НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Алексин А. А тем временем где-то... (повести). Иллюстрации - Аркадий Нечипоренко. - 1982

 

Анатолий Алексин (Анатолий Георгиевич Гоберман)
«А тем временем где-то...» (повести).
Иллюстрации - Аркадий Нечипоренко. - 1982 г.


DJVU


 

 

СОДЕРЖАНИЕ
А тем временем где-то...
Повесть Алика Деткина (очень страшная история)
Поздний ребёнок
Мой брат играет на кларнете (из дневника девчонки)
Фёдор Чапчахов. Светлый мир юности.

 



Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________

 

Скачать текст «Алексин А., повести»
в формате .txt - RAR

 

СВЕТЛЫЙ МИР ЮНОСТИ
      Светлый мир юности встаёт со страниц повестей и рассказов лауреата Государственных премий СССР и РСФСР и премии Ленинского комсомола Анатолия Алексина, мир, наполненный поэзией, романтическими порывами, первыми серьёзными жизненными открытиями, то радостными, то печальными. Как и во всём нашем «прекрасном и яростном» мире, здесь бушуют страсти, сталкиваются различные жизненные представления, возникают важные нравственные проблемы, решая которые герои писателя учатся быть достойными людьми, мужают, обретают нравственную и идейную стойкость.
      Можно, пожалуй, выделить характерную особенность прозы А. Алексина, объединяющую самые разные его произведения,— тонкое проникновение в духовную жизнь подростка, неустанное внимание к тем нравственным исканиям, которые определяют процесс становления личности юного героя. На небольшой площади короткой повести — излюбленный жанр писателя — разворачиваются подлинно драматические события, возникают коллизии, смысл которых волнует, а порой потрясает и юных и взрослых читателей.
      Героям А. Алексина чужда возрастная иерархия. Взрослые и подростки — равноправные партнёры в сюжете его произведений. Подчас не только старшие своим примером воздействуют на младших, подобно, скажем, отцу героя повести «Звоните и приезжайте!» — талантливому хирургу, скромному, отзывчивому и самоотверженному человеку. Бывает, что и поведение младших заставляет старших пересмотреть устоявшиеся взгляды и признать свою неправоту. Пройдёт много лет, и вышедшая на пенсию старая учительница Вера Матвеевна из повести «Третий в пятом ряду» с грустью признается себе, что не смогла распознать главпое в своём «трудном» ученике Ване Белове — постоянную готовность прийти на помощь людям. Ей станет ясной прямая связь между этой чертой характера мальчишки и героическим завершением его жизни...
      Молодая заведующая детсадом Алёна из той же повести, говоря о юных питомцах, чётко формулирует свой главный педагогический принцип: «Они должны уметь плакать... Не только тогда, когда расшибают коленку. Но и когда коленка болит у кого-то другого». Так же понимают свой долг, своё назначение и герои других повестей А. Алексина, те, кто повседневно имеет дело с таким тонким, чутким и трепетным материалом, каким является юная душа. Разглядеть в этой душе всходы истинной доброты, отзывчивости, самоотверженности, стремление участвовать в судьбе другого — в этом находят своё призвание и учительница Евдокия Савельевна («Безумная Евдокия»), и подвижники, рыцари детского театра, его актёры и режиссёры («Действующие лица и исполнители»)...
      Проявления «таланта человечности» бережно отмечает писатель в своих юных героях. Вот Сергей из повести «А тем временем где-то...». Впервые в жизни сталкивается он с несправедливостью и не может с ней примириться. Он обнаруживает внутреннюю силу, благородство и душевный такт, приходя на помощь к одинокой, оставленной близкими женщине. Ленька из «Позднего ребёнка» порой совершает нелогичные с общепринятой точки зрения поступки. Но им движет доброта и отзывчивость, искреннее желание помочь родным...
      В небольшом уральском городке, где оказались Дима Тихомиров и его мать Екатерина Андреевна (повесть «В тылу как в тылу»), как и во всей «стране огромной», вставшей на «смертный бой», люди жили одной мыслью, одним стремлением, выразившимся в словах, написанных на выцветших кусках материи или прямо на кирпичах: «Всё для фронта! Всё для победы!» Замёрзшие воробьи, валяющиеся на сером от золы снегу, холодные и полутёмные бараки, скудные пайки — эти выразительные штрихи воссоздают колорит времени, атмосферу тех нечеловеческих трудностей, преодолевая которые тыл беспрестанно ковал оружие грядущего разгрома врага. Колоссальное напряжение и самоотверженность подчёркнуты в главной детали скупого городского пейзажа: «Оборонный завод напоминал человеческий организм, атакуемый перегрузками, но не ослабевший: его сердцебиение было слышно всему городу днём и ночью».
      Вспоминая своё военное детство, главный герой пове-
      сти, уже ставший взрослым, точно и чётко определит то главное, что сплачивало всех: «Позже я понял: война не давала людям возможности и просто-напросто времени для проявления всех своих «разнокалиберных» качеств. На передовую позицию жизни выкатывались орудия главного калибра. Ими были каждодпевпая, будничная отвага и готовность жертвовать и терпеть. Люди становились чем-то похожи друг на друга. Но это не было однообразием и безликостью, а было величием».
      Наверное, самое трудное в литературе — раскрыть героическое в повседневном течении будней, передать величественный смысл так называемой «обыденности»...
      Повести и рассказы Анатолия Алексина населены добрыми и честными людьми. Его герои одухотворены благородными мыслями и чувствами. Наделённые «талантом человечности», они и в других пробуждают этот бесценный, столь необходимый обществу талант. Недавно А. Алексину была присуждена Международная премия социалистических стран имени М. Горького, которой отныне будут отмечаться лучшие произведения прозы, посвящённые юношеству.
      Фёдор ЧАПЧАХОВ

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru