НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотека советских детских книг

Левитан И. 16 открыток.

 

Исаак Ильич Левитан, 16 открыток. - 1985 г.


DJVU


 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________

 

      В августе 1985 года исполнится 125 лет со дня рождения выдающегося художника-пейзажиста Исаака Ильича Левитана. Творчество Левитана протекало в сложную эпоху конца XIX века — эпоху, отмеченную важными переломными явлениями в жизни и в искусстве. Конец девятнадцатого столетия — это время подведения итогов закончившегося большого этапа в развитии русского искусства и начала нового, не менее значительного периода русской культуры. Это время поисков и экспериментов в области живописи, время сосуществования и борьбы разных стилей и направлений в искусстве. В жанре пейзажа такое качественное своеобразие эпохи выразилось в глубоком психологизме изображения природы, в передаче средствами живописи философских размышлений о связи человека и природы. Искусство пейзажа становится более чем когда-либо прежде зеркалом человеческой души, способом выражения человеческих переживаний. В наибольшей степени такой пейзаж, называемый пейзажем настроения, нашёл своё воплощение в полотнах Левитана.
      Жизнь Левитана была недолгой (он умер в 1900 году сорока лет от роду). Но, несмотря на непродолжительность своей жизни, он успел создать большое количество живописных произведений, вошедших в число лучших творений русского искусства. К природе среднерусской полосы художник питал искреннюю
      любовь. Не броская красота экзотических земель, а задушевная простота, проникновенная лирика и поэтическая напевность родной русской природы завладели душой Левитана и позволили развернуться его незаурядному таланту. Начав свой творческий путь в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где он учился у А. К. Саврасова, Левитан посвятил свои первые пейзажные полотна природе Подмосковья. Уже в них он проявил себя как мастер тонких по настроению, одухотворённых картин природы, умеющий чутко улавливать и живо передавать эмоциональное состояние пейзажа, его тесную связь с жизнью людей. Так, например, в картине «Осенний день. Сокольники» Левитан дал почувствовать зрителю элегическую тишину осеннего парка, навевающую человеку меланхолические раздумья, а в небольшом этюде «Мостик. Саввинская слобода» запечатлел с непосредственностью и свежестью впечатления яркость солнечного летнего дня, уделяя в этом этюде большое внимание эффектам света и воздуха.
      Дальнейшее совершенствование живописного мастерства Левитана происходит на берегах Волги. Могучая русская река вдохновила его на создание наиболее значительных его произведений. Левитан стал непревзойдённым певцом волжских просторов. Наряду с эпическими темамй Левитана привлекали также и лирическая скромная красота ма-
      леньких селений на берегу Волги, и своеобразие старинной русской архитектуры, встречающейся во множестве по берегам реки. Не случайно излюбленным местом на Волге стал для Левитана посёлок Плёс, органично сочетающий в своём ландшафте природу и архитектуру. На берегах Волги появляются обобщённые монументальные картины с завершённым художественным образом. К числу наиболее прославленных волжских творений Левитана относятся картины «После дождя. Плёс», «Свежий ветер. Волга». Подчиняя композиционный ритм и красочный строй пейзажа определённому настроению, художник добивается музыкальности звучания своих живописных произведений.
      В 1892—1895 годы, отмеченные поездками в города Владимир, Вышний Волочек и в Тверскую губернию, им были созданы философские, наполненные глубоким размышлением о смысле жизни пейзажные полотна: «У омута», напоминающее старинные легенды о леших и водяных, «Владимирка», изображающая дорогу, по которой каторжников гнали в Сибирь, «Над вечным покоем» — символический образ вечного противоборства жизни и смерти. Но одновременно с этими печальными, даже трагическими произведениями появляются картины, наполненные радостью жизни, воспевающие красоту и гар-
      монию природы: «Свежий ветер. Волга», «Март», «Золотая осень».
      Заключительным в творческом пути Левитана стал большой пейзаж «Озеро», в котором художник, суммируя свои достижения в живописи, создал обобщённый образ родной земли с её равнинным ландшафтом, просторами земель и вод, белизной храмов и шелестом камыша.
      Всё творческое наследие Левитана — образ Родины в наиболее высоком значении этого слова. Его пейзажи просты и незамысловаты, но именно в этой поэтической простоте заключается смысл его творчества. Именно об этом качестве сказал знаменитый певец Ф. И. Шаляпин, хорошо знавший как произведения Левитана, так и его лично: «Чем больше я виделся и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво добрым Левитаном, чем больше я смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить то большое чувство и поэзию в искусстве. Я понял, что не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать, чтобы они казались более эффектными. Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух — тот глагол, которым пророку было поведено жечь сердца людей, что этот глагол может звучать и в краске, и в линии, и в жесте, как в речи».
      И. Фёдорова-Давыдова


      Осенний день. Сокольники. 1879 Государственная Третьяковская галерея
      Мостик. Саввинская слобода. Этюд. 1884 Государственная Третьяковская галерея
      После дождя. Плёс. 1889 Холст, масло. 80X125 Государственная Третьяковская галерея
      Берёзовая роща, 1889 Бумага на холсте, масло. Государственная Третьяковская галерея
      Вечерний звон. 1«92 Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
      Владимирка. 1892 Холст, масло. 79X123 Государственная Третьяковская галерея
      Над вечным покоем. 1894 Холст, масло. 150x206 Государственная Третьяковская галерея
      Март. 1895 Холст, масло. 60yJ5 Государственная Третьяковская галерея
      Свежий ветер. Волга. 1895 Холст, масло. 72X123 Государственная Третьяковская галерея
      Золотая осень, 1895 Холст, масло. 82x126 Государственная Третьяковская галерея
      Весна — большая вода. 1897 Холст, масло. 64,2X57,5 Государственная Третьяковская галерея
      Сумерки. Луна. 1899 Холст, масло. 49,5X61,3 Государственный Русский музей
      Сумерки. Стога. 1899 Картон, масло. Государственная Третьяковская галерея
      Озеро. Сараи у лесной опушки. 1890-е годы Картон, масло. Государственный Русский музей
      Летний вечер. 1900 Картон, масло. Государственная Третьяковская галерея
      Озеро, 1899—1900 Холст, масло. 149X208 Государственный Русский музей

Жизнь Левитана была недолгой (он умер в 1900 году сорока лет от роду). Но, несмотря на непродолжительность своей жизни, он успел создать большое количество живописных произведений, вошедших в число лучших творений русского искусства. К природе среднерусской полосы художник питал искреннюю любовь. Не броская красота экзотических земель, а задушевная простота, проникновенная лирика и поэтическая напевность родной русской природы завладели душой Левитана и позволили развернуться его незаурядному таланту.

Заключительным в творческом пути Левитана стал большой пейзаж «Озеро», в котором художник, суммируя свои достижения в живописи, создал обобщённый образ родной земли с её равнинным ландшафтом, просторами земель и вод, белизной храмов и шелестом камыша.

Всё творческое наследие Левитана — образ Родины в наиболее высоком значении этого слова. Его пейзажи просты и незамысловаты, но именно в этой поэтической простоте заключается смысл его творчества. Именно об этом качестве сказал знаменитый певец Ф.И.Шаляпин, хорошо знавший как произведения Левитана, так и его лично: «Чем больше я виделся и говорил с удивительно душевным, простым, задумчиво добрым Левитаном, чем больше я смотрел на его глубоко поэтические пейзажи, тем больше я стал понимать и ценить то большое чувство и поэзию в искусстве. Я понял, что не нужно копировать предметы и усердно их раскрашивать, чтобы они казались более эффектными. Понял я, что во всяком искусстве важнее всего чувство и дух — тот глагол, которым пророку было повелено жечь сердца людей, что этот глагол может звучать и в краске, и в линии, и в жесте, как в речи».

 

      Осенний день. Сокольники. 1879 Мостик. Саввинская слобода. Этюд. 1884 После дождя. Плёс. 1889 Берёзовая роща. 1889 Вечерний звон. 1892 Владимирка. 1892 Над вечным покоем. 1894 Март. 1895 Свежий ветер. Волга. 1895 Золотая осень. 1895 Весна — большая вода. 1897 Сумерки. Луна. 1899 Сумерки. Стога. 1899 Озеро. Сараи у лесной опушки. 1890-е годы Летний вечер. 1900 Озеро. 1899—1900

      И. И. ЛЕВИТАН 16 открыток. 89 коп. Автор текста //. Фёдорова-Давыдова © «Изобразительное искусство». Москва. 1985 9-1711. 275 000, 1068 Ордена Трудового Красного Знамени Калининский полиграфический комбинат Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли. 170024, г. Калинин, пр. Ленина, 5.

 

 

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru