НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Кузнецова А. «Жизнь зовёт. Честное комсомольское». Иллюстрации - К. Сиротов, С. Забалуев. - 1960 г.

Агния Александровна Кузнецова (Маркова)
«ЖИЗНЬ ЗОВЁТ»
«ЧЕСТНОЕ КОМСОМОЛЬСКОЕ»
Иллюстрации - К. Сиротов, С. Забалуев. - 1960 г.


DJVU


PEKЛAMA Заказать почтой 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Подробности...

Выставлен на продажу домен mp3-kniga.ru
Обращаться: r01.ru (аукцион доменов)


 

Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________

 

 

Скачать текст «Жизнь зовёт. Честное комсомольское»
в формате .txt с буквой Ё - RAR

 

      ЖИЗНЬ КНИГИ
     
      Вы, дорогие читатели, вероятно, слышали выражение: «Эта книга живёт!» — и произносится такая фраза неизменно в уважительной интонации. Как же понимать эти слова?
      Когда говорят о жизни книги, часто подразумевают её существование во времени. Сменяются поколения людей, проходят многие и многие годы, а настоящее произведение литературы — будь то драма, поэма, роман или новелла — продолжает волновать умы, пленять сердца, вызывать искристый смех или горькие слёзы. Книга живёт вместе с человеком и, как его верный друг, учит, предостерегает, советует. Такие книги перечитываются много раз, и любовь к ним, словно по наследству, переходит от родителей к детям, от старших сестёр и братьев к младшим.
      Но часто эта фраза «Книга живёт!» произносится и в отношении литературных произведений, написанных совсем недавно, как говорится — на наших глазах. В этом случае речь идёт об активной жизни книги среди читателей. Это означает, что авторы книг сумели затронуть душу читателя-современника, заставить его волноваться за судьбы героев, вместе с ними переживать и горести и радости. Такие книги обсуждаются на читательских конференциях, о них говорят при встрече с друзьями, спорят. Это — счастливые книги.
      Перефразируя известное выражение, «каждый человек кузнец своего счастья», можно с полным правом сказать, что и «каждый писатель кузнец своего счастья».
      и это, безусловно, верно, — вспомним судьбу таких книг, которые надолго стали нашими спутниками и друзьями!
      Мало быть литературно одарённым человеком, чтобы написать книгу, способную потрясти или увлечь читателя. Только писатель, неутомимо изучающий народную жизнь и активно участвующий в ней, может откликнуться в своём произведении на сокровенные думы читателя. И чем глубже раскроет автор эту живую жизнь, чем правдивее покажет он окружающую действительность, тем с большим уважением отнесутся читатели к его труду.
      К числу книг, которые по праву можно назвать счастливыми, надо отнести и только что прочитанные вами повести Агнии Александровны Кузнецовой «Жизнь зо вет» и «Честное комсомольское» (обе они печатались в журнале «Юность» и выходили отдельными изданиями в Детгизе).
      О том, что «книги эти живут», говорят, прежде всего, многочисленные письма-отзывы, присылаемые в издательство отовсюду. И как важно подчеркнуть при этом характер этих писем! Это не просто отклики — книга понравилась или не понравилась. Нет, как с близким, верным другом, читатели делятся с автором своими сокровенными мыслями, рассказывают о своих самых волнующих, личных, можно сказать — интимных делах, не боят ся сказать о своих ощибках, они просят совета. Этот откровенный разговор, идущий от сердца к сердцу, оди- наково характерен и для писем школьников, и для молодых и совсем взрослых корреспондентов.
      Сергей П. (Ворошиловградская область), откровенно рассказав в своём письме об ошибках юности, о том, почему он оказался одиноким (от плохих людей отстал, к хорошим — не пристал), просит писательницу: «Помогите мне как-нибудь, чем-нибудь. Напишите мне хоть маленькую записочку, что мне делать. Я, честно говоря, растерялся»,
      А ученица девятого класса Люда М (Пермская область) сообщает горестную историю ciioeii сеоры с самой любимой из подруг и спрашивает доверчиво: «Может быть, Вы посоветуете мне что-нибудь? Тогда я Вам буду очень благодарна. А если это нехорошо, что я вздумала писать Вам, то Вы мне это напишите».
      Молоденькая девушка Р. Г. (Оренбург) поведала в письме о своей грустной любви: «Когда я училась в 8-м классе, то подружилась с одним мальчиком, он был как Павел Огнев. Его бросила мать, отец женился на другой, оставил двенадцатилетнего сына дедушке и уехал с молодой женой. Он был скрытный, ничего не рассказывал мне. Но я сердцем чувствовала что-то неладное. О его прошлом мне рассказал его друг. И я ещ,е сильнее подружилась с ним, даже любила его, а он не любил меня... но я всё же продолжаю дружить с ним, потому что поддерживаю его в трудную минуту...»
