На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Наши автомобили, 1953 г.

Всеволод Васильевич Иерусалимский

Наши автомобили

Илл.— В.Тамби и Е.Войшвилло

*** 1953 ***


PDF



Прислала Я. В. Кузнецова.
_______________

 

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ

По необъятным просторам нашей Родины зимой и летом, ночью и днем движутся тысячи автомобилей: грузовиков, легковых, автобусов, лесовозов, фургонов, цистерн.
      На их радиаторах видны разные марки наших советских заводов; марки «ГАЗ», «МАЗ» и «ЗИС» хорошо известны во всех странах мира.
      Если на марке кремлёвская башня, родина этой машины — Москва. Белый медведь украшает капот ярославских автомобилей-великанов. Ему не уступит могучий зубр — марка минских тяжеловозов. А самого быстрого зверя — оленя — не зря поместили на новый «ЗИМ», самый красивый и быстроходный из всех советских автомобилей.
      Тут и другие красивые марки. Многие вам, вероятно, знакомы. Каким автомобилям они принадлежат?
      Автомобиль экономит время, большие расстояния делает короткими, а поездка в машине, да рядом с шофёром, доставляет нам много приятных минут. Поэтому все мы, и маленькие и большие, любим и ценим автомобиль.
      Заботясь о благе народа, партия и правительство решили ещё увеличить выпуск автомобилей. К 1956 году, вместо каждой тысячи машин, заводы будут строить тысячу двести. А заводы, которые строят автобусы, увеличат их выпуск в четырнадцать раз!
      Ни стройка, ни город, ни завод, ни колхоз не могут обойтись без услуг автомобиля. У автомобиля множество «профессий»: тягач, грузчик, уборщик, автобус, такси, почтальон — все помогают советским людям в их полезном, мирном труде.
      Вот про эти автомобили мы и рассказываем в нашей книжке.
     
      ГРУЗОВИК У НАС НА СЛУЖБЕ
     
      Самый распространённый автомобиль в Советском Союзе — грузовик. Больше половины всех грузов перевозится у нас на автомобилях.
      Если хоть на день остановить автомобили, подумайте, что произойдёт. Заводы и фабрики останутся без топлива, магазины без товаров, жителя без продуктов, стройки лишатся кирпича и цемента, остановятся без грузов товарные поезда.
      Утром за завтраком вы пьёте молоко. На молочный завод его везли в автоцистерне. Чтобы солнце в пути не превратило молоко в простоквашу, молочные цистерны окрашены в белый цвет, а стенки их сделаны толстыми, двойными, не пропускающими тепло.
      Хлеб несколько раз путешествовал на автомобиле, прежде чем попал на обеденный стол. Как же это так? А вот послушайте.
      Урожай на полях убирает комбайн. Время от времени к комбайну подъезжает грузовик и медленно движется рядом. В кузов его прямо на ходу из бункера комбайна сыплется золотое зерно. Грузовик отвозит зерно на мельницу, Потом в закрытом автомобиле-муковозе мука попадает на хлебозавод. Здесь она превращается в слойки, сайки, батоны и прочие вкусные изделия. А их уже ждут автомобили-фургоны. Тёплые буханки укладывают в кузов к быстро развозят по булочным и магазинам.
      Часто грузы перевозят в прицепах. Автомобиль «ЗИС-150» может тянуть два прицепа. Такой автопоезд сразу везёт в три раза больше, чем один грузовик.
      А как перевозят громоздкие грузы, которые не вмещаются ни в кузов, ни в прицеп? Длинные рельсы или брёвна укладывают на платформу, опустив задний борт, а концы, чтобы не свешивались сзади до земли, укрепляют на прицепе — «роспуске», — так называется двухколёсная прицепная ось.
      Но если груз особенно тяжёл, — есть у нас замечательные грузовики — тяжеловозы. На рисунке один из таких тягачей на огромном прицепе везёт... паровоз! Если понадобится, он перетащит даже и дом на другое место.
      К приходу поезда у вокзала выстраиваются в ряд грузовые такси. Они развезут поломам пассажиров, прибывших в город с большим багажом.
      Грузотакси нам привозит дрова, летом везёт наши вещи на дачу, может доставить из магазина только что купленные шкаф или диван.
      По производству грузовиков наша страна занимает первое место в мире. У нас есть такие автомобили, которые сами нагружаются, разгружаются, подметают и поливают улицы, убирают снег.
     
