На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Самолёт летит. Винокуров, 1960

Изидор Григорьевич Винокуров

Самолёт летит

Илл.— А. Лурье

*** 1960 ***


PDF



Прислала Я. В. Кузнецова.
_______________

 

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ

      ОГЛАВЛЕНИЕ
     
      На аэродроме
      Кто водит самолёты
      Какие бывают самолёты
      Как самолёт в поле работает
      Воздушный охотник
      Летит высоко, а видит глубоко
      Сквозь буран
      Много дел у наших лётчиков


      НА АЭРОДРОМЕ
     
      Интересно рано утром побывать на аэродроме!
      Аэродром — огромное поле. По краям поля стоят самолёты. Много их тут, и все разные.
      Вот этот — большой — возит сразу по муогу пассажиров и поднимает тяжёлые грузы. А вот тот — совсем маленький. Кроме лётчика, в нём может поместиться только один или два человека.
      Здесь же, рядом, находятся мастерские, склады и большие, высокие ангары, куда вкатывают самолёты во время ремонта.
      Раньше всех на аэродром приходят техники. Первым делом они проверяют, хорошо ли работают у самолётов моторы.
      Вот техник осмотрел машину, проверил исправность моторов. Тут к самолёту подъехал автозаправщик.
      — Будете заправляться? — спросил шофёр у техника.
      — Обязательно! — ответил техник и взобрался на крыло самолёта.
      Шофёр протянул ему длинный резиновый шланг. Техник вставил конец шланга в бак, устроенный в крыле, и бак постепенно стал заполняться горючим.
      Для полёта нужно много горючего. Чем больше самолёт, чем дальше надо лететь, тем больше требуется горючего.
      Но вот баки наполнились до краёв.
      — Довольно! — крикнул техник. — Спасибо!
      — Летите на здоровье! — ответил шофёр и повёз горючее к другому самолёту.
      Только отъехал автозаправщик, к самолёту подкатил тягач, подцепил его на буксир и потянул к перрону аэровокзала. Там уже ждал машину командир самолёта.
      — Ну, как дела? — спросил он у техника.
      — Всё в порядке! — ответил тот.
      Командир внимательно проверил, готова ли машина к полёту, и разрешил начать погрузку.
      Тягач подвёз к самолёту целый поезд вагонеток с багажом. В самолёт погрузили ящики, чемоданы, корзины и термосы с горячей едой для пассажиров.
      Пока шла погрузка, командир тоже готовился к полёту.
      Получив у диспетчера полётный лист, в котором написано, куда надо лететь и какой везти груз, командир отправился в штурманскую комнату, чтобы разработать план своего полёта.
      Потом зашёл на метеорологическую станцию узнать, какая погода ожидает его в пути. Очень часто бывает так: над аэродромом ясное небо, светит солнце, а пролетит лётчик час или два, его встречает уже совсем другая погода.
      Наконец командир выяснил всё, что было нужно, и доложил начальнику:
      — Я готов к полёту. Разрешите вылетать?
      — Хорошо, — сказал начальник, — летите. Желаю вам счастливого пути.
      И командир направился к своему самолёту.
      Возле самолёта уже стоял самоходный трап — высокая лестница с перилами. По трапу в самолёт поднимались пассажиры.
      — Можно лететь? — спросили у командира его помощники, когда посадка закончилась.
      — Летим! — ответил командир и прошёл в пилотскую кабину.
      К самолёту снова подъехал тягач и на буксире потянул его к началу бетонной дорожки.
      Какой бы ни был большой аэродром, взлетать самолёты могут только с одного места. Это место называется стартом. Его легко узнать. Весь аэродром покрыт травой, а там, где старт, проложена прямая широкая дорожка из бетонных плиток.
      На старте строгий порядок. А следит за порядком диспетчер командного пункта.
      — Я ЭЛ-5612, разрешите запустить двигатели? — спрашивает по радио командир самолёта.
      — Разрешаю, — отвечает диспетчер.
      Заработали двигатели, быстро завертелись винты самолёта.
      — Я ЭЛ-5612, двигатели в порядке. Разрешите выруливать на старт?
      — Разрешаю.
      Теперь уже сам, без помощи тягача, самолёт выруливает на старт и останавливается, приготавливаясь к разбегу.
      — Я ЭЛ-5612. Разрешите взлёт?
      — Разрешаю, — отвечает диспетчер.
      Двигатели начинают работать сильнее. Всё быстрей и быстрей вертятся винты. И вот самолёт уже бежит по бетонной дорожке. Потом отрывается от земли и начинает подниматься всё выше и выше.
      — Я ЭЛ-5612, на борту всё в порядке, — говорит по радио командир самолёта.
      А на старте уже дожидается своей очереди другой самолёт.
      — Я ЭЛ-6317. Разрешите взлёт?
      — Разрешаю, — снова отвечает по радио диспетчер командного пункта.
      И в небо поднимается ещё один самолёт. А за ним ещё и ещё... Днём и ночью на аэродроме не стихает гул моторов. Одни самолёты улетают, другие прилетают.
      Много дел у наших лётчиков У каждого своё задание.
     
