Сделал и прислал Кайдалов Анатолий. _____________________
СОДЕРЖАНИЕ
Пионерские хорошие дела (песня) 3
Встреча 5
Табуретка 12
Коля Кнопкин (интермедия) 14
Каждое дело делай умело! (клоунада) 17
Витя Сажин 24
Робот (клоунада) 26
Подружки 33
Друзья (песня) 36
Как я научился плавать 39
Призвание 42
Ножик 47
Товарищи 49
Вышиватель 51
Мы едем в лагеря! 54
Чудо дрессировки (клоунада) 56
Туристы (песня) 60
Слон и Зоя (пьеса для кукольного театра) 62
Ноты:
К песне «Пионерские хорошие дела» муз. Ж. Зориной 122
К песне «Друзья» муз. В. Сорокина 126
К песне «Мы едем в лагеря» муз. Ж. Зориной 130
К песне «Туристы» муз. Ж. Зориной 134
Советы режиссёра. Ал. Розанова 137
СЛОН И ЗОЯ
(Пьеса для кукольного театра)
Действующие лица
Люди
Зоя Никанорова, ученица
1-го класса. Петька Стоеросов, ученик
4-го класса. Его мама.
Т ёт я Паша, дворничиха.
Трубач.
Автор.
Милиционер. Сторож Зоопарка.
Животные
Кот Василии Степаны ч. Пёс Дружок.
Слон Том. Слонёнок Малютка Обезьяна Фат им а. Какаду Оранжевое
Перышко. Ворона.
В эпизодах
Газетчик (в киоске). Продавщица газированной воды. Жильцы дома. Нянька с младенцем. Учительница со своим классом.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая
Перед занавесом — автор.
Автор, Здравствуйте, ребята! Я очень рад, что вас так много и что все вы пришли посмотреть мою новую пьесу. Почему мою? Потому что я — автор. А если вы не знаете, что такое автор, я вам объясню. Автор — это писатель. Он сочиняет стихи, рассказы, сказки и пишет пьесы для театра. Так что эту пьесу, которую вы сейчас будете смотреть, я сам сочинил. И назвал её «Слон и Зоя». Почему я её так назвал, вы скоро узнаете. А сперва я хочу показать вам дом, в котором я живу.
Занавес открывается, перед зрителями просторный двор, новый: дом.
Это большой красивый дом на большой красивой улице с большим красивым двором. Балкон моей комнаты выходит как раз во двор, и я очень люблю посидеть на балконе и поглядеть, как
ребята играют на площадке. Во-о-он мой балкон, на втором этаже. Видите?..
Появляется тётя Паига с метлой
А это наша дворничиха Прасковья Ивановна. Ребята её зовут тётя Паша. Она на вид сердн-тая-пресердитая, а на самом деле добрая-предобрая... Здравствуйте, уважаемая Прасковья Ивановна!
Тётя Паша. Здравствуйте.
Автор. Всё подметаете?
Тётя Паша. Всё подметаю. А вы небось всё сочиняете?
Автор. А я всё сочиняю.
Тётя Паша. Вот и выходит, что каждый занят своим делом: я всё подметаю, вы всё сочиняете, трубач из квартиры номер девять всё играет на своей трубе, а Петька Стоеросов из квартиры номер пять всё безобразничает.
Автор. Безобразничает?
Тётя Паша. Спасу нет! Завёл себе рогатку и сперва по стёклам пулял, а теперь другую забаву надумал: собак и кошек калечить. Как завидит собаку или кошку, сделает зверскую рожу, прицелится из рогатки — бац! — и подобьёт безвинное животное. Это не мальчик, это фашист какой-то! И матери жаловалась, и рогатки отнимала, и вот этой самой
метлой раза два приласкала его — ну ничего не помогает. Разбойник. Одно слово — разбойник
Автор. Скажите на милость. А я-то хотел подарить ему свою новую книжку про животных.
Тётя Паша. Про каких?
Автор. Про всяких. Про коров и петухов, про козлов и про быков, про лисиц и про сурков, про куниц и про волков, про...
Тётя Паша. Как складно у вас выходит! Прямо как стихи.
Автор. Разве? А я и не заметил.
Тётя Паша. Не дарите вы ему эту книжку. На что она ему, прохиндею, если он ничего живого не любит, всё живое обижает, в каждую животную норовит из рогатки пульнуть. Вы лучше Зоечке подарите, из двенадцатой квартиры, третья парадная. Никанорова её фамилия. Вот уж она всякую живую тварь и приголубит, и накормит, и ласковым словом приветит. В Зоологическом саду её каждое животное знает.
Автор. Обязательно ей подарю!
Слышен собачий визг и кошачье мяуканье.
Что это?..
Тётя Паша. А то самое! Опять этот разбойник со своей рогаткой разбойничает. Вот я ему задам!.. (Убегает, потрясая метлой.)
Мы — артисты
Автор. И откуда только берутся такие злые ребята? Я хоть и писатель, а не могу этого объяснить. (УхО' дит в подъезд.)
с улнцы вбегают пёс и к о т^
Кот. Куда он тебя?. Пёс. В ногу. Кот. В какую? П ё с. В заднюю левую.
К от. А меня в переднюю правую.
Пёс. Больно?
Кот. Ещё бы!
П ё с. И мне. За что он нас?
Кот. Понятия не имею. Просто так, для забавы.
Пёс. Вот тебе раз! Хорошенькая забава, нечего сказать.
Кот. Я бы на твоём месте тяпнул его разок за ногу!
Пёс. Не могу.
Кот. Почему?
Пёс. Характер не позволяет. Добрый я. Понимаю, что надо бы его за это дело тяпнуть, а не могу.
Кот. Тряпка ты, а не собака.
Пёс. Сам знаю. Да что поделаешь? Иной раз совсем уж, бывает, соберусь тяпнуть, уж и зарычу, и зубы оскалю, а как до дела дойдёт, подожму хвост — и в сторонку. Жалко становится. Добрый я, вот беда.
Кот. А я только захочу его царапнуть — гля-
дишь, а сам уже на дереве или на водосточной трубе, а то и на крыше. Как это у меня получается? Ума не приложу.
Пёс. Инстинкт.
Кот. Чего?
Пёс. Инстинкт самосохранения.
Кот (с уважением). Умный ты.
Пёс. Люди разговаривают, а я слушаю.
Кот. И понимаешь? Я мало чего понимаю. «Кис-кис-кис», «молочко», «брысь отсюда» — это я понимаю. А больше ничего.
Пёс. А я почти всё. А вот за что он в нас из рогатки стреляет, этого и я не понимаю!
Кот. Просто мерзкий, мерзкий, мерзкий мальчишка! Тяпнул бы ты его.
Пёс. Не могу. Добрый я... А вот и трубач! Сейчас он очень будет огорчаться, но я не виноват...
Открывается одно из окон. В окне трубач с трубой.
Трубач. Так. Никого во дворе нет. Самое подходящее время для занятий. Я — человек искусства, мне нужны условия. Сегодня в Зоопарке будем играть новый вальс, надо подготовиться. {Оглядывает двор.) Хорошо, что нету этой музыкальной собаки, провались она пропадом! Не будет мешать. Ну-с, начнём... (Играет на трубе.)
Пёс начинает тихонько подвывать.
Кот. Чего ты? Пёс. Сам не знаю, почему так получается. Как услышу музыку.
начинаю подвывать. Ничего не могу с собой поделать!.. (Громко воет.) Это свыше моих сил!..
Трубач. Опять он здесь! Невозможно заниматься! А ну, пошёл вон отсюда! Тоже мне певец нашёлся. Карузо!..
Пёс смущённо отходит. Трубач играет. Пёс воет.
Нет, пойду лучше в Зоопарк, там позанимаюсь! {Захлопывает окошко.)
с улицы доносятся крики. Тётя Паша и милиционер вводят ревущего Петьку. Пёс и кот прячутся.
Петька. Дяденька милиционер, я больше не буду! Отпустите!..
Тётя Паша. Сладу с ним нет, товарищ постовой! Прошу вас, отнимите вы у него эту проклятую рогатку. Стёкла бьёт, животных калечит, того и гляди, кому-нибудь камнем глаз вышибет!
Милиционер. Молодой человек, стрелять из рогаток по стёклам, равно как и по животным, не положено. Нарушаете. Вынужден изъять вашу рогатку.
Петька. Дяденька, я больше не буду!.. (Ревёт, отдаёт рогатку.)
Милиционер. На первый раз ограничиваюсь строгим предупреждением. При вторичном нарушении обращусь к вашим родителям, кои будут оштрафованы согласно инструкции.
Петька. Слово даю — не буду! Провалиться мне на этом месте! Да пусть у меня руки-ноги отсохнут, если я ещё когда-нибудь. Да пусть...
Милиционер. Верю. (Козыряет, поворачивается, уходит.)
Тётя Паша. Ну, смотри! Поверили тебе. Ты слово дал!
