На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

«Айвенго»

Вальтер Скотт

«Айвенго»

Илл.— А. Глуховцев

*** 1956 ***


PDF



Сделала и прислала Светлана Сибирцева.
_________________

Действие исторического романа Вальтера Скотта «Айвенго» происходит в XII веке в Англии на фоне борьбы между англосаксами и захватившими страну сто лет назад норманнами. Молодой рыцарь Айвенго возвращается из крестового похода домой, где его ждёт возлюбленная леди Ровена, которую хотят выдать замуж за другого. Айвенго вынужден копьём и мечом защищать её честь и свои попранные права. В романе переплелись дворцовые интриги, борьба за престол, рыцарская доблесть и отвага, верность и любовь, подлость и коварство. На страницах книги мы встретимся с благородным разбойником Робин Гудом и с загадочным Чёрным рыцарем, а в конце книги читатель узнает, кто скрывался под этим именем...

      * * *

Из виденных мною экранизаций самой подробной и близкой к сюжету книги я считаю шестисерийный фильм «Айвенго» студии BBC, снятый режиссёром Стюартом Ормом в 1997 году. Также рекомендую посмотреть увлекательный и динамичный отечественный фильм «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» с песнями Владимира Высоцкого, снятый режиссёром Сергеем Тарасовым в 1982 году. — С. С.



Сохранить как FB2: scott-ivanhoe.fb2   …как TXT: scott-ivanhoe.txt

 

РОМАН ВАЛЬТЕРА СКОТТА «АЙВЕНГО»

      1.
      Знаменитый английский писатель Вальтер Скотт жил в бурное время. Он был свидетелем великих исторических сдвигов. На его глазах рушились в Европе последние твердыни феодализма, побеждал и укреплялся новый общественный строй — капитализм; на смену феодалам поднимался новый эксплуататорский класс — буржуазия.
      Вальтер Скотт был еще ребенком, когда колонисты Северной Америки начали революционную войну против своей метрополии — Алиши и в результате борьбы установили у себя новые, буржуазные порядки. Вскоре буря революции потрясла Францию. Под напором народных масс пала феодальная монархия Бурбонов, к господству пришла буржуазия. Последовавшие затем захватнические наполеоновские войны вызвали мощное сопротивление народов Европы. Упорно боролись против французского нашествия испанцы, полная катастрофа постигла захватчиков в России. Во многих странах вспыхивали очаги национально-освободительного движения. Не затихала борьба против угнетателей-англичан в Ирландии. Поднимала меч на вековых врагов своей национальной свободы — турок — Греция. Клокотала придавленная, растерзанная австрийскими оккупантами Италия.
      В Англии в конце XVIII века бурно развивалась промышленность. Крестьяне разорялись, лишались земли и в поисках пропитания уходили в города. На исторической арене появился многочисленный класс пролетариев.
      Вальтер Скотт ввдел, как в его родной Шотландии, где еще были сильны пережитки седой старины, нищали и теряли свои земли крестьянские родовые объединения — кланы, исчезали усадьбы аристократов. Капитал добирался до самых глухих углов. В то же время в Англии уже ширилось рабочее движение, усиливалась борьба против капиталистов. В начале XIX века она приняла особенно грозный характер. Забастовки и волнения рабочих становились повсеместным явлением, они то утихали, то разгорались вновь.
      Все эти события решающим образом влияли на развитие Скотта-художника.

