Сделал и прислал Кайдалов Анатолий. _____________________
Все люди, и большие и маленькие, как только выйдут из дома на улицу, сразу становятся пешеходами.
Легко ли быть пешеходом? Чего легче! Шагнул левой ногой, шагнул правой, левой-правой, левой-правой. Только и всего.
Шагать и в самом деле нетрудно. По комнате, по парку, по лесной тропинке. Но улица — не парк, а шоссе — не тропинка. Настояш;ий пешеход — это тот, кто спокойно идёт по шумному городу и по тихой дороге, кто не шарахается от автомобилей, мотоциклов и автобусов. Настоящий пешеход ведёт себя на улице уверенно, шофёры относятся к нему с уважением. Настоящий пешеход не мешает машинам и сам никогда под машину не попадёт.
А как всему этому выучиться?
Машины ездят по строгим правилам. Каждый водитель знает эти правила назубок. Шофёры учатся в автомобильных школах, ходят на уроки, сдают экзамены: всё ли запомнили?
Для пешеходов тоже есть правила. Если их не знать, ни за что не стать хорошим пешеходом.
Мы приглашаем тебя в особую, необычную и очень важную школу: пешеходную. Хочешь в ней учиться? Пожалуйста! Но имей в виду: мы будем сначала рассказывать, а потом спрашивать — хорошо ли ты выучил урок? Ответишь на вопрос правильно — можешь перейти к новому уроку.
Школа — это не только занятия. Какие же уроки без весёлых перемен? Что ж, будут и у нас переменки, для отдыха и развлечения.
Школа пешеходов открывается! Приглашаем на первый урок.
Начинается учёба. Слушай внимательно, ничего не пропускай.
Первый наш вопрос такой: ты любишь играть в прятки? А кто не любит! Тогда второй вопрос: тебе нравится водить?
Нравится или не нравится, водить приходится всем. А что ты говоришь, прежде чем открыть глаза и отправиться на поиски?
Наверное, ты говоришь так: пора не пора — иду со двора. Это такая присказка. Сказал, обернулся, огляделся по сторонам
Только мы сейчас не играем, а учимся. В школе пешеходов. И присказка у нас будет другая: пора не пора — не ходи со двора!
Если ты играешь в прятки, прячься только во дворе.
Если ты катаешься на самокате, не выезжай на улицу.
Если сел на велосипед Тут и разговаривать не о чем: пока не подрастёшь, правила строго-настрого запрещают ездить по улице на велосипеде.
Отчего такие строгости? Оттого, что на улице очень много машин и все они ездят быстро. А во дворе машины появляются нечасто и едут не торопясь. Так сказано в правилах для водителей: в проездах между домами, во дворах, где играют дети, вести машины медленно и очень аккуратно.
Давай-ка еш;ё раз, чтобы лучше запомнить: пора не пора — не ходи со двора!
Первый урок закончен. Теперь, пожалуйста, иди отвечать.
Вот картинки, которые нарисовал для тебя художник. Ребята играют в футбол, а мяч у них выкатился на улицу, прямо на мостовую. Кто, по-твоему, поступает правильно, а кто нарушает правила?
Вопрос серьёзный. Ведь тот, кто нарушает правила, мешает водителям да и может угодить под колёса
Подумал? Ответил? Теперь загляни в самый конец книжки. Там есть отгадка: художник нарисовал правильный ответ.
Первый урок закончился. Звенит звонок, зовёт на перемену.
В нашей школе открылась автомобильная выставка. Заглянем туда.
Вот самые первые машины. Они пришли на смену лошадям. Медленно и с грохотом катили эти машины по булыжной мостовой, а прохожие удивлялись: чудо какое, карета без лошади едет!
Пока ты разглядывал старинные машины, уже и звонок зазвенел. Пора на второй урок.
Этот урок будет потруднее первого: мы с тобой на улице.
Тут тебе не тихий, спокойный двор. Мчатся автомобили, проносятся юркие мотоциклы, солидно, не торопясь движутся грузовики, подъезжают к остановкам автобусы и троллейбусы. Недолго и растеряться
Тот, кто выучит правило, которое мы сейчас проходим, ни на какой улице не растеряется.
