На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

«Волоколамское шоссе»

Александр Альфредович Бек

«Волоколамское шоссе»

Илл.— Ю. Гершкович

*** 1982 ***


DjVu



Сделала и прислала Светлана Сибирцева.
_________________

В книге рассказывается о легендарной Панфиловской дивизии, которая в тяжелых боях осенью и зимой 1941 года удерживала врага на подступах к Москве. Героем книги является старший лейтенант Баурджан Момыш-Улы. Его пехотный батальон часто оказывался отрезанным от основных частей, сражался в окружении, но снова прорывался к своим, нанося большой урон врагу. — С. С.



Сохранить как FB2: bek-volokolam.fb2
  …как TXT: bek-volokolam.txt

 

      СОДЕРЖАНИЕ

      И. Козлов. Сурово, мужественно, правдиво 5

      Повесть первая

      Человек, у которого нет фамилии 13
      Страх 19
      Судите меня! 26
      Не умирать, а жить! 33
      Генерал Иван Васильевич Панфилов 40
      Три месяца назад 49
      Лошадь Лысанка и лошадиная история 57
      Табачный марш 64
      «Плохо, товарищ Момыш-Улы!» 72
      Попробуйте сразитесь с нами! 82

      Повесть вторая

      Накануне боя 91
      Один час с Панфиловым 96
      Бой на дороге 107
      «Ты отдал Москву!» 119
      Еще один бой на дороге 127
      Двадцать третье октября 138
      Двадцать третье октября. На исходе дня 154
      Мы здесь! 166
      В доме лесника 181
      Восемьдесят семь 191
      Утро 202
      У скрещения дорог 208
      Винтовочка, винтовочка, не выручишь ли ты нас? 216
      В Волоколамске у Панфилова 226

 