      АВТОМОБИЛЬ РАЗГРУЖАЕТСЯ САМ
     
      В сад привезли машину песка. Открыли борт у кузова. Люди с лопатами влезли на платформу и долго выгребали песок. Лица их блестели на солнце: видно, труд был не лёгкий! А вот автомобиль-самосвал разгружается сам.
      Водитель включает подъёмный механизм. Платформа вдруг отделяется от рамы, начинает подниматься и опрокидывается назад. Груз самосвала — песок или гравий собственным весом открывает задний борт и высыпается на землю позади машины. Потом водитель снова берётся за рычаг и платформа плавно ложится обратно на раму. Разгрузка не отняла даже минуты: пятнадцать секунд подъём, двадцать — опускание.
      На больших стройках на Волге, Днепре, Ангаре работают тысячи «ЯАЗ»ов и «МАЗ»ов. могучих советских автомобилей-самосвалов. Они делят труд с экскаваторами, которые роют русла каналов и глубокие котлованы для будущих электростанций.
      Ковш экскаватора вгрызается в почву, откусывает сразу несколько тонн земли и сбрасывает её в кузов подъехавшего самосвала.
      Работа должна быть очень слаженной. Опоздал самосвал — ковш висит в воздухе, экскаватор сердито торопит сиреной. Замешкался экскаваторщик, — выросла очередь порожних машин, шоферы сигналят: скорей!
      На рисунках вы видите различные автомобили-самосвалы. Выпускаемые нашими заводами, от самого маленького, двухтонного. «ГАЗ-93» до великана «МАЗ-525». который сейчас стоит пол погрузкой.
      «МАЗ-525» самый большой автомобиль в мире. По размерам он не уступит паровозу. На крыльях пришлось даже лестницы сделать; водитель взбирается в кабину, как машинист на паровоз. Шины грузовика, высотою 1,6 метра, выше, чем автомобиль «Москвич».
      Даже очень сильный водитель не мог бы повернуть руль такого гиганта. Но конструкторы позаботились о водителе и снабдили руль особым усилителем. Так же, как опрокидывание кузова, поворот осуществляется давлением масла: оно при повороте действует на колёса с силой около трёх тысяч килограммов.
      Вот уже ковш экскаватора «Уральца» повис над кузовом самосвала. Раскрылась зубастая пасть — и в кузов летят камни, тяжёлые комья земли, песок. Чтобы крупные камни не пробили крышу, над кабиной самосвала поставлен стальной козырёк.
      Кузов автомобиля «МАЗ-525» вмещает двадцать пять тонн. С этим грузом он движется довольно быстро; дайте только выбраться на дорогу, и он разовьет скорость до тридцати километров в час.
      Автомобили-самосвалы возят самые разнообразные грузы: гравий и уголь, песок и горячий асфальт, могут они возить зерно и муку. Так автомобиль сберегает время и облегчает труд рабочих.
     
      АВТОМОБИЛИ-ГРУЗЧИКИ
     
      Тяжёлые ящики, бревна, кирпич трудно и долго грузить вручную. Для этих работ применяют особые автомобили. показанные здесь, на картинках.
      На товарной станции железной дороги целый день трудится автокран.
      Главная часть автокрана — стрела. Управляя краном из маленькой будки, можно заставить стрелу опуститься, подцепить крюком огромный ящик, поднять его вверх, пронести по воздуху и осторожно опустить на грузовик или железнодорожную платформу.
      В аэропорту, на стройках, пристанях, складах можно встретить советский автопогрузчик. Смешной, короткий. но очень сильный, он выполняет работу пятидесяти человек и ловко лавирует на узких площадках, где обычному грузовику никогда бы не развернуться.
      У всех автомобилей поворотные колёса — передние, а у автопогрузчика — задние. Ну-ка, скажите, — куда их надо повернуть, если требуется ехать направо?
      Спереди у автомобиля — пятитонный подъёмник. Им можно поднять груз на девять метров и подать его прямо на третий этаж. На подъёмник ставят для каждого груза своё, особое приспособление: для мешков с мукой — площадку, для ящиков — вилку, для песка или угля — опрокидывающийся ковш. А для леса придуман особый захват: запустив стальные челюсти в штабель, он забирает сразу несколько брёвен.
      Мы уже видели автомобили, которые умеют сами разгружаться. Не может ли автомобиль и нагрузиться сам. без помощи грузчиков или крана?
      Есть у нас и такие автомобили — их называют: «самопогрузчики».
      Самопогрузчик — тот же самосвал, но он не имеет заднего борта. На кирпичном заводе кирпич для отправки выкладывают стопками по тысяче штук. Самопогрузчик задним ходом подъезжает к кирпичной стопке. Затем шофёр поднимает кузов, и автомобиль, пятясь назад, наезжает на стоику кузовом и накрывает её как коробкой.
      Снизу под стопку заходит захват, похожий на большую двухзубую вилку. Вилка подхватывает кирпич — и кузов медленно опускается на раму вместе с аккуратно уложенным грузом. Работа длится всего три минуты, а если грузить вручную, то понадобилось бы полчаса.
      Есть автомобили — грузчики для снега, для досок и разных других грузов.
     
      АВТОМОБИЛЬ УБИРАЕТ УЛИЦЫ
     
      Тем, кто заботится о чистоте наших городов, очень помогают автомобили.
      Еще ночью или рано утром на улицах появляются мусоровозы. К их приезду у каждого лома, на тротуаре, выстраиваются в очередь плотно закрытые мусорные баки. Мусоровоз, передвигаясь от дома к лому, очищает бак за баком и. наполнив кузов, вывозит весь мусор далеко за город.
      А на улицы тем временем выезжают голубые цистерны: это поливочно-моечные автомобили. Из труб, расположенных впереди, две водяные веерные струи с силой бьют по асфальту, хорошо отмывая присохшую грязь.
      Потом наступает очередь подметального автомобиля. Мётлами ему служат проволочные щётки: боковые подметают всю грязь под машину, а задняя, быстро вращаясь, забрасывает её в мусорный ящик — бункер.
      Так убирают улицы летом. Но для автомобилей, обслуживающих город, самое горячее время — зима.
      Лишь только нахмурится небо, предвещая большой снегопад, автомобили-снегоочистители уже получают приказ выступать.
      Впереди у снегоочистителя большой «плуг», а снизу, как и у подметальной машины, круглая проволочная щётка.
      Плуг сгребает снег перед собой и высокой ровной грядкой отваливает его в сторону.
      Подходит другой автомобиль-снегопогрузчик. Он движется прямо вдоль снежной гряды, подбирает её широкой лопатой, а движущаяся лента-транспортёр пересыпает снег в обычный грузовик.
      Снег, убранный с улиц, отвозят на набережные и разгружают в русла рек и каналов. Здесь ещё более диковинные машины выбрасывают его далеко в реку. на двадцать пять метров от берега.
      Пожарный автомобиль.
      Много еще разных автомобилей обслуживает город. Некоторые из них вы. наверное, узнаете сами по нашим картинкам.
     
      НА АВТОБУСЕ И НА ТАКСИ
     
      Много различных важных услуг оказывают нам и легковые автомобили. «ЗИС»ы, «Победы», «Москвичи» — хозяева наших проспектов и улиц.
      На площади у самого тротуара — длинная очередь легковых автомобилей. На кузове у каждого — клетчатый пояс, а за стеклом — зелёный фонарик. Это такси ждут пассажиров.
      Вот к первой «Победе» подбежал человек. Он спешит на вокзал: ехать не близко, а до отхода поезда десять минут! Тотчас же гаснет зелёный фонарик, автомобиль срывается с места и, обгоняя всех по пути, быстро несётся кратчайшей дорогой.
      Самый удобный и самый быстрый транспорт в городе, конечно, такси. Если у вас большой багаж, — такси можно вызвать по телефону. Если надо заехать по пути в магазин, — такси остановится и подождёт.
      Оглашая воздух тревожной сиреной, промчалась куда-то «Скорая помощь». Белый кузов и красный крест видны регулировщикам издалека: «Скорую помощь» они пропускают раньше всех остальных машин. Рядом с водителем — опытный врач. В кузове, вместо обычных сидений, во всю длину разместились но
      силки. Чтобы удобнее было вносить больного. в задней стенке сделана дверь. Ход у машины плавный л мягкий. Тряска совсем не тревожит больного.
      Немало людей здоровьем и жизнью обязаны скорой помощи на автомобиле.
      Здесь еще недавно ходил трамвай, а сегодня уже нет ни проводов, ни рельсов. Улица стала просторнее к красивей, а вместо грохочущего трамвая легко и бесшумно проходят автобусы.
      Новый автобус завода «ЗИС» больше похож на вагон, чем на автомобиль.
      Двигатель, обычно помещающийся спереди, потеснился вправо, а место с ним рядом занял водитель. Отсюда ему лучше видно дорогу. В кузове же стало гораздо просторней и свободно вмещается пятьдесят человек.
      Вот автобус подходит к остановке. Невидимая рука распахивает двери. Это работает сжатый воздух, запасённый в стальных баллонах пол кузовом.
      Каждый автобус имеет свой номер, каждый номер — особый маршрут. Строго по графику, по часам ходит автобус туда и обратно, от остановки до остановки, не отклоняясь от своего маршрута.
      А к ночи автобусы идут в парк, — так называется их место стоянки. В парке их моют, смазывают, чистят. Утром же. часто еще до рассвета, водитель и кондуктор принимают автобус и снова выезжают на знакомый маршрут, где их уже ждут нетерпеливые пассажиры.
     
