На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Фадеев, «Разгром»

Александр Александрович Фадеев

«Разгром»

Илл.— Виктор Яковлевич Коновалов

*** 1980 ***


DjVu



Сделала и прислала Светлана Сибирцева.
_________________

Действие в романе А. Фадеева «Разгром» происходит на Дальнем Востоке в годы Гражданской войны. Партизанский отряд под командованием Левинсона пытается выйти из окружения, чтобы соединиться с другими частями Красной Армии. С большим трудом партизанам удается пройти через болото, но вскоре отряд натыкается на казачью засаду и несет большие потери. В живых осталось лишь 19 бойцов вместе с командиром. Но они полны решимости продолжать борьбу. — С. С.



Сохранить как FB2: fadeev-razgrom.fb2
  …как TXT: fadeev-razgrom.txt

 

      СОДЕРЖАНИЕ

      I. Морозка 3
      II. Мечик 10
      III. Шестое чувство 17
      IV. Один 22
      V. Мужики и «угольное племя» 28
      VI. Левинсон 38
      VII. Враги 46
      VIII. Первый ход 53
      IX. Мечик в отряде 64
      X. Начало разгрома 73
      XI. Страда 83
      XII. Пути-дороги 94
      XIII. Груз 106
      XIV. Разведка Метелицы 117
      XV. Три смерти 128
      XVI. Трясина 144
      XVII. Девятнадцать 155
      Примечание 167

 

      Примечание: В. Озеров, «РАЗГРОМ»

