На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Дети в пионерском лагере.

Карел Поломис
«Дети в пионерском лагере»
Перевод с чешского С. Д. Баранниковой
Иллюстрации - Зденек Махитка. - 1990 г.


DjVu


От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..




      СОДЕРЖАНИЕ
     
      Введение 7
      Прогулка в домик лесника 11
      Прогулка в лес 17
      Поход Следопытов 29
      Прогулка в царство растений 43
      Прогулка за бабочками 53
      Орнитологическая прогулка 59
      Прогулка по лугу 77
      Поход Робинзонов 83
      Геологическая прогулка 87
      Прогулка к ручью 93
      Прогулка к реке 95
      Ночная прогулка 105
      Экскурсия в город 109
      Экскурсия в сельскохозяйственный
      кооператив 125
      Прогулка с шариками 129
      Прогулка с канатами и верёвками 133
     
     

      ПУТЕШЕСТВИЯ В ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
     
      ВВЕДЕНИЕ

      Коллективные прогулки, походы, экскурсии в лагере являются наиболее подходящим средством для формирования у детей правильного мировоззрения, глубокого понимания моральных ценностей и принципов социалистического образа жизни. Во время них ребята знакомятся с окружающей природой и закономерностями её развития, посещают расположенные недалеко от лагеря исторические места, узнают много нового о сегодняшнем дне своей страны.
      Правильно организованные прогулки, походы, экскурсии способствуют всестороннему развитию личности каждого ребёнка, так как в процессе их происходит: идейно-политическое и нравственное воспитание детей (в результате формирования у них чувства коллективизма, социалистического патриотизма и пролетарского интернационализма, гордости за свою родину); развитие умственных способностей пионеров (в результате практической проверки и расширения теоретических знаний, полученных ими в школе); трудовое и политехническое воспитание (в результате общественно полезного труда в сельском хозяйстве, в лесу, в посёлке, экскурсий на предприятия для помощи детям в выборе профессии); эстетическое и духовное воспитание (в результате формирования бережного отношения к природе, стремления охранять её) ; физическое воспитание (в результате активных движений на воздухе).
      Составной частью хорошо организованных прогулок, походов, экскурсий являются путешествия в прошлое и настоящее, которые не только знакомят детей с известными историческими событиями, но и учат понимать их взаимосвязь, смотреть открытыми глазами на историю, создаваемую трудовым народом.
      Однако и прогулки, и походы, и экскурсии станут действительно эффективным средством воспитания лишь в том случае, если будут сочетаться с играми, различными конкурсами и соревнованиями. Для этого воспитателям нужно проделать некоторую предварительную работу. В частности, очень полезно заранее познакомиться с местом, где находится лагерь, с окружающей его природой. Полученные во время такого знакомства знания пригодятся в дальнейшем при подготовке программ. Следует также приготовить достаточное количество литературы (атласов и книг с иллюстрациями). Но прежде всего необходимо вооружиться элементарными знаниями. Многие вожатые боятся проводить в лагере мероприятия, связанные с естествознанием или историей. Некоторые — потому, что не очень разбираются в этих вопросах, другие — потому, что не знают, как и что нужно делать. Методика прогулок, походов и экскурсий, предлагаемая автором книги, содержит основные сведения для воспитателей и вожатых пионерского лагеря. Для простоты восприятия она облечена в форму лагерной хроники.
     
      Учись понимать природу, стань её другом и защитником
      Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением
      На лоне природы веди себя тихо и незаметно: смотри, слушай и не шуми
      Пользуйся любым случаем для того, чтобы сделать для природы что-либо полезное
      Будь другом всех живых существ, не мучай и не убивай животных
      Охраняй чистоту вод, заботься о колодцах и родниках
      Следи за чистотой природной среды и не оставляй после себя следов пребывания в ней
      Помогай тем, кто заботится о природе, защищай её от вредителей и несознательных туристов
     
      ПРОГУЛКА ПО ОКРЕСТНОСТЯМ
     
      На первых прогулках мы познакомились с окрестностями лагеря. Во время этих прогулок в радиусе одного километра мы составили план рельефа местности и нанесли на него основные ориентиры. Сравнив нашу схему окрестностей лагеря с туристской картой, отметили все недостающие там тропинки, ручьи, лесистые участки и т.д. По схеме мы сделали ориентировочную карту, используя при этом придуманные нами названия. Эти названия будут для нас действительными в течение всего времени пребывания в лагере.
     
      ПРОГУЛКА В ДОМИК ЛЕСНИКА
     
      Все мы ждали прогулки в домик лесника, потому что этот весёлый человек, который иногда приходил к нам в лагерь, был отличным рассказчиком, а его домик — настоящим охотничьим музеем.
      Сидя на скамейке перед домиком, лесник рассказывал нам о значении леса для климата страны, поддержания уровня воды в реках, чистоты воздуха. Он познакомил нас с местной флорой и фауной.
      Затем лесник отвёл нас в сторожку, чтобы показать коллекцию охотничьего оружия. У ребят загорелись глаза при виде штуцеров и других ружей браконьеров. Мы узнали историю этого оружия и услышали несколько рассказов о столкновениях лесника с браконьерами.
      На стенах сторожки были развешены охотничьи трофеи. Мы нарисовали у себя в блокнотах рога животных и записали их названия в зависимости от количества отростков и возраста.
      Интересны для нас были рассказы о вредных зверях в лесничестве и о том, как ловят зверя с помощью приманки. Некоторые слова были нам непонятны, и мы спросили, что они означают. Оказывается, охотники в разговоре друг с другом используют свои, охотничьи термины. Например, глаз они называют светом, кровь — краской.
      Вблизи домика лесника был лесной питомник, в котором мы увидели, как сажают деревца. Мы узнали, что такое самосев, всход, палочник, шестовина, молодняк, бревенник; что такое прорезывание, прореживание леса, насажденность; познакомились с множеством других, новых для нас леснических терминов. Мы взяли обязательство, что весь наш отряд поможет рабочим питомника при посадке деревьев и отработает в нём один день. За это нам пообещали, что трёх победителей в поэтапной игре возьмут в ночную засаду на зверя!
      Недалеко от лесного питомника стояла кормушка. Возле неё лесник рассказал нам, как охотники подкармливают зверей зимой. Нам тоже не следовало бы забывать о своих лесных друзьях. Для птиц нужно подвесить на нитках кусочки сала и изготовить кормушки; зайцам подготовить сено и морковь, а косулям положить в кормушку жёлуди, каштаны, шиповник, буковые орешки, которые мы насобираем для них летом и осенью.
      А так как все любят охотничьи истории, то лесник рассказал нам несколько весёлых историй о приключениях охотников. Обратный путь мы проделали , распевая песенки о лесе и охотниках.
     
      ПРОГУЛКА ПО ЛЕСУ
     
      Ещё в лагере мы получили задание в течение 5 минут записать песенки, в которых поётся о лесе. Трое ребят из отряда, вспомнившие песен больше всех, получили по очку в отрядном соревновании.
      В лесу мы играли в прятки. Пионервожатый шёл впереди, а мы, спрятавшись так, чтобы он нас не видел, шли за ним на расстоянии примерно 30 м. Изредка вожатый оглядывался, и тот, кого он при этом замечал, выбывал из игры. Пионер, оставшийся незамеченным дольше всех, получал три очка.
      Несколько поваленных деревьев превратились в школьные скамьи, и наша записная книжка стала пополняться интересными сведениями о лесе. Мы узнали, как определяется возраст деревьев, сколько лет они живут, почему осенью опадают листья, как ориентироваться в лесу и много других интересных вещей. Наконец, мы научились измерять высоту деревьев.
      На краю редкого леса мы без всякого порядка прикрепили на деревьях, находящихся друг от друга на различных расстояниях, номера от 1 до 10. Каждый пионер должен был как можно быстрее обежать все деревья от первого до десятого и коснуться каждого из них рукой.
      Мы придумали игру с шишками, которых Кругом валялось видимо-невидимо. Мирек получил специальное очко в конкурсе на самую большую шишку.
      После стрельбы шишками по неподвижной и движущейся мишени мы стали соревноваться в броске палкой.
      Пройти по двум брёвнам с двадцатью пятью шишками в руках было не так-то просто: ведь брёвна находились на расстоянии около полуметра друг от друга. Если шишки падали, приходилось начинать всё сначала.
      Мы разделили отряд на два звена и начали играть в "беличьи хвосты". Каждое звено выбрало себе "белку" с хвостом определённого цвета, а практикант Владя спрятал в лесу отрезки шерсти одинаковой длины этих цветов. По команде мы начали искать отрезки своего цвета и привязывать их к хвосту своей белки. Победило звено, белка которого в конце игры имела более длинный хвост.
      Чтобы мы немного отдохнули, вожатый придумал такую игру; он показал нам изображения грибов, а мы в течение пяти минут должны были написать их названия.
      На обратном пути мы насобирали множество природных материалов, которые использовали затем для оформления лагеря.
     
