НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Чуковский К. «Чудо-дерево». Иллюстрации - И. Кабаков, В. Конашевич, Н. Радлов, В. Сутеев, Е. Чарушин. - 1970 г.

Кореней Чуковский
«Чудо-дерево»
Иллюстрации - И. Кабаков, В. Конашевич,
Н. Радлов, В. Сутеев, Е. Чарушин. - 1970 г.
Обложка - Илья Иосифович Кабаков


DJVU


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru (аукцион доменов)



 

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________

 

      В сорока минутах езды от столицы, в одном из красивых уголков Подмосковья — в посёлке Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом загородном доме много лет жил высокий седой человек, которого знали не только все дети посёлка, но и маленькие жители Москвы, и всей обширной Советской страны, и за её рубежами.
      Рано-рано утром, как только вставало солнце, этот высокий седой человек уже работал в своём саду, зимой расчищая дорожки от вьшавшего за ночь снега, весной и летом копаясь в огороде или в цветнике перед домом. В шесть часов он уже сидел у себя в комнате наверху, у большого окна, за просторным простым столом и писал. Поработав несколько часов, он отправлялся гулять. Он ходил удивительно легко и быстро, этот восьмидесятилетний прямой и стройный человек. Иногда он даже пускался вперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки.
      Каким он казался им великаном, этим маленьким его друзьям «от двух до пяти», настоящим добрым волшебником из сказки — громадный, громкоголосый, не похожий ни на кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щёки. Вот почему с давних пор дети с великой нежностью, которую не так легко заслужить у маленького народа, звали своего любимого великана ласковым именем «Чукоша».
      Совсем рядом с его домом, па участке, отделённом от его дачи, стоит небольшой домвк — детская библиотека, которую писатель выстроил и устроил для окрестных ребят. Все книги, а их здесь несколько тысяч, собраны заботливо самим Корнеем Ивановичем, подарены библиотеке писателями, издательствами. В библиотеке очень уютно, светло и удобно: есть читальня, где можно посидеть за столами, почитать гкурналы, поиграть в шахматы; есть комната для малышей, где mojkho поиграть на ковре и порисовать карандашом и красками за маленькими раскладными столиками. Иа стенах висят портреты знаменитых детских писателей — Маршака, Житкова, Пантелеева, Квитко, рисунки худол^ников, тоже подаренные библиотеке.
      Выдают книги ребятам дежурные — школьники и школьницы постарше. Перед своей библиотекой ребята посадили цветы и деревья.
      На полках библиотеки есть книги и самого Корпея Чуковского. Кто не знает его сказок — «Мойдодир», «Крокодил», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит», «Чудо-дерево»! Даже взрослые люди, теперь уже сами отцы и матери и даже некоторые бабуптки и дедушки, номнят с детства звонкие строчки:
     
      «Одеяло Убежало,
      Улетела простыня,
      И подушка,
      Как лягушка,
      Ускакала от меня».
     
      Стихи Чуковского удивительно легко запоминаются детьми.
      «Сами лезут с языка», как говорят малыши. Это достигается яркими, необычайными словосочетаниями («Мойдодыр»), великолепной инструментовкой стиха («Умывальников начальник и мочалок командир»), разнообразием ритмов, любимыми детьми повторами, чёткими, точными рифмами («Муха, Муха-Цокотуха, позолочевпое брюхо»), неожидашюстью и фантастичног стью сказочных образов.
      Чуковский широко использует в своих детских книжках фольклорные формы — считалки, присказки, загадки, поговорки. Он особенно любит шуточные «нелепицы», для которых придумал своё меткое название — «перевертыши». Такова его весёлая «Путаница», в которой забавно перепутываются голоса зверей и птиц:
      .«Курочки задрякали: , Кря-кря гкря! Уточки заквакали:
     
      Ква-ква-ква!
      Прибежал медведь
      И давай реветь:
      Ку-ка-ре-ку!»
     