Петька. И что с того? Я и обратно возьму! А что он рогатку отнял, беда не велика. У меня запасная есть. Ещё получше той! (Достаёт другую рогатку.)
Тётя Паша. Ну, не разбойник?..
Петька (поёт). Когда иду я по дорожке, Все удирают от меня! Собаки, голуби и кошки Меня боятся как огня! Кто б ни попался мне
навстречу — Я из рогатки бью
картечью!
Встречаю метким камнем я Ворону, галку, воробья! Тётя Паша. Отдай рогатку, разбойник! Петька. Не отдам!
Тётя Паша. Нет отдашь, изверг! Отдашь, душегуб!.. (Отнимает рогатку.)
Петька ревёт.
Так-то спокойней будет. (Уходит.)
Петька сразу перестаёт реветь.
Петька. И смех и грех с этими взрослыми! Так ведь и рогаток не напасёшься. (Достаёт третью рогатку.) Ну, на кого бы мне сейчас поохотиться? Перетрусили все? Разбежались?.. Э, кого я вижу? Кот Василий Степаныч? Я вам, кажется, попал в переднюю правую? А сейчас попадём в заднюю левую! (Целится в него из рогатки.)
Кот с мяуканьем карабкается по водосточной трубе.
Бац!.. Мимо... Жаль... Ну, до следующего раза. А это кто там прячется за мусорным ящиком? Никак, Дружок? Стой, не шевелись!.. (Целится.)
Пёс с визгом бегает по явору.
Бац!.. Мимо... А мы ещё разок...
Выбегает Зоя.
Зоя. Не смей! Не смей, тебе говорят!
Петька. А ты кто такая, чтобы мне приказывать?
Зоя. Будто уж ты меня не знаешь? Я — Зоя Никанорова из двенадцатой квартиры, третья парадная. \
Петька. От горшка — два вершка, а туда же, командовать!
Зоя. Не смей обижать животных!
Петька. Послушай, ты, пуговица! Первоклассница несчастная! Ты как со старшими разговариваешь? Да ты знаешь, в каком я классе? В чет-вёр-том!
Зоя. Вот это и удивительно. До четвёртого класса доучился, а в голове пусто.
Петька. А ну повтори! Повтори, что ты сказала!
Зоя. А что, и повторю, не побоюсь. Только посмей тронуть ещё раз Дружка или Василия Степаныча, я с тобой мигом разделаюсь!
Петька. Ты?
Зоя. Я!
Петька. Со мной?
Зоя. С тобой!
Петька. Ха-ха-ха! Нет, вы только послушайте её! Ха-ха-ха! Ай да пуговпца!.. Интересно, что же ты со мной сделаешь?
3 о я . А уж сделаю!
Петька. Посмотрим... (Стреляет из рогатки в пса. Тот скулит.) Раз!..
3 о я. Ах так?.. Ну, теперь держись! Сам напросился!..
(Поднимает шланг для поливки улицы и направляет на Петьку струю воды.)
Петька. Ой!.. Ой!.. Не надо!..
3 о я. Что, не нравится?
Петька (бегая по двору). Не надо!.. Зоя!.. Пуговичка!.. Я погорячился!..
Зоя. Вот и принимай душ! Он тебя охладит!
Петька. Ну, Зоечка, ну, миленькая, ну, славненькая, ну, хорошенькая! Я никогда больше не буду, я правду говорю! Провалиться мне на этом месте, пусть руки-ноги у меня отсохнут, если я ещё когда-нибудь...
Зоя (опустив шланг). Ладно, так и быть!' Только одно условие.
Петька. Какое?
Зоя. Отдай свою гадкую рогатку. Петька. Эх, жаль, да что поделать... Прощай, рогатка, поступала ты гадко! (Отдаёт рогатку Зое.)
Зоя. Как на дачу поедем, я её в пруду утоплю! Пошли, Дружок, я тебе похлёбки дам. А где Василий Степаныч? Кис-кис-кис!..
Кот пугливо спускается по трубе с крыши.
Идём, МОЙ пушистенький, тебя молочко ждёт, полная миска!
Кот мурлычет и трётся о Зоины ноги.
Какие вы оба пугливые стали. Это Петька вас напугал?
Пёс лает, кот мяукает.
Ну, он больше не будет. А его рогатку мы на даче в пруду утопим! (Ухо-
Пёс и кот — за нею, боязливо Iоглядываясь на Петьку.
Петька. Не везёт мне сегодня. Третью рогатку отнимают. Хорошо, что не последнюю! Я из старой велосипедной шины много их понаделал! (Достаёт новую рогатку, поёт).
Когда иду я по дорожке, Все удирают от меня! Собаки, голуби и кошки Меня боятся как огня!..
Ой, никак, мама с работы вернулась? А у меня и комната не убрана, и в булочную за хлебом не сбегал. Ну ничего, как-нибудь выкрутимся.
Входит Пети на мама с продуктово!! кошёлкой в руках.
Мамочка, почему ты сегодня так рано?
Пети на мама. Как всегда, сынок. Ах ты, мой ангелочек! Ах ты, лапушка моя сладенькая! (Целует.)
Петька. Значит, у нас часы остановились. Я думал, ещё рано. И комнату не убрал, и хлеба не купил.
Пет и на мама. Ничего, прелесть моя, ничего, солнышко, мамочка сама комнату уберёт, мамочка сама в магазинчик сходит. Дай я тебя ещё разочек поцелую.
Петька. Пожалуйста. (Даёт себя поцеловать.)
Пет и на мама. Ну, есть ли ещё на свете
второй такой ребёнок? Добрый, заботливый. Не потому, что я — мать, но второго такого ребёнка нет на свете!..
Петька. Что это у тебя в сумке, мамочка? По-моему, яблоки! (Вынимает из сумки яблоко, ест.)
Петина мама. Петюрочка, солнышко моё, не ешь немытое яблочко.
Петь к а. Я не ем. Я только пробую... Провалиться мне на этом месте, если ем! Пусть у меня руки-ноги...
Петина мама. Не надо, не говори так! Я не могу этого слышать!.. Ну как, никто не обижал тебя сегодня?
Петька. Обижали! Дворничиха тётя Паша и Зойка из двенадцатой квартиры!
Петина мама. Гадкие, бессердечные люди! Совести у них нет!
Петька. Нет у них совести.
Петина мама. Я с ними поговорю! Я призову их к порядку!
Петька. И милиционер обижал.
Петин а м а м а. Я н милиционера призову.
Петька. Куда ты его призовёшь?
Петина мама. К порядку!.. Обижают мою крошечку, ангелочка моего... Не потому, что я — мать.., (Уходит в дом.)
Петька (увидев на балконе Ворону). Вот она!.. Та самая!.. Я за
этой Вороной всё лето охочусь. Теперь уж не упущу/ (Достаёт рогатку, целится.)
Ворона перелетает на другой балкон.
Нет, не улетишь, голубушка. Сейчас мы тебя приземлим!.. (Стреляет.) Бац!..
Звон разбитого стекла. На балкой выбегает автор.
Автор. Что такое? Что случилось? Кто разбил стекло в моём окне? Моё окно! Моё окно! Ведь было целое оно!.. Я, кажется, опять стихами говорю?.. Ах, не всё ли равно, если разбито окно?.. Кто это сделал?..
Петька. Дяденька, это не я! Пусть руки-ноги отсохнут! Это один мальчик с чужого двора. Прибежал, лохматый такой, растрёпанный, размахнулся, ка-а-ак швырнёт камень — и бежать!
Ворона. Врррёт! Врррёт! Врррёт!
Автор (Вороне). Что вы говорите?
Ворона. Врррёт, говорррю! Врррёт, го-ворррю!
Автор (Петьке). Что ты на это скажешь?
Петька. Сама она врёт, дура бесхвостая!
Автор. А ты, оказывается, не только врунишка, ты ещё и грубиян!
Вбегает тётя Паша.
Тётя Паша. Я всё из подворотни видела! Это он! Из рогатки! И сколько же их у него?..
Вчера в девятом номере стекло высадил, сегодня у вас!
Открывается окно, в нём П е т и н а мама.
П е т И н а мама. Петенька, сыночек, а часы-то идут!
Петька. Неужели? Ну, значит, у меня с глазами ЧТО-ТО случилось.
Ворона. Врррёт! Врррёт! Врррёт!
Петька. А тебе какое дело?
Ворона. Скверррно! Скверррно!
Петька. Вот я тебе (Стреляет в Ворону.) Бац!..
Звон разбитого стекла.
Ой, опять в стекло...
Открывается окно, в нём разгневанный жилец.
Жилец. Безобразие! Хулиганство! Я жаловаться буду!
Ворона. Упррравдому!
Петька. Ну и жалуйтесь себе на здоровье! Никого я не боюсь! Я несовершеннолетний! Понятно?
покажу «скверно»!
Разом распахиваются все окна. В них возбуждённые, жестикулирующие жильцы.
энергично
Жильцы. Это наказание, а не ребёнок!..
— Покою нет!..
— В милицию!..
'— грубиян!..
— Скандалист!..
— Врунишка!..
Петина мама. Как вы
смеете!.. Ребёнок нечаянно разбил стекло. Подумаешь, беда! Я заплачу! Оставьте ребёнка в покое! Иди домой, Петенька, иди, мой ангелочек!.. (Закрывает окно.)
Жилец. Управы нет на вашего милого ангелочка!
. Автор (с балкона). Уважаемые жильцы, уважаемые жильцы! Успокойтесь! Прошу вас, успокойтесь! Я — детский писатель, я берусь его перевоспитать.
Петька. Он меня перевоспитает, успокойтесь!
Автор. А криком тут делу не поможешь. Наоборот. Это непедагогично.
Петька. Слышите, что говорят? Не-пе-га-но-дично это!
Автор. С ним нужно добром.
Петька. Добром со мной нужно. А вы
орёте!
Автор.
Петя,
помолчи.
Петька. Молчу. Автор. Я знаю, что надо делать. Я возьму его с собой в Зоологический сад. Я покажу ему чудесных животных. Я научу его их любить, как люблю их я сам, как любит их Зоя Никано-рова из двенадцатой
квартиры, третья парадная. Вы все её знаете!
Ворона. Пррреждеврр-ременно! Пррреждевррре-менно!
Автор. Уверяю вас, дорогая Ворона, что он переменится к лучшему.
Петька. Я к лучшему переменюсь, понятно?
Ворона. Неверррю!
Тётя Паша. И мне что-то не верится.
Автор. А я верю, уважаемые жильцы! Из мальчика, ужасными проделками известного, хочу я сделать мальчика и доброго и честного.
Тётя Паша. Это надо же! Опять стихами заговорил.
Автор. Неужели? А я и не заметил... Я сделаю из этого мальчика хорошего человека, уважаемые соседи. Поручите это мне.
Жилец. Будем вам очень благодарны!
Автор. Тогда мы сию же минуту поедем в Зоологический сад.
Петька. На чём?
Автор. На моём «Москвиче».
Петька. Ясно. Эх, прокачусь! Красота!
Атор. Иду в гараж! (Уходит.)
Петька (поёт). Я не пошёл бы никуда, Я б не поехал
нипочём. Но в «Москвиче» —
вот это да! Я соблазнился
«Москвичом».
я не пойду пешком, как вы! В трамвай садиться не хочу! Сейчас по улицам Москвы На «Москвиче» я покачу!..
Во двор въезжает на «Москвиче» автор.
Автор. Зоя! Петя! В машину!
Петька. Красота!.. (Садится в машину.)
Зоя. Вот славно, навещу своих друзей — слона Тома, его сынишку Малютку, обезьянку Фатиму, какаду Оранжевое Пёрышко!.. (Садится в машину.)
Истина мама (появляясь в окне.) Петюро-чка, куда это ты собрался?
Петька. В Зоосад! С писателем и Зойкой-пуговицей!
П е т и и а мама (жильцам). Вот видите? Вы, как дикие звери, нападаете на моего беззащитного ребёнка, а уважаемый детский писатель везёт его в Зоосад. Повёз бы он в Зоосад плохого ребёнка? Не потому, что я — мать, нп второго такого мальчика не найдёшь на свете! Пойди ко мне, сердечко моё, пойди, я тебя поцелую!..
Петька. Некогда. Не до поцелуев тут!
Петииа мама посылает ему с балкона воздушные поцелуи.
Автор. Уверяю вас, дорогие соседи, я привезу вам совсем другого Петю Стоеросова. Он навсегда забудет про свою рогатку.
Тётя Паша. Хорошо бы!
Жилец. Будем надеяться.
Петька. Он писатель, не даст соврать.
Ворона. Даст! Даст!
Автор. Поехали?
Петька. Поехали!
Ворона. Поррра пррредупррредить дррру-зей!.. (Улетает.)
Машина трогается. Оркестр играет марш. Занавес.
Первая интермедия
Перед занавесом автор, Петька и Зоя едут в «Москвиче» по Москве. Панорамой проходят улицы, бульвары, площади. Знакомый вам милиционер регулирует движение. Толстая продавщица торгует на углу газированной водой. Газетчик машет им из своего киоска. Автор, Зоя и Петька поют.
Автор.
Зоя.
В Зоологическом саду Имеют звери имена. Увидим птицу какаду, Увидим старого слона!
Зовут слона красавец Том, Он мне давным-давно знаком. Его слонёнка я кормлю, Я их обоих так люблю! Автор (Петьке).
Когда увидишь ты зверей, Надеюсь, будешь к ним добрей! Петька (в публику).
В слона и в птицу какаду Я из рогатки попаду!..
Прилетает Ворона.
Ворона. Скорррей! Скорррей! Скорррей!. (Обгоняет «Москвича» и улетает.)
Картина вторая
Аллея Зоологического сада. Клетки с животными. В одной — какаду Оранжевое Пёрышко, в другой — обезьянка Ф а т и м а, в Самой большой — слон Том и слонёнок М а л ю т к а. Посетителей
ещё нет.
Том. И всё-таки я вынужден повторить: Фа-тима ведёт себя неподобающим образом. Вместо того чтобы спокойно, с чувством собственного достоинства лежать, стоять или прогуливаться по клетке и благосклонно поглядывать на посетителей, она прыгает, скачет, вертится, делает различные гримасы, чешется, крутит хвостом, раскачивается на перекладине, подмигивает, передразнивает посетителей, обезьянничает...
Фатима (жалобно). Но ведь я же обезьяна...
Том. Не спорю. Ты обезьяна. Но нельзя же быть до такой степени обезьяной!
Какаду. У нас на острове Мадагаскар был интересный случай: одна обезьяна...
Том. Не будем предаваться воспоминаниям, у нас нет времени. Зоосад сейчас откроется, и пойдут посетители.
Какаду. Хорошо. Я буду краток. У нас на острове Мадагаскар...
6*
ез
Том. Ты уже это говорил, Оранжевое Пёрышко.
Какаду. Говорил? Возможно. Но я не устану повторять, что у нас на острове Мадагаскар...
Том. ¦ Это невыносимо! «На Мадагаскаре, на Мадагаскаре»!.. Что ты заладил, как попугай? Какаду (обиженно). Но я ведь и есть попугай. Странно.
Том. Да, ты прав. Но нельзя же быть попугаем до такой степени! (Примирительно.) И всё-таки ты. Оранжевое Пёрышко, птица солидная, положительная. О себе говорить нескромно, но, думаю, что и меня трудно упрекнуть в излишней суетливости, в прыжках и ужимках. А Фатиме надо пересмотреть своё поведение... Малютка!
Малютка. Да, папа?
Том. Никогда не поступай, как Фатима.
Малютка. Хорошо, папа.
Том. Не прыгай, не гримасничай, не подмигивай посетителям, а г главное, не чеши у себя
под. мышками, не лазай по деревьям и не раскачивайся на хвосте!
Малютка. Не буду, папа.
Том. Вот и молодец. Ты не проголодался? Малютка. yntacHo,
папа. Я ведь утром съел всего-навсего два ведра похлёбки, да десяток кочанов капусты, да мешок морковки. И больше ничего!
Том. Бедный мой малыш. Потерпи, скоро обед. А может, и Зоенька придёт, гостинчика принесёт, вкусных свежих булочек и баранок.
Малютка. Хорошо бы...
Фа ТИМ а. А мне конфет! Я очень люблю их разворачивать!
Какаду. Ия!Ия люблю разворачивать!
Том. Опять попугайничаем?..
Входит сторож Ему навстречу — трубач с трубой.
Трубач. Здравствуйте, Пётр Данилыч!
Какаду. Здравствуйте, Пётр Данилыч!
Сторож. Моё почтение!
Какаду. Моё почтение!
Трубач. Вот пришёл пораньше. Хочу здесь, в саду, позаниматься, разучить новый вальс. Дома ничего не выходит. Там у нас во дворе живёт такая, знаете, музыкальная собака, что просто спасенья нет. А мне нужны условия.
Какаду. Нужны условия.
Сторож. Позанимайтесь, пожалуйста, я не возражаю.
Какаду, Я не возражаю.
Сторож (какаду). А тебя не спрашивают!!
Какаду. У тебя не спрашивают!
Сторож. Нахал!
Какаду. Нахал!
Сторож. Тьфу!
Какаду. Тьфу!
Сторож уходит. Трубач садится на скамью и начинает играть^ Прилетает Ворона. Опускается на трубу.
Ворона. Каррр! Каррр! Каррр!
Трубач. Что они, сговорились, что ли? Прямо хулиганство какое-то. Не дают вальс выучить! Кыш! Кыш!
Ворона. Каррр!
Трубач. Опять надо куда-то уходить. Нет места для искусства. Нигде нет места!., (Уходит.)
Ворона. Вот п хорррошо! Вррремя не террр-пит! Здррравствуйте, дрррузья!
Том. Здравствуй, кумушка. Что тебя так рано принесло?
Ворона. Важные новости! Прилетела вас предупредить. Сюда едет «Москвич», а в «Москвиче» сидит москвич, а рядом с тем москвичом сидит мальчик Петька Сто-вррросов, а рядом с мальчиком Петькой
сидит девочка Зоя, вы её знаете, спасайтесь, защищайтесь, разбегайтесь, укрывайтесь!
Том. Погоди, погоди, что-то я не пойму, от кого нам надо спасаться. От девочки Зои?
Какаду. Девочку Зою мы знаем. Хорошая девочка.
Малютка. Очень славная девочка.
Том. Больше бы таких прекрасных девочек.
Ф а т и м а. Такие девочки нам нужны.
Ворона. А я разве про неё что-нибудь плохое сказала? От мальчишки спасайтесь, от Петьки! У него рогатки — две в одном кармане, три в другом, да ещё штуки четыре за ремень засунуты. А камней — видимо-невидимо!..
Т о м. А что это такое — рогатка?
Ворона. Такая штука с резинкой. Он туда камешек кладёт, резинку натягивает, говорит: бац! — и камень летит вам в ногу, или в крыло, или в хвост, а то и в голову.
Фат им а. Но ведь это же, наверно, больно?
Ворона. Ещё как!
Какаду. Зачем же он это делает?
Ворона. Получает от этого удовольствие.
Том. Удовольствие от того, что другим больно? Не понимаю.
Ф а т и м а. И я не понимаю.
Какаду. И я не понимаю.
Ворона. Никто не понимает.
Том. Может быть, он не знает, что это больно? Может быть, нужно, чтобы он это узнал?
Ворона. Может быть. Он сюда едет на «Москвиче», а с ним детский писатель, который хочет, чтобы мальчик стал добрым, а с ними девочка Зоя, она и так уже добрая, а я прилетела вас предупредить: спасайтесь, остерегайтесь, укрывайтесь!
Том. Спасибо, кумушка! Но как мы его узнаем, этого мальчишку с рогаткой?
Ворона. А я буду сидеть на ветке, и, как только он появится, я три раза каркну: каррр, каррр,каррр!
Том. Договорились. А если он захочет стрелять, ты опять три раза покаркай.
Ворона. Обязательно. Но, если он начнёт стрелять, я улечу, вы уж не обижайтесь. Как говорится, свой хвост ближе к телу...
Том. Но сперва ты украдёшь у него одну из его рогаток и отдашь Фатиме.
Фат и м а. Это ещё зачем?
Том. Ты — обезьяна и умеешь обезьянничать. Это твоё уменье нам пригодится. Посмотришь, как он стреляет из этой своей... как её?..
Ворона. Рогатки.
Том. Вот именно. И сама начнёшь стрелять. Он камушками, а ты орехами. Он в нас, а ты в него. Он почувствует, что это больно, и не будет больше так забавляться. Вот что я придумал!
Ворона. Мудрррец! Мудрррец!
Том. Оранжевое Пёрышко, может, споёшь нам свою песенку?
Какаду. Охотно!.. (Поёт.)
На острове Мадагаскаре Среди тропических лесов
Меня когда-то отыскали И — сразу в клетку, на засов! Все (подпевают).
И — сразу в клетку, на засов! Какаду.
С тех салчых пор живу я в клетке. Стал забывать о прошлом я. Лишь по ночам на этой ветке Мне снится родина моя... Все. Мне снится родина моя... Малютка. А мне не снится! Ворона. Почему?
Малютка. Ая родился уже здесь, в Зоологическом саду. Я — москвич!
Том. Идут посетители. Кума, помнишь наш уговор?
Ворона. Порррядок!.. (Взлетает и садится на дерево.)
Появляется нянька с колясочкой, в которой сидит младенец.
Нянька (тоненьким голосом). Смотри, какой слон! У-у-у, какой больсой!
Младенец Сбасо.и^. Какой большой! Нянька. А это его слонёночек. У-у-у-у, какой малюсенький!
Младенец. Какой малюсенький. Нянька Счигаег).«Индийский слон,по кличке Том. Слонёнок Малютка. Родился в Москве», Младенец. Ия родился в Москве.
Нянька увозит колясочку. Входит экскурсия школьников с учительницей.
Учительница (важно). А теперь посмотрим на обезьяну Фатиму. Она приехала к нам из Центральной Африки.
Фатима передразнивает учительницу, принимая её позы и повторяя жесты. Ребята смеются,
А впрочем, не стоит на неё смотреть. Давайте-ка лучше посмотрим на этого какаду. (Читает.) «Какаду Оранжевое Перышко. Родина — остров Мадагаскар».
Какаду. Остров Мадагаскар. Учительница (строго). Кто это сказал? Какаду. Кто это сказал? Учительница. Что за шалости! Какаду. Что за шалости! Учительница. Прекратить! Какаду. Прекратить!
Школьница. Марья Петровна, это не мы, это какаду.
Какаду. Это не мы, это какаду. Учительница. Глупое существо! Какаду. Глупое существо! Учительница. Пойдёмте, дети, эта птица может оказать на вас дурное влияние.
Экскурсия уходит. Слышен звон бубенчиков. Выбегает лошадка п о н и, везущая тележку. В тележке —ребята я кучер.
Кучер. Но-о-о, пошла!.. А ну, веселей!.. Эх, прокачу!..
Ребята смеются, теле,1чК?1 уезжает. Издали слышен вальс, исполняемый духовым оркестром. Входят автор и Зоя.
Автор. Куда же он делся? Когда билеты покупали, он был с нами. Когда эскимо ели, он
был с нами. Когда лимонад пили, он был с нами. А теперь его нет.
Зоя. Он, наверно, пошёл посмотреть оленей. Или зебру. А может, лисичек.
Автор. Жаль. Очень жаль. А я хотел побеседовать с ним о животных. Рассказать, что только плохие люди их обижают. А ты заметила, Зоя, что он уже другими глазами на них смотрит. Он явно добреет!
Зоя. Пока ещё не заметила. Это было бы очень хорошо!.. Здравствуй, Томушка! Здравствуй, Малютка!
Слон и слонёнок протягивают хоботы, «здороваются» с Зоей.
Вот Я вам булочек принесла. С маком! (Угощает слонов.)
Какаду. Люблю конфетки! Конфетки люблю!
Зоя. Кто же их не любит? Вот тебе твои конфетки!
Какаду. Вот тебе твои конфетки!
Фатима протягивает лапку.
Зоя. И тебе, Фатнма, и тебе! (Угощает зверей.)
Автор. А они тебя ведь знают, Зоя Никано-рова! Это очень хорошо, это очень здорово! Зоя. Вот вы опять стихами заговорили! Автор. Правда? А я и не заметил... Но где же всё-таки Петя? Пойдём поищем? Зоя. Пойдёмте! (Уходят.) Ворона. Каррр! Каррр! Каррр! Какаду. Идёт мальчишка с этой... как её... Фатима. С рогаткой! Ой, что бу-у-дет!.. Том. Посмотрим, посмотрим, что это за молодой человек, которому нравится делать другим больно.
Входит Петька.
Петька (поёт).
Когда иду я по дорожке, Все удирают от меня! Собаки, голуби и кошки Меня боятся как огня!.. Да, тут есть где развернуться! Прямо как в тире! В кого хочешь, в того и пуляй!.. Вперёд, вольный стрелок!.. Вот только сторож всё время рядом ходит. И что ему тут надо? Только в оленя прицелился, а он тут как тут. Еле удрал. Ну, здесь за мной никто I'.e подсматривает. Сейчас
откроем огонь. Сперва в какаду... (Достаёт рогатку.)
Ворона. Каррр! Каррр! Каррр! Петька. А, старая знакомая? Для тебя тоже камушек найдётся! (Целится в какаду.) Приготовься, какаду, Сейчас в тебя я попаду!
Входит трубач с трубой.
Эх, опять помешали... (Прячется за дерево.)
Трубач. Десять минут на отдых, а потом опять будем играть. И вальс, и польку, и «Подмосковные вечера». Схожу лимонаду выпью. (Кладёт трубу на скамью, рядом с клеткой слонов, и уходит).
Петька выходит из-за дерева.
Петька. А ведь это трубач с нашего двора! Пока он не вернулся, поохотимся!.. Ворона. Каррр! Каррр! Каррр! Петька. Чего раскаркалась? (Целится в Ворону.) Бац!.. Попал!
Ворона. Каррр!.. (Улетает.)
Петька. Теперь в какаду... Бац!.. Мимо.
Какаду. Караул!.. (Летает по клетке.)
Петька. Ладно, в какаду потом, сперва в слонёнка, он побольше, легче будет попасть. Бац!.. Попал!
Слонёнок плачет. Слон закрывает его собой, угрожающе машет хоботом, ревёт.
А ты что? Тоже захотел?
К Петьке сзади подлетает Ворона и, вытащив у него из кармана рогатку, улетает.
Бац! Попал! Ну, в тебя нетрудно попасть. Ты такой большой, что, куда ни стреляй, всё равно в тебя попадёшь. Бац!..
Ворона бросает рогатку в клетку к Фатнме. Та, «зарядив» её орехом, целится из рогатки в Петьку.
А теперь по обезьяне... огонь!..
Фатима стреляет первая. Петька подпрыгивает.
Ой!.. Что это?.. Откуда это?..
Фатима стреляет.
Спасите!.. Не надо!.. Ой, ой, ой!.. Какаду. Огонь! Огонь! Огонь!
Фатима стреляет.
Петька. Миленькие, родненькие, .славненькие! Не надо! Больно! Я больше не буду! Провалиться мне на этом месте, пусть руки-ноги поотсохнут!
Ворона. Не верррь! Не верррь! Какаду. Огонь! Огонь! Огонь!
Фатима стреляет. После каждого выстрела Петька подпрыгивает и орёт. Том, вытянув хобот, достаёт со скамьи трубу и начинает трубить. Шум. Рявканье трубы. Петькины крики. Вбегает сторож.
Сторож. Что тут происходит? Петька. Дяденька сторож, помогите! Спасите! В меня пуляют! Сторож. Кто?
Петька (на Фатиму). Она\
Сторож. А откуда у неё рогатка?
Петька. Наверно, моя, запасная.:
Ворона. Пррравда! Пррравда!
Сторож. Тогда так тебе и надо, изверг! Вон отсюда!..
Петька с рёвом )бегает. Входит трубач.
Трубач. Боже мой, труба! Моя труба!.. Нет, я сегодня сойду с ума!
Сторож (Тому). Отдай трубу, Том. Она больше не нужна.
Том протягивает сквозь решётку трубу, трубач её берёт.
Трубач. Я — человек искусства, я — человек нервный, вы доиграетесь, что я попаду в су-масд1едший дом! (Уходит.)
Появляются автор и Зоя.
Автор. Я слышал звуки трубы и чьи-то крики.
Сторож. Какой-то мальчишка из рогатки стрелял по животным!
Зоя. Он!.. Петька!
Автор. .А я-то думал, что при виде этих славных животных смягчится его каменное сердце. Но он по-прежнему жесток, какой печальный мне урок!..
Сторож. Чего это вы стихами заговорили?
Автор. Неужели?.. Это у меня бывает.
Сторож. Зоологический сад закрывается!
Зоя. Бедный Малютка! Петька попал ему в самое чувствительное место, в кончик хобота..с
Малютка плачет.
Дай я тебя перевяжу, деточка... (Перевязывает Малютке хобот своим платко.м.) Ну,; погоди,
Петь1<а, ответишь ты за это!.. (Уходит вместе с автором и сторожем).
На сцене темнеет.
Том. Сыночек, тебе очень больно?
Малютка. Ничего, папа, не огорчайся. Теперь уже не очень.
Том. Надеюсь, у мальчишки больше нет этих отвратительных... как они называются?
Какаду. Рогаток!
Том. Вот именно.
Ворона. Как бы не так! У него их дома еш,ё шесть штук. Он сам хвастался.
Том. Шесть штук! Значит, он может и другим причинять боль? Этого нельзя допустить! Здесь он пулял в нас, а где-то будет пулять в других? «Пулять» — какое отвратительное слово!..
Ворона. В собак, в кошек, в голубей и в меня, ни в чём не повинную Ворону! Горрре! Горрре!
Том. И откуда у него такая любовь к оружию?
Ворона. Агрррессоррр! Агрррессоррр!
Том. Меня называют толстокожим. Но я не толстокожий. То есть кожа у меня действительно толстая, но сердце нежное. Я не могу допустить, чтобы у злого мальчишки оставались рогатки. Хотя бы одна рогатка. Этому не бывать!
Какаду. Не бывать!
Т о м. Я отниму их у него!
Ф ати м а. Но как?
Том. Схожу к нему домой.
Ворона. Пррровожу! Пррровожу!
Ф а т и м а. А решётка? А цепь?
Том. Это проще простого. Не хочется огорчать нашего доброго сторожа, да что поделаешь.
я ведь ненадолго. (Начинает раскачивать решётку.) Раз-два, взяли!.. Раз-два, взяли!.. Ф а т и м а. Ой, что бу-у-удет! Какаду. Вот потеха! Ворона. Крррасота!.. Крррасота!.. Том. Раз-два, взяли!.. Раз-два, взяли!..
Решётка качается и трещит.
Малютка. Папочка, а ты вернёшься? . Том. Конечно, сынок. Как отниму рогатки, так сразу и вернусь. Не сомневайся.
Решётка с грохотом рушится. Том шагает по аллее, за ним воло» чится разорванная цепь.
Ворона. Уррра!.. Уррра!.. Ф а т и м а. Желаю успеха! Какаду. Желаю успеха! Малютка. Возвращайся, папочка! Том. Я быстро обернусь. Одна нога там, другая здесь.
Ворона. Прррямо!.. Прррямо!..
Том удаляется, сопровождаемый Вороной.
Конец первого действия
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина третья
Утро. Комната Зои Никаноровой. Стеклянная диерь на балкон, выходящий во двор. Она открыта, так что видны перила балкона. В комнате очень уютно: цветы, на стене большая фотография слона Тома и слонёнка .^\aлютки. У окна висит репродуктор. У стены —• пианино. Пёс и кот едят из одной миски и мирно беседуют.
Кот. И кто это придумал, что кошки и собаки обязательно должны ссориться? Мы же с тобой не ссоримся.
Пёс. Это потому, что мы знакомы с детства, Я был маленьким щенком, а ты был маленьким котёнком, когда Зоя посадила нас с тобой в одну корзину и научила есть из одной миски.
Кот. Помню, помню. Ты тогда хоть и назывался маленькихм, всё равно был большим.
Пёс. А ты сейчас хоть и называешься большим, всё равно остался маленьким. Впрочем, всё относительно.
Кот. Как ты сказал? Пёс. Всё относительно. Кот, Образованный ты... А где наша Зоя? Пёс. Скоро придёт. У нас с утра урок музыки. Кот. Завидую я тебе. Способный ты. А я что? Ничего не умею.
Пёс. Ну, нет, почему же? Ты умеешь лазать по деревьям, ходить по карнизам. Ты, если захочешь, можешь ловить мышей. Ты умеешь мурлыкать, а это так нравится нашей хозяйке.
Кот. Ты хочешь сказать, что я подхалим? Пёс. Что ты! Я хочу сказать, что у тебя хороший голос. Небольшой, но очень приятный.
Кот (в публику). Всё-таки пёс — благородный человек...
Пёс. Ты тоже можешь заниматься с нами музыкой. Попробуй!
Кот. Ладно. Попробую. А вот и Зоя!
Слышна песенка Зои.
Зоя (поёт за сценой).
Жил да был на белом свете Очень добрый старичок. Это он придумал, дети. Ваньку-встаньку и волчок! И придумал он скакалку, Чтобы прыгать во дворе, И придумал он считалку. Чтоб считаться при игре: «Эни-бени-кармарои — Трынка-брынка, выйди вон!..» (Вбегая на сцену.) А вот и я! Доброе утро, Василий Степаныч!
Кот мурлычет и трётся о Зонны ноги. '
Привет, Друл<ок!
Пёс радостно ласт. 99
Что у нас с тобой по расписанию? (Смотрит в тетрадку.) Днём, в два тридцать, — прыжки через верёвочку, а утром, в восемь пятнадцать,— урок музыки. Давай заниматься! А ты, Василий Степаныч, посиди и послушай.
Кот прыгает на пианино. Зоя садится за инструмент.
Дружок, возьми ноту «ЛЯ»!.. (Нажимает клавишу.)
Дружок «берёт» «ля».
А теперь «си»!..
Дружок «берёт» «си».
А теперь всю гамму!.. Отлично. Ну, а сейчас мы споём нашу песенку!.. (Играет и поёт.)
Пёс мелодично подвывает, а при исполнении последнего куплета кот начинает подмяукивать.
Жил да был на белом свете Очень добрый старичок. Это он придумал, дети. Ваньку-встаньку и волчок! Он сидел в своей избушке И игрушки мастерил. На берёзовой опушке Тихо трубочку курил. И к нему, как в старой сказке. Приходили каждый день. Словно к другу, без опаски. Ёж, Лисичка и Олень!.. Ай-да Василий Степаныч! У тебя, оказывается, тоже есть музыкальный слух! Мы можем выступать втроём! Вот весело будет!.. Пойду вам завтрак готовить. ( Пёс (коту). Видишь, какой ты музыкальный? Кот (скромно). Ну, мне до тебя далеко,
Пёс. Гляди, гляди. Ворона летит! Что это она такая взбудораженная?
На перила балкона садится Ворона.
Ворона. Пррре-красные новости! Удивительные новости! Восхитительные новости! Слон Том сломал решётку, неррреночевал в саду, а сейчас с утра идёт
по горрроду! Идёт по горрроду! Идёт по горрроду! Вот потеха! Все бегут, все галдят, все на него ¦глядят!
