Сделал и прислал Кайдалов Анатолий. _____________________
Мудрый маленьким читатель,
Я с тобою говорю, —
Эту книжку, мой приятель,
От души тебе дарю.
Прочитаешь до конца.
До последнего словца —
И поймёшь ты без подсказки.
Где тут быль, а где и сказки.
* * *
Как-то раз в субботу летом
Взял отец в театр Ахмета.
Я скажу вам не тая.
Что Ахмет — это я.
А на сцене — будто праздник —
Серебро и медь!
Столько труб и скрипок разных -
Трудно рассмотреть!
А на сцене — музыканты
В чёрное одеты,
А в руках у музыкантов
Странные предметы.
Их разглядывал я долго:
Вот один сидит с двустволкой.
А другой, высок и стар,
Обнял медный самовар.
Всё блестит в сиянье света.
Не найти свободных мест.
И отец сказал, что это —
Симфонический оркестр.
Кто-то вдруг из полумрака
Вышел медленно на свет...
Дирижёр!
Он в чёрном фраке —
Он, как ласточка, одет.
Вот он руку протянул,
Тонкой палочкой взмахнул -
И, воздушны и легки.
Сразу ожили смычки.
И поплыл я Морем Звуков
На волшебном корабле
По горам, речным излукам.
По воде и по земле...
Звуки льются, звуки тают.
Высоко они взлетают
И до сердца долетают
Очень ласково.
Скрипки нежные стихают.
Трубы медные вздыхают —
И молчу я, очарован
Чудной сказкою.
Всё на свете я забыл
И на миг глаза закрыл.
... Появились из тумана
Лес дремучий и поляна.
Солнце льёт свои лучи.
Меж корней звенят ключи.
Трубы грустное запели —
Птицы к югу улетели,
Осыпается листва.
Засыхает вся трава.
И по лесу бродит буря.
От лиловых туч черно...
Я сижу, глаза зажмуря,
Только вижу, как в кино.
На душе светло, приятно.
Не могу понять всего.
Но несёт меня куда-то
Этих звуков волшебство.
Что со мной случилось, что же?
Зал как будто без границ..
Тут вспорхнули все ладоши.
Словно стая белых птиц.
* * *
Мы с отцом пришли домой.
Я скорей пиджак долой,
Сел с тетрадкой на кровать.
Стал я скрипку рисовать.
Дотемна сидел, а всё же
Получилось непохоже.
Только медная труба
Получилась без труда.
* * *
Лёг я спать, а мне не спится.
Плачут скрипки вдалеке.
Дирижёр летит, как птица,
С лёгкой палочкой в руке...
Льётся лунный свет на штору.
Час прошёл иль полчаса?
Вдруг... шаги по коридору.
Слышу чьи-то голоса.
Не видать кругом ни зги —
Только шёпот и шаги.
Кто там ходит?
Кто там бродит?
Кто-то книжный шкаф задел,
Кто-то шепчет на комоде,
Кто-то в форточку влетел,
Кто-то свет зажёг...
Стали все они в кружок.
И, сверкая чёрным лаком,
В наступившей тишине.
Однокрылый и трёхлапый,
Подошёл Рояль ко мне:
— Добрый вечер, мой Ахмет!
Ты прими от нас привет.
Мы знакомы — ты и я,
А они — мои друзья.
Эй, коллеги, не спешите
Вы все вместе!
Вы, коллеги, подходите
Честь по чести.
Я поднялся, сел в постели.
Вот так чудо, в самом деле!
Я во все глаза смотрю,
Ничего не говорю...
* * *
И тотчас детина дюжий
Появился предо мной —
Долговязый, неуклюжий
И с понурой головой:
— Ты меня, малыш, не бойся.
Не волнуйся, успокойся
И не прячь сонливых глаз —
Познакомимся сейчас.
Контрабас я,
Кон-тра-бас-с-с
Ростом вышел
В самый раз!
Имя всем моё известно,
Знаменит я повсеместно,
Я в оркестре — главный бас,
Потому что Контрабас.
Композитор без меня,
Словно всадник без коня.
И уже давно не ново.
Что в оркестре я — основа.
Не сдержав тогда улыбки,
Зазвенели сёстры-скрипки.
Захихикали,
Запиликали:
— Ты — основа? Вот те на!
Сразу видно хвастуна.
Ты — основа?
Это ново!
Разберёмся, кто основа!..
Но, откашлявшись солидно,
Так продолжил Контрабас:
— Это слышать мне обидно.
Так и быть, прощаю вас.
А для Ахмета, например.
Приведу такой пример:
Если строят новый дом.
Есть фундамент в доме том.
Рухнет дом, хоть он и новый.
Без фундамента тотчас...
А в оркестре кто основа?
Я, конечно, Контрабас!
* * *
Кто-то вышел — круглый, толстый.
Словно медный самовар:
— Всё, мой друг, не так-то просто.
Ты — известный самохвал.
Ах, болтливый Контрабас,
Ты, прости, позоришь нас!
Похваляться — мало проку,
И к тому же ты неправ.
Ты нескромный, как сорока.
Хоть и длинный, как жираф.
Ты — основа? Вот беда!
А меня девать куда?!
Говорят, что голос мой
Вроде слабый... Ха-ха-ха!
Что я квакаю порой,
Словно жаба... Ха-ха-ха!
Может быть, пою я грубо.
Но на то и есть я Туба.
Знают скрипки.
Знают трубы —
Голос Тубы,
Силу Тубы.
Гряну раз-
другой.
Грянет гром
кругом.
Как начну
я петь —
Зазвенит
вся медь.
Туба-бас, это раз!
Ты же только Контрабас.
Во-вторых, давно известно
Я сильней во много раз.
* * *
Тут Рояль вмешался снова:
— Не люблю пустых речей,
Вам теперь даю я слово.
Милая Виолончель!
Из угла большая скрипка
Вышла плавно вперёд.
Не одна она идёт —
Брата за руку ведёт.
Говорит, в глаза мне глядя:
— Контрабас — наш шумный дядя;
Мне в оркестре каждый рад;
Это — Альт, наш средний брат.
А в углу стоят в сторонке —
Скрипки, младшие сестрёнки.
И заметь, мой друг Ахмет,
Нам на свете равных нет.
И поём мы очень дружно —
Вся скрипичная семья,
А когда для дела нужно —
Басом петь могу и я.
* * *
Не пигмей, не великан —
Появился старикан:
— А меня зовут Фагот.
Ну так вот...
Все судачат втихомолку.
Что похож я на двустволку.
Но похож на ружьё разве я?
Это попросту фантазия!
Ты запомни: я — Фагот-гот-гот!
Не живу я без забот, вот, вот.
Если в музыке звучит гусиный гогот
Или слышится ворчанье старика —
Обмануть тебя не смогут:
Это я наверняка.
А ещё скажу по дружбе.
Что в оркестре есть три группы, —
Знать, мой милый мальчик, нужно
Непременно эти группы.
В первой — вся моя родня.
Нет дороже для меня —
Это славная когорта деревян-на-я.
А за ней идёт вторая —
Группа медно-духовая.
Третья — точно знаю я —
Вся скрипичная семья.
Называется она — смычково-струн-на-я.
Тут тарелки зашумели:
— Ты, старик, в своём уме ли?
— Ошибаешься, Фагот,
Всё как раз наоборот!
Но сказал Фагот:
— Я живу не первый год. ^
Ну так вот!
Вы, коллеги, не звените,
В партитуру загляните.. .
Я недаром мудр и сед,
Я не лгу тебе, Ахмет.
* * *
— Что такое — партитура? —
Я застенчиво спросил.
Усмехнулся кто-то хмуро,
А Рояль мне объяснил:
— Расскажу я, добрый мальчик, по порядку:
В пять линеек есть особая тетрадка,
Каждый звук в ней —
В виде нотного значка,
И, Ахмет, запомни это —
Для любого инструмента
В той тетрадке
Есть отдельная строка.
* * *
Кто-то вдруг без церемонии,
Нежных скрипок оттесня:
— А попробуйте симфонию
Вы сыграйте без меня!
Я — Трамбон,
Трах-бом-бом!
Что там скрипки и гобои!
Если мы вдвоём с Трубою,
Если мы с Трубою вместе
В полный голос запоём, —
Всё', что только есть в оркэстрэ,
Заглушаем мы вдвоём. —
и поддакнула Труба:
— Это точно! Без труда!
Затрубим, — Труба сказала.
И Трамбон воскликнул: — Да!
Тру-ба, Тру-ба,
Трам-бон-бон!
Ту-да, сю-да,
Трах-бом-бом!
— Тише, тише, тише, тише, —
Крикунам Рояль сказал,—
Мы и так отлично слышим.
Это — спальня, а не зал.
Тихо ходит у окна
Полуночная луна,
Не шумите, не кричите —
Всё кругом в объятьях сна.
И Трамбон с Трубой тогда
Прошептали: — Вот беда! —
Прошептали и пропали.
Убежали от стыда.