      «Писательница правильно показывает силу коллектива, действующую благотворно на всё окружающее,— пишет сержант Геннадий К- — Невольно в голову приходят две пословицы: одна старинная: «Человек человеку— волк» — устаревшая, и вторая, новая, лучшая: «Че-• ловек человеку — друг»... Когда заходит речь о коллективе, о его силе, я не могу быть равнодушным. Моё детство проходило в дни тяжёлых испытаний и слёз. Война дала своё знать. Приходилось жить впроголодь. Сгорел дом. Остались без пищи и крова. Простые советские люди сразу пришли на помощь. Нас отдали в детдом. Особенно я почувствовал силу дружбы и товарищества, когда учился в седьмом классе. Со мной сверстники делились чем могли. А когда я заболел и меня положили в больницу, за десятки километров по тайге ко мне приходили в больницу, не считаясь ни с ветром, ни с вьюгами, объясняли пройденные темы, рассказывали школьные новости. Можно ли это забыть?..»
      Прочитав «Честное комсомольское», Нина К. (Ро-
      стов-на-Дону) подвергает серьёзному анализу свою жизнь, поступки и горько призиается: «Перед глазами прошла жизнь, прожитая за двадцать восемь лет. Много ошибок. Стараешься припомшггь, что хорошего сделано в жизни не для себя, а для всех. И очень стыдно, что почти нечего вспомнить!»
      Хочется сказать ещё об одном письме, вызванном этой повестью.
      «Мне двадцать пять лет, — пишет запутавшийся на дорогах жизни человек, — но такую повесть я встретил впервые, — в этом могу дать честное слово, дал бы комсомольское, но я заключённый. В повести столько правдивой жизни, настоящей жизни! Я сильно переживаю, читая захватывающие меня книги, но в этот раз я плакал, плакал и не стыдился своих слёз. Я не могу Вам объяснить свои чувства, но, читая, я как бы слился с героями повести, особенно с Сашей и Стешей».
      Делится своими мыслями и наш более юный чита--тель Толя Ш. (Новочеркасск):
      «О себе мне писать почти нечего, да и, впрочем. Вам это, наверное, не очень интересно. Хотя жизнь моя двигается чрезвычайно обычно, точно так, как у тысячи других, мне она, как и многим другим, кажется пока ещё «подготовительным периодом» к чему-то большому, ин тересному. Много было различных переживаний и стра даний, радостей и первых побед...»
      Вале П. (Воронеж) казалось, что её никто не понимает и поэтому ей трудно жить. Она строит планы:-уехать в Мурманск или Владивосток и начать «самостоятельную жизнь». Валя очень любит море и считает, что только на море даже самая незаметная работа принесёт ей радость.
      Их много, этих читательских писем, и каждое — всё откровеннее и трогательнее другого.
      Жизнь не у всех складывается счастливо — даже в детстве и в юности происходят у иных людей горестные
      события. Была война, и немало детей лишились родных и близких, встречаются и неурядицы и сём1.ях. Л го происходят и совсем непредвиденные случаи. Вот студентка Галина В. (Минск) рассказывает о трагедии, прононед-шей с юношей из их села, -он потерял 1орячо любимую девушку, живёт в горе и отчаянии. Своё письмо Галина заканчивает такими словами: «В конце всего я хочу спросить: что можно сделать для него, чтобы он нашёл своё счастье в жизни, чтобы он опять стал жизнерадостным? Такой вопрос волнует всех в нашем колхозе».
      Эти письма и сотни, буквально сотни других говорят о том, что обе повести А. Кузнецовой — «Жизнь зовёт» и «Честное комсомольское» — вызывают у читателей большой интерес: они пробуждают самые добрые, самые благородные чувства, помогают найти правильный путь в жизни, учат, как помочь товариш,у, как исправить свои ошибки, и т. п. И всё это потому, что, по выражению школьницы 10-го класса Ш., книга «заставляет задуматься, быть внимательными к людям» (имеется в виду «Жизнь зовёт»), или, как говорит другая школьница, Р. X., — «повесть покорила своей лиричностью, силой, чистотой героев. Хочется быть лучше!» («Честное комсомольское»).
      Хотелось бы отметить и ещё одну характерную особенность переписки. Во всех читательских письмах речь идёт, как правило, не о сюжете и языке, не о пейзаже, диалоге или иных литературных достоинствах книги. Читатели обеих повестей пишут о самой жизни, делятся своими наблюдениями, мыслями, сомнениями и надеждами. И в этом тоже есть своя закономерность.
