На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека

Роб Рой

Вальтер Скотт

«Роб Рой»

Илл.— Э. А. Будогоский

*** 1953 ***


DjVu



Сделала и прислала Светлана Сибирцева.
_________________

Роберт Кэмпбел, прозванный за цвет своих волос Роб Рой (что буквально означает «Роб Рыжий») — реальный исторический персонаж, вожак шотландских горцев, защитник слабых и обездоленных. Он боролся против произвола и гнёта дворян и английских поработителей, совершал набеги, облагал данью тех, кто грабил и притеснял простой народ. За это его прозвали шотландским Робин Гудом.
      Действие романа разворачивается в начале XVIII века во время якобитского восстания в Шотландии. Главный герой Фрэнк Осбалдистон едет в Глазго по следам своего кузена Рашлея, который скрылся, похитив деньги и ценные бумаги у отца Фрэнка, а также выдал планы якобитов королевскому правительству. Судьба сводит Фрэнка с благородным разбойником Роб Роем, который помог ему восстановить доброе имя, возвратить похищенное и покарать предателя. В результате Фрэнк становится наследником большого состояния и женится на своей возлюбленной Диане. — С. С.



Сохранить как FB2: scott-robroy.fb2   …как TXT: scott-robroy.txt

 

      СОДЕРЖАНИЕ

      Роб Рой 5
      Б. Томашевский. Вальтер Скотт и его роман «Роб Рой» 461

 

 

      ВАЛЬТЕР СКОТТ И ЕГО РОМАН «РОБ РОЙ»

      Вальтер Скотт (1771—1832) — один из крупнейших представителей английской литературы начала XIX века, создатель жанра исторического романа. Он написал свыше двадцати пяти исторических романов, которые пользуются мировой известностью. Роман «Роб Рой» принадлежит к числу его лучших произведений.
      Вальтер Скотт родился в Шотландии в городе Эдинбурге. Он был сыном юриста. Биографы писателя полагают, что в образе старого купца мистера Осбальдистона писатель изобразил своего отца, а молодой Фрэнк Осбальдистон, от имени которого ведется повествование, наделен некоторыми автобиографическими чертами. Еще в детстве Вальтер Скотт увлекался историей Шотландии и ее поэтическими легендами и преданиями. Он любил слушать рассказы о средневековых замках и рыцарских подвигах, декламировал старинные шотландские баллады, зачитывался историческими хрониками Шекспира и сборниками народных песен. Эту любовь к своей родной стране, народ которой в течение многих веков угнетали английские феодалы, писатель сохранил на всю жизнь.
      Литературная деятельность Вальтер Скотта отчетливо делится на два периода. В первый период, с 1795 по 1814 г., он пишет преимущественно поэтические произведения (баллады и поэмы). Во второй период, с 1814 по 1832 г., Вальтер Скотт переходит к прозе и начинает писать свои исторические романы, которые составляют самую ценную часть его творческого наследия. Наиболее известными романами Вальтер Скотта, которые много раз переиздавались у нас до Октябрьской революции и в советское время и которые любит советская молодежь, являются «Уэверли», «Пуритане», «Легенда о Монтрозе», «Айвенго», «Кенильворт», «Квентин Дорвард» и др. Романы Вальтер Скотта высоко ценили К. Маркс и Ф. Энгельс, а также русские революционные демократы В. Г. Белинский и Н. Г. Чернышевский, включивший одну из баллад В. Скотта в свой роман «Что делать?». Пушкин и Жуковский очень любили Вальтер Скотта и переводили его поэтические произведения.
      Белинский, называя Вальтер Скотта «великим писателем», писал, что он в своих романах «дал искусству новые средства, облек его в новое могущество, разгадал потребность века и соединил действительность с вымыслом, примирил жизнь с мечтою, сочетал историю с поэзиею».1
      1 В. Г. Белинский. Полное собр. соч., СПб., 1900, т. 2, стр. 262—263.
      Творчество Вальтер Скотта развивалось в эпоху, насыщенную историческими событиями огромного значения. Вальтер Скотт был современником французской буржуазной революции и эпохи наполеоновских войн. Это было время, когда после решительного штурма твердынь феодализма в 1789 г. в Европе складывался буржуазный строй, таивший в себе еще более острые и грозные классовые противоречия. По своим политическим взглядам Вальтер Скотт был консерватором, он критически относился к быстрому развитию капитализма, который жестоко угнетал, грабил и разорял народные массы в Англии и Шотландии. В ряде своих произведений Вальтер Скотт приблизился к пониманию истории как борьбы классов и сумел показать решающую роль народа в исторических событиях. Представителей народа Вальтер Скотт обычно рисует как благородных, смелых людей, способных на подвиги и героические действия, ведущих борьбу против своих угнетателей. Таковы в романе «Роб Рой» образы народных героев Роб Роя, его жены Елены и их сторонников — шотландских горцев. Представителей народа писатель наделял высокими человеческими качествами и противопоставлял их лицемерным, хищным и бесчеловечным представителям высших классов.
      Роман «Роб Рой» вышел в свет в 1817 г. Он является одним из так называемых «шотландских» романов писателя. В этих романах, к которым относятся «Уэверли», «Пуритане», «Эдинбургская темница» и «Легенда о Монтрозе», действие развертывается во второй половине XVII и в начале XVIII в. То была эпоха гибели старой патриархальной Шотландии и возникновения в Шотландии нового, буржуазного строя. Этот исторический процесс протекал в ожесточенной борьбе шотландского народа за свою независимость. В «Легенде о Монтрозе» Вальтер Скотт рисует события буржуазной революции XVII в., в «Пуританах» — изображает пуританское восстание 1679 г., в «Роб Рое» — восстание 1715 г. и, наконец, в «Уэверли» — восстание 1745 г.
      Энгельс писал в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»: «В Шотландии гибель родового строя совпадает с подавлением восстания 1745 г. Остается еще невыясненным, какое именно звено этого строя представляет шотландский клан, но что он составляет такое звено, не подлежит сомнению. В романах Вальтер Скотта перед нами как живой встает этот клан в горной Шотландии».
