Сделал и прислал Кайдалов Анатолий. _____________________
СОДЕРЖАНИЕ
С. Миримский. К читателям
I. СТАТЬИ И ОТЗЫВЫ
Е. Зубарева. Единство творческого пути.
С. Сивоконь. Чистокровный детский юморист.
Н. Васюченко. Урок становится приключением.
Е. Красикова. О поэтике Николая Носова.
A. Иванов. Ловушки Николая Носова.
Ю. Олеша. Вот это для детей!
B. Катаев. О Николае Носове.
Л. Кассиль. Большая, весёлая слава.
Р. Фраерман. Знание детского сердца.
А. Алексин. Я вам пишу...
Б. Вегак. Герои Носова за рубежом.
Л. Кудрявцева. «Этот ребёнок я сам». О советских иллюстраторах Николая Носова.
II. ВОСНОМИНАНИЯ
А. Кардашова. Живая шляпа.
Ю. Ермолаев. Три встречи.
Е. Таратута. Мурзилка на раскопках.
C. Баруздин. Это тоже жизнь...
Г. Вальк. Радость содружества.
И. Носов. На всю жизнь.
Т. Носова-Середина. Упрямый танк.
Т. Середина. В семье.
М. Прилежаева. Весёлые приключения и серьёзная жизнь героев Носова.
С. Миримский. Человек из детства.
III. НИКОЛАЙ НОСОВ
О себе и о своей работе.
О некоторых проблемах комического.
IV. ИЗ ПЕРЕПИСКИ
V. БИБЛИОГРАФИЯ
Ф. Эбин. И детям и взрослым.
Г. Манчха. Библиография.
Оставленное Николаем Носовым литературное наследие по своему объёму не так уж велико — за исключением нескольких статей, оно уместилось в четырёх томах его сочинений («Детская литература», 1979—1982). Однако всё созданное писателем прочностью, с какой запало в читательскую память не только детей, но и взрослых, очень значительно. Выходя в свет, книги Носова становились своего рода бестселлерами, а его повесть «Витя Малеев в школе и дома», напечатанная в журнале для взрослых «Новый мир» и удостоенная Государственной премии, принесла писателю общелитературное признание. Имя Носова стало известно далеко за пределами нашей страны, его книги издаются тиражами, которых не знает, пожалуй, ни один детский писатель в мире.
Несмотря на успех его книг и немалое количество отзывов в печати, исследований, посвящённых творчеству Носова, очень немного. Секрет его популярности, не убывающей с годами, ещё требует своей разгадки. Потребность в этом для всех, кто так или иначе связан с детской литературой, очевидна. Этим вызвано и настоящее издание, которое можно рассматривать лишь как попытку восполнить существующий пробел. Жизнь и творчество этого выдающегося детского писателя ещё ждут новых исследований.
Составляя сборник, естественно, нельзя было пройти мимо тех публикаций, которые появились при жизни писателя, по в основном сборник составлен из новых материалов. Наряду с отзывамги о книгах Носова, принадлежавших Ю. Олеше, В. Катаеву, Л. Кассилю, Р. Фраерману, А. Алекснну, читатели найдут в сборнике статьи, в которых исследуются отдельные стороны творчество писателя (статьи Е. Зубаревой, С. Сивоконя, И. Васюченко, Е. Красиковой, А. Иванова). Здесь же помещены два кратких обзора — Б. Бегака — о зарубежных изданиях писателя и Л. Кудрявцевой — об иллюстрацпях в книгах Носова.
Эти материалы составляют первый раздел сборника. Второй раздел посвящён воспоминаниям о писателе. Здесь читатели найдут очерки А. Кардашовой, М. Прилежаевой, С. Миримского, Ю. Ермолаева, Е. Таратуты, С. Баруздина, Г. Валька, а также родственников писателя.