      КТО ВОДИТ САМОЛЁТЫ
     
      Самый главный на самолёте — это лётчик, командир воздушного корабля. Лётчик управляет самолётом. Он должен уметь хорошо взлетать, вести самолёт в воздухе и хорошо совершать посадку.
      Большими самолётами управляют два лётчика. Один сидит на левом сиденье — он командир самолёта, другой — на правом, он второй пилот.
      Лётчик многое должен знать. И как устроен самолёт, и как работают двигатели, и как во время полёта бороться с непогодой.
      Стать лётчиком не так просто. Нужно много и хорошо учиться, быть смелым и отважным человеком.
      А это штурман. Без него нельзя лететь в далёкий и ответственный рейс.
      Штурман помогает лётчику находить правильную воздушную дорогу.
      Во время полёта штурман следит по картам и проверяет по особым приборам, в каком направлении летит самолёт, высчитывает, как быстро он летит и сильный ли дует ветер. В любую минуту штурман может сказать, над каким местом пролетает самолёт.
      Лётчик ведёт машину уверенно. Он знает, что штурман не допустит, чтобы их воздушный корабль сбился с правильного пути.
      А это бортрадист.
      На каждом большом самолёте имеется радиостанция. Бортрадист надевает наушники, включает радиостанцию и
      начинает разговаривать с радистами, которые находятся на земле или на других самолётах.
      Всё время, пока самолёт летит, бортрадист держит связь с землёй. Он принимает сообщения о погоде, приказания лётчику.
      — Как проходит полёт? — спрашивают с земли.
      — Хорошо! Всё в порядке! — отвечает бортрадист.
      На самолёте есть ещё бортинженер. У бортинженера много дел. И на земле и в воздухе.
      Когда самолёт находится на стоянке, бортинженер проверяет, исправна ли машина. А когда самолёт в полёте, он всё время следит за работой моторов. Прислушивается к каждому звуку. По звуку инженер может узнать, хорошо или плохо работает мотор, а если плохо, то почему. Инженер знает, как устранить неполадки.
      Быть инженером на самолёте — ответственное дело. Недаром говорят: бортинженер — правая рука лётчика, первый его помощник.
      Когда пассажир входит в самолёт, его встречают бортпроводницы.
      Они, как гостеприимные хозяйки, проведут пассажира на его место, помогут разместить вещи, а пальто и шляпу уберут в гардероб, чтобы не помялись в дороге.
      Во время полёта бортпроводница принесёт газету или журнал. Если кто захочет пить — предложит сладкого лимонада.
      А может быть, вы проголодались? Хотите пообедать? Пожалуйста! У нас на самолётах очень хорошие повара. Они приготовят всё, что вам захочется: и первое, и второе, и сладкое!
      Приятно, когда в пути тебя окружают приветливые люди, которые делают всё, чтоб тебе удобно было путешествовать.
      Полёт окончен. Задание выполнено.
      Во время полёта лётчики, штурман, бортинженер, бортрадист и бортпроводницы хорошо выполняли своё дело. Недаром начальник аэропорта говорит:
      — У нас на самолётах отличные экипажи.
     
      КАКИЕ БЫВАЮТ САМОЛЁТЫ
     
      Это новый советский транспортный самолёт «ТУ-114». Самый большой в мире воздушный корабль. Его называют также воздушным лайнером.
      «ТУ-114» не только очень большой, но и очень удобный самолёт. Внутри он делится на два этажа. В нижнем — кладовые для багажа и кухня; в верхнем — отделение для пассажиров. На самолёте имеются и сидячие места, и спальные купе, и ресторан, и даже места с кроватками для малышей.
      Десять дней и десять ночей нужно ехать на поезде из Москвы во Владивосток. А на «ТУ-114» такое путешествие занимает всего только десять часов.
      Вот на таком воздушном лайнере из Москвы в Америку летел Никита Сергеевич Хрущёв. Когда он вылетел, в Москве уже наступило утро, ярко светило солнце. А в Америке в это время была ещё ночь.
      Самолёт летел высоко над землёй, он пролетал над разными странами, над многими городами, пересекал реки и моря. И, будто вперегонки с самолётом, над землёй поднималось солнце. Когда «ТУ-114» прилетел в Америку, там уже тоже наступило утро.
      Всем, кто пришёл на аэродром встречать советского гостя, очень понравился наш «ТУ-114». И все согласились с Никитой Сергеевичем, что от Москвы до Америки теперь не так уж далеко.
      Не подумайте только, что с этим самолётом что-то случилось. Или лётчик ошибся и, вместо того чтобы посадить самолёт на аэродром, опустился на воду.
      Это не аэродром, а гидропорт. И самолёт не сухопутный, а морской. На нём можно летать и над морем и над землёй, как на самом обыкновенном самолёте, но садиться он может только на воду. У этого самолёта нет колёс. Он похож на лодку с крыльями. Поэтому он и называется «летающая лодка».
      А есть и такой самолёт, который может садиться и на воду и на землю.
      Надо лётчику опуститься на аэродром — он поворачивает маленький рычаг, и из самолёта сразу выдвигаются два колеса. Можно садиться на землю.
      А когда нужно сесть на воду, колёса убираются. Лётчик опускает самолёт и плывёт на нём, как на быстроходном катере.
      Вот какой самолёт — сразу и сухопутный и морской! Очень удобно летать на такой машине. Называется она «самолёт-амфибия».
      Всякий самолёт, прежде чем взлететь, должен быстро разбежаться.
      А вот этот только что стоял на месте и вдруг без всякого разбега стал подниматься в воздух. И, когда поднялся высоко, улетел.
      Прилетел самолёт, куда ему надо было, а опуститься негде. Всюду леса и горы. Ни одной лужайки не видать, даже самой маленькой. А на вершине горы стоит человек и дожидается самолёта.
      Поравнялся самолёт с человеком и вдруг остановился на одном месте — как будто повис в воздухе. Лётчик спустил длинную верёвочную лестницу. Человек ухватился за неё и стал взбираться по ней в самолёт.
      Вот это машина! Умеет не только летать, но и стоять в воздухе. Называется она вертолёт.
      А вот и другой самолёт. Ничего, что он такой маленький. Его экипаж — всего два человека: лётчик и бортмеханик. Но и этот самолёт очень нужный. Ему поручают большие и важные дела, обо всех сразу и не расскажешь.
      Очень много пользы приносит такой самолёт.
      Называют его по-разному: и «воздушный почтальон», и «воздушный санитар», и «воздушный следопыт», и «воздушный. фотограф».
      Вот какой это самолёт!
     