Внимание! Вот это правило:
Мостовая для машин, тротуар для пешехода!
Просто так правил не бывает. У каждого есть свой смысл: почему так, а не наоборот. Широкая мостовая нужна машинам — они сами большие, да и скорость у них гораздо больше, чем у нас с тобой. А нам, пешеходам, вполне хватит и тротуара. Здесь мы в полной безопасности. И удобно: дома, магазины, киоски с мороженым — всё рядом.
Опытный пешеход никогда не будет расхаживать по мостовой. Даже не сойдёт с тротуара: опасно, и водителям помеха. А для тех, у кого плохая память, кто не очень твёрдо знает правила, в опасных местах ставят прочные железные ограждения. Иногда их красят в яркие цвета — чтобы было заметнее. Такие барьеры ещё раз напоминают: ни шага с тротуара!
А если не в городе? Если не на улице, а на шоссе? Тогда правило звучит чуть иначе: дорога для машин, обочина для пешехода! И ходить надо по левой стороне обочины, чтобы машины ехали тебе навстречу. Водитель вовремя тебя увидит, и ты вовремя заметишь машину.
Рассмотри внимательно две картинки. Кто прав, а кто не прав? Если сам не сумеешь ответить, попроси помош;и у взрослых. Школа у нас необычная, и уроки необычные: правильные подсказки разрешаются. А теперь — на перемену!
Мы снова на выставке машин. Вот какие автомобили пришли на смену самым первым, похожим на карету. Они стали удобнее и ездят быстрее. Есть среди них и такси, и автобусы, и грузовики. А под колёсами у них был уже не булыжник, а ровный асфальт.
Два урока позади. Ты уже умеешь правильно ходить по тротуару. И твёрдо помнишь, что мостовая — для машин.
Но рано или поздно приходится ненадолго сойти с тротуара. Не просто так, от нечего делать, а чтобы перейти улицу.
Где попало и как попало улицу переходить нельзя. Ничего опаснее и не придумаешь. Того и гляди попадёшь под машину. Вот мы и займёмся сейчас очень важным делом: будем учиться переходить улицу.
Мостовая — для машин, значит, пешеходу нечего на ней задерживаться. Начал переходить дорогу — не трать время попусту, иди самым коротким путём — напрямик.
А где переходить улицу? Конечно, только там, где это разрешается. Но как узнать то место, где переход разрешается? По полоскам, которые нарисованы прямо на мостовой.
Полосатый переход называют «зеброй». И правда— похоже. А зачем нужны полоски? Чтобы ты сразу заметил, где переходить улицу. И чтобы водитель увидел издалека: здесь может появиться пешеход.
Посмотри повнимательнее — нет ли неподалёку лестницы, которая ведёт вниз, под землю? Есть? Это — подземный переход. Он самый безопасный. По нему и надо переходить улицу. Спокойно, удобно и быстро. Идёшь подземным коридором, а машины едут поверху. Никто никому не мешает.
Запомни: когда рядом есть подземный переход, по мостовой улицу переходить нельзя!
Посмотри на картинки. А как бы поступил ты на месте этих людей?
Эти машины можно увидеть не только на выставке, но и на улице. Их сделали, когда твоей маме и твоему папе было примерно столько же лет, сколько тебе сейчас. И хотя с той поры прошло немало времени, эти автомобили по-прежнему служат людям.
Начнём новый урок с повторения. Где надо переходить улицу? Правильно, по пешеходному переходу: где нарисованы белые полоски—«зебра» или по подземному переходу.
Но есть тихие-тихие улицы, а тем более переулки или, может быть, дороги, по которым проезжает одна машина в час. И нет там ни полосок на мостовой, ни подземных лестниц Если ты думаешь, что здесь можно разгуливать где попало, то ошибаешься.
Какую бы улицу ты ни переходил, не спеши ступать на мостовую. Дорога должна быть хорошо и далеко видна. Справа и слева. А то, не ровён час, выскочит из-за поворота автомобиль!
