«Я не считаю себя юмористом. Мой удел — сатира, высмеивать далеко не всегда смешные, а порой и отвратительные явления, мешающие нам жить, двигаться вперед. Но я сказал — «высмеивать», это значит смеяться. А тут уж без юмора не обойтись. Точно так же и «чистый юмор», как правило, несет е себе элементы критики, а значит — содержит сатирическое ядрышко».
Из выступления Л. Самойлова на симпозиуме художников-карикатуристов ГДР. Берлин, 1975 г.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
«Когда кончилась война с белофиннами, родилась знаменитая наша «Полундра!» — постоянный сатирический раздел, который вел молодой краснофлотец вместе с известными уже тогда писателями Вс. Вишневским, Л. Соболевым, Б. Лавреневым, В. Лебедевым-Кумачом. Ничуть не преувеличу, если скажу, что в этот период творчество Льва Самойлова завоевала такую популярность у читателя, которой мог бы позавидовать даже более опытный и зрелый мастер...
...Особенно Ярко проявился его талант в годы Великой Отечественной войны. Ему буквально недоставало места в газете. Не прекращая работать над «Полундрой», Он в самый трудный период обороны Таллина начинает выпускать многокрасочные плакаты «Бьем1»г стихи к ним пишут флотские поэты Юрий Инге, Николай Браун... одновременно Самойлов рисует для эстонски* республиканских газет, помогает налаживать на кораблях наглядную агитацию, выпускает в частях флота сатирические обозрения на местные темы и, как всегда, рисует для себя все, что видит в эти тревожные дни».
С. Федореико, подполковник в отставке, бывший сотрудник газеты «Красный Балтийский флот». — «Страж Балтики», 1978, 29 сентября, «Осажденный Ленинград, тяжелые годы блокады. Напряженная работа над плакатами • бригаде художников при ПУбАЛТе, вместе с такими мастерами, как Б. Пророков, Г. Верейский, С. Бойм, Ю. Непринцев. Там же в Ленинграде, в 1944 году молодой Самойлов был принят в Союз художников» Е. Можуховская. «По дорогам войны». — «Художник», 1970.
Издательство «Советский художник». 1981 г.
«...за эти годы одаренный юноша сложился интересного художника со своим почерком, мышлением. И этому безусловно способствовала фронтовая обстановка, требующая постоянного творческого напряжения, четкой работы мысли н руки, а также тесное общение с опытными мастерами».
Из книги Е, Можуховской «На огневых рубежах». — Ленинград, «Художник РСФСР», 1972,
«Л. Самойлов сатирик темпераментный, боевой, беспощадный. Не зря его фамилия в годы Великой Отечественной войны была найдена в гитлеровской картотеке, среди наиболее опасных врагов «рейха»... С каждым годом его сатирический карандаш делается все острее. Кроме того, он пишет пародии, памфлеты, юмористические рассказы, воспоминания о войне, о боевых товарищах».
Дм. Молдавский. «Лев Самойлов. Сатирическая графика». «Октябрь», 1973, № 7, Москва.
.....Сейчас художник зрелый мастер, владеющий всем необходимым арсеналом изобразительных средств, обладающий хорошим вкусом и высокой культурой рисунка. По манере, трактовке образов он очень своеобразен. И в то же время его рисунки отличаются качествами, характерными для советской школы карикатуристов: взволнованностью, принципиальностью и непримиримостью ко всему отжившему. Рисунок Самойлова точеи, остр, сдержан по цвету и лаконичен».
А. Орлов, заслуженный деятель искусств Таджикской ССР. «Вечерняя Москва», 1974, 4 апреля. «Выставка в «Фитиле».
«Л. Самойлов по праву может быть отнесен к числу лучших советских карикатуристов, активных борцов за мир. Его острые по теме и яркие по решению карикатуры производят сильное впечатление...».
А. Эглит, заслуженный деятель искусств Латвийской ССР. «Советская Эстония», 1951, 15 июля, Таллин.
«...Л. Самойлов не только политсатирик, не только карикатурист, не только мастер изошутки — Лев Самойлов еще и человек, который рисует хорошо и весело».
«Литературная Россия», 1971, 19 февраля.
«В любой сфере искусств нельзя добиться успеха, если художник или актер, поэт или певец, танцовщик или скульптор не обладает тем, что принято называть «собственной индивидуальностью». Спешим удостоверить, что это драгоценное качество в полной мере свойственно Л Самойлову. Особенно сильно ощущаешь это, когда стоишь перед изящными и темпераментными листами графики Л. Самойлова. Быть может, кому-нибудь покажется, что, говоря о карикатуре, будто она изящная, мы преувеличиваем. Но нет, рисунки мастера, о котором идет речь, обладают именно этим, особенно трудным в карикатуре качеством.
Да, карикатура требует максимальной гиперболы. В таком виде многое, естественно, становится уродливым. Но в том-то и дело, что перо и кисть подлинного мастера умеют в самом этом условном уродстве найти свой ритм, свою законченность чисто эстетического порядка. И получается, что, рассматривая уродов — персонажей карикатуры, вы испытываете эстетическое наслаждение, словно перед вами лирический пейзаж. Как сие достигается? На мой взгляд, наличием в авторе этого редчайшего свойства— чувства гармонии».
Виктор Ардов. «Мастер из цеха сатириков». — «Неделя», 1975, № 11.
«...Тридцать лет работает он в «Крокодиле» и является одним из ведущих его художников. По своей сути Самойлов — сатирик, что неизменно подчеркивает он сам. Но не чужд ему и юмор, и веселая шутка. Я с удовольствием отмечаю, что его молодой задор все еще при нем, что он не только собирается «подводить итоги», но полой творческих сил, планов и затей. И я от души желаю ему осуществить их».
Иван Семенов, народный художник СССР. — «Нева», 1978, N9 9, Ленинград.
|||||||||||||||||||||||||||
|