НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Сказка о потерянном времени. Иллюстрации - В. Чижиков. - 1978 г.

Евгений Львович Шварц и др. «Волшебные краски».
Сказки советских писателей.
Иллюстрации - В. Чижиков. - 1978 г.


Шварц Е. «Сказка о потерянном времени»
Романченко О. «Витя в стране Лодырантии»
Катаев В. «Дудочка и кувшинчик»
Пантелеев Л. «Две лягушки»
Носов Н. «Бобик в гостях у Барбоса»
Лебедев В. «Бобриная правда»
Дурова Н. «Пегая Фомка»
Кириллова А. «Проделки злой отметки Единицы»


DJVU


 

 

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________

 

 

 

      Жил-был мальчик, по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал, и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению.
      – Успею! – говорил он в конце первой четверти. – Во второй вас всех догоню.
      А приходила вторая – он надеялся на третью. Так он опаздывал да отставал, отставал да опаздывал и не тужил. Всё «успею» да «успею».
      И вот однажды пришёл Петя Зубов в школу, как всегда с опозданием. Вбежал в раздевалку. Шлёпнул портфелем по загородке и крикнул:
      – Тётя Наташа! Возьмите моё пальтишко!
      А тётя Наташа спрашивает откуда-то из-за вешалок:
      – Кто меня зовёт?
      – Это я. Петя Зубов, – отвечает мальчик.
      – А почему у тебя сегодня голос такой хриплый? – спрашивает тётя Наташа.
      – А я и сам удивляюсь, – отвечает Петя. – Вдруг охрип ни с того ни с сего.
      Вышла тётя Наташа из-за вешалок, взглянула на Петю, да как вскрикнет:
      – Ой!
      Петя Зубов тоже испугался и спрашивает:
      – Тётя Наташа, что с вами?
      – Как что? – отвечает тётя Наташа. – Вы говорили, что вы Петя Зубов, а на самом деле вы, должно быть, его дедушка.
      – Какой же я дедушка? – спрашивает мальчик. – Я – Петя, ученик третьего класса.
      – Да вы посмотрите в зеркало! – говорит тётя Наташа.
      Взглянул мальчик в зеркало и чуть не упал. Увидел Петя Зубов, что превратился он в высокого, худого, бледного старика. Выросла у него седая окладистая борода, усы. Морщины покрыли сеткою лицо.
      Смотрел на себя Петя, смотрел, и затряслась его седая борода.
      Крикнул он басом:
      – Мама! – и выбежал прочь из школы.
      Бежит он и думает:
      «Ну уж если и мама меня не узнает, тогда всё пропало».
      Прибежал Петя домой и позвонил три раза.
      Мама открыла ему дверь.
      Смотрит она на Петю и молчит. И Петя молчит тоже. Стоит, выставив свою седую бороду, и чуть не плачет.
      – Вам кого, дедушка? – спросила мама наконец.
      – Ты меня не узнаёшь? – прошептал Петя.
      – Простите – нет, – ответила мама.
      Отвернулся бедный Петя и пошёл куда глаза глядят.
      Идёт он и думает:
      – Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться. Настоящие старики – те или доктора, или мастера, или академики, или учителя. А кому я нужен, когда я всего только ученик третьего класса? Мне даже и пенсии не дадут – ведь я всего только три года работал. Да и как работал – на двойки да на тройки. Что же со мною будет? Бедный я старик! Несчастный я мальчик! Чем же всё это кончится?
      Так Петя думал и шагал, шагал и думал, и сам не заметил, как вышел за город и попал в лес. И шёл он по лесу, пока не стемнело.
      «Хорошо бы отдохнуть», – подумал Петя и вдруг увидел, что в стороне, за ёлками, белеет какой-то домик. Вошёл Петя в домик – хозяев нет. Стоит посреди комнаты стол. Над ним висит керосиновая лампа. Вокруг стола – четыре табуретки. Ходики тикают на стене. А в углу горою навалено сено.
      Лёг Петя в сено, зарылся в него поглубже, согрелся, поплакал тихонько, утёр слёзы бородой и уснул.
      Просыпается Петя – в комнате светло, керосиновая лампа горит под стеклом. А вокруг стола сидят ребята – два мальчика и две девочки. Большие окованные медью счёты лежат перед ними. Рабята считают и бормочут.
      – Два года, да ещё пять, да ещё семь, да ещё три… Это вам, Сергей Владимирович, а это ваши, Ольга Капитоновна, а это вам, Марфа Васильевна, а это ваши, Пантелей Захарович.
      Что это за ребята? Почему они такие хмурые? Почему кряхтят они, и охают, и вздыхают, как настоящие старики? Почему называют друг друга по имени-отчеству? Зачем собрались они ночью здесь, в одинокой лесной избушке?
      Замер Петя Зубов, не дышит, ловит каждое слово. И страшно ему стало от того, что услышал он.