Не сходя с тротуара, посмотри налево: не приближаются ли машины. И обязательно подожди, пока все они проедут. Но почему налево? Да по той простой причине, что с этой стороны и едут машины.
Внимательно посмотрел? Свободна дорога? Тогда иди. Быстро, но не беги. Дойдёшь до середины улицы — остановись. И опять посмотри внимательно, на этот раз направо: оттуда идёт встречный поток машин.
Давай еш;ё раз повторим. Стоишь на тротуаре — посмотри налево. Посреди дороги — посмотри направо.
А если приближается машина? Не пытайся перебегать дорогу — не успеешь. Как ни беги, автомобиль едет быстрее. Подожди, пока он проедет мимо.
Но где ждать, если ты на самой середине улицы? Там и жди. Прямо на белой черте, которая делит мостовую на две части. А на переходах через широкие улицы часто рисуют белой краской островок. Здесь ты в полной безопасности. Это место так и называют: островок безопасности.
А теперь, пожалуйста, разберись: кто на картинках правильно переходит улицу, а кто мешает движению и рискует попасть под машину. И как только разберёшься, можешь отдохнуть. Половина учёбы позади, объявляем большую перемену.
На большой перемене можно подольше по быть на выставке машин. Узнаёшь? Здесь собра ны вместе хорошо тебе знакомые автомобили автобусы, троллейбусы, фургоны и самосвалы Они каждый день выезжают на улицы. И рас ставлены они так не случайно — в таком же по рядке они ездят по улицам. Присмотрись! Авто бусы и троллейбусы — поближе к тротуару, гру зовики чуть подальше от тротуара, а самые быст рые автомобили, легковые,— у середины дороги
Отдохнули — и за дело. А в пешеходном деле самое трудное — переходить дорогу. Так что и на пятом уроке будем учиться тому же. Многое мы уже знаем, пора заняться и светофором.
Машина идёт за машиной. Конца не видно. Такая вот улица, что никак её не перейти. Будешь стоять с утра до самого вечера.
Но вспыхнул перед машинами красный огонь светофора — и все шофёры нажали на тормоза. Стоят автомобили, не шелохнутся. А для пешеходов загорелся зелёный свет — можно идти через дорогу.
Ты, конечно, знаешь, что означают сигналы светофора. Красный свет — стой! Зелёный — иди! Жёлтый — не торопись, будь внимателен, сейчас светофор переключится.
Такие цвета выбрали совсем не случайно. В правилах для водителей и пешеходов ничего случайного нет.
Какого цвета аварийная машина? А пожарная машина? Только красного. Этот цвет тревожный, он напоминает нам об опасности. Увидев ярко-красную пожарную машину, все расступаются, останавливаются, дают ей дорогу.
Так и с красным сигналом светофора. Увидел его — остановись. Не переходи дорогу. Пропусти автомобили, трамваи, автобусы.
А почему жёлтый цвет? Это цвет предупреждения: будь внимателен. Машины, которые работают прямо на дорогах,— бульдозеры, краны, асфальтовые катки — обычно выкрашены в жёлтый цвет. Дорожные рабочие надевают яркие жёлтые куртки. Водители издалека видят жёлтое, сбавляют скорость, осторожно ведут машины.
И ты, пожалуйста, будь осторожен, увидев
жёлтый сигнал светофора. Не спеши, обожди.
Наконец зажёгся зелёный свет. Теперь спокойно переходи дорогу. Зелёный цвет — спокойный, приятный. Это цвет травы и листьев. На заводах и фабриках стены и станки красят зелёной краской: так лучше работается.
Красный — стой, жёлтый — жди, зелёный — иди. Вот и вся наука, которую мы проходим с тобой на пятом уроке. Не очень сложно, зато очень важно. И знать надо назубок. Поэтому проверь себя ещё раз по картинкам.
Этим машинам можно ехать и на красный свет. Они очень торопятся: «Скорая помощь»—к больному, пожарная — к горящему дому. А куда спешит этот ярко-жёлтый автомобиль с синей полосой, с разноцветными огнями-маячками на крыше? И что значат три буквы, написанные на его борту,— ГАИ?