      КАК САМОЛЁТ В ПОЛЕ РАБОТАЕТ
     
      Наступила весна. На полях растаял снег. Зазеленели всходы пшеницы и ржи, посеянных ещё осенью. Самое время подкормить озимые, дать им удобрения, чтобы каждый росток стал крепким и здоровым.
      Можно ходить по полю и пригоршнями разбрасывать удобрения. Только при этом получится так, что в одно место попадёт его больше, а в другое — меньше. А некоторым росткам и вовсе ничего не достанется. Да и люди, пока будут ходить по полям, немало ростков ногами вытопчут.
      Поэтому на больших колхозных полях теперь делают по-иному. Настал срок подкармливать посевы — председатель колхоза звонит по телефону на аэродром:
      — Говорят из колхоза. Нам нужно подкормить посевы. Пришлите, пожалуйста, самолёт.
      — Хорошо! — отвечают с аэродрома. — Заявку вашу приняли. Ждите самолёт.
      В назначенное время в колхоз прилетает самолёт. С виду он ничем не отличается от других. Только у этого самолёта внутри прилажен специальный прибор. Называется он аэропыл. В него-то и насыпают удобрения в виде порошка.
      Рано утром, только развеется над полями туман, начинается подкормка посевов с самолёта.
      Очень это интересная работа.
      Самолёт летит низко-низко над пашней. А за . ним тянется небольшой пушистый хвост. Это лётчик нажал на рычаг, аэропыл заработал, и удобрения стали рассеиваться по полю.
      Быстро пролетел самолёт от одного края поля до другого. Пролетел, подкормил часть посевов и опустился на землю.
      Колхозники загрузили аэропыл новой порцией удобрений, и самолёт снова полетел над пашней.
      Чтобы лётчик не ошибся и случайно не подкормил два раза одни и те же посевы, в разных концах поля под большими зонтиками стоят сигнальщики. По их сигналам лётчик узнаёт, над какой полосой пашни ему надо лететь. А зонтики — для того чтобы на сигнальщиков не попадал порошок.
      Долетит самолёт до сигнальщика, лётчик нажмёт на рычаг аэропыла, и за самолётом снова потянется широкий хвост.
      Ровным слоем оседает на поля порошок удобрений. Теперь уже ни один росток не останется без подкормки. На каждый придётся ровно столько удобрений, сколько надо.
      Закончилась весенняя подкормка. Быстро пошли в рост посевы. Но у колхозных полей, садов и огородов много врагов. Это разные вредные гусеницы, жуки, клещи. Всех их надо непременно уничтожить, иначе они погубят урожай, и тогда все труды колхозников окажется напрасными.
      Только заметят колхозники, что объявились вредители садов и полей, сразу сообщают на аэродром. Оттуда немедленно прилетают самолёты. Аэропылы загружаются до самых краёв ядовитым порошком. Пролетят самолёты несколько раз над полями или садами и опылят все деревья и пашни.
      Довольны колхозники.
      — Хорошая работа! — говорят они лётчикам. — Спасибо вам! Всех вредителей поморили. Теперь мы сможем собрать богатый урожай! Приезжайте к нам осенью на праздник.
     
      ВОЗДУШНЫЙ ОХОТНИК
     
      Объявились зимой в степи волки. Каждую ночь забирались они на колхозные фермы. То уволокут сразу несколько овец, то задерут корову. А один раз бросились волки за молодым конём. Еле ушёл тот от волчьей стаи.
      Колхозники старались уберечь свой скот. Устраивали на волков засады, облавы. Но никак не могли с ними сладить.
      Стаю водил старый, опытный волк. Едва начинало светать, волки убегали далеко в степь. Там они прятались среди снежных бугров. Пережидали день. А ночью снова выходили на разбойничий промысел.
      Что ни день — от волков большой урон хозяйству. Да и скот жалко.
      Тогда колхозники обратились к лётчикам за помощью.
      — Хорошо! — сказали лётчики. — Поможем!
      На следующий день рано утром лётчик посадил к себе в самолёт самого меткого охотника с ружьём и полетел в степь.
      Летит самолёт. Сверху лётчику хорошо всё видно.
      Вот дома колхозников. Вон колхозные мастерские, электростанция. А там — большие сараи и загоны для скота.
      Услышали колхозники, что над селом летит самолёт, выбежали на улицу и замахали руками лётчику:
      — Счастливой охоты!..
      Лётчик покачал крыльями самолёта, сделал круг над колхозом и полетел дальше.
      Вот и степь началась. Лётчик и охотник стали смотреть по сторонам: не видать ли где волчьей стаи?
      И вдруг за одним бугром лётчик заметил на белом снегу тёмные пятна. Это были волки.
      Шум мотора разбудил хищников. Задрав морды, они стали посматривать вверх. Что это, мол, за птица такая кружится над ними?
      Но вот лётчик опустился пониже. Охотник приготовил ружьё. И только самолёт поравнялся со стаей, как раздались выстрелы.
      Волки бросились бежать. Но куда там! От самолёта им не уйти. Метко стреляет охотник.
      Ведёт старый волк за собой всю стаю. Кружит по степи, прячется за буграми.
      Прицелился охотник, выстрелил. Перекувырнулся на бегу волчище и остался лежать на снегу.
      Без вожака волки разбежались в разные стороны. Но самолёт всё равно всех их нагнал. Каждого зверя настигла меткая пуля охотника. Всю волчью стаю уничтожили с самолёта.
     