      СУРОВО, МУЖЕСТВЕННО, ПРАВДИВО

Ни одно историческое событие в жизни нашей Советской Родины не породило о себе такую литературу, как Великая Отечественная война. О ней создано огромное множество произведений во всех жанрах — от рассказа до эпопеи и от небольшого лирического стихотворения до поэмы опять же эпического характера. Воистину это большая литература и по количеству произведений, а главное — по своему идейно-художественному звучанию.
      Казалось бы, время будет притушевывать тему ратного подвига народа в огневые сороковые, ведь каждому историческому периоду присущи свои особые задачи и проблемы, на освоение которых время отдает властный приказ художникам слова. Но нет. Тема эта не затухает. Показывая созидательный труд человека наших дней, величие дел современника, раскрывая его высокий нравственный облик, писатели по-прежнему считают своим важнейшим, святым долгом изображение справедливой освободительной войны, героя, защитившего от фашизма правое дело социализма, спасшего от коричневой чумы человечество всей планеты.
      Можно без преувеличения сказать, что писатели не могут не писать о нашей Великой справедливой войне, а читатели не могут не читать о ней. Такие произведения о героическом прошлом звучат современно, они воспитывают в людях гражданственность, патриотизм, благородство чувств, учат самоотверженному выполнению своего долга в обществе — словом, учат достойно жить.
      Подчеркивая значение произведений, правдиво и впечатляюще раскрывающих подвиг народа в Великой Отечественной войне, роль их в формировании личности, Леонид Ильич Брежнев говорил на XXV съезде КПСС, что вместе с героями таких «романов, повестей, фильмов, спектаклей участники войны как бы снова проходят по горячему снегу фронтовых дорог, еще и еще раз преклоняясь перед силой духа живых и мертвых своих соратников. А молодое поколение чудодейством искусства становится сопричастным подвигу его отцов или тех совсем юных девчат, для которых тихие зори стали часом их бессмертия во имя свободы Родины. Таково подлинное искусство. Воссоздавая прошлое, оно воспитывает советского патриота, интернационалиста».
      К произведениям высокого патриотического звучания относится и «Волоколамское шоссе» Александра Альфредовича Бека (1903 — 1972) — одна из лучших книг литературы о Великой Отечественной.
      «Волоколамское шоссе» состоит из четырех повестей, каждая из которых во время своего первого появления в свет имела отдельное название: «Панфиловцы на первом рубеже» (1943), «Волоколамское шоссе» (1944), «Несколько дней», «Резерв генерала Панфилова» (обе — 1960), но затем, когда они были объединены под одним названием — в 1962 году, — автор дал им просто перечислительное наименование: повесть первая, повесть вторая и т. д. В данное издание книги входят две первые повести.
      Жанр произведения в точном смысле слова автором обозначен не был, и «Волоколамское шоссе» осталось в литературе как цикл повестей о панфиловцах, как книга-тетралогия, хотя в общежитии ее иногда называют романом.
      «Волоколамское шоссе»... Название довольно точно определяет и смысл изображаемого в книге события, и его географию, и время действия. Это бои под Москвой осенью 41-го года на Волоколамском направлении. Пробив танковым тараном в начале октября оборону советских войск на Западном фронте, фашисты вышли на дальние подступы к нашей столице, а потом и на ближние. Это были неимоверно тяжелые и сложные для страны дни. Враг еще был силен, он рвался вперед, не считаясь ни с какими потерями ни в людях, ни в технике. Гитлер даже намечал дату, когда немецкие полчища промаршируют по улицам поверженной Москвы. Фашисты завезли на московскую землю красный камень, из которого намеревались соорудить монумент в честь своей победы. В их расчетах было учтено все, за исключением разве только одного, но необычайно существенного — силы духа советских солдат и офицеров, их способности к сопротивлению, готовности скорее умереть всем до одного, чем сдать свою столицу. В битве за Москву, и именно на том направлении и в той дивизии, о которых повествуется в «Волоколамском шоссе», прозвучали во время отражения танковой атаки врага знаменитые слова политрука Василия Клочкова-Диева: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва». Здесь стояли насмерть 28 легендарных гвардейцев-панфиловцев и было совершено множество других подвигов.
      Битва за Москву является величайшим сражением всей Отечественной войны. Много лет спустя после поражения фашистской Германии выдающийся полководец советской эпохи маршал Г. К. Жуков, руководивший обороной Москвы, напишет в своей книге «Воспоминания и размышления»:
      «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву.
      В суровых, зачастую в чрезвычайно сложных и трудных условиях наши войска закалялись, мужали, набирались опыта и, получив в свои руки даже минимально необходимое количество технических средств, из отступающей, обороняющейся силы превратились в мощную наступательную силу...
      Выражая глубокую благодарность всем участникам битвы, оставшимся в живых, я склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины, столице, городу-герою Москве Мы все в неоплатном долгу перед ними».