Важным источииком изучения творчества Носова, его педагогических и литературио-астетическнх взглядов являются его собственные высказыватгия. Носов хорошо разбирался в вопросах литературной теории: его статья о природе юмора и сатиры, об их роли в детской и взрослой литературе отличается научной точностью и глубиной. Несомненный интерес представит также его статья «О себе и о своей работе», в которой он рассуждает о соотношении художественного вымысла и факта, воссоздавая при этом творческую историю некоторых своих рассказов и повестей. Кроме статей писателя, в сборнике публикуются отдельные его пнсьлш к читателям, а также письма самих читателей. Завершает сборник статья Ф. Эбин, посвящённая прижизненным изданиям писателя. Библиография, помещённая в конце сборника и состоящая из двух частей — статьи п рецензии о книгах Носова и сведения о самих изданиях, составлена библиографом Г. Манчха.
В заключение хочу отметить участие в создании сборника ныне уже покойных Лидии Игнатьевны Гульбннской — основного редактора книг Носова, выходивших в «Детской литературе», и вдовы писателя Татьяны Фёдоровны Носовой-Серединой. Большую помощь в подготовке сборника оказали Тамара Фёдоровна Середина н сын инсателя Пётр Николаевич Носов, предоставивший издательству фотоиллюстративный материал.
С. Миримский
Е. ЗУБАРЕВА
ЕДИНСТВО ТВОРЧЕСКОГО ПУТИ (фрагмент)
Николай Носов — писатель моего детства. Пет, я не помню его довоенного, печатавшегося с 1938 года в детской периодике, чаще всего в «Мурзилке». Пожелтевшие страницы старых изданий, где были напечатаны «Затейники» и «Живая шляпа», «Огурцы» и другие рассказы, я листала гораздо позднее, лет двадцать спустя.
Для меня, как и для целого поколения 30-х годов, Носов начался с его первого детгпзовского сборника 1945 года. Назывался он «Тук-тук-тук!», и были в нём, кроме заглавного, ещё «Огородники», «Зис», «Фантазёры», «Огурцы» и «Мишкина каша», запомнившиеся мне сразу почти наиpecnm.
Тогда же сложился в воображении облик Носова-человека: весёлый — конечно, добрый — конечно, свой, детский, что ли,— конечно же! Много лет спустя, в 60-с годы, когда задумалась о его творчестве уже по-взрослому, я прочитала критический очёрк Ст. Рассадина о Носове, материалы конференции, посвящённой его творчеству, его собственные выступления о мастерстве писателя-юмориста. Рассказы людей, хорошо знавших Носова, затушевали первое, давнее впечатление о писателе. Оно не ушло совсем, но на эту раннюю картину легли новые краски и штрихи: человек сложный, порою резкий, непримиримый.
До сих пор жалею, что не решилась познакомиться с ним, побоялась спугнуть то, что всё-таки продолжало жить во мне от детского восприятия...
Среди узнанного позже — и автобиография Носова, паписанная для сборника «Лауреаты России», и «Повесть о моём друге Игоре», и «Тайна на дне колодца».
Документальная канва биографии Носова скупа. Правда, один — и очень важный период жизни, с трёх до восемнадцати лет,— описан в «Тайне на дне колодца».
Родился он 23 ноября 1908 года в Киеве, в семье актёра. Вскоре семья, гостоящая из матерн, отца и двух сыновей, переехала в посёлок Ирнеиь, расположенный в двадцати пяти километрах от Киева.
В «Тайне на дне колодца» Носов вспоминает, что осознавать себя отчётливо он начал к трём-четырём годам. Он видит себя в окружении вещей, которые пробуждают мысли и — главное — действуют па чувства. Он прислушивается к ним, пристально вглядываясь то в огромный шкаф, серьёзный и неразговорчивый, то в буфет, легкомысленный и франтоватый.
Всё начинается с детства, как известно. И уже в этот период проявляется независимость характера: нельзя сидеть на креслах, чтобы не запачкать чехлы, ну и не нужно — подумаешь! Есть кровать, верный друг, спасающий от страшного старика, которым кажется ночью окно. Можно спрятаться в неё, накрывшись одеялом. И так лежать, пока не придут замечательные, фантастические, счастливые сны».
