На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека

Глиссер. Лодка-вездеходка, 1933.

Лев Кассиль

Лодка-вездеходка

*** 1933 ***


PDF



Прислала Я. В. Кузнецова.
_______________

 

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ

Мы ужасно шумели. Гром был вокруг нас и над нами, потому что рёв нашего мотора гулко отдавался на воде. Мы мчались быстрее скорого поезда. Впереди летела чайка и не могла уйти от пас. Сзади бежал хрустальный столбик взвинченной воды. Пена и брызги били с боков. И десяток весёлых крохотных радуг окружал нас. А на берегу какая-то взволнованная собачонка улепётывала по песку... Иих-ты...
      Река казалась скользкой, как студень. Мы проносились со скоростью 50 километров в час. Но гром наш бежал по реке ещё быстрее. Он уходил от нас вперёд километра на три. Опередивши нас, гром мотора успевал до нашего появления вызвать переполох на берегу. Люди выбегали на реку и удивлялись, что за шум, что это едет с таким треском. Особенно беспокоились старые бАканщики.
     
      Баканщик — это речной будочник, ну, всё равно, как стрелочник на железной дороге. Он указывает правильную дорогу пароходам и плотам. Без него бы пароходы заблудились среди поворотов реки, среди островков и песчаных мелей. Баканщик ставит на реке знаки — баканы. Это железные или плетёные колпаки, белые и красные. Эти колпаки ставятся на мелкие места. По ночам баканщик подъезжает к ним на лодке и зажигает фонарь: красный или белый. И пароходы плывут между этих огней. Пароходы видят дорогу и знают, где мель, а где глубоко.
     
      Ваканщики привыкли, что пароходы и моторные лодки на мелких местах вежливо, сторонкой, тихонечко обходят бакан. И очень испугался один дед-баканщик, когда увидел, что наше судно несётся прямо на мель во весь моторный дух...
      Дед что-то кричал нам, Оп указывал на бакан. Наша машина мчалась. Он махал нам рукой, шапкой, веслом. Мы мчались. Дед даже лапти снял и в воду полез, чтоб показать нам мель. Но мы не замедляли хода. Чихать нам было на мели. Наш кораблик не сел бы на мель и в чайном блюдечке. Гремя, в рёве, в пене, скользнули мы над жёлтой мелью, мимо самого бакана. Обомлевший дед крестился. Но мы были уже далеко.
      Так ездят на глиссере.
      — На чём? На чём? — спрашивают меня.
      — На глиссере, — повторяю я.
      — Что это за штука такая, глиссер? И как надо читать: глИссер или глиссЕр?
      — Надо читать глиссЕр. По-французски это значит — «скользитель».
     
      ГЛИССЕР-СКОЛЬЗИТЕЛЬ —
      НОВОЕ СУДНО,
      ОЧЕНЬ БЫСТРОЕ,
      ОЧЕНЬ УДОБНОЕ
      И ВЫГОДНОЕ.
      Ему не страшны мели, на которых застревают тяжёлые пароходы.
      Глиссер не боится подводных камней, которые распарывают железное брюхо кораблей.
      Он скачет через бурные пороги, на которых разбилось бы всякое другое судно.
      Да и на гладкой воде
      НИ ОДНОМУ БЫСТРОХОДНОМУ ПАРОХОДУ В МИРЕ НЕ УГНАТЬСЯ ЗА ГЛИССЕРОМ.
      В чём её секрет?
     
