На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Ходза Н. Проделки Хитрюшкина. Ил.— И. Харкевич. — 1964 г.

Нисон Александрович Ходза

Проделки Хитрюшкина

Иллюстрации — И. Харкевич

*** 1964 ***


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..



Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________



      1. ЗДРАВСТВУЙТЕ! Я — ХИТРЮШКИН
      Наш детский сад переехал на дачу в субботу утром. А после обеда к нам пришёл незнакомый человек в панаме и с красной папкой под мышкой.
      Человек сказал:
      — Здравствуйте! Я — Хитрюш-кин! Слыхали?
      — Нет! — сказали мы. -Не слыхали.
      — Не может быть! — удивился гость. - Я же — Хитрюшкин! Знаменитый художник! Умею рисовать всё! Даже необыкновенные вещи: могу нарисовать ветер, могу нарисовать запах!
      Тут мы все закричали:
      — Запах нарисовать нельзя!
      Его только нюхать можно!
      — И ветер рисовать нельзя! Его не видно!
      — Можно! — воскликнул Хитрюшкин. — Можно! Смотрите!
      Он схватил цветные карандаши и быстро начал водить ими по бумаге. Через минуту перед нами лежали две картинки.
      — Отвечайте: кто нюхает уксус? Кто нюхает духи? — спросил художник.
      Мы сразу угадали:
      — Девочка — духи! Мальчик — уксус!
      — Правильно! — сказал Хитрюшкин. — Значит, я умею рисовать запах! Сами видите! А теперь — терпенье! Немного терпенья.
      И опять наш гость схватил карандаши. Мы только и успели, что переглянуться, а перед нами лежал уже новый рисунок.
      — Ну что? — спросил Хитрюшкин. — Видите ветер?
      — Видим! Очень сильный ветер! — признались мы.
      — То-то же! — сказал наш гость.
      Теперь мы поверили: Хитрюшкин — знаменитый художник. И мы закричали:
      — Оставайтесь у нас насовсем, дядя Хитрюшкин!
      Гость покачал головой и сказал:
      — Не могу! Я приехал в соседний колхоз. На десять дней. Я там рисую... Каждый день. До обеда.
      — Тогда приходите после обеда!
      — Обещаю, — согласился Хитрюшкин. — После обеда. Каждый день.' Ждите завтра. Приготовьте бумагу. Карандаши. Резинку. До свидания!
      И, взмахнув папкой, Хитрюшкин удалился.
     
      2. УЖАСНЫЙ СЛУЧАЙ В ЛЕСУ
      Знаменитый художник сдержал своё слово — пришёл к нам на другой день.
      — Мы идём в лес, на прогулку! — закричали ребята. — Идёмте с нами!
      Хитрюшкин замахал руками.
      — Не могу! Боюсь! Там звери!
      Мы даже засмеялись:
      — В нашем лесу нет зверей! Только муравьи, кузнечики и разные другие букашки!
      — Боюсь, боюсь! — твердил Хитрюшкин. — На меня напал зверь! В лесу! Прошлым летом! Ужасный случай!
      Ребята обрадовались:
      — Мы любим ужасные случаи! Расскажите нам про ужасный случай! Пожалуйста!
      Хитрюшкин замотал головой:
      — Рассказывать не умею! Я нарисовал.
      Он раскрыл свою красную папку и вытащил оттуда картинку.
      — Вот он — ужасный случай в лесу! Чуть не погиб! Смотрите! Ужасайтесь!
      — Какой ужас! — воскликнули девочки А мальчишки ничего не воскликнули. Они сна-зали:
      — Белых сосен не бывает.
      — И волков зелёных не бывает.
      — И сороки совсем, совсем не розовые.
      — И белка не синяя.
      Хитрюшкин обиделся. Он сказал:
      — Вы мне не верите? Тогда рисуйте сами!
      А ребята сказали:
      — Мы волков и белок рисовать не умеем. И человечков не умеем. Мы только раскрашивать умеем.
      — Умеете раскрашивать? Посмотрим! Проверим! — буркнул Хитрюшкин. Он вытащил из папки чистый лист бумаги и быстро нарисовал вот что.
      — Прошу! — сказал знаменитый художник. — Можете раскрашивать. Завтра посмотрим!
      А сейчас — прощайте! Спешу в колхоз. Рисовать птиц, животных! До^Свидания! До завтра!
      — До завтра! До завтра! — закричали мы й пошли в лес. А когда вернулись, начали раскрашивать „Ужасный случай в лесу“. А как мы раскрасили, кого в какой цвет, — не скажем. Потому что тогда другим ребятам будет неинтересно раскрашивать эту картинку.
     