      НАШИ ДЕРЕВЬЯ
     
      ЕЛЬ
      Древесина ели светлая, мягкая, лёгкая, упругая, хорошо расщепляется. Она используется для производства бумаги, мебели, искусственного шёлка, в строительстве, для изготовления музыкальных инструментов. Материалом для художественных поделок могут служить корни поваленных деревьев.
      ПИХТА
      Древесина белая или слегка розоватая, очень мягкая, лёгкая, упругая, хорошо расщепляется. Используется в гидротехнических сооружениях, для изготовления балок и досок, пригодна для резонансных щитов. Материалом для различных поделок могут служить корни и ветви поваленных деревьев, валежник.
      СОСНА
      Древесина с желтоватой или красноватой заболонью, богатая смолой, очень мягкая, лёгкая и прочная во влажной среде. Используется для земляных и гидротехнических сооружений, изготовления мебели и т.д. В качестве материала для поделок используют корни и ветви поваленных деревьев.
      ЛИСТВЕННИЦА
      Древесина красновато-коричневая, смолистая, прочная. Используется в основном для изготовления мебели, полое, облицовки стен и т.п., строительства гидротехнических сооружений. Материалом для различных поделок служат в основном пни поваленных деревьев и валежник.
      МОЖЖЕВЕЛЬНИК
      Древесина с желтоватой или розоватой заболонью, мягкая, прочная, с приятным запахом. Используется для изготовления художественных изделий. Для художественных поделок используются только сухие деревца.
      КАШТАН КОНСКИЙ
      Древесина от белого до коричневого цвета. Мягкая, при сгорании даёт мало тепла, непрочная. Легко поддаётся морению и полировке, поэтому используется для изготовления мебели и других целей. Материалом для интересных поделок могут служить все части дерева.
      ОРЕШНИК
      Древесина коричневая, твёрдая, хорошо полируется. Используется для изготовления мебели, резных изделий. В качестве материала для поделок можно использовать корни орешника.
      ЯСЕНЬ
      Древесина белая, на свежем срезе розовая. Твёрдая, упругая, гибкая, легко колется. Используется для изготовления мебели, спортивного инвентаря, паркета, фанеры. Материалом для поделок служат корни деревьев.
      БУК
      Древесина бука розового или красноватого цвета. Древесина более старых, уже распадающихся деревьев имеет различные оттенки. Твёрдость средняя. Древесина тяжёлая, легко расщепляется. Используется при изготовлении гнутой мебели, паркета, кухонной утвари.
      Материалом для поделок могут служить наросты на стволе дерева, ветки с трещинками.
      ДУБ
      Древесина имеет коричневатый цвет, отличается твёрдостью, прочностью и упругостью. Используется для изготовления мебели, облицовки стен. Материал для поделок следует искать у небольших, стихийно растущих деревьев, так как у них происходит деформация небольших веточек и стволов.
      КЛЁН
      Древесина серовато- или красновато-белая. Твёрдая, даёт большое количество тепла при сгорании, прочная. Чаще всего используется в мебельной промышленности, при изготовлении инструмента. В качестве материала для поделок используются корни и ветви поваленных деревьев.
      ГРАБ
      Древесина серовато- или желтовато-белая. Твёрдая, прочная, даёт большое количество тепла при сгорании, но недолговечная. Плохо расщепляется.
      Используется при изготовлении колёс, инструмента, игрушек. 8 качестве материала для поделок можно использовать пни деревьев.
      тополь
      Древесина белая, очень мягкая, хорошо расщепляется. Используется в столярном деле, для изготовления фанеры, спичек и т.п. Материалом для поделок служат ветви и корни деревьев.
      ВЯЗ
      Древесина имеет желтоватую или желтовато-белую заболонь. Твёрдая, крепкая, ценная, долговечная, плохо расщепляется. Используется для изготовления мебели, колёс, паркета, резных изделий.
      Для поделок можно использовать коряги, ветки интересной формы, наросты на старых деревьях.
      ОСИНА
      Древесина мягкая и не очень ценная. Используется для производства фанеры (клеёной и облицовочной), спичек. Для изготовления фигурок - "саморостов" используются корни деревьев.
      БЕЛАЯ АКАЦИЯ
      Древесина с жёлтой заболонью, твёрдая, крепкая и тяжёлая. Используется в бочарном деле, для изготовления колёс, различного инструмента.
      Очень много ветвей и сучков интересной формы, которые могут служить материалом для различных поделок.
      БЕРЁЗА
      Древесина жёлтая или красновато-белая, мягкая, упругая, не очень долговечная, плохо расщепляется. Применяется при изготовлении колёс, мебели, резных изделий и т.п. Для различных поделок можно использовать главным образом небольшие ветки с белой корой: из них делают вазочки, стойки и подобные вещи.
      ОЛЬХА
      Свежая древесина красноватая, мягкая, лёгкая, хорошо расщепляется и обладает небольшой упругостью. Стойкая к воде. Применяется для изготовления мебели, в гидротехнических сооружениях. Для изготовления поделок можно использовать ветви, стволы, корни, торчащие из почвы. Обрабатывать их следует в сухом виде.
      ЛИПА
      Древесина желтоватая или желтовато-серая, очень мягкая, лёгкая, хорошо расщепляется. Лучше всего она подходит для резьбы. Для поделок используют в основном только наросты на старых деревьях (для изготовления блюд, ваз и т.п.).
      РЯБИНА
      Древесина с красновато-белой широкой заболонью, твёрдая, блестящая и очень ценная. Используется чаще всего для изготовления колёс.
      Материалом для поделок служат засохшие ветви и корни.
      ЯБЛОНЯ
      Древесина со светлой красноватой заболонью, твёрдая, тяжёлая и не очень долговечная. Используется в столярном деле, для изготовления резных изделий. Материалом для поделок могут служить ветви и корни деревьев.
      ГРУШЕВОЕ ДЕРЕВО
      Древесина светлая, коричневато-красная, тяжёлая, упругая, крепкая и твёрдая. Используется для изготовления мебели, резных изделий.
      Материалом для поделок служат ветви и корни дерева.
      СЛИВА
      Древесина красновато-коричневая, очень твёрдая. Используется для отделки мебели и для резьбы. Материалом для поделок служат ветви и корни дерева.
      ЧЕРЕШНЯ
      Древесина с красновато-жёлтой или красновато-белой заболонью, твёрдая. Используется в столярном ремесле, токарном деле.
      Материал для поделок следует искать среди ветвей и корней.
      ИВА ЛОМКАЯ
      Древесина желтовато-красная, очень мягкая и малоценная. Применяется для изготовления мебели, резных изделий. Материал для поделок следует искать среди корней и наростов на старых сухих деревьях.
      ОРЕШНИК ЛЕСНОЙ
      Древесина красновато-белая, средней
      твёрдости, гибкая, упругая, хорошо колется.
      Используется в столярном деле,
      для изготовления корзин.
      Материалом для подепок служат веточки
      кустарника.
      ПЛАТАН
      Древесина с белёсой, слегка желтоватой заболонью, средней твёрдости, тяжёлая, даёт большое количество тепла при сгорании, недолговечная. Используется в столярном деле, для изготовления колёс, бумаги.
      НОВОГОДНЯЯ ЁЛКА
      Дерево декоративное, недолговечное и дорогое, если нет соответствующего разрешения на его рубку.
     
      ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СЛЕДОПЫТ
     
      Поход следопытов проводится для расширения знаний детей, развития у них наблюдательности и логического мышления, умения бесшумно передвигаться, распознавать следы.
      В поход мы возьмём с собой:
      карандаши, блокноты, фотоаппарат, пневматическое ружьё, бинокль, гипс для снятия слепка следов, инвентарь для игр.
      Соответствующим образом оденемся и будем идти против ветра.
      При ходьбе не станем разговаривать с другом — лучше пользоваться условными знаками. Проверим наше самообладание!
      Подземная нора, Небольшое пёрышко, остатки еды, пучок шерсти
      помёт, гнездо, обломок рога и настоящие следы животных многое могут нам рассказать об обитателях леса.
     