      ЛЕТИТ ВЫСОКО, А ВИДИТ ГЛУБОКО
     
      Круглыи год, зимои и летом, ночью и днём, вы-» ходят в море рыбаки на ловлю рыбы. Нелегко даётся большой улов. От рыбаков требуются особая сноровка и умение. Надо знать рыбьи повадки, знать, в каких местах рыба мечет икру, когда из икринок выводятся мальки, через сколько времени из мальков вырастают большие рыбы. Кроме того, надо знать, каких рыб лучше ловить весной, когда солнце чуть пригреет воду, а каких — осенью.
      Рыбы плавают в море не в одиночку, а сбиваются в большие стаи — косяки. Иногда косяки приближаются к берегам, но чаще уходят далеко в море.
      Хорошо, если рыбакам сразу попадётся большой косяк.
      А если нет, то много времени надо потратить, пока встретится на пути большая стая рыб. А бывает и так, что сколько ни бороздят рыбаки море на своих судах, сколько ни закидывают свои сети, ничего не задаётся им выловить. Так и возвращаются ни с чем.
      И вот рыбаки надумали рыбачить сообща с лётчиками.
      Ещё ночью рыбаки уходят в море. А рано на рассвете с аэродрома поднимается самолёт, и лётчики летят к рыбакам на подмогу.
      Вот далеко на горизонте, там, где море будто с небом соединяется, появляется маленькая точка. Вскоре она превращается в чёрточку, становится всё больше и больше.
      — ■ Самолёт! Самолёт летит! — кричит рыбак, который раньше всех его увидел.
      И рыбаки на всех судах начинают готовить сети.
      Самолёт долетает до рыбацких судов и, покачав крыльями, улетает дальше. Покачивание крыльев — это условный сигнал. Он означает: «Будьте наготове и слушайте мои сообщения по радио».
      Найти в море косяки рыбы — нелёгкое дело. Внимательно следят рыбаки за самолётом, слушают радио. Пока оно молчит.
      Самолёт мчится над морем. То улетит далеко от судов, то снова приблизится к ним.
      Лётчики зорко приглядываются к морю. Трудная у них задача. Им во что бы то ни стало надо отыскать в море большой косяк и сообщить рыбакам о своей находке. С высоты лётчикам видно море до самого дна.
      Вот промелькнули в воде какие-то тёмные пятна, похожие на косяк. Кружит самолёт над этим местом, присматриваются лётчики. Нет, это не косяк, а большое подводное поле, поросшее мохнатыми водорослями. Иногда лётчики видят, как проносятся под водой юркие стайки рыб, но самолёт продолжает кружить над морем. Лётчики ищут настоящий, большой косяк — такой, чтобы рыбаки остались довольны.
      И вдруг кто-то из лётчиков замечает в, воде странные тени. Они как будто живые: то сжимаются, то растягиваются и медленно передвигаются из стороны в сторону.
      Командир самолёта быстро разворачивает машину. Снова пролетает над этими тенями. Теперь всем ясно видно, что это огромный косяк рыбы.
      Вот обрадуются рыбаки! Только надо поскорей сообщить им о находке.
      А делается это просто. У лётчиков и у рыбаков одинаковые карты. Море на них разделено на равные квадратики. Чтоб не спутать, каждый квадратик имеет свой номер.
      Штурман быстро высчитывает, в каком месте находится косяк, и говорит бортрадисту:
      — Передавай рыбакам, пусть скорей идут в квадрат номер семнадцать...
      Полным ходом устремляются рыбацкие суда к тому месту, где лётчики нашли рыбу. Вот и квадрат номер семнадцать. Рыбаки быстро забросили в море свои сети. А как стали их выбирать — в них полным-полно добычи.
      А по радио лётчики ещё сообщают:
      — Идите в квадрат номер двадцать три. Обнаружили новый косяк рыбы.
      — Вот это будет улов! — говорят рыбаки. — Молодцы наши лётчики: летят высоко, а видят глубоко.
     