      Обыкновенное судно, пароход или моторная лодка называется «круглым», потому что у него, как у рыбы, выпуклый живот, круглое дно. Пароход сидит своим круглым туловищем глубоко в воде. Вода туга и упряма. И когда пароход или моторка двигаются, им приходится раздвигать воду носом, распихивать струи боками, как человеку в толпе.
      Чем быстрее идёт корабль, тем больше сил машины уходит на борьбу о упрямством воды.
      У него не круглое, а плоское дно. Кроме того поперёк днища сделана ступенька. Значит, если перевернуть глиссер вверх тормашками, мы увидим; дно не всё ровное, а идёт от носа, потом — гоп! — ступенька вниз, и дальше опять гладко . до кормы.
      Эта ступенька называется: редан. Вот тут и весь секрет глиссера.
      Когда рассчитывают или строят глиссер, самое главное — это сделать приступочку — редан — на месте. Если редан сделан на месте, то глиссеру нечего бояться водяного упорства. Глиссеру даже выгодно, что вода упряма. Он храбро бросается на неё плоской грудью. Вода возмущена. Вода сопротивляется, но этим глиссера не проймёшь: у него так устроено дно, что вода, упираясь в край ступеньки, сама выталкивает его вверх, на поверхность (лишь бы избавиться от этого беспокойного судна).
      Глиссер целиком вылезает из воды и мчится. Он скользит по самой поверхности. Только кусок кормы и краешек ступеньки в воде. Остальное над водой. Можно запустить руку под днище, за ступенькой, — и рука останется сухой.
      НО КРУГЛОМУ СУДНУ НАДО РЫТЬ ВОДУ НОСОМ.
      У глиссера нос гордо поднят над водой. И ведь глиссер не в воде, не над водой. Он — по-над водой. Он освобождён от водяных тисков и может скользить со скоростью
      50
      70
      80
      100
      километров в час.
     
      У МОРСКИХ глиссеров, так же как у пароходов, сзади имеется гребной винт. Он бурлит в воде, ввинчивается в неё и двигает вперёд судно.
     
      НА РЕЧНЫХ глиссерах ставят воздушные винты — пропеллеры. По виду речной глиссер похож на гидроаэроплан, у которого обстригли крылья. Глиссер с пропеллером, как ласковый телёнок, двух маток сосёт: на воде он ищет опоры, а в воздухе он ввинчивается пропеллером, и ему не требуется глубины. Он в ней не нуждается. Достаточно 10-20 сантиметров воды, чтоб глиссер свободно прошёл. Он скользит через песчаные отмели, прыгает через пороги, проносится над камнями, идёт против любого течения.
      ВОТ ЧТО ТАКОЕ ГЛИССЕР.
     
      И теперь вы легко отгадаете такую загадку:
      ЧТО ЗА ЛОДКА ХОДИТ ВОТ КАК: НЕ В ВОДЕ, НЕ НАД, НЕ ПОД... ЭТО Л0ДКА-ВЕЗДЕХ0ДКА, ПО-НАДВОДНЫЙ СКОРОХОД.
     
      Вот эти по-надводные вездеходы-скороходы очень нужны Советской стране. У нас очень много маленьких речек и речушек. Они узки и мелки. Пароходу по ним не пройти. Летом они почти совсем пересыхают, зарастают тиной, камышами. На лодке не проберёшься. Воробьи пешком с берега на берег гуляют. Стоят вдоль этих речушек деревни, сёла, колхозы, совхозы, лесные промыслы. И не было к ним по воде пути-дороги. Не было до тех пор, пока не появился глиссер. Для глиссера эти речушки, все эти воробьиные броды превращаются в удобные дорожки.
      Если же заболел кто-нибудь тяжело, сейчас пошлют туда санитарный глиссер. На* глиссере будет флаг с красным крестов. И доктор будет, и аптечка.
      — Тихий ход. Стоп. Что болит? Открой рот. Скажи «ан. Закрой глаза. Дыши носом. Что? Ломит поясницу? Кладите его в машину. Повезём в больницу. Контакт!
      — Есть контакт.
     
      По этим дорожкам повезут почтовые быстроходные глиссеры почту, газеты, письма, журналы для далёких колхозов. На них будут почтовые флаги, и марки, и штемпеля. Вот это будут скорые почтальоны.
      — Тихий ход. Стоп. Варвара Тяпина тут живёт? Распишитесь, заказное, спешное. Контакт!
      — Есть контакт. Поехали.
     