      Не мальчики и девочки, а злые волшебники и злые волшебницы сидели за столом! Вот ведь как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну. И вот поймали волшебники Петю Зубова, и ещё одного мальчика, и ещё двух девочек и превратили их в стариков. Состарились бедные дети, и сами того не заметили – ведь человек, напрасно теряющий время, не замечает, как стареет. А время, потерянное ребятами, – забрали волшебники себе. И стали волшебники малыми ребятами, а ребята – старыми стариками.
      Как быть?
      Что делать?
      Да неужели же не вернуть ребятам потерянной молодости?
      Подсчитали волшебники время, хотели уже спрятать счёты в стол, но Сергей Владимирович, главный из них, – не позволил. Взял он счёты и подошёл к ходикам. Покрутил стрелки, подёргал гири, послушал, как тикает маятник, и опять защёлкал на счётах. Считал, считал он, шептал, шептал, пока не показали ходики полночь. Тогда смешал Сергей Владимирович костяшки и ещё раз проверил, сколько получилось у него.
      Потом подозвал он волшебников к себе и заговорил негромко:
      – Господа волшебники! Знайте – ребята, которых мы превратили сегодня в стариков, ещё могут помолодеть.
      – Как?– воскликнули волшебники.
      – Сейчас скажу, – ответил Сергей Владимирович.
      Он вышел на цыпочках из домика, обошёл его кругом, вернулся, запер дверь на задвижку и поворошил сено палкой.
      Петя Зубов замер, как мышка.
      Но керосиновая лампа светила тускло, и злой волшебник не увидел Пети. Подозвал он остальных волшебников к себе поближе и заговорил негромко:
      – К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повёрнут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.
      Помолчали волшебники. Потом Ольга Капитоновна сказала:
      – Откуда им всё это узнать?
      А Пантелей Захарович проворчал:
      – Не придут они сюда к двенадцати часам ночи. Хоть на минуту, да опоздают.
      А Марфа Васильевна пробормотала:
      – Да куда им! Да где им! Эти лентяи до семидесяти семи и сосчитать не сумеют, сразу собьются.
      – Так-то оно так, – ответил Сергей Владимирович. – А всё-таки пока что держите ухо востро. Если доберутся ребята до ходиков, тронут стрелки – нам тогда и с места не сдвинуться. Ну, а пока нечего время терять, – идём на работу.
      И волшебники, спрятав счёты в стол, побежали, как дети, но при этом кряхтели, охали и вздыхали, как настоящие старики.
      Дождался Петя Зубов, пока затихли в лесу шаги. Выбрался из домика. И, не теряя напрасно времени, прячась за деревьями и кустами, побежал, помчался в город искать стариков школьников.
      Город ещё не проснулся. Темно было в окнах, пусто на улицах, только милиционеры стояли на постах. Но вот забрезжил рассвет. Зазвенели первые трамваи. И увидел наконец Петя Зубов – идёт не спеша по улице старушка с большой корзинкой.
      Подбежал к ней Петя Зубов и спрашивает:
      – Скажите, пожалуйста, бабушка, – вы не школьница?
      – Что, что? – спросила старушка сурово.
      – Вы не третьеклассница? – прошептал Петя робко.
      А старушка как застучит на Петю ногами да как замахнётся на Петю корзинкой. Еле Петя ноги унёс. Отдышался он немного – дальше пошёл. А город уже совсем проснулся. Летят трамваи, спешат на работу люди. Грохочут грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на железную дорогу. Дворники счищают снег, посыпают панель песком, чтобы пешеходы не скользили, не падали, не теряли времени даром. Сколько раз видел всё это Петя Зубов и только теперь понял, почеми так боятся люди не успеть, опоздать, отстать.
      Оглядывается Петя, ищет стариков, но ни одного подходящего не находит. Бегут по улицам старики, но сразу видно – настоящие, не третьеклассники.
      Вот старик с портфелем. Наверное, учитель. Вот старик с ведром и кистью – это маляр. Вот мчится красная пожарная машина, а в машине старик – начальник пожарной охраны города. Этот, конечно, никогда в жизни не терял времени понапрасну.
      Ходит Петя, бродит, а молодых стариков, старых детей, – нет, как нет. Жизнь кругом так и кипит. Один он, Петя, отстал, опоздал, не успел, ни на что не годен, никому не нужен.
      Ровно в полдень зашёл Петя в маленький скверик и сел на скамеечку отдохнуть.
      И вдруг вскочил.
      Увидел он – сидит недалеко на другой скамеечке старушка и плачет.
      Хотел подбежать к ней Петя, но не посмел.
      – Подожду! – сказал он сам себе.– Посмотрю, что она дальше делать будет.
      А старушка перестала вдруг плакать, сидит, ногами болтает. Потом достала из одного кармана газету, а из другого кусок ситного с изюмом. Развернула старушка газету, – Петя ахнул от радости: «Пионерская правда»! – и принялась старушка читать и есть. Изюм выковыривает, а самый ситный не трогает.
