ПУТЕШЕСТВИЯ НА ПЛАНЕТЫ
Полёты в мировое пространство
И ДОСТИЖЕНИЕ НЕБЕСНЫХ СВЕТИЛ.
С 15 рисунками.
ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ.
ПЕТРОГРАД. Артистическое заведение Т-ва А. Ф. МАРКС, Измайловский пр., № 29. 1919 г.
В первом издании (1915 г.) настоящая книга была:
Признана заслуживающей внимания для ученич. библиотек средн. уч. завед. Учёным Комит. М. Н. Просвещ.
Признана полезной для ученич. библиотек Учебно-воспит. Комитетом Педагогич. Музея военно-уч. зав.
Рекомендована для школьных библиотек Отделом Реформы Школы Нар. Комиссариата по Просвещ.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Предисловие 5
I. Величайшая грёза человечества 7
Очередная задача техники —
Заатмосферное летание 8
II. Всемирное тяготение и земная тяжесть 9
Притяжение двоих людей —
Притяжение двух кораблей 11
Притяжение двух миров —
Невидимые оковы тяжести 13
III. Борьба с тяготением 15
IV. Можно ли укрыться от силы тяжести? 16
Всепроницаемость тяготения 17
Заслон от силы тяжести 18
Межпланетный дирижабль Уэльса 19
Самая загадочная сила природы 20
Экран тяготения и вечный двигатель 21
Погружение в "тень тяготения“ 23
Безвыходный круг 24
V. Можно ли ослабить земную тяжесть? 25
Увеличить объём Земли —
Ускорить вращение Земли 27
VI. Вопреки тяжести. — На волнах света 30
Лучевое давление —
Солнечное притяжение и солнечное отталкивание 32
По способу мельчайших бактерий 34
Несбыточные надежды. 35
VII. Из пушки на Луну. — Теория 36
Научное и ненаучное воображение 37
Проект Жюля Верна —
Можно ли перебросить ядро на Луну? 39
Вычисление скорости 40
Искусственная Луна 42
Метательные орудия прежде и ныне 44
VIII. Из нушки на Луну. — Практика 46
Внутри ядра
Первый удар 47
Раздавлены собственным весом —
Сопротивление воздуха 48
Ещё удар 49
Средства избегнуть сотрясения —
Безотрадные выводы 51
IX. К звёздам на ракете 52
Третий закон Ньютона —
Движение возвратным ударом 53
Полёт ракеты 54
Проект К. Э. Циолковского 55
Не сегодня — завтра 56
Достижение иных миров 57
Продолжительность небесных перелётов —
Межзвёздные пустыни 58
X. Жизнь на корабле вселенной 66
Полная невесомость 61
Снаряд-планета 62
Сказочные условия жизни 63
Жидкости в невесомой среде 64
Тепловые явления 65
Невесомое пламя —
Безвредность отсутствия веса 66
XI. Заключение. Единственный путь 67
ПРИБАВЛЕНИЯ.
К главе II.
1. Силы тяготения (О. Лоджа) 63
К главе IV.
2. Теории тяготения (по С. Аррениусу и А. Пуанкаре)..69
3. Межпланетный дирижабль Курта Лассвица 71
4. Свойства экрана тяготения 73
К главе VII].
5> Давление внутри пушечного ядра 74
К главе IX.
6. Проект Н. И. Кибальчича 75
7. Ракета Циолковского.. 77
К главе X.
8. Невесомость падающего тела —
ПРЕДИСЛОВИЕ.
Мысль о полётах в глубины вселенной и достижении иных миров автор не считает праздной мечтой. Она нолна высокого интереса для науки и для жизни. Было время, когда признавалось невозможным переплыть океан; нынешняя всеобщая вера в недосягаемость небесных светил в сущности столь же безосновательна, как и убеждение наших предков в недостижимости антиподов. Правильный путь к разрешению проблемы заатмосферного летания и межпланетных путешествий уже намечен; к чести русской науки, он предуказан человечеству русским учёным. Практическое же разрешение этой грандиозной задачи, невыполнимое сейчас, может осуществиться не в столь далёком будущем.
Этой маленькой экскурсией в область космической физики автор надеется также до некоторой степени рассеять существующее в публике предубеждение против небесной механики и физики, как знаний слишком отвлечённых, неспособных будто бы дать пищу живому уму. Наука, которая открывает возможность успешно соперничать в полёте воображения с фантазией остроумнейших романистов, проверять и исправлять их смелые замыслы — такая наука должна перестать казаться сухой и скучной. И если те простейшие сведения из этой области знания, которые рассеяны в настоящей книге, заронят в уме любознательного читателя искру интереса к
изучению механики и физики вселенной, если они возбудят желание поближе познакомиться с фундаментом величественной науки о небе, то цель автора будет достигнута вдвойне.
Чтение этой книги не требует никаких специальных познаний. Материал, предназначаемый для более сведущих читателей, отнесён в отдел «Прибавлений».