      ПОХОД СЛЕДОПЫТОВ
     
      Под скалой мы нашли останки какой-то птицы. Непереваренными остались мелкие кости. Значит, здесь был ночной хищник, скорее всего сова. Дневные хищники переваривают кости, но не переваривают перья и шерсть, совы же наоборот.
      Несколько перьев, найденных по пути, стали основой нашей лагерной коллекции. Позднее, посмотрев в атлас, мы определили, каким птицам они принадлежали.
      Первую свою находку мы обнаружили примерно в ста метрах от лагеря. Это бьта шишка, обглоданная белкой. Мы зарисовали её в своих блокнотах, а вожатый показал нам в книге, как выглядят орешки и шишки, обглоданные другими грызунами и птицами.
      Увидеть пугливых лесных зверей удаётся, как правило, лишь случайно. Нам повезло: мы обнаружили пасущееся семейство косуль. Их снимок занял достойное место в лагерной хронике.
      Возле высыхающей лужи мы увидели хорошо заметный след серны на довольно твёрдой земле. Сделав его слепок по всем правилам, мы получили ещё один очень редкий трофей для коллекции следов.
      Из кроны сосны вылетела сойка и громким тревожным клёкотом предупредила лесных обитателей о нашем приближении.
      Во время другой игры половина ребят с завязанными глазами выстроились в линейку друг за другом, широко расставив ноги.
      Мы нашли старый дуб с сухой кроной и несколькими дуплами и решили узнать, какие же лесные обитатели здесь живут. Для этого мы очистили землю вокруг дуба, насыпали сверху слой глины и разровняли его. Завтра после завтрака снова вернёмся сюда, чтобы посмотреть, кто записан в домовую книгу дуба.
      На подходящей для этого местности мы учились незаметно подкрадываться ползком, укрываться и маскироваться в окружающей нас природе.
      А ребята из второй команды должны были проползти между ногами первых так, чтобы не задеть их, и поменяться ролями. Задевшие выходили из игры, остальные получили по одному очку.
      Обнаружили тёмно-коричневый помёт удлинённой, заострённой с одной стороны формы, содержащий кости и шерсть. По картинкам определили, что это помёт лисицы.
      Следы, слежавшаяся трава и несколько капель красной краски на утоптанной земле привели нас к цели: у задней стены карьера стоял раненый зверь (макет). Здесь наш поход следопытов закончился стрельбой по макету кабана. Каждый выстрелил три раза и смог получить последние очки.
      В глине у ручья мы нашли сделанные специальным железным резцом следы, похожие на кабаньи. Немного дальше несколько кровавых пятен (красная краска) говорили о том, что здесь прошёл раненый кабан. Это была настоящая игра в следопытов. Осторожно продвигаясь вперёд по следам раненого зверя, мы три раза теряли след, и три раза счастливчик, вновь его обнаруживший, получал ценное очко в соревновании отрядов.
      В лагерь мы вернулись, переполненные впечатлениями, с множеством заметок в блокнотах.
     
      ИГРЫ
     
      КТО САМЫЙ ЗОРКИЙ
      На расстоянии, на котором ещё можно различать простые движения, один из игроков через произвольные промежутки времени быстро выполняет различные движения: чистит зубы, поднимает руки и т.п. Остальные игроки должны записать каждое его движение. Выигрывает тот, чьи записи окажутся наиболее точными.
      ПОЛЗКОМ
      Выбираем площадку на краю редкого леса на ровной местности. В очерченном квадрате на расстоянии 20 метров от крайних деревьев становится водящий. На одном из деревьев висит свисток. Остальные игроки, спрятавшись, подкрадываются к дереву со свистком. Если наблюдающий замечает кого-либо, он называет его по имени, и тот выбывает из игры. Побеждает тот, кому удаётся свистнуть раньше, чем его заметят.
      ЧЕГО ЗДЕСЬ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ
      На определённом участке местности к деревьям или кустам прикрепляется что-либо такое, чего там быть не должно. Например, к пихте крепится веточка сосны, к лиственнице — еловая шишка и т.п. Побеждает тот, кто заметит все несуразности.
      СЛЕПОЙ СТОРОЖ
      На пень кладём несколько небольших предметов. Одному из игроков — "сторожу" — завязываем глаза и ставим его на расстоянии двух шагов от пня. Остальные игроки должны незаметно взять какой-либо предмет с пня. Того, кто при этом выдаст себя шумом, "сторож" выводит из игры.
     
      ПРОГУЛКА В ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ
     
      БОТАНИЧЕСКАЯ ПРОГУЛКА
     
      Во время ботанической прогулки следует не только сообщить детям элементарные сведения о природе, но и предоставить им возможность на практике проверить некоторые теоретические знания, приобретённые в школе. Чтобы выполнить эти задачи, вожатый сам должен неплохо знать природу и законы её развития. Если же он этими знаниями не обладает, пррбел нужно восполнить до начала работы в лагере, изучив вопросы ботаники самостоятельно либо с помощью специалиста.
      На прогулку мы возьмём с собой:
      карандаш, блокноты, цветной дтлас растений, инвентарь для игр.
      Мы не будем срывать охраняемые и редкие растения.
      Не будем собирать для гербария ничего лишнего!
      Не будем сбивать ногой грибы, которые мы не знаем!
      деревья, кусты, цветы, грибы, травы и т.д.
      Прогулку по царству растений мы начали с изучения карты, на которую были нанесены все природные заповедники нашей страны. Вожатый рассказал нам, что с помощью заповедников государство охраняет редкие растения от исчезновения. Один из таких заповедников — вблизи лагеря, и мы совершим туда прогулку.
      Вожатый дал каждому из нас лист бумаги, чтобы мы в течение пяти минут написали на нём названия цветов, которые знаем. Трое, написавшие названий больше всех, получили по два очка.
      Вблизи лагеря мы обнаружили небольшую шляпку мухомора. Желая узнать, сколько ему нужно времени, чтобы вырасти, мы огородили это место и воткнули в землю рядом с мухомором линейку. На ней мы будем делать контрольные отметки, чтобы проследить, как быстро растёт гриб.
      Мы посидели немного под кустом ежевики, и наш блокнот начал заполняться заметками о лекарственных растениях и их значении. Так, мы узнали, что собирать лекарственные растения можно только при сухой погоде; что цветы собирают до того, как они полностью раскроются; что растения при сборе нельзя складывать в целлофановые мешочки, так как они могут отсыреть. Сразу же после возвращения в лагерь мы разложим их тонким слоем на бумаге и высушим. Растения следует сушить на воздухе,а не на солнце и не в духовке, и не переворачивая. Правильно высушенное растение сохраняет свой первоначальный цвет и не распадается на части. Как только растения окончательно высохнут, мы пошлём их в приёмный пункт. А оттуда получим мешки для новых растений. Бумажные мешки надо завязывать шпагатом или проволокой, а мешки из мешковины — зашивать.
      Прежде чем завязать мешок, в него нужно положить список посылаемь1Х растений со своим адресом.
      После записей дошла очередь до следующей игры, и новые очки получили три члена отряда, которые быстрее всех определили названия цветов по картинкам (прострел, чистотел, валериана, мак-самосейка, колокольчик, пион).
      На старой ольхе мы обнаружили древесный гриб. На помощь снова пришёл атлас, в котором приведены образцы наиболее распространённых представителей этой интересной группы растений. Они вырабатывают ферменты, которые разрушают дерево,что с точки зрения человека иногда вредно, а иногда полезно.
      Цветы растений открываются и закрываются в определённом ритме, поэтому если не идёт дождь, то вокруг нас всюду цветочные часы. Мы записали в блокноты время, когда открываются и закрываются цветы некоторых растений. Чтобы мы убедились в этом на практике, наш отряд получил задание установить во время завтрашнего дежурства по лагерю время открывания и закрывания цветов шиповника, растущего вблизи ворот лагеря.
      Вожатый предложил нам сделать гербарий из листьев. За пятнадцать минут мы насобирали столько листьев различных видов, что с нетерпением стали ждать, когда же придёт вечер и можно будет заняться составлением гербария. Вожатый обещал показать нам, как делаются оттиски листьев.
      Следующее задание выполнял весь отряд. Рисунки с изображением цветов, стеблей и листьев были перемешаны, и нужно было как можно быстрее подобрать к каждому цветку его стебель и листья. Мы смогли сделать это за пять минут.
      Увидев раздавленные шляпки мухоморов, вожатый рассказал нам, как нужно вести себя в лесу, познакомил с правилами сбора грибов. Грибы надо собирать лишь те, которые хорошо знаешь. Признаки отравления грибами и способы оказания первой помощи в этом случае мы записали в блокноты. Затем все получили задание написать, как приготовить жареные грибы.
      Интересным был для нас рассказ вожатого о растениях-компасах, которые сами регулируют поступление к себе тепла, поворачивая листья по оси север—юг. Так, цветы подсолнечника поворачиваются за солнцем даже тогда, когда оно закрыто тучей.
      Мы нарвали обычных луговых цветов для украшения нашей столовой, и это оказалось сюрпризом для других отрядов. Принесённые цветы мы не стали сразу ставить в вазу, так как в этом случае они быстро завяли бы: вначале мы в воде (чтобы в сосудистые пучки не попали пузырьки воздуха!) подрезали стебли острым ножом примерно на один сантиметр. В углу столовой мы подготовили небольшую выставку с названиями отдельных цветов.
     
      ПРОГУЛКА ЗА БАБОЧКАМИ
      В детях необходимо воспитывать любовь ко всему живому, приучать их с детских лет охранять цветы, жуков, бабочек, птиц и животных.
      ПОЭТОМУ НЕ СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ ЛАГЕРНУЮ КОЛЛЕКЦИЮ БАБОЧЕК ИЛИ ЖУКОВ!
      Детская коллекция, сделанная непрофессионально, не имеет никакой научной ценности, а вместо любви к природе воспитывает у детей собственническое отношение к ней. Лучше учить детей внимательно смотреть на мир, а не ловить, убивать, уничтожать.
      о предстоящей прогулке за бабочками мы узнали на отрядном костре. Вожатый рассказал нам о местах распространения и маршрутах перелётов бабочек, об их полезных и вредных для хозяйства разновидностях. В Чехословакии обнаружено около двух тысяч восьмисот видов бабочек. Мы с нетерпением ожидал 1, каких из них нам удастся обнаружить завтра.
      У дороги на крапиве мы обнаружили бабочек, которых никто из нас не знал. Некоторое время мы любовались их порханием. Чуть позже мы поймали одну из них и по атласу г.пределили, что это разнови 1ность пестрокрыпьниц обитающих на крапиве.
      Утром мы с цветным атласом, лупой и коробочками для гусениц отправились в путь. Девочка, первой обратившая внимание на летящую бабочку, получила в качестве вознаграждения очко в поэтапной отрядной игре.
      Нам удалось поймать восхитительный экземпляр "павлиньего глаза". Когда мы внимательно рассмотрели бабочку, то получили задание за десять минут нарисовать её как можно точнее. Победителя определил вожатый.
      Берёзовая рощица в нашем воображении превратилась в джунгли, и мы отправились ловить тропических бабочек. Практикант Владя уже разместил в рощице картинки с их изображением. За каждую картинку полагалось определённое число очков, в зависимости от того, насколько редкой была изображённая на ней бабочка. За тридцать минут нужно было найти как можно больше картинок. Это было не менее увлекательно, чем ловитц живых бабочек.
      Наконец-то очередь дошла до коробочек для гусениц. Мы просматривали лист за листом, веточку за веточкой, цветок за цветком и один за другим с триумфом возвращались, неся с собой добычу. По атласу мы пытались определить, какая бабочка вылупится из найденной нами гусеницы после того, как она превратится в куколку.
      Самый большой сюрприз нас ждал вечером, когда вожатый ломестил в открытом окне светильник с ультрафиолетовым светом. Ночь была тёмной и тёплой. Все наблюдали, как в комнату залетали самые разные бабочки: бражники, пяденицы, орденские ленты, мелкие ночные мотыльки; находили в атласе их названия. В тот вечер мы с большой неохотой расходились спать.
     
      ОРНИТОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГУЛКА
     
      Не беспокойте птиц, когда они вьют гнездо
      Наблюдайте за отлётом и прилётом птиц
      Сделайте для птиц домики и кормушки
      Оборудуйте птицам поилки и места для купания
      Помогайте птицам, гнездящимся в кустах, в постройке гнезда
      Сделайте "карманы" для гнёзд и воронки
      Не разоряйте птичьи гнёзда, не касайтесь яичек в них
      Не держите птиц в клетках: большинство из них умирает от тоски по свободе
     
      Вчера после обеда у нас в отряде был интересный гость — сокольничий со своим обученным ястребом. Он показал нам несколько приёмов дрессировки ястреба и рассказал о сокольничестве — этом древнем искусстве дрессировать хищных птиц для охоты на животных. Мы узнали птиц, которые используются в соколиной охоте сегодня, познакомились с принципами их выбора и способами дрессировки, а в заключение выслушали несколько интересных охотничьих историй.
      Вечером в "Зелёном осьминоге" — нашей комнате отдыха — мы долго спорили об этом интересном виде спорта. Вожатый прочитал нам несколько историй о птицах и сообщил, что завтра состоится орнитологическая прогулка. Подготовкой к ней стало соревнование: кто в течение десяти минут напишет больше всего названий птиц, живущих в наших краях. Вместе с пожеланием спокойной ночи мы получили задание придумать историю о сороке, гнездо которой обнаружили вблизи лагеря.
      Утром наша экспедиция отправилась познавать тайны птичьего царства. Мы отмечали всё, что имело хоть какое-то отношение к птицам. Тот, кто первым находил птичье пёрышко, гнездо, след или птицу, сразу же сообщал об этом всему отряду. За редкую находку присуждалось одно или два очка.
      Над долиной кружил канюк-мышелов — хищная птица семейства ястребиных. Вожатый рассказал нам, что раньше хищников по неведению истребляли, нанося тем самым большой вред природе. Ведь добычей хищников обычно становятся более слабые, часто больные животные. Таким образом хищники играют роль природных санитаров.
      Так как хищники приносят пользу, общество берёт их под защиту. Мы тоже внесли свой вклад в это дело: воткнули в землю костыли, чтобы птицы, когда они летают, подстерегая добычу, могли сесть на них и отдохнуть.
      Хищники питаются в основном грызунами. Установлено, что одна пустельга ловит за год пятьсот мышей и полёвок, а канюк — целых две тысячи! Если учесть, что мышь или полёвка съедают в среднем один килограмм зерна в год, то пустельга сберегает для общества пятьдесят центнеров, а канюк — две тонны зерна.
      Вожатый показал нам увеличенные силуэты птиц-хищников, и мы перерисовали их себе в блокноты. Изучив их отличительные признаки, зрительные контуры, мы отложили записные книжки и поиграли в такую игру. Вожатый в произвольной последовательности показывал нам один птичий силуэт за другим, а мы отгадывали, какая это была птица. Тот, кто правильно отгадывал первым, получал очко. Победитель конкурса получил титул "Короля птиц" .
      Возле придорожных кустов вожатый показал нам, как мы можем помочь птицам, гнездящимся в кустарнике, подготовить место для гнезда. Для этого годятся кусты, расущие группами, например жасмин, бересклет и др. Несколько их веток весной связывают друг с другом на высоте один—два метра и получают основание для гнезда (лишние ветки внутри образовавшейся воронки нужно срезать). Ветки нельзя прижимать друг к другу очень тесно, так как тогда соки не смогут свободно проходить по ним. Вожатый показал нам также, как на стволах делается "карман" для гнезда.
      Наконец-то нам стало ясно, зачем вожатый взял на прогулку магнитофон. Мы попытаемся записать пение птиц, которое помогает птицам одного и того же вида понимать друг друга. Богатство и особая красота мелодии приходит к птицам с опытом. Их голоса при брачных играх и заманивании партнёра звучат иначе, чем при защите своей территории. Мы заслушались пением птиц и превратились в осторожных охотников за звуками: старательно искали певца и стремились подойти к нему как можно ближе, чтобы записать его голос на магнитную ленту.
      В лагере мы прослушаем запись и попробуем присудить одной из птиц приз "Золотой соловей" за лучшее пение.
      На ветке ольхи мы обнаружили подвешенное гнездо синицы-ремеза и пришли в восторг от её строительного искусства. Вожатый стал рассказывать нам о птицах-строителях. Птицы каждого вида весной подыскивают место и собирают под Ходящий материал для строительства своего дома. Существуют, например, птицы-плотники, выдалбливающие себе гнёзда в стволах деревьев. Ласточек, которые лепят себе гнёзда из глины, можно назвать птицами-каменщиками. Птицы-шахтёры выкапывают в земле длинные коридоры с более широким залом в конце. Так строят свои гнёзда зимородок обыкновенный, ласточка береговая и др. Некоторым птицам достаточно небольшой ямки в земле, другие делают себе гнёзда ИЗ мха и лишайника на переплетении еловых ветвей, как, например, королёк. Певчий дрозд укрепляет своё гнездо кашицей из слюны и трухлявого распавшегося дерева,камышовка строит своё гнездо в камышах, а оляпка прячет его под завесой водопада.
      Прогулку мы закончили у заросшего камышом пруда, где обнаружили несколько утиных следов. Сделав для себя укрытие, мы оттуда стали наблюдать в бинокль жизнь пруда, по которому плавало несколько уток. Мы дали себе слово, что снова сюда когда-нибудь вернёмся и попытаемся сделать несколько документальных снимков для нашей лагерной хроники.
     