      Или загорится вдруг дом в совхозе. Сейчас же
      примчится на зарево пожарный глиссер. На нём люди в касках. И
      моторные насосы. И багры.
      — Стоп. Качай» Туши. Кончай, совхоз опасен. Фант.
      Контакт!
      — Есть контакт.
      Советской стране Очень нужны глиссеры. Мы привыкли работать по-новому, по-социалистически, так быстро, как никогда ещё нигде не работали.
     
      Поезда наши бегут со скоростью 100 километров.
      Аэропланы летят — 200.
      А на воде?
      ГЛИССЕР ПЕРЕНЕСЁТ НА ВОДУ советскую быстроту.
      НАМ НАДО ГОТОВИТЬ СВОИ, СОВЕТСКИЕ ГЛИССЕРЫ.
     
      Недавно глиссер ещё считали машиной для забавы. Многие до сих пор думают, что глиссер — спортивная лодочка, на которой интересно прыгать с трамплина и ездить за приключениями. Так всегда бывало с новыми изобретениями. Когда изобрели автомобиль, публика сначала видела в нём только забавную и опасную игрушку.
      НО МЫ С ВАМИ ТЕПЕРЬ ОТЛИЧНО ЗНАЕМ, НАН НУЖЕН И ПОЛЕЗЕН НАМ ГЛИССЕР.
     
      В разных городах СССР кружки Автодора и Общества водного транспорта (Союзосвод) сами строят свои глиссеры. До этого года почти все советские глиссеры были построены молодыми героями, любителями глиссерного дела. Это были, можно сказать, самодельные глиссеры. До сих пор ещё нет никаких учебников о глиссерах. Молодые советские глиссеристы работали,не жалея своих сил. Они старались на каждом шагу доказать, что глиссер — замечательная и необходимая нам машина, по-надводный вездеход, судно социалистической скорости. И они сумели домазать это* Молодцы ребята!
      Теперь глиссеры уже будут строиться на больших государственных верфях, В СПЕЦИАЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ.
      Там сначала рисуют чертежи будущего глиссера. Но до воды будущему глиссеру далеко. По чертежу надо ещё заготовить части глиссера, а потом уже из них делать настоящий глиссер.
      Строится глиссер. Его тело уже склёпано из лёгкого металла. Уже готова дуга и хомут для мотора. Лишь 75 лошадиных сил ещё не впряжены.
      Глиссер готов. Его выставили во двор. 75 лошадиных сил дремлют у него в моторе. Но на суше он беспомощен, как рыба на столе. Чтобы добраться до воды, необходима ещё одна лошадиная сила — обыкновенный коняга.
      Его привезли к воде на телеге в одну лошадиную силу. Рядом на грузовике — бочки с бензином. Это норм для глиссера. Приняв его, глиссер станет могучим и прытким, как целый табун лошадей.
      Однако пока его повесили на блоках над самой водой. Заботливо попоной накрыт мотор.
      Настаёт час первого испытания. С моторе снят брезент. Механик возится в машине. С берега прибежали любопытные. Интересная штука ведь.
      ВЫКЛЮЧЕНО? — спрашивает механик.
      ВЫКЛЮЧЕНО, — говорит водитель.
      КОНТАКТ! — кричит механик.
      ЕСТЬ КОНТАКТ, — отвечает водитель и повёртывает пусковую ручку.
      Винт рванулся, и мотор заработал. Рёв, дрожь, вихрь…
     
      ЗА ГРАНИЦЕЙ УЖЕ ДАВНО СТРОЯТ ГЛИССЕРЫ.
      Тут изображён глиссер «макки» с мотором в 280 лошадиных сил. Он вмещает 10 пассажиров. Здесь он снят в спокойном положении. А на ходу он выходит ив воды и мчится со скоростью 60 километров в час.
      Большой двухвинтовой американский глиссер на реке Миссисипи. Он снят на ходу, у него два мотора пo 480 лошадиных сил каждый. 32 пассажира путешествуют на этом глиссере.
     
      В 1931 году была открыта 1-я выставка советских глиссеров.
      На выставке было показано больше двадцати построенных и испытанных глиссеров. Некоторые из них уже пригодились в советском хозяйстве.
      Здесь были маленькие гоночные прыгуны-глиссерчики. Они так легки, что их можно унести с собой на берег.
      Здесь был самый большой советский пассажирский глиссер с советским мотором в 400 лошадиных сил. В каюте его могут удобно рассесться 25 пассажиров. А на ходу он сидит в воде лишь на 10 сантиметров.
      Здесь был глиссер, который в 1930 году совершил замечательный поход по Волге. Вёл этот глиссер товарищ Андреев, человек храбрый и решительный. Раз нёсся он на этом глиссере полным ходом. Вдруг... впереди длинная песчаная коса. Останавливаться было уже поздно. Тогда Андреев дал в мотор полный газ. С разгону глиссер перемахнул через мель. Он пролетел через семь метров голого песка.
      На этом же глиссере Андреев прошёл через знаменитые Днепровские пороги. Андреев взял с собой старого днепровского баканщика и посадил у себя за спиной. Дед положил руки на плечи Андрееву. Андреев велел ему нажимать на левое плечо, если надо поворачивать налево, и на правое, если надо вправо.
      Заревел пропеллер. Глиссер понёсся через бурлящую на камне воду. Дед испугался... Он схватился за оба плеча Андреева. Чуть не умер от страха. Но Андреев благополучно перескочил через бурный порог. Потом, чтобы доказать, что глиссер настоящий вездеход, Андреев повернул глиссер и провёл его через порог против течения. Ни одно судно не осмеливалось делать этого. А глиссер посмел и сделал.
      На той же выставке я увидел фотографию глиссера, на котором в 1929 году я совершил большой поход из Москвы в Нижний-Новгород. Правил тогда глиссером товарищ Бойков, Александр
      Алексеевич, опытный строитель глиссеров и смелый водитель.
      Наш маленький глиссер длиной был с автомобиль «фордик». Он был сделан целиком из кольчуг-алюминия. Из этого металла делают аэропланы.
      Шли мы на нём с громадной скоростью. И однажды едва не погибли... Обогнув самым полным ходом выступ крутого берега, мы вдруг увидели перед собой большую баржу-паром. Глиссер метнулся влево, чтобы обойти её. Но в эту секунду мы увидели, что от баржи до берега над самой водой протянут тугой стальной канат-трос. С ужасной быстротой мы неслись прямо на него. Тогда отчаянный Бойков рванул рычажок, давая полный газ. Глиссер взревел ускользнув, перепрыгнул через канат. Если бы мы ехали на другом судне, мы бы со страшной силой ударились о стальной канат и погибли. Глиссер спас нас.
      И с тех пор я очень полюбил эту чудесную машину. И я хочу, ЧТОБЫ ВЫ ПОЛЮБИЛИ ЕЁ ТОЖЕ. Среди машин глиссер — меленький речной революционер.
      Смелое движение глиссера особенно понятно большевикам.
      Старые буржуазные страны — словно ржавые пароходы. Они неповоротливы. Они глубоко сидят в старом мире. Они — на мели.
      Молодая Советская страна похожа на могучий глиссер. Она идёт против старых течений. Она не боится сопротивления врагов. Она обгоняет все страны и мчится к новой жизни через все препятствия.
     
      ТАК ЕЗДЯТ НА ГЛИССЕРЕ.
      ГЛИССЕР —
      это скорость,
      это темп
      Это шаг в будущее.


        _____________________

        Распознавание и ёфикация — БК-МТГК.

 

 

ТРУДИМСЯ ДЛЯ ВАС, НЕ ПОКЛАДАЯ РУК!
ПОМОЖИТЕ ПРОЕКТУ МАЛОЙ ДЕНЕЖКОЙ >>>>

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Настрои Сытина Радиоспектакли Детская библиотека

 




Борис Карлов 2001—3001 гг. = БК-МТГК = karlov@bk.ru