Сделал и прислал Кайдалов Анатолий. _____________________
Лев Соломонович Мархасёв родился в 1929 году в Одессе. Впервые оказался на радио ребёнком в годы блокады – в группе детей, читавших в эфире передачи ленинградцам. В пятидесятые вернулся сюда выпускником филфака ЛГУ. Как вспоминали однокурсники, безусловных величин на курсе было две – Юрий Лотман, впоследствии выдающийся литературовед, и Лев Мархасёв. Глубоко образованный интеллектуал, интеллигент, великолепный рассказчик, блестящий журналист.
По тщательности, по ответственности за каждое слово ему не было равных. Это был корифей, легенда не только ленинградского, но и всего советского радио. Но радиослушатели не знали голоса Мархасёва – его передачи читали другие. Лев Соломонович не считал свой тембр достойным эфира...
Свой житейский и профессиональный опыт он использовал, творя программы, становившиеся истинными долгожителями эфира. В не самые вольные годы Лев Соломонович приучил ленинградскую публику слушать свою замечательную передачу «В лёгком жанре». Делать её вместе с великим Игорем Дмитриевым было очень и очень нелегко. Но Мархасёв умел так выстроить фразу, что популярному артисту оставалось лишь произнести её вслух. Дело пропаганды «лёгкого жанра» Лев Соломонович продолжал в своих книгах, настоящей энциклопедии музыкальной эстрады ушедшего века.
ПРЕДИСЛОВИЕ
О музыке написано много книг, самых разных: специальных и популярных, научных монографий и романов о жизни великих композиторов.
И всё же о музыке пишутся всё новые и новые книги, потому что каждое поколение открывает для себя заново творения великих мастеров прошлого и создаёт свою современную музыку.
Музыкальный мир нашего современника многосложен, пёстр, калей-доскопичен.
Книга, которую вы прочтёте, приоткроет вам эту многосложность и пестроту. Автор писал её, как бы советуясь с вами. Большинство глав и главок продиктованы ответами старших школьников на вопросы социологических анкет о любимых композиторах и популярных у юношества музыкальных жанрах. Цитаты из писем ребят являются своеобразными «эпиграфами» к разделам и главам. Эти цитаты типичны для музыкальных интересов ребят, их пожеланий, убеждений, заблуждений. Таким образом, «ведущим» этой книги, помимо автора, стал ещё и ваш «коллективный голос».
Самое существенное в книге — главы о великих композиторах прошлого и музыкантах современности. За что их любят одни? Почему не понимают другие? Чем современны классики, и почему такие наши современники, как Дмитрий Шостакович, ещё при жизни становятся классиками? Об этом рассказывают страницы, посвящённые жизни композиторов и истории великих произведений классической музыки.
Но книга любопытна и необычна не только этими основательно, достоверно и художественно интересно написанными главами. Вы найдёте здесь и «Заметки на полях», и «Личные впечатления», и короткие истории, и маленькие фельетоны. В них как раз и сделана попытка отразить
калейдоскопичность нашего музыкального мира с его Великим и суетным, Вечным и быстропроходящей модой.
Охват книги велик: от Баха до супермодернистов XX века, от «Реквиема» Моцарта до рок-опер и поп-ансамблей...
Автор любит музыку, умеет её слышать, как современный человек, и умеет писать о ней, как внимательный, заинтересованный слушатель. А это путь заинтересовать музыкой и вас.
Быть может, прочитав эту книгу, вы не только послушаете — и не раз! — то, о чём пишет автор, но обратитесь к новым музыкальным произведениям и новым книгам о музыке.
|