На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

«Альпийская баллада», «Пойти и не вернуться», 1981

Василь Быков

«Альпийская баллада»
«Пойти и не вернуться»

Илл.— И. Ушаков, В. Смирницкий

*** 1981 ***


DjVu



Сделала и прислала Светлана Сибирцева.
_________________

В повести белорусского писателя Василя Быкова «Альпийская баллада» говорится о войне и о любви. На немецком военном заводе в Австрии, где работал советский военнопленный Иван вместе с другими узниками концлагеря, произошёл взрыв бомбы. В общей суматохе Ивану удалось бежать в горы в надежде найти партизан. В лесу он встретил девушку-итальянку по имени Джулия, которая также была узницей лагеря и работала на заводе. С трудом уйдя от погони, они продолжили путь вдвоём. Среди красоты альпийских лугов Иван и Джулия полюбили друг друга, забыв об ужасах войны и плена. Но их счастье продолжалось недолго. Собачий лай и звуки погони заставили их вернуться к реальности. Скорее всего, их выдал немцам старик-австриец, накануне повстречавшийся на их пути. Увидев приближающихся разъярённых собак, Иван бросил Джулию в пропасть, надеясь, что она упадёт на снег и выживет. Но сам он уйти не успел...
      Героиней повести «Пойти и не вернуться» является молодая партизанка Зоська Норейко. Простая белорусская девчонка жила с матерью и мечтала стать воспитательницей в детском саду. Но война круто изменила жизнь Зоськи, заставив её заняться опасным делом — стать связной в партизанском отряде. Идя на задание, Зоська трусит, как всякий нормальный человек. Но больше страха темноты и одиночества Зоську мучает страх провалить задание, подвести людей, надеющихся на неё...

      * * *

      По повести «Альпийская баллада» в 1965 году на киностудии «Беларусьфильм» режиссёром Борисом Степановым был снят одноимённый чёрно-белый художественный фильм. Помню, смотрела его в детстве по телевизору. — С. С.



Сохранить как TXT: bykov-povesti.txt

 

      СОДЕРЖАНИЕ

      Альпийская баллада 3
      Пойти и не вернуться 125
      В. Оскоцкий. О доблестях, о подвигах, о славе 285

 

 

      О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ

      Есть на Украине, на Кировоградчине, братская могила, одна из многих, оставленных здесь Великой Отечественной войной. Среди имен погребенных в ней солдат и командиров значится и имя лейтенанта Василия Быкова...
      Лейтенант Быков, по счастью, не погиб. С простреленной ногой он успел выползти из хаты, временно приютившей раненых, всего за несколько минут до того, как ее разрушили фашистские танки. Став потом писателем Василем Быковым, он расскажет об этих январских днях 1944 года под Кировоградом в одной из повестей, герою которой даст пережить многое из того, что пережил сам. Поистине, как писал Чингиз Айтматов в приветственном слове к 50-летию писателя, трудно «отделаться от мысли, что судьба сберегла нам Василя Быкова, чтобы он, пройдя горнило войны, выстрадав сполна горькое лихолетье партизанской Белоруссии, сказал бы в послевоенной литературе свое сокровенное, неповторимое, преисполненное беспощадной правды и сыновней боли слово от имени всех тех тогдашних восемнадцатилетних солдат, коим выпало, пожалуй, самое трудное — трагическая и героическая доля».
      Василя Быкова называют писателехМ одной темы. За исключением самых ранних прозаических опытов, относящихся к поре литературного ученичества, все, что написано им, посвящено Великой Отечественной войне, повествует «о доблестях, о подвигах, о славе» советского воина, фронтовика или партизана. А написано им четырнадцать повестей: «Журавлиный крик» (1959 г.), «Фронтовая страница» (1960 г.), «Третья ракета» (1961 г.), «Альпийская баллада» (1963 г.), «Западня» (1964 г.), «Мертвым не больно» (1966 г.), «Атака с ходу» (1968 г.), «Круглянский мост» (1969 г.), «Сотников» (1970 г.), «Обелиск» (1972 г.), «Дожить до рассвета» (1972 г.), «Волчья стая» (1974 г.), «Его батальон» (1976 г.), «Пойти и не вернуться» (1978 г.), а также более десяти рассказов, включая такие новеллистические шедевры, как «Четвертая неудача» или «Проклятье», пьеса «Решение» (1972 г.), киноповесть «На восходе солнца» (1975 г.), несколько сценариев для фильмов-экранизаций. Что и говорить, отнюдь не мало для двадцати лет творческих исканий, которые по всем «параметрам» справедливо можно назвать плодотворными. Но дело, конечно же, не просто в количестве...
      Начиная с «Журавлиного крика», каждая из повестей Василя Быкова становилась событием в литературной жизни страны, неизменно приковывала к себе заинтересованное, пристрастное внимание читателей и критики, нередко вызывала жаркие споры и дискуссии, острые столкновения самых противоположных мнений и оценок Ничего удивительного: честная и мужественная проза писателя не из той, которая оставляет безучастным. Всегда до предела напряжено в ней сюжетное действие, сжатое в пространстве и уплотненное во времени, до высшей точки кипения доведены столкновения героев, взнесенных на вспененный гребень драматического конфликта, к решающей черте жизни и смерти. К той крайней черте, когда в полную меру и до конца неудержимо, беспримесно проявляются вся духовная сущность человека, вся его сила или слабость, все лучшее или худшее в нем.
      Суровый счет войны, которым Василь Быков неукоснительно выверяет духовные ценности человека, твердость его идейных позиций и прочность морально-этических принципов вернее всего определить понятием нравственного максимализма. В основе его лежит стойкое убеждение писателя в том, что не существует в жизни малой или большой лжи, малой или большой подлости, — есть просто подлость и ложь, которые в любых своих проявлениях и размерах недостойны человека, означают его неминуемое падение, необратимо ведут к предательству. Именно так происходит все в повести «Пойти и не вернуться» с Антоном Голубиным, чье малодушие шаг за шагом оборачивается откровенным шкурничеством, заскорузлый эгоизм — открытыми преступлениями.
      Столь же истово верит писатель и в то, что нельзя откладывать на потом добрые и честные поступки, благородные и мужественные деяния, — их надо спешить совершать всегда и во всем, чего бы это ни стоило. Так, как совершает их в «Альпийской балладе» Иван Терешка, на краю собственной гибели спасая жизнь Джулии, которая спустя годы после Победы скажет высокие, вдохновенные слова благодарности «всем — родившим, воспитавшим и знавшим Человека, истинно русского по доброте и достойного восхищения по своему мужеству»...
      Собственно, эти слова мы вправе отнести и ко многим другим героям быковской прозы, которые, подобно Зосе Нарейке из повести «Пойти и не вернуться», ярко воплощают черты народного характера, олицетворяют величие героического подвига, безотказную верность своему воинскому делу, гражданскому и патриотическому долгу. В неистребимой силе их действенного гуманизма, противостоящего человеконенавистничеству фашизма, в идейной убежденности и высоте морали мы находим актуальный ответ на вопрос о нравственных уроках войны и духовных предыстоках нашей Великой Победы. И еще о том, как много значит для нас, сегодняшних, неослабная память войны, воплощенная в идеях и образах современной «военной прозы», к лучшим художественным образцам которой мы вправе отнести произведения Василя Быкова.


      В. Оскоцкий

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.