      МОСКВА — КРЫМ
     
      Мы находимся на вокзале. Но почему же не слышно паровозных свистков? Почему нигде не видно рельсов?
      Нашему «поезду» рельсы не нужны. Вот он бесшумно подкатывает к станции к останавливается в тени густых деревьев, у самого тротуара. Сейчас здесь начнётся посадка пассажиров на автобус. отправляющийся в дальний путь.
      Каждый день несколько автобусов уходит с этого вокзала в край кипарисов и виноградников, в солнечный Крым, к теплому Чёрному морю.
      Замечательная дорога — автотрасса — начинается и столице нашей Родины и тянется до самого Симферополя. прямая, широкая, гладкая, как каток.
      Она пересекает четырнадцать областей. связывает большие промышленные города Тулу, Харьков. Запорожье, проходит через Курск, Орёл, Перекоп — места наших славных побед над фашистами. идет мимо возрождённого Днепрогэса. Ясной Поляны, где жил и работал великий русский писатель Л. Н. Толстой, .мимо Спасского, где провёл своё детство И. С. Тургенев.
      Как поезда, строго по расписанию, курсируют по трассе междугородние автобусы. Их обгоняют легковые автомобили, солидные «ЗИС»ы и «ЗИМ»ы. изящные «Победы», маленькие, юркие «Москвичи». Это или такси, пли машины автомобилистов-любителей, совершающих дальние туристские пробеги. Навстречу им с юга мчатся тяжёлые грузовики. Они везут из колхозов в город фрукты и овощи.
      По всей бесконечной ленте автотрассы прячутся в зелени и в цветах заправочные колонки, станции обслуживания, гостиницы — ночной приют пассажиров, место короткого отдыха туристов.
      На закруглениях пути — белые столбики; ночью, отражая свет автомобильных фар. они ясно обозначают границы дороги.
      Автобус «ЗИС-155» снаружи совсем обыкновенный, такой, каких сотни увидишь на наших улицах. Иное дело внутри.
      Здесь всё устроено так, чтобы пассажир чувствовал себя как в поезде. Тысяча четыреста километров путь не близкий, в автобусе придется провести более суток.
      В кузове четырнадцать удобных, мягких кресел. У них откидные спинки. Устал сидеть откинул спинку и вот уже почти лежишь. Над головой, как в поезде, сетки. На сетках мелкий, ручной багаж. Чемоданы побольше сзади, в особом багажном отделении. Впереди, за стеклом — водитель в красивой форменной фуражке. Эх, если бы сесть с ним рядом! А ещё лучше самому за рулём!
      Вот что мы с вамп могли бы увидеть, если бы кузов «Победы> стал прозрачным. Давайте проверим, известны ли вам главные части автомобиля.
      Впереди, под капотом, запрятан двигатель-источник силы и скорости. Правда, скоростью, кроме двигателя, заведует его соседка — коробка передач.
      Длинный вал, называемый карданным, передаёт вращение задним колёсам. Колёса обуты в резиновые шины. Шины наполнены сжатым воздухом и смягчают удары от неровной дороги. Им помогают упругие рессоры, сделанные из длинных стальных полос.
      Бензиновый бак снаружи не виден.
      Но здесь мы легко его обнаружим. Выше над баком — большой багажник: это дорожная кладовая. В ней инструменты, запасное колесо. — всё, что может понадобиться о пути.
      Слева от двигателя вы видите руль; нм поворачивают передние колеса, чтобы ехать направо или налево. А где же
      тормоза? Они спрятаны в колёсах. Все четыре действуют от одной педали. Эту педаль средн многих других вы найдёте, усевшись на место шофёра.
      А когда представится удобный случай, загляните ещё и под крышку капота. Там вы увидите всё, что сейчас мы показали вам на наших рисунках.
     
      НАШ «МОСКВИЧ»
     