П ё с. А куда он идёт?
Ворона. Прррямо к вам! Прррямо к вам!
Кот. А зачем?
Ворона. Ррразыскать Петьку Стоеррросо-ва! Отнять рррогатки! Наказать ррразбойника! Дорррогу я показала! Я показала! Я показала! (Улетела.)
Пёс (встревоженно). Не нравится мне это.
Кот. Э, моё дело сторона.
Пёс. Нет, так не годится. Том сгоряча может беды натворить. Да и Петьку, признаться, жалко. Хоть и скверный мальчишка, да ведь может еш.ё исправиться. По глупости это он. Молод. Надо его предупредить.
Кот. Но как? Он ведь нашего языка не понимает.
Пёс. Через Зою.
Кот. Зоя тоже, пожалуй, не поймёт.
Пёс. Придумал! Надо включить радио.
Кот. А ты умеешь?
Пёс, Попробую. Ни разу не приходилось'.., (Прыгает на стол, становится на задние лапы, зубами включает штепсель.) Кот. Ну, и голова!..
Голос диктора. Внимание! Внимание! Через одну минуту будет передаваться очень важное сообщение! Пёс. Ну, что?
Кот. Сообразительный ты...
Вбегает Зоя.
Голос диктора. Внимание! Внимание! Через полминуты будет передаваться очень важное сообщение!
Зоя. Что за сообщение?.. Кто включил радио?..
Пёс лает.
Ты?!.
Пёс лает.
Дружок! Ты самый умный эрдельтерьер в мире!
Голос диктора. Внимание! Слушайте очень важное сообщение!.. Другой голос.
Сообщить вам срочно надо: Слон сбежал из Зоосада! Умоляет Зоосад Воротить его назад!., Зоя. Это Том! Голос диктора.
Слои сбежал из Зоосада! Им поломана ограда! Он сорвал сегодня ночью Цепь железную с кольца!.. Зоя. Вот досада так досада...
Голос диктора.
Слон сбежал из Зоосада! Назначается награда За поимку беглеца!.. Внимание! Внимание! Мы передавали очень важное сообщение! А чтобы вам было не страшно, мы сейчас будем передавать концерт самой лёгкой музыки.
Музыка. /""^N.
Зоя (выключив радио). Я знаю, почему Том сбежал. Это его Петька раздразнил! Это всё он со своими рогатками!
Пёс лает, кот мяукает.
И ВЫ так думаете?
Пёс лает, кот мяукает.
Значит, Том идёт сюда? К нам?
Ворона (с балкона). Прррямо сюда! Прррямо сюда! Он рррядом! Он рррядом!
Зоя. Ой, надо выручать этого негодного Петьку! Том добрый, но ужасно вспыльчивый, (Бежит к балкону.)
Сцена вращается, и в ту минуту, когда Зоя выбегает на балкон, перед нами знакомый двор.
(На балконе.) Стоеросов!..
Петька!.
Петька (появляется на другом балконе, потягивается и позёвывает). А, пуговица!.. Чего тебе? Зачем разбудила? Рано ещё!
Зоя. Ты радио слышал?
Петька. Нет. А что, «угадайку» передают?
Зоя. Никакую не «угадайку», а очень важное сообщение.
Петька. «Дина мо» проиграло «Спартаку»?
Зоя. Ещё важней! Слон Том, в которого ты вчера попал из своей мерзкой рогатки, удрал из Зоосада!
Петька. Да ну?! Вот здорово!
Зоя. Напрасно радуешься! Том бегает по городу и разыскивает тебя!
Петька. Меня?
Зоя. Тебя!
П еть к а. А зачем я ему нужен?
Зоя. Хочет наказать тебя за вчерашнее и по-вытрясти из тебя твои рогатки!
Петька (испуганно). Врёшь!
Зоя. Честное слово!
Петька. Ой... Что же мне делать?.. Я не хочу!.. Я больше не буду!..
Зоя. Поздно. Он уже рядом!
Ворона. Рррядом!.. Рррядом!..
Петька (перетрусив). Миленькие... родненькие... спасите... помогите!..
3 о я. А зачем ты зверей обижал?
Петька. Я не знал, что это так больно, пока Фати-ма в меня самого не запулила! Провалиться мне на этом месте — не знал!
Открываются окна, в окнах — жильцы. Автор — на своём балконе. Жильцы жестикулируют и кричат друг другу из окна в окно.
1С5
ж и л ь ц ы. Слыхали радио?..
— Это же ужас!..
— Сбежал!..
— Слон сбежал нз Зоосада!..
— И, говорят, всё из-за Петьки Стоеросова!..
Трубач (писателю). А вы обещали его перевоспитать... идеалист!
Автор. Очень часто литература, к сожалению, бывает бессильна. Как медицина.
Жильцы. А что, если слон забежит сюда?..
— Зовите детей домой!..
— Валя! Галя! Ваня! Маня!..
Окна захлопываются. Автор уходит с ба.чкона.
На своём балконе орёт Петька.
Петька. Ой, ой, ой!.. Что же делать?.. Куда деваться?.. Он меня повсюду найдёт!.. Он со мной расправится!.. Он со мной рассчитается!.. Он меня на Луну забросит!.. Зоя!.. Помоги, пуговичка!..
Под Петькииы крики идёт занавес.
Вторая интермедия
Перед занавесом в обратном направлении движется панорама города. По тем же улицам, по которым вчера ехал «Москвич», неторопливо трусит слон Т о м. Над ним летает Борона.
Ворона. Прррямо!.. Прррямо!..
Свистки милиционеров. Перед Томом — тележка с газированной водой. Том поднимает тележку вместе с толстой продавщицей и ставит их на другую сторону. Из тележки фонтаном бьёт вода. Продавщица вопит. Том трусит дальше. Перед ним — газетный киоск. Том берёт хоботом пачку журналов и засовывает и.ч в пасть. Бежит дальше.
Газетчик. Гражданин! Гражданин слон! Вы съели все «Весёлые картинки»!.. А платить кто будет?!.
Перед Томом стеклянная будка с нашим знакомым милиционером. Том поднимает будку и ставит её на крышу дома.
Милиционер. Гражданин слон, нарушаете!.. Я при исполнении обязанностей!.. Нарушаете, гражданин слон! Штраф — один рубль!.. (Свистит.)
Том бежит дальше.
Ворона. Прррямо!.. А теперь напррраво!..
Картина четвёртая
Тот же двор. На балконе — Петька. Напротив, на своём балконе, — Зои.
Петька. Зоя!.. Зоечка!.. Пуговичка!.. Ты его знаешь!.. Он тебя любит!.. Он тебя послушает!.. Помоги!.. Уговори его!.. Я больше не буду!..
Зоя. CTynafi в свою комнату. Что-нибудь придумаем. Сбегаю булочек с маком куплю. И баранок. Том их любит!.. (Уходит с балкона.) Петька. Ой, не уходи, я боюсь!..
Слышны отдалённые милицейские свистки.
Ой! Он уже близко!.. (Убегает с балкона.)
Во двор выходит пёс и кот.
Кот. Ты как знаешь, а моё дело сторона. Не стану я ссориться со слоном из-за этого разбойника.
Пёс. А я не могу оставить мальчишку в беде.
Кот. Как Ворона говорит? Свой хвост ближе к телу. Правильно говорит!
Пёс. Нет, не правильно. Это эгоизм.
Кот. Чего?
Пёс. Эгоизм это.
Кот. Можешь сколько угодно говорить свои учёные слова, а я не хочу неприятностей от слона. Слон всё-таки, не мышь какая-нибудь.
Пёс. А я должен помочь мальчику. Человек ведь! А я — собака, друг человека. Даром меня, что ли, Дружком зовут?
Во двор выбегает Петька.
Петька. Не могу сидеть в комнате. Страшно! И под стол залезал, и под кровать, и в 1икаф прятался — везде страшно. Найдёт!.. Просунет свой длинный хобот и найдёт!.. Дружок! Василий Степаныч! Выручайте! Простите меня, дурака, что я вас обижал! Простите!.. Куда бы мне спрятаться? За угол? Увидит. За клумбу? Найдёт... Может, в мусорный ящик?.. Пожалуй, не догадается!.. (Открывает крышку мусорного ящика, залезает в него.) Василий Степаныч! Умоляю, не выдавайте! (Захлопывает над собой крышку.)
Кот. Ишь как перетрусил!
Пёс. Жаль мне его. Добрый я. Нет, не дам его в обиду!
Свистки всё ближе Вбегает тётя Пашас метлой.
Тётя Паша. Это что же делается?.. Это же надо же?.. Прямо по нашей улице бежит!.. У газетчика все газеты и журналы поел, постового милиционера на крышу поставил, пожарную лестницу вызывали, снимали его оттуда!.. А народу, народу-у-у!.. Хорошо, если он мимо
пробежит, а ну, как сюда во двор свернёт? Вот страху-то!..
