На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Вишнёвый сад

Антон Павлович Чехов

«Вишнёвый сад»

Илл.— Борис Владимирович Иогансон

*** 1944 ***


PDF



Сделала и прислала Светлана Сибирцева.
_________________

Пьеса «Вишнёвый сад» — это последнее произведение, написанное А.П. Чеховым за год до своей смерти. Действие происходит в России в конце XIX – начале XX века, на стыке эпох, когда на смену старым феодальным отношениям приходит капитализм, и новые хозяева жизни начинают теснить дворянство. В центре повествования судьба старинной дворянской семьи Раневских, когда-то богатой, а теперь разорившейся и вынужденной продать своё имение за долги и уехать за границу. Особенно жалко им расставаться с вишнёвым садом, с которым связано столько тёплых воспоминаний, а теперь новые хозяева собираются вырубить старый сад, так как их больше интересует земля под ним. Вот так под стук топоров в финале пьесы уходит эпоха помещичьего дворянства. «Вишнёвый сад» в советское время проходили в 9 классе. — С. С.



Сохранить как FB2: chehov-vsad.fb2
  …как TXT: chehov-vsad.txt

Послушать: «Вишнёвый сад» МХАТ им. Горького, 1949 г.

 

 

      ПРЕДИСЛОВИЕ
     
      «Вишневый сад» — последняя пьеса Чехова и в то же время последнее его литературное произведение. Антон Павлович работал над пьесой в течение почти всего 1903 года; в 1904 году 17 января старого стиля, в день рождения Чехова, состоялось первое представление «Вишневого сада» в Московском Художественном театре. К этому же дню было приурочено празднование двадцатипятилетия литературной деятельности Чехова, и друзья, правда с большим трудом, уговорили его приехать в театр на юбилейное торжество, вылившееся в горячее чествование любимого писателя. В это время Чехов был уже тяжело болен. Вскоре он уехал лечиться за границу, на курорт Баденвейлер, где скончался 15 июля 1904 года.
      Однако если не знать, при каких обстоятельствах создавался «Вишневый сад», то ни за что не скажешь, что пьесу писал тяжело больной человек. Правда, давалась она Чехову не легко. Несколько раз он ее переделывал от начала до конца и в письме к В. И. Немировичу-Данченко, возглавлявшему МХТ, жаловался: «Пишу по четыре строчки в день и те с нестерпимым мучением». Несомненно, что причиной этого была отчасти одолевавшая Антона Павловича болезнь. Но на характере пьесы она никак не отразилась. Напротив, ни в одной из крупных пьес Чехова — «Иванов», «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры» — нет такой насыщенности юмором, как в «Вишневом саде». Здесь и отдельные смешные эпизоды, и забавные положения, и персонажи, от начала до конца выдержанные в юмористическом тоне, как, например, Епи-ходов с его «двадцатью двумя несчастьями» или помещик Снмеонов-Пнщнк.
      Более того: Чехов всю пьесу в целом считал комедией. Между тем МХТ, создавший из «Вишневого сада» изумительный по тонкости и красоте исполнения спектакль, истолковал это произведение Чехова как драму.
      Это расхождение между автором и театром в толковании «Вишневого сада» возникло, повидимому, потому, что они по-разному оценивали те страдания, слезы и печали, которые выпадают на долю выведенных в пьесе героев. Театр принимал их всерьез, а Чехов не придавал им такого серьезного значения.
      Что составляет главное содержание «Вишневого сада»? — Умирание, уход с жизненной сцены определенного общественного слоя, ликвидация «дворянского гнезда» с его обитателями: Раневской, Гаевым и др. Этот процесс, естественно, сопровождается страданиями его жертв, причем жертвы эти отнюдь не злодеи, а самые обыкновенные люди, не лишенные привлекательных черт. Например, Раневская очень милый человек. Она добра, ласкова, бескорыстна, отзывчива, готова поделиться последним с первым встречным, кто обратится к ней с просьбой о помощи. В пьесе она нередко плачет, тоскует, точно так же как и многие другие персонажи «Вишневого сада».
      Однако переживания Раневской или Гаева — это не та драма, в которой мы сочувствуем печали страдающего человека потому, что сочувствуем его делу, его стремлениям и борьбе. Это только личная драма. Да и сами герои пьесы по сути недостаточно глубоко относятся к постигающим их бедам.
      Вот почему Чехов насытил смехом эту картину ликвидации отжившего. Им руководило в данном случае верное и здоровое социальное чутье. Ведь мир, нарисованный в пьесе, — это был мир, давно себя переживший, исторически осужденный и только тормозивший поступательное движение жизни, ее прогрессивное развитие.
      МХТ, усилив минорные тона пьесы, подчеркнув общий лирический ее колорит, не вышел за пределы того права толковать по-своему драматические произведения, которое сам Чехов признавал за театром.
      Артистка МХТ Бутова вспоминает, что однажды, когда ей дали роль Анисьи из «Власти тьмы» Толстого, Чехов сказал:
      — Трудная роль, трудная. Как вы ее сыграете?
      И, когда она сказала, что боится автора, его величины, возразил:
      — А вы не бойтесь автора никогда. Актер — свободный художник. Вы должны создавать образ совершенно особый от авторского...
      При постановке МХАТ других пьес Чехова также бывали случаи, когда актеры расходились с автором в толковании тех или иных его героев. Чехов, например, прямо говорил, что К. С. Станиславский в «Чайке» играет превосходно, но не то лицо, которое он себе представлял.
      То же случилось и с «Вишневым садом». Не соглашаясь с замыслом режиссеров МХТ, Чехов не мог, однако, не оценить замечательной работы театра над его пьесой.
      С полной силой как в самой пьесе, так и в постановке ее на сцене была выражена та мечта благородных и чистых русских людей о новой прекрасной жизни, которая является общей для основных чеховских пьес. Возглас, с которым Трофимов покидает вишневый сад: «Здравствуй, новая жизнь!», выражал чувство великого русского писателя, всем споим творчеством призывавшего к борьбе с рутиной, с устарелыми, обветшавшими формами жнзни, как бы ни были они привычны, милы или даже красивы, во имя жизни новой, светлой и справедливой, которая пусть не скоро, но непременно должна наступить.

      А. Дерман

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.