      В городе летом жарко и душно. Хочется вырваться за город, к морю, на свежий воздух! В праздничный день уже с самого утра по живописной Приморской дороге на автобусах и грузовиках с песнями мчится за город детвора.
      Скоро на жёлтых песчаных берегах зазвенят весёлые голоса, в воздухе замелькают мячи, загоральщики подставят кожу солнцу, и тихая глядь залива покроется кудрявыми головами.
      А к вечеру, когда солнце начнёт погружаться в залив, зазвучат разноголосые гудки автомобилей, созывая своих пассажиров; и потянутся к городу цепи машин, переполненных счастливыми, отдохнувшими ребятишками.
      В нашей стране автомобиль доступен всем. Учёный и рабочий, колхозник и агроном, врач и инженер могут иметь собственный автомобиль и научиться им управлять. Автомобиль вовремя доставит владельца на работу, вечером отвезёт домой, поможет быстро объехать магазины и успеть в театр или кино.
      В выходной день, погрузив в автомобиль рыболовные снасти, можно отправиться к дальним озёрам, где в тихих заводях хищные щуки подстерегают неосторожных карасей.
      Ещё более увлекательный спорт автотуризм. Всё больше и больше у нас любителей дальних пробегов. Они долго и заботливо готовят свои автомобили, тщательно изучают карту Родины. Сколько заманчивых, интересных мест!
      Впереди всего месяц, а надо увидеть и канал Волго-Дон и Цимлянское море, и героический Сталинград.
      В большом почёте у любителей наш старый знакомый, четырёхместный «Москвич». Это самый .маленький из советских автомобилей, самый простой в управлении и уходе, самый дешёвый и экономичный, а скорость у него не малая 90 километров в час.
      Часто «Москвич» называют «малолитражкой». «Литраж» это объём всех цилиндров двигателя. У «ЗИС-110» объём цилиндров — 5,5 литра, а у «Москвича» — в пять раз меньше. Это и значит: малолитражный автомобиль. Чем меньше цилиндры, тем меньше в них входит горючего и тем меньше расходует его двигатель.
      В закрытом автомобиле летом жарко. На юге удобнее открытый «Москвич». Крыша у него мягкая, складная. Если же дождь, то натянуть ее снова — дело пяти минут.
      Есть у «Москвича» младшие братья. От старшего они отличаются только кузовами. которые приспособлены для небольших грузовых перевозок. В самом деле, не возить же почту или лёгкий багаж на четырёхтонном грузовике!
      Вот на рисунке «Москвич»-«почтальон». За день он очищает десятки почтовых ящиков и помогает доставлять наши письма адресатам.
      Рядом с ним тоже «Москвич» — развозчик. Он целый день носится по городу, развозя лимонад, мороженое и кексы.
     
      НОВЫЙ АВТОМОБИЛЬ «ЗИМ»
     
      «ЗИМ» значит: «Завод имени Молотова». Это марка нового советского легкового автомобиля.
      «Победа». «Москвич», «ЗИС-110» хорошо знакомы всем. Они давно уже завладели нашими улицами и постоянно привлекают внимание красотой очертании и плавкостью хода.
      «ЗИМ» ещё совершеннее в красивее своих предшественников.
      Откроем любую из четырёх его дверок; как здесь просторно, удобно и мягко! В «ЗИМ»е могут свободно усесться семь взрослых: спереди — двое, сзади — трое; но где же ещё два места?
      Видите в спинке передних сидений две блестящих ручки? Возьмитесь за них и потяните назад. Вот мы и обнаружили, где спрятаны запасные кресла. Теперь сидений три ряда.
      Сядем и осмотримся хорошенько. Здесь много такого, что мы не видели ни у «Победы», ни у «Москвича». Вот, например, между указателем скорости — спидометром — и большими круглыми часами красивая табличка со множеством цифр и ручек. Она напоминает панель радиоприёмника. Это и в самом деле приёмник! Он принимает почти все станции, а антенна его спрятана в левом переднем крыле и выдвигается только тогда, когда слушают передачу.
      Рычажок, который вы видите на руле слева.— рукоятка указателей поворотов. В крыльях у «ЗИМ»а, сзади и спереди, четыре маленьких фонаря. Допустим. нам надо повернуть направо: подвинем рычажок вверх — и правые фонарики начнут подмигивать красным светом; водители встречных или едущих сзади машин будут знать, куда мы намерены свернуть.
      А зачем на рулевом колесе второе кольцо? Так устроена здесь обыкновенная кнопка сигнала. Нажмем в любом месте — и мы услышим красивый, низкий звук. Кольцо удобнее, чем кнопка: оно позволяет подать сигнал, не отнимая руки от руля. Немало тут и других любопытных деталей, лампочек, ручек, стрелок и циферблатов. Обо всех не расскажешь, надо посмотреть самому.
      Окна и дверцы автомобиля «ЗИМ» закрываются так плотно, что ни влага, ни пыль, ни холодный воздух снаружи совершенно не проникают в кузов.
      Даже в сильный мороз, усевшись в «ЗИМ», можно снять пальто. Автомобиль имеет собственную печку, — вернее, настоящее водяное отопление. Встречный воздух во время движения по особой трубе проникает в кузов. При этом он проходит около водяного радиатора и нагревается до комнатной температуры. А летом отопительное устройство превращается в вентиляцию, которая спасает пассажиров от жары.
      Когда едешь в «ЗИМ»е даже по булыжнику, совсем не ощущаешь ни толчков, ни тряски. Вряд ли кому-либо удавалось в движущемся автомобиле писать письмо. Шины и рессоры у «ЗИМ»а настолько эластичны, что позволяют свободно читать и писать на ходу. А ход у него не маленький: по хорошей дороге «ЗИМ» может мчаться со скоростью сто двадцать пять километров в час. Недаром на его радиаторе изображён быстроногий олень.
     