      ПРОГУЛКА ПО ЛУГУ
     
      Всем ребятам надолго запомнятся те два вечера, когда вожатый читая нам вслух книгу Марцела Сафира "Насекомые другими глазами". Дождь стучал в окно, а мы, затаив дыхание, слушали невероятно занимательные истории из жизни этих малюсеньких существ. Прогулка по лугу должна была помочь нам лучше познакомиться с ними.
      С весны до самой осени раздаётся на лугу стрекотание различных насекомых. Мы улеглись в высокую траву, чтобы было удобнее наблюдать за удивительной жизнью, которая кипит в траве.
      На цветы садилось множество видов насекомых, питающихся нектаром и пыльцой, — от обычных пчёл, толстых шмелей, самых различных бабочек до жучков, напоминающих драгоценные камни. Разные виды гусениц обгладывали стебли и листья, к которым присосались травяные вши клопы, тли. Муравьи сновали по стеблям, а нимфы устраивали состязания по прыжкам в длину. И посреди всего этого мирного населения орудовали хищники — небольшие, очень подвижные паучки, карабусы, хищные клопы и другие. Мы открывали все новые виды насекомых, и, к нашей радости, с помощью цветного атласа нам удавалось установить названия большинства из них.
      На краю луга мы закопали в землю банки из-под компота так, чтобы их край был вровень с землёй. Одни банки мы поместили в высокую траву, другие ~ в низкую. Они будут ловушками для насекомых.
      В блокнотах мы зарисовали по собственному выбору самого красивого жука.
      С большим интересом мы наблюдали за тем, как пауки ткут свою сложную сеть, как они подстерегают мух и нападают на них.
      Вторую часть прогулки мы посвятили эстафете. Это была замечательная возможность получить множество ценных для нас очков в соревновании отрядов.
     
      ПОХОД РОБИНЗОНОВ
     
      "Все мы знакомы с приключениями Робинзона, — улыбнулся вожатый. — А сегодня мы будем играть в Робинзонов". Он выложил, на оденло двадцать различных предметов и разрешил нам выбрать из них пять необходимых для похода. Мы решили взять с собой котелок, топорик, пилу, лупу и канаты. Кроме того, у каждого был с собой блокнот для заметок, карандаш, походный котелок и нож.
      День был чудесный. Наши приключения начались на небольшом полуострове на реке, недалеко от лагеря. Здесь мы начали сооружать навес из того, что оказалось под руками. Импровизированный шалаш для пятнадцати робинзонов, стол и сиденья — на всё это у нас ушло полдня. Мы старались сделать всё добротно, так как решили иногда приходить сюда всем отрядом: это будет наш лесной отрядный клуб.
      В то время как большинство ребят сооружали шалаш, двое получили задание оборудовать по всем правилам место для костра, зажечь огонь с помощью лупы, принести из родника воду и приготовить для отряда чай из трав и лесных ягод. Когда подошло время обеда, вожатый показал нам, как надо обжаривать сырое мясо на огне, и оно показалось нам вкуснее лучших домашних лакомств.
     
      После обеда мы получили задание перечислить травы, ягоды, листья деревьев, из которых можно заваривать чай в течение года. Три пионера, назвавшие больше всего вариантов, получили дополнительные очки в поэтапной игре.
      Кора старого поваленного дерева послужила материалом длн изготовления ложек. Каждый сам сделал себе ложку. А из четвертушки листа бумаги, которую мы получили от вожатого, каждый сделал себе стаканчик для воды.
     
      Затем вожатый разделил нас на три группы по пять человек в каждой и дал всем группам различные задания. Первая грулпа, используя свою фантазию, должна была сделать солнечные часы и календарь.
      Задание второй группы — сделать два лука, пять стрел и два копья. Это оказалось не так-то просто, хотя вожатый и подсказал нам, какую древесину лучше всего использовать. Своё оружие мы украсили резьбой, и оно стало интересным образцом "туземной" работы.
      Перед третьей группой стояла одна из самых трудных задач, С помощью вожатого ребята по чертежу должны были сделать из сухих стволов деревьев и толстых верёвок настоящий плот.
      Так как день выдался жаркий, а робинзоны порядком измазались, то мы все искупались и испытали наш примитивный плот.
      Число очков увеличилось, когда мы начали соревноваться в метании копья. Вначале надо бьто попасть в круг, нарисованный на песке, а затем метнуть копьё через канатную петлю.
      Так как время близилось к ужину, мы стали собираться в лагерь. Всё убрали вокруг нашей постройки, ещё раз осмотрели её и, хотя все немного устали, в лагерь возвращались с песенкой, довольные проведённым днём.
      Остаток дня мы только играли, зарабатывая для своих команд очки в нашей поэтапной игре. Первые очки мы получили за стрельбу по макету козы из сделанного собственными руками лука.
      Дошла очередь и до записной книжки с карандашом. Мы должны были записать ответы на вопросы:
      а) Кто написал книгу "Робинзон Крузо"?
      б) Как назывался корабль, на котором плыл Робинзон?
      в) Как звали попугая Робинзона?
      г) Почему Робинзон назвал своего слугу Пятницей?
      д) Сколько лет провёл Робинзон на острове?
     
      ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГУЛКА
     
      Большая коллекции горных пород и минералов товарища Бенды и его рассказ о разных интересных с точки зрения геологии местах в окрестностях лагеря навели нас на мысль отправиться в геологоразведочную экспедицию. Товарищ Бенда рассказал нам о полезных ископаемых, добываемых в крае, об их народнохозяйственном значении. Он научил нас различать основные виды почв; песчаную, супесчаную, суглинистую, глинистую. Мы узнали, как формируется почва и почему надо её беречь.
      На прогулку мы отправились с надеждой найти как можно больше горных пород и минералов для лагерной коллекции и выиграть конкурс на самый красивый камень.
      Геолог нарисовал нам путь, который должен был привести нас к тому месту в окрестностях лагеря, где можно увидеть обнажённые горные породы.
      Первой своей остановкой мы были обязаны интересному камню. Он называется валуном и имеет иной состав, чем остальные скалы в окрестностях. Валун является остатком ледникового периода, когда наступающий ледник увлекал за собой обломки различных скальных образований.
      Каменистое дно реки — рай для коллекционеров. Цветные камешки стали нашей добычей, которую мы унесли в целлофановых мешочках.
      Карта привела нас к небольшому заброшенному карьеру, где нас ожидал товарищ Бенда. Сначала он показал нам, как по правилам должен быть оснащён собиратель минералов и окаменелостей: иметь похоДный мешок, коробку с образцами минералов, кислоту, геологический молоток, компас, метр, записную книжку с карандашом и листки бумаги. Затем геолог объяснил, как должен действовать собиратель. Прежде всего надо определить, является ли порода изверженной или осадочной. Далее устанавливается, из каких минералов состоит порода, какой они имеют цвет и т.д. Как много интересного можно обнаружить в заброшенном карьере!
      После прощания с товарищем Бендой вожатый предложил нам несколько соревнований. Мы соревновались в метании гранаты (камня) на расстояние, на попадание в мишень: из положения лёжа, стоя, с разбегом, на бегу, на скорость (кто метнёт больше гранат за определённое время).
      Во время игры "Метни и беги" мы бросали камень на расстояние и бежали, пока камень падал. Выигрывал тот, кто успевал убежать дальше всех. Затем мы соревновались в бросании камешков в консервную банку, в многоборье в метании.
     
      Остальное время мы посвятили поискам камней необычной формы, напоминающих животных или человека, чтобы наряду с коллекцией минералов у нас появилась и коллекция поделок из камня.
      Кто из ребят не умеет "печь блины" — бросать плоские камешки по поверхности воды? Когда вожатый предложил каждому из нас запастись двумя камешками — одним на пробу, а вторым длн игры и получения новых очков, мы долго выбирали камни, чтобы выступить как следует.
      В следующем конкурсе каждый должен был как можно быстрее написать и отдать вожатому шкалу минералов по твёрдости, но в обратном порядке.
      Перед тем как покинуть реку, наш отряд насобирал большое количество цветной гальки, из которой можно составить в лагере каменную мозаику с изображением пионера у ворот лагеря.
     
      Иржи пришла в голову замечательная мысль — построить у лесного ручьн отрядный городок из дерева и камня, и весь отряд принял её с энтузиазмом. Посыпались идеи, предложения, начали чертить, рисовать, затем взялись за инструмент, ножи, топорики, пилы. В углу, пионерской комнаты образовалась куча обработанного строительного материала.
      Утром после линейки, захватив с собой инструмент и строительные материалы, мы отправились строить свой городок. Весь отряд работал с таким увлечением, что мы чуть не пропустили время обеда, зато вечером перед ужином с гордостью осматривали созданное нашими руками. На протяжении четырёх метров вдоль ручья выросли плотина с водяным насосом, маленькая водяная мельница, каменный замок с рвом, заполненным водой, и подъёмным мостом, обводнительные каналы, водопады и небольшая деревенька со всем, что в ней должно быть.
     
     
      Если в воде вам стало плохо, сохраняйте спокойствие.
      В положении на спине вы доплывёте до берега с минимальными затратами сил.
     