Фантазия — вот оно, это качество, которое гораздо позже сохранит память детства, поможет Носову стать детским писателем.
В книге много места занимают портреты родных: отца, матери, брата. Прежде всего — отца, в котором нравится всё: лицо, голос, ласковость. Какой он вообще? Что делает в жизни? Эти вопросы придут 1юзже, когда подростком и юношей увидит отцовские слабости, постигнет его мечту — написать книгу — н осуществит по-своему то, что не удалось отцу.
Мать — которая так близка, так неотъемлема от ребёнка, что он не мыслит без неё своего существования. И когда она однажды куда-то уехала, жизнь потеряла смысл, он в слезах так и уснул во дворе, положив голову на дырявый эмалированньп! тазик.
Брат — Павлик, старше на полтора года, и младший во всём подражает ему. Хотя и в детстве беспокоила мысль: каким же он вырастет, если всё время будет бегать за старшим, делать то, что делает тот? И рождалось стремление делать всё самостоятельно, чтобы сказать: «Это я сам!»
Придёт время, и в школе лучше будет учиться младший, придёт время, когда, окончив семилетнюю школу в 1924 году, оба начнут зарабатывать деньги. Младший — сначала на кирпичном "Заводе, километрах в десяти от Ирпепя. Вывозил шлак из печи для обжига кирпича, и называлась эта должность — мусорщик. Работал и учился. Учился самостоятельно по программе сроднён школы. Мечтал поступить в институт, и эта мечта стала основным в тогдашней жизни. Но было и другое: увлечение фотографией, например. Всё, что делал Носов уже в те годы, делал безоглядно, отдаваясь целиком. Начав заниматься фотографией, тратит все деньги на неё, вплоть до того, что единствспнон одеждой его оставалась спецовка, полученная на заводе. И поступать в институт решил на фотокиноотделсние. Это был Киевский художественный институт. А через два года, в 1929, Носов перевёлся в Московский государственный институт кинематографии.
Закончив его, почти двадцать лет, с 1932 по 1951, работал в кино. Был режиссёром мультфильмов, научных и учебных картин. Во время Великой Отечественной войны снимал, как режиссёр, военно-технические фильмы. В 1943 году за заслуги в деле боевой подготовки танковых сил Красной Армии был награждён орденом Красной Звезды.
Писать начал в 1938 году. В сентябрьском номере журнала «Мурзилка» был напечатан первый рассказ Носова — «Затейники». Затем рассказы приняты журналами «Костёр», «Затейник», газетой «Пионерская правда». Работа в детской литературе постепенно становилась основным делом. В 1952 году за повесть «Витя Малеев в школе и дома» Носову была присуждена Государственная премия СССР, а в 1969 году за трилогию о Незнайке — государствснная премия РСФСР имени Крупской. В 1967 году писатель награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Так высоко был оценён труд Носова в советской детской литературе. Однако сам писатель к себе относился строго. В автобиографии, названной «О себе н о своей работе», едва ли наберётся страница сведений «о себе», всё остальное о работе писателя: как стал им? Каков ход мысли от возникновения замысла к его воплощению? Что такое художественный вымысел?
Это очень характерно для Носова — отвлекаться от себя, говорить НС о себе, осмысливать проблемы писательского мастерства, открывать для читателей дверь в свою творческую мастерскую. Постоянное возвранденне к проблеме художественного вымысла естественно: большннство нроизведений Носова основано на вымысле — разумеется, в разной степени. Eсли сопоставить сборники «Весёлые рассказы», «Фантазёры», «Ступеньки», «Приключения Толи Клюквина», повести «Веселия семейка», «Дневник Коли Синицына», «Витя Малеев в школе и дома» с трилогней «Приключения Незнайки и его друзей», «Незнайка в Солнечном городе», «Незнайка на Луне», то, понятно, что путь от факта к художественному вымыслу в сказочной трилогии сложнее, чем в реалистических рассказах и повестях.