      2.
      Вальтер Скотт, шотландец по национальности, происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода. Он родился в главном городе Шотландии — Эдинбурге в 1771 году. Отец его занимал должность адвоката. Адвокатом стал по окончании университета и сам Вальтер Скотт. Многолетние поездки по Шотландии, связанные с его адвокатской деятельностью, обострили интерес будущего писателя к истории, привлекавшей его с детства. Скотт собирает старинные легенды и предания, усердно изучает устное народное творчество, записывает рассказы бывалых лесников и коробейников, штудирует исторические документы.
      Первыми литературными опытами Скотта были переводы произведений немецких поэтов, затем он издает собранную и отредактированную им двухтомную книгу шотландской народной поэзии («Песни шотландской границы»), а также свою поэму «Песнь последнего менестреля», написанную в духе народных баллад. До 1813 года, когда Скотт создал свой первый исторический роман «Уоверли», он занимался поэзией, выпуская одну поэму за другой. Имя его приобрело широкую известность. Некоторые поэмы Вальтера Скотта — «Иванова ночь», «Суд в подземелье» — перевел на русский язык выдающийся поэт В. Л. Жуковский.
      Стремясь постичь смысл и причины современных ему бурных событий, Скотт обращается к прошлому. Идеи и замыслы писателя находят свое воплощение в исторических романах. По выражению Белинского, В. Скотт «докончил соединение» искусства с жизнию, взяв в посредники историю».
      С 1813 года до конца своей жизни (он умер и 1832 году) Вальтер Скотт, оставив поэзию, пишет исторические романы, выпуская их иногда по два-три в год. За 17 лет он создал, не считая других произведений, свыше 25 романов. Взятые вместе, они воссоздают историю Англии и Шотландии на протяжении многих веков— со времен раннего средневековья до конца XVIII столетия. Здесь укажем, в частности, на такие романы, как «Антикварий», «Пуритане», «Вудсток», «Роб Рой», «Эдинбургская темница», «Легенда о Монтрозе». Вальтер Скотт писал романы из жизни но только шотландского и английского, по и других пародов. Так, в романе «Квентин Дорвард» дана яркая картина жизни Франции XV века; «Граф Роберт Парижский» показывает средневековую Византию, а «Талисман» переносит читателя па Ближний Восток эпохи крестовых походов. Кроме романов, Скотт написал «Историю Шотландии», многотомный труд «Жизнь Наполеона Бонапарта» и другие сочинения.
      По своим политическим взглядам и убеждениям Вальтер Скотт всю жизнь оставался консерватором, противником революции. В этом отношении он был типичным представителем господствующих классов Англии, Он являлся сторонником постепенных, медленных изменений общественной жизни, страшился переворотов и восхвалял королевскую власть. Он считал, что королевская власть будто бы способна обеспечить всеобщую справедливость и порядок, примирить все классы. Из политических партий буржуазной Англии ему ближе всего были тори — партия крупных землевладельцев, закоренелых реакционеров. Такие взгляды Вальтера Скотта не могли не наложить свою печать на его произведения. Они не позволили ему примкнуть к передовому крылу английской литературы того времени, возглавляемому революционными поэтами — Байроном и Шелли.
      Несмотря на это, патриотическая любовь Вальтера Скотта к традициям шотландской народной жизни, народного творчества, его неизменное стремление нащупать «пружины истории», привели к тому, что созданные в его романах исторические картины были не только занимательны и красочны, но и во многих отношениях верно отражали действительность. Он строил свои романы на достоверных исторических фактах, общественные и человеческие отношения в его книгах — жизненны и правдивы.
     