      Сразу же после обеда вместо тихого часа мы отправились к реке, где нас ждал член местной организации рыболовов со всей необходимой рыбацкой оснасткой. Он интересно рассказывал о защите вод, об обязанностях и правах рыбаков, о видах рыб, живущих в наших прудах и реках. Рыболов показал нам, как обращаться с рыболовными принадлежностями, и, наконец, рассказал несколько весёлых историй о рыбаках.
      В последнее время стала актуальной проблема чистоты наших вод. Вожатый рассказал нам о загрязнении рек и водохранилищ. Мы узнали, например, что один литр нефти (после мытья машины) загрязняет несколько миллионов литров воды.
      Опытный рыбак может определить качество воды по виду рыб, но мы тоже можем узнать приблизительную чистоту воды. Сделать это нам помогут личинки некоторых насекомых. У чистой воды под камнями будут личинки подёнок и веснянок. Даже при небольшом загрязнении эти личинки исчезают, зато появляются личинки ручейника, плоских червей и пиявок. Там, где вода загрязнена ещё больше, можно найти лишь пиявок, и то не всегда. Поэтому время от времени мы приподнимали камни, лежащие на дне реки, и по наличию там насекомых определяли чистоту воды.
      Задержавшись возле небольшой излучины реки, вожатый рассказал нам о её значении. Течение реки здесь замедляется, благодаря чему вода лучше просачивается в землю вокруг. А чтобы не допустить сильного размывания берегов, вдоль реки сажают деревья: их корни укрепляют берега. Больше всего для этих целей подходят ольха чёрная и различные виды ивы.
     
      Мы остановились на минуту, чтобы понаблюдать за рыбаком, ловившим рыбу в заводи под старой ивой, а затем продолжили путь. Когда рыбак исчез из виду, вожатый устроил соревнование на наблюдательность. Мы должны были описать оснащение рыбака, цвет его волос, глаз, одежды, галстука и т.д. Было совершенно невероятно, как расходились наши наблюдения — во что только мы ни одевали рыбака] Смеху было хоть отбавляй!
      Пройдя ещё немного, мы застыли от изумления, увидев развесистое дерево с удивительными плодами: на ветвях висели бумажнь|е пакетики с полдником. "Хлебное дерево!" — засмеялся Иржи и кинулся к нему, так как сообразил, что это наш полдник. Однако вожатый остановил его и объяснил, что полдник нужно заслужить. Он раздал всем по листу бумаги, из которых мы сделали кораблики. Владя пускал эти кораблики по течению, а мы старались попасть в кораблик камнями, которых было много на берегу. Тот, кому удавалось сделать это, получал право сорвать с дерева пакетик с полдником.
     
      Чуть ниже по течению, где на дне виднелась гладкая галька, а воды было лишь по колено, мы все разделись. Вожатый заготовил тридцать обёрнутых фольгой камешков, которые должны были изображать жемчужины, и разбросал их среди гальки. По его команде мы все кинулись собирать жемчужины, чтобы найти их как можно больше и получить новые очки.
      При следующем соревновании мы должны были проплыть через десять ворот на матраце. Выигрывал тот, кто проплыл через все ворота быстрее всех. Очки получили трое ребят, показавших лучшее время. Так как у нас был лишь матрац, то пока плыл один, остальные стояли на берегу и бурно болели.
      Перейти реку туда и обратно по скользкой гальке, да ещё со стаканом на голове — дело не шуточное. Тот, у кого стакан упал, должен был не только возвратиться, но и погрузиться по шею в воду, что вызывало взрыв смеха у ребят.
      Не успели мы переодеться, как Владя предложил нам последнюю игру. Он спрятал двадцать картинок с изображением рыб. За поимку каждой рыбы полагалось определённое количество очков. Задачи рыбаков: как можно быстрее наловить как можно больше рыб — очков. После подведения итогов мы пошли к лагерю самой короткой дорогой; не терпелось узнать, что хорошего приготовили нам к ужину.
     
      НОЧНЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ
     
      В тот вечер мы все с нетерпением ожидали захода солнца: во время ужина вожатый с загадочным видом велел нам через двадцать минут после вечерней зари незаметно, так, чтобы нас не увидел лагерный сторож, пробраться из лагеря к старому дубу, росшему в ста пятидесяти метрах от лагеря. Там вожатый будет ждать нас.
      С немым вопросом в глазах, осторожно наступая на сосновые иголки, мы отправились гусиным шагом в глубь леса. Несколько раз нас пугал незнакомый треск в лесной чаще. Вдруг мы с изумлением остановились, увидев на лесной дорожке сопящего ёжика, который торопился на ночную охоту. Впереди, среди деревьев, виднелся великолепный хоровод светлячков. Мы поймали несколько жучков и осмотрели их вблизи.
      Это было не так-то просто. До нас доносился тихий шёпот ребят, делившихся друг с другом впечатлениями о прошедшем дне, весь лагерь укладывался спать. Лишь наш отряд с нетерпением следил за лениво передвигавшимися стрелками часов. Наконец-то! Двенадцать бесшумных теней потихоньку выскользнули из палаток и направились к старому дубу.
      На лесосеку, где была охотничья засада, мы буквально приползли. Вожатый обещал, что если мы будем вести себя тихо, то увидим оленью семью. Однако ветер изменил направление и начал дуть от нас к лесосеке. Пришлось отказаться от безнадёжной затеи и отправиться дальше по лесной тропинке.
      Тысячи звёзд освещали летнюю ночь, когда мы отправились в своё космическое путешествие. Нашим путеводителем была карта звёздного неба. Вожатый показал наиболее яркие звёзды: Вегу, Арктур, Полярную звезду. Мы узнали, как ориентироваться по карте звёздного неба, как отыскивать на нём созвездия. Малую и Большую Медведицу мы нашли сразу, а потом постепенно отыскали Кассиопею, Лебедя и другие созвездия.
      На холме мы развели небольшой костёр, В удивительной атмосфере ночи вожатый рассказывал нам древнегреческие мифы, связанные с названиями отдельных созвездий. Он рассказал также о героях, покоряющих космос, о программе "Интеркосмос", в которой принимает участие наша страна.
      Чрезвычайно интересным для нас оказалось наблюдение за метеоритами. С двадцать седьмого июля по семнадцатое августа на летнем небосводе, когда не светит луна, можно увидеть большое количество метеоритов (иногда целых двадцать в час).
      Костёр тихо догорал, и ночные тени уступили место наступающему дню. Из тумана медленно вырисовывались очертания спящего лагеря, и мы с восторгом наблюдали, как вершины старых елей озаряются первыми лучами восходящего солнца. Ночную прогулку и встречу восхода солнца все мы будем долго помнить.
     
      ЭКСКУРСИЯ В ГОРОД
     
      Вечером вожатый дал нам таинственную записку, расшифровав которую мы узнали программу следующего дня; ПОСЕЩЕНИЕ ТАИНСТВЕННОГО ГОРОДА Н. Трое ребят, первыми расшифровавшие сообщение, получили по два очка. Вожатый показал нам перерисованный план города с десятью пустыми кружками и объяснил, что наша задача — дополнить этот план и определить, о каких строениях идёт речь.
      Для того чтобы мы могли правильно вести себя в городе, несколько пионеров показывали поведение людей в разных ситуациях, а остальные замечали их ошибки. Последние очки мы получили в конкурсе на знание дорожных знаков. Наконец, каждый из нас отдал вожатому бумажку, на которой написал, сколько, по его мнению, в городе жителей. Тот, кто будет ближе всех к истине, получит завтра одно очко.
      У городских ворот наш фотограф сделал несколько групповых фотографий для лагерной хроники, и мы отправились осматривать таинственные постройки города Н. К нашей радости, некоторые ребята тут же отдали первые карточки.
      Утром вожатый проверил, как мы одеты, и вручил нам по пять красных карточек. Чтобы местные жители не догадались, что мы "чужестранцы", мы не должны в разговоре использовать три слова: "ГДЕ", "ПОЧЕМУ" и "ВОЖАТЫЙ". Тот, кто употребит какое-либо из этих слов, должен отдать вожатому одну из карточек. Потеря всех красных карточек означает разглашение тайны. Интересно, кому удастся больше всех сохранить красных карточек?
      у красивого дома в стиле эпохи Возрождения мы остановились. Вожатый велел нам внимательно осмотреть дом. Мы догадались, что он снова приготовил какой-то конкурс, поэтому старались запомнить всё.
      Время от половины двенадцатого до двенадцати мы провели в покупке сувениров для своих родителей. В гостинице "Белая лощадь" для нас был заказан обед, и всем не терпелось узнать, что приготовил шеф-повар.
      Во время экскурсии вожатый рассказал нам, что в разные эпохи сменяли друг друга различные архитектурные стили, и каждая эпоха оставляла свой след в архитектурном облике города. Мы узнали о том, как раньше люди одевались, какая у них была мебель и что вообще было типично для каждого времени. Пустые кружки на карте постепенно заполнялись, а мы учились определять архитектурные стили по основным их элементам.
      В саду небольшого белого домика вожатый представил нам пана Календу, который много лет занимался изучением истории города Н. Пан Календа познакомил нас с историей возникновения и развития города, рассказал о его перестрА)йке в последнее время, об изделиях, выпускаемых городской промышленностью. Мы поблагодарили рассказчика и подарили ему на память сувенир, сделанный нашими руками.
     