ГАИ — это Государственная Автомобильная Инспекция. А люди в милицейской форме, которые едут в ярко-жёлтом автомобиле,— это инспекторы ГАИ. Они следят, чтобы на дорогах всегда был порядок. Чтобы водители строго соблюдали цравила. И пешеходы тоже. А если где-то случится непорядок, если нужна помощь, машина ГАИ мчится на место происшествия. Вспыхивают маячки, громко гудит сирена: посторонитесь!
Этим машинам — особое уважение, им всегда дают «зелёную улицу», то есть и красный сигнал светофора для них всё равно, что зелёный.
И пешеходы, услышав сигналы этих машин, обязательно остановятся, подождут, пока они проедут, а потом уже начнут переходить улицу.
Полосатая палочка, которую держит в руках милиционер-регулировщик, называется жезлом.
Регулировщик — строгий хозяин, все его слушаются. А не послушаешься — он засвистит в свисток и взмахнёт полосатым жезлом: остановитесь, пожалуйста, вернитесь на тротуар.
Регулировщик «разговаривает» только жестами. Поворачивается влево и вправо, взмахивает палочкой — то поднимет её, то опустит. Давай разберёмся, что означают жесты «хозяина» дороги.
Для нас, для пешеходов, сигналов немного.
Если регулировщик стоит к нам лицом или спиной — это то же самое, что красный сигнал светофора.
Если перегородил путь вытянутой рукой — тоже надо остановиться и подождать.
Поднял жезл вверх: внимание. Можно считать, что на светофоре зажёгся жёлтый сигнал.
Регулировщик повернулся к тебе боком, руки опустил вниз или развёл в стороны. Вот теперь можно переходить дорогу. Это как зелёный свет. Иногда хозяин дороги даже показывает жезлом — мол, проходите, не бойтесь, я машинам путь закрыл, шагайте спокойно. А кое-когда и поторапливает: пожалуйста, быстрее, не задерживайте движения.
Вот и вся премудрость.
Если на перекрёстке стоит милиционер-регулировщик, посмотри на него внимательно. Все его жесты понятны. Он всегда придёт тебе на помощь. Для того он и вышел на перекрёсток, чтобы помогать водителям и пешеходам.
Хорошо ли ты запомнил сигналы хозяина дороги? Давай-ка посмотрим, как ты справишься с очередным заданием.
Бели грузу в машине тесно, нужен прицеп. А как узнать, что едет автомобиль с прицепом? По трём оранжевым фонарикам над кабиной.
Если у автомобиля сломался мотор, его нужно взять на буксир. А как узнать, что одна машина тянет за собой другую? По зажжённым фарам. Они должны гореть даже в ясный день.
Чтобы стать шофёром, надо получить разрешение от врачей. Водитель должен быть здоровым и крепким. И обязательно с хорошим зрением. Чтобы издалека заметить выбоину на дороге, встречную машину или зазевавшегося прохожего.
Но самые зоркие глаза не увидят того, чего увидеть нельзя.
Вдоль тротуара посадили деревья и кусты. Как приятно здесь гулять! Но вдруг из-за деревьев и кустов выскакивает человек — и бегом через улицу. Шофёр никак не мог увидеть его заранее. Успеет ли затормозить или объехать?
Запомни: с шофёром нельзя играть в прятки. Когда ты выходишь на дорогу с бульвара или из сквера, из сада или из леса, водитель тебя не видит. Остановись и хорошенько посмотри по сторонам!
А вот другой случай. У тротуара стоит машина. Вроде бы ничего опасного: стоит ведь, а не едет.
Не ступай на мостовую рядом со стоящей машиной! Ты опять играешь в прятки с водителем той машины, которая едет по дороге: он тебя не видит. Он думает, что на дороге никого нет, и мчится во весь опор.
Не переходи дорогу рядом со стоящей машиной!
А где нужно обходить троллейбус или автобус, когда они стоят на остановке,— спереди или сзади?