      Кончила старушка читать, спрятала газету и ситный и вдруг что-то увидала в снегу. Наклонилась она и схватила мячик. Наверное, кто-нибудь из детей, игравших в сквере, потерял этот мячик в снегу.
      Оглядела старушка мячик со всех сторон, обтёрла его старательно платочком, встала, подошла не спеша к дереву и давай играть в трёшки.
      Бросился к ней Петя через снег, через кусты. Бежит и кричит:
      – Бабушка! Честное слово, вы школьница!
      Старушка подпрыгнула от радости, схватила Петю за руки и отвечает:
      – Верно, верно! Я ученица третьего класса Маруся Поспелова. А вы кто такой?
      Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали час, другой, третий. Наконец зашли во второй двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.
      Бросились Петя и Маруся к ней.
      – Бабушка! Вы школьница?
      – Школьница, – отвечает старушка. – Ученица третьего класса, Наденька Соколова. А вы кто такие?
      Рассказали ей Петя и Маруся, кто они такие. Взялись все трое за руки, побежали искать последнего своего товарища.
      Но он как сквозь землю провалился. Куда только ни заходили старики – и во дворы, и в сады, и в детские кино, и в Дом Занимательной Науки – пропал мальчик, да и только.
      А время идёт. Уже стало темнеть. Уже в нижних этажах домов зажёгся свет. Кончается день. Что делать? Неужели всё пропало?
      Вдруг Маруся закричала:
      – Смотрите! Смотрите!
      Посмотрели Петя и Наденька и вот что увидели: летит трамвай, девятый номер. А на «колбасе» висит старичок. Шапка лихо надвинута на ухо, борода развевается по ветру. Едет старик и посвистывает. Товарищи его ищут, с ног сбились, а он катается себе по всему городу и в ус не дует!
      Бросились ребята за трамваем вдогонку. На их счастье, зажёгся на перекрёстке красный огонь, остановился трамвай.
      Схватили ребята «колбасника» за полы, оторвали от «колбасы».
      – Ты школьник? – спрашивают.
      – А как же? – отвечает он. – Ученик второго класса, Зайцев Вася. А вам чего?
      Рассказали ему ребята, кто они такие.
      Чтобы не терять времени даром, сели они все четверо в трамвай и поехали за город к лесу.
      Какие-то школьники ехали в том же трамвае. Встали они, уступают нашим старикам место.
      – Садитесь, пожалуйста, дедушки, бабушки.
      Смутились старики, покраснели и отказались.
      А школьники, как нарочно, попались вежливые, воспитанные, просят стариков, уговаривают:
      – Да садитесь же! Вы за свою долгую жизнь наработались, устали. Сидите теперь, отдыхайте.
      Тут, к счастью, подошёл трамвай к лесу, соскочили наши старики – и в чащу бегом.
      Но тут ждала их новая беда. Заблудились они в лесу.
      Наступила ночь, тёмная, тёмная. Бродят старики по лесу, падают, спотыкаются, а дороги не находят.
      – Ах, время, время! – говорит Петя. – Бежит оно, бежит. Я вчера не заметил дороги обратно к домику – боялся время потерять. А теперь вижу, что иногда лучше потратить немножко времени, чтобы потом его сберечь.
      Совсем выбились из сил старички. Но, на их счастье, подул ветер, очистилось небо от туч и засияла на небе полная луна.
      Влез Петя Зубов на берёзу и увидел – вон он, домик, в двух шагах белеют его стены, светятся окна среди густых ёлок.
      Спустился Петя вниз и шепнул товарищам:
      – Тише! Ни слова! За мной!
      Поползли ребята по снегу к домику. Заглянули осторожно в окно.
      Ходики показывают без пяти минут двенадцать. Волшебники лежат на сене, берегут украденное время.
      – Они спят! – сказала Маруся.
      – Тише! – прошептал Петя.
      Тихо-тихо открыли ребята дверь и поползли к ходикам. Без одной минуты двенадцать встали они у часов. Ровно в полночь протянул Петя руку к стрелкам и – раз, два, три – закрутил их обратно, справа налево.
      С криком вскочили волшебники, но не могли сдвинуться с места. Стоят и растут, растут. Вот превратились они во взрослых людей, вот седые волосы заблестели у них на висках, покрылись морщинами щёки.
      – Поднимите меня, – закричал Петя. – Я делаюсь маленьким, я не достаю до стрелок! Тридцать один, тридцать два, тридцать три!
      Подняли товарищи Петю на руки. На сороковом обороте стрелок волшебники стали дряхлыми, сгорбленными старичками. Всё ближе пригибало их к земле, всё ниже становились они. И вот на семьдесят седьмом и последнем обороте стрелок вскрикнули злые волшебники и пропали, как будто их не было на свете.
      Посмотрели ребята друг на друга и засмеялись от радости. Они снова стали детьми. С бою взяли, чудом вернули они потерянное напрасно время.
      Они-то спаслись, но ты помни: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.

