На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Сборник «Маяковский — детям». Илл.— Коровин, Пахомов, Лебедев. 1960 г.

Маяковский — детям

Илл.— Коровин, Пахомов, Лебедев

*** 1960 ***


DjVu

 

СОДЕРЖАНИЕ

Л. Кассиль. Поэт-великан 3
Что такое хорошо и что такое плохо. Рисунки А. Пахомова 11
Что ни страница,— то слон, то львица. Рисунки В. Лебедева 25
Конь-огонь. Рисунки Н. Цейтлина 39
Эта книжечка моя про моря и про маяк. Рисунки А. Пахомова 49
История Власа — лентяя и лоботряса. Рисунки А. Пахомова 55
Кем быть? Рисунки Ю. Коровина 69
Песня-молния. Рисунки А. Пахомова 85
Возьмём винтовки новые. Рисунки А. Пахомова 87
Майская песенка. Рисунки А. Пахомова 93
Мы вас ждем, товарищ птица, отчего вам не летится? Рисунки А. Пахомова 97
Тучкины штучки. Рисунки А. Пахомова 101

 

        ЧЕТЫРЕ СТИХА ИЗ СБОРНИКА

ВОЗЬМЕМ ВИНТОВКИ НОВЫЕ

Возьмем винтовки новые,
на штык флажки!
И с песнею
в стрелковые
пойдем кружки.
Раз,
два!
Все
в ряд!
Впе-
ред,
от-
ряд.
Когда
война-метелица
придет опять —
должны уметь мы целиться,
уметь стрелять.
Ша-
гай
кру-
че!
Цель-
ся
луч-
ше!
И если двинет армии
страна моя —
мы будем
санитарами
во всех боях.
Ра-
нят
в ле-
су.
к сво-
им
сне-
су.
Бесшумною разведкою —
тиха нога —
за камнем
и за веткою
найдем врага.
Пол-
зу
день,
ночь
мо-
им
по-
мочь.
Блестят винтовки новые,
на них
флажки.
Мы с песнею
в стрелковые
идем кружки.
Раз,
два!
Под-
ряд!
Ша-
гай,
от-
ряд!

1927


МАЙСКАЯ ПЕСЕНКА

Зеленые листики —
и нет зимы.
Идем
раздольем чистеньким —
и я,
и ты,
и мы.
Весна сушить развесила
свое мытье.
Мы молодо и весело
идем!
Идем!
Идем!
На ситцах, на бумаге —
огонь на всем.
Красные флаги
несем!
Несем!
Несем!
Улица рада,
весной умытая.
Шагаем отрядом,
и мы,
и ты,
и я.

1928


КЕМ БЫТЬ

У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Нужные работники —
столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
сначала
мы
берем бревно
и пилим доски
длинные и плоские.
Эти доски
вот так
зажимает
стол-верстак.
От работы
пила
раскалилась добела.
Из-под пилки
сыплются опилки.
Рубанок
в руки —
работа другая:
сучки, закорюки
рубанком стругаем.
Хороши стружки —
желтые игрушки.
А если
нужен шар нам
круглый очень,
на станке токарном
круглое точим.
Готовим понемножку
то ящик,
то ножку.
Сделали вот столько
стульев и столиков!

Столяру хорошо,
а инженеру —
лучше,
я бы строить дом пошел,
пусть меня научат.
Я
сначала
начерчу
дом
такой,
какой хочу.
Самое главное,
чтоб было нарисовано
здание
славное,
живое словно.
Это будет
перед,
называется фасад.
Это
каждый разберет —
это ванна,
это сад.
План готов,
и вокруг
сто работ
на тыщу рук.
Упираются леса
в самые небеса.
Где трудна работка,
там
визжит лебедка;
подымает балки,
будто палки.
Перетащит кирпичи,
закаленные в печи.
По крыше выложили жесть.
И дом готов,
и крыша есть.
Хороший дом,
большущий дом
на все четыре стороны,
и заживут ребята в нем
удобно и просторно.

Инженеру хорошо,
а доктору —
лучше,
я б детей лечить пошел,
пусть меня научат.
Я приеду к Пете,
я приеду к Поле.
– Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
Как живете,
как животик? —
Погляжу
из очков
кончики язычков.
– Поставьте этот градусник
под мышку, детишки.
И ставят дети радостно
градусник под мышки.
– Вам бы
очень хорошо
проглотить порошок
и микстуру
ложечкой
пить понемножечку.
Вам
в постельку лечь
поспать бы,
вам —
компрессик на живот,
и тогда
у вас
до свадьбы
все, конечно, заживет.

Докторам хорошо,
а рабочим —
лучше,
я б в рабочие пошел,
пусть меня научат.
Вставай!
Иди!
Гудок зовет,
и мы приходим на завод.
Народа – уйма целая,
тысяча двести.
Чего один не сделает —
сделаем вместе,
Можем
железо
ножницами резать,
краном висящим
тяжести тащим;
молот паровой
гнет и рельсы травой.
Олово плавим,
машинами правим.
Работа всякого
нужна одинаково.
Я гайки делаю,
а ты
для гайки
делаешь винты.
И идет
работа всех
прямо в сборочный цех.
Болты,
лезьте
в дыры ровные,
части
вместе
сбей
огромные.
Там —
дым,
здесь —
гром.
Гро-
мим
весь
дом.
И вот
вылазит паровоз,
чтоб вас
и нас
и нес
и вез.

На заводе хорошо,
а в трамвае —
лучше,
я б кондуктором пошел,
пусть меня научат.
Кондукторам
езда везде.
С большою сумкой кожаной
ему всегда,
ему весь день
в трамваях ездить можно.
– Большие и дети,
берите билетик,
билеты разные,
бери любые —
зеленые,
красные
и голубые.
Ездим рельсами.
Окончилась рельса,
и слезли у леса мы,
садись
и грейся.

Кондуктору хорошо,
а шоферу —
лучше,
я б в шоферы пошел,
пусть меня научат.
Фырчит машина скорая,
летит, скользя,
хороший шофер я —
сдержать нельзя.
Только скажите,
вам куда надо —
без рельсы
жителей
доставлю на дом.
Е-
дем,
ду-
дим:
«С пу-
ти
уй-
ди!»

Быть шофером хорошо,
а летчиком —
лучше,
я бы в летчики пошел,
пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,
завожу пропеллер.
"В небеса, мотор, вези,
чтобы птицы пели".
Бояться не надо
ни дождя,
ни града.
Облетаю тучку,
тучку-летучку.
Белой чайкой паря,
полетел за моря.
Без разговору
облетаю гору.
«Вези, мотор,
чтоб нас довез
до звезд
и до луны,
хотя луна
и масса звезд
совсем отдалены».

Летчику хорошо,
а матросу —
лучше,
я б в матросы пошел,
пусть меня научат.
У меня на шапке лента,
на матроске
якоря.
Я проплавал это лето,
океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете —
морской дорожкой
на реях и по мачте
карабкаюсь кошкой.
Сдавайся, ветер вьюжный,
сдавайся, буря скверная,
открою
полюс
Южный,
а Северный —
наверное.

Книгу переворошив,
намотай себе на ус —
все работы хороши,
выбирай
на вкус!

1928


ПЕСНЯ-МОЛНИЯ

За море синеволное,
за сто земель
и вод
разлейся, песня-молния,
про пионерский слет.
Идите,
слов не тратя,
на красный
наш костер!
Сюда,
миллионы братьев!
Сюда,
миллион сестер!
Китайские акулы,
умерьте
вашу прыть, —
мы
с китайчонком-кули
пойдем
акулу крыть.
Веди
светло и прямо
к работе
и к боям,
моя
большая мама —
республика моя.
Растем от года к году мы.
смотри,
земля-старик, —
садами
и заводами
сменили пустыри.
Везде
родные наши,
куда ни бросишь глаз.
У нас большой папаша —
стальной рабочий класс.
Иди
учиться рядышком,
безграмотная старь.
Пора,
товарищ бабушка,
садиться за букварь.
Вперед,
отряды сжатые,
по ленинской тропе!
У нас
один вожатый —
товарищ ВКП.



1929

 


      ПОЭТ-ВЕЛИКАН
     
      Шёл как-то, лет тридцать с лишним назад, по одному из замоскворецких переулков в Москве очень высокий и широкоплечий человек. Шёл по-хозяйски, широко и уверенно шагая, зорко поглядывая вперед, высоко неся красивую голову. В руке у него была трость. И он, как бы отмеривая свои просторные, размашистые шаги, далеко выносил палку вперёд, звучно ударяя ею об асфальт, и потом далеко заносил назад за собой — будто веслом-кормовиком на лодке правил... И за ним среди прохожих словно воронки завивались, как в воде за пароходом. Потому что все оборачивались, с уважением смотря на громадного человека. Казалось, будто он невольно увлекает всех за собой стремительной свободой своего движения, мощной поступью, размахом плеч, всей своей красивой и необычайной повадкой.
      И замоскворецкие мальчишки, видя, что идёт по их улице такой великан, крикнули ему вслед, как обычно дразнят очень уж высоких людей:
      — Дяденька! Достань воробышка...
      Огромный человек разом остановился, круто оглянулся, посмотрел сверху на ребят через широкое своё плечо и очень вежливо, вполне серьёзно спросил:
      — А орла не хотите?
      Опешили мальчишки... Никак не ожидали они такого ответа от грозного на вид великана. Думали подразнить его, а сами попали впросак. И не знали мальчишки, что дерзко окликнули они на своей улице знаменитого поэта. Ведь это был Маяковский — Владимир Владимирович Маяковский, стихи которого уже тогда знали по всей нашей советской земле и во многих далёких странах.
      Конечно, Маяковский пошутил с ребятами, предложив им достать
      орла. Но в этой шутке очень хорошо сказался характер Маяковского: он всегда готов был откликнуться на просьбу ребят и даже, как говорится, перевыполнить се. И, когда он разговаривал с ребятами или писал для них книжки, он всегда стремился сделать близкими для своих младших друзей мысли, чувства высокого орлиного полёта. Да! Если уж доставать с неба — то не воробышков, а орлов!..
      В этой коротенькой весёлой сценке, разыгравшейся водном из переулков близ Москвы-реки, можно разглядеть Маяковского таким, каким он был в жизни и каким он видится миллионам людей, уже давно расслышавших через его стихи, как горячо билось большое, пламенное, доброе и чистое сердце великого поэта.
      Ещё когда в Октябре 1917 года вооружённые рабочие, красногвардейцы и революционные моряки во главе с коммунистами-большевика-ми двинулись на штурм Зимнего дворца в Петрограде, чтобы уничтожить власть капиталистов, матросы запели боевую песенку-частушку:
      Кшь ананасы, рябчиков жуй.
      День твой последний приходит, буржуй.
      Вуржуями в то время знали богачей, капиталистов.
      Л гневную, задорную и звонкую песенку, с которой матросы-большевики вместе со всем революционным народом шли свергать буржуев, сочинил тогда ещё совсем молодой поэт Владимир Маяковский.
      Уже тогда боевые строчки Маяковского были на устах у тех, кто добывал для себя и для всех народов царской России справедливую советскую власть.
      Десять лет спустя Маяковский читал в Москве, в большом зале Политехнического музея, где он часто выступал, новую, только что законченную им поэму «Хорошо». Одна из глав этой поэмы рассказывает о том, как молодая Советская республика отбила в годы гражданской войны нападение чуть ли не полутора десятков капиталистических стран, которые пытались задушить нашу революцию. Маяковский описал в своей поэме, как геройски сражались за свободу советской родины наши красноармейцы, тогда ещё жившие впроголодь, худо обмундированные н плохо вооружённые. Но они обладали особым, могучим и непобедимым оружием: они твёрдо знали, что бьютси за справедливое дело — они сражались за советскую власть «с Лениным в башке и с наганом в руке».
      Маяковский прочёл своим звучным и могучим голосом эти строки... И вдруг какой-то молодой красноармеец в зале вскочил со своего места и закричал:
      И с вашими стихами в сердце, товарищ Маяковский!
      Он хотел сказать этим, что народ каш шёл в бой за советскую власть не только с идеями Ленина в своем сознании, не только с оружием в руках, но и с пламенными революционными стихами Маяковского в сердце.
      Мы и сегодня вспоминаем и произносим стихи Владимира Маяков-
      ского, когда под красным флагом выходим на праздничные площади в дни Первого мая и Седьмого ноября. И тогда, когда отстраиваем город и пускаем в ход новый огромный завод. И когда видим, как стройно шагают отряды Советской Армии. Мы читаем наизусть стихи Маяковского, когда хотим сказать о том, как нам дорога родина. И тогда, когда ищем ласковое слово для очень дорогого нам человека. Или просто когда смотрим нр свой советский паспорт. Или когда горюем, что нет с нами больше Ленина... Или тогда, когда призываем всех защищать мир во всём мире.
