Чем дальше уходит время, тем чаще вглядываемся мы в нашу историю, в прошлое земной цивилизации, чтобы узнать — как же жил наш предок? Вот почему рисунки, обнаруженные исследователями на старинных сосудах, среди старых фресок или в старых книгах и содержащие сатирический подтекст, эти предтечи современной карикатуры, представляют особый интерес, поскольку критический подход авторов к тому или иному явлению или факту окружавшей их действительности раскрывает глубокие и непознанные пласты жизни минувших эпох. Мы убеждаемся в том, что и эти сатирические рисунки древности, и карикатура, оформившаяся в более поздний период как самостоятельное и весьма пристрастное искусство, являлись и являются сегодня не только конкретным стимулятором социальной активности, но и ярким и недвусмысленным справочником негативных явлений того или иного периода, свидетельством непримиримой войны, которую силы прогресса объявили неправде. Тридцать пять лет творчества известного болгарского худож-ника-карикатуриста Георгия Анастасова, долгие, прошедшие для него в напряжении и с быстротой вихря, одновременно являются и смелыми, светлыми, наполненными оптимизмом годами свободной жизни Болгарии на пути к коммунизму, которые начались 9 сентября 1944 года. Развитие Георгия Анастасова как гражданина и творца, отраженное в тысячах его карикатур, совпадает с развитием и созреванием нашего социалистического общества. Поэтому и смех Анастасова, направленный на пережитки прошлого, неурядицы, ошибки и недостатки, образует второй план развития нового общества, представляет собой своеобразный «инвентарный список» отрицательных фактов и явлений этого исторического отрезка времени.
Работы художника, широко знакомые болгарским и иностранным читателям и зрителям по страницам таких изданий, как «Стыршел», где он работает почти 40 лет, «Работничес-ко дело», «Народна младеж», «Поглед», «Вечерни нови ни» и «Отечествен фронт», а также по его альбомам, выставкам и многочисленным публикациям в зарубежных изданиях, всегда наполнены категорически общественной пристрастностью, актуальностью, остротой, нетерпимостью к двусмысленностям и псевдоинтеллектуальной претензии на «подтекст». Анастасов — яркий продолжатель глубоких прогрессивных традиций болгарской карикатуры, которая всегда была оружием, а не забавой, мечом в мужественных руках, а не опахалом для веселящихся дамочек. Анастасов — из поколения болгарских художников, которые подхватили знамя своих предшественников — Жендова, Ангелу-шева, Венева и Бешкова, оставшихся навсегда в памяти народа как художники-борцы за свет и правду.
Георгий Анастасов очень популярен в Болгарии, потому что занимается он не обсасыванием личных историек и смешками, не разматывает веселые клубки семейных измен, алкогольно-пьяных положений, дешево-развлекательных карикатурных версий парадоксальных недоразумений... Георгий Анастасов занимается проблемами, которые являются проблемами большинства, вопросами, которые волнуют нацию! Посредством юмора, шутки, языком художественного творчества Анастасов добирается до сердцевины проблемы, раскрывает ее, высмеивает носителей отрицательного. Человек, далекий от творческого процесса, с трудом может себе представить, сколько нужно веры, труда, уважения к собственной работе, увлеченности и пренебрежения модными занятиями художнику, чтобы он рисовал каждый день, каждую неделю, в каждый номер «Стыршела», по поводу каждого нового значительного общественного события, по поводу каждого волнующего известия международной жизни.
Бурно развивающаяся экономика и постоянно новые взаимоотношения в обществе. Мышление, которое часто опережает время, но вместе с тем и часто отстает от него. Изменения в домах и душах людей, которые никогда не могут быть взаимообусловлены намерениям*, планами и цифрами. Потому что все исходит от человека и направлено на человека, а человек, как известно, самое сложное, самое совершенное, а порой и несовершенное творение природы. И все это художник должен увидеть, ощутить, иногда даже прогнозировать...
Особого внимания заслуживают карикатуры Анастасова, посвященные нравственным проблемам социалистического общества, среди них много наполненных искренней и горячей заботы о формировании молодого человека. Алчность и стремление к быстрому «устройству» в жизни, бегство от труда — единственного настоящего поля для развития и проявления личности, пристрастие ко всем большим материальным приобретениям — вот темы, которые в творчестве Анастасова отмечены сериями запоминающихся карикатур. И по повороту и раскрытию темы, и по художественному решению эти серии, как и все творчество художника, проникнуты подлинно болгарской спецификой. В то же время они понятны каждому, кто защищает принципы социалистической справедливости и человеческой правды, принципы революционной остроты и непримиримости, и в этом смысле карикатуры Анастасова ярко интернациональны. Анастасов долго и терпеливо «учился» рисовать, пока не стал законченным мастером со своим собственным графическим языком и стилем, со здоровым реалистическим ощущением материи, с которой он работает, с серьезным познаванием формы и закономерностей, о которых надо помнить при карикатурном деформировании. Его произведения с полным правом носят собственную марку «Г. А.» не только из-за идеи и темы, но и из-за рисунка, который узнается с первого взгляда, который принадлежит только ему. Впрочем, давайте, дорогой читатель, раскроем этот альбом и углубимся в оптимистический мир известного болгарского художника Георгия Анастасова, посмеемся и погорюем, ибо карикатура, как мы поняли, это не только смех и улыбки. Карикатура прежде всего — критика во имя добра.
Ясен Актов
Перевел с болгарского П. И. Черенков.
|||||||||||||||||||||||||||
|