 

 

 

||||||||||||||||||||||||

      ФОКУСЫ: УДИВИТЕЛЬНЫЕ ПЛАТКИ
      1. Возьмите батистовый или шёлковый носовой платок, скрутите жгутом и, взяв его посередине, попросите кого-нибудь завязать на вашей руке крепкий узел. Подтянув узел ещё покрепче сами, вы проводите по узлу рукой — и он исчезает! Каким образом?
      2. Завернув помеченную зрителями спичку в платок, вы предлагаете кому-нибудь её сломать, а затем, развернув платок, показываете, что спичка целая. В чём дело?
      3. Вы берёте два белых платка и просите зрителей связать два их конца и положить в вашу шляпу, которую затем кладёте на стол. После этого достаёте из кармана красный платок и бросаете в шляпу. Взмахнув палочкой и произнеся заклинание, вы достаёте из шляпы платки, — все платки оказываются связанными и красный — в середине! В чём секрет фокуса?
     4. Возьмите два платка в правую руку, левой сложите два угла платков и отведите левую руку с платками в сторону. Затем возьмите сложенные углы платков большим, указательным и средним пальцами (щепотью) правой руки. Проведя левой рукой по платкам, вы бросаете их в воздух, — платки оказываются связанными! Когда же их успели связать?
      5. На столе стоит стакан с водой и круглая картонная коробка, выше чем стакан. Вы берёте платок, сворачиваете его жгутом, показывая, что в нём ничего не спрятано, и, развернув, накрываете им стакан. Держа последний указательным и большим пальцами левой руки, ставите его в коробку и сразу же вынимаете, передавая стакан в правую руку. При этом из-под платка (из стакана) выплёскивается вода на пол. Отойдя в дальний угол комнаты, вы смело «кидаете» стакан по направлению к коробке: платок падает на пол, а стакан... стоит себе в коробке! А говорят, — не бывает чудес! В чём же дело?

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru