Сделал и прислал Кайдалов Анатолий. _____________________
Сначала люди летали на воздушном шаре. У воздушного шара есть одно очень хорошее качество: для того чтобы подняться в воздух и поднять вместе с собой тяжелый груз, ему не нужен мотор. А раз не нужен мотор, то не нужно и горючее. Другие летательные аппараты, например вертолет, во время полёта должны всё время жечь горючее. Горючего нет — вертолёт не взлетит.
Воздушный шар не такой.
В воздух он поднимается потому, что он очень лёгкий, гораздо легче воздуха. А такой лёгкий он оттого, что надут газом, который легче воздуха, — водородом или гелием. Во время полёта этот газ никуда не девается и никуда не денется очень долго — неделю, две недели, год. Значит, и очень долго может продолжаться полёт.
В полёт на воздушном шаре люди отправлялись, как в дальнее плавание. Брали с собой запасы еды, воды, тёплую одежду, брали хороший бинокль или подзорную трубу, чтобы вести наблюдения. Вести наблюдения с воздушного шара очень удобно. Он летит мягко, плавно, в полёте не гремит, не дымит, в его кабине всегда тишина, вокруг — чистое, голубое небо. Очень хорошо!
Одно плохо: воздушным шаром нельзя управлять. Его нельзя повернуть влево-вправо, дать задний ход. Он может лететь только в одном направлении — туда, куда дует ветер. Ветер дует с севера на юг — шар летит на юг. Ветер повернул на восток — шар полетел на восток. Ветер утих — шар стоит на месте.
Отправляясь в полёт на воздушном шаре, люди не всегда знали, куда они летят, и, пролетая над каким-нибудь городом, долго гадали: что это за город? Ростов? Смоленск? Калуга? А это, оказывается, не Ростов, не Смоленск и не Калуга, а Вышний Волочёк. Очень неудобно.
В то же самое время по морям плыли корабли, и плыли они не туда, куда дует ветер, а туда, куда нужно людям. Потому что у каждого корабля есть движитель, то есть такое приспособление, которое двигает корабль.
Движитель гребного корабля — вёсла. Налегая на вёсла, люди толкают корабль и по ветру, и против ветра и, хотя и медленно, приплывают в намеченное место.
Движитель парусного корабля — надутые ветром паруса. Парусный корабль тоже может ходить и по ветру, и поперёк ветра, и немножечко против ветра и тоже в конце концов приходит в намеченное место.
Движитель парохода — гребные колёса или гребные винты. Работа гребных колёс и винтов не зависит ни от ветра, ни от какой погоды, она зависит только от работы парового двигателя, а двигателем управляет человек. Поэтому движение парохода подчиняется только желанию человека. Надо человеку плыть быстро — пароход плывёт быстро. Надо сделать остановку — пароход стоит на месте. Надо повернуть направо — пароход повернёт направо, а не налево.
И вот задумались люди: как бы это построить такой летательный аппарат, чтобы он поднимался в воздух, как воздушный шар, и управлялся, как пароход?
Один сказал: "Поставлю-ка я на воздушный шар вёсла". И он в самом деле посадил в кабину воздушного шара команду гребцов, и, когда шар поднялся в воздух, те дружно взмахнули вёслами, но шар даже не шелохнулся. Вёсла хороши только на воде. Вода во много раз плотнее воздуха, о неё можно опереться веслом и толкнуть корабль вперёд. О воздух же особенно не обопрёшься.
Второй сказал: „Поставлю-ка я на воздушный шар парус". И он в самом деле поставил парус, сел в кабину, дождался хорошего ветра, но ветер дунул и унёс шар совсем не в ту сторону, куда хотелось.
А третий, самый догадливый, сказал: "Поставлю-ка я на воздушный шар двигатель". И он поставил на воздушный шар двигатель, пропеллер, руль, а сам воздушный шар сделал не круглым, как шар, а длинным, как веретено. И получилось как раз то, что надо. Человек сел в кабину, запустил двигатель, от двигателя закрутился пропеллер, и такой воздушный корабль быстро полетел вперёд, не обращая внимания на ветер. Даже сильный встречный ветер не остановил движение. Двигатель был сильнее, и воздушный корабль спокойно летел себе против ветра и с помощью руля легко поворачивал в любую сторону — и влево, и вправо, и мог лететь задом наперёд.
Новый летательный аппарат назвали дирижабль. Слово это французское, но если даже не знать французского языка, можно легко догадаться, что оно обозначает. Слово „дирижабль" очень похоже на слово "дирижёр", а дирижёр — это человек, который управляет оркестром. Слово "дирижабль" тоже произошло от слова "управлять", то есть дирижабль — это такой летательный аппарат, которым можно управлять.
В дирижабле соединились сразу два хороших качества.
С одной стороны он легко, без усилий поднимается в воздух и поднимает вместе с собой тяжёлые грузы. Правда, первые дирижабли были тяжеловаты, не могли поднимать большие грузы. Но сейчас для дирижаблей строят лёгкие прочные оболочки, ставят на них лёгкие мощные двигатели. Современный дирижабль — очень сильная машина. Его даже называют „летающий подъёмный кран".
С другой стороны, дирижаблем, как кораблём, легко управлять. То есть он может взять очень тяжёлый груз и отнести его в любое место. Ни одна другая летательная машина не имеет сразу два таких качества и не сделает ту работу, которую может сделать дирижабль.
Вот пример. На заводе построили турбину для гидростанции. Весит она пятьсот тонн. Теперь её надо отвезти за тысячи километров, к тому месту, где строится гидростанция. Как это сделать? Вертолёт или самолёт такой тяжёлый, груз не поднимут. Автомобиль тоже. Можно бы увезти на поезде, но там, где строится гидростанция, нет железной дороги. Обычно поступают так: на заводе турбину разбирают на части, грузят по частям на большой теплоход и везут по морю, а потом по рекам к тому месту, где строится гидростанция, а там заново собирают. На всё это уходит очень много времени. Долго и хлопотно.
А теперь посмотри, как ту же самую задачу можно решить с помощью дирижабля. Мы знаем: дирижабль — сильная машина. А раз так, то поднять в воздух 500-тонную турбину ему ничего не стоит. Значит, не надо разбирать турбину на части, а потом собирать её. Прямо подцепят готовую турбину к дирижаблю, тот поднимет её в воздух и за несколько часов перенесёт к месту строительства. Быстро и удобно.
Крайний Север нашей страны очень богат нефтью, газом, дорогими металлами, пушными зверями, рыбой. Сейчас советские люди строят на Севере новые города, чтобы в этих городах жить и добывать богатства Севера. Но строить там очень трудно. Сильный мороз, ураганный ветер не дают работать. К примеру, трёхэтажный дом, который можно построить в Москве за месяц, там приходится строить целый год.
А вот как просто можно строить города на Севере, когда строителям помогает дирижабль. Где-нибудь совсем не на Севере, а в большом городе — в Москве, в Ленинграде, в Свердловске — работает бригада строителей. Здесь строители собирают дом, штукатурят его, красят, вставляют окна и двери. Потом прилетает дирижабль, аккуратно поднимает дом в воздух и аккуратно переносит его на Север, ставит в нужное место.
Дирижабль —не единственная машина, где соединились сразу два хороших качества. Конструкторы часто пытаются объединить в одной машине хорошие качества нескольких машин. Иногда это бывает очень удачно.
Вот, к примеру, снегоход. С одной стороны, он похож на мотоцикл. У него такой же руль, мотор, сиденье, и сам он весь такой же ловкий, быстроходный.
С другой стороны, он похож на маленький гусеничный трактор. У него, как у трактора, вместо колёс —гусеницы, и, значит, как трактор, он может ехать прямо по снегу, по сугробам, дорога ему не нужна.