      В романах, посвященных истории Шотландии, Вальтер Скотт показывает, как, сгоняя крестьян с земли, английская и шотландская буржуазия утверждала свое господство. Жестокое ограбление народных масс раскрыто в романах Вальтер Скотта с большой художественной силой.
      С глубоким знанием национальной жизни рисует писатель драматические эпизоды борьбы шотландских кланов за свою независимость.
      Вальтер Скотт широко отобразил в своих романах народные восстания, которые нередко использовались знатью и крупными феодалами в своих целях. Например, он показал, что восстанием горцев в 1715 г., описанном в «Роб Рое», руководили так называемые «якобиты» — сторонники восстановления на престоле династии Стюартов, которая защищала интересы феодалов.
      Роман «Роб Рой» дан в форме автобиографических записок. Фрэнк Осбальдистон на склоне лет вспоминает романтические приключения своей юности, которые привели его к участию в восстании шотландских горцев и к женитьбе на Диане Вернон. В романе показаны представители всех основных классов Шотландии и Англии — землевладельцы-аристократы (семья Осбальдистона), купцы из Лондона и Глазго (отец Фрэнка и мистер Джарви), судьи и адвокаты (Инглвуд и Джобсон) и представители горных кланов Шотландии (Роб Рой и его соратники и друзья). Об этой широте и цельности изображения общества у Вальтер Скотта писал В. Г. Белинский: «Роман В. Скотта, наполненный таким множеством действующих лиц, нисколько не похожих одно на другое, представляющий такое сцепление разнообразных происшествий, столкновений и случаев, поражает вас одним общим впечатлением, дает вам созерцание чего-то единого, — вместо того, чтобы спутать и сбить вас этим калейдоскопическим множеством характеров и событий».
      На первый взгляд основной конфликт романа — борьба за красавицу Диану Вернон — развивается между Фрэнком Осбальдисто-ном и его двоюродным братом Рэшли в замке Осбальдистон. Рэшли — это образ, в котором воплощены черты романтического злодея, напоминающего шекспировского Яго. Но в дальнейшем Фрэнк попадает в Глазго, а затем в самые глухие уголки горной Шотландии, где скрывается подлинный герой романа — Роб Рой. Фрэнк оказывается вовлеченным в большие политические события того времени — восстание шотландских горцев. Как и в первом романе Вальтер Скотта «Уэверли» (1814), в примечаниях к которому писатель упоминает имя Роб Роя, судьба героя оказывается связанной с судьбой народа. Постепенно для читателя становится ясным, что основным конфликтом романа является борьба Роб Роя против англичан за несправедливо попранные права шотландского народа. Выясняется, что трус, лицемер и предатель Рэшли примыкает к восстанию якобитов не из идейных соображений. Стремясь к богатству и власти, он предает своих друзей. Во время военных действий гибнет почти вся семья старого Осбальдистона. Дело феодальной реакции безнадежно проиграно. Вальтер Скотт показывает историческую обреченность этих попыток представителей феодальной аристократии удержать власть в своих руках.
      Восстание якобитов подавлено, Рэшли получает законное возмездие за свои злодеяния, а Фрэнк благополучно женится на Диане Вернон, вновь возвращаясь после своих романтических приключений к жизни благопристойного члена буржуазного общества. Но главный интерес читателя сосредоточен всё же не на истории любви Фрэнка и Дианы, а на героическом образе Роб Роя, который стоит в центре романа. Это простой человек, вынужденный из-за притеснения шотландских аристократов вести жизнь разбойника. Благородный, мудрый, беспощадный к врагам народа, Роб Рой пользуется любовью и глубоким уважением преданных ему шотландских горцев.
      Роб Рой и его сторонники принимают участие в заговоре приверженцев династии Стюартов. Роб Рой мстит английским властям и герцогу Монтрозу — стороннику существующего режима — за себя, за простых людей Шотландии, разоренных и угнетаемых правящими классами страны — шотландскими дворянами и английскими чиновниками.
      Роб Рой — историческое лицо. Он родился приблизительно в 1670 г. и умер в 1733 г. С помощью шотландского народа он успешно боролся против карательных экспедиций англичан, отстаивая права обездоленных шотландских горцев. Одна из таких карательных экспедиций, под командованием капитана Торнтона, и описана в «Роб Рое». Народ Шотландии платил Роб Рою горячей любовью. Когда Роб Рой попадает в плен к врагам, простой солдат, жертвуя своей жизнью, дает ему возможность спастись от виселицы. О подвигах народного героя Шотландии, как и о знаменитом Робин Гуде, были сложены легенды и песни. Об этом говорит современник Вальтер Скотта английский поэт Вордсворт (1770 — 1850) в своем стихотворении «Могила Роб Роя». Это стихотворение Вальтер Скотт почти целиком приводит в своем введении к роману.1 Эпиграфом к роману также взяты четыре строки этого стихотворения.