* * *
Вышла дудочка точёная,
Вся изящная и чёрная
— Я на весь известен свет,
А зовут меня Кларнет.
Я играл на поле бранном,
На гулянье массовом.
Был я прежде деревянным,
Стал теперь пластмассовым.
Редким тембром знаменит,
Голос мой, как сталь, звенит.
Но гордиться не годится,
Вспоминать родню свою —
Не люблю болтать-хвалиться,
Лучше я тебе спою:
«Тру-ля-ля, тру-ля-ля,
Спят деревья и поля.
А когда придёт рассвет,
Приходи к нам, друг Ахмет>Уа
Отошёл он чётким шагом.
Как солдатик молодой.
Встал на место, словно в строй,
Вскинув гордо головой.
* * *
Поклонилися мне двое —
Сразу видно, брат с сестрою.
Это — Флейта и Гобой,
Симпатичные собой.
И, нарядная, как лето,
Лёгкая, игривая,
Рассмеялась тихо Флейта —
Девочка смешливая.
И кокетливо спросила:
— Я красива? Я красива!
На меня взгляни, Ахмет, —
Никого прекрасней нет.
Я люблю повеселиться,
Я люблю играть и петь,
А скучающие лица
Не могу, Ахмет, терпеть.
Моя бабушка пастушкой
Была,
Целый век она в деревне
Жила.
Пела бабушка Свирель
На сто дворов,
Только пела для овец
Да для коров.
Я играю и смелей
И нежней —
Никакого нет сравнения
С ней.
Мне порою даже жалко
Бабку бедную мою.
Я, как видишь, горожанка,
И в концертах я пою.
А мой голос — чистый, звонкий,
Словно трели соловья.
Словно пенье жаворонка
И журчание ручья.
Знают взрослые и дети —
Лучше всех пою на свете!
Закричал Барабан:
— Ха-ха-ха!
Это всё чепуха,
Чепуха! —
Флейта бровью повела
И в сторонку отошла.
А Гобой сказал:
— Привет! —
Поклонился: —
Я — Г обой.
И желаю, мой Ахмет,
Познакомиться с тобой.
Не суди меня ты строго,
Не гляди ты свысока —
Говорю я в нос немного.
Простудился я слегка.
Кто-то хмыкнул: — Вот так чудо!
А при чём же тут простуда?! —
Из угла пропел Тромбон:
— С детских лет гнусавит он!
— Не люблю я шуток странных!
Глухо вымолвил Гобой.—
Я из рода деревянных,
Я из группы духовой.
Уважает меня
Деревянная родня.
Все меня в оркестре знают;
Голос мой напоминает
Шум дубрав и грусть сердечную,
Рек теченье бесконечное...
И ещё, мой друг, без спора,
Нужен я как камертон,
И по знаку дирижёра
Всем даю я нужный тон.
Он посмотрит на меня:
«Ну-ка, дайте ноту «ля»!»
и за мною повторяет
Весь оркестр; «Ля! Ля! Ля! Ля!
* * *
Тут внезапно зашумели,
Загремели три котла.
— Нам пора!
Нам пора!
Ночь уходит со двора.
Ах, семь бед —
Один ответ,
Ты послушай нас, Ахмет!
Два блестящих медных блюдца
Друг о друга бьются, бьются:
— Дзинь-дзинь-дзинь!
Ночь мала —
Наша очередь пришла!
И тогда сказал Рояль:
— Мне вас жаль!
Поднимать не стыдно вам
Шум и гам?!
Вы б, друзья, себя уняли,
Своей чести не роняли.
Поглядите, как покорно.
Как послушно ждёт Валторна.
* * *
И в полголоса, в полтона
Назвала себя Валторна,
Поклонилась раз-другой.
Шаркнув левою ногой:
— Друг Ахмет, в любом оркестре
Роль моя немалая:
Как солистка, как хористка
Часто выступала я.
Знаю много партий трудных.
Это — раз, а во-вторых,
Я поддерживаю струнных.
Унимаю духовых.
Q2
я в оркестре — как диспетчер,
Я дежурю целый вечер,
Медным трубам я — родня.
Очень-очень уважают,
Уважают, обожают.
Никогда не обижают
Композиторы меня.
— Ах, товарищ пионер, извините!
— Ах, товарищ пионер, разрешите!
— Мы хотели б вам понравиться.
Товарищ пионер!
— Разрешите нам представиться.
Товарищ пионер!
Крикнул я, привстав с дивана;
— Говорите, Барабаны! —
Но смутились Барабаны:
— Мы совсем не Барабаны.
Мы — Литавры-тавры-та,
Барабанам не чета.