      КИЛОМЕТР В СЕМНАДЦАТЬ СЕКУНД
     
      Когда вы сидите за рулём или рядом с водителем, всегда хочется ехать как можно быстрее. Нажмём педаль «акселератор». Видите, стрелка указателя скорости начинает быстро уползать вправо. Вот уже... тридцать... сорок, пятьдесят километров в час. Стоп! В городе быстрее двигаться опасно. А всё-таки интересно, до какой бы цифры доползла стрелка, если бы ту педаль, что заведует скоростью автомобиля, нажать до конца?
      Советские автомобили очень быстроходны. Самый быстрый из них «ЗИС-110»: если ничто не мешает, а дорога ровна и гладка, он может развить скорость сто сорок километров в час.
      Но ещё быстроходнее гоночные автомобили.
      Линию финиша только что пересёк мастер спорта Абросенков на малолитражном гоночном автомобиле «Звезда». Секундомеры в руках у судей остановились на цифре «17»: столько секунд потребовалось «Звезде», чтобы пролететь один километр. Мировой рекорд перекрыт! Никому еще не удавалось добиться подобной скорости на таком маленьком, лёгком автомобиле, как «Звезда».
      Самая интересная из автомобильных гонок кросс. В ней участвуют обыкновенные автомобили. «Москвичи». «Победы» и даже грузовики.
      На стокилометровом пути множество разных препятствий: лесные тропы, и узкие мостики, канавы, речки с песчаными берегами, крутые подъёмы и спуски.
      В этом труднейшем соревновании побеждает выносливость, смелость, находчивость, ловкость, искусство вождения и отличное знание автомобиля.
      Эти же качества развивают и мотогонки. Вот к повороту несётся мотоцикл с коляской. Если сделать поворот не снижая скорость, можно выиграть несколько драгоценных секунд. Но смотрите-ка, гонщика клонит влево, коляска приподнимается нал дорогой, ее колесо уже в воздухе, вот-вот мотоцикл опрокинется набок...
      В это время спортсмен, сидящий в коляске, быстро, всем телом выдвигается вправо и. крепко держась руками за поручни, на полном ходу повисает над дорогой. Смелый манёвр; зато теперь поворот не опасен, и товарищ может брать его на полном ходу.
      Авто-мотоспорт рождает бесстрашных и сильных. Но польза его ещё и в другом: требуя от автомобиля особой быстроты, прочности и выносливости, гонки позволяют испытать и проверить возможные улучшения его механизмов.
      Нет горячее поры на селе, чем весна. На участках ждут колхозного агронома. Где-то испортился трактор: механика надо скорее доставить в поле. Автомобиль и тут верный друг и помощник. Но ехать приходится не по асфальту, а по грунтовой дороге, а то и совсем без дорог, по целине.
      Сельского врача вызывают к больному. Спешит доктор, торопит шофёра. Но разве поедешь быстро, если дорога размыта дождём? Колёса скользят, выбрасывают назад кучи грязи, а машина ни с места.
      А как быть исследователям или строителям в пустыне, где всюду песок, песок и песок? Автомобиль зарывается по самые оси, еле-еле ползёт, а подчас и совсем застревает.
      Обычный дорожный автомобиль -не очень надёжный помощник сельскому врачу и агроному, исследователям пустынь и разведчикам дорог.
      Но есть у нас автомобили, для которых не страшны ни глубокая грязь, ни снежная целина, ни быстрая речка, ни крупой подъем. Называются они автомобилями высокой проходимости.
      Вот перед вами новый советский автомобиль «ГАЗ-69». Шины у него широкие и мягкие: автомобиль стоят на «их, как на лыжах. Поэтому колеса нс проваливаются в снег и не зарываются в песок. На шинах выступы, они позволяют колёсам хорошо цепляться за грунт, даже если он скользкий и покрыт липкой грязью.
      Вот «ГАЗ-69» начинает карабкаться вверх по крутому неровному склону. Обычному дорожному автомобилю, например «Москвичу», никогда не взобраться на такую кручу! У обычного автомобиля двигатель вращает только задние колёса. Их называют поэтому ведущими. Передние же только направляют движение автомобиля. У «ГАЗ-69» и передние колёса водитель может сделать ведущими. А двигаться на подъёме или по грязной, скользкой дороге, цепляясь за почву сразу всеми колёсами,— куда легче!
      Новый автомобиль низкий, приземистый. Он свободно идёт по крутому косогору и нс опрокидывается набок. Не страшен ему и бурный ручей. Правда, плавать он не умеет. Но был бы только брод глубиною не более восьмидесяти сантиметров, с твёрдым дном. На этом автомобиле можно смело въезжать в волу и быстро перебраться на другой берег.
      «ГАЗ-69» — маленький, лёгкий автомобиль. ом поднимает всего пятьсот килограммов. Для перевозки по бездорожью тяжёлых грузов наши заводы выпускают и более мощные автомобили.
      Некоторые из них снабжаются лебёдками. Вот на рисунке автомобиль «ЗИС-151 Пробираясь по заболоченному лугу, он глубоко увяз в грязи. Поодаль росло большое дерево. Водитель зацепил трос за дерево и включил лебёдку. Лебёдка, наматывая трос, вытащила автомобиль из болота. Если будет нужно, —* такой автомобиль пройдёт везде.
     