      Осмотр замка привёл нас всех в восторг. В его залах мы увидели мебель в стиле Возрождения, барокко, рококо; ценные картины и изделия художественных ремёсел. Осталась довольна и экскурсовод замка, потому что весь отряд ходил по залам в полном молчании. И неудивительно: ведь за одно-единственное слово, небольшой шум или прикосновение к экспонатам отбиралась красная карточка, а их у нас и так уже было мало.
      После вкусного обеда мы отправились к замку. До его осмотра у нас оставалось полчаса времени, и мы начали играть в официанта. Каждый из ребят отряда заказывал у официанта разные блюда. После этого официант ненадолго удалялся и возвращался, якобы принося заказ. За каждую ошибку он получал штрафное очко. Выиграл Иржи, который запомнил все заказанные блюда и всех правильно обслужил.
      После осмотра замка мы отправились в обратный путь. Лишь у Влади с Карлом были целы все красные карточки, и они получили по пять очков. Вечером мы играли в нашем клубе в игры на проверку наблюдательности и памяти. Сначала надо было нарисовать как можно точнее тот дом в стиле Возрождения, который мы осмотрели в городе. Затем мы должны были вспомнить все магазины, расположенные на площади. А в конце вожатый повторил историю города, но при этом нарочно говорил что-нибудь неправильно. Мы же должны были написать, какие ошибки он допустил в своём рассказе.
     
      Романский период — это период средневековья, с X до ХИ1 века. Основной формой свода, окон, дверей и ниш всех зданий была полукруглая арка. Для этого периода типичны круглые церквушки и большие по размерам храмы-базилики с внутренним пространством, разделённым колоннами на несколько продольных частей — нефов. Главным объектом крепости (замка) в романский период была жилая башня. Княжеский дворец служил скорее целям обороны, чем созданию комфорта для его владельца.
      Мебель романского периода довольно примитивна. Её делали из тяжёлых досок, обитых железом или же украшенных неумелой резьбой. Это сундуки, лавки, кресла; только начинают появляться элементы шкафов и столов. Керамика имела серую неглаэурованную поверхность. Художники не знали перспективы.
      Готический период включает XIII, XIV и XV века. Для архитектуры этого времени характерны стрельчатые арки, стройные башенки (фиалы), опорные консоли, В замковой архитектуре всё ещё преобладает мощная оборонная башня с дворцом. К ней примыкает каменная крепостная стена с зубцами, галереями, башнями-бастионами и подъёмным мостом. После изобретения водяной пилы изготовление мебели превращается из плотничьего ремесла в столярное. Появляются сложная резьба, облицовка деревом и кожей. Отдельные предметы мебели совершенствуются, появляются умывальники, конторские бюро для письма и чтения, буфеты. К богатой серебряной и золотой посуде добавляется стеклянная, достигает расцвета обработка олова. Готические идеалы женской красоты запечатлены в каменных и деревянных фигурах мадонн. Художники всё ещё не могут решить проблему перспективы.
     
      В XV—XVI веках готику сменяет Возрождение. Для него характерны постройки с большим количеством колонн и аркад. Очень часто они украшаются особой штукатуркой граффито. Основным элементом загородных замков аристократии стал двор с аркадами и специально спроектированный сад с террасами, с большим количеством скульптур, а иногда и с открытой лоджией. В мебели отражается стремление к роскоши. Резьба отличается тонкостью, она становится всё богаче. Наряду с инкрустированной мебелью появляется мебель, украшенная слоновой костью, перламутром или металлом.
      Наряду с прекрасным стеклом появляется фаянс— керамика, покрытая непрозрачной свинцово-оловянной глазурью. Оловянные изделия украшены богатым рельефом. Все ремёсла достигают высокого уровня.
      XVII и XVIII столетия ~ это стиль барокко. Здесь мы находим монументальность и огромное богатство форм. Слово "барокко" означает волнистый, изогнутый. Наиболее часто встречающейся формой в горизонтальной проекции становится эллипс. Ча стенах появляются выпуклые и вогнутые кривые линии и выпуклые и вогнутые поверхности, создающие впечатление объёмности. В сельской местности в этот период формируется стиль "сельское барокко", черты которого несут фронтоны зданий, церквей, ратуш. Наиболее важной частью замковых построек становится богатый вестибюль с парадным залом на втором этаже и высокими окнами, часто имеющими более чем двухэтажную высоту.
      Художественные ремёсла подчёркивают богатство и роскошь аристократии и монарха. Колонны спиралеобразной формы появляются на боковых частях шкафов, кресел и столов, их ножки начинают изгибаться в виде буквы "8". Резьба эпохи барокко обычно покрывалась тонким слоем золота. В некоторых случаях резьба заменялась бронзовой пластикой, которая, кроме эстетической функции, выполняла также и защитную роль. Инкрустация по дереву предстаёт в этот период во всей своей красе. Появляется мозаика из полудрагоценных камней, сохраняется также и крашеное дерево, распространяется подражание китайским образцам. Стекло и фарфор начинают вытеснять оловянные сосуды. В обработке серебра и золота присутствуют чеканка и филигрань. Расцветает искусство изготовления кованых решёток, украшенных орнаментом.
      Когда мы говорим о рококо, то имеем в виду отрезок времени с 1715 года до 1874 года. Стиль рококо проявился не столько в архитектуре, сколько в интерьере и в орнаментальных украшениях. Мебель предназначалась для создания интимной будуарной обстановки. Обивка стен прямо-таки сливается с мебелью по цвету и рисунку.
      Все предметы в стиле рококо отличаются богатством форм и декоративных элементов, но особенно это характерно для изделий из фарфора. Создаются художественные произведения из фарфора для украшения дворцов. Приспосабливаются к духу нового времени и другие материалы: стекло, олово, для изделий из которого характерна форма раковины.
      Конец XVIII века и XIX век мы называем периодом подражательных стилей. К их числу относятся классицизм, ампир, романтизм с романскими и готическими элементами, поздние рококо и барокко. Время существования ампира совпадает с периодом правления Наполеона. Задача этого стиля заключалась в создании соответствующего парадного обрамления наполеоновской власти и придания достойного вида двору, который не признавала вся Европа!. Основой ампира была симметрия. Источником вдохновения для архитекторов и художников становится античность. Для интерьера характерны лепные украшения. Ему соответствует мебель с тёмными блестящими поверхностями из красного дерева, оживляемыми бронзовой пластикой и орнаментом. Ампир в период своего расцвета оказал влияние не только на архитектуру, но и на другие области искусства своего времени.
      Короткий период модерна, который начинается с 1899 года и постепенно сходит на нет после 1907 года, оказал своё влияние на деятелей искусств всех стран. Однако его конкретное проявление в каждой стране зависело от исторических условий, опыта и вкуса. В украшении фасадов зданий, в изделиях художественных ремёсел появляется объединяющий декоративный элемент — своеобразный орнамент. В нём мы находим растительные мотивы: водяную лилию, кубышку, калужницу, вьюнок и т.д. Наряду с растениями в орнаменте фигурируют люди, животные, птицы, рыбы.
      Стиль лагерный недопустимый достигает своей кульминации в XX веке. Некоторые его основные элементы существовали ещё до нашей эры, однако наибольшее развитие он получил в последнее десятилетие.
      Типичным признаком стиля является ассиметрия. Что ни постройка, то оригинальное произведение: например, "палатки промокающие" и т.п.
     
      ЭКСКУРСИЯ В СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ
     
      Недалеко от лагеря стоит старый монастырь — свидетель былого богатства и власти цермви. Во время его осмотра мы узнали, каких трудов, нищеты и страданий крестьян стоило такое богатство. Вожатый рассказал нам, как церковь богатела за счёт различных поборов, пользуясь бесправием народа.
      Наш путь продолжался через широкие поля, принадлежавшие сельскохозяйственному кооперативу, в деревню, где нас ждали председатель и зоотехник кооператива. На старых фотографиях мы увидели, какими крохотными были поля до создания кооператива. Нам рассказали о трудной жизни в старой деревне, о создании кооперативов, об их сегодняшних успехах.
      Протест против произвола церкви и феодалов выливался в крестьянские бунты и восстания. На противоположном холме в средневековье произошло кровавое столкновение крестьян, вооружённых лишь вилами, косами и цепями, с военными отрядами. Вожатый рассказал нам о том, как проходило восстание, о бесчеловечной расправе сего участниками. Несмотря на это, феодалам и церкви не удалось сломить волю крестьян, мечтавших о свободе.
      Мы сами убедились, что условия жизни в деревне почти сравнялись с условиями жизни в городе. Большие общественные постройки, красивые дома, современный магазин самообслуживания. Дом культуры и множество других примет свидетельствовали о благополучии кооператива.
      Очень интересным был осмотр старых сельскохозяйственных орудий и машин. Сравнивая их с современным техническим парком, мы поняли, в каких трудных условиях работали люди в прошлом, восхищались совершенством современных машин.
      Кооператив специализируется на животноводческой продукции, и председатель с гордостью показал нам огромную птицеферму, которая по экономичности и интенсивности производственного процесса не уступает самому высокоразвитому промышленному производству. Мы были поражены инкубатором объёмом более ста тысяч яиц, огромным помещением для откорма цыплят.
      У большого пруда нам показали новую, высокопродуктивную ферму для выращивания уток, рассказали о племенной работе, производстве утиного мяса. В конце осмотра зоотехник кооператива показал нам несколько видов диких и декоративных уток, плавающих в вольерах и небольших прудах.
      Простившись с товарищами из кооператива, мы нарвали луговых цветов и положили их к памятнику героев, павших в первой и второй мировых войнах. По дороге в лагерь мы говорили об интересной работе на племенных фермах, и многим из нас захотелось стать животноводами.
     