Открываются окна, выглядывают жильцы. На балкон выходит
автор.
Автор. Прасковья Ивановна, а где слон-то? Тётя Паша. По нашей улице бежит. Страсти какие!
Трубач. Меня он не тронет, мы — старые знакомые. Вчера на одной трубе играли.
Пети на мама. А Петюрочка мой ужас как боится. И под стол залезал, и в шкаф. Он так нервничает, мой ангелочек! Чего это он?
Автор. Я догадываюсь. Наверно, эти беспорядки наделал выстрел из рогатки. Впрочем, я, кажется, опять говорю стихами?
Пети на мама. Он ведь такой впечатлительный, мой ребёнок. Не потому, что я — мать...
Тётя Паша. Граждане жильцы! А слон-то... как раз напротив наших ворот остановился. Ей-богу!.. А над ним какая-то ворона кружится. Ой, граждане! Так и есть! К нам во двор направляется. Чуяло моё сердце!..
Все окна равом захлопываются, только автор остаётся стоять на своём балконе. Тётя Паша, пёс и ког
прячутся в подъезде. Свистки и шум обрываются. Тишина. И в этой тишине из-под арки показывается громадная голова Тома. Он озирается. Потом медленно входит.
Тётя Паша (автору, шёпотом). Уйдите!.. Уйдите!.. Он вас увидит!..
Автор (шёпотом). Я не могу уйти. Я — писатель и должен наблюдать жизнь.
Начинает звучать «грозная» музыка. Том неторопливо обследует двор. Направляется к балкону автора.
Ой!..
Автор убегает с балкона. Том, обнаружив на балконе автора горшок с цветами, заду.мчиво отправляет его в пасть.
Тётя Паша. Господи!.. (Убегает.)
Ворона (кружась над Томом). Спрррятался! Спрррятался!
Том. Найдём, кумушка. Где его окно? Это? Ворона. Пррравильно!
Том заглядывает в окно, засовывает туда хобот. Слышны крики Петнной мамы: «Чю вам здесь нужно?! Это безобразие!.. Я буду жаловаться!..»
Том. Нету. Ни в шкафу, ни под кроватью. А эта женщина, наверно, его
мать? Испугалась, бедняжка. Ничего не поделаешь, её же сыночку будет наука. Не могла сама воспитать, мы ей поможем... А ведь он где-то здесь прячется. Чувствую, что здесь. (Ищет.)
Пёс. Пора.
Кот. Не ходи!
Пёс. Пора!
Кот. Ты с ума сошёл! Все вы, собаки, такие. Недаром дедушка Крылов высмеял твою прабабушку. Помнишь? «Ай, Моська, знать она сильна, что лает на слона!»
Пёс (гордо). Вы как хотите, а я ею горжусь. Она хотела поддержать нашу собачью честь. Иду!.. (Выходит из подъезда.)
Кот. Вернись, безумец!
Пёс (Тому). Простите, но, если не ошибаюсь, вы что-то потеряли?
Том. Да. Потерял. Потерял терпение! Я ищу одного мальчишку.
Пёс. Какого, если не секрет?
Том. Зовут Петька. Фамилия Стоеросов. Большой любитель помучить животных, пострелять в них из этой... как её...
Ворона. Рррогатки!
Том. Вот именно.
Пёс. А вы уверены, что он живёт в нашем доме?
Ворона. Уверррены! Уверррены!
Пёс (Вороне). А вас, голубушка, не спрашивают.
Том. Он здесь. Не отвлекайте меня от поисков. Я вижу, что вы вежливый и умный терьер...
Пёс (с достоинством). Не.терьер, а эрдельтерьер.
Том. Тем более. И, однако, мне некогда. Я с удовольствием побеседую с вами в следующий раз. (Подходит к мусорному ящику.)
Пёс становится между ним и яшиком.
Пёс. А что вы намерены с ним сделать, если найдёте?
Том. Прежде всего отнять эти... как их...
Ворона. Рррогатки!
Том. Вот именно. Ну и попугать немножко чтобы неповадно было забавляться с этими... как их...
Пёс. Рогатками. Понимаю. И одобряю. Но только вы не забудьте, что он, как-никак, маленький мальчик, а вы, как-никак, африканский слон.
Том. Индийский.
Пёс. Тем более. Индийские слоны, как правило, миролюбивы. Мальчик маленький, а вы большой. Как бы чего не вышло.
Том. Не беспокойтесь, я не причиню ему вреда. Не мешайте мне, дорогой терьер.
Пёс. Не терьер, а эрдельтерьер.
Ворона (кружась над мусорным лириком). В мусоррре! В мусоррре!
Том. Посмотрим. (Направляется к ящику.)
Пёс. Извините, но я не могу этого допустить.
Том. Вы меня смешите.
Пёс. Не могу!
Том. Отойдите.
П ё с. Не отойду!
Открываются окна, выглядывают жильцы, на балконе появляется автор. Как только показались люди, разговор Тома с псом переходит в лай и слоновий рёв... Пёс обороняет мусорный ящик. Том поднимает пса хоботом и переносит на другой конец двора. Поднимает крынжу мусорного ящика и извлекает оттуда Петьку,
Петька. Всё!.. Конец!.. Пропал!..
Ворона. Рррогатку!
5 Мы — артисты 113
Петька (заикаясь от страха). Ч-ч-чего?
Ворона. Рррогатку!
Петька. П-п-пожалуйста... (Достаёт рогатку и подает её Тому).
Том суёт её в пасть. Нетерпеливо топает ногой.
Чего вы хотите?
Ворона. Дррругую!
Петька. И другую, и все до единой! Не нужны они мне больше! Смотреть на них не могуЬ (Отдаёт Тому все рогатки — одну за другой.)
Том деловито их глотает.
Никогда в жизни не буду обижать животных, никогда! Простите меня. Том! Простите за то, что стрелял в вас и в вашего Малютку! Простите меня, дорогая Ворона! И ты. Дружок, — отважная, благородная собака! Я видел сквозь дырочку, как ты меня защищал, и мне было так стыдно, так стыдно... Василий Степаныч, где ты? Прости меня!..
Кот (спускаясь с крыши). Мяу!..
Петька. Простите меня, все собаки и кошки, все вороны, голуби и воробьи! Я никогда не буду вас обижать! (Кланяется Тому, Вороне, коту и псу). Никогда! Никогда!
Автор. А почему ты не говоришь, как обычно: «Провалиться мне на этом месте, пусть руки-ноги у меня отсохнут...»?
Петька. Потому что на этот раз я говорю правду. Поверьте!
Петина мама. Поверьте ему на этот раз! Умоляю! Не потому, что я — мать!
Петька. Не потому, что я — сын!..
Автор. Может быть, я излишне доверчив, но сейчас я ему действительно верю.
Петька. Я всё понял, сидя в этом мусорном ящике. Я не хочу, чтобы меня боялись, а хочу, чтобы меня любили! И вы увидите, я добьюсь этого! Собаки и кошки, голуби и воробьи, вороны и лошади — все они станут моими друзьями, Я это заслужу н никогда не обману их доверия!.
Автор (Тому). Дорогой Том, он искренне раскаивается, поверь ему!
Трубач. Поверь!
Ворона. По-верррь!
Том, подумав, протягивает Петьке хобот. Петька горячо его пожимает. Жильцы ликуют. Трубач играет на трубе туш. В это время Том ложится на
бок и начинает храпеть.
Автор. Что С ним?
Трубач. Не понимаю!
Тётя Паша. Никак, заболел?
Петина мама. Боже мой! Надо позвать доктора!
Петька. Я сбегаю!
Входит Зоя.
Зоя. Не надо никакого доктора! Я знаю, что случилось. Который час?
Автор (глядя на часы). Ровно двенадцать.
Зоя. Так я и думала. Каждый день ровно в двенадцать у Тома в Зоологическом саду час отдыха. Он спит!
Автор. Надо же его разбудить! Ему пора возвращаться в Зоологический сад, его там сын ждёт, Малютка.
Тётя Паша (легонько трогая Тома метлой) Эй, мил человек, просыпайся! Слышь? Вставай!|
Том храпит.
Автор (с балкона). Вставай, вставай, мой милый Том, придёшь домой, поспишь потом!.. Ой, опять, кажется, я стихами...
Том храпит.
Трубач. Мы с ним старые знакомые. Он меня услышит. (Играет на трубе.)
Том храпит. Входит милиционер.
Милиционер. Гражданин слон, тут спать не положено. Нарушаете, гражданин! (Свистит.)
Том храпит.
Зоя. Дайте-ка я попробую... (Звучит «грозная» музыка, но Зоя смело подходит к слону.) Тётя Паша. Осторожно! Трубач. Осторожно! Петина мама. Очень ты доверчива! 3 о я. Я потому доверчива, что мне бояться нечего!.. (Автору.) Видите, и у меня стихами получается!.. А чего мне бояться Тома? Мы с ним знаем друг друга, любим друг друга. Я никогда его не обижала, и он меня не обидит. Верно, Томушка?.. Вставай, милый. Вставай, мой маленький. На тебе булочку с маком. Свеженькая, только что специально для тебя купила!