      ТАМ, ГДЕ ДЕЛАЮТ АВТОМОБИЛИ
     
      Если разобрать автомобиль на части, вы насчитали бы их несколько тысяч. Разумеется, для того, чтобы сделать автомобиль, надо раньше изготовить каждую из его многочисленных деталей.
      Сколько же тогда времени нужно, чтобы сделать и собрать автомобиль? На первый взгляд кажется тысячи часов. А в действительности гораздо меньше. Трудно, конечно, поверять, что двигатель, который сейчас равномерно гудит под капотом новенького, только что собранного автомобиля, всего два дня назад был еще расплавленным металлом. а рама я кузов простыми стальными листами!
      Почти все детали автомобиля изготовляют одновременно. На автомобильном заводе много разных цехов. Они занимают целые здания высокие лома без окон. Свет попадает через стеклянные крыши, освещая сотни станков и машин.
      Первый цех по порядку литейный. Здесь расплавляют металл и отливают в формы большие детали двигателя, коробки передач и других механизмов.
      Некоторые детали отковывают в кузнице за один-два удара тяжёлого парового молота. Сильный шум стоит в прессовом цехе: на могучих прессах-великанах штампуют стальные тяжелые рамы.
      Отливки и поковки ещё мало похожи на настоящие детали. Их надо прострогать, обточить, отшлифовать. Это сделают станки механического цеха.
      Тем временем в просторном кузовном цехе идёт обивка и окраска кузовов.
      Но главный цех на заводе сборочный. Здесь из деталей собирают узлы, из узлов — автомобили.
      Центральное место сборочного цеха главный конвейер. Это длинная, узкая платформа, вдоль которой на роликах медленно движется бесконечная цель. Сначала на конвейере закрепляют раму. Пока она медленно продвигается вперёд, на неё спускают одну за другой знакомые вам детали. Вот появляется задний мост с рессорами, потом передняя ось. Постепенно рама обрастает всё новыми и новыми узлами и начинает походить на автомобиль: на осях появляются колёса, устанавливаются крылья, бензиновый бак, рулевой механизм.
      Не останавливаясь, автомобиль въезжает в окрасочную камеру, потом проходит сушилку и снова продолжает свой путь по конвейеру. Из моторного цеха по рельсу на блоках прикатывает и занимает своё место двигатель, полностью собранный и испытанный.
      Последним на раму опускается кузов. И вот мы подходим к концу конвейера. Здесь наливают воду в радиатор. бензин — в бак, за руль садится водитель. двигатель делает первые обороты — и новорождённый автомобиль на собственном ходу выезжает за ворота цеха. А через три-четыре минуты с конвейера сходит следующий автомобиль.
     
      НА РАЗНОМ ТОПЛИВЕ
     
      Каждый знает: чтобы автомобиль мог двигаться, надо залить в его бак бензин. Но есть автомобили, которым не нужен бензин.
      Новый советский автомобиль, шеститонный «НАМИ-012» смело можно назвать «паровозом на резиновых шинах».
      Автомобиль имеет небольшой котёл. Двигателем служит паровая машина, а топливом обыкновенные дрова.
      С помощью очень небольших переделок можно и обыкновенный бензиновый автомобиль заставить работать на твёрдом горючем.
      Автомобиль «Урал-ЗИС-352» легко узнать издали: по обе стороны его кабины подвешены высокие чёрные цилиндры, напоминающие колонку у ванны.
      Дотроньтесь до той, что справа, горячая! Это особая печь газогенератор. Дрова в ней не просто сгорают, а превращаются в горючий газ. Газ охлаждается в ребристых коробках под кузовом. Во второй «колонке» он очищается от угольной пыли, потом смешивается с воздухом и поступает в двигатель, где сгорает нисколько не хуже бензина.
      Однако обыкновенные дрова для газогенераторного автомобиля не годятся. Он требует особых дров размером со спичечную коробку. Эти дрова называют чурками. Их возят в ящике на платформе. а в газогенератор засыпают через люк, сверху, прямо лопатой.
      Вам, конечно, знакома газовая плита, на которой по утрам греют кофе и жарят яичницу? Газ, которым мы пользуемся в квартире, добывают из сланцев, из торфа, из угля.
      Можно и в двигателе автомобиля сжигать готовый газ, в тогда не нужен будет громоздкий газогенератор.
      На нашем рисунке — газобаллонный автомобиль «ЗИС-156». Под кузовом у него стальные баллоны красного цвета. Водитель заполняет их газом из особой колонки на заправочной станции.
      Ио размеру баллоны не велики, но газ в них сжат до 200 атмосфер, в баллонах его помещается много, и запаса хватает на целый день.
      А у этого автомобиля, похожего на маленький автобус, нет ни баллонов для газа, ни бензинового бака, ни котла.
      «ЛАЗ» — электрический автомобиль, но в отличие от троллейбуса, он не привязан к проводам и может ехать куда угодно. Запас электроэнергии он возит с собой, в больших аккумуляторах, расположенных в кузове. От аккумуляторов ток поступает к электромоторам, которые и вращают задние колёса.
      Ночью, когда «ЛДЗ»ы стоят в гараже. аккумуляторы заряжаются, запасая энергию на следующий день.
     