      СКВОЗЬ БУРАН
     
      Жарко или холодно» зима или лето — высоко в горах никогда не тает снег. Потому его и называют вечным снегом.
      В некоторых местах, близко к вершинам гор, стоят маленькие, крепко сколоченные домики. Это высокогорные метеорологические станции. Круглый год живут в них и трудятся научные работники — метеорологи. Налетают ли из-за гор холодные ветры, набегают ли дождевые облака — обо всех переменах погоды метеорологи предупреждают по радио.
      Некоторые метеорологи живут так высоко в горах, что редко какая птица туда залетает. Все, что нужно для жизни и работы на высокогорных станциях, учёным доставляют самолёты.
      Как-то раз на одной такой станции заболел человек. С каждым днём ему становилось всё хуже. Два его товарища день и ночь дежурили у постели больного. Но ничем помочь не могли. Тогда они послали по радио телеграмму:
      «Заболел наш товарищ. Опасаемся за его жизнь».
      Сразу же, как только на аэродроме получили эту телеграмму, в воздух поднялся небольшой самолёт с красными . крестами на крыльях и хвосте. В самолёте, кроме лётчика, находился доктор.
      Лётчику не раз приходилось летать на эту станцию. Он знал, что она расположена на самой высокой горе. В ясные дни белая вершина горы искрилась под солнцем и чёрный домик был виден издалека. Но едва задувал ветер, горная вершина пропадала из виду. С каждым порывом ветра вздымались большие тучи снега, и постепенно гора как будто закутывалась в толстое снежное одеяло.
      Всё выше в горы забирался самолёт. Погода была хорошая. Лётчик спокойно вёл машину вперёд и время от времени говорил доктору, как называется гора или ущелье, над которыми они пролетали.
      На станции уже знали, что к ним вылетел санитарный самолёт с доктором на борту, и с нетерпением его ожидали. Чтобы долететь до станции, требовалось не больше полутора часов. Но метеорологи беспокоились, как бы не ухудшилась погода. В непогоду лететь в горах, среди узких ущелий, очень опасно.
      По лётным правилам, лётчик должен немедленно вернуться назад, как только он увидит, что начинается ветер. А в горах погода очень изменчива. Часто бывает так: вот только сейчас небо было ясное — и вдруг, откуда ни возьмись, из-за гор потянулись облака, задул ветер, закружились снежные вихри и начался буран.
      Но пока погода была лётная. И ровно через полтора часа самолёт был уже у цели.
      Сделав круг, лётчик примерился и точно посадил самолёт на маленькую площадку. Не выключая мотора, он развернул машину и подрулил к самому домику.
      — Принимайте доктора! — крикнул лётчик.
      — А мы, кажется, вовремя поспели, — добавил доктор, вылезая из машины, и показал лётчику на тёмное облачко, которое медленно выползало из-за края соседней горы.
      — Теперь оно нас не испугает, — ответил лётчик. — Переждём здесь непогоду. А потом полетим обратно.
      Доктор сразу принялся осматривать больного. А лётчик сообщил по радио начальнику аэродрома о благополучном прилёте на станцию. Заодно лётчик передал, что погода начинает ухудшаться.
      — Обязательно дождитесь хорошей погоды, — ответил начальник, — и только тогда возвращайтесь.
      — Ну, как больной? — спросил лётчик у доктора, когда тот закончил осмотр.
      — К сожалению, положение очень тяжёлое, — ответил доктор. — Больной нуждается в срочной операции.
      Из-за соседней горы ползли серые густые облака. Ветер налетал всё чаще и чаще. Посыпал снег. Начинался буран. Вылетать в такую погоду было очень рискованно. Но лётчик сказал:
      — Готовьте скорей больного!
      Пока доктор с помощью метеорологов одевал и укутывал больного, лётчик доложил по радио начальнику аэродрома, что погода всё больше портится, но больному нужно срочно делать операцию, и, если они сейчас же не доставят его в больницу, больной погибнет. Лётчик попросил у начальника разрешения на вылет.
      Начальник знал, какая серьёзная опасность грозит лётчику, если тот вылетит в дурную погоду. Но в то же время он так же, как и лётчик, понимал, как важно спасти жизнь больному.
      И начальник ответил:
      — Действуйте по своему усмотрению!
      — Спасибо за доверие! — сказал лётчик. — Немедленно вылетаю.
      …С каждой минутой погода ухудшалась. Всё сильнее становились порывы ветра. Ветер вздымал тучи снега. И самолёт шёл, словно пробиваясь сквозь снежную преграду.
      Лететь было очень тяжело. Самолёт то подкидывало высоко вверх, то он точно в яму проваливался. Поднятый ветром снег застилал всё впереди. До боли в глазах лётчик всматривался в густую снежную пелену. Перед самолётом в любой миг могла возникнуть скала. Малейшая неосторожность — и самолёт разобьётся.
      Всё пуще расходился буран. Густые тяжёлые облака нависали над острыми скалами, косматились и заполняли собой каждое ущелье, каждую выемку в горах. Они будто хотели закрыть отважному лётчику дорогу в долину...
      Прошло уже два часа, как лётчик вылетел со станции. Те, кто был на аэродроме — и лётчики и механики, — все знали, что их товарищ, несмотря на метель в горах, решился доставить больного в больницу. С тревогой смотрели они в ту сторону, откуда мог появиться самолёт. Но время шло, а самолёта всё не было и не было.
      — Товарищ начальник, — не утерпел один из лётчиков, — разрешите, я полечу на разведку! Может быть, он сел где-нибудь и нуждается в помощи.
      Вдруг кто-то громко крикнул:
      — Летит, летит!
      Из-за облаков появилась маленькая чёрная точка, и через несколько минут все увидели самолёт, который стремительно приближался к аэродрому. Когда он опустился на лётном поле, все бросились навстречу.
      Лётчик вылез из кабины, подошёл к начальнику и сказал:
      — Разрешите доложить: задание выполнено!
      Начальник посмотрел на его утомлённое лицо и крепко его обнял.
      Больного метеоролога тотчас отвезли в больницу. Там ему сделали операцию. И жизнь его была спасена.
      А через несколько дней, когда лётчик вернулся после выполнения нового задания, ему подали радиограмму, полученную с высокогорной станции:
      «От всей души благодарим вас за спасение нашего товарища. Восхищены вашим лётным умением и бесстрашием. Мы знаем, что советские лётчики никогда не оставят человека в беде».
     