      Роман А. Фадеева «Разгром» публиковался отдельными главами (за исключением последней) в периодической печати в 1925—1926 годах: в газете «Советский Юг» (1925, 19 июля; 1926, 24 января), в журналах «Октябрь» (1925, № 7, 12), «Молодая гвардия» (1926, № 7, 12), «Лава» (1925, № 2—3, 4; 1926, № 2).— Отдельной книгой впервые выпущен в 1927 году издательством «Прибой» (Ленинград).
      Замысел «Разгрома» возник у писателя в самом начале 20-х годов, еще до опубликования повестей «Разлив» и «Против течения». А. Фадеев предполагал написать большой роман из эпохи гражданской войны, в котором должны были получить отображение события, освещенные позднее не только в «Разгроме», но и в «Последнем из удэгэ». «Тема «Разгрома»,— рассказывал А. Фадеев в 1932 году на собрании слушателей литературных кружков Замоскворецкого района Москвы,— была задумана мною гораздо раньше, чем я приступил к ее осуществлению. Основные наметки этой темы появились в моем сознании еще в 1921—1922 годах, а писать «Разгром» я начал в 1925 году. Темы романов «Разгром» и «Последний из удэгэ» в тот период (1921 —1922) еще очень сильно переплетались в моем представлении: я не думал тогда, что это будут два произведения, а думал писать один роман. В процессе отбора материала я понял, что это два произведения, и сознательно начал работать в обоих направлениях, стараясь оформить главную мысль, идею каждого из них и найти средства для их художественного выражения».
      Тогда же Фадеев рассказывал об окончательном оформлении темы «Разгрома». «...Я много работал. Начал писать роман «Последний из удэге», писал отдельные главы из «Разгрома», начал писать повесть, которая не увидела света. Все, что я писал тогда, меня не удовлетворяло. В результате раздумий и работы меня увлекла тема романа «Разгром», который я начал писать в 1925 году уже систематически».
      Повесть, о которой упоминает Фадеев, названная им сначала «Трое», а впоследствии — «Таежная болезнь», так и осталась незавершенной. Тему же «Разгрома» первоначально предполагалось развить в повести «Враги», которую автор начал писать в 1924 году (в архиве писателя сохранилось ее начало). Впервые об этом произведении упоминается в печати 10 января 1925 года. Выходившая в Ростове-на-Дону газета «Советский Юг» сообщила, что на заседании Ростовской ассоциации пролетарских писателей А. Фадеев читал начало повести «Враги» — «наиболее значительное из прочитанной за последнее время прозы: как и прежде, отмечены неторопливая толстовская манера в развертывании событий и, что особенно удается т. Фадееву, характеристика его персонажей».
      Окончил «Разгром» Фадеев в 1926 году. В письме к матери 27 октября он сообщал: «Пишу тебе из Ярославля, куда приехал... кончать повесть «Разгром». Под этим новым названием произведение и увидело свет, старое название «Враги» стало заголовком одной из глав. Фадеев называл «Разгром» то повестью, то романом, однако по своим жанровым признакам это произведение ближе к роману. Как роман оно и вошло в советскую литературу.
      История создания «Разгрома» тесно связана с жизнью и деятельностью автора в годы гражданской войны. Фадеев был активным участником партизанской борьбы в Приморье летом — осенью 1919 года, когда происходили события, описанные в романе. В это время японские интервенты и бело-казачьи войска начали широкое наступление в Приморье. Партизаны были вынуждены из Сучанской долины, а также из-под Ймана отступить в глубь тайги. Фадеев сражался в Су-чанском отряде Петрова-Тетирина, затем — в районе Молчановка — Монакино—Вангоу, находился в отряде Мелехина и сводном отряде Спасско-Иманского района.
      Прототипами главных героев романа были деятели партизанского движения, с которыми Фадеев проделал многокилометровые походы. В очерке «Особый коммунистический», опубликованном в 1938 году, писатель подробно рассказывал о своем вступлении в партизанский отряд, о его командире Певзнере. «Впоследствии,— писал Фадеев,— образ этого командира много дал мне при изображении командира партизанского отряда Левинсона в повести «Разгром».
      Однако образы романа — собирательные, обобщенные образы, в них нельзя искать прямого соответствия реально существовавшим историческим лицам. В этом смысле очень характерен эпизод с фамилией Мечика. На Дальнем Востоке знали партизана Тимофея Мечика, честного, самоотверженного бойца, погибшего в 1919 году, и его соратники обратились К Фадееву с просьбой восстановить честь бойца революции, под чьим именем в романе изображен отрицательный персонаж, предатель. В феврале 1956 года в письме к Н. Ильюхову Фадеев объяснил, что произошло случайное совпадение имен. Имя партизана выпало у писателя из памяти, и в то же время он столкнулся в Москве со спекулянтом Мечиком. «Дело было, разумеется, не в спекулянте, когда вдруг я подумал, что фамилию эту можно использовать в рассказе или романе, поскольку она не часто встречается и хорошо запоминается, а о том, что эту фамилию носил мужественный, чистый и доблестный юноша в партизанской войне, я совершенно забыл...» Преждевременная смерть помешала Фадееву выполнить намерение— опубликовать в печати письмо с просьбой «не путать выведенный мною персонаж с действительным Мечиком». Уже после смерти писателя 30 ноября 1957 года такая публикация была сделана в «Литературной газете».
      Творческая история романа — пример исключительно взыскательного отношения писателя к своему труду. Фадеев был озабочен тем, чтобы наиболее глубоко раскрыть волнующую его тему, создать яркие образы героев гражданской войны. «Какими основными принципами в работе я руководствовался? Прежде всего, в отличие от вычурности языка первого произведения («Разлив»), я старался писать как можно проще, выражать мысль наиболее ясно... Я много работал над романом, много раз переписывал отдельные главы. Есть главы, которые я переписывал свыше двадцати раз (например, главы «Пути-дороги» и «Груз»). Главы, переписанной мною менее четырех-пяти раз, в романе нет».
      В ходе работы углублялась трактовка основных образов «Разгрома». Метелица был намечен как самая «десятистепенная фигура», а по ходу работы «вдруг выяснилось», что он должен занять в развитии романа очень важное место. Стремясь воплотить в нем черты характера, которых не хватает у Левинсона, А. Фадеев решил более полно разработать образ взводного командира. И это ему вполне удалось, хотя, как он считал, «эпизод с Метелицей в начале третьей часта, резко выделился, несколько нарушив гармоничность произведения».
      Подвергся существенным изменениям и образ Мечика. Работая над «Разгромом», писатель отказался от ноток снисходительного отношения к этому персонажу, которые первоначально проскальзывали в некоторых эпизодах, и заострил социальную характеристику его как предателя революционного дела.
      «...По первоначальному моему замыслу,— говорил Фадеев,— Мечик должен был кончить самоубийством; когда же я начал работать над этим образом, я постепенно убеждался, что кончить самоубийством он не сможет и не должен... Самоубийство придало бы не соответствующий всему его облику какой-то ореол мелкобуржуазного «героизма» или «страдания», на самом же деле он человек мелкий, трусливый, и страдания его чрезвычайно поверхностны, мелки, ничтожны».
      «Разгром» имел широкий успех у современного читателя, всего за какой-нибудь год он был выпущен тремя изданиями. На книгу сразу же обратил внимание М. Горький, уже в августе 1927 года в письме из Сорренто он спрашивал Сергеева-Ценского: «Заметили Вы «Разгром» Фадеева? Неплохо». В начале сентября Горький отмечает в другом письме: «Фадеев — определенно серьезный и грамотный писатель, увидите». Имя Фадеева он не раз называет и в последующие годы, считая «Разгром» одним из произведений, которые дали «широкую, правдивую и талантливейшую картину гражданской войны»..
      Литературная критика оценила роман как значительное явление советской литературы, подчеркнула полемическую заостренность «Разгрома» против книг, в которых советские люди, коммунисты изображались в виде схематических «кожаных курток». В критических статьях отмечалось стремление автора показать во весь рост положительного героя современности, глубоко раскрыть его духовный мир.
      Роман вызвал ожесточенную полемику. Некоторые критики пытались доказать, что героями «Разгрома» управляет, не революционный разум, а извечные «подсознательные» начала, что писатель рабски следует философии и эстетике Толстого (А. Воронский). Иные выступали против психологически достоверного изображения человека революции, сводя задачу к простому воспроизведению внешний фактов (О. Брик).
      Опровергая подобные взгляды, связанные с порочными теориями литературных группировок «Перевал» и «Леф», советская общественность решительно поддержала роман, стремление автора творчески развивать традиции классической литературы. Ю. Либединскийу В. Ставский и другие оценили его книгу как «поэму о новом человеке>>.
      В конце 20-х годов рапповские критики стали канонизировать «Разгром», объявляя его эталоном современной литературы. Против этой тенденции выступил сам Фадеев. В речи на шестой губернской конференции Московской ассоциации пролетарских писателей (1927) он, в частности, говорил: «В оценке «Разгрома» наши критики явно переусердствовали. О «Разгроме» пишут, что он чуть ли не «овладевает новыми реалистическими методами творчества», что он («Разгром») чуть ли не открыл «новую эпоху» в пролетарской литературе, и массу таких «хороших» и, конечно, очень приятных для писателя вещей. Но, товарищи, если бы это было так, то незачем было бы писать резолюцию о гегемонии пролетарской литературы, потому что это означало бы, что мы уже завоевали ее. С этой точки зрения мне осталось бы только умереть. Но я умирать не хочу. Поэтому разрешите посмотреть, правильно ли все это сказано?»
      После опубликования глав «Разгрома» в журналах и выхода книги отдельным изданием автор не прекращал работу над текстом романа. Довольно значительные исправления вносятся в текст изданий 1928, 1932, 1936, 1937, 1940, 1947, 1949 и 1951 годов. Фадеев отказался от первоначального деления романа на три части, объединил в одну главу «Мужики» и «Угольное, племя», сделал около двухсот частных исправлений, сокращений,, изменений.
      В результате тщательной, скрупулезной авторской работы над текстом «Разгрома» — от издания к изданию — повышалось идейно-художественное звучание романа, уточнялись, углублялись и обогащались характеристики действующих лиц," устранялись языковые погрешности и излишества.
      «Разгром» выдержал у нас в стране несколько десятков изданий и переведен на многие языки мира.
      Роман был неоднократно инсценирован. Одна из первых театральных постановок была осуществлена в 1932 году на сцене Малого театра, по мотивам «Разгрома» в 1930 году был снят одноименный кинофильм (немой вариант). В 1958 году молодые сценаристы и режиссеры — студенты ВГИКа осуществили по роману А. Фадеева новую постановку фильма, на этот раз звукового, под названием «Юность наших отцов».

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.