Прислала Я. В. Кузнецова. _______________
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ
Весной, когда цветут черешни, абрикосы и персики, узбек в пёстром халате, в тюбетейке и востроносых сапогах впрягает волов в омач1) и глубоко вспахивает землю. Кончив пахоту, он горбатым кетменём2) разделывает рыхлые грядки. Его жена, с плоским лукошком в руках, ходит вдоль грядок и сажает в них семена хлопка.
1) Омач — деревянный плуг.
2) Кетмень-мотыга.
В Туркестане солнце знойно; оно жжёт и сушит землю, а дожди выпадают редко. Чтобы из хлопкового семени вырос куст хлопчатника, узбек должен время-от-времени поливать грядки. Он ставит в арык1) чигирь2), к нему привязывает кувшины из тыкв и чигирь крутится течением воды. Кувшины черпают воду и, опрокидываясь, выливают её в длинный деревянный жолоб. По жолобу вода бежит в хлопковые поля и орошает грядки.
1) Арык — искусственный канал.
2) Чигирь — колесо.
Месяца через два после посева, хлопок цветёт, отцветает и на нём вырастают плоды — зелёные коробочки. К осени коробочки созревают, становятся коричневыми, лопаются. Из них белым пушком выглядывают волокна хлопка. Женщины собирают эти пушки вместе с семенами хлопка и набивают ими мешки.
Хлопок собран. Узбек в чалме и халате взваливает на бурый горб верблюда мешки с хлопком, садится на них и, покачиваясь, едет в город по пыльной дороге. Там он продаёт свои мешки с хлопком на хлопко-очистительный завод и возвращается домой.
На заводе рабочие из туркмен и узбеков распаковывают хлопок и бросают его к трубе. Труба всасывает в себя и подаёт хлопок в машину-джин, которая очищает его от семян и сора.
Очищенный хлопок рабочий сбрасывает в люк в огромный ящик на рельсах. Когда ящик наполняется доверху чистым хлопком, другой рабочий откатывает его под пресс. Пресс сжимает хлопок в кипу. Кипу обшивают джутовой тканью, стягивают железными обручами и отправляют в Россию на бумагопрядильную фабрику.
В пути из Туркестана в Россию хлопковые волокна слёживаются и так перепутываются, что из них невозможно прясть ровные и тонкие нити. Поэтому прежде чем пустить хлопок в прядильную машину, его пропускают через кипоразбиватель. В кипоразбивателе есть несколько пар зубчатых валиков, которые быстро вращаются и своими зубцами разрыхляют хлопок. Из кипоразбивателя хлопок выходит мягким холстом и навивается на свалку.
Как ни мягок холст, однако волокна хлопка на нём всё ещё перепутаны, скручены в жгутики, как волосы неряхи. Их надо расчесать. И рабочий берёт хлопковые холсты и пускает их в чесальную машину. Машина металлическими щётками (кардами) расчёсывает хлопок, и он выходит из неё нежной рыхлой лентой, из которой уже можно прясть ровную пряжу.
Прядильная машина вытягивает хлопковые ленты в тонкие нити, туго скручивает их и наматывает на веретена. Работница внимательно следит за веретёнами. Если нить почему либо вдруг оборвётся, она соединяет её и время-от-времени веретена с нитками заменяет пустыми.
В Туркестане до сих пор ещё существует кустарный способ бумагопрядения. Узбекские женщины, сидя на пёстрых подушках, левой рукой тянут нить из хлопковой кудели, а правой крутят веретено.
Веретена с нитками из прядильного отделения передают в ткацкое. Там на ткацких станках работницы ткут из ниток белые ткани. Нитки, называемые основой, ровным рядом тянутся вдоль станка, а поперёк станка быстро скользит челнок, переплетая основу поперечными нитями (утком).
В туркестанских кишлаках1) и теперь ещё можно видеть как трудолюбивый узбек ткёт свои грубые ткани на самодельном станке. Он вешает свой нехитрый станок на перекладину, основу привязывает к дереву, а уток продёргивает рукой.
1) Кишлак — деревня.
Белые бумажные ткани с ткацких фабрик отправляют на ситцепечатные, чтобы придать им праздничный вид, украсить их яркими цветами и узорами.
Узбеки до сих пор раскрашивают свои ткани первобытным способом. Они берут доску, вырезывают на ней несложные узоры, доску смазывают краской и печатают на белых холстах.
На фабриках раскраска производится с помощью ситцепечатных машин. У машин есть медные валики, на которых художники гравируют узоры. К валикам прикреплены ящики с различными красками.
ссыпной пункт.
В одном ящике — красная, в другом — жёлтая, в третьем — бледно-зелёная и т. д. Валики крутятся, смачиваются красками, печатают узоры и белая скучная ткань превращается в те яркие многоцветные ситцы, из которых шьют платья, платки и рубашки.
Так из хлопкового семени вырастает рубашка.
В Туркестане много хлопка и нет хлеба. В СССР много хлеба и нет хлопка. Чтобы купить ситца жене на платье, а себе и сыну на рубашки, русский крестьянин продаёт излишки хлеба на ссыпной пункт. Хлеб отправляют в Туркестан, и там узбек покупает его на те самые деньги, которые он получил от хлопко-очистительного завода за свой хлопок.
|