      МНОГО ДЕЛ У НАШИХ ЛЁТЧИКОВ
     
      Много дел у наших лётчиков. У каждого своё задание.
      Смело ведут они свои самолёты по воздушным дорогам. Не страшны им ни высокие горы, ни жаркие безлюдные пустыни, ни глухие таёжные леса, ни безбрежные моря и океаны.
      Если любишь свой самолёт, ухаживаешь за ним, вовремя исправляешь даже самые маленькие неполадки, он никогда не подведёт тебя. Самолёт — надёжный корабль. Лети спокойно, лётчик! Выполняй своё задание.
      Нет на земле такого уголка, где не побывали бы наши лётчики.
      Вот один из них прилетел на Крайний Север. Привёз книги, газеты, письма, новые кинофильмы, свежие яблоки и виноград. Обрадовались ребята! Окружили лётчика, приглашают его к себе в школу.
      А другой везёт в Москву гостей из далёкой жаркой Африки. Они летят к нам на праздник. Хотят провести с нами Первое мая.
      Ни днём, ни ночью не стихает гул самолётов на аэродроме. Вот этот самолёт утром вылетел из Пекина, а вечером прибыл в Москву.
      Много дорог проложено в синем небе. Стремительно мчатся по ним наши воздушные корабли. На их крыльях четыре буквы — СССР. Это наши самолёты. И ведут их наши лётчики — сильные, смелые люди.

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

 




Борис Карлов 2001—3001 гг. karlov@bk.ru