      АВТОМОБИЛЬ ЛЮБИТ УХОД
     
      Чтобы автомобиль служил много лет и был всегда исправен, надо следить и ухаживать за ним постоянно.
      За день через двигатель автомобиля проходят тысячи кубометров воздуха. Воздушные фильтры засоряются пылью. Их надо часто и хорошо промывать.
      Секрет долголетия любой машины — смазка. Если нс смазывать трущиеся части в срок, авария может застигнуть в пути.
      Злейший враг автомобиля — грязь. Под слоем грязи, облепившей детали, трудно заметить опасную трещину. Песок же, проникший внутрь механизмов, быстро выведет их из строя.
      Любят уход и шины автомобиля. Как ни надёжно закупорен 8 них воздух, всё же он находит лазейку для утечки. Если вовремя не накачать шину, она быстро сотрётся.
      На больших автомобильных трассах и в городах к нашим услугам — станции обслуживания. Двери их всегда гостеприимно открыты.
      Сначала автомобиль попадает в душ. Множество тонких горячих струй сверху, снизу и со всех сторон начинают бить по автомобилю. Через две-три минуты машину не узнать: от грязи и пыли не осталось и следа. После душа кузов обтирают мягким фланелевым полотенцем. Л теперь пора и на следующий пост.
      Автомобиль наезжает на небольшую раму, спрятавшуюся в гладком бетонном полу. Рабочий открывает кран сжатого воздуха, рама подхватывает автомобиль, как лёгкую игрушку, поднимает его все выше и выше и останавливается на полутораметровой высоте. Теперь под автомобилем не надо лежать, а можно работать стоя во весь рост.
      Один рабочий — с набором ключей. Он заботливо подвинчивает каждую гайку, проверяет, надёжно ли держатся колеса, действует ли тормоз, исправен ли руль. Второй — вооружён «пистолетом» для смазки. Длинный изогнутый ствол пистолета помогает добраться до самой дальней маслёнки. Спустил курок — и под давлением воздуха смазка проникнет к любой детали.
      Снова автомобиль спускают вниз. Теперь остаётся пополнить запасы: долить масло в двигатель, воду — в радиатор. А рядом со станцией — бензоколонка. Здесь заполнят и топливный бак.
     
      ЧТО УЗНАЁТ ВОДИТЕЛЬ ПО ЗНАКАМ
     
      Улицы наших больших городов становятся тесными для автомобилей: от тротуара до тротуара сплошным потоком движутся «ЗИМ»ы. «Победы», автобусы, «Москвичи». Как они не заденут друг друга? Как ухитряются не столкнуться и повернуть туда, куда нужно?
      На самых больших оживлённых перекрестках движением управляют регулировщики. Язык светофоров понятен всем: по зелёному свету ехать можно, по красному— стой терпеливо и жди. Однако водитель обязан следить не только за цветом огней светофора.
      На проводах, высоко над дорогой или прямо на уличных фонарных столбах висят какие-то круги и квадраты с непонятными цифрами, стрелками, значками.
      Это дорожные сигнальные знаки. Водитель читает по ним, как по книжке, — тот запрещает делать обгон, этот советует ехать потише.
      Что означают различные знаки, — мы написали на наших картинках.
     
      Вот и закончилась эта книжка — первая ваша книжка про автомобиль.
      Наверное, вам хотелось бы заглянуть под стальные покровы его механизмов, узнать, как устроен и действует двигатель, тормозы, руль, стартер, сигнал.
      В книжках, конечно, написано и об этом, но прежде чем вы сможете их прочесть и понять, — надо крепко подружиться с физикой и химией и изучить эти науки на отлично!
      Тот. кто изучил электрический звонок, легко разберётся в автомобильном сигнале. А в стартере, которым заводят двигатель, каждый узнает электромотор.
      Многое из того, что сегодня мало понятно, покажется тогда знакомым и простым.
      И кем бы вы ин готовились стать — врачом, моряком, инженером, артистом, — каждому будет полезен и нужен наш общий любимец — автомобиль!

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

 




Борис Карлов 2001—3001 гг. karlov@bk.ru