НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

Библиотека советских детских книг

Перельман Я. «Занимательная физика. Книга 1». - 1972 г.

Яков Исидорович Перельман. Фото 1907 и 1934 гг.

Яков Исидорович Перельман
«Занимательная физика. Книга 1». - 1972 г.


DJVU


 

PEKЛAMA

Услада для слуха, пища для ума, радость для души. Надёжный запас в офф-лайне, который не помешает. Заказать 500 советских радиоспектаклей на 9-ти DVD. Ознакомьтесь подробнее >>>>


 


Сделал и прислал Кайдалов Анатолий.
_____________________

 

Книга написана известным популяризатором и педагогом и содержит парадоксы, головоломки, задачи, опыты, замысловатые вопросы и рассказы из области физики. Книга по характеру изложения и по объёму знаний, предполагаемых у читателя, рассчитана на учащихся средней школы и на лиц, занимающихся самообразованием в таком же объёме.

ОГЛАВЛЕНИЕ

От редакции 7
Из предисловия автора
к тринадцатому изданию 8
Глава первая. Скорость. Сложение движений 11
Как быстро мы движемся? 11
В погоне за временем 13
Тысячная доля секунды 14
Лупа времени 17
Когда мы движемся вокруг Солнца быстрее —
днём или ночью? 13
Загадка тележного колеса 20
Самая медленная часть колеса 21
Задача не шутка 21
Откуда плыла лодка? 23
Глава вторая. Тяжесть и врс. Рычаг. Давление 26
Встаньте! 26
Ходьба и бег 28
Как надо прыгать из движущегося вагона? 31
Поймать боевую пулю руками 33
Арбуз-бомба 33
На платформе весов 36
Где вещи тяжелее? 37
Сколько весит тело, когда оно падает? 38
Из пушки на Луну 40
Как Жюль Верн описал путешествие на Луну
и как оно должно было бы происходить 42
Верно взвесить на неверных весах 45
Сильнее самого себя 46
Почему заострённые предметы колючи? 47
Наподобие Левиафана 48
Глава третья. Сопротивление среды 50
Пуля и воздух 50
Сверхдальняя стрельба 51
Почему взлетает бумажный змей? 53
Живые планёры 54
Безмоторное летание у растений 54
Затяжной прыжок парашютиста 56
Бумеранг 57
Глава четвёртая. Вращение. «Вечные двигатели» 60
Как отличить варёное яйцо от сырого? 60
«Колесо смеха» 61
Чернильные вихри 63
Обманутое растение 64
«Вечные двигатели» 65
«Зацепочка» 68
«Главная сила — в шарах» 69
Аккумулятор Уфимцова 70
«Чудо и не чудо» 71
Ещё «вечные двигатели» 72
«Вечный двигатель» времён Петра I 73
Глава пятая. Свойства жидкостей и газов 78
Задача о двух кофейниках 78
Чего не знали древние 79
Жидкости давят вверх! 80
Что тяжелее? 81
Естественная форма жидкости 82
Почему дробь круглая? 84
«Бездонный» бокал 85
Любопытная особенность керосина 86
Копейка, которая в воде не тонет 88
Вода в решете 89
Пена па службе техники 90
Мнимый «вечный» двигатель 91
Мыльные пузыри 92
Что топыпе всего? 96
Сухим из воды 97
Как мы ньем? 99
Улучшенная воронка 99
Тонна дерева и тонна железа 100
Человек, который ничего не весил 100
«Вечные» часы 104
Глава шестая. Тепловые явления 106
Когда Октябрьская железная дорога длинное —
летом или зимой? 106
Безнаказанное хищение 107
Высота Эйфелевой башни 108
От чайного стакана к водомерной трубке 109
Легенда о сапоге в бане ' 111
Как устраивались чудеса 112
Часы без завода 113
Поучительная папироса 116
Лёд, не тающий в кипятке 116
На лёд или под лёд? 117
Почему дует от закрытого окна? 118
Таинственная вертушка 118
Греет ли шуба? 120
Какое время года у пас под ногами? 121
Бумажная кастрюля 122
Почему лёд скользкий? 123
Задача о ледяных сосульках 125
Глава седьмая. Лучи света 128
Пойманные тени 128
Цыплёнок в яйце 130
Карикатурные фотографии 131
Задача о солнечном восходе 133
Глава восьмая. Отражение и преломление света 134
Видеть сквозь стены 134
Говорящая «отрубленная» голова* 136
Впереди или сзади? 137
Можно ли видеть зеркало? 137
Кого мы видим, глядя в зеркало? 138
Рисование перед зеркалом 139
Расчётливая поспешность 140
Полёт вороны 141
Новое и старое о калейдоскопе 142
Дворцы иллюзий и миражей 144
Почему и как преломляется свет? 146
Когда длинный путь проходится быстрее, чем
короткий? 148
Новые Робинзоны 151
Как добыть огонь с помощью льда? 154
С помощью солнечных лучей 156
Старое и новое о миражах 157
«Зелёный луч» 160
Глава девятая. Зрение одним и двумя глазамп 165
Когда не было фотографии 165
Чего многие пе умеют? 166
Искусство рассматривать фотографии 167
На каком расстоянии надо держать фотографию? 168
Странное действие увеличительного стекла 169
Увеличение фотографий 170
Лучшее место в кинотеатре 171
Совет читателям иллюстрированных журналов 172
Рассматривание картин 173
Что такое стереоскоп? 174
Наш естественный стереоскоп 176
Одним и двумя глазами 178
Простой способ разоблачать подделки 130
Зрение великанов 181
Вселенная в стереоскопе 183
Зрение тремя глазами 134
Что такое блеск? 135
Зрение при быстром движении 187
Сквозь цветные очки 188
«Чудеса тенен» 189
Неожиданные превращении окраски 190
Высота книги 191
Размеры башеппых часои 192
Белое и чёрное 192
Какая Сукна чернее? 195
Живые портреты 196
Воткнутые линии и другие обманы зрения 197
Как видят близорукие 201
Глава десятая. Звук и слух 203
Как разыскивать эхо? 203
Звук вместо мерной лепты 206
Звуковые зеркала 206
Звуки в театральном зало 208
Зхо со дна моря 209
Жужжание насекомых 211
Слуховые обманы 211
Где стрекочет кузнечик? 212
Курьёзы слуха 214
«Чудеса чревовещания» 214