Мы другой достойны чести.
Путать нас — огромный грех!
Трое нас, всегда мы вместе,
И по три ноги у всех.
Мы ребята закалённые.
Кожа крепкая, дублёная,
Брюхо медное, дородное.
Мы из рода благородного!
Бом-бом! Бом-бом! —
Раздаётся гром кругом,
Рвутся молнии из тьмы —
Это всё играем мы.
Вот идут, как жар горя.
Тридцать три богатыря —
Грозный шаг, громкий шаг,
Так что гул стоит в ушах,
24
Барабан играет тише —
Тут, Ахмет,
Сомнений нет.
Мы, Литавры, рангом выше,
Нас не путайте, Ахмет.
Все затихли, замолчали.
Вдруг тарелки застучали —
Медные,
Тонкие,
Звонкие-
Звонкие.
— Представляться хором будем'
Эй, коллеги, по местам!
Ксилофон, Ударник, Бубен,
Барабан и Тамтам.
Ты запомнил, друг, наверно,
Что в оркестре есть три группы.
Это точно!
Это верно!
Только верно не совсем.
Забывать смешно и глупо —
Есть четвёртая группа.
Знай, Ахмет, это мы.
Это мы — Ударники!
Мы — артисты не бездарные.
Инструменты мы ударные!
Грянул звон
Со всех сторон,
И воскликнул Ксилофон:
~ Ах, звени, звените новые
Мои планочки кленовые!
Вы на целом свете лучшие.
Мои планочки певучие!
— Бух-бух, там-там! —
Веселится Тамтам.
А Угольник-Треугольник
Тут и там, тут и там.
— Вот так раз!
Вы без нас?! —
Барабаны вышли в пляс,
Бубен взяли за бока
И сплясали трепака.
Тут, сверкая чёрным лаком,
В наступившей тишине.
Белозубый и трёхлапый.
Подошёл Рояль ко мне:
— Мы с тобой полночи были,
Ахмет,
Мы не всё тебе открыли.
Ах, нет!
Объяснить тебе, мой мальчик, должен я,
Есть ещё в оркестре группа пятая.
Группа дружная, толковая,
Группа клавишно-щипковая.
Нам всегда почёт и место,
Не шумим, как барабан.
Нас немного — я, Челеста,
Арфа и старик Орган.
Ах, Ахмет, какая милая
Наша Арфа белокрылая!
Шея гибкая, точёная;
За струной звенит струна;
Словно лебедь величавая.
Сквозь оркестр плывёт она!
Я — Рояль, играю часто я.
Знают все меня окрест.
Иногда, скажу не хвастая.
Мне внимает весь оркестр.
Инструмент я поразительный.
Замечательно пою.
За роялем композиторы
Пишут музыку свою.
и признаться мне лестно,
Что во всём мастера
И Орган, и Челеста —
Мои брат и сестра..,
Все тут речи говорили,
Не смирив задор и пыл.
Все шумели и шутили,
Кое-кто нескромен был.
Но скажу тебе, Ахмет,
Что вражды меж нами нет.
Хоть и спорят, но при этом —
Дружен Контрабас с Трубой,
Дружен Альт давно с Кларнетом,
А с Литаврами — Гобой.
Есть содружество меж ними —
Свято музыке верны!
Все они незаменимы.
Все по-своему нужны.
* * *
Поглядев куда-то вдаль.
Призадумался Рояль:
— Ну, а кто же мы такие
Без людей?
Мы немые и глухие
Без людей.
Мы мертвы без музыканта —
Это нужно понимать!
Без уменья и таланта
И полпесни не сыграть.
Эту ночь нам не забыть,
Друг Ахмет.
Будем мы тебя любить,
Друг Ахмет.
Уж недолго до утра.
Нам давно к себе пора.
Но запомни мой совет:
Слушай музыку, Ахмет!
— До свиданья!
— До свиданья!
— До свиданья.
Друг Ахмет!
я вскочил, протёр глаза.. .
И пропали чудеса!..
Светят звёзды за окном.
Всё кругом
Объято сном.
Я один сижу в постели.
Тишина!.. Луна в окне.
Гости скрылись, улетели.
Стулья, кресла опустели..
Это было в самом деле
Или всё приснилось мне?!
ДОРОГИЕ ЧИТАТЕЛИ!
Вы прочли первую детскую книгу известного татарского композитора Джаудата Шайзи "Забавные гости" — это своеобразная музыкальная грамота для детей. Здесь в сказочной форме ведётся рассказ об инструментах, составляющих симфонический оркестр.
|