      3.
      Роман «Айвенго», написанный в 1819 году, занимает в литературном наследии Вальтера Скотта видное место. По широте, яркости и живости изображенных в нем картин, по остроте и напряженности сюжета, по жизненности многих образов этот роман можно с полным правом причислить к лучшим произведениям писателя.
      Роман посвящен средневековью — одной из самых тяжелых и мрачных эпох в жизни Европы, когда народ подвергался беспощадному гнету феодалов и церкви, когда царили грубая сила и беззаконие, безнаказанно совершались кровавые бесчинства, не затихали войны, свирепствовали губительные эпидемии, от частых и жестоких голодовок вымирали целые области. Читая описания пышных рыцарских пиров и турниров, не следует забывать, что всей правды об этих временах ужасающей народной нищеты и бедствий не рассказал пи Вальтер Скотт, ии какой-либо другой европейский писатель XIX века.
      В «Айвенго» перед нами встает Англия конца XII столетия. Еще чувствуются отголоски давней борьбы между «победителями» — норманнами, захватившими в 1066 году Англию, и «побежденными» англо-саксами.
      Завоевание Англии норманнами сопровождалось нс только захватом земель местных феодалов — англо-саксонских танов, но и резким усилением эксплуатации английского крестьянства. Норманны в то время еще нс слились с англо-саксами, они и говорили тогда на своем (французском) языке. Английская нация еще не образовалась, а национальная рознь переходила в борьбу классовую, борьбу народных масс с пришельцами-феодалами. Вместе с тем и внутри класса феодалов, кроме существовавшей национальной розни, шла беспрерывная борьба: феодалы ожесточенно дрались между собой за землю, за владение крепостными и ввергали страну в бесконечные войны.
      Король стремился подчинить феодалов, добиться того, чтобы они беспрекословно повиновались ему.
      В те давние времена чем крепче становилась власть короля, тем лучше было в конечном счете для государства. Сильная королевская власть обеспечивала единство страны, способствовала вызреванию нации. Она ограничивала бесчинства и произвол жадных и своевольных феодалов, создавала более благоприятные условия для развития хозяйства и культуры.
      В борьбе с крупными феодалами герцогами, графами и баронами — король находил поддержку среди кормящихся за его счет мелких служилых феодалов (вроде лишенного наследства Айвенго), а также среди населения городов, которые к тому времени начали быстро разрастаться и были заинтересованы в прекращении войн и раздоров, мешавших торговле и ремеслу. На стороне короля против знатных феодалов выступало и крестьянство, ибо от раздоров и междоусобных рыцарских войн оно страдало в первую очередь. Вместе с тем оно питало наивную веру в короля, видело в нем защитника от феодального произвола.
      Этот сложный процесс получил в общем верное отражение в «Айвенго», что свидетельствует об исторической прозорливости Вальтера Скотта.
      Норманские рыцари Фрон де Беф, де Мальвуазен, де Браси, де Буагильбер обрисованы Скоттом как хищники и насильники, не останавливающиеся пи перед каким преступлением. Ничем по сути не отличается от них и принц Джон, впоследствии ставший королем (в историю он вошел под именем Иоанна Безземельного). Правя страной в отсутствие короля Ричарда, он заслужил ненависть всего народа. Он вероломен даже по отношению к своим союзникам, государство он рассматривает лишь как свою добычу, как обьект для грабежей и поборов.
      Любопытно отметить ту неимоверную жадность к деньгам, которую проявляют норманские бароны, в частности Фрон де Беф, вымогая выкуп у посаженного в темницу ростовщика Исаака. Этим тонким и верным штрихом романист показывает возрастающее значение торговли и денег в Западной Европе в XII веке.
      Особенно типичен для того времени образ крестоносна Буа-гнльбера. Это воин духовно-рыцарской организации — ордена тамплиеров, или храмовников (орден основан в Иерусалиме, на месте, где, по преданию, находился древний иерусалимский храм; слово храм по-французски звучит «тампль», отсюда «тамплиеры»). В XI— XIII веках в Палестину, по указке католической церкви, из Западной Европы ринулись жаждавшие новых земель феодалы-рыцари, голодные, вконец разоренные крестьяне, а также всякого рода авантюристы и преступники. Нашивая на плечи изображение креста, они клялись отвоевать у мусульман «гроб господень», который, по верованию христиан, находился в Палестине. На самом деле это были грабительские экспедиции, на которых наживалась прежде всего католическая церковь. Она брала в свои руки земли отправлявшихся на Восток и зачастую погибавших там рыцарей. Она подчиняла своему влиянию завоеванные крестоносцами территории и самих участников походов. Рыцари-крестоносцы судились лишь церковным судом; церковь, поощряя грабежи и убийства, официально прощала им все «грехи». Духовно-рыцарские ордена были орудием римского папы, орудием самых реакционных феодалов, они действовали по всей Европе, всюду внося смуту, насильничая и жестоко грабя народ.
      Похождения храмовника Буатильбера в «Айвенго» дают реальное представление о том засилье католической церкви, которое существовало в средневековой Европе. Картина будет еще полней, если мы припомним фигуру изувера Луки Бомануара, гроссмейстера храмовников, и сцену организованного им суда над ни в чем не повинной Ревеккой.
      Во всем этом Вальтер Скотт близок к исторической правде. Однако есть в романе образ, в изображении которого сказались монархические убеждения автора. Речь идет о короле Ричарде I, по прозванию Львиное Сердце. В романе он выведен как доблестный и справедливый монарх, защитник простых людей. Это далеко от истины.
      Ричард I за десять лет своего правления (1189 1199) прожил в Англии всего несколько месяцев, смотрел на эту страну лишь как на источник доходов. Он провел жизнь в своих французских владениях, где у него были громадные земли, да в палестинском крестовом походе. В рабочих тетрадях по истории средних веков Маркс пишет, что в Палестине и Сирии Ричард пускался на «безумно смелые рыцарские выходки», но «зверски изрубил несколько тысяч магометан», попавших к нему в тшен. С жестокостью, не отличавшей его от самого грубого вояки тех мрачных времен, он отдавал на разграбление целые города. Отвага не мешала ему проявлять, как указывает Маркс, полное безразличие к вопросам чести.
