ОГЛАВЛЕНИЕ
От авторов 3
Предисловие 4
I. О значении летающих игрушек 5
П. Летающие игрушки из бумаги 6
Стрела б
Голубь 9
Парабола 11
Простейшие планёры 18
Модель планёра авиамоделиста Ю. Шмидта 23
Рекордная модель планёра конструкции В. Яковенко 27
Бумажные самолёты 30
Вторая бумажная модель самолёта 33
Бумажная модель планёра конструкции А. Коваленского 37
Запуск и регулировка бумажных моделей планёров и самолётов 40
III. Летающие игрушки из бумаги, дерева и других материалов 44
Монах 44
Парашют 47
Парашют-стрела 53
Кукла-парашютист 54
Модель парашютной вышки 57
Деревянная модель планёра 61
Вторая деревянная модель планёра —
Муха 65
IV. Летающие игрушки с резиновыми моторами 69
Геликоптер 69
Бабочка 71
Комнатная модель самолёта 73
Вторая комнатная модель самолёта 77
V. Нелетающие модели 82
Модель самолёта «УТ-1» 82
Модель самолёта «ЦАГИ-25» 93
Модель дирижабля па причальной мачте 96
VI. Применение летающих игрушек 99
VП. Дальнейшая работа юных авиамоделистов 101
VIII. Приложения 109
ПРЕДИСЛОВИЕ
С каждым годом всё больше и больше пионеров и школьников увлекается постройкой летающих моделей — авиамоделизмом. Всё чаще и чаще ФАИ (Международная авиационная федерация) принуждена записывать в свои таблицы: рекорд принадлежит авиамоделистам СССР».
Но практика авиамодельной работы показала, что рекордные модели могут строить лишь те авиамоделисты, которые поработали в кружках 2-—3 года. Младшим же ребятам — октябрятам, школьникам первых классов начальной школы — ещё очень трудно самим строить летающие модели самолётов. А авиацией они интересуются, пожалуй, не меньше чем взрослые. Очень часто можно видеть такую картину — группа октябрят из стульев соорудила то, что они гордо называют <самолётом». Половая щётка заменяет пропеллер, жужжание же мотора легко воспроизводится самими ребятами. И вот ребята «летят на Северный полюс».
Но усидеть долго на одном месте ребята не в силах. Они вырезают из картона модельки самолётов; в середине зала мелом очерчивают круг. Чтобы круг больше походил на Северный полюс, на полу разложена вата.
Ребята по очереди бросают в круг свои самолёты. И сколько неподдельного восторга у тех, кто попал в цель; как же—его самолёт побывал на Северном полюсе! Многие герои-лётчики начинали свой авиационный путь таким именно образом.
Увлечение авиацией начиналось очень рано. Вот как вспоминал о своих детских годах Герой Советского Союза Анатолий Константинович Серов:
«Желание летать у меня появилось очень рано, в десять лет. Впервые я увидел аэроплан в журнале. Я решил по картинке сконструировать такой аппарат. Построил. Забрался на крышу дома и прыгнул... У меня и сейчас левая нога короче правой: это от первого полёта. Хорошо, что хоть живой остался...»
Или вот что пишет, например, Герой Советского Союза Михаил Михайлович Громов:
«..Ещё мальчишкой я с увлечением клеил змеи и модели аэропланов. Однажды я уничтожил семейную драгоценность — занавес из тончайших дранок японской работы. Лёгкие и прочные пластины понадобились мне для моделей. Дома, понятно, была неприятность, но аэроплан — игрушка вышел таким хорошим, что отец простил меня. Рассказы о лётчиках, авиационные картинки в журналах и на конфектных бумажках производили на меня огромное впечатление. А когда я впервые увидел в воздухе самолёт «Фарман-20», то окончательно решил стать лётчиком...»
Авторы настоящей брошюры постарались описать все интересные летающие игрушки, чтобы дать возможность и самым маленьким авиаторам самим строить «настоящие» летающие самолёты-планёры. Эти летающие игрушки позволят ребятам познакомиться поближе с настоящими самолётами, с тем как управляются самолёты в полёте, с названием основных частей. Летающие игрушки помогут будущим лётчиками конструкторам пройти первые шаги их авиационного пути.
Научившись строить летающие игрушки, ребята смогут в дальнейшем легко и быстро строить летающие модели планёров и самолётов.
Н. Бабаев и С, Кудрявцев
Москва, 26 марта 1939 а.
I. О ЗНАЧЕНИИ ЛЕТАЮЩИХ ИГРУШЕК
Бумажная летающая игрушка! Эка чем вздумали удивить! Вы дайте нам летающую модель самолёта, да такую, чтобы летала десятки километров, держалась в воздухе часами, — наверняка так скажут многие юные читатели. Нам понятны такие желания пионеров и школьников. Но для того, чтобы построить хорошо летающую модель самолёта, нужно многое знать и научиться обращению с простейшим инструментом»
Тем, кто ещё не умеет хорошо работать перочинным ножом, плоскогубцами, кусачками, рубанком, кто ещё не знает основных законов движения тел в воздухе, тем придётся несколько повременить с постройкой летающей модели самолёта.
Значит ли это, что таким ребятам совсем не стоит и мечтать 1юка о летающих моделях? Конечно, нет! Они вполне могут строить и успешно строить многочисленные летающие игрушки.
Летающая игрушка это простейшая летающая модель. Игрушки летают, их полётом можно управлять, сделать их очень просто, материалы и инструмент несложны. Времени на изготовление любой игрушки нужно совсем немного — полчаса или час.
Игрушки могут строить не только пионеры старших классов: они доступны и октябрятам и школьникам младших классов.
Не надо забывать об игрушках и нашим старшим авиамоделистам. Они обязаны привлекать к изучению авиационной техники своих младших товарищей и игрушки будут служить им хорошим средством приобщения младших ребят к авиации.
Нельзя забывать и о занимательности летающих игрушек. Их можно применять во всякого рода играх и состязаниях и использовать как средство осуществления на практике лозунга Осоавиахима «каждой школе, пионеротряду—кружок авиамоделистов».
Нужно только всегда помнить, что правильное использование игрушек зависит, в первую очередь, от педагогов, октябрят-ских вожатых, руководителей авиамодельных кружков и актива авиамоделистов.
II. ЛЕТАЮЩИЕ ИГРУШКИ ИЗ БУМАГИ
Прежде чем строить летающую игрушку, нужно знать, каким инструментом и из какого материала её строить.
Инструмент (фиг. 1). Основным инструментом для постройки игрушек из бумаги являются обыкновенные ножницы. Подсобными инструментами служат линейка и треугольник с миллиметровыми делениями, циркуль, кисть и чёрный мягкий карандаш (№ 2).
Прибор для откладывагния и измерения углов называется транспортиром (фиг. 2).
Прямой угол можно построить при помощи циркуля и линейки. Для этого нужно провести прямую линию, на которой отметить точки А и А (фиг. 2). Затем из этих точек циркулем сделать засечки и места пересечений засечек соединить прямой линией, которая образует с линией А— прямые углы.
Материалы Материалом для постройки авиаигрушек служат старые тетради, старые чертежи, бухгалтерские карточки, обрезки рисовальной бумаги. Необходимо также иметь канцелярские скрепки, клей и краски.
|