      ПРОГУЛКА с ШАРИКАМИ
     
      Сегодня мы узнали, что наш отряд пойдёт на прогулку. Вожатый, когда все прибежали к нему с вопросами, загадочно улыбнулся и раздал нам мешочки с шариками. Он сообщил, что во время прогулки мы будем играть ими. Те, кто заработает дополнительные очки, займут лучшее место в отрядной эстафете.
      Следующая задача: забросить шарик как можно дальше.
      На специально выбранном месте вожатый вбил в землю небольшой колышек, а мы должны были с определённого расстояния бросать шарики так, чтобы они упали как можно ближе к колышку. Очки получили трое ребят, наиболее удачно выполнившие условия игры.
      Затем вожатый расставил шахматные фигуры, а мы с определённого расстояния катили по земле шарики и по очереди сбивали поставленные фигуры. Очки получили трое ребят, сбивших все фигуры наименьшим количеством шариков.
      Вожатый вырыл в песке лунку и каждому из нас дал по десять шариков. С определённого расстояния мы должны были постараться забросить в лунку как можно больше шариков.
      На ограниченном пространстве вожатый разбросал 25 шариков. Тот, кто за установленное время нашёл больше всех шариков, получил три очка.
     
      Мы встали спиной к площадке, где в один ряд были разложены 15 разноцветных шариков. Повернувшись по команде вожатого лицом к шарикам, нужно было запомнить, как они расположены. Через 10 секунд шарики прикрыли, а мы по памяти записали цветовую последовательность их расположения.
      Один за другим мы как можно быстрее разделили кучку из 100 шариков по цветам. Вожатый засекал время секундомером.
      Пользуясь азбукой Морзе, вожатый с помощью цветных шариков составил сообщение. Точку, тире и разделительный знак представляли разные по цвету шарики. Мы тоже попробовали.
      Было так весело, когда вожатый устроил для нас минигольф из шариков. Выиграл тот, кто забросил все шары в десять пронумерованных лунок при минимальном числе ударов импровизированной клюшкой
      Для того, чтобы отгадать, сколько шариков находится в мешке, нужно везение. Оно понадобилось нам и тогда, когда мы отгадывали, в какой руке у вожатого шарик. Кто не отгадывал, выбывал из игры, и так до тех пор, пока не остались трое.
      Мы играли ещё в одну незнакомую игру. Вожатый поместил в небольшой кружок четыре шарика и сверху на них ещё один. Наша задача — с определённого расстояния так кинуть шариком в пирамиду, чтобы все составляющие её шарики вылетели из круга.
      Было интересно катить шарик с самого высокого камня. Если же при этом удавалось задеть чужой шарик, то он становился нашим, и мы получали право катить шарик снова.
      Прогулка с шариками нам так понравилась, что после возвращения в лагерь мы решили подготовить для остальных отрядов "большую лагерную шарикиаду"!
      Забрасывать шарики в кружку, подвешенную за ветку, было не так-то легко, да и попасть с определённого расстояния в трехсантиметровые воротца тоже непросто.
     
      ПРОГУЛКА С КАНАТАМИ И ВЕРЁВКАМИ
     
      Цель этой прогулки — формирование и закрепление практических навыков в вязании узлов и набрасывании лассо, с помощью разнообразных соревнований, игр мы развиваем у детей двигательную активность.
      Верёвку не следует перекидывать через острые грани.
     
      На лежащем на земле сухом бревне вожатый показал нам, как делается узел, с помощью которого волокут деревья.
      У небольшой скалы нас ждал приятный сюрприз. Члены кружка альпинистов рассказали нам о значении альпинистского спорта и показали снаряжение альпиниста. Они продемонстрировали восхождение на гору, страховку второго альпиниста, безопасный спуск человека на канате вниз со скалы.
      к прогулке с канатами и верёвками мы готовились накануне вечером в пионерской комнате. Вожатый объяснил нам, как нужно обращаться с канатом, показал, как правильно разравнять и намотать его. Наши блокноты пополнились рисунками простых узлов, прочных и скользящих петель, различных соединений канатов. Мы научились делать несколько прюстых узлов, показав при этом ловкость наших пальцев, фантазию и память.
      Рано утром, покинув с весёлой песней лагерь, мы почему-то вместо мостика через реку пошли по её левому берегу. Вскоре мы узнали, почему. Между двумя старыми ольхами вожатый натянул через реку канат, и мы должны были перебраться по нему на руках на другой берег.
      Затем мы играли в игру "Кто быстрее всех перережет верёвку?". Игрок с завязанными глазами должен был по команде перерезать верёвку, натянутую в четырёх метрах от него.
      На небольшой поляне мы остановились. Вожатый сделал на висящем канате петлю. Из ровной ветки ясеня мы изготовили копьё и начали метать его с различного расстояния так, чтобы оно прюшло через петлю.
      Много смеха и шуток было, когда мы начали прыгать через верёвку и перетягивать канат
      РАСКРУЧИВАНИЕ КАНАТА
      Один из игроков становится в центр и раскручивает канат. Остальные образуют круг радиусом, чуть большим длины каната. В интервале между отдельными вращениями каната каждый должен успеть вбежать в круг, взять находящийся там предмет и вернуться на своё место так, чтобы его не задел канат.
      ЗАВЯЗЫВАНИЕ УЗЛА ПАРАМИ
      От каждого отряда в соревновании участвует одна пара. Игроки становятся друг против друга, держась одной рукой за один конец каната. Вторая рука заложена за спину. Вожатый выбирает один из знакомых всем узлов и предлагает паре его завязать. Очки присуждаются за скорость и правильность вязки узла.
      НАЙДИ КАНАТ
      Игроки с завязанными глазами выстраиваются в ряд. На расстоянии двадцати метров от них двое держат канат. По команде вожатого игроки несколько раз поворачиваются вокруг себя и в полной тишине пытаются коснуться каната.
      ЗАВЯЗЫВАНИЕ УЗЛОВ КОМАНДАМИ
      Соревнуются команды из шести человек. Каждый из игроков, кроме четвёртого и шестого, имеет небольшой канат. Перед каждой командой вбит в землю шест. По сигналу первый игрок завязывает на шесте корабельную петлю; второй привязывает свой канат к концу первого шотландским узлом; третий—санитарным узлом; четвёртый делает на этом узле соединение; пятый привязывает свой канат рыбацким узлом; последний делает прочную петлю вокруг пояса.
      Один из альпинистов показал нам своё искусство в обращении с лассо. Он рассказал, что лассо надо всё время прокручивать пальцами, иначе оно через несколько кругов запутается. Мы тоже попробовали забросить лассо, но убедились, что задача эта очень трудная: для того чтобы овладеть этим искусством, нужна упорная, продолжительная тренировка. Лассо можно сделать из обычного шнура дггиной четыре метра и толщиной около одного сантиметра. На одном конце надо завязать петлю, а второй обмотать суровой нитью. Канат можно сделать более упругим, натерев его воском или жиром.
      Нашу удачную прогулку мы снова закончили переходом через реку, на этот раз по двум канатам.
      Кто из нас самый ловкий в развязывании узлов, показала ещё одна игра. Каждый получил по верёвке, на которой было пятнадцать узлов. По команде вожатого мы должны были как можно быстрее развязать эти узлы. Трое самых быстрых получили по очку. Ещё по очку получили игроки, быстрее всех завязавшие пятнадцать узлов на той же самой верёвке.

Текст распознан с некоторыми сокращениями по причине обилия графики.

 

 

От нас: 500 радиоспектаклей (и учебники)
на SD‑карте 64(128)GB —
 ГДЕ?..

Baшa помощь проекту:
занести копеечку —
 КУДА?..

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.