Не здесь и не там. Не обходи их вовсе. Подожди чуть-чуть. Троллейбус и автобус закроют двери и отправятся в путь. Дорога будет хорошо видна — и тебе, и всем водителям. И ты спокойно перейдёшь улицу по переходу.
Погляди, кто из нарисованных пешеходов ведёт себя правильно, а кто нет. Проверь по отгадкам в конце книжки.
Наша автомобильная выставка вот-вот закроется. Давай осмотрим большие и неторопливые машины. Они работают на улицах: подметают, поливают, убирают снег, чинят асфальт. И подмигивают нам жёлтым огоньком на крыше: осторожно, не подходите близко!
С чего начинается учёба в обычной школе? Если ты этого ещё не знаешь, то очень скоро узнаешь. Учёба начинается с азбуки.
В нашей школе не так. Азбукой мы закончим учёбу. Только азбука будет особая — дорожная.
Ты, конечно, видел вывески и таблички вдоль дорог, на улицах, возле тротуара. Это дорожные знаки. Они рассказывают водителям, где можно ездить, а где нельзя, куда разрешается повернуть, а куда не разрешается, можно ли тут останавливаться и не надо ли ехать потише.
Это и есть азбука дороги. Запоминать её всю назубок пока не надо. Но некоторые дорожные знаки должен знать каждый пешеход. И ты тоже.
Вот знак пешеходного перехода. Здесь, и только здесь, можно переходить улицу.
Вот знак подземного перехода. Увидел такую картинку — значит, переходить дорогу можно только по подземному переходу.
Правда, понятные знаки? Посмотришь и сразу догадываешься, что они означают.
Тогда запомни ещё несколько.
Этот знак разрешает ездить только на велосипеде.
А если изображён велосипед в красном кружке — значит, здесь ездить на велосипеде строго-настрого запрещено.
Эта дорога — для пешеходов, машинам тут делать нечего.
А сюда нам с тобой, пешеходам, заходить нельзя. Придётся поискать другую дорогу.
И ещё один знак — вот такая длинная стрелка. По этой улице все автомобили едут в одну сторону. В ту сторону, куда показывает стрелка. Значит, когда переходишь дорогу, незачем глядеть налево и направо. А надо только налево. Или только направо.
Вот и закончился последний урок. Теперь
последняя в этой книжке проверка: правильно ли понял пешеход дорожные знаки?
Мы тебя поздравляем. Ты внимательно занимался на уроках и хорошо ответил на все вопросы. И совсем скоро станешь настояш,им пешеходом.
Но почему скоро, а не прямо сейчас? Потому что выучить — это ещё не всё. Чтобы ходить по улицам одному, надо немного подрасти. А пока не теряй времени зря. Тренируйся. Как только выйдешь на улицу с мамой или с папой, с дедушкой или с бабушкой — словом, с кем-нибудь из взрослых, так проверяй себя: хорошо ли ты запомнил правила, о которых рассказано в книжке. И если что-нибудь вдруг забыл, то не стесняйся спросить у старших.
И, пожалуйста, будь на улице внимательным и аккуратным. Не подводи нас. Обещаешь?
ДЛЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Михаил Кривич и Ольгерт Ольгин
ШКОЛА ПЕШЕХОДА
Художник И. Кабаков
ИБ № 2675
Редактор Е. Рыжова. Художественный редактор О. Ведерников. Технический редактор О. Кистерская. Корректор Н. Шадрина. Подписано в печать с готовых диапозитивов 03.04.89. 60X90'/». Бумага офс. № 1. Гарнитура школьн. Печать офсет. Усл. печ. л. 3,0. Усл. кр.-отт. 14,0. Уч.-изд. л. 3,85. Тираж 300 ООО экз. Изд. № 1736. Заказ № 2691. Цена 40 коп. Издательство «Малыш». 121352, Москва, Давыдковская ул., 5. Калининский ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомби-нат детской литературы им. 50-летия СССР Госкомиздата РСФСР. 170040, Калинин, проспект 50-летия Октября, 46.
40 коп.
|