      Некоторые строчки из сказок Чуковского стали уже поговорками. Часто, например, слышишь, как люди в затруднительных случаях говорят со вздохом:
      «Ох, и трудная это работа — Из болота тащить бегемота!»
      Но, кроме книжек для маленьких, в библиотеке есть и другие книги, любовно сделанные Корнеем Ивановичем Чуковским для детей старшего возраста: это переведённые им с английского языка сказки Киплинга, «Том Сойер» Марка Твена, это пересказанные им «Приключения барона Мюнхаузена» и «Робинзон Крузо».
      Дружба писателя с детьми продолжалась более полувека. Трудно представить себе Корнея Чуковского без детей, без постоянного живого общения с малышами.
      В детском санатории, близ того же Переделкина, Корней Иванович был постоянный друг, его приход — всегда праздник для тяжелобольных детей. Не перечислить детских садов, школ, домов, где появление «дяди Чукоши» не было бы поистине живительной радостью, которая так нужпа детворе.
      Я помню, как однажды в Ленинграде, суровой зимой, в тридцатиградусный мороз, он появился в незнакомом ему домо у постели умирающей девочки — громадный, спокойный, ласковый, наполнил своим певучим голосом всю комнату, и через пять минут высохли слёзгзг на глазах у ребёнка и у матери и все улыбались, глядя, как зтот великан, приговаривая что-то весёлое, как завзятый фокусник, проделывал чудеса с обыкновенным стулом, с чернильницей, со стаканом, из которого только что принималось горькое нлекарство... Он, как никто другой, знал, как жизненно необходимы ребёнку радость, веселье, смех — вообще счастье, — и умел с великой щедростью дарить эту радость детям.
      Он так и написал в своей удивительной книге «От двух дс пяти», где собраны наблюдения за детьми в течение всей жизпй писателя,— в книге, которая сочетает в себе видение художника, мысли чуткого и вдумчивого педагога и обобщения учёного:
      «Все дети в возрасте от двух до пяти верят (и жаждут верить), что жизнь создана только для радости, для беспредельного счастья, и эта вера — одно из важнейших условий для их нормального психического роста. Гигантская работа ребёнка по овладению духовньгм наследием взрослых осуществляется только тогда, когда он тмюколсбиио доволен всем окружающим миром. Отсюда — борьба за счастье, которую ребёнок ведёт даже в самые тяжёлые периоды своего бытия».
      Это утверледепие «детского оптимизма», присущего ребенку и необходимого ему как мощный рычаг воспитания,— несомненно, творческое и недагогическое кредо писателя Корнея Чуковского. И в своих сказках он стремился удовлетворить эту детскую жалсду радости. Вызвать весёлый смех, увлечь занятной игрой, приохотить к нтутке, к .меткому, звучному слову, научить любить музыкальный строй русской речи — вот была первая задача его как поэта.
      В годы Великой Отечественной войны, гкивя в эвакуации в Ташкенте, Чуковский принимал большое участие в работе организации, ведавшей розысками потерявшихся детей и родителем, и сколько слёз печали и радости было пролито им вместе с его подшефными, сколько тягкёлых драм и сколько самых ие-вероятных счастливых случайностей бы.ио нерезкито вместе с ними!
      Но не только весёлого сказочника Н'орнея ^Туковского, друга детей, знают советские люди и читатели во всём мире. Чуковский широко известен как серьёзиейшйй исследователь-литературовед, специалист по Некрасову, «последний из могикан» русской дореволюционной журналистики, острый критик, великолепный мемуарист — живая история литературы начала двадцатого века. Литературная молодёжь, особенно поэты, видели в его лице замечательного восвитателя, человека большой культуры и большого опыта.
      На стенах его рабочей комнаты висели работы Ренинз, с которым Чуковский был связан долгой, крепкой дружбой. А в шкафах — подлинные сокровища: письма самых замечательных людей начала века, их фотографии, где хозяин дома спят вместе с ними. Кого только не знал Корней Иванович за пятьдесят лет
      своей литературной деятельности! Он встречался с А. В. Луначарским, первым нашим наркомом просвещения, с А. Ф. Кони, с Петром Кропоткиным, с Шаляпиным, он работал с Горьким в издательстве «Всемирная литература», он близко энал Короленко, Куприна, Бунина, Леонида Андреева, Александра Блока, Алексея Толстого, Владимира Маяковского. Он знаком был с Г. Уэллсом и даже с Конан-Дойлем, автором «Записок о Шерлоке Холмсе».
      Литераторам, которые, бывая в Переделкине, стремились попасть в заветный дом на улице Серафимовича, Корней Иванович охотно показывал свою знаменитую «Чукоккалу»: это огромная книга, выросшая из небольшой записной книжки, в которой множество писателей, художников, деятелей русского искусства оставили след своего пера, карандаша или кисти. Читать её и рассматривать — значит поистине вспоминать жизнь и литературу за целую половину текущего века.
      Неутомимый работник литературы. Корней Чуковский создал много книг. Среди них особое место занимает его замечательная книга «Мастерство Некрасова». В исследовании творчества этого великого русского позта Чуковский сыграл поистине огромную роль. Можно было бы написать целую увлекательную повесть о том, как он искал и нашёл новые, неизвестные стихи Некрасова (а он «открыл» больше 10 000 строк), как терпеливо изучал найденные рукописи, как объяснил многое, что раньше казалось непонятным, как восстановил то, что вычеркнуто или испорчено бьшо царской цензурой. Почти полвека труда — и какого труда! — было отдано Чуковским Некрасову. Эта работа была в своё время отмечена В. И. Лениным. А. М. Горький писал в «Правде» 14 марта 1928 года: «Помню, что В. И. Ленин, просмотрев первое издание Некрасова под редакцией Чуковского, нашёл, что это «Хорошая, толковая работа».
      Много сделано Корнеем Чуковским и в изучении русской литературы шестидесятых годов прошлого века. Он рассказал нам в своих воспоминаниях о многих своих современниках — дореволюционных русских и зарубежных писателях. Он писал о советских детских писателях — Житкове, Пантелееве, первый сказал своё слово о замечательной поэзии Льва Квитко.
      А сколько журналов издавал и редактировал on в разные годы, в скольких изданиях участвовал, инициатором каких, больших и малых, общественных дел являлся! Нельзя забыть, что последнее письмо Льва Толстого, написанное уже после ухода
      из Ясной Поляны, было адресовано К. Чуковскому. Зто был иротест против жестокости царского правительства, против казней...
      В этой книге, изданной для детей, куда вошло всё лучшее, что было создано Корнеем Чуковским для маленьких читателей, нам хотелось рассказать о писателе то, что нужно знать о нём всякому культурному человеку, всякому советскому педагогу — отцу, матери, учителю, — который всегда должен знать больше, чем удаётся рассказать детям при чтении кнйги. Нам хотелось не обеднить образ писателя, истинного труженика литературы, - давшего так много не только детям, но и всем любящим книгу в нашей Советской стране.
     
