и партийная литература» В. И. Ленин писал: «В обществе, основанном на власти денег, в обществе, где нищенствуют массы трудящихся и тунеядствуют горстки богачей, не может быть «свободы» реальной и действительной. Свободны ли вы от вашего буржуазного издателя, господин писатель! от вашей буржуазной публики, которая требует от вас порнографии в рамках и картинах, проституции в виде «дополнения» к «святому» сценическому искусству! Ведь эта абсолютная свобода есть буржуазная или анархическая фраза... Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания».
      Как убийственно и актуально звучат эти ленинские слова в наши дни! Они буквально бьют наповал апологетов «свободы творчества».
      Здесь надо подчеркнуть одно важное обстоятельство. Многие художники на Западе иногда искренне считают, что творят свободно. Но, как писал Гете, «никто не являлся рабом в большей степени, чем тот, кто считает себя свободным, не будучи свободным на деле». Для таких художников свобода — это осознанная необходимость творить не для народа, а на потребу денежного мешка, осознанная необходимость потрафлять денежному мешку, чтобы не умереть с голоду. Характеризуя так называемую «свободу слова» на Западе, бывший редактор газеты «Нью-Йорк тайме» Джон Суинтон писал: «Журналист должен искажать правду, открыто лгать, извращать факты, поносить людей, валяться в ногах у Маммоны... Мы — орудие и вассалы богачей, действующих за кулисами. Мы — марионетки: они потянут за веревочку, и мы танцуем. Наши таланты, наши возможности и наша жизнь — все это является собственностью других людей. Мы — интеллектуальные проститутки».
      Буржуазная пропаганда, провозглашающая принцип мирного сосуществования в области идеологии, навязывающая мам этот принцип, в своей практике так же далека от его применения, как небо от земли. Любая попытка творить свободно, говорить правду пресекается власть имущими самым грубым образом. Недаром один американский писатель озаглавил книгу о нравах, царящих в среде интеллигенции США, следующим образом: «Сказал правду — беги». Тот, кто не успевает унести ноги, может оказаться за решеткой.
      О том, насколько свободен художник в «свободном мире», свидетельствует такой почти что анекдотический факт. В Калифорнии местные власти выбросили из школьного сборника песенку «Взмахни сверкающим серпом». Они усмотрели в ней «подрывной символ серпа и молота», хотя песенка эта была сочинена еще в прошлом веке и исполнялась при уборке урожая американскими фермерами.
      Заблуждаются те, кто думает, что гонения на деятелей культуры Запада ограничиваются областью содержания, а вот в вопросах формы — тут уж полная свобода! Такая постановка вопроса наивна уже потому, что содержание и форма не могут быть абстрагированы друг от друга. Жрецы «свободного мира» неспроста покровительствуют формализму и абстракционизму в живописи, распаду слова и антироману в литературе. Дело не только да и не столько в том, что подобные выверты щекочут извращенные вкусы пресыщенных меценатов. Дело в том, что тем самым рубится под корень цемократическая направленность литературы и искусства, они отрываются от широких народных масс, противопоставляются им. Используя мощные рычаги экономического и внеэкономического принуждения, власть имущие диктуют художнику именно тот стиль, который им выгоден, причем отнюдь не с эстетической, а с узкоклассовой точки зрения.
      Маркс и Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии» беспощадно сорвали флёр благородства и святости с таких понятий, как любовь, брак, семья в буржуазном обществе. И в данном случае ни о какой свободе не может быть и речи. Человек в мире чистогана является предметом купли-продажи вместе со своими мыслями и чувствами. Конечно, это не следует понимать упрощенно. Энгельс указывал в «Анти-Дюринге», что люди, сознательно ийи бессознательно, черпают свои нравственные воззрения в последнем счете из практических отношений, на которых основано их классовое положение...
      Падение нравов в буржуазном обществе — процесс закономерный. Культ секса процветает в нем потому, что это — доходный бизнес. А бизнесу безразлично, что в жертву ему приносятся миллионы и миллионы душ. Кинематография ужасов, комиксы, прославляющие гангстеризм, пользуются неограниченной свободой только потому, что чеканят звонкую монету.
      Таков он — «свободный мир» капитализма. Таковы его политика, его «культура», его мораль. Таковы его «свободы», кандальными браслетами охватывающие и все общество, и отдельную личность.
      Сейчас, когда борьба идеологий — передовой коммунистической и отживающей буржуазной — достигла предельного накала, как никогда, важно разоблачать миф о «свободном мире», созданный капиталистической пропагандой, которая по указке современной американской администрации истошно вопит о так называемой «защите прав человека», рядится в тогу защитника этих прав, тогу, которая на поверку мало чем отличается от ку-клукс-клановского балахона.
      Важнейшая роль в деле разоблачения злостных выпадов фарисеев лжи принадлежит деятелям советской культуры. Этой же благородной цели служат рисунки художника М. Абрамова, собранные в альбоме «В «свободном мире». Большой мастер политической карикатуры, М. Абрамов в своих зарисовках выступает и как сатирик, метким глазом фиксирующий «прелести» «свободного мира», высмеивающий и разоблачающий его. Сатира художника подкреплена меткими поэтическими строками С. Михалкова, С. Васильева, М. Владимова.
      Этот труд является несомненной творческой удачей авторов, которые, находясь за рубежом нашей Родины, увидели за мишурой и показным блеском капиталистического мира всю никчемность, безыдейность и фальшь апологетов так называемого «свободного мира».
      М. СТУРУА,
      журналист-международник

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.