Августъ, 1915.
Я. И.
Настоящее, второе издание появляющееся под несколько изменённым заглавием: "Путешествия на планеты") заново проредактировано автором. В целях придания тексту большей ясности некоторые места книги развиты более подробно, другие — черезчур отвлечённые — исключены. Число рисунков увеличено. Отдел "Прибавлений" пополнен недавно лишь опубликованным проектом летательного прибора известного революционера Н. И. Кибальчича, которому по справедливости принадлежит первенство в разработке идеи аппарата, способного двигаться вне атмосферы.
Январь, 1919.
Я. И.
Величайшая грёза человечества.
Суждено ли нам когда-нибудь совершать путешествия на другие планеты, или же мы навеки обречены оставаться пленниками земного шара? Мысль о странствовании в межзвёздных пустынях, о перелётах с планеты на планету — въ настоящее время, конечно, не более, как заманчивая грёза. Рассуждать на эту тему можно пока разве лишь так, как говорили об авиации в эпоху Леонардо да-Винчи, целые века тому назад. Но ведь авиация на наших глазах из красивой мечты превратилась в повседневную действительность. Отчего же не допустить, что со временем осуществится и мечта о космических путешествиях, что наступит день, когда небесные дирижабли ринутся в глубь вселенной и перенесут бывших пленников Земли на Луну, на планеты, — даже, быть-может, в системы других солнц, далёких звёзд?.. И кто знает, среди робких попыток мысленно разрешить эту грандиозную проблему — не намечается ли уже такая идея, которой впоследствии суждено развиться и воплотиться в реальную форму?
Попробуем с этой точки зрения рассмотреть наиболее заслуживающие внимания проекты космических путешествий, высказанные хотя бы и в форме фантастического романа. Быть-может, у кого-нибудь из мечтателей-романистов мы найдём намёк на то, в каком направлении техника будущего должна искать путей к осуществлению одной из величайших грёз человечества.
Лет двести-триста тому назад, когда и воздухоплавание было только фантастической грёзой, вопрос о межзвёздных полётах казался тесно связанным с проблемой летания по воздуху. Однако, мы уже путешествуем в воздухе, перелетаем над реками, горными хребтами, пустынями, морями; скоро, вероятно, перелетим через океан, — а между тем полёты в мировое пространство попрежнему ещё далеки от осуществления.
Но иначе и быть не может: ведь это две совершенно различные проблемы — летать в воздухе и летать в пустоте.
С точки зрения механики, аэроплан движется так же, как и пароход или паровоз: колёса паровоза отталкиваются от рельсов, винт парохода — от воды, а пропеллеръ аэроплана отталкивается от воздуха. Но в заатмосферных пустынях, в мировом пространстве, нет воздуха, нет вообще никакой среды, на которую можно было бы опираться. Значит, чтобы осуществить межпланетные полёты, техника должна обратиться к иным принципам летания и выработать такой тип снаряда, который мог бы передвигаться в совершенно пустом пространстве, не имея никакой опоры кругом себя. Такое "заатмосферное летание" не будет иметь ровно ничего общего с современной авиацией- Для разрешения этой задачи техника должна искать совершенно иных путей.
"Ракета" Циолковского.
Идея реактивного аппарага для межпланетных полётов далека ещё не только от практического осуществления, но даже от теоретического воплощения в какой-либо конкретной форме. Однако, чтобы дать наглядный пример одной из возможных форм осуществления основного принципа, привожу набросанный К. Э. Циолковским схематический чертёж проектируемого им снаряда и краткое, составленное им же пояснение (см. стр. 78).
"Снаряд имеет снаружи вид бескрылой птицы, легко рассекающей воздух. Вольная часть внутренности занята двумя веществами в жидком состоянии: водородом и кислородом. Они разделены перегородкой и соединяются между собой только мало-по-малу. Остальная часть камеры, меньшей вместимости, назначена для помещения наблюдателя и разного рода аппаратов, необходимых для сохранения его жизни, для научных наблюдений и для управления Ракетой. Водород и кислород, смешиваясь в узкой части постепенно расширяющейся трубы (в роде духового музыкального инструмента), соединяются химически и образуют водяной пар при страшно высокой температуре. Он имеет огромную упругость и вырывается из широкого отверстия трубы с ужасающею скоростью по направлению трубы или продольной оси камеры. Направление давления пара н направление полёта снаряда прямо противоположны".
Желающих подробнее познакомиться с работами К. Э. Циолковского в этой области отсылаем к его: "Исследованию мировых пространств реактивными приборами"» напечатанному в кратком виде в "Научном Обозрении" (1903 г., май) и более пространно в журнале "Вестник Воздухоплавания" (1911 — 1912 гг.).
В самые последние годы идею подобного же реактивного прибора для целей космических полётов стали разрабатывать и в Западной Европе. Между прочим, в 1909 г. во Франции Лореном взят был даже патент на прибор, сходный по идее с реактивным аппаратом Циолковского.
|