Сделала и прислала Светлана Сибирцева. _________________
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ
Плывут по морям корабли. Дымят, бьют носами воду, торопятся по своим корабельным делам.
У одного труба повыше, у другого пониже. Один шутя три баржи тащит, другой сам еле-еле ползёт. Есть суда красивые, есть нелепые. Каждый с особинкой.
Не схожи у кораблей и судьбы: кто счастлив, кто невезуч, кто уважаем, кто забыт.
Корабли как люди — разные и удивительные.
ОТВАЖНЫЕ
Плоты переплывают океан
Однажды на индейское племя в Южной Америке напали враги. Врагов было много. Надо было отступать.
Тогда индейцы построили плоты, вышли на них в океан. Заскрипели, раскачиваясь на волнах, брёвна. Брызги обдавали паруса. Из-под воды за плотами следили прожорливые акулы.
Через несколько месяцев беглецов поднесло к островам. Прибой перевернул плоты и выбросил людей на берег. Мокрые и исцарапанные люди бегали по песку, Станцевали и пели весёлую песню. Они пели о том, что остров прекрасен и что сюда не придут враги.
Перевёрнутые плоты качались на воде. Шаткие и слабые, они переплыли океан.
С драконами на носах
Давным-давно у берегов холодного Норвежского моря плавали ладьи морских разбойников — викингов. К носам кораблей были прибиты вырезанные из дерева головы драконов.
Как-то после набега на мирный город ладьи викингов попали в шторм. Ветер погнал их на запад. Долго носились ладьи, пока впереди не показалась земля. Между чёрных гор в ущельях зеленели лужайки. После долгого тяжёлого плавания земля показалась людям цветущей. Они назвали её Зелёной страной — Гренландией. Здесь они поселились и стали жить, отсюда плавали к берегам Америки.
Не каждая ладья возвращалась из такого путешествия, но были такие, что переплывали океан несколько раз.
Когда умирал вождь викингов, в землю вместе с ним закапывали и ладью: викинги верили — нет пути из которого не вернёт тебя крепкий корабль.
Каравеллы
В южные моря от испанских, и португальских берегов отплывали корабли. У них были крутые борта и высокие резные кормы. Это были каравеллы.
Когда на море поднимался шторм, каравеллы не видели друг друга из-за водяных гор.
Страшно было плыть за океан. «Там, в далёких морях, океан кончается и воды его с ужасным рёвом обрушиваются в пропасть, — говорили тогдашние учёные. — А тот, кто избежит гибели и сумеет повернуть, умрёт на обратном пути от голода и болезней!»
Но каравеллы упрямо плыли вперёд. Это на них мореплаватель Колумб открыл Америку, а Магеллан и его спутники впервые объехали земной шар.
«Стерегущий»
Во время русско-японской войны враги окружили миноносец «Стерегущий».
Долго длился неравный бой. Но вот от команды миноносца осталась только горсточка людей. Кончились снаряды, остановилась машина.
На палубу «Стерегущего» поднялись люди в японской форме. Они снова запустили машину, и миноносец медленным ходом пошёл вперёд. «Стерегущего» вели в плен.
И тогда в трюм спустились трое русских матросов. Они открыли там краны, и холодная вода хлынула внутрь корабля.
Миноносец стал тонуть.
Вода дошла до палубы, покрыла капитанский мостик. Скрылись под водой трубы, мачты...
На флоте есть сигнал: «Умираю, но не сдаюсь!» На «Стерегущем» уже некому было его поднять.
БЫСТРЫЕ
Под лёгкими парусами
Плыл по морю пароход. Это был большой и быстрый корабль.
Вдруг позади него на горизонте забелело облачко. Оно всё росло и росло. Капитан парохода поднял к глазам бинокль и увидел: далеко за кормой, догоняя их, полным ветром шёл трёхмачтовый парусник.
Капитан не любил оставаться позади.
— Больше ход! — скомандовал он.
Из трубы парохода повалил дым. Но парусник настигал судно.
— Ещё больше! — потребовал
капитан от машинистов.
Теперь уже дым из пароходной трубы летел клочьями. За кормой металась взбитая винтом пена.
Но парусник и не думал отставать. Он легко догнал пароход, обошёл его и спустя час скрылся из виду.
— «Катти Сарк», — прочёл на его корме капитан. Он не знал, что «Катти» — самый быстроходный парусник в мире.
Сейчас «Катти Сарк» стоит на вечной стоянке в Лондоне. Корпус его истрёпан, паруса износились. Но острый нос по-прежнему устремлён вперёд.
