Прислала Я. В. Кузнецова. _______________
Певзнер (Райчук) Теодор (Тевель) Иосифович (1904–1941) − литограф, рисовальщик, иллюстратор. Учился в Петрограде в РШ ОПХ (1920−1922), в АХ ВХУТЕИНе (1922−1926) у А.Е. Карева, А.А. Рылова. Участник выставок с 1929 г. Работал в Детгизе, сотрудничал с журналами «Чиж», «Ёж», «Костёр». Один из создателей плакатов «Боевого карандаша». Работал в ЭПМ ЛОССХ в 1939−1941 гг.
Будущий художник родился в 1904-м году в зажиточной семье Певзнеров-Райчиков, владевших в городе собственным каменным домом и частным магазином. Революция лишила родителей Певзнера их прежнего благосостояния, но вместе с тем сыграло положительную роль в его становлении как художника. Знаменитый живописец Василий Семенович Сварог организует художественную студию для детей, которую посещает Т. Певзнер. Именно благодаря этим занятиям он решает стать художником. В Петроградской Академии художеств его более всего привлекает старая школа живописи, одновременно занимается и графикой, которой постепенно начинает отдавать предпочтение.
После окончания Академии художеств у Певзнера складываются тесные взаимоотношения с Ленинградским детским издательством (Детгизом), которым руководил в 20-30-х годах Самуил Яковлевич Маршак. Одновременно с ним сотрудничали многие замечательные писатели того времени: Борис Житков, Даниил Хармс, Евгений Шварц, Михаил Пришвин, Виталий Бианки. Книги некоторых из них посчастливилось иллюстрировать Певзнеру Т. И.
Помимо книжной иллюстрации Певзнер плодотворно занимался и станковой графикой, создает многочисленные рисунки карандашом, углем, черной акварелью.
В станковой графике, как и в книжной иллюстрации, для Певзнера основной остается детская тема. Дети в его произведениях всегда прекрасны, даже если не отличаются какой-то особенной красотой своего лица, ее как бы восполняет собой та некая внутренняя благодать, которая изливается из их душ.
Однако художник в своем творчестве был не только проникновенно мягким, лиричным, он может быть еще и ироничным. Это особенно чувствуется в его шаржах, которые он постоянно создавал, изображая в них своих знакомых, друзей. В конце 30-ых годов он становится членом объединения «Боевой карандаш», которое было призвано возродить знаменитые «Окна РОСТа» В. Маяковского.
Певзнер продолжает участвовать в его деятельности и в годы Великой Отечественной войны в осажденном Ленинграде, из которого он отказался эвакуироваться. Первый политический плакат, который появился на стенах Ленинграда в годы войны, был создан им в содружестве с двумя другими авторами. Впоследствии выходит еще несколько выпусков «Боевого карандаша», в которых не только изображения, но и стихи к ним исполняет сам художник. Но, к сожалению, он слишком недолго пробыл на этом поприще, разделив участь многих ленинградцев — Теодор Иосифович Певзнер скончался в госпитале от крайнего истощения в январе 1942 года и был погребен в общей могиле на Серафимовском кладбище.
|