      Тетралогия «Волоколамское шоссе» в известной мере своеобразная оплата этого неоплатного долга: художественное увековечивание памяти героев.
      Во время событий, изображенных А. Беком, наша армия являлась еще силой обороняющейся, сдерживающей. Пафос повести — «Ни шагу назад!», геройское отстаивание каждой пяди советской земли, пафос рождения победы, которая вскоре — в начале декабря 41-го года — принесет большую радость армии, всем советским людям, развеет миф о непобедимости гитлеровских войск.
      Александр Бек был очевидцем и участником Московской битвы. Задумывая написать о ней книгу, он обратил свой взор на 316-ю стрелковую дивизию, которая была сформирована в Казахстане, в Алма-Ате, сражалась на Волоколамском направлении; командовал ею генерал-майор И. В. Панфилов. 316-я, ставшая впоследствии 8-й гвардейской, входила в состав 16-й армии, во главе которой стоял уже тогда прославленный полководец К. К. Рокоссовский. В армию входили также 9-я гвардейская сибирская дивизия, гвардейский конный корпус генерала Доватора, 1-я гвардейская танковая бригада генерала Катукова и другие соединения. Любое из них могло дать писателю прекрасный «материал» для книги. Но так получилось, что лучше других он узнал 8-ю гвардейскую, ее людей, ее дела.
      Цель писателя состояла не в том, чтобы написать историю боевых действий дивизии; цель его, художника, заключалась в том, чтобы показать становление героического характера, мужание человека в бою, обретение им умения воевать, иными словами — раскрыть рождение и развитие в человеке в шинели идейно-нравственных и профессиональных качеств воина-победителя.
      Особенность А. Бека-художника в том, что главный герой его произведений непременно имеет прототипа — натуру яркую, колоритную. Такого человека он встретил в 316-й дивизии — командира батальона старшего лейтенанта Баурд-жана Момыш-Улы. «Резкий, властный сын Востока», — записал Бек свое впечатление об этом офицере. Прототипом другого основного героя стал у него командир дивизии генерал И. В. Панфилов. Оба они — и Момыш-Улы и Панфилов — выступают в книге под своими собственными именами. Это обстоятельство, а также почти документально точное описание боев, что вел батальон и вся дивизия, наводят на мысль, что «Волоколамское шоссе» — произведение документально-художественного жанра. И сам автор словно бы настраивает читателя на подобное мнение. «В этой книге я всего лишь добросовестный и прилежный писец», — предваряет он свое повествование о герое, о панфиловцах, о времени.
      Бесспорно, в «Волоколамском шоссе» немало документального, более того, оно создано на документальной основе. И однако же относить книгу к художественной документалистике не следует, она явление чисто художественного жанра. Тем более неправильно видеть в авторе «добросовестного и прилежного писца», лишь копирующего натуру. Его самопризнание о «писце» не более, чем литературный прием. Книга Беком не записана со слов Момыш-Улы, а написана с его слов. И не фотография офицера предстает на ее страницах, а художественный образ литературного героя.
      В заключительной — четвертой — повести есть такие слова, обращенные автором к герою: «Мой грозный Баурджан, ты верен себе, характеру, что создан под пером, создан вниманием и воображением» (Разрядка моя. — И К.).
      На страницах тетралогии, в ее эмоциональной атмосфере — грозный грохот боев, трепет человеческого сердца, высокий порыв чувств. В ней переживания и ощущения человека, видевшего войну собственными глазами. Вспомним хотя бы описание психологического состояния Момыш-Улы, его диалог с собственной совестью в сцене расстрела труса Барамбаева, одной из наиболее жестоких сцен произведения. Да, жестоких, но такова война — самое жестокое дело людей на земле. И войну Бек показывает такой, какой она была на самом деле. Книга его правдивая, суровая, мужественная.
      Не могу не привести здесь мнения о «Волоколамском шоссе» одного из самых лучших наших военных писателей — Константина Симонова. «Когда я впервые читал эту книгу, — пишет он, — главным чувством было удивление перед ее непобедимой точностью, перед ее железной достоверностью. Я был тогда военным корреспондентом и считал, что я знаю войну. Я не знал по довоенному времени имени Бека и не знал его судьбы во время войны, но когда я прочитал эту книгу, я с удивлением и завистью почувствовал, что ее написал человек, который знает войну достоверней и точнее меня и который умеет вытянуть из людей войны подробности столь удивительной точности, что невольно закрадывается мысль, что вызвать на такие подробности человека может только тот, кто знает не хуже этого человека все тончайшие подробности дела, о котором идет речь. А дело это — война».
      Трудно судить, в какой степени Бек отступил от подлинности того или иного факта, насколько «приписал» героям свое, но созданные им образы жизненны, правдивы. В героях — я, естественно, говорю о героях положительных — выражены лучшие качества советского солдата: горячая любовь к Родине, ненависть к врагу, стойкость, готовность к самопожертвованию. Это настоящие люди. Ими нельзя не гордиться. Их нельзя не любить.
      Своих героев А. Бек изображает почти исключительно в одном ракурсе — в выполнении ими своего солдатского долга. Сейчас это может показаться несколько односторонним, но таков замысел писателя и такова была правда того времени, когда ни о чем другом, кроме как выстоять, победить, не хотелось и думать. Говорю это с тем большей убежденностью, что сам был участником тех грозных событий 41-го года под Москвой. Попутно следует отметить, что подобный ракурс изображения сам по себе довольно объемный, человеческий характер может предстать в нем с разных сторон.
      Ум и сердце Момыш-Улы заняты исключительно стремлением победить врага. Он живет — именно живет! — мыслью, как научить подчиненных воевать по всем правилам современного боя, как воспитать в них беспрекословное повиновение приказу, то есть дать им то «высшее военное образование», когда истинно солдатское становится не только профессией, нужной от времени до времени, а сутью натуры. Он словно бы отстраняется от всего, что может отвлечь его от осуществления этой главной и почти единственной задачи. Даже на природу Момыш-Улы смотрит по-особому, глазами военного профессионала. Потому в книге почти отсутствует пейзаж.
      «Не ожидайте от меня живописания природы, — говорит он в одной из сцен. — Я не знаю, красив или нет был расстилавшийся перед нами вид.
      По темному зеркалу, как говорится в топографии, неширокой медлительной Рузы распластались большие, будто вырезанные, листья, на которых летом цвели, наверное, белые лилии. Может быть, это красиво, но я для себя засек: дрянная речонка, она мелка и удобна противнику для переправы».
      Одна из отличительных особенностей натуры Момыш-Улы — острый, аналитический ум. Он постоянно ищет все новые тактические приемы, стремится избежать шаблона, боевая операция для него — это творчество. Его характеру в высшей степени свойственны такие качества, как умение всесторонне разобраться в том или ином явлении боевой жизни, добраться до его корней, беспощадно и прямо посмотреть на ошибки подчиненных и свои собственные, чтобы не повторить их.
      Баурджан Момыш-Улы — типичный представитель передовых офицеров Красной Армии, сыгравших в ту грозную пору важную роль в победе над врагом.
      Любовно написан автором и другой основной герой произведения — генерал И. В. Панфилов. В архиве писателя хранятся заметки, сделанные в процессе работы над «Волоколамским шоссе», в одной из них сказано: «Панфилов — лучшее, что у нас есть». Эти слова могут быть смысловым и эмоциональным ключом к образу. Все красиво в этом человеке от располагающей к себе внешности до вызывающей уважение внутренней интеллигентности. Никогда не оскорбит он человеческое достоинство подчиненного. В характере его есть что-то от прославленного русского полководца Суворова — может быть, любовь к солдату, забота о нем. Суворовское в образе Панфилова подчеркнуто и афористичностью его речи: «Не торопись умирать — учись воевать», «Солдат умом должен воевать», пехоту надо «беречь не словами, а действиями, огнем». В нем жесткая требовательность хорошо уживается с человеческой сердечностью, суровость — с добротой. Суров он по железной необходимости войны, добр по призванию человека.
      Панфилов коммунист. Из таких генералов в ходе Великой Отечественной вырастали военачальники крупного масштаба, выдающиеся полководцы.
      По-своему интересны образы второстепенных действующих лиц — лейтенантов Донских и Брудного, капитана Шилова, политрука Бозжанова, рядовых Мурина, Блохи... Они, как и другие герои повестей, проходят суровую школу войны. Проходят вместе и, однако, — каждый по-своему. Это различие в судьбах должно быть отмечено особо, потому что оно-то и создает многообразие характеров героев, то есть художественное богатство произведения.
      Книга Александра Бека «Волоколамское шоссе» прожила не малую жизнь. Она переведена на языки народов СССР, много раз переиздавалась, завоевала огромные массы читателей в стране. Широко известна она и за рубежом. Об успехе ее, например, среди кубинских читателей свидетельствует Сергей Сергеевич Смирнов в своих путевых очерках «Поездка на Кубу» (поездка его состоялась зимой 1960 — 1961 года) Рауль Кастро, один из вождей и героев кубинской революции, родной брат Фиделя Кастро, говорил Смирнову: «...Самой любимой книгой наших офицеров и солдат стало «Волоколамское шоссе» Александра Бека — оно выдержало у нас уже несколько изданий. Ведь для нас это не только талантливое художественное произведение, а и настоящий учебник жизни. Там так хорошо показано превращение гражданских людей в настоящих военных, в боевых солдат. Мы взяли эту книгу на вооружение, и каждый командир роты обязан иметь ее при себе вместе с уставом, изучать и читать вслух бойцам».
      Блистательная аттестация!
      Патриотизму, мужеству, самоотверженности учит эта книга и советских людей. И ей предопределена еще долгая и долгая жизнь.


      И. Козлов

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.