 

      ОТ РЕДАКЦИИ
     
      Предлагаемое издание «Занимательной физики» Я. И. Перельмана является восемнадцатым. Автор в течение многих лет работал над книгой, совершенствуя текст и дополняя его, и в последний раз при жизни автора книга вышла в 193(5 г. (тринадцатое издание). Выпуская последующие издания, редакция не ставила своей целью коренную переработку текста или существенные дополнения: автор так подобрал основное содержание «Занимательной физики», что оно, иллюстрируя и углубляя основные сведения из физики, не устарело до сих пор. Кроме того, времени после 1936 г. прошло уже так много, что желание отразита новейшие достижения физики привело бы и к значительному увеличению книги, и к изменению её «лица». Например, авторский текст о принципах космических полётов не устарел, а фактического материала в этой области уже так много, что можно только адресовать читателя к другим книгам, специально посвящённым этой теме.
      Четырнадцатое и пятнадцатое издания (1947 и 1949 гг.) вышли под редакцией проф. А. Б. Млодзеевского. В подготовке шестнадцатого издания (1959—1960 гг.) принял участие доц. В. А. Угаров. При редактировании всех изданий, вышедших без автора, лишь заменены устаревшие цифры, изъяты не оправдавшие себя проекты, сделаны отдельные дополнения и примечания.
     
      ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ АВТОРА К ТРИНАДЦАТОМУ ИЗДАНИЮ
     