      3. КТО КАК КРИЧИТ
      Как всегда, после обеда появился Хитрюшкин. Знаменитый художник взглянул, как мы раскрасили его картинку, и сразу признался:
      — Да! Я напутал! От страха! Испугался волка.
      Не глядя на ребят, он раскрыл свою красную папку и начал перебирать в ней рисунки. А сам всё время бормотал непонятно что:
      — Петух — мяу-мяу, гусь — ку-ка-ре-ку... Куда ж она задевалась? Ага, нашёл! Любуйтесь моей новой работой!
      — Красивые картинни. А что на них написано? — спросили мы.
      — Написано, кто как кричит.
      Тут мы стали смеяться, и так смеялись, что у нас потекли слёзы из глаз. А потом стали объяснять Хи-трюшкину:
      — Вы опять напутали! Корова не квакает! Петух не мяукает! Не нричат они так!
      — Кричат! — стоял на своём Хитрюшкин.
      — Не кричат! — стояли на своём мы.
      — Ах, так! — рассердился Хитрюшкин. — Вы мне не верите? Тогда делайте надписи сами! Сами разбирайтесь, кто как кричит!
      — И разберёмся! И надписи сделаем! — заявили мы.
      — Посмотрим! Проверим! — сказал Хитрюшкин. — А пока — до свидания. Ждите меня завтра. После тихого часа.
      И, зажав под мышкой папку, художник отправился к себе в колхоз.
     
      4. УГАДАЙТЕ САМИ
      Как обещал, так и сделал Хитрюшкин. Явился к нам после тихого часа.
      Ангелина Алексеевна — наша воспитательница — сказала:
      — Здравствуйте, товарищ Хитрюшкин. Мы только что закончили работу. Мы исправляли ваши ошибки. Теперь на каждой
      картинке сделана правильная надпись. Можете посмотреть.
      Хитрюшкин посмотрел и сказал:
      — Не верю. Ваши ребята не умеют писать. Ангелина Алексеевна ответила:
      — Верно, писала я. А что писать, — говорили дети.
      Хитрюшкин огорчился:
      — Значит, дети умнее меня? Больше на своих рисунках я ничего писать не буду! Сами будете угадывать, что я нарисовал!
      — И угадаем! — закричали мы.
      — Тогда — пожалуйста! Вот вам картина. Фрукты. Овощи. Ягоды. Злаки. Всё растёт в нашем колхозе!
      — Знаем! Знаем! — закричали мы.
      — Что вы знаете? — спросил Хитрюшкин.
      — Знаем, где на картине ягоды, где фрукты, где овощи, а где злаки!
      — Не может быть! — усомнился знаменитый художник.
      — А ну ответьте: где здесь тыква? Где яблоко? Где груша? Где вишня? Где кукуруза? Где овёс? Где свёкла? Где клубника? Где пшеница? Где красная смородина? Где огурец?
      — Запросто ответим! — сназали мы.
      — Сомневаюсь!
      — Приходите завтра, — сказала Ангелина Алексеевна. — Увидите, мы напишем, что и как называется.
      — Не напишете! Вы и писать-то не умеете!
      — Мы скажем Ангелине Алексеевне. Ангелина Алексеевна напишет.
      — Что вы скажете?
      — Скажем, что как называется. И ещё скажем, что растёт в саду, в поле. Что созревает на грядках, а что растёт на кустах и деревьях.
      — Не верю! — вскричал знаменитый художник. — Маленькие дети не знают таких вещей.
      Ангелина Алексеевна сказала:
      — Приходите завтра и увидите: надписи будут правильные.
      — Проверим! Если вы угадаете, я покажу вам интересную картинку. И, взмахнув панамой, Хитрюшкин удалился.
     
      5. ХИТРЮШКИН В ЦИРКЕ
      Хитрюшкин был в восторге. Мы правильно написали, кто как кричит. А на второй картинке написали, что растёт на грядках, а что на деревьях, что растёт в поле, а что в саду.
      Хитрюшкин просто глазам своим не верил.
      — Поразительно! — выкрикивал он. — Удивительные дети!
      А ребята сказали:
      — Дядя Хитрюшкин, вы обещали нам интересную картинку.
      Знаменитый художник даже обиделся:
      — Хитрюшкин помнит! Хитрюшкин ничего не забывает! Вот вам! Нашёл в своей красной папке!
      И тут мы увидели ещё один рисунок знаменитого художника.
      — Цирк! Цирк! — обрадовались ребята. — Только почему артисты выступают все сразу, а не по очереди?
      — Рисовал всех сразу, — объяснил Хитрюшкин. — Очень торопился!
      Мы склонились над рисунком, а знаменитый художник сказал:
      — Картина необыкновенная. С хитростью.
      — С какой? Дядя Хитрюшкин, расскажите, а?
      — Пожалуйста! На этой картине двадцать предметов начинаются с одной и той же буквы.
      — А на какую букву эти предметы? — спросили девочки.
      — Не надо! Не говорите! — закричали мальчишки. — Мы сами догадаемся!
      — Попробуйте, — сказал Хитрюшкин. — Найдите на картине двадцать предметов, чтобы все названья их начинались с одной и той же буквы.
      ...Хитрюшкин ушёл. А мы принялись разглядывать его загадочную картину.
     
      6. БУРАТИНО ВСТРЕТИЛ МОЙДОДЫРА
      Все с нетерпением ждали Хитрюшкина. Потому что мы нашли двадцать предметов. И все предметы начинались на букву „к“.
      Но Хитрюшкин не появлялся. Мы ходили печальные, мы боялись, что Хитрюшкин уехал. Ангелина Алексеевна сказала:
      — Не может быть. Хитрюшкин — воспитанный человек. Только невоспитанные люди уезжают, не простившись с друзьями.
      И верно, перед самым ужином дверь открылась — и вошёл знаменитый художник.
      Все бросились к нему, а он сказал:
      — Извините, опоздал. Весь день читал. Прочёл шесть сказок.
      — Как интересно! — закричали девочки. — Шесть сказок? Вы нам расскажете?
      — Хитрюшкин никогда ничего не рассказывает! — гордо сказал знаменитый художник. — Хитрюшкин рисует! Только рисует! Всегда! Везде!
      И он раскрыл свою красную папку.
      — Вот вам картинки-загадки. Я прочёл шесть сказок. Подряд. А потом нарисовал эти картинки. Посмотрите на них. Внимательно! Завтра скажете, какие сказки я прочёл.
      И, помахав панамой, Хитрюшкин уже с порога крикнул:
      — Дети! До свидания! До завтра!
      Он ушёл, а мы бросились к его картинкам. Мы смотрели и ничего не могли понять. А Ангелина Алексеевна засмеялась.
      — Бедный Хитрюшкин! — сказала она. — Прочёл залпом шесть сказок, и в голове у него всё перепуталось. Посмотрите внимательно на эти картинки, тогда вы догадаетесь, что за сказки прочёл Хитрюшкин.
     
      7. КОМУ КАНОЙ ХВОСТ?
      В назначенный час Хитрюшкин, как всегда, был у нас. Ребята назвали шесть прочитанных им сказок и даже объяснили, что он напутал.
      Знаменитый художник остался доволен. Он сказал:
      — Клянусь кисточками, вы самые умные дети на свете! дарю вам десять рисунков. Десять зверей. Нарисовал их весной.
      В зоосаде. Получайте!
      — Хвосты! Вы забыли нарисовать хвосты! — закричали ребята.
      — Хитрюшкин никогда ничего не забывает. Да! Не забывает! — сказал горделиво знаменитый художник. — Хвосты я нарисовал отдельно. Вот! Возьмите.
      И Хитрюшкин положил на стол десять маленьких картинок.
      — Отдайте каждому зверю его хвост, — распорядился Хитрюшкин. — Только не перепутайте!
      Бойтесь тигра. Он рассвирепеет, если ему дать хвост зайца. Завтра я проверю вашу работу.
      — Да, да, приходите к нам завтра, обязательно приходите, — сказала Ангелина Алексеевна.
      — И принесите, пожалуйста, какую-нибудь интересную картинку, — добавили мы.
      — У Хитрюшкина всегда найдутся интересные картины! — воскликнул знаменитый художник и зашагал домой.
     
      8. ХИТРЮШКИН ОХОТИТСЯ
      Хитрюшкин пришёл к нам только через день. Он вошёл и увидел на столе десять своих картинок. Десять зверей, и у каждого был хвост. Мы всё сделали правильно. Не перепутали.
      Хитрюшкин был в восторге. Он закричал:
      — Удивительные дети! Всё знают! Знают, у кого есть хвост, знают, у кого нет хвоста. Невероятно!
      А мы окружили его и стали спрашивать:
      — Почему вы не пришли вчера?
      — Где вы были?
      — Что с вами случилось?
      — Где я был? Что случилось? Сейчас узнаете.
      И Хитрюшкин раскрыл свою красную папку.
      — На этой картине нарисовано всё. Где я был! Что случилось! Смотрите внимательно! Ищите терпеливо!
      Мы стали искать на рисунке Хитрюшкина. А знаменитый художник заявил:
      — Не найдёте!
      — Найдём! — сказали мы.
      — Сомневаюсь, — сказал Хитрюшкин.
      — Вот увидите! — сказали мы.
      — Желаю удачи! — сказал знаменитый художник и ушёл.
      Долго рассматривали мы непонятные картинки. И конечно, нашли Хитрюшкина. И увидели, где он был и что с ним случилось.
     
      9. ПЯТНАДЦАТЬ ОШИБОК
      Снова появился Хитрюшкин в детском саду.
      Мы закричали:
      — Знаем! Знаем! Всех нашли! И зайца, и медведя, и вас!
      — Клянусь цветными карандашами, вы удивительные дети! — воскликнул Хитрюшкин.
      — Мы не удивительные, мы обыкновенные, — сказали ребята.
      — Не спорьте! Я знаю, что говорю! Я сам не мог себя найти на этой картинке. Зайца нашёл, медведя нашёл, а себя не нашёл! А вы нашли! За это требуйте от меня что хотите!
      — Хотим, чтобы вы нарисовали нас, как мы гуляем в лесу.
      — Пожалуйста! Нет ничего проще! Смотрите! — И знаменитый художник взялся за работу.
      Вскоре мы любовались новой картиной Хитрюшкина.
      — Какие мы похожие! — закричали ребята.
      — Повесим картину в столовой, — сказали девочки.
      А мальчишки заспорили:
      — Повесим в комнате для игр!
      — Нет, в столовую,
      — Нет, в комнату для игр!
      — Не ссорьтесь, — сказал Хитрюшкин. — Сейчас я нарисую ещё одну такую же картинку. И тогда у вас будут два одинаковых рисунка. Точь-в-точь! Один повесите в столовой, другой — в комнате для игр.
      И знаменитый художник нарисовал ещё одну картину.
      — Большое спасибо! — сказали мы. — Теперь у нас две совсем-совсем одинаковые картинки. И мы не будем ссориться.
      Довольный Хитрюшкин отправился домой, а мы побежали к Ангелине Алексеевне.
      Воспитательница посмотрела на картинки, улыбнулась и сказала:
      — Должна вас огорчить, дети. Рисунки совсем не одинаковые.
      — Как не одинаковые!? — удивились мы. — Очень даже одинаковые!
      — А вы сравните их. И увидите, сколько наделал ошибок Хитрюшкин. Мы положили картинки рядом и начали их сравнивать. И увидели,
      что Ангелина Алексеевна правильно сказала. Не сумел Хитрюшкин нарисовать две одинаковых картины. Пятнадцать раз ошибся!
     
      10. ХИТРЮШКИН УЕЗЖАЕТ
      Наступил час расставанья с Хитрюшкиным. Мы загрустили.
      — Почему не вижу улыбок? — спросил знаменитый художник. Ответила Ангелина Алексеевна:
      — Дети полюбили вас. Им грустно расставаться с вами...
      — Я тоже полюбил их! — воскликнул Хитрюшкин. — Удивительные дети! Обещаю приходить к вам в Ленинграде. Каждую субботу! Ждите.
      А мы всё равно не повеселели. Тогда Хитрюшкин сказал:
      — Я для вас сочинил сказку. Весёлую! Только я не умею рассказывать. Да! Не умею! Не буду!
      Ребята совсем огорчились. Девочки — те чуть не заплакали. А мальчики спросили:
      — Значит, мы не узнаем, какую сказку вы сочинили?
      — Узнаете! Обязательно! Сейчас! — Хитрюшкин стал рыться в красной папке, и тихо бормотал: — Сейчас покажу... Трудная сказка... Вы ничего не поймёте... Не догадаетесь...
      „Московское время — пятнадцать часов", — объявили вдруг по радио.
      — Опаздываю! Через двадцать минут уходит поезд! — Знаменитый художник кинулся к дверям и, уже на ходу, бросил на стол белый конверт.
      — Это вам! Сказка! — выкрикнул Хитрюшкин и хлопнул дверью.
      Мы схватили конверт. В нём оказалось много рисунков. И на каждом рисунке стоял номер. Ребята разложили все рисунки по номерам, и тогда у нас получилось вот что.
      Посмотрели мы на картинки — сразу повеселели. Зря Хитрюшкин думал, что мы не поймём. Мы всё поняли и долго смеялись над лисой.
      А вечером, после ужина, написали Хитрюшкину -письмо в Ленинград. Писали, конечно, печатными буквами и с ошибками. Но ошибки исправила Ангелина Алексеевна.
      — Письмо надо прдписать, — сказала Ангелина Алексеевна. — Иначе товарищ Хитрюшкин не узнает, от кого оно. Как же мы подпишем письмо?
      — Подпишите: "Обыкновенные дети", — посоветовали мы. — Тогда он сразу догадается.
      Ангелина Алексеевна так и сделала. В конце письма она написала крупными буквами:
      Обыкновенные дети.

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.