Голубой миноносец
Чтобы покрасить военный корабль, смешивают белую, синюю и чёрную краски.
Когда красили миноносец «Ташкент», положили слишком много синей. Миноносец получился голубым.
Шла война. Фашисты окружили Севастополь. «Ташкент» получил приказ вывезти из осаждённого города на Кавказ раненых, женщин, детей.
С утра до вечера над морем кружили фашистские самолёты. Кресты на их крыльях отражались в воде. Под крыльями висели чёрные бомбы. Самолёты искали «Ташкент». Враги знали: кораблю, чтобы дойти до берегов Кавказа, нужно плыть целый день и целую ночь.
Вечером самолёты улетали, а с рассветом появлялись вновь. Но «Ташкент» они так и нс поймали. Голубой миноносец был самым быстрым на Чёрном море. Он проходил путь до Кавказа за одну ночь.
НЕВЕЗУЧИЕ
Пароход, который столкнулся с паровозом
Это случилось а итальянском порту Генуя. К причалу подходил океанский пароход. Он только что вернулся из далёкого плавания. В пути его подстерегали подводные камни, мели и тропические ураганы. Пароход избежал опасностей и теперь спокойно приближался к берегу.
А на берегу в это время по причалу двигался паровоз. Случилось так, что паровоз сошёл с рельсов, прокатился ещё немного и остановился только у самой воды.
И тут огромный пароход с ходу врезался в него. Пароход пробил себе нос и долго не мог плавать.
Впрочем, досталось и паровозу: не сходи с пути!
Корабль, который плавал один день
Шведский король хотел иметь самый большой, самый красивый, самый быстрый и самый сильный корабль в мире. Инженеры построили ему такой корабль. На нём было много пушек, много украшений, роскошные каюты и очень высокие мачты. Назвали корабль «Густав Ваза».
— Посмотрим ещё, как он будет плавать! — сказали старые моряки.
«Густав Ваза» вышел в море и... перевернулся.
Через двести лет корабль подняли со дна моря и поставили к причалу.
От причала он больше не отходит. Нельзя быть сразу и самым большим, и самым красивым, и самым быстрым, и самым сильным.
УВАЖАЕМЫЕ
В бетонном озере
В японский порт Йокосука однажды с грохотом приползли экскаваторы. Они стали в ряд неподалёку от набережной и принялись рыть землю.
Они вырыли целое озеро. Его соединили каналом с морем.
По каналу в озеро вошёл старый броненосец «Миказа». Тридцать лет плавал он. Раковины тёплых и холодных морей облепили его днище. Зарубки от вражеских снарядов, будто шрамы, покрыли броню. Многих своих матросов и командиров пережил старый корабль.
Его поставили посреди озера, а потом озеро залили бетоном. Вода ушла, и бетон затвердел.
Теперь у корабля спокойная старость.
Последний путь «Виктории»
Стодвадцатипушечная «Виктория» была флагманским кораблём адмирала Нельсона. Он плавал только на ней.
У этого английского адмирала не было одного глаза. Когда неприятельских кораблей собиралось больше, чем английских, он выходил на мостик «Виктории» и, приложив подзорную трубу к слепому глазу, говорил:
— Не вижу ничего страшного?
Однажды произошёл бой между французской и английской эскадрами. Англичане победили, но в бою пуля смертельно ранила Нельсона. Он упал на палубу «Виктории».
Тело адмирала запечатали в бочку. Несколько дней плыла «Виктория» домой, подняв остатки парусов, пробитых французскими ядрами. Встречные ветер и течения сделали её ход медленным. Приспустив флаг, она вошла, наконец, в свой порт.
Тело адмирала предали земле. Но «Виктория» и тут не покинула его: в этом порту она осталась стоять навечно.
Корабль революции
В Ленинграде красивые набережные. На них — бронзовые и гранитные памятники. Зимой, когда идёт снег, белые плащи ложатся на плечи статуй.
Но один памятник в Ленинграде — особенный. Он стоит прямо на воде.
Это крейсер «Аврора».
Когда началась Октябрьская революция, «Аврора» вошла в Неву и навела свои пушки на Зимний дворец, где засели враги.
Выстрел Авроры был сигналом к штурму Зимнего.
...На набережной перед «Авророй» всегда много народу. Люди часами смотрят на крейсер.
На другом берегу Невы — Зимний дворец. Там теперь музей.
И снова «Аврора» стоит против него. Но стволы её орудий опущены.
Мальчишки-нахимовцы теперь хозяева корабля.
|