      1 В настоящем издании это введение не публикуется.
      В своем введении к роману замечательный английский писатель рассказывает историю клана Мак-Грегор — рода Роб-Роя — и дает краткую биографию шотландского Робин Гуда. В романе облик и характер Роб Роя несколько отличаются от образа, данного в биографическом очерке. Вальтер Скотт как бы стремился не столько запечатлеть индивидуальный образ Роб Роя, сколько создать типическое обобщение, типический характер, образ героя-горца, представителя народа, борющегося за свободу и независимость Шотландии.
      В заключительных главах романа Роб Рой и его жена Елена Мак-Грегор предстают перед читателем как народные мстители за все те несправедливости и злодеяния, которые совершают поработители шотландского народа. «Вы не оставили мне и моим родным ни дома, ни земли, ни постели, ни одеяла, чтоб одеть нас; ни скота, чтобы нас прокормить; ни овцы; вы отняли у нас всё, всё! Самое имя наших предков вы отняли у нас, а теперь пришли отнять у нас жизнь», — говорит Елена офицеру, командующему карательным отрядом английских войск. Особенно характерны в этом отношении сцена казни шпиона и предателя Морриса и сцена финального поединка Роб Роя и Рэшли, кончающегося победой народного героя. Недаром Роб Рой говорит Фрэнку: «Да падет проклятье... на всех чиновников, судей, олдерменов, шерифов, констеблей, на всю их черную свору, которая вот уже сотню лет душит, как чума, добрую старую Шотландию». И если Рэшли «стремился разжечь гражданскую войну в сердце мирной страны», то Роб Рой, объясняя Фрэнку, почему шотландские горцы ведут ожесточенную борьбу за свою свободу и независимость, говорит: «...Мы едва ли нарушили бы мир и закон страны, если б нам давали спокойно пользоваться благами мира и закона. Но наш род преследовали из поколения в поколение».
      Яркие образы Роб Роя, его жены и друзей, а также шотландцев Эндру Ферсервиса и мистера Джарви удались Вальтер Скотту гораздо лучше, чем образы идеальных влюбленных Фрэнка и Дианы Вернон. Еще Белинский отмечал, что традиционные фигуры героев любовной интриги получаются у Вальтер Скотта бледными и бесцветными. Таковы, например, Айвенго и леди Ровена в романе «Айвенго». Таковы же, в сущности, Фрэнк и Диана. Зато образы людей из народа, данные на фоне национальной жизни, быта и нравов Шотландии, на красочном фоне дикой шотландской природы, являются одним из лучших достижений в творчестве замечательного английского писателя.
      В типическом образе Роб Роя, как народного героя, Вальтер Скотту удалось художественно отобразить героический характер народной борьбы против угнетателей. Образ Роб Роя по справедливости занимает достойное место в ряду исторических героев мирового освободительного движения.
      Творчество Вальтер Скотта, несмотря на все противоречия мировоззрения писателя, отличалось прогрессивным характером. Правда, Вальтер Скотт не сумел отразить в своем романе освободительную борьбу народа так глубоко и правдиво, как это сделал, например, А. С. Пушкин в «Капитанской дочке». Но реалистическое изображение исторических событий, показ решающей роли народа в борьбе за свою свободу, великолепные картины обычаев, нравов и природы Шотландии, сатирическое изображение реакционеров и врагов народа, тонкий юмор — всё это имеет для советского читателя глубокий познавательный интерес, помогая ему яснее осмыслить классовые конфликты прошлых эпох. В этом и заключается значение «Роб Роя», одного из наиболее известных романов Вальтер Скотта.
      Эти особенности творчества писателя позволили Белинскому говорить о том, что Вальтер Скотт «дал историческое и социальное направление новейшему европейскому искусству».1 В другой статье Белинский писал: «Когда мы читаем исторический роман Вальтер Скотта, то как бы делаемся сами современниками эпохи, гражданами страны, в которых совершается событие романа, и получаем о них, в форме живого созерцания, более верное понятие, нежели какое могла бы нам дать о них какая угодно история».2
      В лучших романах Вальтер Скотта, и в том числе в «Роб Рое», исторически правильно отражены судьбы широких народных масс в эпоху становления буржуазного общества. Он один из первых в английской литературе сумел изобразить народ как решающую и важнейшую силу исторического развития. Это была серьезная победа реалистического искусства. И хотя историю нельзя изучать по романам Вальтер Скотта, советские люди ценят и любят исторические романы Вальтер Скотта, справедливо занимающие почетное место в мировой классической литературе.

      Б. Томашевский

 

На главную Тексты книг БК Аудиокниги БК Полит-инфо Советские учебники За страницами учебника Фото-Питер Техническая книга Радиоспектакли Детская библиотека


Борис Карлов 2001—3001 гг.