Том открывает глаза п берёт из Зонных рук булку. Ест.
Ах ТЫ, МОЙ славный! Крошечка ты моя!..
Том гладит её хоботом.
Ну, как можно не жалеть животных? Они такие славные! Они умеют и любить и дружить, И бесстрашно бросаются на выручку, если друг оказался в беде. И даже не только друг, верно, Петя?
Петька. Мне стыдно...
Зоя. Это хорошо, что тебе стыдно. (Тому.)^ Вставай же, Томушка, вставай.
Том медленно встаёт.
Отправимся домой! Там по тебе Малютка соскучился, и обезьянка Фатима, и какаду Оранжевое Перышко... В путь, Томушка! Ворона. Уррра! Трубач. Тут без музыки (Играет на трубе марш.)
Автор. А мы все проводим вас до самого Зоологического сада! Верно? Ворона. Верррно!
Милиционер. Граждане, только соблюдайте порядок. Не нарушайте правила уличного движения!
Том медленно трогается с места. Трубач идёт впереди, играя на трубе. Петька шагает рядом с Томом. Зоя идёт, держа Тома за хобот. Позади следуют остальные. Сверху кружится Ворона. Все поют, а пёс и кот подвывают и подмяукивают.
не обойтись!!
Все.
На кого народ дивится Из окошек, из ворот? Восьмилетняя девица Зверя грозного ведёт!
Это очень хорошо, Это очень здорово! Ай да Зоя, Ну и Зоя, Зоя Никанорова!
Том сажает Зою себе иа спииу. Занавес закрывается. Шествие продолжается уже перед занавесом. Опять движется панорама города.
Все (поют).
И директор Зоосада Ждёт того, которого Возвращает Зоосаду Зоя Никанорова!
Это очень хорошо. Это очень здорово! Ай да Зоя, Ну и Зоя, Зоя Никанорова!
Шествие удаляется. Перед занавесом остаются пёс и кот.
Кот. Хорошо ТО, ЧТО хорошо кончается!
Пёс. Я тоже так думаю.
Кот. Петька никогда больше не будет нас обижать!
Пёс. Я уверен. И я не так рад за свою шкуру, как за то, что мы сделали из него человека.
Кот. Самоотверженный ты...
Пёс. И я знаю, что никто из ребят, сидя-ш,их в этом зале, тоже никогда не будет нас обижать. Даю слово эрдельтерьера. Верно, ребята?..
Кот. Как дружно они отвечают! И как громко! Даже в ушах зазвенело.
Пёс. Потому что большой коллектив.
Кот. Чего?
Пёс. Коллектив большой.
Кот. Образованный ты...
Вбегает автор.
Автор. Ах, вот вы где? Что же вы отстали? Я за вами вернулся. Там так весело! Впереди идёт трубач, играет на трубе, за ним — Том, у него на спине сидит Зоя, а рядом идёт Петька, а позади народу-у-у!.. Видимо-невидимо!.. Пошли скорей, догоним их! Только я что-то должен был сказать... дайте-ка вспомнить... Ах, да!.. (Поёт).
Через минутку Слона-Малютку Обнимет хоботом отец. Но вы устали Не на шутку, И лишь поэтому— конец!
Пёс, кот и автор (поют).
Мы все устали Не на шутку, И лишь поэтому
— конец!
СОВЕТЫ РЕЖИССЁРА
Ребята!
Некоторые из произведений, напечатанных в этом сборнике, вам хорошо знакомы, например, стихотворение «Вышиватель», «Как я научился плавать» и, уж конечно, «Витя Сажин». Не раз я слышала, как ребята обращались к какому-нибудь важничающему мальчишке так: «Эй ты, Витя Сажин!» А однажды я услышала даже такое обращение к девочке-задаваке: «Ты что, родная сестрица Вити Сажина?»
И вот стихотворение «Витя Сажин» вместе с другими стихотворениями попало в сборник, который называется «Мы — артисты».
Для чего? Для того чтобы подсказать вам, ребята, что эти стихотворения можно не только читать «про себя», вернее «для себя», но и можно с ними выступать на пионерских сборах, на школьных утренниках, в концертах, так же, как со сценками, специально написанными для эстрады, для пионерского театра.
Самое простое — дать выучить эти стихи хорошим чтецам — солистам. Но лучше, если бы одно стихотворение читали двое, трое или больше ребят, И не только читали, а и обращались друг к другу, активно действовали, двигались, если это нужно, по сцене. Одним словом, инсценировали бы стихотворение — приспособили его к сцене. Вроде того, как сделано это в интермедии «Коля
Кнопкин». Только там автор разделил текст между двумя участниками, а в стихотворениях вы попробуйте это сделать сами.
Так можно инсценировать стихотворения «Подружки», «Ножик», «Товарищ», «Табуретка». В некоторых стихотворениях — определённые действующие лица, и у них порой даже есть свой текст. Например, у папы («Табуретка»), у старичка («Товарищи») и др.
В стихотворении «Витя Сажин» никаких определённых действующих лиц как будто нет. Вот именно «как будто». На самом деле, конечно, они есть. Это — сам Витя, и те, которые возмущаются его поведением, — его товарищи-пионеры. Между последними и надо разделить весь текст стихотворения.
Во всех случаях заставляйте работать своё воображение, придумывайте, ищите интересные решения инсценирования и постановки сами.
Фантазия вам понадобится и при постановке клоунад и интермедий, которые даны в сборнике. Как, например, сделать лошадь Маруську в клоунаде «Чудо дрессировки»? Да ещё такую лошадь, которая в танце делится на две половины, а потом опять соединяется? Подскажем: лошадь изображают двое ребят (два человека — четыре ноги); передний держит на палке лошадиную голову, задний — хвост. А как это оформить детально — придумайте сами.
Ещё интереснее вам поломать голову над тем, как сделать «Робота». Привлеките на помощь технические кружки, кружок ИЗО. Вот это и будет пионерский школьный театр, если в нём будут участвовать не только ребята-артисты, но и оформители, художники, изобретатели, — как можно больше умелых пионеров.
Придумывая оформление для клоунад, старайтесь сделать его как можно более лёгким, не к чему загромождать сцену настоящими декорациями, тяжёлой мебелью. Если действие происходит в комнате, нужно ли
делать окно, дверь или тем более стены? Конечно, нет. Даже в клоунаде «Каждое дело делай умело!» совершенно достаточно стола и стульев, чтобы зритель понял, что действие происходит в комнате. Зрителю безразлично, входят ли действующие лица через фанерную дверь или прямо из-за кулисы. А как же со стеной, на которую Петя вешает картину? Разве можно сделать в комнате всего одну «необходимую» стену, а остальные не делать? Можно. Тем более в клоунаде. И даже не одну целую стену, а её половину или даже четверть, иными словами — поставить лишь фанерный щит, оклеенный обоями. Можно и этого не делать, а использовать для стены те возможности, которые имеет ваша сцена: не до конца раздвинутый занавес, портал сцены, дверь, ведущую из зрительного зала на сцену.
В этой клоунаде участвует буфет, у него там доволь- но значительная «роль». Но не тащить же из дому на сцену настоящий буфет! Придумайте, как можно его сделать из лёгкой этажерки, или небольшого школьного шкафа, или просто из стола с поставленными на него табуретками.
Неважно, если комната на сцене будет не похожа на те, в которых вы живёте, — ведь это клоунада, и действия, которые в ней происходят, тоже не такие, как в обычной жизни. Здесь нарочно преувеличены, обострены все недостатки и промахи незадачливого Пети для того, чтобы их можно было резче, остроумнее высмеять и осудить. И какой-нибудь другой Петя, сидящий в зрительном зале (его могут звать и Серёжей, и Митей, и Сашей), не только посмеётся над приключениями, показанными на сцене, ио и призадумается: а не похож ли он сам на Петю? А заставить зрителя призадуматься — это и есть главная задача всех выступлений: и смешных, и серьёзных.
Кстати, напомним вам, что играть в клоунадах нужно очень серьёзно, ни в коем случае не стараться сме-
шить публику, не быть слишком развязным, не гримасничать (некоторые ребята думают, что исполнять клоунады надо именно так). Наоборот, чем серьёзнее будут исполнители играть, тем смешнее и веселее будет зрителям.
Интермедии, клоунады, стихотворения, песни и пьесы для кукольного театра, помещённые в этом сборнике, очень хорошо включить в программы школьных агитбригад. Знакомо вам это слово — агитбригада? Агитационная бригада — это небольшая (8—12 человек) группа пионеров, которая выступает с концертами в школе, на заводе, в колхозе, в клубе, в красном уголке.
Сборник «Мы — артисты» послужит вам интересной готовой программой для школьных агитбригад, утренников, праздников, лагерных костров.
Ал. РОЗАНОВА
|