ПРЕДИСЛОВИЕ
«Чем грамотнее, культурнее, политически сознательнее и организованнее будет наша молодёжь, тем больше пользы мы принесём социалистическому строительству во всех областях.»
(А. Косарев)
Настоящий сборник «Наука на досуге» ставит своей задачей повысить культурный и общеобразовательный уровень молодого читателя, в частности помочь ему выполнить важнейший лозунг Комсомола: «Каждому комсомольцу — среднее образование».
Сборник по содержанию крайне разнообразен; в нём собраны образцы задач, игр, развлечений из арифметики, геометрии, физики, географии, астрономии, метеорологии, химии. Пестрота эта намеренная: цель сборника не в том, чтобы сообщить читателю систематические знания из какой-либо научной области; а в том, чтобы пробудить живой интерес к научным занятиям. Разные умы имеют не одинаковые склонности; заинтересовать всех одним и тем же нельзя. Вот почему наш сборник, при сравнительно небольшом объёме, составлен так разнородно: если не одно, то другое окажется способным натолкнуть на путь самообразовательной работы.
Пестрота объясняется ещё и тем, что, если, например, отдельные сборники серии «Занимательная наука» предназначались, главным образом, для индивидуального чтения, то одна из задач настоящего сборника — дать материал для культурной организации досуга в клубе, в красном уголке, в красноармейской казарме, в избе-читальне, на экскурсии и т. д.
С пестротой содержания сборника соединяется и неоднородность характера его материала. В книге есть страницы, которые можно использовать только на открытом воздухе; другие применимы лишь в комнатной обстановке; одни предназначаются для летнего досуга, другие для зимнего; одни — для коллективного применения, для затейничества, другие — для занятий в одиночку; одни — для шумного, весёлого собрания, другие — для сосредоточенного размышления. Нельзя поэтому дать общих указаний относительно того, как следует пользоваться нашим сборником. Читатель должен самостоятельно находить для каждого параграфа соответствующую форму использования. Некоторые указания даны в самом тексте на своих местах.
Одно лишь можно сказать обо всех предлагаемых задачах и головоломках: каким бы трудным ни казался вопрос, как бы ни хотелось побыстрее узнать ответ, не следует спешить заглядывать в отдел решений; необходимо сделать усилие дознаться ответа самостоятельно. Поиски ответа — в одиночку или коллективно — являются ценным образовательным средством даже в том случае, когда они не приводят к успешному результату. Как невозможно научиться плавать, не бросаясь в воду, так нельзя приобрести навыка к самостоятельному мышлению и почерпанию знаний, не делая никаких попыток в этом направлении.
Лен. Отделение Изд-ва ЦК ВЛКСМ «Молодая Гвардия».
|