      Вера Смирнова
     
     
      В. Смирнова. Корней Иванович Чуковский ..3
     
      ЧУДО-ДЕРЕВО и ДРУГИЕ СКАЗКИ
     
      Муха-Цокотуха. Рис. В. Конашевича......11
      Тараканище. Рис. В. Конашевича.......20
      Мойдодыр. Рис. В. Конашевича........32
      Чудо-дерево. Рис. В. Конашевича.......47
      Что сделала Мура... Рис. В. Конашевича ....49
      Айболит. Рис. В. Конашевича.........50
      Айболит и воробей. Рис. И. Казакова......65
      Бармалей. Рис. В. Конашевича........70
      Топтыгин и Лиса. Рис. В. Конашевича.....86
      Федорино горе. Рис. В. Конашевича......93
      Краденое солнце. Рис. Н. Радлова.......104
      Телефон. Рис. В. Конашевича.........113
      Путаница. Рис, В. Конашевича........124
      Крокодил. Рис. В. Сутеева..........134
      Цыплёнок. Рис. Е. Чарушина.........169
      Так и не так. Рис. В. Конашевича.......174
      Приключения Бибигона. Рис. В. Конашевича и И. Кабакова...182
     
      "ЗАКАЛЯКА" И ДРУГИЕ СТИХИ
     
      Радость. Рис. Ю. Васнецова.........225
      Головастики. Рис. И. Кабакова........227
      Бутерброд. Рис. В. Конашевича ........ 228
      Ёжики смеются. Рис. В. Конашевича......229
      Закаляка. Рис. В. Конашевича........230
      Обжора. Рис. В. Конашевича.........231
      Бебека. Рис. И. Кабакова..........233
      Поросёнок. Рис. В. Конашевича........—
      Слониха читает. Рис. В. Конашевича......234
      Свинки. Рис. В. Конашевича.........235
      Черепаха. Рис. В. Конашевича........236
      Федотка. Рис. В. Конашевича.........237
      Елка. Рис. В. Конашевича..........—
     
      АЛГЛИЙСКИЕ НАРОДНЫЕ ПЕСЕНКИ
     
      Храбрецы. Рис. В. Конашевича........241
      Скрюченная песня. Рис. В. Конашееича.....242
      Барабек. Рис. В. Конашевича.........245
      Котауси и Мауси. Рис. В. Конашевича . ....246
      Курица. Рис. В. Конашевича.........247
      Дженни. Рис. В. Конашееича.........248
     
      26 ЗАГАДОК - 25 ОТГАДОК
     
      Загадки. Рис. И. Кабакова..........251
      Отгадки. Рис. И. Кабакова.........276
      Джек — покоритель великанов. Рис. И. Кабакова . 281
      Храбрый Персей. Рис. И. Кабакова.......292
      Доктор Айболит (по Гью Лофтингу). Рис. В. Конашевича ...307

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru