ВВЕДЕНИЕ
Сегодня книга — величайшее достижение человеческого разума стала органической потребностью каждого советского человека. Она помогает овладевать знаниями, познавать людей и окружающий мир, приобретать профессию и приобщаться к прекрасному.
С рождением ребенка в семье непременно появляется и детская книга. И хотя в два-три года малыш еще не читатель, а слушатель и зритель, но он уже привыкает к тому, что книга несет ему радость познания. Придя в школу, юный гражданин на много лет связывает свою судьбу с учебниками и другой литературой, постигая с их помощью основы знаний и культуры, трудовые умения и навыки. Только в общеобразовательной школе насчитывается около ста наименований учебников и пособий, а если учитывать и те книги, которые выходят на многих языках народов СССР, то эта цифра возрастет до полутора тысяч! Работники народного образования, издательств и полиграфических предприятий стремятся дать школьникам умные, добротные, красочные, долговечные книги, талантливо оформленные, изготовленные по самой передовой технологии, с использованием лучших сортов бумаги, современных переплетных материалов, синтетических пленок, т. е. такие, которые должны жить долго и хорошо служить ученику.
Но при частом пользовании, небрежном обращении, неправильном хранении книга со временем ветшает, утрачивает свой первозданный вид, и дальнейшая работа с ней затрудняется. Особенно подвержены этому книги для детей, поскольку ребята еще не обладают навыками правильного обращения с ними.
Сейчас, при постоянно растущем спросе на книги, а также в связи с бесплатной выдачей школьных учебников проблема их сохранности и продления срока пользования учебниками становится весьма актуальной.
В результате фондирования учебной литературы появилась возможность издавать учебники с периодичностью в четыре года и за счет экономии бумаги увеличить выпуск художественной и детской литературы. В настоящее время ведется планомерная работа по изданию миллионными тиражами новых учебников, соответствующих требованиям социально-экономического и научно-технического прогресса, возрастным особенностям учащихся. Учебники — это всенародное достояние, посредством которых в юных сердцах сеется «разумное, доброе, вечное», и забота о сохранности учебной книги библиотечного фонда должна стать составной, органической частью воспитательной работы в школе. Необходимо научить каждого учащегося не только бережно относиться к книге, но и умению вовремя отремонтировать, восстановить поврежденный или изношенный учебник, оставить его пригодным для использования младшими товарищами в будущем учебном году. В этом и состоит основная цель кружков переплетного дела.
Программа этих кружков составлена таким образом, что ребята вначале осваивают элементарные приемы реставрации книги без ее разборки, отрабатывают способы переплета на макулатурной бумаге, а затем приступают к общему ремонту учебников и пособий.
Приобщение ребят к работе в кружках переплетного дела даст им возможность проникнуть в тайны производства книги, познакомиться с ее историей, с современными способами изготовления. По истечении короткого времени они познают ни с чем не сравнимое и вполне законное чувство гордости, удовлетворения результатами своего труда: ведь переплетенная руками ребят книга всегда будет напоминать им о достигнутом мастерстве.
Знания и трудовые навыки, полученные учащимися в кружках переплетного дела, пригодятся им в течение всей жизни. Традиционные, несложные инструменты и приспособления для ручного переплета всегда можно изготовить самостоятельно, поэтому реставрация и восстановление книг доступны каждому даже в домашних условиях.
Назначение пособия — помочь руководителю, сообразуясь с местными условиями и возможностями, определить основное содержание деятельности кружков переплетного дела, организовать учебный процесс и массовую работу по ремонту учебников и других книг, изготовлению некоторых беловых и картонажных изделий, привить ребятам чувство бережного отношения к книге, развить у них творческую активность.
|