      Вальтер Скотт грешит против исторической правды, когда он вводит Ричарда в дружину Робин Гуда и заставляет его вместе с народом штурмовать замок Фрон де Бефа. Подданные факты истории говорят о другом: Ричард вернулся в Англию из плена (его захватил германский император на пути из Палестины) за колоссальный выкуп; эти деньги надо было выжать из народа. А народ и без того изнывал от налогов. В результате лондонская беднота во главе с Уильямом Длиннобородым подняла восстание. Силами короля вос-тание было разгромлено, а Уильям Длиннобородый и девять его товарищей казнены в Лондоне на Смитфильдском поле. В свете этих данных изображенные Скоттом трапезы Ричарда со стрелками Робин Гуда выглядят неправдоподобно.
      Но сопротивление английского народа феодалам, никогда не утихавшая борьба против эксплуататоров нашли в романе «Айвенго» яркое отражение. Одним из центральных образов романа является Локсли — полулегендарный Робин Гуд, предводитель вольных стрелков. Английский народ веками слагал о нем песни и баллады. В глазах народа он олицетворял собой тех бесчисленных смельчаков, которые во времена средневековья поднимали оружие на своих жестоких господ. По словам М. Горького, «народные баллады рисуют Робин Гуда неутомимым врагом угнетателей-норманнов, любимцем поселян, защитником бедняков».
      Среди сподвижников Робин Гуда, действующих в романе, особенно значительными являются два образа: это рабы англо-саксонского тана Седрика — свинопас Гурт и шут Вамба. С какой симпатией обрисованы они Скоттом и какое он проявил историческое чутье, заставив их участвовать в штурме замка Фрон де Бефа! Сама эта сцена как бы стягивает все действия романа в один узел, в одну точку и является огромным достижением Вальтера Скотта. Она почти символична — в критические моменты истории выступает народ и решает ее судьбы. Набрасывая эти страницы, не думал ли Скотт о парижских санкюлотах, о штурме Бастилии, о народных движениях, потрясавших Европу в его время?
      Отводя в «Айвенго» значительное место народу, ясно давая понять, что народ — творец истории, Вальтер Скотт в то же время рисует его как бы идущим на поводу у королевской власти. Он явно любуется преданностью Гурта и Вамбы своему хозяину.
      Скотт, очевидно, не хотел и не мог вывести в своих книгах образы подлинных крестьянских вождей. Написав множество исторических романов, он обошел, например, образ Уота Тайлера — вождя могучего крестьянского восстания в XIV веке, угрожавшего всему феодальному строга в Англии.
      Образ героя, по имени которого назван роман, бледен и худосочен. На нем лежит печать идеализации и надуманности. В центре произведений Скотта, как правило, стоит молодая пара влюбленных. И хотя писателю не удавалось по-настоящему облекать такие образы в плоть и кровь, он умело сцеплял их жизненные судьбы с общим ходом исторических событий и тем самым придавал повествованию большую динамичность.
      Несмотря на то, что в романе Скотта действует множество героев и развертывается сложная цепь событий, в нем нет пестроты, ему присуща органическая цельность, драматическое единство. Портрет, пейзаж, подробное описание и вскользь отмеченная, казалось бы, незначительная подробность — все у Скотта подчинено одной задаче: как можно ярче описать историческую эпоху.
      Романы Вальтера Скотта принесли ему всемирную славу и оказали в свое время огромное влияние на литературу всей Европы. «В. Скотт,— писал великий критик Белинский,— можно сказать, создал исторический роман, до него не существовавший».
      Литературное мастерство Вальтера Скотта восхищало самых выдающихся писателей Европы. Французский писатель Онорэ Бальзак, творец знаменитой «Человеческой комедии», поражаясь дару Вальтера Скотта и характеризуя его произведения, отметил, что Скотт объединил в своем романе «одновременно драму, диалог, портрет, описание; он вводил в пего чудесное и реальное... сочетал с поэзией самую простонародную и низменную речь». Такого мастера исторического повествования европейская литература до тех пор не знала.
      В его книгах искрится народный юмор, язык его гибок, богат оттенками, картины природы чаруют свежестью и красотой. Скотт сочетал осведомленность и точность ученого археолога с возвышенным полетом мысли поэта. Одной деталью он вводит читателя в изображаемую им среду, характеризует самую сущность выводимого образа, — стоит вспомнить рабское кольцо па шее Гурт,) ши старенький, потертый камзол французского короля-скопидома Людовика XI (в «Квентине Дорварде»), Вальтер Скотт, как отмечал Белинский, «вводит пас в кабинет и спальню исторического лица, делает нас свидетелями его домашнего быта, его семейных тайн, показывает его нам не только в парадном историческом мундире, но и в халате с колпаком. Колорит страны и века, их обычаи и нравы выказываются в каждой черте исторического романа, хотя и не составляют его цели».
      Вальтер Скотт был ограничен не только своими взглядами, воспитанием, происхождением, но и состоянием современной ему, до-марксовой исторической науки. Тем не менее сам факт, что народ занял в романах Скотта такое важное место, имел для литературы огромное прогрессивное значение. Пусть Скотт-консерватор опасался бунтующей народной энергии и мечтал направить ее по мирному руслу, подчинить королям. Скотг-художник показал, что в истории последнее и решающее слово принадлежит народу. Вальтер Скотт недаром заслужил восхищенные отзывы Маркса, Пушкина, Белинского, Байрона, Бальзака.
      Создавая, как писал Белинский, типические образы и набрасывая в лучших своих книгах дышащие жизнью страницы, Вальтер Скотт прокладывал дорогу великой когорте писателей-реалистов, поднявших в XIX веке литературу на огромную высоту.
      При всех недостатках, обусловленных мировоззрением Скотта, его романы, и в том числе один из лучших — «Айвенго», сохраняют для нас свою художественную прелесть и большое познавательное значение.

      И. БАННИКОВ.

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.