      Про всё, что мы любим, написал Маяковский. Обо всём, что печалит нас, сказал он в своих стихах. Против всего, что мы ненавидим, сражался и Маяковский всю свою жизнь.
      Владимир Маяковский — великий поэт Октябрьской революции.
      Во всем мире люди труда, защитники свободы и мира, знают и любят стихи Владимира Маяковского.
      В некоторых странах про него сложили даже что-то вроде сказки. Будто жил в Советской России великан, и был этот великан удивительным художником н несравненным поэтом. Голос у него ревел громче, чем мотор самолёта. Он писал буквами — метр каждая! И стихи его были смертельны для врага, как штыки.
      Ну что ж, это хотя и сказка, но в ней много правды.
      Правда, что Маяковский был не только поэтом, но и отличным художником. В годы гражданской войны, когда не хватало у нас бумаги для печатания книг и газет, Маяковский сам, своими руками, нарисовал несколько тысяч плакатов. Их расклеивали по Москве и выставляли воинах пустовавших магазинов. Эти яркие картинки-плакаты звали народ на борьбу с врагами. Под каждой картинкой были смешные или грозные стихи. Их сочинял тоже сам Маяковский. Так поэт-художник и пером и кистью, и стихами и красками боролся с врагами революции, с врагами нашей Советской страны.
      Правда и то, что Маяковский выглядел великаном. Это был очень высокий, широкоплечий, громадный человек. И голос у него был могучий. Стёкла в окнах начинали дребезжать, когда Маяковский громко читал свои стихи в комнате.
      Но .Маяковский не любил читать стихи в маленьких комнатах. Он любил выступать в больших залах новых рабочих клубов, в цехах заводов во время перерыва в работе, на огромном стадионе, где его слушали школьники, в военном лагере, куда его приглашали красноармейцы. Маяковский и стихи свои писал так, чтобы они далеко и хорошо звучали, чтобы удобно было их слушать и читать вслух. Для этого он придумал и особый способ печатать стихи: не в строчку, а лесенкой,
      вот
      так,
      чтобы яснее звучание и смысл стиха опирались на каждую строчку-ступеньку. Маяковский говорил, что после Октябрьской революции новым стихам уже становится тесно в книжке: стихи просятся на улицу, на площадь, где поэзию ждёт революционный народ.
      И «всю свою звонкую силу поэта», все свои стихи, всю жизнь свою Маяковский отдал народу, революции, родине.
      Ещё в ранней юности Маяковский стал помогать революционерам в борьбе с царским правительством. Он выполнял поручения большевистской партии, участвовал в тайных рабочих сходках, распространял революционные листовки. Работал он смело, настойчиво. Царская полиция следила за каждым его шагом. Маяковскому пришлось трижды сидеть в тюрьме.
      Когда произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, молодой поэт с восторгом и любовью взялся за огромную работу. Он писал революционные стихи и марши, которые наизусть заучивали молодые революционные моряки и солдаты, сочинял пьесы для нового, советского театра, рисовал плакаты, придумывал забавные рекламы— объявления для советской торговли, которые запоминались сразу, едва они попадались на глаза.
      Не зная отдыха, всегда взволнованный, радостно или гневно, всегда горячо, честно, умно и от всего своего большого сердца писал Маяковский. Он старался своими стихами помочь советским людям, учил их гордиться своей велнкой страной и ненавидеть врагов.
      Противники революции злобно твердили, будто стихи Маяковского плохи, грубы. Они распускали сплетни, будто рабочие и крестьяне не любят стихов Маяковского. Но поэт упорно и стойко отстаивал своё дело. Его стихи проникали в самое сердце народа.
      Ленин от души смеялся, с удовольствием читая стихи Маяковского о «прозаседавшихся», о бюрократах, которые целые дни только и делают, что заседают...
      Высмеивая тех, кто мешал строить новую жизнь в нашей стране, Маяковский славил в своих стихах нашу родину. Коммунистическую партию, советский народ. И никто лучше Маяковского не написал о великом вожде Октябрьской революции — Владимире Ильиче Ленине.
      Поэт много путешествовал, побывал в разных странах Европы и Америки. И люди там прислушивались к могучему голосу советского поэ-та-всликана, который рассказывал правду об Октябрьской революции и Советской стране.
      Народ наш давно оценил и крепко полюбил своего могучего, умного, яростного, весёлого поэта.
      Таким был Маяковский при жизни.
      Таким он остался навсегда в своих стихах.
      Когда началась Великая Отечественная война, все мы в первый же день вспомнили многие стихи Маяковского, в которых поэт давно уже готовил нас к боям с фашистами. Лучшие советские поэты и писатели взяли пример с Маяковского. Они писали боевые статьи в газетах, сочиняли стихи для плакатов, выступали на фронте перед нашими бойцами. Наши солдаты и офицеры увозили с собой на фронт томики стихов Маяковского.
     
      В Москве есть Музей Маяковского. Он находится в небольшом до-мс, недалеко от Таганской площади, в тихом переулке, где жил в последние годы поэт. Переулок теперь так и называется — переулок Маяковского. Там, в музее, хранятся рукописи поэта, тетради, походные блокноты, куда бойцы на фронте переписывали стихи Маяковского. Можно там увидеть и книжки поэта, пробитые вражескими пулями. Со стихами Маяковского наши солдаты шли в атаку на фашистские окопы. Книги Маяковского были грозным оружием нашей армии, как пушки и снаряды, как винтовки и пули.
      Именем Владимира Маяковского называли боевые самолёты, подводные лодки и танки.
      Так стихи поэта и память о нём помогали нашему народу добыть великую победу.
      И сегодня рабочие, учёные, колхозники, моряки, студенты, лётчики, школьники — все читают и любят Маяковского, все знают его незабываемые «Стихи о советском паспорте», полные гордой любви к нашей родине, знаменитые поэмы «Хорошо!», «Владимир Ильич Ленин», «Во весь голос» и множество других замечательных произведений. Весёлые, остроумные пьесы Маяковского «Клоп», «Ваня», «Мистерия-буфф» идут в наших театрах и на сценах театров других стран.
      Насмешливые и грозные сгихи Маяковского об американских капиталистах были написаны более тридцати лет назад, но они крепко бьют и сегодня по тем, кто норовит разжечь новую войну.
      Стихи Владимира Маяковского знают сегодня во всех уголках земного шара. Эти стихи перевели на свои родные языки люди, отстаивающие мир, свободу и дружбу народов.
      А советские люди, которые спонм упорным и свободным трудом превращают засушливые степи в цветущие сады, перегораживают мощные реки плотинами, возводит новые города, с гордостью повторяют строки Маяковского:
      Я знаю —
      горол
      будет,
      я знаю —
      саду
      цвссть,
      когда
      такие люди в стране
      в советской
      есть!
      Советские ребята читают и перечитывают чудесные, то трогательные. то забавные и необыкновенно милые стихи, которые поэт написал для маленьких.
      Маяковский умел серьезно и смешно рассказывать детям о том, «Что такое хорошо и что такое плохо». Он придумывал забавные книжки-картинки, где «Что им страница,— то слои, то львица». Он умел по-дружески разговаривать с «товарищем птицей». Он писал ребятам стихи «Про моря и про маяк».
      И самого Маяковского друзья, ласково сокращая его фамилию, называли иногда: «Маяк». Потому что он был большой, высокий и своей работой старался «светить всегда, светить везде», помогая людям выйти на верный путь жизни.
      Он помогал ребятам решать вопрос «кем быть» в жизни, какое дело выбрать себе, когда вырастешь. Он высмеивал лентяев и трусов. Он любил ребят смелых, честных, умеющих хорошо учиться, крепко дружить и помогать советскому народу во всех его славных делах. Для этих ребят, для наших пионеров он сочинил «Песню-молнию»...
      25 августа 1929 года десятки тысяч москвичей заполнили все скамьи и проходы на пологих склонах громадных трибун стадиона «Динамо» в Москве. На трибунах сидели вперемежку со взрослыми школьники. Л на зелёном поле в торжественном строю стояли под своими знаменами юные пионеры, съехавшиеся со всех концов нашей родины на свой Первый Всесоюзный слёт. В тот день он закрывался. И десятки тысяч московских жителей пришли проститься с маленькими красногалстучными гостями. Москвичи в течение доброй недели, а то и больше радушно принимали в своих домах временных, но желанных и дорогих постояльцев.
      Отгремели маршн. Прозвучали приветствия. И вдруг во всю ширь гигантского стадиона, гремя в десятках радиорупоров, раздался мощный голос:
      За море синеволное, за сто земель и вод
      разлейся, песня-молния, про пионерский слёт.
      Голос был так могуч, что от него что-то подрагивало в рупорах. Где бы ни сидели люди на трибунах, где бы ни стояли пионеры на поле, — каждый слышал звучные, заполнявшие, казалось, до краёв весь стадион мерные и зовущие строки.
      И многие из ребят, сидевшие на трибунах рядом со своими учителями н родителями или прямо на коленях у них, повторяли строки стихов, держа в руках только что вышедший номер «Пионерской правды»: там на первой странице были напечатаны слова, которые раскатывались теперь по всему простору стадиона...
      Л когда, словно обежав все горизонты и охватив и зелёное поле, и бетонныетрибуны, и башни с красными флагами, прогремели последние строки, заплескали десятки тысяч ладоней и на трибунах и на зеленом пале, вот тогда из маленькой радиорубки вышел очень высокий, плечистый и красивый человек. И его сразу узнали многие из тех, кто был в тот памятный день на стадионе «Динамо».
      — Маяковский!!!
      Оглядевшись, как всегда по-хозяйски, поэт двинулся, без труда перешагивая через высокие барьеры, переходя с трибуны на трибуну, с весёлым н азартным любопытством осматривая переполненный стадион.
      — Что делается! гудел он негромким басом, оборачиваясь к едва поспевавшему за ним спутнику, который потом рассказал об этом дне в своих воспоминаниях. — Что делается! Ведь это уже социализм! Чтобы пятьдесят тысяч человек приходили смотреть каких-то детей!..
      Когда его останавливали милиционеры, он вытаскивал свои редакционные удостоверения, корреспондентский билет:
      — Я писатель, газетчик... Я должен всё видеть...
      И милиционеры пропускали этого широко шагавшего по проходам между скамьями и перемахивавшего через барьеры доброго великана.
      Потом он ещё раз оглядел стадион, переполненный десятками тысяч людей, посмотрел на зеленое поле, на котором белели рубашки н ярко горели красные галстуки и знамёна, вскинул голову к небу, куда поднялись нарядные флаги на башнях... И, вдохнув широко, во всю свою просторную грудь, августовский воздух, Маяковский сказал:
      — Написать замечательную поэму,, прочесть её здесь — и потом можно умереть...
      Но Маяковскому не пришлось еще раз читать свои новые стихи на стадионе... Меньше чем через год он умер, умер ещё молодым, тридцатисемилетним, в полном расцвете своего огромного таланта.
      Однако мы н сегодня как будто слышим этот сильный, благородный голос великого поэта. Маяковский говорит с нами, словно живой с живыми.
      Голос Маяковского, звучащий в его стихах, голос поэта-великана зовёт людей к борьбе за мирную, справедливую жизнь для всех народов.
      В этой книжке собраны те стихи Маяковского, которые особенно любят советские ребята.
      Прочти и ты эти стихи. Прочти с благодарностью. Их написал для тебя великий поэт, знаменитый гражданин Советского Союза, большой человек — Владимир Владимирович Маяковский.
      Л. Кассиль

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.