Но, как замечает сам Носов в автобиографии, в том и другом жанре произведений для него художественный вымысел — всё равно правда, нo не лежащая на поверхности жизни, а добытая с помощью размышления, обдумывания, осмысливания. Для его творческого пути характерен постоянный поиск.
Обобщая творческий путь Н. Носова, можно назвать три этапа его: первый — юмористические рассказы и повести, второй — сказочная трилогия о Незнайке, третий — автобиографические повести.
Первый этап — рассказы и повести — это книги о реальной жизни современных ребят, в которых юные читатели могут узнать не только самих себя, но и обстановку, в которой они гкивут: обстановку семьи, школы, улицы, пионерского лагеря.
Чтобы сохранить близость к факту, предельную бытовую и психологическую достоверность, писатель нередко передаёт функцию повествователя своим героям. Это позволяет ему снять с рассказчика все педагогические выводы и передоверить их обстоятельствам (фактам, событиям). В «Весёлой семейке». «Пите Малееве», «Мишкиной каше» и других произведениях то, что надо быть правдивым, честным, не хвастаться, хорошо учиться, даётся не в виде открытых сентенций, а вытекает из логики развития характеров, в виде удач и неудач героев. Пымысел в рассказах и повестях тесно связан с реальными событиями жизни ребят, присутствует в них как художественное обобщение типичных черт современных детей и подростков.
В сказочной трилогии о Незнайке, составившей второй этап творчества, такой привязанности к фактам нет, элемент вымысла
как художественного обобщения усилен благодаря сказочности. В связи с этим меняется образ повествователя. Рассказ ведёт уже не участник событий, а сам автор, и как повествователь он уже позволяет себе отступления, описания и даже прямые назидания. Писатель более свободен в использовании вымысла. Эта свобода расширяет и арсенал его художественных средств: появляются развёрнутые характеристики нерсопажей, пейзаж, обширные описания познавательного плана.
Переход от первого этапа рассказов и повестей ко второму, к сказочной трилогии, вызван, помимо более сложных задач, которые ставил перед собой писатель, и чрезвычайным увеличе нием объёма и характера знаний, которые он считает важным передать своим читателям. От нростейитх прикладных знаний: как сварить кашу, построить инкубатор, научиться арифметике и т. д.— Носов в сказочной трилогии ведёт читателя к знаниям, выходящим далеко за пределы его житейского опыта. Оп не хочет оставлять его в стороне от громадной информации, хлынувшей в наш быт и сознание в период НТР, и наполняет свою трилогию — от части к части — всё более возрастающей массой сведений, начиная от технических, сравнительно простых (из области воздухоплавания, строительства, например), и кончая ракетоплаванием, космологией, сложнейшей техникой будущего, фундаментальными проблемами политэкономии — в «Незнайке на Луне». Сказочность в сочетании с комическим как форма вымысла даёт писателю полную свободу рассказа о новейших достижениях науки и техники.
Третий этап — автобиографические повести — ставит уже другие задачи. Вымысел нужен писателю не для научной и технической информации, он ограничен автобиографическим материалом, по пе лишает его свободы обобщений уже другого порядка. Воспоминания собственного детства, наблюдения над жизнью внука используются Носовым для обобщающих мыслей о воспитании ребёнка, о росте его самосознания и становления его как личности, то есть для решепия целого комплекса педагогических и психологических задач.
__________________________
Составитель Самуил Ефимович Миримский
ЖИЗНЬ Н ТВОРЧЕСТВО НИКОЛАЯ НОСОВА
Ответственный редактор Л. И. Гаврилова. Художественный редактор Е. М. Ларская. Технические редакторы М. В. Гагарина н И. С. Широкова. Корректоры В. В. Борисова. Сдано в набор O3.07.84. Подписано к печати 28.03.85. А03660. Тираж 50000 экз. Заказ 5706. Цена 1 р. 70 к. Ордена Трудового Красного Знамени и Дружбы народов издательство «Детская литература» Государственного комитета РСФСР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 103720, Москва, Центр, М. Черкасский пер., 1.
|