      В повести «Жизнь зовёт», вероятно, в первую очередь привлекает внимание исключительность судьбы главного героя — Павла Огнева. Действительно, с ним случилось ужасное. Быть виновником смерти другого человека, да ещё лучшего своего друга, что может быть трагичнее этого! Однако, если бы писательница
      ограничила свою задачу простым описанием случая,— такого широкого резонанса повесть не получила бы.
      В том-то и секрет повести, что в ней этот случай взят пе изолированно. Несчастье Павла, его душевные переживания послужили писательнице лишь поводом для изображения человеческих отношений, для изображения жизни наших людей, со всеми её сложностями, волнениями, с её народной мудростью и радостями преодоления недостатков, слабостей, в том числе и слабости духа.
      Да, сила советского общества в том, что человек у нас человеку — друг, а положительный характер — душа современного общества. Ещё и ещё раз убеждают нас в этом правдиво нарисованные образы судебного следователя, педагогов школы, товарищей Павла, особенно комсорга Вани и девушки Риты, колхозника дяди Вани, председателя колхоза Василия Ильича. Эти люди помогли Павлу своим чутким отношением к человеку, своим жизненным примером в преодолении трудностей.
      В этой повести есть что-то от традиции творчества Николая Островского. О знаменитом романе «Как зака- лялась сталь» напоминают нам мысли героев книги «Жизнь зовёт»:
      «Человек в несчастье не должен быть один»;
      «Если жизнь тебе не удаётся — сопротивляйся, бери её за горло, диктуй ей свои требования и заставляй под чиняться»;
      «Страдания должны не расслаблять, а закалять человека»;
      «Ведь самое главное — найти своё место в жизни,, быть довольным тем, что делаешь», и т. д.
      Образ председателя колхоза Василия Ильича с его жаждой служения народному делу, с его титанической волей к жизни хочется поставить рядом с Павлом Корчагиным. Так же как и Корчагин, только в другой обстановке, Василий Ильич, презрев полученное на фронте увечье и не давая себе права предаться горю (его, искалеченного, оставила любимая жена!), осгаегся в строю, приобщается к огромному делу, руководит им, и мы верим, что такой человек не мог не повлиять благотворно на Павла Огнева. Этот литературный герой долго будет стоять перед глазами читателей как живой пример, зовущий к подражанию.
      Казалось бы, нет ничего необычного в сюжете и судьбах героев другой повести А. Кузнецовой — «Честное комсомольское». Но почему и она так горячо и благодарно встречена юным читателем? И, пожалуй, не только юным.
      Действие в этой повести происходит где-то почти на краю России — в сибирском селе Погорюе. Десятый класс; в школе идут занятия. Одни учатся лучше, другие хуже, одни более симпатичны, другие менее или совсем не симпатичны... Но вот прочитываешь несколько глав, и забываешь, что в руках у тебя книга. Будто сама жизнь обступила тебя со всех сторон и властно требует: «Разберись, вмешайся, скажи своё слово».
      И опять секрет, видимо, в том, что писательница не замыкает действие в четырёх стенах школы, не ограничивает свою задачу показом, как воюют активисты класса с двоечниками, а выводит своих героев в широкий мир чувств, волнующих проблем становления личности.
      Когда писательницу попросили рассказать о своей повести, она сказала, что ей хотелось бы поговорить с молодёжью «о комсомольской чести, о священных и благородных комсомольских традициях». И в центре этой повести — настоящие, принципиальные комсомольцы, горячо относящиеся к жизни, к товариществу, честно исполняющие свой гражданский долг, и те, кто помогал героическому комсомолу повседневно воспитывать их такими, например педагог Александр Александрович Бахметьев, и подружка его далёкой юности Катя, и мать Саши Коновалова — всё это хорошие, подлинно советские люди. С отдельными поступками этих людей, возможно, и не все согласятся но безусловно их можно попять и отнестись к ним с уважением.
      Например, у юных читателей вызывает споры правильность носгупка Екатерины Ермолаевиы, нашедшей наконец Александра Александровича, но не захотевшей остаться с ним, чтобы... не сделать несчастным сынишку. «Но ведь он хороший, Александр Александрович, — говорят те, кто возражает против такого решения Екатерины Ермолаевны, — он бы заменил отца её мальчику и воспитал бы его с любовью». Эти товарищи горячо желают счастья доброму и умному Александру Александровичу, но, быть может, они ещё недопонимают того, что настоящий человек, когда требуется, должен уметь жертвовать своим личным счастьем во имя счастья других. Говоря в плане большом, без такого отказа от личного во имя общественного не смогли бы мы достигнуть тех великих достижений, свидетелями которых сейчас являемся.
      Трудно сказать, кто главный герой в повести «Честное комсомольское»: Саша Коновалов? Учитель Александр Александрович? Стеша?.. Одно несомненно: каждый из этих образов оставит в душе читающих свой светлый глубокий след.
      В повести наряду с весёлыми и серьёзными делами изображено и трагическое: смерть умного, красивого юноши, отличного товарища — Саши Коновалова, болезнь Александра Александровича и потеря им любимой Кати, исключение из школы Пипина Короткого и др. И, несмотря на это, в книге пленяет нас мир добра и удивительной человечности. Мы видим, как от страницы к странице крепнет, мужает коллектив одноклассников, и убеждаемся, что скромная, казалось бы простая жизнь сельских людей — по самой своей сути подлинно героична, как героична вся наша действительность, имя которой Советская Власть,
      Автор пишет о дружбе и любви, и пас покоряет эта чистота людских отношепии. Прочитав радостную в начале и печальную в конце историю любин одноклассников Стеши Листковой и Саши Коновалона, хочется повторить чудесные слова повести:
      «Незабываема ты, первая любовь, чистая и прекрасная, беспредельная, как ясное утреннее небо, и скромная, как полевая ромашка. Незабываема ты и среди ненастья жизни и в светлые дни её. Нечего вспомнить тому, кто не знал в юности этого ясного неба, этой скромной ромашки».
      Мы печатаем эти две повести вместе, так как считаем, что они очень близки между собой по духу, по их гуманной направленности.
      Их сближает общность атмосферы, изображённой писательницей, — это атмосфера большой нашей жизни. Дыхание современности чувствуется во всём — и в мыслях героев книги, и в их делах и поступках, в их уважении святого Товарищества. Герои этой повести взяты из одного и того же мира нравственности, чувства, духовной жизни.
      Обе повести глубоко психологичны, а изображённые в них ситуации очень жизненны. Писательница не показывает молодым читателям жизнь подслащённой. Напротив, она предостерегает, что их могут ждать страдания, болезни, неудачи. И главное в этих условиях — не ослабнуть душой, не потерять себя как человека. И ещё: помнить, что вокруг тебя много хороших людей, — в трудную минуту они помогут. Человек человеку — друг.
      Многие читатели, рассказывая в письмах о своих школьных делах или делах пионерского отряда, нередко спрашивают автора: «А как в вашей школе?» Они полагают, что повести «Жизнь зовёт» и «Честное комсомольское» написала учительница.
      Нет, Агния Александровна Кузнецова по профессии не педагог — она писательница. Но труд её состоит не
      только в том, что она сидит за столом и пишет. Нет, большую часть времени писательница отдаёт изучению тон жизни, о которой собирается поведать читателям.
      Когда перед мысленным взором писательницы встал образ школьника Павла Огнева, она поняла, что надо прежде всего в деталях узнать современную школу, со всеми её особенностями. О школе, как и многом другом, нельзя писать по воспоминаниям собственного детства — что, мол, так вот было раньше, так приблизительно всё идёт и сейчас. Искусство не терпит приблизительности.
      В течение двух лет Агния Кузнецова работала председательницей родительского комитета, руководила кружком по истории школы, выезжала вместе с девятым классом в колхоз на уборку картофеля, принимала участие в повседневной жизни школы.
      Когда же настала пора писать повесть «Честное комсомольское», героями которой должны были стать деревенские школьники, А. Кузнецова поехала в деревню, затем в другую и третью... Она знакомилась с председателями колхозов и колхозниками, с их делами н бытом, встречалась с учителями и учащимися, вместе с сельскими школьниками работала на полях, бывала у них дома, а уехав в Москву, переписывалась с ними.
      Вот почему так верно изображены в её книгах и школа, и психология подростка, и споры педагогов о воспитании детей, и взаимоотношения школьников с учителями и между собой.
      Только действительно увиденное в жизни может быть изображено в художественном произведении ярко и убедительно. Только произведение, рождённое самой жизнью, в свою очередь, получает большую жизнь среди читателей. Именно о таких произведениях литературы говорят с уважением: «Книга живёт!»
      И. Кротова
     