В результате снегоход умеет делать то, чего не умеют ни мотоцикл, ни трактор — быстро бегать по снегу. Мотоцикл— быстроходная машина, но для него нужна хорошая дорога, лучше всего асфальтовая, по снегу он не пройдёт. Трактор по снегу пройдёт, но быстро ходить не умеет, слишком для этого тяжёл. А снегоход — и быстроходный, и вездеходный.
На снегоходе ездят жители Крайнего Севера, Сибири. Зима там длинная, снегу много, а дорог нет. Наши обычные машины — автобус, трамвай, троллейбус — по снегу не пройдут. Поэтому снегоход там зача'стую и трамвай, и такси, и скорая помощь, и почтовая машина.
Очень удачная машина!
Или вот теплоход на подводных крыльях, "Ракета".
„Ракета" тоже похожа сразу на две машины — на теплоход и на самолёт. Как теплоход, она ходит по воде. Как самолёт, при своём движении опирается на крылья. В результате "Ракета" умеет делать то, чего не умеют ни теплоход, ни самолёт — быстро мчаться по воде.
Раньше водный транспорт считался самым тихоходным. Теплоходы очень глубоко сидят в воде, вода тормозит движение. И если человеку надо ехать по срочным делам, он никогда не сядет на теплоход.
Но вот под днище теплохода поставили крылья, и скорость его резко увеличилась. Получилось это за счёт того, что при движении теплохода крылья поднимают его, выталкивают из волн, в воде остаются одни крылья. Теперь если человеку надо ехать по срочным делам и его спросят: "На чём хотите ехать? На поезде? На автобусе? На "Ракете"? Человек скажет: "Хочу на "Ракете". Потому что "Ракета" обгонит и поезд, и автобус. Во время движения "Ракета", как и любой водный транспорт, колёсами не стучит, на ухабах не подпрыгивает, идёт мягко, плавно, а из окна — красивый вид на речные берега.
Приятного путешествия!
А вот в этом виде транспорта — в пневмопроводе — соединились две машины, которые, казалось бы, и соединить невозможно: насос и поезд. Пневмопровод — это широкая труба, внутри которой мчатся железнодорожные поезда.
Водопровод люди знают давно. Он хорош тем, что его можно проложить где угодно: и по земле, и под землёй, и под водой, и по горам, и по болотам, и просто подвесить в воздухе. Нет такого места на земле, где бы нельзя было проложить водопроводную трубу. Но по трубе можно перекачивать только жидкости — воду, нефть, мазут и газ. Перекачивать по трубе кирпичи, брёвна, арбузы, телевизоры нельзя.
Железнодорожный поезд люди тоже знают давно. Он хорош тем, что на нём можно увезти и кирпичи, и брёвна, и арбузы, и телевизоры, и ещё много разных вещей. Но железную дорогу где угодно не проведёшь, по дну моря — тоже. Прямо по горам она не пройдёт, а только в обход. Зимой, во время снегопада, на железной дороге вырастают сугробы, и поезда стоят, ждут, когда дорогу расчистят.
А пневмопоезд возит всё, что можно увезти на поезде, и проходит везде, где можно проложить водопровод, и не
зависит ни от снегопада, ни от наводнения. Ему даже электровоз не нужен. Вместо электровоза в пневмопроводе стоят насосы, они качают внутрь трубы мощную струю воздуха, воздух давит на вагон, как ветер на парус, и вагон мчится вперёд. Не хуже, чем с электровозом.
* * *
У конструкторов есть такое правило. Прежде, чем строить новую машину, они подумают: а нельзя ли в новой машине использовать какое-нибудь хорошее качество другой машины? Если им удаётся соединить сразу два хороших качества двух машин — получается очень хорошо, так, как с дирижаблем. Если не удаётся использовать качества двух машин, а только одной —тоже хорошо. Например, в гусеничном вездеходе использованы гусеницы от трактора— получилась хорошая машина.
Посмотри вокруг. Мимо тебя едут сотни машин —трамваи, грузовики, мотоциклы, тракторы, экскаваторы. В небе летят самолёты. В море плывут теплоходы. И обязательно каждая машина чем-то похожа на другую машину. Даже самая новая и самая удивительная.
|