      В этой книге автор стремится не столько сообщить читателю новые знания, сколько помочь ему «узнать то, что он знает», т. е. углубить и оживить уже имеющиеся у пего основные сведения из физики, научить сознательно ими распоряжаться и побудить к разностороннему их применению. Достигается это рассмотрением пёстрого ряда головоломок, замысловатых вопросов, занимательных рассказов, забавпых задач, парадоксов и неожиданных сопоставлений из области физики, относящихся к кругу повседневных явлений или черпаемых из общеизвестных произведений научно-фантастической беллетристики. Материалом последнего рода составитель пользовался особенно широко, считая его наиболее соответствующим целям сборника: приведены отрывки из романов и рассказов Жюля Верна, Уэллса, Марка Твена и др. Описываемые в них фантастические опыты, помимо их заманчивости, могут и при преподавании играть немаловажную роль в качестве живых иллюстраций.
      Составитель старался, насколько мог, придавать изложению внешне интересную форму, сообщать привлекательность предмету. Он руководился той психологической аксиомой, что интерес к предмету повышает внимание, облегчает понимание и, следовательно, способствует более сознательному и прочному усвоению.
      Вопреки обычаю, установившемуся для подобного рода сборников, в «Занимательной физике» весьма мало места отводится описанию забавных и эффектных физических опытов. Эта книга имеет иное назначение, нежели сборники, предлагающие материал для экспериментирования. Главная цель «Занимательной физики» — возбудить деятельность научного воображения, приучить читателя мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с самыми разнородными явлениями жизни, со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение. Установка, которой составитель старался придерживаться при переработке книги, была дана В. И. Лениным в следующих словах: «Популярный писатель подводит читателя к глубокой мысли, к глубокому учению, исходя из самых простых и общеизвестных данных, указывая при помощи несложных рассуждений или удачно выбранных примеров главные выводы из этих данных, наталкивая думающего читателя на дальнейшие и дальнейшие вопросы. Популярный писатель не предполагает не думающего, не желающего или не умеющего думать читателя,— напротив, он предполагает в неразвитом читателе серьёзное намерение работать головой и помогает ему делать эту серьёзную и трудную работу, вздет его, помогая ему делать первые шаги и уча идти дальше самостоятельно» *).
      Ввиду интереса, проявляемого читателями к истории этой книги, приводим некоторые библиографические данные о ней.
      «Занимательная физика» «родилась» четверть века назад и была первенцем в многочисленной кпижной семье её автора, насчитывающей сейчас несколько десятков членов.
      «Занимательной физике» посчастливилось проникнуть — как свидетельствуют письма читателей — в самые глухие уголки Союза.
      Значительное распространение книги, свидетельствующее о живом интересе широких кругов к физическим знаниям, налагает на автора серьёзную ответственность за качество её материала. Сознанием этот! ответственности объясняются многочисленные изменения и дополнения в тексте «Занимательной физики» при повторных изданиях. Книга, можно сказать, писалась в течение всех 25 лет её существования. В последнем издании от текста первого сохранена едва половина, а от иллюстраций — почти ни одной.
      К автору поступали от читателей просьбы воздерживаться от переработки текста, чтобы не вынуждать их «из-за десятка новых страниц приобретать каждое повторное издание». Едва ли подобные соображения могут освободить автора от обязанности всемерно улучшать свой труд. «Занимательная физика» не художественное произведение, а сочинение научное, хотя и популярное. Её предмет — физика — даже в начальных своих основаниях непрестанно обогащается свежим материалом, и книга должна периодически включать его в свой текст.
      С другой стороны, приходится нередко слышать упрёки в том, что «Занимательная физика» не уделяет места таким темам, как новейшие успехи радиотехники, расщепление атомного ядра, современные физические теории и т. п. Упрёки такого рода — плод недоразумения. «Занимательная физика» имеет вполне определённую целевую установку; рассмотрение же этих вопросов — задача иных сочинений.
      К «Занимательной физике», помимо второй её книги, примыкает и несколько других сочинений того ж© автора. Одно предназначено для сравнительно мало подготовленного читателя, ещё не приступавшего к систематическому изучению физики, и озаглавлено «Физика на каждом шагу» (издание «Детиздата»). Два других, напротив, имеют в виду тех, кто уже закончил изучение среднешколыюго курса физики. Это — «Занимательная механика» и «Знаете ли вы физику?». Последняя книга является как бы завершением «Занимательной физики».
      1936 г.
      Я. Перельман

 

НА ГЛАВНУЮТЕКСТЫ КНИГ БКАУДИОКНИГИ БКПОЛИТ-ИНФОСОВЕТСКИЕ УЧЕБНИКИЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКАФОТО-ПИТЕРНАСТРОИ СЫТИНАРАДИОСПЕКТАКЛИКНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ

 

Яндекс.Метрика


Творческая студия БК-МТГК 2001-3001 гг. karlov@bk.ru