      СОДЕРЖАНИЕ
     
      ЖИЗНЬ ЗОВЁТ
     
      Глава первая ..............5
      Глава вторая.................24
      Глава третья ................35
      Глава четвёртая .............60
      Глава пятая .........
     
      ЧЕСТНОЕ КОМСОМОЛЬСКОЕ
     
      Межпланетный корабль.....91
      Катя . ................. . 97
      Делегация..................102
      Бабушка и внук...............103
      У Листковых .................106
      «Не играй!» .................113
      В нише.......................116
      Опять фантазия ..............120
      «Ты можешь повторить?».......124
      Бесполезный разговор ........128
      Перед отъездом...........
      Сенька-воин ................ 134
      Проглядели ...............
      Две встречи................143
      На выселке . . ..............
      Первый поцелуй ..............
      Объяснение.................159
      Свидание . » ..............101
      Заявление ...............
      Бойкот...................169
      Друзья...................176
      Инспектор................180
      Честное комсомольское............ 185
      «Нами допущена ошибка»............190
      Она знала, что не придёт .........192
      Незабываема ты, первая любовь.....195
      На пожаре . . ..............198
      В больнице . .................204
      Сердце и комсомольская честь......207
      Ради товарища . . : ..............213
      «Оставь меия...» . ..............216
      Лунной ночью : . : ............ 218
      В глубоком раздумье ...........226
      Дорогой ценой ................223
      Жизнь впереди ...............232
      Эпилог!...............235
     
     
      К ЧИТАТЕЛЯМ
     
      Всё рассказанное на страницах этой повести — правда. Я скрыла только подлинное имя героя, назвав его именем вымышленным — Павел Огнев.
      В прошлом году мне довелось много путешествовать по городам и сёлам Сибири. В одно.и из колхозов Причулымья я встретилась с юношей. Он работал на полях вместе со своими товарищами - городскими школьниками. Жизнь его оказалась необычной и трудной. Всё, что я узнала от него самого и от других людей, глубоко взволновало меня, и мне захотелось написать эту повесть.
     
      Агния Кузнецова

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru